Ельцин центр цель его создания и функции. Прогулка по «Ельцин-центру» в Екатеринбурге

Координаты : 56°50′42″ с. ш. 60°35′30″ в. д.  /  56.84500° с. ш. 60.59167° в. д.  / 56.84500; 60.59167 (G) (Я)
Ельцин Центр
Дата основания 25 ноября 2015
Местонахождение Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина 3
Сайт
К:Музеи, основанные в 2015 году

Ельцин Центр - общественный, культурный и образовательный центр, открытый в Екатеринбурге в 2015 году при участии фонда «Президентский центр Б. Н. Ельцина» на территории квартала Екатеринбург-Сити .

Ельцин-центр был создан в соответствии с законом 2008 года "О центрах исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий" - для сохранения, изучения и публичного представления наследия первого президента РФ "в контексте новейшей истории отечества, развития демократических институтов и построения правового государства". Учредителем центра выступает администрация президента РФ , её глава Антон Вайно возглавляет попечительский совет. Многие проекты центра инициированы образованным в 2000 году частным Фондом Ельцина во главе с дочерью первого президента Татьяной Юмашевой.

Одним из основных объектов центра является Музей Бориса Ельцина , посвящённый современной политической истории России и личности первого президента России .

Также в центре функционируют арт-галерея, кино-конференц зал, книжный магазин, кафе, архив, библиотека, парк научных развлечений, коворкинг и прочие организации. На площадках центра регулярно проводятся лекции, концерты, выставки, фестивали и различные общественные мероприятия. В кинозале ведёт работу центр документального кино.

Центр был открыт в соответствии с принятым в 2008 году федеральным законом № 68 «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий» . На его строительство из бюджета было выделено 7 миллиардов рублей .

К концу 2017 года Управление делами президента в рамках федеральной адресно-инвестиционной программы проведет реконструкцию усадьбы Долгоруковых-Бобринских в Москве - архитектурной ансамблеи XVIII-XIX веков, куда входит Главный дом с парадными интерьерами, Каретный сарай, Восточный и Западный флигели, ограда с воротами и скульптуры Елены и Париса на парадном дворе. После реконструкции в усадьбе будет создано общественное музейно-выставочное пространство, где будут размещаться сменные экспозиции и проводиться камерные вечера, часть помещений будет отражать московский период жизни первого президента, а также исторический "пушкинский след". Здание будет рассчитано на 69 сотрудников, 40 посетителей выставочного комплекса, 8 читателей библиотеки и 65 посадочных мест общепита.

Музей Бориса Ельцина

Музей работает со вторника по воскресенье, с 10:00 до 21:00. Стоимость билета - 200 рублей, для льготных категорий граждан - 100 рублей.

Музей состоит из 9 залов:

  • Лабиринт - история России с 1914 по 1987 год и история семьи Ельциных.
  • День четвертый. Рождение Конституции
  • День пятый. «Голосуй или проиграешь»
  • Зал Свободы
  • Экспозиция музея
  • Yeltsin-center-labyrinth.JPG

    Зал «Лабиринт»

    Yeltsin-center-museum-seven-days.JPG

    Главный зал музея

    Yeltsin-center-museum-troll.JPG

    День первый. «Мы ждем перемен!»

    Yeltsin-center-museum-apartments.JPG

    День второй. Августовский путч

    Yeltsin-center-museum-putch.JPG

    День второй. Августовский путч

    Yeltsin-center-museum-shop.jpg

    День третий. Непопулярные меры

    Yeltsin-center-museum-crysis.JPG

    День шестой. Президентский марафон

    Yeltsin-center-museum-office.jpg

    День седьмой. Прощание с Кремлем

    Yeltsin-center-museum-liberty.jpg

    Зал Свободы

Напишите отзыв о статье "Ельцин Центр"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ельцин Центр

Узнав от Пьера подробности женитьбы Анатоля, излив свой гнев на него ругательными словами, Марья Дмитриевна сообщила ему то, для чего она вызвала его. Марья Дмитриевна боялась, чтобы граф или Болконский, который мог всякую минуту приехать, узнав дело, которое она намерена была скрыть от них, не вызвали на дуэль Курагина, и потому просила его приказать от ее имени его шурину уехать из Москвы и не сметь показываться ей на глаза. Пьер обещал ей исполнить ее желание, только теперь поняв опасность, которая угрожала и старому графу, и Николаю, и князю Андрею. Кратко и точно изложив ему свои требования, она выпустила его в гостиную. – Смотри же, граф ничего не знает. Ты делай, как будто ничего не знаешь, – сказала она ему. – А я пойду сказать ей, что ждать нечего! Да оставайся обедать, коли хочешь, – крикнула Марья Дмитриевна Пьеру.
Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому.
– Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю.
Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную.
– Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже.
– Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты.
Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи.
Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее.
– Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила.
Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого.
– Наталья Ильинична, – начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, – правда это или не правда, это для вас должно быть всё равно, потому что…
– Так это не правда, что он женат!
– Нет, это правда.
– Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово?
Пьер дал ей честное слово.
– Он здесь еще? – спросила она быстро.
– Да, я его сейчас видел.
Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее.

Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб.
В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.

На минувшей неделе был на Урале. В и . Встреч было много, масса впечатлений и новых знакомств.

В Екатеринбурге перед встречей с читателями я сходил в Ельцин-центр.

Каково мое отношение к Борису Николаевичу Ельцину?

Оно, мягко говоря, сложное.

С одной стороны, этот тот, кто в угоду своим амбициям, своей неприязни к Горбачеву и для своей карьеры уничтожил великую страну, что стало стартом неописуемого числа бедствий на огромном геополитическом пространстве. И эти беды далеко не закончены, и конца и края им не видно. Начало этому горю было положено в Беловежской пуще, где 8 декабря 1991 года три руководителя трех союзных республик «распустили СССР». Не имея на то НИКАКОГО законного права.

А еще один предатель — Горбачев — с этим легко согласился.

Ельцин мог стать главой СССР, мог спасти страну, но предпочел разрушить ее, чтобы избавиться от Горбачева и стать удельным князьком в малой России. Стать им вместо того, чтобы стать «царем» в СССР-России, большой, монархической по своему духу, великой державе.

