Если человек громко разговаривает. Практические постановки голоса при общении

"В одной из радиопередач услышала, что появились специалисты, которые по голосу могут не только определить характер человека по голосу, интеллект, диагностировать различные болезни, но даже предсказать судьбу человека. Если это правда, подскажите, как попасть к ним на прием?"

К. Лямина, Смоленск

Насчет судьбы, конечно, преувеличение, художественный вымысел, - улыбается профессор Владимир Петрович МОРОЗОВ, заведующий лабораторией невербальной коммуникации Института психологии Российской академии наук, - а что касается всего остального - чистая правда. Сам голос независимо от того, какие слова произносятся, несет колоссальный объем информации, можно определить характер человека по голосу и многое многое.

Согласитесь, ни для кого не составит труда угадать, кто говорит по телефону: мужчина, женщина или ребенок, но далеко не каждый сумеет определить физические данные говорящего: высокий человек или низкий, худой или толстый, молодой или не очень... Эксперты нашей лаборатории практически безошибочно определяют по голосу пол, рост, вес и возраст. Причем обмануть их трудно даже тогда, когда кто-то достаточно искусно имитирует детский голосок (помните, как великолепно это делала Рина Зеленая?) или мужчина начинает говорить тонким женским голосом.

- Интересно, как им это удается? Ну мужчина или женщина - это понятно, но где в звуке "спрятаны" рост и вес?

Дело в том, что голос напрямую связан с анатомией и физиологией: он зависит от строения тела в общем и органов голосообразования в частности. Напомню, что звуки рождаются при колебаниях голосовых складок, которые подобно струнам натянуты в гортани. Они могут совершать от 80 до 10 000 и более колебаний в секунду, причем колебаться как всей своей массой, так и отдельными участками. Установлено, что под влиянием нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы, голосовые складки изменяют свою длину, толщину, степень напряжения. Сокращение их различных участков и обусловливает всю богатейшую гамму звуков, подобно тому как нажатие пальцами на гитарные струны в разных местах дает различное звучание.

Высота голоса зависит от длины складок, а сама длина их и толщина - от строения гортани: чем она больше, тем длиннее и толще складки, тем ниже голос, и обладатель этого голоса, следовательно, выше, потому что большая гортань - преимущество высоких людей.

Бывают, правда, исключения из правил: природа награждает низкорослого человека большой гортанью или мощными резонаторами. Ведь тембр голоса, его сила, окраска зависят не только от длины и толщины складок, но и от строения резонаторов. Знаете, почему великий Карузо пел тенором, хотя имел басовые голосовые складки? Резонаторы "размером не вышли".

Глотка, носоглотка, рот, полость носа и его придаточных пазух - это верхние резонаторы, а трахея, бронхи и легкие - нижние. У каждого человека эти органы имеют индивидуальные особенности, поэтому и голоса так несхожи между собой. Голос приобретает индивидуальную окраску в момент, когда младенец первым криком заявляет о своем явлении в мир. Родился обладатель уникального голоса! Не важно, что он никогда не будет певцом, голос его неповторим, он единственный.

- А как же искусные имитаторы? Скажем, всеми любимый Винокур или те же "Куклы". Для нас, телезрителей, голоса звучат "один к одному".

Для вас - может быть, но не для эксперта, который, применяя современные методы и аппаратуру, любой голос способен разложить, что называется, по полочкам, то есть по тембровым, ритмическим, частотно-амплитудным, интонационным параметрам. Подобно тому, как графологическая экспертиза выявляет искуснейшую подделку почерка, так и наши методы позволяют распознавать имитацию чужого голоса. Можно скопировать интонации, некоторые особенности произношения, но стопроцентно подделать голос практически невозможно. Не случайно на этой основе развивается целое научное направление в криминалистике. Это свойство голоса нашло применение и в... бизнесе. В крупнейших банках мира многие сейфы запрограммированы не только на парольную фразу, но и на голос владельца. Стоит, скажем, какому-то обертону отклониться в сторону - и сейф не отзовется, сколько бы к нему ни взывали " Сезам, откройся!".

- Итак, вы меня убедили, что с помощью голоса можно идентифицировать личность и даже нарисовать ее, этой личности, портрет: высокий-низкий, худой-толстый, молодой-старый...

