Есенин о своем творчестве. Тема родины в творчестве Есенина

Творчество Есенина – творчество подлинно великого национального поэта. Оно не укладывается ни в какие рамки «крестьянской поэзии». Однако при жизни Есенин был накрепко привязан критикой к группе «крестьянских поэтов». Близкий друг Есенина поэт Сергей Городецкий рассказывает: «Он терпеть не мог, когда его называли пастушком, Лелем, когда делали из него исключительно крестьянского поэта. Отлично помню его бешенство, с которым он говорил мне в 1921 году о подобной трактовке его». Позднее, в 1924 году, Есенин признавался одному из друзей: «Если бы ты знал, до чего мне надоело быть крестьянским поэтом! Зачем? Я просто поэт, и дело с концом!»

«Традиционный» взгляд на Есенина как на крестьянского поэта, явно сужающий идейные, эстетические, тематические границы его поэзии и заведомо снижающие ту огромную роль, которую сыграло творчество Есенина в развитии всей советской и мировой поэзии, долго господствовал в критической литературе о поэте. В известной мере он дает знать о себе и сегодня.

Бесспорно корни поэзии Есенина – в рязанской деревне. Не случайно с такой гордостью говорил он в стихах о крестьянском первородстве: «У меня отец – крестьянин, ну, а я – крестьянский сын». Не случайно в революционные дни семнадцатого года Есенин видит себя продолжателем кольцовских традиций.

Но не следует забывать и упускать из виду еще одно очень важное обстоятельство. Россия была страной крестьянства. Три русские революции XX века – это революции в крестьянской стране. Крестьянский вопрос всегда волновал передовые умы России. Вспомним Радищева, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого.

Историей был дан России один-единственный путь решения «крестьянского вопроса» - путь социалистического переустройства русской деревни. Принимая этот путь умом, Есенин чувствовал сердцем, что преодолеть его Руси крестьянской будет далеко не так легко и просто, как это казалось иным его современникам. Отсюда постоянные тревожные, порой мучительные раздумья Есенина о будущем крестьянской Руси.

Трудно представить то волнение, которое испытал Есенин, когда держал в руках рукопись «Анны Снегиной», на последней странице которой была обозначена дата ее рождения: «январь 1925 Батум».

Если в поэме «Песнь о великом походе» большое внимание Есениным уделено рассказу о тех исторических предпосылках, которые привели к крушению самодержавия, то в «Анне Снегиной» главная тема – Октябрь, деревня. Поэма полна драматических коллизий, связанных с судьбой народа, и прежде всего крестьянских масс, в революции.

Сколько зримых, конкретно-исторических событий Октябрьской эпохи и прежде всего непримиримой классовой борьбы в русской деревне, сколько общечеловеческого, вечного, что веками составляло суть духовной и плотской жизни рода людского и что продолжает волновать нас всех и каждого, смог вместить Есенин в характеры, поступки, а точнее – в сложные, драматически противоречивые судьбы своих главных героев и прежде всего Анны Снегиной. Он наделил их глубоко индивидуальными, неповторимыми чертами. Каждый из них живет на страницах поэмы своей жизнью! У каждого в сердце своя любовь; каждый из них по-своему заблуждается и ошибается в поисках истины, наконец, по-своему видит красоту мира и всей душой предан России.

Время – самый справедливый критик. Ныне всем нам ясно, что в «Анне Снегиной», «Песне о великом походе», «Стране негодяев» и других эпических произведениях Есенина с наибольшей полнотой раскрывается его творческий путь как художника, который вместе с другими зачинателями советской литературы закладывал в те годы фундамент поэзии социалистического реализма.

Вся поэзия Есенина направлена на то, чтобы поддержать, окрылить человека, раскрепостить его духовно и создать для него такие условия общественной жизни, чтобы он действительно смог стать Человеком.

С публицистической страстью и гражданской убежденностью и одновременно с огромной художественной силой говорит Есенин о непримиримом, социально-классовом столкновении двух моральных, нравственных начал в современной общественной жизни, о двух «концепциях» Человека, а другую принесла человечеству Октябрьская революция.

Стихотворение «Русь», как и ряд других, давало Есенину полное право сказать позднее о том, что отделяло его творчество от буржуазно-декадентской литературы в годы мировой войны: «Резкое различие со многими петербургскими поэтами в ту эпоху сказалось в том, что они поддались воинствующему патриотизму, а я, при всей своей любви к рязанским полям и к своим соотечественникам, всегда резко относился к империалистической войне и к воинствующему патриотизму У меня даже были неприятности из-за того, что я не пишу патриотических стихов на тему «гром победы, раздавайся», но поэт может писать только о том, с чем он органически связан»

Есенин был кровно связан с жизнью народа и прежде всего с жизнью русского крестьянства. Красота родных русских раздолий, язык сограждан, молодецкая удаль и грустная боль русской песни, в которой звенит народная душа, - все это было для поэта органически родным и близким. Все, что несло горе и страдание его народу, было чуждо поэту. Есенинская лирика уходит своими корнями в ту реальную действительность, которая окружала поэта. Торжественно, призывно звучат многие есенинские стихи первых революционных лет. Примечательно в этом отношении известное стихотворение «Небесный барабанщик», созданное поэтом в 1918 году.

Листьями звезды льются

В реки на наших полях.

Да здравствует революция

На земле и на небесах!

Души бросаем бомбами,

Сеем пурговый свист.

Что нам слюна иконная

В наши ворота высь?

Нам ли страшны полководцы

Белого стада горилл?

Взвихренной конницей рвется

К новому берегу мир.

Все слитнее, нераздельнее становится в произведениях поэта, посвященных эпохе Октября, пафос историзма и революционной романтики, все отчетливие проявляются в них черты, столь характерные для эпической поэзии.

В 1925 году на Кавказе – в Баку и Тифлисе – выходят две новые книги Есенина – «Русь Советская» и «Страна Советская».