Все это с одной стороны. С другой – Ельцин нашел Путина. Нашел и назначил того, кто в невероятно сложной ситуации восстановил мощь державы. И за это назначение Ельцину можно многое простить. Многое, но не все.

Я не буду перечислять все минусы Ельцина, этот материал не об этом. Ельцин-центр – это попытка реабилитации и мифологизации не Бориса Ельцина, а того политического курса, разрушительного для России, который он проводил и олицетворял. Ельцин-центр – это скопище всех возможных либеральных мифов. Это Зазеркалье, где добро подается злом, а зло одевается в одежды добра.

И все это на потрясающем техническом уровне.

Но начнем по порядку. Как известно, театр начинается с вешалки. Современный музей начинается с парковки.

Так вот парковка у Ельцин-центра крохотная (на 25 машин). Ее практически нет.

И это очень символично, что у Ельцин-центра отсутствует парковка. Это логично, потому что в результате реформ, которые Борис Ельцин осуществлял, у россиян не должно было быть не то, что машин, а вообще ничего. Именно в ельцинский период прошла грабительская приватизация, когда “ходорковские” воровали целыми ОТРАСЛЯМИ. Так что логика есть: “благодарные” россияне обязаны приходить к Ельцину пешком. В крайнем случае – на общественном транспорте.

Отсутствие нормальной парковки говорит либо о том, что те, кто его строили, прекрасно понимали, что народной тропы туда не будет и места на 25 машин вполне хватит. Либо по старой доброй традиции, которую не могут изменить никакие перемены, быстро отрапортовали о строительстве центра, а потом будут строить парковку , что тоже, мне кажется, весьма символично. Нам говорят, что там – что-то новое, а желание отрапортовать – старое. К чему нужно было торопиться и рапортовать?

Само здание музея первого президента России огромно, сделано по последнему слову западного музейного формата, поэтому всю экспозицию вы осмотрите за один час. Все мерцает, блестит, разговаривает. Лично у меня создается впечатление, что намеренно создается формат клипового сознания. Нормально пройти, посмотреть, все прочитать в спокойной обстановке в таком музее невозможно, поскольку всего так много, что невозможно на чем-то одном сосредоточиться.

Первое, что вы видите на входе – Закон о создании Ельцин-Центра. Сейчас многие возмущаются, что в сложной экономической обстановке открыто малопонятное здание, стоимостью во многие миллиарды рублей. При этом либералы, которые все меряют “садиками” и пенсиями”, отчего-то не предложили не строить Ельцин-центр и не пересчитали его стоимость в “пенсиях” и “садиках”. Приехали, охали и ахали на его открытии. Это военный бюджет, с их точки зрения, России не нужен. Ельцин-центр нужен и очень.

Так вот для прояснения ситуации. Закон о создании Ельцин-центра был подписан президентом Д.А. Медведевым 13 мая 2008 года и называется он так: “О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий”. Как видим, законная процедура была соблюдена и этот закон сначала ПОДДЕРЖАЛИ депутаты, затем сенаторы и только потом подписал президент Медведев. Сделано это было в мае 2008 года, когда цена на нефть била рекорды и к середине июля она дойдет до цифры 147$ за баррель. А потом будет 08.08.2008 и в ответ на защиту Россией своих интересов Запад начнет экономический и политический кризис, который продолжается до сих пор.

Идея сохранения памяти О ГЛАВАХ государства — идея правильная, вопрос только в форме ее реализации. И в том, что память начали СОХРАНЯТЬ с Ельцина, а не с Петра Великого или Сталина. Память нужно хранить обо всех главах страны и обо всех говорить правду.

А что говорят, что показывают в Ельцин-центре? Сказать, что “искажают” историю, это будет очень мягко сказано. Нагло врут – в самый раз.

Первое, что показывают посетителю – фильм по истории России, сделанный в «мультяшном» варианте. Я бы сказал, «уральско-мультяшном» формате: такое ощущение, что все персонажи сделаны из самоцветов и камней, словно Данила-мастер их вытачивал.

С содержанием фильма согласиться невозможно: история России показана исключительно в негативном ключе. В этом смысле авторы фильма, точнее, авторы идеи, двигались в логике большевистских историков, которые всех царей рисовали черной краской и историю России показывали исключительно, как борьбу ее народа с царским режимом. Вот больше ничем народ не занимался, века эдак с – цатого занимался “борьбой за свободу” и больше ни чем.

Вот здесь – то же самое. Все подается с точки зрения современного либерала. Начинается разговор об Иване Грозном . Используются все возможные визуальные эффекты, чтобы напугать зрителя. Особенно – ребенка. Царь Иван страшный, надвигается, давит людей, огромный, разрастающийся. С историей это не имеет ничего общего. Подтасовки совершенно наглые. Говорят: Иван Грозный ввел опричнину, показывают страшных людей, которые саблями всех рубят. Потом – следующее предложение: результатом чего стала гражданская война в стране. Я на секунду задумался: что за гражданская война при Иване Грозном, из-за того, что ОН ввел опричнину? Оказывается, речь идет о Смутном времени, которое началось через много лет ПОСЛЕ смерти Грозного царя и никакого отношения к его действиям не имела. Разве Лжедмитрий I появился, потому что была опричнина? И Лжедмитрий II появился, потому что была опричнина? А вот не было бы опричнины, поляки бы в Москву никогда не пришли, не было бы Семибоярщины , не было бы Минина и Пожарского , вообще бы ничего не было, если бы Иван IV собрал бы парламент и ввел демократию, так, что ли?

Вы понимаете, это с историей не имеет ничего общего. Русская Смута и трагедия XVII века имеет внешнюю канву значительно большую, нежели внутреннюю. Поляки и шведы начали рвать страну на части из-за предательства части элиты. Как раз, наверное, из-за того, что Иван Грозный не додушил в свое время измену, то предали не его, а Бориса Годунова и Василия Шуйского. Не говоря уже о том, что сейчас точно установлено, что смерть жены Грозного произошла из-за отравления, очень подозрительна смерть его сына, да и его самого.

