Эмблемы рыцарских орденов. Духовно-рыцарские ордена средневековья

Рыцарские ордены - организации аристократов (рыцарей) в Западной Европе, созданные в период XIV- XV вв.

После неудач крестовых походов, крестоносные военные ордены стали идеализировать и романтизировать, и в результате в позднее Средневековье появилась идея рыцарства . У них были разные цели - борьба с язычниками, разбойниками, врагами того или иного короля или сеньора. Эти ордена, отличавшиеся один от другого не только задачами, но и численностью, возникали, существовали какое-то время, объединялись или подчинялись иному ордену на феодальных основах и распускались, не достигнув и тени могущества и влиятельности таких орденов, как тамплиеры (храмовники), тевтоны и госпитальеры. Однако именно от них пошел обычай носить особые знаки отличия, изготовляемые из золота и серебра, отделанные драгоценными камнями и жемчугом. Этим знакам отличия суждено было пережить рыцарские ордена, учредившие их, и в конце концов они сами стали называться орденами.

При вступлении нового члена в состав ордена проводился т. н. обряд посвящения.

  • Монашеские ордены - в католицизме сообщества монашествующих, объединённых общей духовностью и уставом.
  • - ордены, появившиеся в период Крестовых походов . Наиболее известны и .
  • Светские рыцарские ордены - ордены европейских стран, возникшие в позднее Средневековье.
  • Государство-орден (нем. Ordenstaat ) - в ряде политических учений XX века, прежде всего тоталитарных, положение о государстве, управляемым организацией - Орденом. Историческим примером такого государства является Государство Тевтонского ордена.

Первоначально ордена появились в средневековье и представляли собой формы образования группировок дворянства и духовенства. Одна из функций ордена - цветографическая идентификация членов для определения в системе свой- чужой, путем ношения одинаковой одежды, знаков и т. д. Закрепилась в названии орденом называется и организация и определяющий ее членов знак - орден. Позднее членство в отдельных орденах особенно приближенных к монарху стало рассматриваться как награда, поскольку вступление в члены ордена требовало определенного происхождения и совершения героических и благородных поступков, а членство в таком ордене сопровождалось значительными привилегиями их внешним проявлением был знак принадлежности - орден. Вместе с тем следует отметить, что рыцарские и духовные ордена были источником разного рода оппозиционных движений, в связи с чем возникли тайные ордена т.е. Организации, члены которых не афишировали свое членство. По мере укрепления абсолютизма в Западной Европе большая часть некогда могущественных орденов была уничтожена.

Сам по себе феномен духовно-рыцарских орденов или военно-монашеских союзов тесно связан с крестовыми походами. К первым подобным организациям можно отнести крестоносцев первого похода 1096 года. Тогда по велению папы римского Урбана II феодалы и простой народ отправились на помощь восточным христианам в Анатолии и для освобождения Святой земли и Иерусалима от мусульман. Крестоносцы давали три главных монашеских обета: целомудрие, бедность и смирение. Все участники похода наносили на свою одежду красный крест, как символ причастности к священной миссии. Эти походы стали отличным шансом для младших детей феодалов улучшить свое материальное положение. Благодаря пожалованным землям, а также выгодным торговым сделкам стали возникать рыцарские ордена, члены которых как монахи находились под властью данных им обетов, но, в то же время, были профессиональными воинами.

Далее будут перечислены 10 самых крупных духовно-рыцарских орденов. О каких-то из них вы, возможно, знаете, о каких-то услышите впервые. Часть из них не пережила Средневековье, а некоторые существуют и по сей день в виде светских организаций.

Военный и Госпитальерский орден Святого Лазаря Иерусалимского. Орден Святого Лазаря был, возможно, первым духовно-рыцарским орденом, который основали крестоносцы. Однако если его первенство еще возможно оспорить, то вот его уникальность находится вне всяких сомнений. Дело в том, что этот появившийся в Палестине в 1098 году орден находился при больнице для больных проказой, а его рыцари набирались из числа тех феодалов, которых поразил этот страшный недуг. Возможно, быстрая смерть от кривого клинка неверного им казалась милосерднее медленного разложения в результате болезни. Так, три сотни монахов-воинов смогли обратить в бегство элитную гвардию Салах ад-Дина во время битвы при Монжизаре в 1177 году. В 1191 году рыцари-лазариты участвовали во взятии Акры, в 1227 году они выступили в крестовый поход на стороне германского императора совместно с тевтонцами, где так же отличились своей храбростью и стойкостью. Однако, в 1291 году во время защиты Аккона почти весь личный состав ордена, включая магистра, был уничтожен. После изгнания крестоносцев из Палестины выжившие члены ордена передислоцировались во Францию. Там они возродили организацию, но с тех пор они занимались преимущественно госпитальными делами. Орден Святого Лазаря существует и по сей день. Конечно, это уже не орден прокаженных рыцарей, а светская благотворительная организация, но свою первоначальную миссию по оказанию помощи всем нуждающимся они продолжают выполнять.

Интересный факт: Многие наверняка слышали о короле Иерусалима Балдуине IV, прокаженном короле, который 11 лет правил страной и сражался с Салах ад-Дином. Этот персонаж стал героем многих книг и нескольких кинофильмов, однако при этом мало кто знает, что его личными телохранителями были назначены рыцари из ордена Святого Лазаря. Они страдали тем же недугом, что и сам король, а поэтому могли свободно находиться рядом с ним.

Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный орден Святого Иоанна. Этот орден более известен широкой публике как орден Госпитальеров или орден Мальтийского Креста. Военно-монашеской эта организация стала в 1099 году, после того как крестоносцы взяли Иерусалим. Рыцари-иоанниты взяли на себя обязанность по охране паломников, а также защите святых мест от посягательств неверных. Эта организация прославилась на всю Европу как орден, в чьих рядах находятся лишь самые доблестные и профессиональные бойцы. После того, как крестоносцам пришлось уйти из Палестины, орден обосновался на Кипре, где создал собственный флот, при помощи которого в 1309 году захватил остров Родос. Однако в 1522 году турки, решившие вернуть свое, вынудили иоаннитов покинуть насиженное место. Больше семи лет этот орден скитался по Европе в поисках нового дома, пока король Испании и Сицилии Карл V не отдал им в постоянное феодальное владение Мальту, Гоцо и порт Триполи в Северной Африке. За эту услугу он потребовал с рыцарей раз в год, в день всех святых, выплачивать ему символическую дань в виде одного мальтийского сокола. Спустя 35 лет после обретения нового дома госпитальерам пришлось вновь сражаться за него с Османской империей, которая настойчиво не хотела видеть монахов-воинов вблизи своих границ. Для этих целей Сулейман I направил на Мальту 40000 солдат, однако 700 рыцарей и 8000 солдат ордена смогли отстоять Мальту и править там до 1798 года. Орден существует и в наше время. Его члены занимаются благотворительностью и оказанием гуманитарной помощи нуждающимся.

Интересный факт: В 1798 году крепость госпитальеров на Мальте была захвачена Наполеоном в ходе его Египетской компании, причем сделано это было без единого выстрела. Наполеон попросил разрешения у магистра ордена войти в бухту Валлетты для пополнения запасов, но, получив его, приказал рыцарям сдать Мальту. Верховный магистр ордена Фердинанд фон Хомпеш цу Болейм был вынужден повиноваться – причиной стал устав иоаннитов, который строжайшим образом запрещал рыцарям проливать христианскую кровь.

Бедные Рыцари Христа и Храма Соломона . О рыцарях это ордена не знает, наверное, только ленивый – о тамплиерах написано неимоверное множество книг и снято такое же количество фильмов, как и об их связях с масонами и иллюминатами. На самом деле история храмовников куда более прозаична. Созданная в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном на территории Святой земли, эта организация быстро стала самым богатым и влиятельным орденом. В период с XII по XIII век храмовники обзавелись обширными владениями на территории Палестины, Сирии и государств Европы. Папский престол холил и лелеял тамплиеров, предоставляя этому ордену всевозможные льготы и привилегии. Храмовники, в свою очередь, честно выполняли свою работу по защите паломников и государств, созданных крестоносцами. После изгнания «воинов Христа» из Палестины рыцарям Храма Соломона пришлось перебраться в Европу и заняться там финансовой деятельностью, с чем они справились не хуже, чем с войной – к концу XIII века у них в должниках ходили монархи и крупные деятели католической церкви. К сожалению, эта категория людей не любила возвращать долги, поэтому должникам было проще организовать заговор и обвинить тамплиеров в ереси. Рыцарей ордена вместе с магистром Жаком де Молье пытали, а затем казнили. Карманный папа французского короля Филиппа IV Климент V упразднил орден, все его имущество было разграблено монархами, служителями церкви и частными лицами. Часть выживших тамплиеров смогла скрыться в регионах, на которые не распространялась папская булла. Современные конспирологи считают, что выжившие рыцари возродили орден в виде тайного общества по управлению миром, но доказательная база подобных утверждений довольно сомнительна.

«Non Nobis Domine Non Nobis Sed Nomini Tuo Da Gloriam» - «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу»
(http://claudiomartinotti.blogspot.ru)

Интересный факт: Согласно сведениям одного из современников короля Филиппа IV , о святотатстве тамплиеров французскому монарху рассказал некий заключенный из бывших членов ордена. Он якобы поведал, что храмовники практикуют спиритизм и идолопоклонничество – так, в качестве обряда посвящения неофиты должны плюнуть на крест, публично отречься от догматов христианства и предаться массовой оргии. Правда это или нет, сейчас довольно сложно установить, однако, согласно заверениям того же источника, заключенный, поведавший эту историю, получил свободу и щедрое вознаграждение.

Орден Святого Беннета Ависского. Португалия с момента своего появления всегда нуждалась в профессиональных воинах, чья верность, как и пожизненная обязанность по борьбе с неверными, была бы подкреплена определенными обетами. Благодаря этому, сразу же после образования Португалии как королевства (1128 год) на ее территории были радушно приняты тамплиеры. Однако храмовники, хотя и были связаны определенными клятвами, все же имели иностранное происхождение, поэтому в 1146 году, после того как испанские крестоносцы выбили мавров из города Эвора, для его защиты был создан духовно-рыцарский орден Святого Беннета Ависского. Орден принял активное участие в Португальской части реконкисты, а после ее завершения в 1385 году, великий магистр ордена Жуан I стал королем Португалии. Теперь ему ничего не стоило организовать успешную колонизацию побережья Африки под эгидой нового «крестового похода». Рост Португальской империи постепенно превратил ависских рыцарей в крупных землевладельцев и колонизаторов, а с наступлением Ренессанса так и вовсе произошло обмирщение ордена. Папа Александр VI в скором времени и вовсе освободил рыцарей ордена от обета безбрачия. Затем было принято решение, что великим магистром ависсинцев должен быть монарх Португалии. В таком виде орден просуществовал до 1910 года, пока не был распущен. В 1917 году орден был вновь восстановлен, но уже как гражданская организация.

Интересный факт: Несмотря на то, что до 1551 года великим магистром ордена не мог быть правитель Португалии, связь с монаршей семьей он имеет с самого основания. Дело в том, что первым великим магистром ордена был Педру Афонсу, который, в свою очередь, являлся внебрачным сыном короля Португалии Афонсу I . В то же время, Педру не смог бы посягать на трон, так как был связан бенедиктинским уставом. Получилось довольно выгодное сочетание мощи и управляемости.

Орден Алькантара. Этот духовно-рыцарский орден справедливо носит титул старейшего в Испании. В 1156 году для защиты крепости Сан-Хулиан-де-Пераль от мавров среди крестоносцев возникло военное товарищество, которое 29 декабря 1177 года папа Александр III возвел в статус духовно-рыцарского ордена на основе устава Бенедикта Нурсийского. Спустя некоторое время орден также получил льготы со стороны испанской короны, а затем и вовсе перешел под личное руководство римского папы. Этот орден пережил несколько периодов упадка, однако, по сравнению с тамплиерами, их судьбе можно только позавидовать. Так, к 1808 году алькантары владели 37 графствами и 53 городами, но в XIX веке орденские земли были национализированы, а сам орден упразднен. В 1875 году его восстановили в качестве светской организации.