К сожалению, многие, очень многие, писавшие о Есенине, особенно вскоре после смерти поэта, видели в нем прежде всего лишь «певца уходящей патриархальной крестьянской Руси». Находились критики, которые вообще были готовы «отлучить» Есенина-поэта и особенно гражданина от революционной действительности.

Оторвать поэта от важнейших событий его эпохи, противопоставить его творчество времени и истории, представить его вне социальных бурь революционных потрясений, свидетелем и очевидцем которых он был, - это значит убить поэта, убить общественное и национальное звучание его поэзии.

Он поступал так по велению своего сердца, своей совести, своего гражданского долга:

Теперь года прошли,

Я в возрасте ином.

И чувствую, и мыслю по-иному.

Поэзия Есенина в высшей степени драматична и правдива, она полна острых социальных конфликтов и поистене трагедийных коллизий, порой, казалось бы, неодолимых противоречий. «Сорокоуст» и «Анна Снегина», «Пугачев» и «Песнь о великом походе», «Русь уходящая» и «Капитан земли», «Исповедь хулигана» и «Стансы», «Москва кабацкая» и «Персидские мотивы» - поначалу трудно даже представить, что все эти поэмы и стихи написал один человек и за такое короткое время.

И тем досаднее и огорчительнее, что в прошлом противоречия во взглядах и творчестве поэта чаще всего объяснялись лишь индивидуальными чертами характера Есенина, «раздвоенностью» его личности, другими субъективными мотивами.

Особенно подчеркивалась мысль о «раздовенности» лирического героя поэзии Есенина, об идиллической влюбленности поэта в русскую патриархальную старину и «отстраненности» от революционной действительности, когда речь заходила о таких стихах и поэмах, как «Сорокоуст», «Черный человек», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая», « Я последний поэт деревни. ». При этом долгое время упускалась из виду другая, объективная сторона жизни и творчества поэта. Драматизм поэзии Есенина порожден прежде всего теми историческими условиями, в которых поэт жил и создавал свои произведения. Противоречия во взглядах и творчестве Есенина являлись глубоким и серьезным отражением явлений самой жизни. Не надо сглаживать противоречия Есенина, не надо выпрямлять его жизненный путь. Этого нельзя делать даже при самых благих намерениях.

Именно в последние годы талант Есенина стал выражаться особенно полно и многогранно. И поэт это чувствовал. В автобиографии, написанной им в июле 1924 года, он отмечал: «Здесь не все сказано. Но я думаю, мне пока еще рано подводить какие – либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди». Сознание, что жизнь впереди, не покидало поэта и позднее.

Белинский однажды заметил, что сила гениального таланта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в лирике Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, плакать и смеяться вместе с поэтом.

Есенин был глубоко убежден: «Поэту необходимо чаще думать о смерти, и что только, памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь». «Он был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихией» - так воспринимал стихи Есенина Борис Пастернак.

Многие поэты, чья лира зазвучала уже после Есенина, пережили радость первой встречи с его стихами, у каждого из них в душе «свой Есенин», каждый из них сказал свое живое, взволнованное слово о великом поэте.

«Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха»

Сергей Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии и прожил всего лишь тридцать лет. Но след, оставленный им в советской поэзии. Настолько глубок, что его не стерли ни усилия некоторых глухих и слепых его современников, ни последующие десятилетия, в которых ощутимо недоверие и предвзятое отношение к поэту. Его поэзия всегда жива в душе и в памяти нашего народа, потому что она уходит корнями в толщу народной жизни.

Верный и любящий сын многомиллионной крестьянской России, Есенин жил ее верой, чувствами и надеждами. И сила и слабость русского крестьянства отразились в творчестве поэта, оказавшегося на рубеже двух эпох - старой и новой. Духовный облик поэта складывался под влиянием революции 1905 года, Февральской революции 1917 года. Сложность и противоречивость творчества Есенина могут быть объяснены только сложными обстоятельствами того исторического периода, в который он жил. Попытки понять и объяснить Есенина вне этой связи заведомо обречены на неудачу.

Есенина нельзя представлять чистым лириком, которого не коснулось время и не заинтересовала эпоха. К его творчеству можно применить известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта.

Сложным, мучительным, трудным был путь Есенина к новой жизни; это одна из самых драматических страниц истории советской литературы. Но несмотря на все падения и срывы, поэт шел по этому пути, потому что в нем никогда не умирало то главное чувство, которое владело им, - чувство не расторжимой духовной связи со своим народом.

На примере нескольких произведений Есенина я постараюсь раскрыть и понять те, чувства которые целиком захватывали поэта, в разном временном измерении; поэта, ищущего свой путь в поэтическом мире того времени.

В раннем творчестве Есенина, да и несколько позже поэт прибегает к религиозным образам, привитым его дедом с раннего детства.

В его юной голове царит невероятная путаница от прочитанных и неверно понятых книг. Христа и Будду он причисляет к «гениям», а поэтов того времени - судите сами:

В то время Белинский назвал в своем письме его апостолом невежества. Незрелость Есенина, сумбурность его впечатлений, недостаток знаний отобразились в скороспелости его суждений. Он считал, что Пушкин - циник; Лермонтов, Гоголь - грубы и невежественны; Некрасов - лицемер.

Вот таким предстает передо мной ранний поэт, который не считал себя поэтом, но был ищущим и сомневающимся юношей, который был предоставлен сам себе с детства, у которого не было человека, ставшего бы для него советчиком и наставником.

Его раннее творчество, не могу сказать, что оно было успешным, можно связать с поступлением в народный университет Шанявского и вступление в «Суриковский кружок». Эти два события порождали в Есенине новые думы и настроения. Рождаются такие стихотворения как «Сбейте мне цепи, скиньте оковы», «Поэт» - тот поэт врагов кто губит……, которые я думаю, помогают понять смуту того тяжелого времени - революцию 1905 г, тяжелое положение простого русского народа - «Кузнец» - Куй, кузнец, рази ударом…

Но Есенин не стал сознательным революционером, пребывание в «Суриковском кружке» было лишь очередным этапом в витке его творчества. Он не стал революционером, как большинство художников, музыкантов, поэтов того времени, ему это было не интересно, я думаю, что таким образом, вступая в подобного рода кружки, он просто спасался от одиночества, преследовавшего его.

