Эллипсис в русском. Эллипсис

Что разговорная грамматика отличается от книжной?

Например, редко когда носители языка говорят полными предложениями. Какие-то слова и даже целые фразы просто опускаются в разговорной речи.

Сегодня разберем одно из отличий разговорной грамматики – неполные предложения (эллипсис), и посмотрим отрывки из фильмов на английском с примерами.

Что такое эллипсис?

Эллипсис – это когда отсутствуют некоторые элементы предложения или фразы. Такие неполные высказывания можно встретить и в письме, и в речи.

Вот, например, открытка из отпуска:

Что мы здесь видим? Неполные (с точки зрения классической грамматики) предложения. Но смысл при этом совершенно ясен. А если дописать эти предложения, то получится:

Эллипсис, или неполные высказывания, чаще всего встречаются в неформальном стиле. Разговор с друзьями, открытка из отпуска, заметки на салфетках и так далее.

В официальном стиле такой номер не пройдет, там все-таки используется стандартная грамматика со всеми правилами и полными предложениями.

А теперь посмотрим отрывки из фильмов на английском с примерами неполных предложений (эллипсиса).

Эллипсис. Примеры

You can look at the patient file if you want.

Any reason I shouldn’t?

Здесь сразу несколько примеров неполных предложений.

I’m getting married.


Кстати, обратили внимание, как меняется ударение с you are на you are? Почему?

How about tomorrow night?

Looking forward.


Dinner later? I’ll pick something up

I heard about a good new vegetarian place.

Screw that. I want a steak.

I’ll meet you at your place at 8.


Предложение, от которого невозможно оказаться)) Подробнее о том, как на английском языке.

В этом высказывании пропущен немаленький такой кусок, причем полных вариантов может быть несколько:

В общем, как вы уже заметили, чаще всего опускаются:

Служебные слова (вспомогательные глаголы, местоимения и т.п.)

(Do) you trust me?

(That) sounds good.

Смысловые слова или выражения, когда их легко восстановить из контекста.

Any reason I shouldn’t (trust you)?

I’m getting married.

You are (getting married)?

Упражнения

Ну а теперь потренируйтесь. Подумайте, какой из вариантов полного предложения был бы правильным:

I’m weird and you’re pretty, but we connect. We feel safe. We trust each other.
-Maybe.
-Just testing my theory.

I"m;I;Is 1



Hi. Want to see something ?
-Who is this?
-A friend, want to see something?
-Not until you tell me who you are.

You;Do you;Are you 2



Doctor Andrews! My associates, Doctors Adams and Park.
-Ah. Nice to meet you , Doctor Adams. Hello, Doctor Park.
-You two know each other ? It’s a small world!

It;It"s;Is 2 Is;Do;Does 2



I have a husband who believes in God, and a daughter who might…
-Yes, the point is you could believe in God!
-But I don’t .

have a husband;have a daughter;believe in God 3

Зачем нужен эллипсис?

На письме - смс, email или открытка – эллипсис помогает сэкономить пространство, время, количество символов, да и просто усилия))

В речи действует тот же принцип – экономия. Зачем плодить сущности, если и так все понятно?

И вдобавок к этому – эллипсис помогает избавиться от ненужных повторов, как здесь:

Из предыдущего высказывания совершенно понятно, о чем идет речь и как должно заканчиваться предложение.

Не эллипсис

Как отличить эллипсис от ошибок?

Например, это -

Эллипсис, неполные предложения.

Ошибки))

А то некоторые особо упорные ученики делают ошибки и настаивают, что это они практикуют эллипсис. Так вот, это – не он. Это ошибки))

А вы видите разницу между неполными предложениями и ошибками? Оставьте комментарий, обсудим!

Во всех функциях, которые мы рассматривали до сих пор, количество параметров этих функций должно было быть известно заранее (даже если это ). Однако есть несколько случаев, в которых полезно передать переменную, указывающую на количество параметров, в функцию. В C++ есть специальный объект, который позволяет это делать — эллипсис.