Интересный факт: Орден Алькантара хоть и возник в 1156 году, но называться так стал не сразу. После его возведения в статус духовно-военной организации (1177 год) он носил название ордена Сан-Хулиана-де-Пераль в честь крепости, которую крестоносцы поклялись защищать. Когда в 1218 году рыцари ордена получили во владения город Алькантара, они стали называть себя рыцарями ордена Алькантара.

Орден Калатравы. Он назван так в честь крепости, которую кастильский король Альфонсо VII отвоевал у мавров в 1147 году. Так как Альфонсо не мог позволить себе держать в крепости постоянный гарнизон, а окружающие земли находились под постоянной угрозой нападения, дело обороны было поручено тамплиерам. Те вскоре были вынуждены бежать, испугавшись мавританского натиска, и здесь на помощь кастильскому королю пришли аббат Раймонд из цистерцианского монастыря и монах-рыцарь Диего Веласкес. Под покровительством короля Альфонсо они учредили новый духовно-рыцарский орден. Рыцари Калатравы успешно закрепились в крепости и начали планировать расширение границ своих владений за счет земель мавров. Это стало первым камнем преткновения для ордена, так как большинство монахов-цистерцианцев были против милитаризации организации, поэтому после смерти аббата Раймонда многие из них покинули орден Калатравы. Первые походы были победоносными и принесли рыцарям этого ордена славу, однако в дальнейшем распри между кастильской и леонской ветвями династии покойного короля Альфонсо привели к ослаблению ордена. Мавры, свою очередь, усилились африканскими мусульманами и выгнали монахов-рыцарей из их крепости. Потеря обители привела к многочисленным распрям внутри самого ордена, однако к XIII веку рыцари Калатравы вновь обрели силу и стали самой мощной военной организацией в Испании. Вновь обретенный успех в XIV веке привел к внутренним разногласиям, частой смене приоров, а порой – к двоевластию. К концу этого века орден Калатравы утратил какую-либо боевую мощь и превратился в номинального держателя доходных земель, которые король распределял среди приближенных чиновников. В 1838 году орден был окончательно упразднен.

Интересный факт: Ордена могло бы и вовсе не существовать, если бы не появившийся в то время институт «братьев-мирян». По сути это были монастырские крестьяне, которым в случае войны дозволялось носить оружие. Именно эти крестьяне и составляли в первое время основную ударную силу ордена. Кстати, сами рыцари помимо прочих монашеских обетов давали клятву спать в доспехах и не снимать белой цистерцианской мантии.

Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского . Считается, что этот орден возник примерно в 1160 году сразу в двух королевствах, в Леоне и в Кастилии. В 1230 году, после объединения двух королевств, штаб-квартира ордена расположилась в Куэнке. Рыцари ордена Сантьяго участвовали в крестовых походах и реконкисте, однако, по большей части, они занимались расквартировкой и сопровождением паломников, двигающихся по маршруту Святого Иакова. Орден быстро рос и богател. В период своего расцвета он обладал большим количеством земель, чем ордена Алькантара и Калатрава вместе взятые. В отличие от других испанских орденов, Сантьяго пережил не только XIX век, но и революцию 1931 года, и режим Франко. Сейчас это гражданский рыцарский орден, главным командором которого с 2008 года является король Испании Филипп VI.

Интересный факт: Так как орден Сантьяго довольно часто участвовал в морских походах, ему постоянно требовались гребцы. Так зародился обычай, который просуществовал вплоть до XVIII века, согласно которому каждый кандидат на вступление в орден, помимо подтверждения своего дворянского происхождения, должен был полгода отработать гребцом на галерах. Надо быть честными: как и проверка на родословную, где зачастую хватало титула отца, работа гребцом также могла быть заменена на солидный вступительный взнос.

Братско-сестринский германский дом Святой Марии в Иерусалиме. В отечественной историографии этот орден более известен как Тевтонский (с латинского teutonicus – «немецкий»). Существуют по меньшей мере две версии возникновения этого так не любимого в России ордена. Согласно первому варианту, орден основал один из предводителей германских рыцарей, герцог Фридрих Швабский, после взятия Акры в 1190 году. В качестве штаба было выбрано здание местной больницы. Согласно другой версии, этот германский орден возник благодаря все тому же герцогу, но еще во время осады Акры, и расположились рыцари не в больнице, а в полевом госпитале. Однако, как бы то ни было, достоверно известно, что 5 марта 1198 года в храме Акры прошла церемония по реорганизации военного братства в духовно-рыцарский орден. Там же были утверждены и основные задачи ордена: помощь немецким рыцарям, лечение больных и борьба с врагами католической церкви. С XIII века этот орден занимался крестовыми походами против язычников в Пруссии и Прибалтике. На захваченных землях ими было сформировано своеобразное государство Ливония (отсюда, кстати, еще одно их название – ливонские рыцари). Тевтонский орден был распущен в 1809 году во время Наполеоновских воин, а все земли рыцарей раздали союзникам Наполеона. Восстановлен орден был лишь в 1834 году, однако тогда он не имел ни военных, ни политических амбиций и занимался исключительно благотворительностью. С приходом к власти нацистов деятельность пришлось почти полностью свернуть или перенести в подполье. С 1947 года Тевтонский орден вновь начал свою деятельность. Современные тевтонцы занимаются лечением больных и благотворительностью. Их основная штаб-квартира находится в Вене, а филиалы – во многих странах Восточной Европы.

Интересный факт: Острая неприязнь россиян к рыцарям Тевтонского ордена связана с Великой отечественной войной. В то время советские агитаторы использовали образ немецкого рыцаря как метафору нацистской Германии. В историографии советского периода это образ был закреплен утверждением, что на территории Восточной Пруссии немецкими рыцарями было вырезан целый этнос пруссов, хотя сейчас достоверно известно, что это был своего рода политзаказ для того, чтобы жители Калининградской области не чувствовали себя захватчиками, а считали, что коренное население этого региона за несколько веков до этого вырезали немцы.