Добрый-злой, открытый-замкнутый, скромный-заносчивый, - продолжает Владимир Петрович. - Не только физиологический, но и более важный для нас психологический портрет. Если человек говорит быстро, четко, напористо, завершая мысль, он энергичен, реактивен, из тех, кто сначала делает, а потом думает.

А вот если говорит медленно, как бы взвешивая каждое слово, - нетороплив, обстоятелен, анализирует ситуацию, любит семь раз отмерить, прежде чем отрезать. Человек, произносящий слова скороговоркой, глотающий окончания, не связывающий фразы логически, по характеру, интеллекту и по жизни такой, как его речь. Если только это не речевая "маска", специально выработанная манера, как у Талейрана, например. Этот умнейший дипломат и политик специально говорил невнятно, что-то бормотал себе под нос, зато потом всегда мог отказаться от своих слов и сказать, что его просто неправильно поняли.

Уже говорилось, что голос связан с анатомией и физиологией, поэтому практически любое заболевание так или иначе влияет на звучание голоса. В первую очередь, естественно, на нем отражается состояние голосового и артикуляционного аппаратов и резонаторов. Мы знаем, как неузнаваемо он меняется при различных ОРВИ, бронхитах, тонзиллитах, синуситах... Но вот, казалось бы, с голосовым аппаратом все в порядке: нет воспаления, каких-либо анатомических изменений, а голос все слабеет и слабеет - развивается фоностения. Причина этого недомогания кроется в глубоких отделах центральной нервной системы, там, где расположены центры, ответственные за деятельность голосового аппарата, воспроизведение и восприятие речи.

Сложная электроакустическая обработка голоса, произносящего фразы, выражающие разные эмоции - радость, горе, гнев, страх, показала, что каждое состояние имеет свой набор отличительных акустических признаков. Например, для горя - это наибольшая длительность слога, характерные "подъемы" и "съезды" в высоте звуков, для страха отличительными оказались резкие перепады силы голоса, нарушение темпоритма, увеличение пауз...

- Мне кажется, что и без электроакустической обработки каждый из нас способен определить эмоциональное состояние собеседника и его отношение. Бывает, тебе любезно говорят: "Как я рад вас видеть!", а слышится: "Ну какого... тебя принесло!" Фальшивая интонация, как и улыбка, читается без труда.

Вы правы. Мозговые центры, ответственные за восприятие эмоциональной окраски речи, звуков, начинают работать чуть ли не с момента рождения. Двухнедельный малыш безошибочно реагирует на эмоциональную окраску обращенной к нему речи, хотя слова, их значение он начнет понимать гораздо позже, когда в левом логическом полушарии "дозреют" речевые центры.

Но знаете, что показали недавно проведенные нами исследования? Наблюдается тотальное "притупление" эмоционального слуха, причем уже на уровне дошкольного, школьного возраста.

- Владимир Петрович, нельзя ли поучаствовать в вашем эксперименте и проверить эмоциональный слух?

Конечно, можно. Я дам вам прослушать одну и ту же фразу, произнесенную с разной интонацией замечательным актером Олегом Валериановичем Басилашвили, а вы будете ставить галочки в графах "гнев", "страх", "удивление", "радость", "норма". Слушайте внимательно...

А теперь подсчитаем галочки. По результатам тестирования вы набрали 75%. Совсем неплохо. Этот и другие тесты предлагаются абитуриентам, поступающим в театральные вузы, консерваторию, будущим дикторам радио и телевидения. Мы же предлагали их не только "лирикам", но и "физикам". Результаты не были неожиданными: у людей художественных и гуманитарных профессий эмоциональный слух оказался лучше, чем, скажем, у программистов ЭВМ и математиков, инженеров. У большинства женщин с эмоциональным слухом все в порядке, в среднем он на 10-15% лучше, чем у мужчин. Огорчили дети - подрастающее, так сказать, поколение. Более чем у половины участвовавших в эксперименте (а это были ученики обычных средних московских школ) эмоциональный слух понижен, искажен. Представьте, более 60% оценили гневные и угрожающие интонации как нейтральные, записали их в графу "норма". Это говорит о глубоком перерождении нашей психики: агрессия в сознании многих вытолкнула норму и заняла ее место. Повсюду начинает доминировать агрессивно-оборонительный стиль отношений. С малых лет дети привыкают либо нападать, либо обороняться. Это становится нормой.

