Энциклопедия сказочных героев: "Синяя звезда".

В рассказе «Синяя звезда» Куприн задаёт читателям настоящую загадку. Король одной спрятанной в горах страны оставляет послание на стене перед своей смертью, но никто не может его разгадать. Сам король был чужаком, но он сумел объединить народ, сделать очень много хорошего. Король Эрн был добр и великодушен, образован и смел. Единственный его недостаток – некрасивость.

Жители этой маленькой страны очень гордились своей красотой, всегда за собой ухаживали, а короля, несмотря на его заслуги, стыдились. И с тех пор рождались в королевском роду иногда некрасивые принцы, но они всегда были прекрасны внутренне… Вот однажды у королевской четы родилась наследница престола – синеглазая уродина. Очень они горевали и народ с ними. Тогда король издал указ разбить все зеркала и уничтожить осколки. А в горных речках нельзя было увидеть своё отражение. Так принцесса росла – здоровой, доброй, умной, веселой, но не могла не замечать странные взгляды окружающих… Назвали её в честь предка – Эрна.

Однажды она пришла к кормилице в гости и в ожидании заглянула в её шкатулку, а там увидела странный предмет – зеркальный осколок. В нем она разглядела, как некрасива! В ужасе она бросилась прочь из страны, шла по горам, плача. Тут услышала мольбу о помощи – в ущелье упал юноша. Ей пришлось порвать своё платье, чтобы вытащить его. Тем временем подоспела помощь, которую позвала кормилица. Чужестранца этого выхаживала сама принцесса, она полюбила его.

К счастью, он оказался принцем далекой страны и они поженились, вот только он был также некрасив, как и Эрна. Когда молодые приехали в его страну, принцесса с удивлением увидела, что там все также, как и она… некрасивы. Это оказалась Франция, а загадка на стене имела простой перевод, мол, люди в этой горной стране добры, но уродливы. Рассказ учит, что не нужно отчаиваться, даже если все вокруг осуждают, если отличаешься ото всех, найдутся подходящие люди.

Картинка или рисунок Синяя звезда

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Джек Лондон Сказание о Кише

    У полярных берегов жил Киш. Ему было тринадцать лет. Жил он с матерью в бедной хижине. Его отец, желая накормить голодных соплеменников, погиб, сражаясь с медведем.

  • Краткое содержание Мартышка и очки басня Крылова

    В басне «Мартышка и очки» ведется повествование о Мартышке, у которой к старости появились проблемы со зрением. Но у людей она услышала, что это не так уж и страшно, если приобрести очки.

  • Краткое содержание Приваловские миллионы Мамина-Сибиряка

    Роман начинается с момента, когда в один из небольших уральских городков прибывает молодой господин с миллионным состоянием Сергей Привалов. Местная сваха Хиония Алексеевна Заплатина рада этому событию

  • Краткое содержание Не отпускай меня Исигуро

    В конце прошлого века в Великобритании ученые овладели технологиями по выращиванию клонов для того, чтобы в дальнейшем использовать их в качестве доноров.

  • Краткое содержание Собачья гордость Абрамова

    Я с трудом узнал Егора. Раньше это был весёлый бодрый парень, а сейчас весь осунулся. Он рассказал, что давно не занимается охотой из-за Утопыша, своего пса.

Куприн А. сказка "Синяя звезда"

Жанр: литературная сказка

Главные герои сказки "Синяя звезда" и их характеристика

  1. Принцесса Эрна. Добрая, справедливая, участливая, отзывчивая, очень красивая.
  2. Принц Шарль. Добрый, красивый, веселый.
  3. Король Эрн 23, справедливый, добрый.
План пересказа сказки "Синяя звезда"
  1. Мирная горная страна
  2. Пришельцы из-за гор
  3. Эрн Справедливый и его надпись
  4. Молодая безобразная принцесса
  5. Уничтожение зеркал
  6. Эрна находит зеркало
  7. Отчаяние Эрны
  8. Спасение Шарля
  9. Сватовство и свадьба
  10. Эрна в Париже
  11. Разгадка надписи.
Кратчайшее содержание сказки "Синяя звезда" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Воины пришли в мирную горную страну и стали жить в ней, смешавшись с местными жителями.
  2. Первый король Эрн был справедлив и добр, но очень некрасив и эта некрасивость часто передавалась по наследству его потомкам.
  3. Когда родилась очень некрасивая принцесса Эрна, ее любящие родители велели разбить все зеркала в королевстве.
  4. Когда Эрне исполнилась 15 лет, она нашла кусочек зеркала и узнала о своем уродстве.
  5. Она спасла из пропасти принца Шарля и тот полюбил Эрну, а потом и женился на ней.
  6. Шарль отвез Эрну в Париж и там ее приняли как самую прекрасную красавицу, ведь это жители Эрнотерры были безобразными.
Главная мысль сказки "Синяя звезда"
Все в мире относительно, в том числе и красота.