Братство воинства Христова. Эти рыцари больше известны как орден Братства Меча или орден Меченосцев. Он был основан рижским епископом Теодорихом из Турайды в 1202 году для ведения миссионерской деятельности в Ливонии. Получив одобрение от папы римского, орден развернул успешную деятельность по борьбе с язычниками, и к 30-м годам XIII века меченосцы уже владели землями трех крупных балтийских народов (земгалов, селей и куршей). После того, как ливонцы решили пойти войной на Литву, их полоса удач закончилось. Серия крупных поражений и смерть в бою магистра Волгуина фон Намбурга в битве с литовцами при Сауле привела орден в упадок. Остатки ордена Меченосцев влились в состав Тевтонского ордена в 1237 году. Оставшиеся после ордена земли стали называться Ливонским ландмайстерством Тевтонского ордена, и этот своеобразный филиал чаще всего именуется в историографии как Ливонский орден. Орден был ликвидирован в 1561 году после поражения в Ливонской войне.

Интересный факт: Благодаря советской военной пропаганде бытует ошибочное мнение, что в Ледовом побоище участвовал Тевтонский орден, хотя на самом деле это были ливонские рыцари. Формально они были подчинены главе немецкого ордена, но, все же, считались отдельной организацией.

Королевский орден Господа нашего Иисуса Христа. Сокращенно его называют орден Христа. Он был основан в 1318 году и стал своего рода «перезагрузкой» ордена Тамплиеров. Португалия остро нуждалась в профессиональных воинах, и гонения на тамплиеров стали для нее огромным ударом. Не желающий прекращать реконкисту король Диниш организовал из оставшихся рыцарей новый орден, который вскоре получил папскую буллу и земли, принадлежавшие ранее тамплиерам. Из-за расположения своей основной штаб-квартиры в замке Томар эти рыцари стали так же называться томарскими. Орден Христа, подобно другим испанским духовно-рыцарским орденам, принял активное участие в заморских походах и путешествиях. После смерти короля Мануэля в 1521 году его приемник Жуан III сделал пост великого магистра ордена Христа должностью, передающейся по наследству среди королей Португалии. Это послужило причиной раздора между Португалией и папским престолом, так как такой поступок минимализировал влияние духовенства на деятельность ордена. В XIX веке земли ордена подверглись национализации. После падения португальской монархии в 1910 году орден был упразднен, но в 1917 году его восстановили в качестве гражданской организации.

Интересный факт: Одним из самых известных странствующих рыцарей-томарцев является мореплаватель и первооткрыватель Васко да Гама. Его экспедиция, впервые совершившая путешествие из Европы в Индию, сделала это под парусами, на которых красовался символ ордена Господа нашего Иисуса Христа.

1

Современное официальное название — Суверенный Военный, Странноприимный Орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты. Официальная резиденция находится в Риме (Италия).
Свое название получил от госпиталя и церкви св. Иоанна Крестителя, где располагался созданный в 1113 году монашеский орден со временем превратившийся в военно- духовную организацию. По своим боевым качествам и воинской доблести иоаниты по праву считались лучшими воинами Европы. После изгнания крестоносцев из Палестины госпитальеры переправились на Кипр, где построили флот и в 1309 году захватили о.Родос. В 1522 г. после шестимесячной осады Родоса турками флот рыцарей перебазировался на о.Мальта, где орден правил до 1798 года. В нынешнее время орден занимается благотворительной и милосердной деятельностью.

2


Официальное название — орден рыцарей Соломонова Храма, также орден рыцарей Христа. Возник в 1119 г. в Иерусалиме из рыцарей ранее состоявших на службе у храма Гроба Господня. Наряду с госпитальерами занимался охраной паломников и защитой христианских владений в Палестине. Занимался также торговлей, ростовщичеством и банковскими операциями, за счет чего накопил огромные богатства. После изгнания из Палестины орден почти полностью переключился на финансовую деятельность. В 1307 году по приказу папы Климента V и французского короля Филиппа IV начались аресты членов ордена по обвинениях в ереси и конфискация имущества. После казни нескольких членов, включая великого магистра, в 1312 году орден был распущен буллой папы.

3


Официальное название — Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae. Основан в 1190 году на базе больницы основанной немецкими паломниками в Акре. В 1196 реорганизован в духовно-рыцарский орден во главе с магистром. Цели — защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. В начале XIII века перенес свою деятельность в Пруссию и Прибалтику, где принял участие в крестовых походах против славян и прибалтов. На завоеванных землях сформировалось фактически государство тевтонских рыцарей — Ливония. Закат ордена начался после поражения в Грюнвальдской битве в 1410 г. В настоящее время орден занимается благотворительностью и лечением больных. Штаб-квартира находится в Вене.

4


Духовно рыцарский орден Калатравы (Calatrava la Vieja) был основан в Испании 1158 году монахом Раймондом де Фетеро. Папа Римский Александр III в 1164 году утвердил устав ордена. Рыцарский орден получил свое название от завоеванной у арабов крепости Калатрава. Отличительным знаком членов ордена стала белая и черная одежда с красным крестом. Орден принимал активное участие в отвоевании земель захваченных маврами на Пиренейском полуострове (Реконкисте). Прекратил существование в 1873 году.

5


Официальное название — Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского. Основан в Испании около 1160 года. Назван в честь святого - покровителя Испании. Принимал участие в крестовых походах и войнах с мусульманами. Действует по сей день как гражданский рыцарский орден под покровительством короля Испании.

6


Духовно рыцарский орден Алькантара был основан в 1156 году в Испании. Первоначально это было военно-религиозное братство рыцарей, носивших название Сан-Хулиана де Перейро. В 1217 году рыцари ордена Калатравы с разрешения короля передали город Алькантара и все владения ордена Калатравы в Леоне ордену Сан-Хулиана де Перейро. После чего орден Сан-Хулиана де Перейро был переименован в рыцарский орден Алькантара. Орден принимал участие в Реконкисте. В 1830-х гг. орден был национализирован и прекратил свое существование.

