Экология души и духа.

Природа, я иду в тебя

Прими, пожалуйста, любя,

Хочу быть заново рождённой.

Природа – матушка моя,

Твои исполню повеленья.

За все грехи прости меня,

Возьми, как детку на колени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рыбина Ольга Петровна

Серповской филиал МБОУ Устьинская СОШ

Учитель начальных классов

E-mail:[email protected]

Контактный телефон: 89108513425

Доклад

«ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ –

К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

Природа - матушка моя.

/Воронцова И./

Природа, я иду в тебя

С душой и сердцем обнажённым.

Прими, пожалуйста, любя,

Хочу быть заново рождённой.

Природа – матушка моя,

Твои исполню повеленья.

За все грехи прости меня,

Возьми, как детку на колени.

Н а пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа, детская литература, различные виды искусств, пробуждали в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Помогали детям находить пути к снятию конфликтных противоречий современной жизни, развивали чувство ответственности за судьбу другого человека, за будущее Отечества. Объединение сил деятелей образования и культуры в единой программе гуманистической работы, в защите детства – голос времени. Учёные выступают с различными прогнозами на грядущее столетие. Один из самых приоритетных –провозглашение XXI века ВЕКОМ РЕБЁНКА

На фоне непрекращающихся воин, политических и экономических катаклизмов становится очевидной спасательная роль диалогов между народами, диалога культур разных стран, систем обучения, что может действительно сближать, связывать людей и, самое главное, - молодое поколение.

В се мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы.

Так уж получилось, что губить свою Землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо сохранить. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как – то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже ПётрI впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным Указом объявил заповедные леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20.

В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы. Так начиналась российская ЭКОЛОГИЯ.

В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.

Ч еловек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучии, о здоровье своих семей и тем более о внуках и правнуках.

Открыть секрет гармонии с природой у взрослых получается не всегда, а вот детям это удаётся даже очень легко. Ведь волшебство рассветов и закатов, дождя и радуги, сказочный мир растений и животных ещё на успели стать для них чем-то обычным. Поэтому мы сами можем смело утверждать, что в каждом ребёнке дремлет самый настоящий художник, т.е. ЧЕЛОВЕК , который видит жизнь необычно красивой и удивительной. Но если не помочь малышу открыть в себе способность выражать свой восторг перед красотой цветов, деревьев, грозовых туч, то со временем художник в нём может угаснуть, а природа перестанет быть ИСТОЧНИКОМ - ПИТАЮЩИМ ДУШУ .

Вспоминая годы первого учительского опыта, я думала, что если работа на уроке с книгой – воспитание любви к книге, упражнение о дереве – воспитание любви к природе. Два-три предложения о добром мальчике из рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы» - и есть надежда, что завтра все дети будут сиять от доброты и тепла не только к животным, но и к людям. И только годы работы в школе, общение с детьми, их радость и печаль, смех и слёзы убели меня в том, что воспитание души человеческой, пожалуй, самое трудное и мучительное в учительской профессии.

Хотя я сейчас много слышу, что в обязанности учителя не должно входить «теребить душу ребёнка», ведь все «от мала до велика» устали от воспитателей. Прежде всего, нужно хорошо учить считать, читать, а душа...?

Ну что душа? Сама «вырастит», а не «вырастит» - ещё лучше. Легче будет жить в наше трудное время. Однако в период ломки стереотипов поведения и традиций, который переживает не только наша страна, но и всё планетарное общество. И именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему – «УЧИТЕЛЬ», основанной на этике и новом понимании места человека и задачах цивилизации, сделается лидером XXI века.

И именно сейчас нельзя забывать о том, что учитель – человек, который передаёт подрастающему поколению знания, жизненный опыт, мудрость и т. п., накопленную веками. Передать всё это без воздействия на душу ребёнка невозможно. А мне хочется вложить ребячьи ладошки в свою руку и повести их в далёкий мир познания.

Экологическому воспитанию школы в классно- урочной системе уделяется сегодня значительное внимание, но у него есть существенные недостатки:

Оторванность от жизни;

Неумение применять на практике природоведческие знания.