Итак, Есенин, после долгих поисков самого себя, не ощущая себя городским, возвращается к поэзии о сельской природе. Его всегда привлекали вольнолюбивые и независимые натуры, русская удаль и широта души, а так же исторические темы.

И первые печатные стихи Есенина - это стихи о природе - «Береза», «Черемуха», «Пороша».

В его поэме «Песнь о Евпатии Коловрате» (о хане Батые и разорении Рязани), «Марья - Посадница» (борьба Новгорода против Москвы) и в стихотворении «Ус» (о соратнике Степана Разина) - четко прослеживается мотив русской истории, которую он знал и любил.

По моему мнению, таким образом происходило постепенное становление Есенина как поэта - лирика и фольклорного сказателя, сочувствующего своим героям.

Большое влияние на творчество Есенина произвело творчество Блока. Состоялась их встреча и Блок отметил стихи Есенина как свежие, чистые, голосистые и многословные. И с Блоком я соглашусь, так как поэмы и стихи Есенина знакомы мне с раннего детства.

Сам Есенин отметил,что стихи Блока научили его «лиричности», этому свидетельствует стихотворение «Запели тесаные дороги», где он подражал великому поэту.

Двадцать лет было поэту, когда появилась первая книга его стихов - сборник «Радуница». Победа реальной жизни над религиозными легендами.

Мировая война 1915 года, наложила отпечатки на творчество Есенина, но отклики Есенина на войну не содержали социального протеста. Он пишет очень спокойно такие стихи, как «О Русь, спокойный уголок», «Молитва матери», «Богатырский посвист», «Удалец». В стихах Есенина того времени отражалось плачевное состояние деревни в царской России - «Гой, ты Русь моя родная…», «Спас». Но любовь к Родине порождалась не только грустными картинами нищего крестьянства, а он видел ее и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, веселыми рощами, с малиновыми закатами и звездными ночами - этому свидетельствуют такие стихи как: «Заголубели долы», «Черемуха машет рукавом», «Не бродить, не мять в кустах багряных».

Изображение человека в общении с природой дополняется у Есенина еще одной весьма заметной особенностью - любовью ко всему живому: зверям, птицам, домашним животным. С необычайной личностью и жалостью он пишет стихи: «Корова» , «Песнь о собаке» (прочитав это стихотворение Горький писал: «Я сказал ему, что на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных).

Вспоминая свои юные годы, Есенин писал в автобиографии: «Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов». И он пишет стихи по структуре напоминающие стихи Кольцова, у которого лапти и рванные кафтаны прочно вошли в поэзию: «Думы мои, думы», «В хате», «Молотьба».

Стихотворение «О Русь, взмахни крылами», было написано вскоре после Февральской революции, иллюзия надежды на перемены отразилась в творчестве Есенина.

Я согласна с положительными отзывами на «Радуницу» известного литературоведа П. Саккулина, «Народный златоцвет», в которой он одним из первых указывал на то, что творчество Есенина находится в « струе художественного фольклоризма», что в его поэзии «говорит непосредственное чувство крестьянина, природа и деревня обогатили его язык дивными красками». «Для Есенина нет ничего дороже Родины», - делал верное заключение Саккулин («Вестник Европы», 1916, № 5, стр. 205, 208).

«Поэтическое творчество русского народа не замерло: оно приняло лишь новые формы» - утверждал он. Так творчество Есенина уже служило веским аргументом в серьезном литературном споре.

В откликах на Февральскую революцию поэт совершенно не касается каких-либо конкретных исторических фактов или жизненных обстоятельств.

Можно утверждать, что Есенин в своем отношении к революции разделял настроение патриархальной части русского крестьянства, пассивных его слоев, далеких от идеи сознательной революционной борьбы, верных строзаветным законам деревни и иллюзорной мечте о том, чтобы жизнь протекала в прежнем русле, но без помещичьего гнета и насилия царских чиновников.

Октябрьская революция усилила политическую борьбу в стране.

Ярким свидетельством тогдашней позиции Есенина служат его наброски к поэме «Анна Снегина», в которой он пытался изобразить острую литературную борьбу, вызванную революцией:

«Возмездие достигло рока,

Рассыпались звенья кольца.»

О позиции Есенина в период революции можно судить по некоторым фактам его биографии. Поэт Д.Семеновский вспоминал: «Известно, что в ответ на обращение Совнаркома «Социалистическое отечество в опасности» , написанное В.И. Лениным в связи с немецким наступлением в 1918 году, Есенин записался в боевую дружину. То время диктовало свой подход к литературе, и Есенин совместно с М.Герасимовым и С.Клычковым написал текст «Кантаты», которая исполнялась при открытии мемориальной доски - памятник передовым борцам Октябрьской революции. Так же поэт написал стихотворение «Небесный барабанщик» - это пафосное стихотворение, веры в победу революции. В его стихах начинает звучать тема братства и единения, появляется публицистичность, лозунговость - «Кто хочет свободы и братства, Тому умирать нипочем!», «Да здравствует революция На земле и небесах!» Так революционная эпоха врывалась в стихи проникновенного лирика, вносила в его творчество пафос и высокое воодушевление.

Он написал даже киносценарий «Зовущие зори», в соавторстве с Герасимовым, Клычковым и писательницей Павлович и принимал самое горячее участие. Н.Павлович вспоминает: «Есенин не мог не видеть недостатков нашего незрелого детища, но он своей рукой переписывает большую часть чистового экземпляра сценария, не отрекаясь от него желая довести до печати» (Альманах «Литературная Рязань», книга вторая,1957 г.Здесь впервые опубликован сценарий «Зовущие зори»)

Есенин принимал участие в занятиях Пролеткульта, живо интересовался творчеством пролетарских поэтов. И в этом не было ничего неожиданного, так как поэты были выходцами из крестьян, не порвавших связей с деревней. Но в Пролеткульте не было единого мнения о нем и в рецензии на сборники Есенина, опубликованной в одном из пролеткультовских журналов, говорилось: «Идеология Есенина очень определенна: это левое народничество…. Пролетарским поэтом Есенина назвать никак нельзя. Тем не менее, он настолько крупен и своеобразен, что не присматриваться к нему внимательно не может и пролетариат».