Но авторам вводного фильма надо за пять минут показать, что в России всегда все было плохо, но она всегда хотела “реформ”. Причем ельцинских. Мы с вами понимаем, кто будет нравиться авторам этого фильма. Тот, кто будет выступать за слабую Россию, будет им нравиться. На самом деле

им не нравится никто из руководителей России. Никто, кроме Горбачева и Ельцина. Немного симпатии еще к Николаю II. Почему? Так ведь он же «реформатор». Парламент создал, Конституцию. Вот авторы и лепят из него «реформатора».

Но все по-порядку. Следующий, кого показывают после Ивана Грозного – у них же вольная трактовка истории – это Петр I. 100 лет легко промотали. Петра I показывают злым тираном. Он хотел прорубить окно в Европу, и не считался ни с какими потерями. Показывают кадр: Петр I рубит дерево, оно распадается на осколки, они летят и убивают людей. Рубит налево упали люди, махнул топором направо – дерево упало на осколки, опять люди падают замертво. Вот она российская власть! Вся на крови и душегубстве!

Следующая, кого показывают, это Екатерина II. Начало, вроде бы, положительное: она выступала за просвещение, чтобы были подданные, а не рабы. но после этого в конце опять подают ее под отрицательным соусом. Дальше – Александр I . Он, вроде бы, хороший, хотел Конституцию, но ее не сделал. Здесь появляются персонажи-реформаторы. У каждого царя есть такой реформатор типа Чубайса которого, если бы послушали, то вся бы жизнь по-другому пошла. Наполеон бы, конечно, не напал на Россию, если бы Сперанский провел какие-то реформы значительно раньше . Логика такая. Манипуляция во всем.

Дальше показывают Николая I . Это, понятно, злодей сказочный. Декабристы на площади. А он их, мятежников, расстрелял из пушек. А заканчивают про этого царя такой фразой: поражение в Крымской войне стало логическим завершением его правления. Это не цитата – это смысл. Царь был консервативный, поэтому в Крымской войне проиграл. Потом сразу переходят к Александру II. Думаю, как же покажут, что царя убили террористы? Показали. Со своей либеральной точки зрения: начал реформы, но потом отказался от реформ и поэтому его убили. То есть, получается, это нормально: отказался от реформ глава страны, так и убить его можно.

Спокойно смотреть этот “мультик” сложно. Такая концентрация вранья на квадратный сантиметр, что просто зашкаливает.

Экспонат Ельцин-центра

Царя Александра III, понятно, для них вообще не существует в истории, ничего о нем не говорится. К слову, это мой любимый царь, который, я считаю, наиболее соответствует нашему русскому мироустройству. После убитого душегубцами царя-освободителя сразу идет Николай II . Дал Конституцию в 1905 году и сразу же Россия зацвела, заколосилась, сразу все стало хорошо. Но тут, бац – и Первая мировая война, которая прервала этот “полет”. То есть, когда Николай I делал определенные политические шаги и проиграл Крымскую войну, то это – позор и мракобесие, а когда Николай II дал Конституцию и проиграл Первую мировую войну – это так получилось.

В целом создается крайне негативный образ России, все – сатрапы и палачи, все великие государи только и думали, как загубить свой народ, а вот реформаторы думали, как бы спасти.

Дальше они переходят к большевистской революции. Ленин показан более-менее нейтрально. Либералы его никогда не ругают. Понятно, что Сталин – ужас, там мультяшные персонажи всех мучают и убивают. Как всегда, с либеральной легкостью говорят о потерях: погибло в результате репрессий 10-20 млн человек. Что так скромно-то? Что такой маленький разброс в 10 млн, всего в два раза? Сказали бы, от 10 до 100 млн человек погибло. Следующая фраза: точной цифры до сих пор неизвестно. Подождите, вы только что ее назвали? Так 10-20 млн или ЦИФРА НЕИЗВЕСТНА?

Мне известна совершенно другая цифра, которая совершенно точна: 3 млн 777 тыс. 380 человек , которые были вообще осуждены к срокам заключения и , приговоренных к высшей мере наказания. Причем это с 1921 года по 1953. А в Ельцин-центре называют цифры, разнящиеся в десятки миллионов, а потом тут же, не стесняясь, говорят, что точной цифры не знают. Не знаете – молчите. Скажите: трагический период истории, точная цифра неизвестна. Все, понятна позиция: изучаем, узнаем – скажем. Нет, им надо очернить, сказать гадость, назвать ЛЮБУЮ огромную цифру и тут же сказать, что подтвердить они ее не могут.

Дальше идет Великая Отечественная война. Тут тоже мимоходом все время негатив. Что они говорят? Народ-победитель уважал себя и заплатил за Победу такую цену, которую никто никогда не платил в истории. Это правда, но подается это с той точки зрения, что это плохо. Вроде, народ-то и не хотел бы платить эту цену, да заставили.

После Сталина мимоходом Хрущев – положительный персонаж. Реформатор. Далее мимолетно Брежнев с оттенком негатива (застой). Потом Горбачев-молодец. И вершина всей этой “пищевой цепочки” – Борис Николаевич Ельцин. Как самый великий политик в истории России.

А далее начинается сама экспозиция. Много предметов, плакатов, фотографий. Троллейбус, телефон, прилавок магазина. Вот это и есть тот самый калейдоскопический вариант, когда простому посетителю будет сложно на чем-то сосредоточиться.

Экспонаты Ельцин-центра

Что производит впечатление – это кабинет президента Ельцина. Я у Ельцина в кабинете не был, не знаю, как он выглядел, но ощущение, когда открываешь дверь и заходишь внутрь, сильное.

Чего не скажешь, об остальном в этом Ельцин-центре.

Сложные момент истории, которые они хотели бы обойти, они обходят. Например, мне было интересно, что они напишут про 1993 год. Про расстрел парламента и неконституционный Указ Ельцина.

И знаете, как ОНИ это назвали? Поэтически. “Рождение Конституции”.

Там цитата из Бориса Ельцина висит. Смысл ее примерно следующий : я, Борис Николаевич Ельцин, увидел, что неправильные решения принимает парламент, и понял, что эта группа лиц не должна управлять страной и не может. Конец цитаты. То есть пришел, увидел: плохая группа лиц, и сделал государственный переворот. Вот и все обоснование.