К тому же я, и большинство сельских учителей начальных классов испытывают серьёзные затруднения при организации практической работы в природе. Для ребёнка, оторванного от живой природы, возникает ложное представление об экологии в данной местности. Для них экологические проблемы существуют где-то там, далеко от каждого из нас. Кто-то нехороший, но не я и не мои близкие, совершают экологические проблемы. Какие-то предприятия, разрушающие среду обитания, несимпатичные люди, работающие на них. Всем от природы что-то нужно. Но только сама она, выходит, никому не нужна. И природа, где медленно, где чуть быстрее погибает. Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.

На мой взгляд, нужно чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Чтобы сохранить в ребёнке художественное восприятие мира – главное общение с природой, т. е. через туристско-краеведческую деятельность, через укрепление здоровья путём закаливания организма холодной водой, через формирование сознания.

Н епосредственные контакты с окружающим миром вырабатывают эстетическое восприятие окружающего мира, умение преодолевать естественные трудности и препятствия. Это делает детей более выносливыми, терпимыми к окружающим. Формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремлённость, смелость, способствует приобретению умений и навыков в общении с живой природой. Знания, приобретённые наглядным путём не только более прочны, но и помогают сформировать у детей миропредставление, включающее их в окружающий мир не как хозяев, а как участников естественного процесса его развития

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

/Н. Заболоцкий./

Мать – Природа имеет универсальные знания для человека. Она источник и основа нашей жизни

У человека необходимо выработать экологическую культуру. Ведь это есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему живому миру с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. И тогда

«Не станет он искать побед,

А ждать великое начало

Его всё чаще побеждало,

Чтобы расти ему в ответ»

М.Н. Рыльке

/перевод В. Пастернака./

Учёные утверждают, что содержание экологического образования должно строиться на основе интегрированной научной картины природной и социальной действительности.

Наше же народное образование постоянно совершенствуется, ищет новые пути и подходы в обучении детей. Но с каждым годом убеждаешься в том, что слово ЧЕЛОВЕК – не звучит так гордо, как созидатель, хранитель, а всё больше он становится разрушителем всего и вся.

Х очется изменить поток людей. Крикнуть: «Опомнитесь, люди!!!»

В беседах хочется достучаться до сердец, но порой люди глухи. Наши проблемы личного характера настолько кажутся большими, что мы совсем забыли про свой другой мир – духовный.

Но во все века были проблемы, ситуации, но искорка человеческой души, любви ко всему живому в природе к людям, живущим вокруг нас – была всегда.

Стоит вспомнить наше детство и разливается тепло в душе. Ведь детство от нас не уходит, это мы стараемся спрятаться от него. Только тогда, когда человек почувствует себя ребёнком на руках Матери – Природы, а не царём её, только тогда, когда человек будет жить осознанно, только тогда, когда не пойдёт против своей совести – будет ЛЮБОВЬ на Земле ко всему живому , и только тогда, когда культура экологии, человеческой души будет на высоте. Но к этому нужно идти.

Каждый день идёшь на работу, а в душе чувствуешь, что ещё теплится искорка светлого. А сколько таких искорок у меня в классе. Ведь дети – это нераспустившийся бутон цветка. Стоит только прикоснуться к его бархатной головке нежно и бережно, как он потянется к тебе, к солнечному свету.

Но всё это праздные слова, а в действительности постоянно стоят вопросы:

  1. Сумею ли я, учитель войти во внутренний мир человека, который учится и взрослеет?
  2. Смогу ли я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок?
  3. Смогу ли я лично эмоционально откликнуться на этот мир?
  4. Смогу ли я помочь ребёнку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи – чувства?
  5. Смогу ли я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников?

И каждый день! И завтра, и вчера…

Каким он будет день? Будет ли он днём открытий или просто обыкновенным днём зависит от нас. Но для меня он открывается словами педагога и учёного Симона Соловейчика: «…Каждое утро повторяю, как молитву, взываю к тому лучшему, что есть во мне: мне доверен ребёнок, это мой гость дорогой, я благодарна ему зато, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы живые люли, он – человек и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю и прощаю. Я люблю его и я благодарен ему зато, что он есть, и зато, что я могу его любить и тем самым я возвышаюсь в духе своём.