7


Официальное название — Орден Святого Беннета Авишского. Орден был создан в 1147 г. для защиты недавно отбитого у мавров г.Эворы. В 1223 году
резиденцию ордена перенесли в подаренный королем Португалии и укрепленный рыцарями город Авис. Орден участвовал в португальской части Реконкисты и колонизации побережья Африки. Распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.

8


Орден меченосцев — немецкий католический духовно-рыцарский орден, официально называвшийся «Братья Христова воинства». Был создан в 1202 по инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом. Имел целью захват Восточной Прибалтики, осуществлял крестовые походы против прибалтийских народов, при этом треть захваченных земель закреплялась за орденом. После целого ряда поражений от русских князей и Литвы остатки ордена в 1237 г. присоединились к Тевтонскому ордену.

9


Духовно — рыцарский орден, правопреемник тамплиеров на территории Португалии. Учреждён в 1318 году португальским королём Динишем для продолжения начатой тамплиерами борьбы с мусульманами. Папа Иоанн XXII позволил передать ордену все владения португальских тамплиеров, включая замок Томар, ставший в 1347 г. резиденцией великого магистра. Отсюда второе название ордена - Томарский. Томарские рыцари, подобно своим ависским собратьям, приняли самое активное участие в заморских путешествиях португальских мореплавателей. Васко да Гама и другие странствующие рыцари-томарцы плавали под парусами с эмблемой ордена. Как и Ависский орден распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.

10


Официальное название — Военный и Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского. Основан крестоносцами в Палестине в 1098 году на базе больницы для прокаженных, которая существовала под юрисдикцией Греческой патриархии. Орден принимал в свои ряды рыцарей, заболевших проказой. Символом ордена был зелёный крест на белом плаще. После захвата Салах ад-Дином Иерусалима в октябре 1187 года орден участвовал в боевых действиях, в частности во время Третьего крестового похода. В битве при Форбии 17 октября 1244 года орден потерял весь свой личный состав (как здоровых, так и прокажённых рыцарей вместе с магистром). После изгнания крестоносцев из Палестины орден обосновался во Франции, где продолжил госпитальную деятельность. Современный орден Святого Лазаря имеет отделения в 24 странах по всему миру и продолжает благотворительную деятельность.


Таинственные средневековые монахи, живущие вдали от мира - кто они? Что вдохновляло их? Желание справедливости или жажда власти? Ясно одно - это были люди таких страстей, такой веры и таких заблуждений, что они действительно творили чудеса и не раз поворачивали ход истории.

ПЫЛАЮЩИЙ МИСТИЦИЗМ

Орден, породивший множество ересей, но сам признанный правоверным, навсегда изменил отношение верующих к тому, КАК надо верить.

Орден последователей Святого Франциска , через тысячелетие после Христа попытавшийся возродить каноны евангельской жизни. Босые монахи в коричневых рясах проповедовали отказ от мирских богатств ради духовных сокровищ. И, главное, напомнили миру полузабытый завет Спасителя: «Любите друг друга». Сейчас это кажется невероятным, но за первые века своей истории христиане почти забыли об этой стороне учения. Все внимание было нацелено на избежание грехов и на неизбежную кару, если все-таки поддаться соблазну. Франциск Ассизский, «Апостол Любви», как называли его современники и потомки, по-новому открыл для себя и своих учеников Христа и идею служения ему.

Францисканцы, единственные из всей католической церкви, не боялись говорить о священном с юмором (эту традицию они сохранили на века: Франсуа Рабле, автор самого смешного и скандального романа XVII века «Гаргантюа и Пантагрюэль», был францисканцем). И это было настоящим подвигом, если вспомнить, что в XII-XIII веках созывались церковные соборы, чтобы определить - греховен ли смех. Слишком много было тех, кто считал, что только страх может быть адекватной реакцией на божественное. Нужно было обладать незаурядным мужеством, чтобы отстаивать свою позицию перед самыми высокими столпами Церкви, как это делал Франциск, придя на аудиенцию к Папе римскому Иннокентию III после ночевки в хлеву (куда сам папа отправил его, желая посмеяться над любовью странника из Ассизи ко всему живому).

Второй революционной идеей Франциска было объявление всего мира Храмом Божьим. Он считал, что молиться можно не только в церкви, часовней может стать роща и берег озера, луг и гора. И хотя в этом он опирался на слова самого Христа, многим христианам эта идея казалась еретической.

Третье, и самое важное, чему научил людей Франциск - искусству мистической медитации. В то время как повсюду было принято опираться на цитаты из святых отцов, Франциск утверждал: главная цель - приблизиться к Богу, слиться с ним мысленно и чувственно, поскольку Бог непостижим.

Сам Франциск был настолько вдохновлен своей верой, что у него открылся дар исцелять больных и страждущих. В конце жизни, после череды медитаций, у него открылись стигматы - пять ран, как от гвоздей, в тех самых местах, где Иисус был пригвожден к кресту.

Орден мистиков и шутников, как называли францисканцев в Средние века, дал миру многих замечательных людей. Хотя сам Франциск с недоверием относился к «книжной премудрости», не все его последователи отвергали науку. Изобретатель пороха Бартоломей Шварц, естествоиспытатели Роджер Бекон и Вильгельм Оккамский и даже великий Франческо Петрарка тоже принадлежали к ордену. Какими бы разными они не были, в каждом, приглядевшись, можно заметить черты их Великого Учителя.

ПСЫ ГОСПОДНИ

Без сомнений, члены этой организации, существуй другая история Христа, безжалостно оберегали бы ее от верующих.

Францисканцы всегда балансировали на грани ереси. Самым главным чудом их истории было то, что их признала официальная церковь и даже возвела Франциска Ассизского в ранг святого. И все же церковь с опаской следила за нищенствующими братьями; ей требовалось что-то более «серьезное». Через несколько лет после Франциска тот же папа Иннокентий III дает позволение отпрыску знатного испанского рода Доминго Гусману организовать новый нищенствующий орден - проповедников, которых правильнее было бы назвать «фанатиками». Если францисканцы отметали всякий авторитет, то доминиканцы сделали авторитет своим идолом, не различая за ним иногда простых библейских истин.