Про 1993 год все на коммунистов валят. То есть Ельцин-то за диалог был, но там начался военный мятеж, а то, что он до этого нарушил Конституцию своим указом, об этом ничего не сообщается. И вот такая ложь во всем.

То есть перед нами – начало мифологизации не Ельцина даже, а 90-х. Те, кто жил в девяностые годы, они же помнят, что там было, знают. А вот молодежь, которая не жила в эту эпоху?

Например, есть в Ельцин-центре некое пространство, называется площадь Свободы. И со всех экранов это слово повторяют. Или актеры читают Конституцию. Акцент на слове “человек”. А о том, как человек в России жил при Ельцине, молчок.

Я жил в Советском Союзе и не помню, чтобы чувствовал отсутствие свободы. Это ведь очень сложное понятие, каждый его воспринимает по-своему. А в Ельцин-центре на таких абстрактных понятиях ведется пропаганда разрушения страны в 90-е годы. Там даже в одном месте Билл Клинтон рассказывает, как классно было в России в 90-е жить.

Зайдите, посмотрите. Наверное, Клинтону в те годы было хорошо. Даже в России.

Экспонат Ельцин-центра

Экскурсоводы – молодые люди, думаю, где-то 20-21 год. Может чуть старше. Наверное, студенты или просто молодежь. Подкованные, эрудированные, но не знаю, насколько они верят в то, что говорят, насколько они симпатизируют всему этому. Хочется верить, что не очень. Почему набрали таких молодых? Потому, что они не жили в 90-х. Взяли бы сорокалетнего мужика экскурсоводом, который работу тогда потерял, что-то еще потерял, как бы он рассказывал, какой Ельцин замечательный? Он бы не мог этого делать! Поэтому берут молодых девушек, молодых людей, которые ничего этого не знают, не помнят.

Милая девушка-экскурсовод словно олицетворяет “реформы”: вся в пирсинге, волосы голубо-синие.

Память о президентах, безусловно, должна храниться, нравятся они нам или нет, но это – государственные деятели. Такие музеи нужны. Но они не должны быть местом пропаганды разрушительных реформ и предательских действий. Расскажите про Ельцина. Не забудьте поподробнее про войну в Чечне, про наркотики и застывшие города, про преданных им русских в бывших республиках СССР.

Это, по сути, музей не Ельцина, а разрушения России под соусом красивых слов о свободе. А Ельцин – ширмочка или повод этот музей открыть. Вы там увидите фотографии всех “демократов”: они и на фото, и на видео, и на мерцающих экранах, везде, со всех сторон улыбаются, начиная с Чубайса, заканчивая Немцовым. Тут все деятели медийного пространства либерального толка. Мне кажется, они использовали первого президента России как повод собраться вместе в каком-то пространстве и постараться оказать давление на общественное мнение.

Но не получится, не будет туда народной тропы.

В этом музее очень мало Ельцина и очень много либералов. Это музей 90-х годов. А девяностые – это не только приватизация и Чечня, не только МММ и обнищание. Это еще и распад страны 1991 года.

А такие вещи воспевать нельзя!

Р.S. Своими впечатлениями об увиденном я поделился с екатеринбуржцами, а ресурс Накануне.ру об этом написал

События такого масштаба, как открытие Ельцин-центра, в Екатеринбурге случаются нечасто. К приезду Владимира Путина в городе лихорадочно очистили центральные улицы от внезапного снега, а Центр заранее взяли в кольцо охраны - в 2012 году скульптуру каменного Ельцина, стоящую перед зданием, облили краской. Впрочем, визит президента стал лишь вишенкой на торте - завершение реконструкции БЦ «Демидов-плаза», где разместился Ельцин-центр, само по себе оказалось знаковым для миллионника явлением; как и появление на Урале музея невиданного до этого дня уровня.

История строительства

Фотография: Ельцин-центр

Бизнес-центр «Демидов» заложили на берегу главной екатеринбургской реки Исети еще в девяностые, но вскоре объект оказался заброшен. Годы шли, у стройплощадки менялись хозяева, а дело существенно вперед так и не двигалось - пока долгострой не перешел к Уральской горно-металлургической компании, вернее, ее строительной «дочке». Гиганты свердловской промышленности довели объект до сдачи в 2010 году. И все же двери бизнес-центра так и не открылись для арендаторов.

Дело в том, что в 2008 году правительство Медведева приняло закон, согласно которому в специальных президентских центрах России должно сохраняться наследие каждого главы государства, покинувшего пост. Уже через год в Москве приняли решение разместить Центр Ельцина в Екатеринбурге. Тогда же Фонд Ельцина обратил внимание на БЦ - его планировали сдать в эксплуатацию к саммиту ШОС летом 2009 года, но так и не успели. Решение сделать Центр в нем было очевидным: годом ранее улицу, на которой стоит здание, переименовали с 9 Января в Бориса Ельцина, ближайшими к «Демидову» объектами являются здания правительства Свердловской области и один из крупнейших в городе театров.

Реконструкция и финансирование Ельцин-центра


Фотография: Ельцин-центр

Всего на преобразование здания и оснащение Ельцин-центра потратили порядка 9,5 млрд рублей. Первый транш из федерального бюджета ельцинский фонд получил в 2011 году, на эти деньги выкупили часть площадей БЦ. Тогда же для работы над проектом пригласили Бориса Бернаскони, известного в первую очередь проектом в Сколково , до этого его бюро занималось проектированием Дома народной культуры, здания необычной формы в Первоуральске.

Реконструкция БЦ началась в 2013 году. Одновременно УГМК вела застройку прилегающей территории, где реализуется концепция екатеринбургского Сити: сейчас здесь возвышается недостроенная «Башня Исеть», которая станет самым высоким зданием в городе, рядом появятся еще три небоскреба. Фонд Ельцина вложил в реконструкцию здания 4 млрд 980 млн федеральных рублей, еще 2 млрд взяли в кредит из бюджета Свердловской области. Порядка 66 тысяч квадратных метров здания, которые не заняты Ельцин-центром (ему хватило 22,5 тыс.) выкупили на 2 млрд рублей, пожертвованных благотворителями. Имена каждого из них увековечены на стене перед входом в музей: пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова здесь соседствует со Сбербанком, и хотя очевидно, что их вклад был неодинаков, на размерах табличек это не отразилось.