Но пролеткультовские журналы публиковали и противоположные оценки творчества поэта: «совершенно ненужный пролетариату», «уходит прямо в лагерь реакции». Подобное отношение к Есенину заведомо обрекало его на неудачу сблизится с Пролеткультом. И он вместе с Коненковым и Клычковым поддат заявление в Московский Политкульт с просьбой организовать при нем секцию крестьянских писателей. Но это стремление стать ближе к революционному искусству, потерпело неудачу. Слово «большевик» не было для Есенина только средством поэтического языка и он делает попытку вступить в члены Коммунистической партии. Но его не приняли. Есенин, как и все остальные поэты, был захвачен в духе времени пафосом революции. есенин поэт дункан иманжист

Теперь разберемся, какие же изменения в творчестве Есенина произошли в связи с Октябрьской революцией?

Поэт стремился коснуться жизненно важных для русской деревни вопросов, пытается осознать значение великого исторического поворота в судьбах русского крестьянства. Однако его попытки осложняются недостаточной четкостью политических взглядов, беспомощностью перед трудными политическими вопросами, и прежде всего перед одним из важнейших - о русском крестьянстве и пролетарской революции. Мучительные поиски привели его к сближению с эсеровскими кругами. Он искал политического самоопределения. И труднее, чем многим, было найти верную позицию Есенину, связанному с патриархальной деревней. Он вступает в «скифство» и печатается в газете «Знамя труда» - произведения «Октоих», «Пришествие», «Инония», «Сельский часослов». Все они были отмечены религиозной символикой. Использование библейской символики - весьма характерная примета литературы первых лет революции. Библейские образы, мифы и притчи были емки по смыслу и вполне понятны представителям самых разных слоев.

Но не религиозные проблемы волнуют поэта, а все же судьба крестьянства.

Постепенно, он отошел от партии эсеров и покинул «скифов», поняв, что пошел не по истинному пути, замечая, что он расходился в вопросе о национальных особенностях русского народа.

Поэт искал новую точку опоры, новую жизненную позицию, иные средства художественного выражения.

Он присоединяется к иманжинистам, которые отнимали у Есенина его славу, не давая взамен ничего ценного, отделываясь мусором своих политических строк. Они создавали видимость поэтической школы, а на самом деле были отмечены всеми признаками богемы самого низшего пошиба, о чем говорил их литературный быт и постоянные скандалы для рекламы. И именно иманжисты разрушили его брак с Зинаидой Николаевной Райх. Есенин никогда не мог отделаться от мысли, что совершил неверный шаг, бросив семью. Разрушение домашнего очага влекло за собой другое бедствие - бездомность и бесприютность поэта. Так иманжистская среда не только пыталась изуродовать поэтическое дарование поэта, но и калечила его личную жизнь. Но иманжисты не смогли подчинить подлинное дарование поэта холодному и расчетливому шутовству. Есенин не потерял собственного поэтического голоса. На фоне однообразных словесных упражнений иманжистов, поэзия Есенина отличалась яркой самобытностью. И В.Брюсов, писал: «Третий видный иманжист, С.Есенин, начинал, как «крестьянский» поэт. От этого периода он сохранил гораздо больше непосредственного чувства, нежели его сотоварищи…. у Есенина четкие образы, певучий стих и легкие ритмы».

Есенин уезжает заграницу. Он обратился к образно - бытовой символике и пришел к выводу, что именно в ней нужно искать истоки подлинной поэтичности. Но печаль об уходящем владеет поэтом, и он чувствуя себя привязанным к прошлому. Неумение отчетливо понять настоящее, увидеть приметы будущего временами приводят поэта к фатализму и в его стихах все чаще звучит слово «рок» -

Мир таинственный, мир мой древний,

Ты, как ветер, затих и присел.

Вот сдавили за шею деревни

Каменные руки шоссе.

Так испуганно в снежную выбель

Заметалась звенящая жуть.

Здравствуй, ты, моя черная гибель,

Я на встречу к тебе выхожу!

В этом стихотворении поэт сравнивает себя с затравленным волком, попавшем в окружение врагов. Мучительные мысли преследуют Есенина, изнуряя его, порождая безразличное и равнодушное отношение к жизни - «Не жалею, не зову, не плачу….»

И находясь в терзаниях и во внутреннем уходе из мира тех представлений, в которых он жил, он пишет - «Нет любви ни к деревне, ни к городу», «Я покинул родные поля». Есенин находился в состоянии неуравновешенности, которая терзала и вызывала невыносимую боль в сердце. Он пристрастился к вину и скандалам, переживая творческий кризис - «Москва кабацкая», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут». В «Москве кабацкой» - тесно переплелись черты характера поэта с его мучительными раздумьями об эпохе, о путях России, здесь есть несомненно отзвуки того, как и чем он тогда жил. Беспутные и развращенные женщины «Москвы кабацкой», к которым Есенин обращается - не столько реальные лица, сколько отражение общей атмосферы того сложного времени.

Страшная кабацкая жизнь захлестнула поэта, и я думаю, виной этому была его слабохарактерность, неумение противостоять обстоятельствам. Сам Есенин осознавал все происходящее с ним, называл себя «озорным гулякой», «забулдыгой», «скандалистом», «хулиганом». Осознавая свое положение, Есенина мучила душевная боль и горечь, которые вызвали в нем целую тему - тему покаяния: «Годы молодые с забубенной славой, Отравил я сам вас горькою отравой». Его посещали глубокие сомнения в нужности того, что он пишет.