Поскольку эллипсис редко используется и считается потенциально опасным, то мы рекомендуем избегать его использования вообще. Этот урок не является обязательным в продвижении изучения С++ и на ваш прогресс не повлияет, если это вам интересно – продолжайте читать, если нет, то нет.

Функции, использующие эллипсис, выглядят следующим образом:

тип_возврата имя_функции(список_аргументов, ...)

список_аргументов — это один или несколько обычных параметров функции. Обратите внимание, функции, которые используют эллипсис, должны иметь по крайней мере один параметр не-эллипсис.

Эллипсис (который представлен в виде многоточия … ) всегда должен быть последним параметром в функции. О нём можно думать, как о , который содержит любые другие параметры, кроме тех, что указаны в списке_аргументов.

Пример эллипсиса

Лучший способ разобраться с эллипсисом – рассмотреть пример с ним. Предположим, мы хотим написать функцию, которая вычисляет среднее арифметическое переданных аргументов:

#include #include // Переменная count - это количество передаваемых аргументов double findAverage(int count, ...) { double sum = 0; va_list list; va_start(list, count); // Перебираем каждый из аргументов эллипсиса for (int arg=0; arg < count; ++arg) sum += va_arg(list, int); va_end(list); return sum / count; } int main() { std::cout << findAverage(4, 1, 2, 3, 4) << "\n"; std::cout << findAverage(5, 1, 2, 3, 4, 5) << "\n"; }

#include

#include // требуется для использования эллипсиса

// Эллипсис должен быть последним параметром

// Переменная count - это количество передаваемых аргументов

double findAverage (int count , . . . )

double sum = 0 ;

// Мы получаем доступ к эллипсису через va_list, поэтому объявляем его

va_list list ;

// Инициализируем va_list используя va_start. Первый параметр - это список, который нужно инициализировать

// Второй параметр - это последний параметр не-эллипсис

va_start (list , count ) ;

// Перебираем каждый из аргументов эллипсиса

for (int arg = 0 ; arg < count ; ++ arg )

// Используем va_arg для получения параметров из эллипсиса

// Первый параметр - это va_list, который мы используем

// Второй параметр - это ожидаемый тип параметров

sum += va_arg (list , int ) ;

// Выполняем очистку va_list, когда уже сделали всё необходимое

va_end (list ) ;

return sum / count ;

int main ()

std :: cout << findAverage (4 , 1 , 2 , 3 , 4 ) << "\n" ;

std :: cout << findAverage (5 , 1 , 2 , 3 , 4 , 5 ) << "\n" ;

Результат выполнения программы выше:

Как вы можете видеть, функция findAverage принимает переменную count, которая указывает на количество передаваемых аргументов. Рассмотрим другие компоненты этого примера.

Во-первых, мы должны подключить cstdarg. Этот заголовок определяет va_list , va_start и va_end — макросы, которые нам нужно использовать для доступа к параметрам, которые являются частью эллипсиса.

Затем мы объявляем функцию, которая использует эллипсис. Помните, что список_аргументов должен быть представлен одним или несколькими фиксированными параметрами. Здесь мы передаем одно целочисленное значение, которое сообщает функции, сколько будет параметров.

Обратите внимание, в эллипсисе нет никаких имён переменных! Вместо этого мы получаем доступ к значениям через специальный тип — va_list. О va_list можно думать, как об , который указывает на массив с эллипсисом. Сначала мы объявляем переменную va_list, которую называем просто «list» для удобства использования.

Затем нам нужно чтобы list указывал на параметры эллипсиса. Делается это с помощью va_start(). va_start() имеет два параметра: va_list и имя последнего параметра не-эллипсиса функции. После того, как va_start() был вызван, va_list указывает на первый параметр в многоточии.