Структура Ельцин-центра


Фотография: Антон Буценко/PhotoXPress

Ельцин-центр занимает четверть площади здания: свободная от президентского наследия территория постепенно заселится офисами и магазинами. Доход от аренды пойдет на обслуживание музея, организацию мероприятий и другие статьи расходов, а также на погашение кредита. Сам Центр первого президента помещается на трех нижних этажах южного крыла здания. Здесь находятся арт-галерея, архив с электронными материалами и медиатекой, детский образовательный центр, музей и кафе «1991» (часть меню здесь готовят по рецептам Наины Ельциной). Открытое пространство первого этажа будет задействовано как зона притяжения посетителей: здесь гости смогут поиграть в настольный теннис или шахматы, вечером - послушать концерт фортепианной музыки. Изогнутая стена высотой в несколько этажей представляет собой экран, где будут транслироваться фильмы и короткие ролики.

Книжный магазин и образовательный центр


Фотография: Ельцин-центр

Ядром образовательного центра стал магазин «Пиотровский» - давно известный гуманитариям книжный из Перми. Там его открыли в 2009 году, вскоре от продажи книг независимых издательств он перешел к созданию системы открытых лекций и прочим просветительским программам. В 2013 году магазин чуть не закрылся, но в том же году его владельцы выиграли тендер на участие в президентском проекте в Екатеринбурге. Сюда создатели лавки перенесли свою идею «Литературного дома», которую не удалось реализовать в Перми. На площадке «Пиотровского» будут проходить лекции, встречи, семинары на самые разные темы - от урбанистики до философии. Исполнительный директор Ельцин-центра Александр Дроздов публично пообещал не вмешиваться в дела книжного и не влиять на его курс. Рядом с образовательным центром соседствует детский, в нем за развлечения будет отвечать , просветительскую задачу возьмет на себя «Детский университет».

Арт-галерея


Фотография: Ельцин-центр

Один из немногих уральцев, играющих ведущую роль в Ельцин-центре, - арт-директор Галереи современного искусства Екатеринбурга Борис Салахов, он заведует выставочной деятельностью в здешней арт-галерее. К открытию первым проектом сделали выставку «90-е», куратором которой выступает создатель галереи «XL» Елена Селина. Предметом исследования экспозиции стала не столько сама эпоха, сколько феномен появления арт-рынка и первых коллекционеров в ельцинской России.

На выставке представлены самые известные в стране частные коллекции - собрания Дмитрия Коваленко и Шалвы Бреуса, Владимира Овчаренко и Пьера Броше и другие частные фонды, зарождавшиеся в девяностые. Среди экспонатов - работы Сергея Браткова, Олега Кулика, Владимира Дубосарского, все, конечно, с ярким политическим окрасом. Затем арт-галерея займется проектами, не связанными с перестроечной эпохой.

Центр документального кино

В конференц-зале Ельцин-центра находится филиал московского Центра документального кино. К открытию президентского центра ЦДК подготовил работы, посвященные девяностым: первые зрители увидят фильмы «Виноградов и Дубосарский: картина на заказ» и «Якиманка. 90-е годы» о художниках постеперестроечного периода. Дальше собираются показывать трансляции спектаклей, документальное и художественное кино; 10 декабря одновременно с Москвой состоится премьера ленты «Реальная цена моды», фильма - расследования американского режиссера Эндрю Моргана о моде и на мировых подиумах, и в беднейших кварталах третьего мира. В рамках «Документальных уикендов» ЦДК расширит простые показы до тематических встреч - с лекциями, мастер-классами и обсуждениями заданной темы.

Музей Ельцина. Первый этаж


Этот музей сильно отличается от своих аналогов в Екатеринбурге, по сути, общего у них лишь наименование: это масштабный мультимедийный проект, который должен захватывать зрителя и погружать его в особую атмосферу 90-х глубже, чем это сделал бы 3D-фильм. Отчасти это достигается за счет арсенала технических средств, частично благодаря обилию подлинных документальных материалов.

В конкурсе на создание музея участвовало больше двадцати компаний, включая Студию Артемия Лебедева, но победа досталась американскому Агентству музейного дизайна Ральфа Аппельбаума (RAA), известному в России по Еврейскому музею в Москве. Иностранцы работали над российской концепцией, в подготовке которой участвовал режиссер Павел Лунгин, их задача состояла в том, чтобы лучшим образом рассказать историю первого президента с помощью современных технических средств.

Музей располагается на первом и втором этажах, экскурсия начинается снизу. Около входа установлена витрина с подарками, которые получал Борис Ельцин. Установленный в центре экран демонстрирует их историю - например, оранжевого свитера, который преподнес президенту Борис Немцов. Далее следует «Лабиринт истории» - затемненная анфилада, где гости прокладывают свой путь сквозь годы, отмеченные на линии времени на полу. Исторический контекст общественной жизни в России с 1914 года представлен в документах, артефактах и роликах на мультимедийных экранах (чтобы послушать их, нужно встать под «звуковой душ»).

По стенам расположены фотографии, причем те из них, что подсвечены сверху, - это документальные кадры того или иного периода, а те, что светятся изнутри, - примеры пропагандистских материалов разных лет. В витринах по центру коридора - экспонаты, относящиеся непосредственно к семье Бориса Ельцина. Например, здесь лежит копия гранаты, из-за которой будущий глава РФ лишился нескольких фаланг на левой руке, или оригинал письма, в котором Ельцин отвечает читателям детского журнала.

Музей Ельцина. Второй этаж


Здание «Демидова» досталось Фонду Ельцина с планировкой, рассчитанной на обычных арендаторов БЦ: офисы и магазины. Задачу превратить круглый в горизонтальном сечении второй этаж в музей решал Павел Лунгин - он придумал концепцию «ротора», который запускает круговое движение посетителей: развернутые по часовой стрелке дверные проемы залов подталкивают гостей к переходу из одного помещения в другое. В середине второго уровня расположена круглая площадь, на ней скамейки и одинокая фигура бронзового Ельцина в натуральную величину - объект для селфи. Напротив экран, где транслируются фотографии из архива президента.