- А не проводились ли подобные исследования среди политиков, чиновников, наделенных властью? Интересно, как у них с эмоциональным слухом.

Политиков пока не удалось охватить, а вот психологические портреты "новых русских" мы попытались нарисовать. Только у небольшого числа обследуемых такие необходимые качества, как высокий интеллект, компетентность, чувство собственного достоинства, уважительное отношение к партнерам и сослуживцам, проявились в достаточной мере. Психологические же портреты подавляющего большинства оставляют желать лучшего. Работать над ними и работать!

- Скажите, у вас есть рецепт, как это сделать?

При Институте психологии РАН открывается центр, где каждый желающий может узнать, как его воспринимают, как он выглядит в чужих глазах, и получить ряд практических советов, как улучшить свой психологический портрет и, следовательно, увеличить свое влияние на окружающих. Ведь имидж - это не только модный макияж и костюм от престижного портного, но и ваш голос, манера говорить, общаться. Помните, с чего начал профессор Хиггинс, когда задумал из грязной уличной цветочницы сделать даму высшего света? Не потребовалось ни пластических операций, ни прочих, сложных ухищрений - девушку просто научили ГОВОРИТЬ.

Беседовала О. ЗЕДАЙН

Голос - ваша визитная карточка. Сейчас для многих - политиков, бизнесменов, банкиров, менеджеров и прочих - он становится важнейшим инструментом работы. Так постарайтесь, чтобы никто не мог сказать: "Лучше бы он рта не открывал".

Для тех, кто приехать в институт не может, даем несколько практических советов. Звонкость, полетность голос приобретает за счет верхних резонаторов. Максимально использовать их возможности и исправить глухое звучание голоса помогут следующие упражнения:

1. Стоя или сидя сделайте короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом без напряжения произносите с вопросительной интонацией "м" или "н". Старайтесь ощутить вибрацию в области носа и верхней губы.

2. Глубоко вдохните. Выдыхая, произносите одно из следующих слов: "бимм", "бонн", "донн". Протяжно произнося последнюю согласную, добивайтесь ощущения вибрации в области носа и верхней губы.

3. Глубоко вдохните. Выдыхая, протяжно произнесите слоги "мимм", "момм", "мамм", "нинн", "нанн", "нунн" и т. д.

4. Глубоко вдохните. На одном выдохе сначала произнесите коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: мо-моо, ми-мии, му-муу, ни-нии, но-ноо и т. д.

Выполняя упражнения для нижних резонаторов, старайтесь произносить гласные "о" и "у" как можно более низким голосом и протяжно, добиваясь ясно выраженного резонирования в области грудной клетки.

1. Стоя, положите руку на грудь. Зевните с закрытым ртом и зафиксируйте гортань в нижнем положении. на выдохе произнесите звук "о" или "у", стараясь почувствовать вибрационные движения грудной клетки. Если этого не получается, искусственно вызовите вибрацию легким постукиванием рукой в области грудины.

2. Стоя, положите руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произнесите гласные "о", "у" длительно и протяжно.

Выполняя то же движение, на выдохе произносите слова: "око", "окно", "олово", "молоко", "мука". В голосообразовании принимает участие и артикуляционный аппарат - губы, язык, мягкое небо, нижняя челюсть. От того, насколько четко, быстро и согласованно он работает, зависят хорошая дикция и звучность голоса.

Занимаясь перед зеркалом, следите за тем, чтобы в упражнении принимали участие только органы артикуляции, а нос, лоб и глаза оставались неподвижными. Каждое упражнение делайте медленно, плавно.

1. На счет "раз" опустите нижнюю челюсть примерно на два пальца. На счет "два-шесть" удерживайте это положение. Медленно закройте рот.

2. Опустите нижнюю челюсть и медленно двигайте ею вправо и влево.

3. Опустите нижнюю челюсть, медленно выдвигайте ее вперед и возвращайте в исходное положение.