…Если бы не было этих чудесных «гостей» на нашей Земле, детей, то мир погиб бы, то мир погиб бы не от старости, ещё прежде - от бездуховности своей.»

В сущности, как мало нужно для хорошего воспитания. Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребёнку – человеческого и педагогического. Есть одно, одно и только одно - ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ .

Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее.


1

1 Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Статья посвящена вопросам сохранения экологии души в современном обществе. Показано, что проблема экологии охватывает не только привычные биологические рамки, но и касается человеческой личности. В работе дан краткий анализ представлений некоторых известных философов, психологов, педагогов о внутреннем мире человека, а по сути, об экологии его души. В статье указывается, что решение проблемы сохранения чистоты души связывается с организацией воспитания и образования на основе духовно-нравственных ценностей как в семье, так и в образовательных организациях. Подчеркивается, что важно создать систему духовно-нравственного воспитания с соблюдением принципа взаимодействия детей, педагогов, семьи, общественности, различных социальных институтов в реализации работы этой системы, анализируется роль семьи, педагога в решении обозначенной проблемы. Рассматриваются формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми, родителями, педагогами.

экология души

образование

духовно-нравственные ценности

духовно-нравственное воспитание

система духовно-нравственного воспитания

образовательная организация

православная культура

дошкольник

школьник

1. Акутина С.П. Пути преодоления духовно-нравственного кризиса в образовании // Приволжский научный вестник. – 2014. - № 12-4 (40). – С. 8-11.

2. Гармаев А. Нравственная психология и педагогика. Свет Православия. - Макариев-Решемская Обитель, 1999.

3. Кулагина Я.М., Федосеева Н.В. Значение роли отца в процессе становления личности ребенка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. - № 39-2. –

4. Левкина Е.В. Пути совершенствования гражданского воспитания будущих педагогов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 88. – С. 193–198.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - Москва: Издательство МГУ, 1981.

6. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Приветствия участникам Глинских чтений 28-29 июля 1999 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// magister.msk.ru›library/Alexy/alexy688.htm.

7. Россова Ю.И Вопросы здоровьесбережения в «новой педагогике» В.П. Вахтерова // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. – 2013. - № 2. – С. 101 - 108.

8. Россова Ю.И. Властная мать как аномальный вид родительской любви // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. - № 34-2. – С. 36-40.

9. Россова Ю.И. Влияние неблагополучного семейного воспитания на развитие детского невроза // Гуманитарные научные исследования. – 2015. - № 5-1 (45). – С. 70-73.

10. Россова Ю.И. Культура толерантных отношений в сфере «родитель – ребёнок» // Детский сад от А до Я. – 2011. - № 3. – С. 76-86.

11. Россова Ю.И., Трухманова Е.Н. Родительские директивы и ошибки в общении с ребенком // Труды СГА. – 2010. - № 10. – С. 101 - 113.

12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - Москва: Педагогика, 1973.

13. Сборник мыслей, изречений, афоризмов. Сост. Н.Я.Хоромин. - Москва: ГИТИС, 1993.

14. Св. Иоанн Кронштадтский - О воспитании детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// semyaivera.ru›…sv-ioann-kronshtadtskiy…vospitanii.

Данная работа подготовлена в рамках работы над проектом «Православная педагогика: от науки к практике», который был разработан профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики Арзамасского филиала ННГУ. Проект победил в международном конкурсе «Православная инициатива - 2015» и связан с разработкой идей духовно-нравственного воспитания на основе православных традиций и внедрением их в педагогический процесс образовательных организаций.

В настоящее время появляются различные понятия, связанные с термином «экология» - социальная экология, инженерная экология, экология человека, глобальная экология, экология культуры, экология религии, экология сознания, экология души, экология духа. Это свидетельствует о том, что интересы и внимание экологии вышли далеко за ее привычные биологические рамки. Таким образом, слово «экология» не является только биологическим термином, понятие экологии становится универсальной категорией и связано с безопасным существованием не только материального мира, но и мира духовного. Современная экология становится комплексной наукой, которая исследует не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий в системе «человек - общество - природа». В последнее время становится значимой и актуальной проблема экологии души.