Чтобы получить значение параметра, на который указывает va_list – нужно использовать va_arg(). va_arg() также принимает два параметра: va_list и тип данных параметра, к которому мы пытаемся получить доступ. Обратите внимание, с помощью va_arg() мы также переходим к следующему параметру va_list!

Наконец, когда мы уже всё сделали, нужно выполнить очистку — va_end() с параметром va_list.

Почему эллипсис небезопасен: Игнорируется проверка типов данных

Эллипсис предлагает программисту большую гибкость для реализации функций, которые принимают переменную, указывающую на общее количество параметров. Однако эта гибкость имеет свои недостатки.

С обычными параметрами функции компилятор использует проверку типов для гарантии того, что типы аргументов функции соответствуют типам параметров функции (или аргументы могут быть для дальнейшего соответствия). Это делается с целью предотвращения случаев, когда вы передаете функции целочисленное значение, тогда как она ожидает , или наоборот. Обратите внимание, параметры эллипсиса не имеют объявлений типа данных. При их использовании компилятор полностью пропускает проверку типов данных. Это означает, что можно отправить аргументы любого типа в многоточии и компилятор не сможет предупредить вас, что это произошло. В конечном счете получится сбой или функция произведет неверные результаты. При использовании эллипсиса вся ответственность ложится на caller-а и от него зависит корректность переданных аргументов в функцию. Очевидно, что это является хорошей лазейкой для возникновения ошибок.

Рассмотрим пример такой ошибки:

Std::cout << findAverage(6, 1.0, 2, 3, 4, 5, 6) << "\n";

std :: cout << findAverage (6 , 1.0 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 ) << "\n" ;

Хотя на первый взгляд всё может показаться достаточно безвредным, но посмотрите на второй аргумент (первый аргумент эллипсиса) типа double – он должен быть типа int. Хотя всё скомпилируется без ошибок, но результат будет следующий:

Число немаленькое. Как это произошло?

Как мы уже знаем из предыдущих уроков, компьютер сохраняет все данные в виде последовательности битов. Тип переменной указывает компьютеру, как перевести эту последовательность битов в определенное (читабельное) значение. Однако в эллипсисе тип переменной отбрасывается. Следовательно, единственный способ получить нормальное значение обратно из эллипсиса — вручную указать va_arg(), каков ожидаемый тип параметра. Это то, что делает второй параметр в va_arg(). Если фактический тип параметра не соответствует ожидаемому типу параметра, то происходят плохие вещи.

В программе выше, с помощью va_arg(), мы указали, что все параметры должны быть типа int. Следовательно, каждый вызов va_arg() будет возвращать последовательность битов, которая будет конвертирована в тип int.

В этом случае проблема заключается в том, что double, который мы передали в качестве первого аргумента эллипсиса, занимает 8 байтов, тогда как va_arg(list, int) возвращает только 4 байта данных при каждом вызове (тип int занимает 4 байта). Следовательно, первый вызов va_arg возвращает первую часть типа double (4 байта), а второй вызов va_arg возвращает вторую часть типа double (еще 4 байта). Итого, общий результат — мусор.

Поскольку проверка типов пропущена, то компилятор даже не будет жаловаться, если мы сделаем что-то вообще дикое, например:

Int value = 8; std::cout << findAverage(7, 1.0, 3, "Hello, world!", "G", &value, &findAverage) << "\n";

int value = 8 ;

std :: cout << findAverage (7 , 1.0 , 3 , "Hello, world!" , "G" , &value , &findAverage ) << "\n" ;

Верьте или нет, но это действительно скомпилировалось без ошибок и выдало следующий результат на компьютере автора:

Этот результат подтверждает фразу: «Мусор на входе, мусор на выходе».

Почему эллипсис небезопасен: Эллипсис не знает количество переданных параметров

Мало того, что эллипсис отбрасывает тип параметров, то он также отбрасывает и цифру количества этих параметров. Это означает, что нам нужно будет самим разработать решение для отслеживания количества параметров, передаваемых в эллипсис. Как правило, это делается одним из следующих трех способов.