4. Рот закрыт, губы сомкнуты. На счет "раз" растяните губы в стороны, обнажая зубы и как бы произнося звук "иии". На счет "два-три" удерживайте губы в этом положении. На счет "четыре-пять" вытяните губы трубочкой вперед. На счет "шесть-семь" растяните губы в стороны.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

громкий голос - Если человек постоянно говорит очень громким голосом, это может свидетельствовать о его привычке командовать, самоуверенности и самомнении, принадлежности к обществу, где все стараются перекричать друг друга, а также подчас о наличии у него… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

ГРОМКИЙ - ГРОМКИЙ, громкая, громкое; громок, громка, громко. 1. Сильно звучащий, хорошо слышный. Громкий голос. Громко (нареч.) говорить. Громкий разговор. 2. перен. Получивший широкую известность. Громкое имя. Громкая слава. Громкий процесс. Громкое дело… … Толковый словарь Ушакова

- ▲ голос человек чревовещание. чревовещатель. чревовещать. песня. петь. хмыкать. вслух. сорвать голос. голос сорвался. пустить [дать] петуха. спасть с голоса. ↓ фонация. сказать, говорить ▼ …

голос - (не) слышать собственного голоса Neg, восприятие (не) узнавать собственного голоса оценка возвысить голос изменение, много возвышать голос изменение, много воскликнуть громким голосом действие, непрямой объект говорит голос действие,… …

громкий - ая, ое; гро/мок, громка/, гро/мки 1) Сильно звучащий, далеко и хорошо слышный. Громкий голос. Громкий стук. Громкие удары. Она [Елочка] слышала, как большими, громкими глотками пил он воду (Куприн). Синонимы: громогла/сный … Популярный словарь русского языка

громкий - воскликнуть громким голосом действие, непрямой объект раздался громкий голос существование / создание, субъект, факт раздался громкий крик существование / создание, субъект, факт раздался громкий смех существование / создание, субъект,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

- ▲ интенсивный звук < > тихий (звук) громкий интенсивный звук; большой громкости. громко. громовой. громоподобный. громозвучный. полнозвучный. форте. фортиссимо. оглушительный. как набат. ↓ шум, громкий голос … Идеографический словарь русского языка

ГОЛОС - муж. глас церк. звук, звон, тягучий шум разного рода; звук или зык из гортани человека или животного. Какой голосища у него, не чета нашему голосишке (голоску, голосочку, голосенку). Есть голос и у нема, да речей нет. | Напев, последовательность… … Толковый словарь Даля

ГОЛОС - ГОЛОС, а (у), мн. а, ов, муж. 1. Совокупность звуков, возникающих в результате колебания голосовых связок. Громкий, тихий г. Певческий г. Г. потерять, лишиться голоса (1) охрипнуть; 2) лишиться певческого голоса). В г. кричать (очень громко;… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Читаем вместе. Навигатор в мире книг № 11 (40) 2009 , Отсутствует. Журнал «Читаем вместе. Навигатор в мире книг» создан для возрождения интереса к чтению и книге, как площадка для пропаганды чтения среди взрослых и подрастающего поколения. Со страниц издания… Купить за 54.99 руб электронная книга
  • Личная жизнь , Виктор Пронин. «С самого утра Алексей почувствовал беспокойство. Словно накануне знал о каком-то важном предстоящем деле и забыл. С этим настроением он завтракал, ехал в автобусена работу, просидел весь…

Интонации голоса меняются в зависимости от эмоционального или физического состояния. Важно обнаружить определенные закономерности. Если какая то характеристика неизменно проявляется, то можно делать вывод о возможных мыслях или поступках другого человека.