Классическая экология связана с охраной окружающей человека биологической среды. Экология же души - это охрана души от загрязнений. Человек может выступать творцом и хранителем, но может являться также и разрушителем своей души. А последствия этих разрушений, загрязнений собственной экологии очевидны и известны - наркомания, алкоголизм, преступность, эгоцентризм, снижение роли коллектива, отчуждение детей и родителей, нарастание психологического дискомфорта, снижение ценности образования, отсутствие интересного досуга, пропаганда с экранов телевидения сцен агрессии, насилия и ненависти, распространение культа силы, мгновенного успеха и денег, прагматические отношения в сфере любви, дружбы, общения, бездуховность, уход в Интернет и т.д.

О внимании к внутреннему миру человека, о всматривании в человеческую душу, а по сути дела, об экологии души говорили многие философы, психологи, педагоги.

Например, известный психолог и философ С.Л. Рубинштейн понимал, что существует не только зависимость личности от условий жизни и обстоятельств, но и зависимость жизни от личности. По мнению ученого, судьба личности определяется ее собственным судом над собой, ее самоопределением. Самоопределение, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, - это свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная детерминация, а механизмом самоопределения является интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации .

Другой известный психолог, педагог А.Н. Леонтьев подчеркивал, что каждый жизненный этап должен характеризоваться тем, что человек будет что-то утверждать в себе, а от чего-то освобождаться. В процессе самоопределения, с точки зрения ученого, должно происходить глубокое индивидуальное преломление норм и ценностей окружающей действительности, в результате которого будет формироваться избирательное отношение к миру и осуществляться выбор тех деятельностей, которые личность делает своими .

Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии И. Кант видел счастливое душевное состояние в спокойствии духа, то есть чистой совести, что зависит от отсутствия чувства вины и глубокого осознания ничтожества земных благ, и всегда веселом сердце, что является, по мнению, ученого, даром природы .

Проповедник, духовный писатель И. Кронштадтский отмечал, что в воспитании опасно развивать только ум, гораздо важнее развивать чувства, сердце. «Сердце - жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни», - пишет святой .

Выдающийся педагог-просветитель конца XIX - начала XX веков, известный как создатель «новой педагогики» В.П. Вахтеров, уделяя значительное внимание в своих трудах проблемам воспитания, говорил о важности воспитания «нравственного чувства». Он подчеркивал, что у детей имеются как здоровые наклонности, так и дурные, которые необходимо искоренять с самого детства. Ученый затронул и проблему связи экологии природы с экологией души. В. П. Вахтеров указывал на «противоестественность» школ конца XIX в., поскольку в них, по его мнению, забывалось всякое живое естественное чувство природы, прерывалась умственная связь с ней, а результатом этого являлось притупление всех человеческих чувств, что создавало серьезные препятствия для гармоничного развития. Вражда с природой влечет за собой людские болезни и страдания, она же приводит к существенным, коренным аномалиям в жизни общества, - считал педагог .

Экология связана с чистотой и естественностью, а значит, и со здоровьем. Экология души - это сохранение чистоты души, а значит и душевного здоровья, это эффективный путь к укреплению духовного иммунитета человека. Как же сохранить, а не разрушить свою душу, сохранить ее чистой в нашем нестабильном, агрессивном, соблазнительном мире? Ответ на это вопрос заключается в том, чтобы задачи воспитания приобрели первостепенную значимость, стали приоритетными в сфере образования, в том, чтобы дать правильное образование сердцу человека. Воспитание должно быть душесозидательным и строиться на основе духовно-нравственных ценностей как в семье, так и в системе образования на всех его уровнях. Именно такое образование станет условием духовного процветания как отдельной личности, так и общества в целом.

Часто образование отождествляется с накоплением знаний, владением информацией, а педагогические инновации нацелены на поиск эффективных технологий получения все большего объема знаний. Безусловно, знания важны и необходимы, но знания, направленные не на созидание, могут оказаться вредными и даже опасными. Кроме того, полноценное образование должно воздействовать на ум, чувства и волю воспитанника.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: «Задача просвещения и духовно-нравственного воспитания должна пронизывать собой и подчинять себе всю нашу образовательную систему. В ее основе необходимо видеть не механическое усвоение наук, не стремление к образованию одного лишь ума наших учащихся, но развитие в них внутренних сил благочестия, формирования цельной и целомудренной, нравственной личности, осознающей свой долг перед Отечеством и ближними. Наша цель - воспитание молодежи на основе неизменных духовных и нравственных ценностей» .