Чему учит сказка "Синяя звезда"
Сказка учит быть честными, добрыми, отзывчивыми. Учит хранить верность традициям. Учит не относиться к людям свысока, не оценивать их по внешним данным. Учит, что у каждого есть право на счастье.

Отзыв на сказку "Синяя звезда"
Мне очень понравилась эта добрая и немного веселая сказка. Жители Эрнатерры считали себя очень красивыми, потому что им не с кем было сравнивать свою внешность. И все, кто выглядел иначе, казались им безобразными. Но в остальном мире именно этих жителей считали бы страшными, потому что они отличались от представлений людей об красоте.

Пословицы к сказке "Синяя звезда"
О вкусах не спорят.
На вкус и на цвет товарищей нет.
На вкус, на любовь, на цвет, спора нет.
Не родись красивым, а родись счастливым.
Кому что идет, то и красиво.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Синяя звезда"
В одной горной стране жил мирный народ пастухов. Однажды, много веков назад, в эту страну пришли закованные в латы воины, да там и остались.
Страна им понравилась, ее не надо было завоевывать. И пришельцы просто переженились на самых красивых девушках страны.
Воины выбрали своим королем своего предводителя Эрна, и со временем так перемешались с местным населением, что их язык был забыт, а внешностью они стали походить на местных жителей.
Король Эрн Первый был мудрым и справедливым. Он издал самый главный закон Эрнотерры - не лгать. А также повелел разрушить тропинку, по которой в страну пришли воины, чтобы никто извне не пришел больше в эту мирную и прекрасную страну.
Много веков счастливо жила Эрнотерра, а от Эрна Первого осталось только непонятная надпись, которую вырезал на стене спальни сам король, да несколько его портретов. И надо сказать, Эрн Первый был ужасно некрасив, просто безобразен, но его подданные прощали королю это безобразие за его доброту и справедливость.
Некрасивость Эрна Первого иногда передавалась его потомкам.
И вот у очень красивого короля Эрна 23 и его очень красивой супруги родилась маленькая принцесса, увидев которую королева заплакала горькими слезами и назвала дочь бедной дурнушкой. Но она все равно очень любила дочь, равно как и ее супруг.
И вот, чтобы не травмировать молодую принцессу, король велел уничтожить все зеркала в Эрнотерре. И подданные так любили своего короля, что охотно согласились на эту жертву.
Прошло пятнадцать лет. Принцесса Эрна выросла высокой, стройной девушкой. Она отлично играла на арфе, была доброй, участливой и справедливой. Она всегда помогала старикам и больным, и в народе ее очень любили.
Но иногда принцесса ловила на себе взгляды, полные сочувствия и тогда сомнения в собственной красоте закрадывались в ее сердце.
На следующий день после торжественного бала в честь ее пятнадцатилетия, принцесса Эрна отправилась в горы к своей кормилице. Кормилицы не было дома и принцесса ждала ее, когда ей попалась на глаза шкатулка. Она открыла шкатулку и нашла маленький кусочек зеркала. Принцесса увидела свое отражение и пришла в ужас.
Тут вернулась кормилица и гневная принцесса потребовала все ей рассказать. Кормилица рассказала Эрне как случилось, что в королевстве не осталось зеркал, и Эрна сказала, что никто в ее стране не смеет лгать.