Речевых характеристик очень много, поэтому имеет смысл фокусироваться на наиболее информативных из них:

Время от времени встречаются люди с громким голосом. Что кроется за этим? Для оценки значимости этого необходимо понять, в каких ситуациях человек говорит громко. Чаще всего громкий голос принадлежит людям, которые пытаются контролировать ситуацию и людей. Громкость несколько подавляет, а иногда даже пугает.
Поэтому люди, стремящиеся к доминированию, использующие авторитарный способ управления, часто пользуются этим приемом. В отдельных случаях манера громко говорить у человека может сочетаться с постоянным перебиванием собеседника. Это не только попытка установить контроль над ситуацией, но и свидетельство эгоизма и невоспитанности. Некоторые считают, что громкий голос отвечает уверенным в себе людям. Однако во многих случаях это не так. Скорее, громко говорят люди, желающие, чтобы на них обратили внимание. Другого способа привлечь к себе внимание они не знают, то есть речь идет о демонстративности поведения.
Иногда люди используют громкий голос для пущей убедительности. Подобная манера говорить действует на людей, но только на запуганных, слабых, неуверенных в себе или ленивых, предпочитающих, чтобы за них решения принимали другие.
Часто приходится наблюдать, когда громким голосом люди пытаются компенсировать маленький рост, плохое телосложение и т. д.
Порой манера громко говорить отражает нежелание проявлять внимание к собеседникам. Люди, уверенные в себе, прибегают к громкому голосу редко и к месту, чаще всего для определенного давления.

Тихий голос может принадлежать человеку, уверенному в себе, который не видит необходимости доминировать в разговоре или привлекать к себе внимание. Тихий голос иногда указывает, наоборот, на нерешительность, отсутствие настойчивости. Часто таким голосом обладают люди высокомерные, вынуждающие своей манерой говорить прислушиваться к ним.
Каждый раз, услышав чей то тихий голос, не следует спешить с выводами. Лучше присмотреться к человеку и понять, чем обусловлен подобный голос, в каких ситуациях он используется.
В шумных местах человек, обычно говорящий тихо, вынужден начать говорить громче. Если этого не происходит, значит, ему не хватает наблюдательности, восприимчивости, возможно, он чрезмерно высокомерен.
Если в процессе общения человек говорит тихо, спокойно смотрит в глаза, его жесты неторопливы, то ситуация в целом для него комфортна. Тихий голос может сочетаться с нежеланием смотреть в глаза и суетливыми жестами. Значит, человек испытывает дискомфорт, возможно, ему не хватает уверенности в себе.
В любом случае стоит присматриваться к выражению глаз и жестам.

Быстрая речь

Надо различать постоянную быструю речь и реакцию на определенные обстоятельства. Замечено, что чаще всего люди с быстрой речью весьма активны и умеют, не задумываясь, принимать решения. Этому типу людей иногда не хватает осторожности, чрезмерная импульсивность приводит в некоторых случаях к поспешным выводам.
В отдельных случаях быстрая речь служит компенсацией неуверенности, желанием привлечь к себе внимание. И то и другое обусловлено низкой самооценкой.
Убыстренная речь может указывать и на ложь собеседника. Слова слетают с его губ быстро, так как он желает скорее освободить себя от ложной информации. Под потоком слов легче скрыть правду.
В подобных ситуациях надо обратить внимание на другие сигналы и понять, нет ли в них признаков волнения или неуверенности.

Медленная речь

Наиболее часто встречаются два следующих варианта. Медленно, спокойно и тихо говорят уверенные в себе люди. Медленно говорят и люди, находящиеся в состоянии дискомфорта, на что должны указывать другие сигналы.
Иногда в процессе разговора говорящий может замедлить свою речь, если он хочет подчеркнуть какой то важный момент, если его что то беспокоит или смущает, если он сочиняет или устал.
Глубоко задумавшиеся люди часто замедляют свою речь.

Запинающаяся речь

В речи некоторых людей много остановок и пауз. Медленная речь имеет свой ритм, в запинающейся речи пауза возникает чаще всего неожиданно, продолжительность пауз тоже меняется. Паузы могут быть вызваны неуверенностью, нервозностью, смущением. Иногда это указывает на неискренность. Но вероятна и обратная ситуация. Человек хочет высказаться более точно, он подыскивает слова, в результате возникает пауза.
Чтобы определить, чем обусловлена пауза, стоит присмотреться к языку тела. Человек может начать запинаться, если он взволнован или лжет. Желательно обратить внимание на его глаза, частоту дыхания, жесты. По этим признакам и надо судить о состоянии человека. Лгун будет не только запинаться, но и избегать взгляда собеседника, прикрывать ладонью рот или другие части лица.
Нервный человек сопровождает речь с паузами суетливыми движениями рук и ног. Если же человек всего лишь стремится точно выразить свою мысль, то его концентрированность должна проявиться в глазах и жестах.
Конечно, желание сконцентрировать свое внимание приводит к таким же паузам, которые часто возникают в речи очень болтливых людей. Но у последних пауза связана с потерей нити разговора, о чем очень выразительно говорят движения глаз.
В отдельных случаях медленная речь переходит в явное запинание, что, скорее всего, связано с большой нервозностью, а может быть, даже и с заболеванием.