Возможность сохранения как самой личности, так и всего общества, в современной социокультурной ситуации связывается именно с духовно-нравственным образованием, а также с возвращением традиций Православия, которые очень долгое время были определяющими в воспитании подрастающего поколения. В условиях поиска путей духовного возрождения России особенно актуальным и значимым становится формирование духовно-нравственных ценностей, обращение к опыту православной педагогики и внедрение ее идей в педагогический процесс образовательных организаций.

В настоящее время в системе образования начинают решаться вопросы духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка. Разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), в федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования в качестве предметной области выделен раздел «Основы духовно-нравственной культуры народов России», направленный на воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. С 2012 года в общеобразовательных организациях стал обязательным для изучения в 4 классе комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», одним из модулей которого является «Основы православной культура». Таким образом, решение проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения становится важной задачей политики современного образования и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

В условиях важности и значимости формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения необходима четко продуманная система духовно-нравственного воспитания и образования , в реализации которого равнозначными субъектами должны стать воспитанники дошкольных образовательных организаций, учащиеся общеобразовательных организаций, родители, педагоги, различные социальные институты.

Важными направлениями реализации системы по духовно-нравственному воспитанию должны стать определение целей, задач, принципов этой работы, разработка содержания данной проблемы, развитие и обогащение методической базы, определение комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, повышение квалификации педагогов в вопросах духовно-нравственного развития детей, включение в процесс решения проблемы различных социальных институтов (образования, семьи, государственных и общественных организаций) и Русской Православной Церкви, поскольку решить эффективно в полном объеме обозначенную проблему возможно только совместными усилиями.

  • Целями и задачами в решении обозначенных вопросов могут выступать следующие: изучить и проанализировать психолого-педагогические особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и школьного возраста, проводить постоянный мониторинг сформированности духовно-нравственной сферы детей; способствовать обогащению содержания, форм и методов учебной и воспитательной работы в системе дошкольного и школьного образования с учетом идей духовно-нравственного воспитания; повышать духовно-нравственную культуру родителей воспитанников и учащихся, расширять их знания о проблемах воспитания подрастающего поколения; формировать у учащихся старшего школьного возраста представления о духовно ориентированной семье; повышать духовно-нравственный уровень педагогического коллектива через приобщение к духовным традициям.

Безусловно, начинать работу по оздоровлению души, а значит и по очищению ее экологии, необходимо в дошкольных образовательных организациях. Дошкольный возраст является благодатным для духовно-нравственного развития детей, поскольку именно в этот период закладываются основы человеческой личности, ее духовные, нравственные и культурные ценности. В это время вырабатываются ориентиры, связанные с установкой ребенка - служить или потреблять в жизни, созидать или разрушать. В решении обозначенных задач важно обеспечить преемственность в системе «детский сад - школа». В школе также необходимо создать единое образовательно-воспитательное пространство, основанное на духовно-нравственных ценностях и традициях национальной культуры.

Формами и методами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию могут быть: разработка цикла занятий (для дошкольников), уроков (для школьников), внеклассных мероприятий, направленных на обогащение духовного опыта ребенка; проведение цикла православных праздников с совместным участием детей, родителей, педагогов; подготовка и проведение музейных уроков; организация мероприятий гражданско-патриотической направленности (циклов развивающих занятий, праздников, тематических вечеров, литературно-музыкальных композиций, экскурсий); посещение театров, выставок, музеев; организация продуктивной деятельности детей, их участие в мастер-классах, творческих мастерских c изготовлением и вручением сувениров родным, ветеранам, пожилым людям; организация выставок детского творчества, конкурсов работ, конкурсов семейного творчества; организация клубной и кружковой работы; выпуск газеты, в которой будут отражены результаты работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, и т.д.

Важной сферой духовно-нравственного становления личности растущего человека является семья. Важно сделать семью субъектом образовательно-воспитательного процесса, поскольку ребенок является носителем традиций своей семьи и на всю последующую жизнь сохраняет приобретенное им в детстве. Родители должны стать постоянными участниками духовно-нравственной деятельности детского сада и школы, поскольку именно в таком тесном симбиозе семьи и образовательной организации можно эффективно и плодотворно решать обозначенные задачи.