Слепо преданные вере и истине, как они ее понимали, доминиканцы называли себя сторожевыми псами веры, обыгрывая имя своего основателя (Dominicus созвучно латинскому Domini Canes - «Псы Господа»). Они были беспощадны к любым проявлениям «легкомыслия» и инаковости. Неслучайно из-под белых ряс вышел флорентиец Джироламо Саванарола, гонитель Данте, умевший так гипнотизировать толпу, вызывать в них такой порыв к покаянию, что под воздействием его проповедей жители города - столицы и жемчужины итальянского Возрождения - сжигали уникальные книги и произведения искусства. Когда Церковь постановила покарать французского короля Генриха III, отличавшегося нетрадиционной ориентацией и почти атеистическим отношением к религии, именно доминиканский монах Жак Клеман, переодевшись во время бала в платье Белой Дамы, по Луврским поверьям предвещавшей смерть, заколол «нечестивого» монарха кинжалом.

Самым мрачным сыном ордена стал знаменитый Великий Инквизитор XV века Фома Торквемада. Именно из-за него слово «инквизиция», которое означает всего лишь «допрос с помощью вопросов», приобрело зловещий оттенок.

Тот же фанатизм подвиг доминиканца Джордано Бруно скорее сгореть на костре, чем отказаться от собственных убеждений. Словом, доминиканцы были слишком истовы для Европы. Когда в XVI веке началась Эпоха Великих Географических открытий, доминиканские монахи отправились в Новый Свет, в Азию и Африку - проповедовать Слово Божье. В тех условиях, в которых жили первооткрыватели, только истовая вера помогала им добиваться поставленных целей. Случались во время путешествий «псов Господних» и курьезы. Испанец Бартоломео Лас Касас стал первым защитником прав индейцев в Новом свете и считается первым испанским гуманистом. Правда, его биографы обычно опускают тот факт, что именно Лас Касас предложил вместо индейцев использовать в качестве рабочей силы негров-африканцев (у которых, по его ученому мнению, души не было совершенно точно).

ВОИНЫ ХРИСТОВЫ

Они жили на Востоке и сражались с «язычниками» за распространение христианской веры. Сами того не желая, они взяли от врагов больше, чем дали им…

Католическая церковь всегда экспериментировала с формой. Еще до прихода Франциска и Доминика эта склонность стала причиной появления странных образований - духовно-рыцарских орденов.

Время около 1000 года в Европе было смутным. Ждали конца света; вера в приближающийся апокалипсис была настолько сильна, что в некоторые годы даже не составляли календарей богослужений на год. В таком брожении умов родилась идея искупительного Крестового похода в Святую Землю - отвоевывать Гроб Господень. Всего их было семь или восемь. Но самым блестящим стал Третий Крестовый поход. Его возглавили Ричард Английский Львиное Сердце, Людовик Французский Святой и император Фридрих Барбаросса. Вместе с королями на Ближний Восток отправились многие рыцари. И многие из них остались в Палестине, основав собственные государства. Среди них распространилась идея о совмещении рыцарского достоинства и монашеского образа жизни. Воины-защитники Гроба Господня должны были вести праведный образ жизни, дав три монашеских обета: целомудрия, послушания, бедности.

Первым из таких орденов стало братство святого Иоанна - Госпитальеров (названных так, потому что члены ордена ухаживали за ранеными в боях). Годом позже, в 1192 году, возник Орден Рыцарей Храма - тамплиеров, а еще через некоторое время образовалось новое братство - Немецких рыцарей (больше известное как Тевтонский орден).

О монахах-рыцарях ходили самые разные легенды. Считалось, что все они чернокнижники, что на Востоке они проникли в тайну Каббалы и стали духовными наследниками коптов и халдеев. Было ли здесь завязано колдовство, неизвестно, но духовно-рыцарские ордена очень быстро набирали могущество и богатство, заставляя бояться себя и Папу Римского, и европейских королей.

Первый удар был нанесен по тамплиерам. Французский король Филипп IV обвинил рыцарей-монахов в колдовстве и в 1310 году сжег руководство ордена и большинство рядовых братьев на кострах. Богатства храмовников, захваченные на Востоке и приумноженные в Европе, перешли к французской короне.

Легенда, что часть тамплиеров спаслась и основала новое эзотерическое и могущественное общество, жива до сих пор.

Два других ордена - Госпитальеры и Немецкий - спаслись, бежав из Европы на рубежи христианской цивилизации, где вернулись к «борьбе с неверными». Госпитальеры поселились на Родосе, затем на Мальте, основали собственное государство и контролировали военные и торговые пути Средиземноморья, сражаясь с новым врагом - Османской империей. Постепенно членство в ордене стало отличительным знаком, чем-то вроде масонства. Последним мальтийским Великим Магистром был российский император Павел I.

ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА

Их коварство стало нарицательным. Последний великий оплот католической церкви - орден иезуитов.

Прошли столетия. Над Европой шумела Реформация, обвинявшая католическую Церковь в заботе о земном богатстве и славе, невежестве, нежелании просвещать паству. Первый аргумент поддержали многие светские властители, почуяв реальную возможность обогатиться. Но сама Церковь боролась не столько за имущество, сколько за души верующих. Сначала перевес был на стороне протестантов. В отличие от католиков, признававших только непонятную большинству населения латынь, реформаторы вели богослужение на национальных языках, сделав литургию понятной простым верующим. Католики могли противопоставить старое оружие - доминиканцев. Но время требовало чего-то нового. Этим «новым» стало Общество Иисуса - знаменитый орден иезуитов. Его основателем стал мелкий идальго из страны Басков Игнатий Лойола. Подобно другим основателям орденов, до 30 лет он вел светскую жизнь при дворе испанского короля. В 30 лет получил серьезное ранение и преобразился. Лойола стал паломником, учился в лучших университетах Европы, искренне считал себя избранным - «захваченным Христом», как он говорил. В 1534 году он основал общество, целью которого было укрепление католических ценностей. Именно ему приписываются слова «цель оправдывает средства». Чтобы иезуиты могли действовать как можно более эффективно, им позволялось вести светский образ жизни, скрывать свою принадлежность к ордену, лгать, даже отрекаться от католической веры, если это способствовало достижению высшей цели. В ордене царила жесточайшая иерархия - младший был обязан беспрекословно подчиняться старшему, который за это «брал на себя» все грехи подчиненного. Генерал ордена подчинялся непосредственно Папе Римскому и только перед ним нес ответ.