У каждого из нас высота голоса во время разговора с другими людьми меняется. И на это есть вполне определенные причины.
В большинстве случаев голос становится выше от радости, страха, возбуждения и т. д. Голос «срывается» от большого эмоционального напряжения. Различные эмоциональные состояния подтверждаются языком тела, поведением людей.
Когда человек устал, загрустил, подавлен или желает произвести на других впечатление, то голос становится значительно ниже. Но и в этом случае необходимо обратить внимание на язык тела.

Речевые ударения

Надо внимательно прислушиваться к речевым ударениям. Желая подчеркнуть какое то слово и мысль, говорящий может использовать речевое ударение. Его легко распознать, если одновременно воспринимать язык тела. Например, одновременно с речевым ударением говорящий иногда наклоняется вперед, кивает головой, поднимает руку и т. д. Еще раз подтверждается правило, что желательно научиться замечать в поведении собеседника отклонение от стереотипности, привычного. Тогда удается понять как намерения человека, так и его характер.


Сегодня меня заинтересовал человеческий голос и тот факт, что одна и таже фраза из уст разных людей воспринимается совершенно по разному. Я сама для себя задала вопрос, а что я знаю о голосе. Я знаю, что голос любого человека развивается и формируется в процессе взросления, голос каждого человека разный и может меняться, при этом голос каждого человека остаётся всегда уникальным и неповторимым.

Не так давно я попала на страницу сайта с приглашением посетить уроки красноречия http://krasno.com.ua/uroki-krasnorechiya-v-kieve/ и подумала о том, что уроки ораторского искусства полезны для большинства из нас, хотя бы для того, чтобы научиться доносить свои мысли до собеседника. С помощью речи люди могут общаться, чувствовать друг друга, рисовать психологический портрет других людей, чей голос они слушают и порой не всегда видят.

Согласно популярным канонам психологии взаимоотношений женщинам очень нравится баритон, а мужчины начинают неровно дышать когда слышат грудной, нежный голос у женщин, о таком голосе иногда говорят, что он как будто льётся изнутри. Вы замечали, что голос очень часто выдаёт возраст человека, но чаще всего по голосу мы можем понять его эмоциональное состояние (гнев, страх, радость, тревогу и пр.). В результате многократных наблюдений было отмечено, что негативные эмоции в процессе разговора увеличивают возраст, а положительные эмоции – словно омолаживают.

Женщины, у которых голос громкий, звонкий, скорый, высокий по тону – болтушки. Они прячут и от себя и от окружающих переживания, словно бегут от нерешенных проблем. У таких, как правило, яркая и живая жестикуляция. Они падают ниц перед агрессивными людьми, Их чувство страха заставляет их бояться препятствий на жизненном и поэтому они стараются их избегать.

Женщины, которые обладают сухим, монотонно звучащим голосом, холодны и скупы на проявление эмоций. Как правило у них очень правильная, железная логика, которой они руководствуются в жизни, в своих действиях и поступках. Обладатели отрывистой и быстрой речи – владеют собой (строгий самоконтроль высокого уровня), умеют сдерживать свои порывы.

Тихий голос – признак нехватки сил для самовыражения. Такие люди думают, что они никем не видимые. Часто болеют, им присущие сутулость, боли в позвоночнике и пояснице. Интересно, что этим людям свойственно достаточно громко говорить в пределах своей квартиры или рабочего места, но при этом они теряют силу голоса в общественной городской среде, в этом случае они не смогут громко петь, кричать или даже просто громко говорить.