Потом она вышла из дома и отправилась в горы. Она долго взбиралась вверх по крутым тропинкам, ничего не видя и не слыша, погруженная в свои невеселые думы. Но вдруг она услышала странный звук. Кто-то звал на помощь.
Эрна подобралась к краю скалы и увидела внизу незнакомца, который висел, зацепившись за ветки дерева. Эрна крикнула ему, что сейчас поможет и сорвала с себя платье. Она порвала платье и сделала прочную веревку, которую бросила незнакомцу. Тот из последних сил выполз из пропасти и признал в Эрне ангела.
Но Эрна конечно не поняла его слов, а незнакомец потерял сознание. Потом пришла кормилица и незнакомца отнесли в дом. А Эрна видела, что он также некрасив, как и она, но почему-то в груди у нее радостно билось сердце.
И вот спасенный путешественник очнулся и влюбился в Эрну. Он много раз повторял слово "Люблю" и целовал принцессу. Постепенно, незнакомец выучил язык и Эрна узнала, что он был сыном французского короля Шарлем. Он отправился в горы, потому что ему было дано предсказание, что именно там, он сперва едва не погибнет, а потом найдет Синюю звезду, которая будет светить ему всю жизнь.
Эрна же показала ему реликвии Эрна Первого и Шарль брал шпагу, а потом засмеялся, прочитав надпись, сделанную королем. Когда принцесса спросила его о причине смеха, Шарль обещал рассказать ей немного позже.
Шарль попросил руки принцессы Эрны и получил согласие. Эрна переживала, что не может стать чуть красивее, ей не нравились свои длинные ноги, голубые глаза и изогнутые губы. Но Шарль испуганно сказал, что не хочет, чтобы Эрна походила на других женщин Эрнотерры.
Но вот свадебные праздники закончились и Шарль увез свою невесту в Париж. Подданные были в восторге от красоты принцессы. Сам французский король сказал, что она одинаково прекрасна и добродетельна. А Эрна радовалась, что судьба занесла ее в королевство уродов.
Через год у Шарля и Эрны родился мальчик, и счастливая Эрна смущаясь сказала, что находит его прекрасным, несмотря на то, что он как две капли воды похож на родителей.
А Шарль улыбнулся и спросил, помнит ли Эрна про его обещание перевести загадочную надпись первого короля Эрнотерры.
И он перевел:
"Мужчины моей страну умны, верны и трудолюбивы; женщины - честны, добры и понятливы. Но, прости им бог, и те и другие безобразны."

Рисунки и иллюстрации к сказке "Синяя звезда"

Тема урока: Рассказ «Синяя звезда»(В сокращении)

Тип урока: Комбинированный урок.

Цель: продолжить изучение рассказа А.И.Куприна «Синяя звезда» (в сокращении)

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знание о рассказе, как жанре литературы;

Формировать умение делить текст на смысловые части и составлять план;

Совершенствовать работу над правильностью, выразительностью,беглостью и сознательностью навыка чтения;

Развивающие:

Развивать умение анализировать и обобщать;

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность, ответственность, целеустремлённость;

Воспитывать любовь к чтению.

УМК: Начальная школа XXI века.

Формируемые УУД:

Предметные УУД: Научатся находить в тексте ответы на поставленные вопросы. Научиться правильно составлять план частей текста.

Метапредметные УУД:

ПУУД: сравнивает, делает выводы;

РУУД: контролирует свою работу и работу одноклассников и оценивает результаты;

Личностные УУД: пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

Делят текст на смысловые части и составляют план, пересказывают подробно и кратко по плану;

Выделяют в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи;

Отличают легенды от сказки, давать характеристику героям легенды.

Метопредметные УУД:

Регулятивные:

Контролируют и оценивают свою работу и полученный результат;

Оценивают весомость проводимых доказательств и рассуждений;

Познавательные:

Используют знаково-символические средства представления информации для создания схем решения учебных и практических задач;

Умеют сравнивать, делают выводы;

Коммуникативные:

Уметь выражать свои мысли;

Личностные:

Развивают умения не создавать конфликтов и находят выходы из спорных ситуаций;

Устанавливают, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.

Оборудование:

Для учителя: Учебник «Литературное чтение» 3класс (2 часть), автор: Л. А. Ефросинина, тетрадь на печатной основе «Литературное чтение» 3 класс(2 часть),

Для учеников: Ученик «Литературного чтения», рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

План урока:

1) Организационный этап.(2 минут)

2) Актуализация знаний.(3 минут)

3)Постановка целей и задач урока.(2 минуты)

4) Проверка первичного восприятия.(9 минут)

5) Первичная проверка понимания.(22 минут)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.(2 минуты)

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)(5 минуты)

Ход урока

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Викторовна.

Сегодня я провожу у вас урок литературного чтения.

Давайте проверим всё ли готово к уроку?

Проверяют рабочее место

Беседа

Личностные УУД:

Самооценка готовности к уроку;

2. Актуализация знаний

Получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания.

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушаем внимательно, стараемся не выкрикивать, а поднимаем руку.

Загадка:

Искры небо прожигают,

А до нас не долетают.(Звёзды)

Молодцы!

А давайте вспомним название какого произведения о звёздах вы читали?

Какое это произведение по жанру, как вы думаете?

Верно!

Отгадывают загадку

«Синяя звезда»

И.А. Куприн

Это рассказ о давней легенде народа.

Обсуждение

Беседа

КУУД-Умение выражать свои мысли.