Комнаты по периметру площади носят названия семи дней - «День первый», «День второй» и т.д. Это метафора недели Творения - и семи исторических событий в судьбе первого президента. Так, в первой комнате воссоздан зал заседаний бюро ЦК КПСС: гости могут присесть в бархатные кресла и послушать, как будущий глава государства критикует политику Горбачева. Вообще в музее много интерьеров, воссозданных со всей скрупулезностью. Здесь есть и типичная квартира 1991 года (с хрусталем в серванте и «Лебединым озером» по телевизору), типичный дефицитный магазин (на прилавке - банки с березовым соком и салатом «Дальневосточным»). В музей инсталлировали большую часть настоящего троллейбуса, лобовое стекло которого стало мультимедийным экраном, «чайку» Ельцина, первого секретаря Свердловского обкома, и лимузин президента из кремлевского гаража.


Вообще, разнообразие форм, с помощью которых музей рассказывает посетителям историю времени, поражает. Количество мультимедийных экранов сложно подсчитать, телефоны звонят, и в трубке дискового аппарата звучит радио «Свобода», фотографии оживают и говорят с гостями. Зеркальные полотна стендов, посвященных свободам человека, отражают тех, кто этими свободами пользуется, - нас самих. В одном из залов перед экраном во всю стену соорудили настоящую баррикаду 1991 года: только бочки и бетонные блоки для нее изготовили специально, чтобы вмонтировать в них колонки. Из Кремля перенесли настоящий кабинет первого президентского срока Ельцина - вместе с мебелью, предметами интерьера и даже потолком, только ковер заменили копией. Вид из «окон» кабинета - реальная фотография, сделанная с того же ракурса, но обработанная с учетом времени года, погоды и времени, когда президент зачитывал свое последнее новогоднее обращение.

Есть немало и оригинальных экспонатов. За годы подготовки Фонд Ельцина с помощью историков, краеведов, журналистов собрал более 130 тысяч подлинных фотографий, порядка 3,6 тысяч уникальных предметов. Например, триколор, который подняли над Кремлем 25 декабря 1991 года (обычно флаги уничтожают после трех месяцев службы, но это полотнище сохранили).

Для экспозиции записали больше 130 интервью. В одном павильоне известные россияне - актеры, политики, писатели - по кругу, не останавливаясь, зачитывают Конституцию, а в зале Свободы, который служит шлюзом для выхода из музейного пространства обратно в Центр, экраны-колонны транслируют высказывания о Ельцине - мэра Екатеринбурга Ройзмана, президента Казахстана Назарбаева, режиссера Бондарчука. Стену этого зала украшает полотно «Свобода», которое написал концептуальный художник Эрик Булатов , родившийся в Свердловске.

Сегодня, 25 ноября, в Екатеринбурге состоится торжественное открытие Президентского центра Бориса Николаевича Ельцина. На церемонию должны приехать Владимир Путин, Дмитрий Медведев, лидеры стран СНГ, европейские и американские политики, работавшие с Ельциным, а также друзья, близкие и родные первого российского президента.

Несколько дней назад нам удалось прогуляться по «Ельцин-центру» и специально для вас составить небольшой путеводитель по этому музею, в который непременно нужно сходить. Неважно, как вы относитесь к Ельцину и 90-м, разбираетесь в истории или нет. В Екатеринбурге больше нет подобных площадок. Этот современный центр можно сравнить с лучшими музеями и галереями мира и радостно, что подобное общественное пространство появилось в нашем городе.

Закон, здание, деньги

Начнем с вопросов, которые все обсуждают в первую очередь. Где находится центр? Кто дал денег? Сколько все это стоит? Зачем строить музей, посвященный Ельцину?

Давайте разбираться. 13 мая 2008 года был подписан Федеральный закон «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий». В связи с этим законопроектом и началось проектирование центра Ельцина. Основная задача музея — сохранение, изучение и осмысление исторического наследия Бориса Николаевича в контексте политических и социальных событий 90-х, а также развитие института президентства в России.

Центр и памятник Борису Ельцину

Когда встал вопрос о строительстве центра, то близкие Ельцину люди решили, что здание должно находиться в Екатеринбурге — городе, в котором учился и начинал свою карьеру будущий президент. Выбор команды пал на долгострой в центре города по адресу Бориса Ельцина, 3. В 2011 «Ельцин-центр» выкупил у УГМК часть бизнес-центра «Демидов», а весной 2013 началась масштабная реконструкция здания под руководством бюро Bernaskoni. Общая площадь комплекса около 88 тысяч квадратных метров, а площадь центра — 22.5 тысячи.

Имена благотворителей

Из федерального бюджета на проект выделили 4 млрд 980 млн рублей. Еще 2 млрд рублей для завершения работ центр получил из бюджета Свердловской области под кредитный процентный договор. Эти деньги «Ельцин-центр» будет постепенно отдавать. Все остальные средства на строительство были получены от благотворителей, среди которых Роман Абрамович, Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Михаил Прохоров, «Малышева 73», «Режевской Хлебокомбинат» и многие другие. Все фамилии можно увидеть на стене в центре.

Первые впечатления и структура центра

Если вы давно не были в этой части города, то удивитесь, увидев, как сильно изменилась постройка. Благодаря перфорированным алюминиевым листам «Ельцин-центр» выделяется на фоне серых екатеринбургских улиц. А за счет светодиодных модулей в вечернее время белое здание хорошо видно из разных обзорных точек в центре.

Здесь легко ориентироваться: вход в центр и конференц-зал отмечены, внутри здания есть указатели. На первом этаже расположены гардероб, ресторан, информационная стойка, туалеты и торговые галереи. Два дня назад здесь заканчивали последние работы, было немного пусто и можно было споткнуться о провода, но наверняка к сегодняшнему дню все недоделки устранили.

Поднявшись на второй этаж , ты оказываешься над атриумом. В первые минуты кажется, что ты попал в один из фильмов про будущее. Бесшумные лифты, чистота, мягкий свет и белый цвет, гигантский экран во всю стену, простые вывески, красивая светлая мебель, все очень гармонично, минималистично и стильно.