3 октября 1921г. Сергей Есенин знакомится Айседорой Дункан. Луначарский официально предложил танцовщице открыть школу в Москве, обещая финансовую поддержку. Однако обещаний советского правительства хватило ненадолго, Дункан стояла перед выбором -- бросить школу и уехать в Европу или заработать деньги, отправившись на гастроли. И в это время у нее появился еще один повод, чтобы остаться в России, -- Сергей Есенин. Ей 43, она располневшая женщина с коротко остриженными крашеными волосами. Ему -- 27, золотоволосый поэт атлетического телосложения. Через несколько дней после знакомства он перевез вещи и переехал к ней сам, на Пречистенку, 20. 1922г. - Есенин и Дункан сочетались браком.

Удивительно, но при всем своем огромном желании любить и быть любимой Айседора лишь однажды все-таки вышла замуж. И то, получается, по расчету -- Есенина иначе не выпускали с ней за границу. Этот брак был странен для всех окружающих уже хотя бы потому, что супруги общались через переводчика, не понимая языка друг друга. 1922-1923гг. - Есенин и Айседора совершают длительную поездку по Западной Европе и США.

Сложно судить об истинных взаимоотношениях этой пары. Есенин был подвержен частой смене настроения, иногда на него находило что-то, и он начинал кричать на Айседору, обзывать ее последними словами, бить, временами он становился задумчиво-нежен и очень внимателен. За границей Есенин не мог смириться с тем, что его воспринимают как молодого мужа великой Айседоры, это тоже было причиной постоянных скандалов. Так долго продолжаться не могло. «У меня была страсть, большая страсть. Это длилось целый год… Мой Бог, каким же слепцом я был!.. Теперь я ничего не чувствую к Дункан». Результатом размышлений Есенина стала телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив». Их развели, благо это так легко было сделать в России в то время. .1923г. - они разошлись.

1924 - 1925гг. - Есенин путешествует по Закавказью. В то же время выходит сборник "Персидские мотивы", стихотворения "Русь уходящая", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Стансы".

Поэту требовалось приложить определенные усилия, чтобы владеть собой и он находил их. Он написал поэму «Черный человек», наполненной невыразимой внутренней болью. Эта поэма была напечатана уже после смерти поэта. Эта поэма - разговор Есенина с мрачным пришельцем, который обладает страшной властью над поэтом. Я считаю, что причина появления этой поэмы - некое предчувствие скорой кончины поэта, так как это самое трагическое произведение, его двойник, вобравший в свой образ то, что сам поэт считает отвратительным и мерзким. Таково было отношение поэты к самому себе.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории советской литературы. Оно занимает видное место в художественной летописи жизни нашей страны в первые годы революции. И нам всем известна истина, что только подлинно национальное искусство становится искусством общечеловеческим.

Чем больше проходит времени, тем очевиднее общечеловеческое значение поэзии Есенина, с ее идеями гуманизма, любовью ко всему живому, это поэзия добра и тепла, понятная и близкая русскому сердцу, это та атмосфера искренности, без которой невозможно человеческое общение.

Грузинский поэт Г. Леонидзе писал о Есенине: «Мы любили его как раз за то, что он пел «своим мотивом и наречьем», выражая волновавшие всех нас «человечьи чувства», за то, что он был истинно национальным поэтом» (газета «Правда» 1965 г.).

27 февраля 1925г. - Есенин переезжает из Москвы в Ленинград и пишет свое последнее стихотворение "До свиданья друг мой, до свиданья… ".

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Вот так страна!

Какого ж я рожна,

Орал, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

И сам я здесь ни капельки не нужен.

Но его чувство сопричастности судьбе России, его чувство любви и ответственности за нее заставляют Есенина бороться до конца. Есенин ушел из жизни в 1925 году в гостинице "Англетер", не успев увидеть, как его любимую родину добровольно коллективизировали. Недаром Горький писал: "Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности, он выражал стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ России".

Трудно найти человека, который бы не был знаком с творчеством великого русского лирика – Сергея Есенина. Его поэзия настолько глубокая, нежная, эмоциональная, что с первых строк погружаешься в стихотворения и оставляешь их в сердце навсегда.

Биография Есенина достаточно противоречива. Из многих произведений мы узнаем о его разгульной жизни, знаем, что автор пользовался популярностью у женщин, да и сам был очень влюбчивым. Но в тоже время мы видим прекрасного человека, лирика, мужчину, сердце которого переполнено любовью к Родине и уважением к женщине.

Практически в каждом стихотворении поэт описывает красоту Родины, ее безграничные просторы, приятный шум зелени, стройные березы и синие озера. В любое время года, переживая трудные времена, выходя на путь революции, для автора Россия всегда была прекрасна. Он любовался ею, но в тоже время его не покидала мысль о трудной и суровой судьбе родной страны. Поэзия Есенина глубоко патриотична, но в ней сохраняется особенный стиль, который присущ поэту-лирику.

Говоря о поэзии Есенина, невозможно не упомянуть его стихотворения о любви. Любовная лирика поэта – это моя любимая часть произведений, которые всегда читаются на одном дыхании. Особое понимание отношений между мужчиной и женщиной пришло к поэту в последние годы жизни. Именно зрелый взгляд на любовь показан в сборнике стихотворений «Персидские мотивы». В последние годы жизни было написано стихотворение «Письмо к женщине», в котором, как мне кажется, автор просит прощение у всех дам, которых когда-то любил, но не смог сберечь любовь.

Введение

Поэзия настоящих больших мыслей и чувств всегда подлинно народна, всегда покоряет наши сердца суровой правдой жизни, неугасимой верой в Человека. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» – вот то главное, что выделяет Сергей Есенин в своей поэзии, в чем видит ее пафос, гражданскую устремленность. Как глубоко, самозабвенно надо любить Родину, каким гражданским мужеством, мудростью и стойкостью души обладать, чтобы столь исповедально-бескомпромиссно размышлять о своей дальнейшей судьбе и вместе с тем как пророчески дальновидно и устремленно мечтать о стальном будущем крестьянской России.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березкам и тополям.