Родители и дети могут принимать совместное участие в различных мероприятиях (занятиях, праздниках, фестивалях, выставках, творческих мастерских, конкурсах, акциях и др.). Также важно организовать работу родительского университета «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей», который может объединить ряд мероприятий для родителей (родительские лектории, семинары, беседы, издание буклетов), цель которых - повышение духовно-нравственной культуры родителей дошкольников и школьников, а также развитие их компетентности в вопросах духовно-нравственного становления детей. В ходе организации такой работы родителей важно познакомить с основами православной педагогики и психологии, формировать у них представления о духовно ориентированной семье, о формах традиционного православного семейного уклада, возрождать традиции православного семейного воспитания. Также необходимо родителей знакомить и с ошибками семейного воспитания, с формами родительской любви, которые выступают в аномальном виде, что, естественно, несовместимо с христианским устроением семьи .

Необходимо подчеркнуть, что для эффективной работы по духовно-нравственному развитию с детьми нужен педагог, который сам обладает высокой духовной культурой и постоянно совершенствуется в духовном росте. Он должен быть не только профессионалом, но и духовным посредником между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, и одной из главенствующих его задач является формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров. А. Гармаев подчеркивает, что, если воспитатель или школьный педагог не несут в себе резервов нравственной красоты, не руководствуются в своих действиях и в сокровенных движениях души тем, о чем говорят и чему учат своих подопечных, то подлинное нравственное воздействие и воспитание невозможно . Важно также развивать гражданскую культуру педагога-воспитателя, формировать его национальный характер, так как духовный человек - это носитель национальных ценностей .

С целью повышения духовной культуры педагога и подготовки их к работе с подрастающим поколением по вопросам духовно-нравственного воспитания целесообразно в образовательной организации проводить методические объединения, серии обучающих семинаров по организации и проведению православных праздников и занятий на православную тематику, научно-методические семинары с совместным участием педагогов, родителей, научных сотрудников, администрации города, общественности.

Таким образом, видим, что в вопросах экологии души отдельного человека и духовного оздоровления общества необходимо соблюдение принципа интеграции усилий дошкольников, школьников, педагогов, родителей. Также в системе духовно-нравственного воспитания важна взаимосвязь с разными социальными институтами, общественностью. Необходимо формировать основы взаимодействия образовательной организации с Русской Православной Церковью, обозначить и активизировать формы участия Церкви в процессе духовно-нравственного воспитания как воцерковленной, так и нецерковной части детей и молодежи.

Таким образом, для оздоровления и очищения души растущего человека, а значит и сохранения ее экологии, необходима продуманная система духовно-нравственного воспитания с четким определением целей и задач, обогащением содержания современного образования, форм, методов работы, с вовлечением широкого круга субъектов образовательного процесса в решение проблемы духовного взросления - детей, педагогов, семьи, общественности, различных социальных институтов.

Библиографическая ссылка

Россова Ю.И. ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИИ ДУШИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23777 (дата обращения: 14.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Классный час на тему "Экология души. О чистоте речи". Характерной чертой нашего времени является то, что мы очень много говорим, не задумываясь, просто говорим, и все. Сквернословие сейчас звучит в разговоре взрослых и детей, а для некоторых это основной язык их речи. Данный материал можно использовать при проведении классного часа, а также на занятиях внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Экология души. О чистоте речи»

Цель : воспитание уважительного отношения к языку.

Задачи : обратить внимание на значение слова в жизни людей;

Познакомить с губительным воздействием слова на моральное и физическое здоровье личности;

Воспитывать культуру общения.

Оборудование : карточки со словами, карточки с частями пословиц, плакаты.

Ход занятия

I Вступление

В одной из глав сказочной повести И. Токмаковой «Счастливо, Ивушкин!» енот Нотя старательно отстирывает в вёдрах облака, на которых оставляют пятна злые слова и сетует: «Хоть бы люди поняли, наконец, что плохое слово не просто так – брякнул, и до свидания. Это каждый раз – грязное пятно на чистом облаке...». Таким «грязным пятном» ложатся грубые слова на человеческие взаимоотношения. Это в наших силах - промолчать, когда на языке вертится грубое, бранное слово. Мир вокруг нас будет чище.