Атриум и экран на стене

На этом этаже много всего интересного. Например, здесь откроется независимый книжный магазин «Пиотровский». Чуть дальше будет работать сувенирная лавка , где станут продавать футболки с цитатами Ельцина («Понимаешь...», «Берегите Россию»), Черномырдина («Хотели как лучше, а получилось как всегда»), кружки с отрывками из Конституции и многое другое.

Книжный магазин

На этом же этаже расположен буфет и кафе «1991» , в меню которого есть блюда и десерты, приготовленные по рецептам первой леди России Наины Иосифовны Ельциной. В современном конференц-зале в будущем состоятся круглые столы, дискуссии, небольшие концерты и фестивали. В арт-галерее планируют проводить выставки, фотобиеннале, мастер-классы. А в самом атриум е собираются устраивать самые разные мероприятия: от простых презентаций до званых балов.

Кстати, уже завтра, 26 ноября , в галерее центра откроется выставка «90-е», а в атриуме в течение дня пройдут открытые мастер-классы, коллективные арт-проекты, презентация спортивной секции, фуд-маркет, первые публичные лекции и показы документального кино.

Арт-галерея. На выставке «90-е» демонстрируются в основном работы авторов, активно работавших именно в девяностые — группы АЕС, Сергея Браткова, Александра Бренера, Дмитрия Гутова, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Валерия Кошлякова, Олега Кулика, Бориса Михайлова, Анатолия Осмоловского и других

На третьем этаже находятся архив и библиотека, образовательный и детский центры. Библиотека будет существовать и в традиционном формате, и в качестве цифрового хранилища. Здесь можно найти книги о Ельцине и 90-х, интервью с очевидцами того времени и теми, кто работал с президентом. В архиве хранятся десятки тысяч документов: от стенограмм президента до писем избирателей.

В образовательном центре планируют проводить обучающие игры, публичные семинары, просветительские программы. Если у вас есть свой подобный проект, то вы можете предложить его «Ельцин-центру». Малышей, которые пришли вместе с родителями, ждут в детском центре, где профессиональные педагоги будут проводить увлекательные занятия с использованием современных технологий.

Музей, посвященный Ельцину и 90-м

Сердце «Ельцин-центра» — это, конечно же, Музей Бориса Николаевича. Несмотря на современные технологии, есть чувство, что время здесь застыло. Бродя среди вещей, видеозаписей, фотографий и плакатов из 90-х, кажется, что ты вернулся в прошлое. Впрочем, как говорят авторы проекта, они не хотели опираться только на эмоции, для них главное — дать людям возможность более глубоко осмыслить события тех лет.

Созданием музея занималась известная компания Ralph Appelbaum Associates. Перед вами не будет привычной экспозиции, где нужно просто переходить из зала в зал, читая по дороге экспликации.

Оранжевый свитер и другие подарки. Дополнительные снимки можно увидеть в галерее

Путешествие в прошлое начинается со стены, где можно увидеть подарки Ельцину от самых разных людей. Здесь есть вещи от близких, от случайных избирателей, от политических деятелей. Например, слегка поношенный оранжевый свитер Hugo Boss, который Ельцину вручил Немцов с запиской: «Дорогой Борис Николаевич! Примите мои самые теплые поздравления с днем вашего рождения. Решил подарить Вам свитер, чтобы Вам было в нем тепло и уютно. А его оранжевый цвет — намек на то, чего не хватает сейчас нам и России. С каждым днем, Борис Николаевич, я люблю и ценю Вас все больше и больше».

Обязательно посмотрите фильм. Это не займет много времени

Дальше вы попадаете в зал, где можно посмотреть коротенький, но впечатляющий фильм Джаника Файзиева. За кадром Лиза Боярская рассказывает об истории России и борьбе за свободу. Вспомнив основные события, мы оказываемся в «Лабиринте истории». Боюсь представить, сколько времени нужно, чтобы посмотреть и прочитать абсолютно все. Документы и снимки, артефакты (вроде двери с места чекистских казней), старые советские фильмы, плакаты художников, письма и вещи, принадлежавшие Ельцину — передвигаясь по «ленте времени» среди всего этого богатства, невозможно остаться равнодушным к тем событиям и истории страны.

В «Лабиринте истории»

Наконец, мы поднимаемся на этаж выше и оказываемся в самом музее. Пространство организовано по принципу «7 дней». Эту концепцию предложил российский кинорежиссер Павел Лунгин. Каждый «день» связан с переломным моментом того времени: экономическая реформа 91-го, октябрь 1993-го, выборы, война в Чечне.

Пространство музея

Залы разделены на несколько комнат, но каждый раз вы будете выходить на центральную площадку, где установлен памятник Ельцину, и показывают снимки из семейного архива.

Здесь все фотографируются с Ельциным

Думаю, нет смысла рассказывать о том, что вы увидите в музее. Очень хочется, чтобы вы пришли в такой же восторг, как и первые зрители. Смею только обратить ваше внимание на ряд деталей. Здесь все стоит потрогать (если нет запрещающих табличек, конечно). Например, в зале, где «проходит» Пленум ЦК КПСС 1987 года, можно увидеть снимки членов партии. Разверните фотографию, и вы сможете прочитать, что сказал человек о Ельцине на заседании.

Здесь можно посидеть на аутентичных креслах, послушать уникальную запись речи Ельцина, найти много интересных документов

Очутившись в московской квартире президента, не стесняйтесь «ответить» на телефонный звонок, а потом из дома «выйти на улицу». Выдвигайте ящики, где хранятся документы, слушайте записи, «катайтесь на троллейбусе», заглядывайте в дырки от пуль, попытайтесь продать свой ваучер, запишите видео о том, что для вас значит свобода. Здесь так много интерактивных развлечений, что вы точно не заскучаете.

Кстати, магнитофон, который можно увидеть в квартире, передал музею Михаил Прохоров

Кстати, стоит заметить, что все экспонаты уникальны. Здесь нет копий. Вещи собирали по всей России, а многие артефакты в музей передала семья Ельцина. Обязательно обратите внимание на рукописное письмо Бориса Николаевича Михаилу Горбачеву с критикой партийной бюрократии, триколор, поднятый над Кремлем 25 декабря 1991 года (флаг удалось сохранить благодаря заботливому завхозу), ядерный чемоданчик, который Ельцин передал Путину 31 декабря 1999 года, снимки из Чечни, трудовую книжку президента, фотографии всех кандидатов, которые могли занять его место.