Чем крупнее художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, противоречивее его эпоха, тем труднее порой современникам оценить истинный вклад его в духовную жизнь нации, раскрыть все грани его дарования. Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых земных перегрузок. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной природе, именно так, возвышенно - просветленно, воздействуют они на нас.

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Поэт как бы говорит всем нам: остановитесь, хотя бы на мгновенье, оторвитесь от вашей повседневной суеты, посмотрите вокруг себя, на окружающей нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны. Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина не только учат любить и хранить мир земной красоты. Они, как и сама природа, способствуют формированию нашего миросозерцания, нравственных основ нашего характера, более того, нашего гуманистического мировоззрения. Мир человека и мир природы в поэзии Есенина один и неделим. Отсюда – «половодье чувств» и мудрость мысли, естественная их слитность, сопричастность в образной плоти стиха; отсюда – прозрение, нравственная высота Есенинской философской лирики. Поэт прекрасно осознает, что отстранение человека от природы, а тем более конфликт с ней, приносит обществу непоправимый урон и нравственный ущерб.


§1.Детство и юность поэта

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895г. в селе Константинове Рязанской губернии, на берегу Оки. Родился в крестьянской семье. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду. Дед был старообрядцем, человеком суровых религиозных правил, хорошо знал священное писание. Он очень любил внука. По субботам и воскресным дням он рассказывал ему библию и священную историю. Но уже в детские годы весьма ощутимо давало о себе знать и более широкое влияние – стихия народного творчества, в которой рос мальчик. Кроме деда мальчика знакомила с народным творчеством и его бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Таким образом, духовная жизнь мальчика складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. Мальчик жил свободно и беззаботно. Он не был знаком с ранними тяготами крестьянского труда. Дома бывал мало, особенно весной и летом, рос на лоне раздольной рязанской природы. Ловил рыбу, целыми днями пропадал с мальчишками на берегу реки. Детство прошло среди полей и степей. Здесь зарождалась та великая любовь к родной природе, которая позже питала его поэтическое воображение. Еще в раннем детстве у Есенина возникла искренняя и сердечная жалость ко всему живому. Любовь к животным осталась у него на всю жизнь. Когда пришла пора учиться, мальчика отдали в константиновскую начальную школу. Есенину учение давалось легко. В свидетельстве об окончании школы говорилось: «Сергей Александрович Есенин в мае месяце сего 1909 года успешно окончил курс в Константиновском земском 4-годичном училище». Затем поступил в Спас-Клепиковское училище. Окончившие его имели право преподавать в начальных классах общеобразовательных школ, служить в гражданских учреждениях.

Интересно проходили уроки русской словесности и родного языка. Здесь Есенина окружала преимущественно крестьянская молодежь, которая тянулась к знаниям, самостоятельно размышляя над жизнью, искала свое место в нем. Именно здесь, в Спас-Клепиковской школе, начинается поэтический путь Есенина. Закончив эту школу с отличием, он вышел из нее «учителем школы грамоты». Летом 1912г. Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. Есенин целиком был предоставлен самому себе, не было мыслящей среды, не оказалось и человека, который мог бы стать советчиком и наставником. Отец не мог стать для Есенина таким человеком. Чисто материальные расчеты заслоняли от него духовную жизнь юноши. Между ними возникла отчужденность. Между отцом и сыном наступил разрыв.

§2.Литературный дебют

В поисках средств к существованию Есенин с осени 1912 года работает в книжном магазине. Но в начале 1913г. этот магазин закрывают, Есенин ненадолго едет в Константиново и в марте возвращается в Москву. На этот раз он устраивается в типографию известного издателя И.Д. Сытина, в которой работает до лета 1914 г. В этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. Тяга к самообразованию приводит его в 1913 году в Московский народный университет имени А.Л. Шанявского. Целью университета было расширить сферу высшего образования в России, сделать его доступным для малоимущих, демократических слоев. Университет быстро вырос и окреп. Преподавание велось на высоком уровне. Есенин учился на историко-философском отделении, в программу которого входили политическая экономия, теория права, история новой философии. В университете Есенин проучился около полутора лет, что было не легким делом. Один из современников поэта литератор Семен Фомин в своих воспоминаниях утверждал, что с первых же литературных шагов у Есенина не было слабых стихов. Он якобы сразу начал писать вещи яркие, самобытные, сильные.

Это не так. Поначалу и у Есенина выходили стихи бледные, невыразительные, подражательные, вроде, например таких

Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом,

Полоса явилась ясная

В своем блеске золотом.

Но при всей примитивности подобных строк они шли от увиденного, пережитого. Минуют лишь два года, и чувство поэта, обретя глубину, выплеснется уже в стихе собственно есенинском, неземном: «Выткался на озере алый свет зари…» По-русски смело, размашисто, озорно перетряхнув своими золотистыми кудрями, он вошел в горницу русской поэзии, чтобы остаться там навсегда. С детства слагавший стихи (в основном в подражание А.В. Кольцову, И.С. Никитину, С.Д. Дрожнику), Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке». Кружок по своему составу был довольно пестрым. Организационно кружок оформился в 1905 году. В «Суриковский кружок» Есенина привел в начале 1914 года его московский знакомый С.Н. Кошкаров. Есенин был принят в кружок. У начинающего молодого поэта появилась литературная среда. Устраивались выставки литературных работ, издавались литературные сборники, выходил литературно-общественный журнал «Друг народа». Есенин быстро освоился с обстановкой, царившей в кружке. Юношу довольно сильно захватила общественно-политическая деятельность суриковцев. Новое положение Есенина, естественно, порождало у него новые думы и настроения. Еще в 1912 году он пытался написать стихотворную декларацию, которой дает программное название «Поэт».


Тот поэт, врагов кто губит,

Чья родная правда мать,

Кто людей, как братьев, любит

И готов за них страдать.