У детей силу голоса часто заглушать родители, учителя и пр. А вот заглушать его как раз и не стоит, наоборот – развивать. Сильный голос – признак уверенного в себе человека, не замкнутого, смелого. У сильной личности, независимо от пола, нет тихого голоса. Они уверено заявляют о себе властным голосом.

Голос напрямую зависит от наследственности: у кого-то приятный голос, а кто-то не обладает таковым. Но над голосом надо активно работать. Можно немного изменить тон, высоту. Это нужно делать, ведь голос – эффективное психологическое орудие, которое действует на подсознание других людей (высота и тембр голоса).

У юных и молодых людей звонкий и высокий голос. Они энергичные, неопытные, часто ошибаются. Таких лиц редко когда назначают на высокие посты. Пронзительные и высокие тона присущие тревожно–мнительным личностям. Такой тон голоса может смущать и раздражать собеседников, он в состоянии легко спровоцировать возникновение чувства дискомфорта, поэтому подсознательно у нас не возникает доверия к такому голосу.

Людям, обладающим низким голосом повезло: они самодостаточные, уверенные и интеллектуально развитые. Таких людей воспринимают всерьез. Исследование показали, что привлекательность мужчины с низким голосом и приятным тембром, с точки зрения женщин выглядит сильным и желанным, и чем ниже голос тем сильнее эти чувства.

Низкий бархатный голос вызывает различные ассоциации, вплоть до любви, даже если собеседника с этим голосом никогда и не видели, в этом случае уместно вспомнить о том, что нам свойственно в некоторых случаях подсознательно считывать генокод. Темпераментость обладателей низких голосов известна издревле и эта характеристика в равной степени относиться и к мужчинам, и к женщинам. Голос низкий, грудной – воспринимается как более сексуальный, по сравнению с громкими и звонкими голосами.

Если ваш голос слишком громкий, скорый, то надо работать над собой. Ведь если не контролируешь эмоции, то голос первый, кто заявит об этом. Если вы не мастер красноречия, то лучше говорить коротко, четко, по существу.

Есть люди, которые постоянно говорят на повышенных тонах. «Не кричи!» – просим мы их. А они отвечают: «Я не кричу, это у меня голос такой!» Лукавят, голос у них нормальный, а вот высокие и громкие ноты выдают психологические проблемы этих людей. Давайте попробуем разобраться, какие именно.

Один мой знакомый на вопрос: «Почему ты расстался с этой женщиной, ведь ты так её любил, даже готов был усыновить ее детей от первого брака?» – ответил: «Они все время орут. По любому поводу. Это невыносимо!»

Вы, наверняка, замечали, что в минуту волнения или неуверенности мы часто начинаем говорить громче обычного. Будто защищаемся или просим о помощи, сами об этом не подозревая. Если вы слышите крик, нужно отреагировать. По большому счету, крик и есть тем пресловутым «SOS!», который взывает к окружающим с просьбой:
Заметить
Помочь
Понять
Остановиться
Измениться и т.д.

То есть, в конечном итоге, крик обращен к окружающим. Порой он является очень важным . И требует немедленной реакции. В общем, он говорит о том, что человеку плохо и ему нужна помощь. Вроде все прозрачно, что тут еще обсуждать.

Но, оказывается, не все так просто. Иногда повышенные тона используются для других целей :

Подавления других
Подавления собственного страха и беспокойства
Самоутверждения и т.д.

В конце концов, крик может быть просто дурной привычкой, впитанной с молоком нерадивой матери, которая постоянно орала на своего ребенка.

Привычка орать родом из детства

Есть такие семьи, где на детей много кричат. Почему? Можно попробовать найти этому логическое объяснение, вроде того, что ребенок не слышит и не воспринимает обычного тона речи, к нему приходится обращаться многократно, поэтому и кричим, мол, чтоб быстрее дошло.

Вот в этом, на мой взгляд, и кроется главный секрет родительских повышенных тонов. Хочется добиться результата быстрее и меньшими усилиями. Просто лень что-то объяснять ребенку, долго и нудно его уговаривать. Легче и быстрее прикрикнуть, и все будет по-нашему. Но в итоге, в сознании ребенка вырабатывается определенный стиль и алгоритм общения. И постепенно он привыкает к крикам и требует все большего увеличения децибел и все более гневной родительской реакции. А потом и сам приучается общаться с людьми на повышенных тонах.

