Есенин Сергей - Сторона ль моя, сторонка. Слушать стихотворение Есенина Сторона ль моя сторонка

Сергей Александрович Есенин

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса…

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.

В первых есенинских сборниках моделируется особое художественное пространство: размеренная жизнь патриархальной деревни подчиняется законам природы и православной веры. В изображениях крестьянского быта есть место не только для живописного пейзажа или картин праздничных гуляний, но и для прозаических подробностей вроде тараканов или яичной скорлупы.

Неуловимое или зримое присутствие божественных силважная особенность деревенского топоса Есенина. Неземные образы просты и конкретны: Господь является старому страннику в образе нищего, а Богоматерь, несущая сына на руках, снова приносит высокую жертву, обрекая дитя на гибель ради спасения земного мира.

Тематика и идейное наполнение художественного текста 1914 г. соответствует основным тенденциям ранней есенинской лирики. За риторическим обращением к родному краю следует пейзажная зарисовка. Лирический герой с нежностью и сочувствием изображает «печальные места», малоурожайную землю: недалеко от леса и речки притулилась деревня, из построек которой упомянута лишь небольшая церковь. К олицетворенному образу последней автор применяет глагольную метафору «чахнет». Художественный прием служит средством, включающим небогатый храм в перечень скромных, ничем не примечательных объектов природного мира. Несомненна связь образа с божественным началом: крест, венчающий здание, доходит до облаков. Потомки тех, кто обосновался на скудной земле, не могут похвастаться достатком, но живут по мудрым законам предков, в согласии с природой и православными традициями — такова глубинная мысль, обобщающая зарисовку.

Во второй части текста появляются богомольцы — персонажи, причастные к таинствам веры, носители истинных религиозных чувств. Их образы также «вырастают» из природного окружения: после упоминания о весеннем половодье возникает метонимическая, подчеркнуто прозаическая деталь — пот. Интересно, что он льется не с лиц или тел странников, а с их атрибутов: посошков и котомок. Портрет путников дается в финальном эпизоде. Изображение худых, загорелых и запыленных лиц, измученных долгой дорогой, дополнено метафорой «выглодала». Троп аналогичной структуры сообщает о христианском смирении, сближающим характеры персонажей с кротким образом Спасителя.

Яркой стилевой приметой текста стало использование диалектной лексики. Придавая интонациям произведения оригинальный рязанский колорит, она применяется для характеристики разнородных деталей: почвы, песни кукушки и вещей богомольцев.

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса.

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веки выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.
1914

Лия Хамматова Знаток (495) 1 год назад

Чередование женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Размер - четырехстопный хорей.

Aleks Гуру (4519) 12 месяцев назад

Сергей Есенин - Сторона ль моя, сторонка

Storona l moya, storonka,
Gorevaya polosa.
Tolko les, da posolonka,
Da zarechnaya kosa.

Chakhnet staraya tserkvushka,
V oblaka zakinuv krest.
I zabolnaya kukushka
Ne letit s pechalnykh mest.

Po tebe l, moyey storonke,
V polovodye kazhdy god
S podozhochka i kotomki
Bogomolny lyetsya pot.

Litsa pylny, zagorely,
Veko vyglodala dal,
I vpilas v khudoye telo
Spasa krotkogo pechal.

Cnjhjyf km vjz, cnjhjyrf,
Ujhtdfz gjkjcf/
Njkmrj ktc, lf gjcjkjyrf,
Lf pfhtxyfz rjcf///

Xf}