Умение слушать собеседника не перебивая его.

3. Постановка цели и задач урока.

Основа мотивации и планирования, движения и действия.

Ребята,а давайте с вами подумаем, что важнее для человека: доброта или красота!

Судить человека надо не по красоте, а по уму и доброте.

Беседа

КУУД-умение выражать свои мысли.

4. Проверка первичного восприятия

Обеспечить эмоциональность восприятия интерес к изучаемому произведению

Дома вы дочитали рассказ А.И. Куприна «Синяя звезда» до конца.

Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы мне отвечаете на них, читая отрывок из текста.

1. Как звали первого короля нового государства?

2. Как назвали свою страну жители?

3. Сколько лет не было детей у короля Эрна с его женой?

4. Какие предметы сохранились от Эрна І?

5. На кого была похожа принцесса Эрна ХХІІ ?

6. Что было уничтожено в королевстве после ее рождения?

7. Сколько лет было принцессе, когда она узнала о своем уродстве?

8. Кем оказался юноша, спасенный Эрной?

9.Принц Шарль сделал ли предложение руки и сердца дочери короля?

Всё верно!

Отвечают на вопросы учителя по тексту.

1.Во в главе нового государство поставили своего предводителя, великодушного, храброго Эрна.

2.Вот под отческой, мудрой и доброй властью королей Эрнов расцвела роскошно Эрнотерра и зажила невинной, полной, чудесной жизнью, не зная ни войн, ни преступлений, ни нужды в течение целых тысячи лет.

3.Детей не было у них очень долго: целых десять лет, считая от свадьбы.

4.В старом тысячелетнем королевском замке ещё сохранились, как память, некоторые предметы, принадлежности при жизни Эрну Первому: его латы, его шлем, его меч, его копьё и несколько непонятных слов, которые он вырезал остриём кинжала на стене своей охотничьей комнаты.

5.К трём годам для всего двора стало очевидным её поразительное сходство с портретами Эрна Великого.

6.Чтобы в Эрнотерре не осталось не одного зеркала!

7.На пятнадцатилетие, она узнала в доме кормилице, пока её не было.

8.Спасённый Эрною путник оказался единственным сыном могущественного короля, правившего богатым и прекрасным государством-Франции. Звали его Шарль.

9.Вскоре принц Шарль попросил у короля и королевы руку их дочери: сердце её ему уже давно принадлежало. Предложение его было принято.

Беседа,

работа с учебником.

КУУД –умение ориентироваться в прочитанном тексте, находить в нём необходимую информацию.

РУУД – выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

5. Первичная проверка понимания.

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.

Сейчас мы с вами будем читать рассказ, когда вам покажется что часть закончилась поднимаем руку. Одна часть может состоять из не скольких абзацев. Каждую часть плана нужно озаглавить. Я начну читать, как только я останавливаюсь продолжит тот, кого я называю и так все по очереди.

Начинаем.

Прочитали первую главу делим её на части и составляем план.

План первой части:

1.Переселение

2.Великий Эрн

3.Память об Эрне

Физминутка

Ветер тихо клён качает

Вправо, влево наклоняет

Раз наклон, два наклон

Зашумел листвою клён.

План второй части:

1.Рождение дочки

2.Некрасивая дочь

3.Расставание с зеркалом.

Следят за чтением учителя.

Читают дети, остальные следят.

Делят на абзацы.

Составляют план.

Рассказ, работа с учебником

ПУУД- Делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;

Выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи;

Умение работать с текстом.

РУУД - целеполагание,

самоконтроль.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Запишите домашнее задание на дом: составить план по 3 и 4 главе и выполнить задание в тетради на странице 28 №1.

Записывают домашнее задание в дневник

7. Рефлексия

Подведение итогов.

Ребята, какое открытие вы сделали, прочитав произведение «Синяя звезда»?

Организует работу по самооценке.

Ребята, что понравилось, взволновало, поразило вас в этом произведении?

Что было трудным на уроке?

Вы довольны работой на уроке?

Отличное настроение, всё получалось, всё понравилось, хотелось многое узнать.

Поднимите левую руку у кого-

Хорошее настроение, было интересно, но были трудности. Поднимите две руки у кому-

Было скучно, неинтересно, было много затруднений

Спасибо за урок!

Урок окончен.

Мы поняли, что счастье заключается не красоте человека, а в его душе и внутреннем мире. Как говориться в пословице-Не родись красивой, а родись счастливой.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.

Обсуждение

РУУД-Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

Оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений;

КУУД-Уметь выражать свои мысли.