Способ №1: Передать параметр-длину

Нужно, чтобы один из фиксированных параметров не-многоточия отображал количество переданных параметров. Это решение использовалось в программе выше.

Однако даже здесь мы столкнемся с проблемами. Например:

Std::cout << findAverage(6, 1, 2, 3, 4, 5) << "\n";

std :: cout << findAverage (6 , 1 , 2 , 3 , 4 , 5 ) << "\n" ;

Что случилось? Мы сообщили findAverage(), что собираемся передать 6 значений, но фактически передали только 5. Следовательно, с первыми пятью значениями, возвращаемыми va_arg(), всё нормально. Но 6-е значение, которое возвращает va_arg() – это просто мусор из , так как мы его не передавали. Следовательно, такой вот и результат. По крайней мере, здесь очевидно, что это значение является мусором.

А вот рассмотрим более коварный случай:

Std::cout << findAverage(6, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) << "\n";

std :: cout << findAverage (6 , 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 ) << "\n" ;

Результат:

На первый взгляд результат выглядит корректно, но последнее число 7 в списке аргументов игнорируется, так как мы сообщили, что собираемся предоставить 6 параметров (а предоставили 7). Такие ошибки бывает довольно-таки трудно вычислить.

Способ №2: Использовать контрольное значение

Контрольное значение – это специальное значение, которое используется для завершения цикла при его обнаружении. Например, нуль-терминатор используется в строках для обозначения конца строки. В эллипсисе контрольное значение передается последним из аргументов. Вот пример программы выше, но уже с использованием контрольного значения -1:

#include #include // требуется для использования эллипсиса // Эллипсис должен быть последним параметром double findAverage(int first, ...) { // Обработка первого значения double sum = first; // Мы получаем доступ к эллипсису через va_list, поэтому объявляем его va_list list; // Инициализируем va_list используя va_start. Первый параметр - это список, который нужно инициализировать // Второй параметр - это последний параметр не-эллипсис va_start(list, first); int count = 1; // Бесконечный цикл while (1) { // Используем va_arg для получения параметров из эллипсиса // Первый параметр - это va_list, который мы используем // Второй параметр - это ожидаемый тип параметров int arg = va_arg(list, int); // Если текущий параметр является контрольным значением, то прекращаем выполнение цикла if (arg == -1) break; sum += arg; count++; } // Выполняем очистку va_list, когда уже сделали всё необходимое va_end(list); return sum / count; } int main() { std::cout << findAverage(1, 2, 3, 4, -1) << "\n"; std::cout << findAverage(1, 2, 3, 4, 5, -1) << "\n"; }

#include

#include // требуется для использования эллипсиса

// Эллипсис должен быть последним параметром

double findAverage (int first , . . . )

// Обработка первого значения

double sum = first ;

// Мы получаем доступ к эллипсису через va_list, поэтому объявляем его

va_list list ;

// Инициализируем va_list используя va_start. Первый параметр - это список, который нужно инициализировать

// Второй параметр - это последний параметр не-эллипсис

va_start (list , first ) ;

int count = 1 ;

// Бесконечный цикл

while (1 )

// Используем va_arg для получения параметров из эллипсиса

// Первый параметр - это va_list, который мы используем

// Второй параметр - это ожидаемый тип параметров

int arg = va_arg (list , int ) ;

// Если текущий параметр является контрольным значением, то прекращаем выполнение цикла

if (arg == - 1 )

break ;

sum += arg ;

count ++ ;

// Выполняем очистку va_list, когда уже сделали всё необходимое

va_end (list ) ;

return sum / count ;

int main ()

std :: cout << findAverage (1 , 2 , 3 , 4 , - 1 ) << "\n" ;

std :: cout << findAverage (1 , 2 , 3 , 4 , 5 , - 1 ) << "\n" ;

Обратите внимание, нам уже не нужно явно передавать длину в качестве первого параметра. Вместо этого мы передаем контрольное значение в качестве последнего параметра.