Так обычная родительская лень порождает долгоиграющие проблемы в общении и жизни человека. Во взрослой жизни мы неизменно копируем полученные в детстве родительские модели поведения. Получается, что «это у меня голос такой!» с детства. Многим из нас в своей осознанной взрослой жизни приходится бороться с , в том числе, и с привычкой решать вопросы на повышенных тонах.


Крик не решает проблемы

Кроме всего прочего, это наиболее легкий путь разрешения конфликта или проблемы. Он будто лежит на поверхности. На самом деле, крики не решают проблем, точнее, они приводят только к временным и поверхностным результатам. Скорей всего, чтобы избежать негативного эффекта, который оказывает на психику, барабанные перепонки и наше настроение чужой крик, мы выполним просьбу, сделаем что-то, чтоб этот крик прекратить. Так сказать, примем экстренные меры. Но сама причина конфликта останется неразрешенной, ситуация рано или поздно повторится, и тогда жди нового приступа крика.

Жена может сколько угодно повышать голос на мужа, разбрасывающего всюду свои носки. И, чтобы избежать ее крика он будет делать вид, что старается быть аккуратным. Но это будет не осознанное его решение, связанное с пониманием того, что это следует делать, чтоб не создавать жене проблем и не нарушать порядок в доме. Это скорее одолжение, которое не искореняет плохую привычку. Стоит на время удалить из квартиры источник раздражения (то есть жену), как носки вновь разбегутся по всему периметру жилища.

Вы, наверняка, замечали, что нам тяжело что-то делать из-под палки, то есть под воздействием гневного окрика. Человек так устроен, наиболее ценными становятся для него осознанные поступки. То есть те, которые он совершает добровольно из собственных добрых побуждений. Как добиться такого добровольного осознанного поведения от детей и взрослых, это уже вопрос другой статьи. Но криком добиться этого бывает довольно сложно, особенно, если такой стиль общения привычен в вашем окружении. Ко всему люди привыкают, в том числе, к сожалению, и к крикам, больше не воспринимая их в качестве экстремальных сигналов бедствия.

Иногда приходится наблюдать разнузданные голосовые баталии на различных политических и ток-шоу. Все кричат, никто никого не слышит, не уважает и не хочет понять. Порой такого же типа диалоги случаются и между супругами. В результате, не рождается истина, не решается проблема, а увеличивается пропасть непонимания и усугубляется конфликт. Что хуже всего, уходит любовь и уважение…

Не введитесь на крики

Каковы бы ни были причины повышенных тонов, не уподобляйтесь кричащему и не переходите на уровень его децибел. Иногда совершенно очевидно, что именно этого он и добивается. Будьте спокойнее, мудрее и сильнее. Спокойный анализ ситуации, подчеркнуто тихий голос иногда действует поразительно, как громоотвод. Еще лучше, отзеркалить состояние оппонента, согласившись с его криком и попробовав его объяснить со своей точки зрения. «Я понимаю , что ты психуешь, что тебе плохо, что ты нервничаешь и т.д. Мне тоже плохо… Но… Давай… »

Эти три волшебных слова должны помочь вам вытянуть страдальца из состояния крика.

Я понимаю… Вы не отталкиваете его, не отмахиваетесь как от навязчивой крикливой мухи, чье жужжание вам изрядно надоело или вывело из себя. Вы пытаетесь понять и принять то, что с ним происходит. Это первый и главный ваш шаг.
Но… Дает вам возможность выразить свое отношение к происходящему, помогает терпящему бедствие посмотреть на ситуацию под другим углом, найти обратную связь, настраивает на анализ ситуации и помогает найти выход из нее.
Давай… попробуем… Это уже волшебство. Спасение. Выход. Это то, чего собственно от вас и ждали, повысив голос. Тут уж только от вашей мудрости, доброты и широты души зависит результат.

А вообще, всем нам, пожалуй, нужно помнить: когда человеку хорошо и он счастлив, он не кричит. Может быть, нам просто стоит стать добрее и помочь друг другу быть счастливыми, и тогда негативно заряженные крик и повышенные тона уйдут из нашей жизни.