Или постоять в очереди

Или вспомнить все это

Кроме того, в последнем зале вы сможете увидеть рабочий кабинет Ельцина. Все эти вещи были перенесены из 14-го корпуса Кремля. Авторы экспозиции восстановили вид из окна, разложили папки на столе, как это делал президент, а на спинку кресла аккуратно повесили его пиджак. Именно здесь вы сможете узнать, как проходила запись прощальной новогодней речи и услышать вновь: «Я устал. Я ухожу».

На креслах сидеть нельзя. Другие снимки - в галерее

Вместо заключения

Наверняка в первые дни работы в центре будет слишком много людей, поэтому приходите через пару недель или в новогодние каникулы. 30 тысяч единиц хранения, 3600 артефактов, более 130 тысяч фотографий, 130 интервью, 163 медиа-программы — этот музей стоит того, чтобы потратить на него целый день.

Площадка будет открыта для всех посетителей ежедневно с 10:00 до 21:00. Единственный выходной — третий понедельник месяца. О мероприятиях и выставках можно будет узнавать на официальном сайте проекта, а также в группах

Что такое «Ельцин-Центр»? Кто-то скажет, что это просто музей первого президента России. Кто-то добавит, что это культурно-досуговый центр и даже напомнит про образовательные функции центра. Ведь туда собираются отправлять на экскурсии школьников и студентов (ни при каких обстоятельствах не пущу туда своих детей). Но лично я считаю, что это в первую очередь очередной антисоветский центр, наподобие печально известного музея «Пермь-36».

Почему я так убеждён в том, что основная функция центра вовсе не дань памяти Борису Ельцину, а именно антисоветская деятельность (а впоследствие это станет совершенно очевидно). Первый сигнал прозвучал сразу, после торжественного открытия «Ельцин-Центра» на котором присутствовал президент России. Все антисоветчики нашей страны и в первую очередь наши местные, воодушевлённые такой поддержкой первого лица государства, моментально активизировались.

Сначала Степашин, который на Урале «никто и звать его никак», вдруг озаботился тем, что регион Среднего Урала носит имя Якова Свердлова, а это на взгляд Степашина «неправильно». Какое ему дело до того, как должна называться Свердловская область, и кто именно нашептал на ухо московскому гостю идею произнести тезис о необходимости переименования региона - оставим за скобками. Нам интересен именно факт, и то, что он произошёл именно после открытия центра.

Второй факт, это активизация антисоветских сил именно в Екатеринбурге. То, что планы по переименованиям улиц глава городской комиссии по наименованиям Всеволод Слукин озвучивает регулярно, известно всем кто следит за местной прессой. А вот реальный шаг к началу процедуры переименования улицы Толмачёва начался опять таки после открытия «Ельцин-Центра». Причём, намерения у переименователей предельно серьёзные. И если на жилой части улицы ещё собираются проводить опросы проживающих там горожан, то та часть улицы, дома которой не являются частью жилого фонда, уже практически обречена стать Царской.

Можно конечно сказать, что это всего лишь случайные совпадения. Но, я не верю в случайности (которые есть непознанная закономерность). Более того, нужно вновь вспомнить социальный расклад в котором, вся постсоветская элита сформирована в рамке антисоветского консенсуса, а большинство населения живёт на волне ресоветизации. И в последнее время процессы ресоветизации достаточно сильны, а активность граждан в отстаивании советского наследия весьма велика. Чего стоит голосование о возможности переименования станции московского метрополитена Войковская. Оно закончилось победой граждан, считающих что станция должна носить имя Петра Войкова, героически погибшего на государственном посту от рук террориста. Эту пощёчину антисоветчики не простят народу, и будут отыгрываться везде, где возможно и как только будет возможно. Открытие антисоветского центра имени Бориса Ельцина, присутствие на открытии главы государства - стали соответствующими сигналами к действию.

Ну и конечно, говоря о том, что центр именно антисоветский и в первую очередь антисоветский и только потом он имени антисоветчика Ельцина , нельзя не упомянуть состав приглашённых лиц. Это молодые патриоты считают, что большинство прибывших из Москвы гостей на открытие «Ельцин-Центра» являются «пятой колонной». Лично я помню их в ином качестве - как активных перестройщиков и антисоветчиков. Собственно вообще не секрет, что именно на борцов с Советской властью была сделана ставка во время перестройки. На этих же людей будут делать ставку силы, которые хотят развалить Россию. Ведь мы же не будем рассматривать визит Джона Теффта в Екатеринбург на открытие центра, как заурядный визит вежливости.

Я уверен, что глава государства искренне старается развивать традицию уважения истории России. Не только героических её страниц, но и страниц печальных. Только «Ельцин-Центр» не про это. Там и истории нет - а есть слащавый миф про «царя Бориса». Да и создан центр не ради царя Бориса, а ради уничтожения советской истории и памяти о советском периоде. Потому что при внимательном рассмотрении любая часть советской истории, а в СССР в разное время по-разному было, выглядит намного предпочтительнее, чем конец ХХ века, когда Россией руководил Борис Ельцин. Единственный способ как-то обосновать строительство 9-ти миллиардного здания в честь такого провального периода истории - это очернить предыдущий период, объявив именно его источником всех бед. Так именно этим (искажением советского периода истории, его очернением и забвением) и будут заниматься в «Ельцин-Центре».

П.С.: Если бы родственники и друзья первого президента России действительно хотели бы просто сохранить память о Ельцине, они бы открыли более скромный центр и сделали бы это без помпы. Ибо все понимают, что большинство населения, которое пережило и выжило в 90-е годы, относится к фигуре Ельцина и политике, которую он проводил вместе с младореформаторами, крайне отрицательно. Размах центра и его пафосное открытие гораздо шире фигуры Бориса Ельцина, который по большому счёту ничего после себя и не оставил…

На фото вверху поста «Ельцин-Центр», памятник Борису Ельцину и полицейская машина: этот памятник надо охранять от народа.