Однако здесь есть также несколько проблем. Во-первых, C++ требует, чтобы мы передавали хотя бы один фиксированный параметр. В предыдущем примере это была наша переменная count. В этом примере первое значение является частью чисел, используемых в вычислении. Поэтому вместо обработки первого значения в паре с другими параметрами эллипсиса, мы явно объявляем его как обычный параметр. Затем нам нужно это обработать внутри функции (мы присваиваем переменной sum значение first, а не 0, как в предыдущей программе).

Во-вторых, требуется, чтобы пользователь передал контрольное значение последним в списке. Если пользователь забудет передать контрольное значение (или передаст неправильное), то функция будет циклически работать до тех пор, пока не дойдёт до значения, которое будет соответствовать контрольному (которое не было указано), т.е. мусору (или произойдет сбой).

Способ №3: Использовать строку-декодер

Передайте строку-декодер в функцию, чтобы сообщить, как правильно интерпретировать параметры.

#include #include #include // требуется для использования эллипсиса // Эллипсис должен быть последним параметром double findAverage(std::string decoder, ...) { double sum = 0; // Мы получаем доступ к эллипсису через va_list, поэтому объявляем его va_list list; // Инициализируем va_list используя va_start. Первый параметр - это список, который необходимо инициализировать // Второй параметр - это последний параметр не-эллипсис va_start(list, decoder); int count = 0; // Бесконечный цикл while (1) { char codetype = decoder; switch (codetype) { default: case "\0": // Выполняем очистку va_list, когда уже сделали всё необходимое va_end(list); return sum / count; case "i": sum += va_arg(list, int); count++; break; case "d": sum += va_arg(list, double); count++; break; } } } int main() { std::cout << findAverage("iiii", 1, 2, 3, 4) << "\n"; std::cout << findAverage("iiiii", 1, 2, 3, 4, 5) << "\n"; std::cout << findAverage("ididdi", 1, 2.2, 3, 3.5, 4.5, 5) << "\n"; }

#include

#include

#include // требуется для использования эллипсиса

// Эллипсис должен быть последним параметром

double findAverage (std :: string decoder , . . . )

double sum = 0 ;

// Мы получаем доступ к эллипсису через va_list, поэтому объявляем его

va_list list ;

// Инициализируем va_list используя va_start. Первый параметр - это список, который необходимо инициализировать

// Второй параметр - это последний параметр не-эллипсис

va_start (list , decoder ) ;

Значение слова ЭЛЛИПСИС в Словаре лингвистических терминов

ЭЛЛИПСИС

(эллипс) (греч. ellipsis — выпадение, опущение). Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки (А. Н. Толстой). Шампанского! (Ч е х о в) (см. эллиптическое предложение). Эллипсис используется как стилистическая фигура для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности. Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги (Жуковский). Вместо хлеба — камень, вместо поучения. — колотушка (Салтыков-Щедрин). Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком (Твардовский).