Пребывание Есенина в «Суриковском кружке» еще не означало, что он стал сознательным революционером. Но оно помогло ему уйти от одиночества, приобщило к коллективу трудовых людей, сделало причастным к социальной жизни. Здесь произошло духовное пробуждение Есенина. Вполне самостоятельная жизнь Есенина начинается с 1914г., когда его имя уже довольно часто встречается на страницах литературно-художественных журналов. Первые печатные стихи Есенина – это стихи о русской природе. Картинки времен года, сказочные мотивы как нельзя лучше подходили для детских журналов, где Есенин преимущественно и помещал их. Главным образом, он печатался в двух из них «Проталинка» и «Мирок».

«Береза», «Черемуха», «Пороша» – таковы названия стихотворений Есенина 1914 года. Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А.А. Блоком, С.М. Городетским, А.М. Ремисовым и др., сближается с Н.А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин является публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.

§3.Сборник Радуница

Всего двадцать лет было поэту, когда появилась первая книга его стихов. Сборник «Радуница» вышел в свет в начале 1916 года. «Радуница» – восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в ней свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора.

С названием сборника связаны многие стихи, навеянные религиозными представлениями и поверьями, хорошо знакомыми Есенину еще по рассказам деда и по урокам закона божьего в Спас-Клепиковской школе. Для таких стихотворений характерно использование христианской символики.

Я вижу – в просиничном плате,

На легкокрылых облаках

Идет возлюбленная мать

С пречистым сыном на руках...

Сергей Есенин. Имя великого русского поэта - знатока народной души, певца крестьянской Руси, знакомо каждому человеку, стихотворения давно стали русской классикой, а в день рождения Сергея Есенина собираются почитатели его творчества.

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец - крестьянин,

Ну, а я - крестьянский сын.

Сергей Есенин: биография русского поэта

Рязанская область. В 1895 году родился поэт, произведениями которого и сегодня восхищаются поклонники его творчества. 3 октября - день рождения Сергея Есенина. С детства мальчик находился на воспитании зажиточного и предприимчивого деда по материнской линии, большого знатока церковной литературы. Поэтому среди первых впечатлений ребенка духовные стихи, распевавшиеся бродячими слепцами, и сказки любимой бабушки, натолкнувшие будущего поэта на собственное творчество, взявшее старт в 9-летнем возрасте.

Сергей окончил 4 класса местного земского училища, хотя проучился 5 лет: по причине неудовлетворительного поведения был оставлен на 2-й год. Продолжил получение знаний в Спас-Клепиковской церковно-приходской школе, подготавливавшей сельских учителей.

Столица городов русских: начало новой жизни

В 17-летнем возрасте уехал в Москву, устроился на работу в мясную лавку, где его отец служил приказчиком. После конфликта с родителем сменил работу: перешел в книгоиздательство, а затем в типографию корректором. Там он познакомился с Изрядновой Анной, родившей ему, 19-летнему, в декабре 1914 года сына Юрия, расстрелянного в 1937 году по ложному приговору о покушении на жизнь Сталина.

В период нахождения в столице поэт принимал участие в литературно-музыкальном кружке им. Сурикова, присоединился к мятежно-настроенным рабочим, за что удостоился внимания полиции. В 1912 году стал в качестве вольнослушателя посещать занятия Народного университета А. Шанявского в Москве. Там Есенин получил основы гуманитарного образования, слушая лекции по западноевропейской и русской литературе. День рождения Сергея Есенина знают многие почитатели его творчества - 3 октября 1895 года. Его произведения переведены на многие языки, входят в обязательную школьную программу. По сегодняшнее время многих интересуют, какие отношения поэт выстраивал с прекрасным полом, любили ли женщины Сергея Есенина, отвечал ли он взаимностью? Что (или кто) вдохновляло его творить; творить так, что спустя столетие его стихотворения актуальны, интересны, любимы.

Жизнь и творчество Сергея Есенина

Первая публикация состоялась в 1914 году в столичных журналах, а началом успешного дебюта стало стихотворение «Береза». Буквально через столетие день рождения Сергея Есенина будет известен практически каждому школьнику, а пока поэт ступал на свою тернистую дорогу, ведущую к славе и признанию.

В Петрограде, куда Сергей переехал весной 1915 года, считая, что вся литературная жизнь сконцентрирована именно в этом городе, читал свои произведения Блоку, к которому самолично пришел знакомиться. Радушный прием окружением знаменитого поэта и одобрение ними стихов окрылили посланца русской деревни и бескрайних полей на дальнейшее творчество.

Признан, публикуем, читаем

Талант Сергея Есенина признали Городецкий С.М., Ремизов А.М., Гумилев Н.С., знакомством с которыми молодой человек был обязан Блоку. Почти все привезенные стихи были опубликованы, и Сергей Есенин, биография которого по сегодняшний день вызывает интерес у поклонников творчество поэта, стал широко известен. В совместных поэтических выступлениях с Клюевым перед публикой, стилизованных под народную, крестьянскую манеру, молодой златокудрый поэт представал в сафьяновых сапожках и расшитой рубашке. Сблизился с обществом «новокрестьянских поэтов» и сам увлекался данным направлением. Ключевой темой поэзии Есенина являлась Русь крестьянская, любовь к которой пронизывает все его произведения.

В 1916 году был призван в армию, но благодаря беспокойству и хлопотам своих друзей получил назначение санитаром в военно-санитарный поезд императрицы Александры Федоровны, что позволило поэту без помех посещать литературные салоны, выступать на концертах, присутствовать на приемах у меценатов.

Русь крестьянская в творчестве поэта

Октябрьскую революцию принял по-своему радостно и с воодушевлением написал ряд небольших поэм «Небесный барабанщик», «Инония», «Иорданская голубица», проникнутых предчувствием грядущих изменений; жизнь и творчество Сергея Есенина находились в начале нового, еще неизведанного пути - пути славы и признания.