Иезуиты стремились превратить мозг каждого члена ордена в идеальную машину, не знающую сбоев, с помощью написанной основателем ордена книги «Духовные упражнения». Если доминиканец Жак Клеман, как обычный религиозный фанатик, убил французского короля Генриха III, то иезуиты выполняли задачи иного уровня. Например, смогли тайно обратить английского монарха Карла II в католичество и использовать его в своих интересах долгие годы. Изощренность иезуитской логики, доведенное до совершенства умение манипулировать окружающими до сих пор не превзойдены ни одной разведкой мира.

Об этом читай:
Морас Дрюон. «Проклятые Корола»
Умберто Эко. «Имя Розы», «Миятнак Фуко»
Хирмут Бокминн. «Немецкай орден»
Генрах Бёмер. «Иезуаты»

Посвящение в рыцари или акколада (от фр. accolade - объятие) - церемония, бывшая прежде в употреблении при приеме в рыцарский орден . После принятия посвящения в рыцари в собственном смысле гроссмейстер ордена или совершавший посвящение торжественно обнимал принимаемого, возлагая ему свои руки на шею (лат. ad collum ). Позднее это слово стало употребляться для обозначения всего акта рыцарского посвящения или принятия в рыцарский орден. Акколада являлась одной из форм воинской инициации .

Церемония

Посвящение в рыцари знаменовало переход к зрелости и самостоятельности и делало юношу членом военно-аристократической корпорации рыцарей . Церемония состояла из нескольких этапов.

Накануне дамуазо должен был выкупаться в ванне, затем он надевал белую рубашку, алое сюрко , коричневый шосс , золотые шпоры, и один из старейших рыцарей (или отец) опоясывал его мечом. На французском языке «опоясать мечом » и означало сделать рыцарем. Опоясывание оружием - главная часть церемонии. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку (шее, щеке) с кратким наставлением: «Будь храбр ». Подзатыльник назывался «куле ». Это был единственный в жизни рыцаря подзатыльник (пощёчина), который рыцарь мог получить, не возвращая. Ритуал посвящения заканчивался демонстрацией ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьём установленную мишень, так называемое «чучело ».

Вначале церемония посвящения носила мирской характер. Затем церковь включила её в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию . Так установился обычай «ночного бодрствования »: накануне посвящения, вечером, юноша должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был бодрствовать и молиться. На рассвете ночное бодрствование кончалось, и церковь наполнялась людьми. Юноша должен был выстоять мессу , исповедоваться, причаститься, затем возложить своё оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником , который благословлял его меч и затем, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь внушала мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Затем происходила светская часть: опоясывание мечом, «подзатыльник», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал, то есть совершал основной элемент посвящения.

Чаще всего посвящение в рыцари приурочивали к религиозным праздникам либо совершали накануне крупного сражения ; ему предшествовал длительный период обучения: будущий рыцарь в качестве дамуазо проходил обучение у опытного рыцаря либо отца.

Церемония посвящения в рыцарство могла принимать различные формы, например, стук плоской стороной меча на плече кандидата или объятия на шее. При первом случае «избранный» во время обряда становится на колени перед монархом на мягкую подушку. Меч лежит плоской стороной лезвия на правом плече, затем его перемещают над головой посвящаемого и кладут на левое плечо. После этого рыцарь встаёт с колен чтобы получить от короля или королевы знаки отличия его нового статуса.

Средневековый рыцарский или духовно-рыцарский Орден - это один из лучших исторических примеров достойной организации, которая служит высокой цели. А рыцарь такого Ордена- это прекрасный пример формирования достойного, сильного, благородного во всех отношениях человека. Недаром многие ведущие современные корпорации, изучая принципы организации орденов и подготовки надёжных профессиональных кадров изучают историю и внутреннюю организацию духовно-рыцарских орденов и берут от туда всё самое лучшее за образец: подготовку рыцарей (кадров, руководителей высшего звена), правила, кодексы и уставные документы.

Конечно Ордена были разные и рыцари тоже, включая репутацию некоторых духовно-рыцарских орденов, с которыми большинство людей знакомы из курса истории средней школы или из материалов Интернет, и где там правда, а где ложь уже никто нам не скажет. Сейчас нас интересуют только лучшие примеры, на которых можно учиться, самые выдающиеся рыцарские ордена и самых достойных рыцарей с их подвигами.

Но есть факты, результаты подвиги и великие дела Духовно-рыцарских Орденов, которые нельзя проигнорировать или втоптать, включая и то, что только благодаря орденам и их доблестным рыцарям Европа в средние не была завоёвана мусульманами, турками и др.

Но вот вопрос – как же возникли духовно-рыцарские ордена, мы говорим о христианских католических орденах. Кто же инициатор создания подобных могучих, а часто и часто всемогущих организаций, которые воспитывали таких людей, как рыцари?

Рыцарские Ордена – история возникновения. Об идеологических основах духовно-рыцарских орденов

Рыцарство и духовно-рыцарские ордена - возникли в результате церковной реформы, проводимой папой Григорием VII (1020 - 1085 г). В этот период рыцарство приобрело новое самосознание и новую идеологическую основу. По мнению папы-реформатора, воинское искусство рыцарей, профессиональных военных, которые до этого момента служили в основном королям и феодалам, должно было быть поставлено на службу «Правому» делу: защите христианской Европы, завоеванию Святой земли, защите Веры и паломников от насилия «неверных» . Рыцари духовно-рыцарски орденов сильно отличались от своих предшественников, светских рыцарей. Если вторые в сражениях и воинах искали личную славу, богатство или благосклонность короля, то первые – служили Господу, следуя жёстким правилам и посвящали свою жизнь беззаветному служению своему Ордену, полностью отказавшись от личных желаний.