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЭЛЛИПСИС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЭЛЛИПСИС
    (греч. ?????? — опущение) — риторическая фигура, заключающаяся в пропуске слова или выражения, необходимого для грамматической полноты, но не необходимого …
  • ЭЛЛИПСИС в Энциклопедическом словарике:
    а, м. Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения. Эллиптический - яв-ляющийся эллипсисом, содержащий …
  • ЭЛЛИПСИС в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. В языкознании: пропуск в речи какого-н. легко подразумевае могослова, члена предложения. Н прил. эл-липтический, -ая, …
  • ЭЛЛИПСИС
    (греч. ?????? ? опущение) ? риторическая фигура, заключающаяся в пропуске слова или выражения, необходимого для грамматической полноты, но не необходимого …
  • ЭЛЛИПСИС в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    э"ллипсис, э"ллипсисы, э"ллипсиса, э"ллипсисов, э"ллипсису, э"ллипсисам, э"ллипсис, э"ллипсисы, э"ллипсисом, э"ллипсисами, э"ллипсисе, …
  • ЭЛЛИПСИС
    (от греч. elleipsis —опущение, недостаток) — пропуск в речи нлн тексте подразумеваемой языковой единицы, структурная «неполнота» синтаксической конструкции. В сфере …
  • ЭЛЛИПСИС в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. elleipsis) лингв. опущение в речи слов, легко подразумеваемых или восстанавливаемых по контексту, напр. : я домой вместо я …
  • ЭЛЛИПСИС в Словаре иностранных выражений:
    [гр. elleipsis] лингв, опущение в речи слов, легко подразумеваемых или восстанавливаемых по контексту, напр.: вместо …
  • ЭЛЛИПСИС в словаре Синонимов русского языка:
    пропуск, элипс, …
  • ЭЛЛИПСИС в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Пропуск в речи какого-л. легко подразумеваемого слова (в …
  • ЭЛЛИПСИС в Полном орфографическом словаре русского языка:
    эллипсис, …
  • ЭЛЛИПСИС в Орфографическом словаре:
    `эллипсис, …
  • ЭЛЛИПСИС в Словаре русского языка Ожегова:
    В языкознании: пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена …
  • ЭЛЛИПСИС в Толковом словаре Ефремовой:
    эллипсис м. Пропуск в речи какого-л. легко подразумеваемого слова (в …
  • ЭЛЛИПСИС в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Пропуск в речи какого-либо легко подразумеваемого слова (в …
  • ЭЛЛИПСИС в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Опущение, пропуск элемента высказывания, который легко может быть восстановлен в данном речевом или ситуативном контексте (в лингвистике) …
  • ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от лат. figura - очертание, вид, образ) - обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать …
  • ШВОРЕНЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    1) стержень, укрепляемый в конце передковых спиц, на который надевается шворневая воронка; сечение его имеет несколько фигур: снизу круг, затем …
  • ЭЛЛИПС в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. В математике: замкнутая кривая, образующаяся при пересечения конической поверхности плоскостью. 2, То же, что эллипсис. К …
  • ШВОРЕНЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? 1) стержень, укрепляемый в конце передковых спиц, на который надевается шворневая воронка; сечение его имеет несколько фигур: снизу круг, …
  • ЭМПАТИЯ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (англ. empathy, от греч. em-pates — взволнованный, возбужденный) — идентификация говорящего с участником или объектом сообщаемого события, изложение чего-либо с …
  • ЭЛИЗИЯ в Лингвистическом энциклопедическом словаре.
  • ФИГУРЫ РЕЧИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    В языкознании нет исчерпывающе точного и общепринятого определения Ф. р. Сам термин употребляется в разл. смыслах (чаще всего приблизительных). Однако …

Термин "эллипсис", который используется как в литературоведении, так и музыке, произошел от греческого слова ellipsis, которое переводится как “выпадение” или “опущениие”.

Определение “эллипсис” в литературоведении

Если в речи наблюдается умышленное выпадение того или иного члена предложения (подлежащего, сказуемого и др.), то мы имеем дело с так называемым эллипсисом. Для чего это делается и не меняется ли смысл всего предложения из-за отсутствия одного из его членов? Эллипсис - это который встречается как в письменном, так и в устном Это делается с целью придания данному предложению выразительности, экспрессии, иногда интриги и т. д.

Эллипсис и В чем разница?

Однако не всегда опущение одного из членов в предложении является синтаксической фигурой (стилистическим приемом). Например, характерные повседневной устной речи, в которых наблюдается опущение одного из главных членов предложения, в большинстве случаев не являются эллипсисом. "Когда именно?" - спросите вы. Все дело в том, что в хоть и наблюдается отсутствие одного из его главных членов, однако это сделано неумышленно. А когда в тексте присутствует эллипсис (стилистическая фигура), то данное опущение преследует определенную цель или служит для усиления эффекта, но без искажения общей мысли. Кстати, в отличие от простых безличных предложений в случае эллипсиса опускаются не только главные, но и второстепенные члены предложения.