В 1916 году увидела свет дебютная книга Есенина «Радуница», с восторгом встреченная критиками, обнаружившими в ней свежее направление, природный вкус автора и его юную непосредственность. Далее, с 1914 по 1917 год, вышли в печать «Голубень», «Русь», «Марфа-Посадница», «Микола», отмеченные каким-то особым, есенинским стилем с очеловечиванием животных, растений, явлений природы, образующими вместе с человеком, связанным корнями с природой, целостный, гармоничный и прекрасный мир. Картины есенинской Руси - благоговейной, вызывающей почти религиозное чувство у поэта, окрашены тонким пониманием природы с топящейся печью, собачьим закутом, некошеным сенокосом, болотными топями, храпом табуна и гомоном косарей.

Второй брак Сергея Есенина

В 1917 году поэт женился на Николаевне, от брака с которой на свет появились дети Сергея Есенина: сын Константин и дочка Татьяна.

В это время к Есенину приходит настоящая популярность, поэт становится востребован, его приглашают на различные В 1918 - 1921 годах очень много путешествовал по стране: Крым, Кавказ, Архангельск, Мурманск, Туркестан, Бессарабия. Работал над драматической поэмой «Пугачев», весной ездил в Оренбургские степи.

В 1918-1920 годах поэт сблизился с Мариенгофом А.Б., Шершеневичем В.Г., и увлекся имажинизмом - постреволюционным литературно-художественным течением, в основе которого лежал футуризм, претендовавший на построение «искусства будущего», совершенно нового, отрицающего весь предшествующий художественный опыт. Есенин стал частым посетителем литературного кафе «Стойло Пегаса», что в Москве у Никитских ворот. Поэт, стремившийся познать «коммуной вздыбленную Русь», лишь частично разделял стремление новосозданного направления, целью которого было очищение формы от «пыли содержания». Он все также продолжал воспринимать себя поэтом «Руси уходящей». В его стихах появились мотивы быта, «развороченного бурей», пьяной удали, на смену которой приходит надрывная тоска. Поэт предстает скандалистом, хулиганом, пропойцей с окровавленной душой, бредущим из притона в притон, где его обступает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Москва кабацкая», «Исповедь хулигана» и «Стихи скандалиста»).

В 1920 году распался трехлетний брак с З. Рейх. Дети Сергея Есенина пошли каждый по собственному пути: Константин стал знаменитым футбольным статистиком, а Татьяна - директором музея своего отца и Членом Союза писателей.

Айседора Дункан и Сергей Есенин

В 1921 году Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан. Она не говорила по-русски, поэт, много читавший и высокообразованный, не знал иностранных языков, но с первой встречи, при взгляде на танец этой женщины Сергея Есенина необратимо потянулся к ней. Пару, в которой Айседора была старше на 18 лет, не останавливала разница в возрасте. Своего любимого чаще всего называла «ангелом», а он ее звал «Изидора». Непосредственность Айседоры, ее зажигательные танцы сводили Есенина с ума. Она же воспринимала его как слабого и незащищенного ребенка, относилась к Сергею с трепетной нежностью и даже со временем выучила десяток русских слов. В России карьера Айседоры не задалась, потому что советские власти не предоставили поле деятельности, на которые она рассчитывала. Супруги зарегистрировали брак и взяли общую фамилию Дункан-Есенины.

После свадьбы Есенин с женой много путешествовал по Европе, посетил Францию, Германию, Канаду, Италию, Бельгию, США. Дункан всячески старалась создать пиар мужу: организовывала переводы его стихов и их публикацию, устраивала поэтические вечера, но за границей его признавали исключительно как приложение к известной танцовщице. Поэт тосковал, чувствовал себя невостребованным, никому не нужным, у него началась депрессия. Есенин стал выпивать, между супругами происходили частые душераздирающие ссоры с уходами и последующими примирениями. Со временем отношение Есенина к жене, в которой он уже видел не идеал, а обыкновенную стареющую женщину, изменилось. Он все также напивался, изредка поколачивал Айседору, жаловался друзьям, что она к нему прилипла и не отлипает. Пара распалась в 1923 году, Есенин возвратился в Москву.

Последние годы творчества Есенина

В дальнейшем творчестве поэт очень критично обличает советскую власть («Страна негодяев», 1925 год). После этого начинается травля поэта, обвинение его в драках и пьянстве. Последние два года жизни прошли в регулярных разъездах; Сергей Есенин - русский поэт, скрывался от судебных гонений, три раза совершал путешествие на Кавказ, ездил в Ленинград и постоянно посещал Константиново, никогда не прерывая с ним связи.

В этот период выходят произведения «Поэма о 26», «Персидские мотивы», «Анна Снегина», «Отговорила роща золотая». В стихах главное место по-прежнему занимает тема родины, приобретающая теперь оттенки драматизма. Этот период лирики все больше отмечается осенними пейзажами, мотивами подведения выводов и прощания.

До свиданья, мой друг, до свиданья…

Осенью 1925 года поэт, пытаясь заново начать семейную жизнь, сочетался с браком с Софьей Андреевной - внучкой Льва Толстого. Но этот союз не был счастливым. Жизнь Сергея Есенина катилась под откос: алкогольная зависимость, депрессия, давление руководящих кругов послужило причиной того, что жена поместила поэта в психоневрологическую больницу. Об этом знал только узкий круг людей, но нашлись доброжелатели, поспособствовавшие установлению круглосуточного наблюдения за клиникой. Чекисты стали требовать у П.Б.Ганнушкина - профессора данной клиники - выдачи Есенина. Последний отказался, а Есенин, выждав удобный момент, прервал курс лечения и в толпе посетителей покинул психоневрологическое заведение и уехал в Ленинград.

14 декабря закончил работу над поэмой «Черный человек», на которую потратил 2 года. Опубликовано произведение было уже после смерти поэта. 27 декабря из-под пера Сергея Есенина вышло его финальное произведение «До свиданья, друг мой, до свиданья». Жизнь и творчество Сергея Есенина подходили к концу, страшному и непонятному. Не стало русского поэта, тело которого нашли повешенным в гостинице «Англетер» в ночь на 28 декабря 1925 года.

В день рождения Сергея Есенина почтить его память собираются во всех уголках России, но наиболее масштабно мероприятия проходят в родном Константинове, куда съезжаются со всех уголков планеты тысячи почитателей творчества поэта.