Конечно спорный вопрос, нужны ли такие жертвы, но факт остаётся фактом – это были одни из самых продвинутых и сильных людей и могущественных организаций, с которыми по десяткам важных критериев не может сравниться и близко современный человек, и даже какой-нибудь порядочный политик.

Основные 10 средневековых рыцарских орденов

1. Госпитальеры (иоаниты) или мальтийские рыцари. Мальтийский орден

Суверенный Военный, Странноприимный Орден Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты. Официальная резиденция находится в Риме (Италия).
Свое название получил от госпиталя и церкви св. Иоанна Крестителя, где располагался созданный в 1113 году монашеский орден со временем превратившийся в военный духовный Орден. По своим боевым качествам и воинской доблести иоаниты по праву считались лучшими воинами Европы. После изгнания крестоносцев из Палестины госпитальеры переправились на Кипр, где построили флот и в 1309 году захватили о. Родос. В 1522 г. после шестимесячной осады Родоса турками флот рыцарей перебазировался на о.Мальта, где орден правил до 1798 года. В нынешнее время орден занимается благотворительной и милосердной деятельностью.

2. Тамплиеры (храмовники). Орден Тамплиеров

Официальное название – орден рыцарей Соломонова Храма, также орден рыцарей Христа. Возник в 1119 г. в Иерусалиме из рыцарей ранее состоявших на службе у храма Гроба Господня. Наряду с госпитальерами занимался охраной паломников и защитой христианских владений в Палестине. Занимался также торговлей, ростовщичеством и банковскими операциями, за счет чего накопил огромные богатства. После изгнания из Палестины орден почти полностью переключился на финансовую деятельность. В 1307 году по приказу папы Климента V и французского короля Филиппа IV начались аресты членов ордена по обвинениях в ереси, и конфискация имущества. После казни членов ордена, включая великого магистра, в 1312 году орден был распущен буллой папы.

3. Тевтонские рыцари. Тевтонский орден

Официальное название – Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae. Основан в 1190 году на базе больницы основанной немецкими паломниками в Акре. В 1196 реорганизован в духовно-рыцарский орден во главе с магистром. Цели – защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. В начале XIII века перенес свою деятельность в Пруссию и Прибалтику, где принял участие в крестовых походах против славян и прибалтов. На завоеванных землях сформировалось фактически государство тевтонских рыцарей – Ливония. Закат ордена начался после поражения в Грюнвальдской битве в 1410 г. В настоящее время орден занимается благотворительностью и лечением больных. Штаб-квартира находится в Вене.

4. Орден Калатравы


Духовно рыцарский орден Калатравы (Calatrava la Vieja) был основан в Испании 1158 году монахом Раймондом де Фетеро. Папа Римский Александр III в 1164 году утвердил устав ордена. Рыцарский орден получил свое название от завоеванной у арабов крепости Калатрава. Отличительным знаком членов ордена стала белая и черная одежда с красным крестом. Орден принимал активное участие в отвоевании земель захваченных маврами на Пиренейском полуострове (Реконкисте). Прекратил существование в 1873 году.

5. Орден Сантьяго

Официальное название – Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского. Основан в Испании около 1160 года. Назван в честь святого - покровителя Испании. Принимал участие в крестовых походах и войнах с мусульманами. Действует по сей день как гражданский рыцарский орден под покровительством короля Испании.

6. Орден Алькантара


Духовно рыцарский орден Алькантара был основан в 1156 году в Испании. Первоначально это было военно-религиозное братство рыцарей, носивших название Сан-Хулиана де Перейро. В 1217 году рыцари ордена Калатравы с разрешения короля передали город Алькантара и все владения ордена Калатравы в Леоне ордену Сан-Хулиана де Перейро. После чего орден Сан-Хулиана де Перейро был переименован в рыцарский орден Алькантара. Орден принимал участие в Реконкисте. В 1830-х гг. орден был национализирован и прекратил свое существование.

7. Ависский орден


Официальное название – Орден Святого Беннета Авишского. Орден был создан в 1147 г. для защиты недавно отбитого у мавров г.Эворы. В 1223 году
резиденцию ордена перенесли в подаренный королем Португалии и укрепленный рыцарями город Авис. Орден участвовал в португальской части Реконкисты и колонизации побережья Африки. Распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.

8. Орден Меченосцев

Орден меченосцев – немецкий католический духовно-рыцарский орден, официально называвшийся "Братья Христова воинства”. Был создан в 1202 по инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом. Имел целью захват Восточной Прибалтики, осуществлял крестовые походы против прибалтийских народов, при этом треть захваченных земель закреплялась за орденом. После целого ряда поражений от русских князей и Литвы остатки ордена в 1237 г. присоединились к Тевтонскому ордену.

9. Орден Христа


Духовно – рыцарский орден, правопреемник тамплиеров на территории Португалии. Учреждён в 1318 году португальским королём Динишем для продолжения начатой тамплиерами борьбы с мусульманами. Папа Иоанн XXII позволил передать ордену все владения португальских тамплиеров, включая замок Томар, ставший в 1347 г. резиденцией великого магистра. Отсюда второе название ордена - Томарский. Томарские рыцари, подобно своим ависским собратьям, приняли самое активное участие в заморских путешествиях португальских мореплавателей. Васко да Гама и другие странствующие рыцари-томарцы плавали под парусами с эмблемой ордена. Как и Ависский орден распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.

10. Орден Святого Лазаря


Официальное название – Военный и Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского. Основан крестоносцами в Палестине в 1098 году на базе больницы для прокаженных, которая существовала под юрисдикцией Греческой патриархии. Орден принимал в свои ряды рыцарей, заболевших проказой. Символом ордена был зелёный крест на белом плаще. После захвата Салах ад-Дином Иерусалима в октябре 1187 года орден участвовал в боевых действиях, в частности во время Третьего крестового похода. В битве при Форбии 17 октября 1244 года орден потерял весь свой личный состав (как здоровых, так и прокажённых рыцарей вместе с магистром). После изгнания крестоносцев из Палестины орден обосновался во Франции, где продолжил госпитальную деятельность. Современный орден Святого Лазаря имеет отделения в 24 странах по всему миру и продолжает благотворительную деятельность.