Эллипсис в литературе

Эта фигура речи в литературных произведениях, будь то проза или поэзия, используется авторами для того, чтобы заставить читателей самостоятельно домыслить умышленно пропущенную фразу или отдельное слово. Этот прием способствует вовлечению читателя, хотя и постфактум, в творческий процесс создания данного произведения.

Примеры эллипсиса

Приведем примеры данной стилистической фигуры:

Кстати, если эллипсис - это в русском языке опущение одного из составляющих предложение слов, то в английском и в некоторых других языках им называется многоточие.

Эллиптичность

Понятие, которое непосредственно связано с этим термином, называется “эллиптичностью”. Это очень интересный стилистический прием. В его основе лежит эллипсис. Это синтаксическая фигура (об этом уже говорилось выше), которая выражается в пропуске слов и словосочетаний в предложении, и даже предложений в тексте. В разговорной речи пропуски происходят из-за того, что собеседникам известны подробности той темы, вокруг которой ведется диалог, или же стали известны в ходе разговора, из предыдущих реплик. Иногда наряду с пропусками слов в речи, то есть “проглатыванием” слов, собеседники в беседе пользуются жестами, многозначительными взглядами, пожатием плеч и т. д. Этот прием также используется в театре. Здесь умышленно умалчиваются целые фразы, и зрителю необходимо подключить свою смекалку, чтобы понять то, что скрывается за молчанием актеров.

Виды эллипсиса

Пропуск слов, или так называемое “умолчание”, бывает разных видов.

  1. Косвенное . Этот вид эллипсиса встречается в тех произведениях, когда не называя тот или иной предмет, разговор ведется вокруг него, и все знают, о чем идет речь. Этот прием часто используется в драматических произведениях, например, в пьесах и т. д.
  2. Ситуативное . В этом случае эллипсис - это не просто выпадение того или иного слова или фразы, а его компенсация невербальными средствами общения - жестами или же междометиями, возгласами: ай-ай, ой-ой, ах-ах и т. д.
  3. Психологическое . Здесь умолчание может быть расценено как намек или недомолвка, секрет и т. д. В том случае, когда собеседников не двое, а несколько, то некоторые из них могут предположить, что от них желают что-то преднамеренно скрыть, и это может привести к нежелательным результатам. С другой стороны, психологический аспект этой фигуры речи в том, что двое или несколько очень близких друг другу человека могут говорить полуфразами, “глотать” предложения, при этом будут прекрасно понимать друг друга даже без слов. Этому способствует их духовная близость.

Другие разновидности эллипсиса

С точки зрения словообразования эллипсис бывает субстантивным, например, штрафной удар → штрафной (опускается основное слово, остается определение) и адъективным - пугало огородное → пугало (здесь, наоборот, опускается определение).

Типы эллипсиса

В лингвистике существует множество типов эллипсиса. При этом лингвисты считают данный прием непродуктивным способом компрессивного словообразования. О том, что в данном предложении существует эллипсис, можно узнать из контекста. Ниже приводится перечень типов эллипсиса в предложениях.

  • Стриппинг.
  • Гэппинг.
  • Псевдогэппинг.
  • Слусинг.
  • Эллипсис именной группы.
  • Эллипсис глагольной группы.
  • Сравнительный эллипсис.
  • Эллипсис при ответе на вопрос.
  • Нулевая анафора дополнения и др.

Эллипсис в музыке

Как уже было отмечено выше, этот термин употребляется как в лингвистике, так и в музыке. В обоих случаях эллипсис - это приблизительно одинаковое по смыслу понятие. И если в литературоведении оно означает опущение того или иного слова, словосочетания или же предложения с целью усиления эффекта от сказанного, то в музыке этим термином обозначают замену ожидаемого аккорда на какой-либо другой, который не есть функциональное следствие первого аккорда. Кроме этого определения можно дать и другое. Согласно нему эллиптический оборот, который бывает в музыке либо внутритональным, либо модульным, можно также охарактеризовать как пропуск одного из звеньев гармонии или ожидаемого аккорда.

Как уже было отмечено, эллипсисы в гармонии бывают внутритональными и модулирующими. Что это означает? Рассмотрим каждый отдельно.

  1. Внутритональный эллипсис образован из аккордов, которые своей последовательностью противоречат логике этого вида лада.
  2. Модулирующий же эллипсис иначе называется мелодико-гармонической модуляцией. Она происходит как следствие столкновения нескольких неустойчивых аккордов. Зачастую они являются диссонирующими и находятся в разных тональностях, но соединены плавно текущим голосоведением, которое, тем не менее, не имеет явных функциональных связей.

Условно выделяют четыре вида столкновения этих диссонирующих аккордов (те, кто знаком с музыкальной грамотой, поймут, о чем идет речь):

  • S-S (они встречаются у например, в произведении “Радость и горе”).
  • D-D (этим приемом любил пользоваться “великий глухой” - Л. В. Бетховен, например, в своем произведении "Соната № 2").
  • D-S (Э. Григ - произведение “Свежа ты как весна”).

Кстати, эллиптическая модуляция, как правило, бывает внезапной, поскольку в ней вступают во взаимодействие неродственные тональности. Кроме эклиптической, в музыке существуют и другие виды модуляции, и они характерны для развивающихся частей музыкальных форм.

ЭЛЛИПС (в литературе) ЭЛЛИПС (в литературе)

Э́ЛЛИПС (от греч. elleipsis - выпадение, опущение), фигура стилистическая, пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации («Не тут-то [было]. Море не горит». - Крылов).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ЭЛЛИПС (в литературе)" в других словарях:

    - (от греч. elleipsis – выпадение, опущение), стилистическая фигура; пропуск слова или ряда слов в предложении, при котором смысл пропущенных членов легко восстановить из общего речевого контекста. Эллипс часто используется в эпических и… … Литературная энциклопедия

    Линии пересечения круглого конуса (см. Коническая поверхность) с плоскостями, не проходящими через его вершину. В зависимости от взаимного расположения конуса и секущей плоскости получают три типа конического сечения: эллипс (рис., а), параболу… … Энциклопедический словарь

    РОДЫ - РОДЫ. Содержание: I. Определение понятия. Изменения в организме во время Р. Причины наступления Р..................... 109 II. Клиническое течение физиологических Р. . 132 Ш. Механика Р. ................. 152 IV. Ведение Р.................. 169 V … Большая медицинская энциклопедия

    Классическая электродинамика … Википедия

    Венгерская Республика, гос во в Центр. Европе. Название от этнонима венгры. Сами же венгры называют себя мадьяры, а свою страну Мадьярорсаг (Magyarorszag) страна мадьяров. См. также Трансильвания. Географические названия мира: Топонимический… … Географическая энциклопедия

    Множество Мандельброта классический образец фрактала … Википедия

    Полярная сетка, на которой отложено несколько углов с пометками в градусах. Полярная система координат двумерная система координат, в которой каждая точка на плоскости определяется двумя числами полярным углом и полярны … Википедия

    Множество Мандельброта классический образец фрактала Фрактал (лат. fractus дробленый) термин, означающий геометрическую фигуру, обладающую свойством самоподобия, то есть составленную из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре… … Википедия

    Раздел астрономии, изучающий движения тел Солнечной системы в гравитационном поле. При решении некоторых задач Н. м. (например, в теории движения комет) учитываются также и негравитационные эффекты: реактивные силы, сопротивление среды,… … Большая советская энциклопедия