Ученик . Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать и отзывом и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Я. Козловский

Слова – это одежда для наших мыслей. Все мы любим красивую, нарядную одежду. Такую, которую мы надеваем в праздничные дни. Так и нашим мыслям хочется одеваться в красивую одежду, красивые слова всегда, каждый день, а не только в праздник.

И если мы будем облекать наши мысли в красивую одежду – говорить красивые слова, то будем творить добро. В каждом слове есть сила. В добром – добрая, в плохом – злая. И она никуда не улетает, а ходит за своим хозяином следом, живет в его доме. Предмет, сделанный с плохими словами, быстро ломается, им никто не хочет пользоваться. Дом, построенный с плохими словами, быстро рушится. Растения гибнут, слушая брань. И сам человек начинает болеть, не зная почему, у такого человека рушатся отношения с близкими людьми.

Вот что может слово! А еще словами можно создать настроение, вызвать какие – то ощущения. Какие - зависит от произносимых слов.

Человек, говорящий хорошие, чистые слова, всегда как бы с букетом цветов или связкой шаров. Вокруг него всегда сияние и красота. Слова благодарности зажигают звезды, от них расцветают улыбки, раскрываются сердца.

А вокруг сквернослова всегда вьется рой черных мошек, серых тучек, напоминающих чудовища. Только видеть это могут не все.

II Чтение сказки

Сказка «Цветок мудрости»

В одном царстве – государстве все люди очень любили цветы. В палисаднике около дома каждый житель выращивал какие-либо цветы. Кто-то розы, кто-то пионы, кто-то маргаритки, а у самого короля рос цветок Мудрости. Это был самый необычный и самый прекрасный цветок, когда-либо известный людям. Каждый, кто видел его и вдыхал его прекрасный аромат, становился радостнее и мудрее. И не иссякал поток людей, желающих полюбоваться цветком.

Король был в восторге от цветка мудрости, и ему хотелось, чтобы цветок разросся еще больше и цвел еще пышнее. Он решил, что цветку нужно хорошее удобрение и кинул клич по всему королевству – кто привезет для цветка самую лучшую землю, богатую микроэлементами и удобрениями, того он по- королевски наградит.

Многие откликнулись, но королю особенно понравилась земля одного крестьянина одной самой дальней избы – настоящий чернозем, так она была черна. Но не знал король, что на самом деле это был вовсе не чернозем, а земля была черна из-за черных, скверных слов, которые постоянно употреблял в своей речи этот крестьянин.

Когда в эту землю посадили цветок мудрости, то он, вместо того, чтобы расти и цвести пуще прежнего, стал вдруг вянуть.

*Как вы думаете, почему стал вянуть цветок мудрости?

Король убрал привезенную землю, но цветок все засыхал. Тогда король стал искать средство, которое поможет страдающему цветку обрести прежнюю красоту. Он позвал самого главного мудреца королевства.

*Ребята, по вашему мнению, какое средство порекомендовал царю мудрец?

Правильно, красивые слова.

*А теперь представьте, что вы – жители королевства. Какие бы слова принесли вы для цветка?

Когда, ребята, все жители королевства сказали цветку мудрости красивые слова, то он почувствовал, что его очень любят, и перестал вянуть.

А однажды, когда король путешествовал по своему королевству, он забрел высоко в горы и, к своему удивлению, увидел в горах хижину, вокруг которой благоухали красивейшие цветы из всех, кого-либо виденных им. Они были точь-в-точь как его цветок мудрости, только необыкновенно больше. Удивило короля и то, что росли–то они высоко в горах, где вообще вряд ли возможно была какая-либо растительность, а тут – цветы!

Человек, который жил в хижине, был очень добрым и отзывчивым.

Как выросли у твоей хижины в таком изобилии цветы мудрости? – спросил король.

Я думаю только чистыми мыслями и произношу только чистые и красивые слова, - ответил человек,- кроме того, я очень люблю эти цветы, и они мне отвечают тем же. Король сразу понял кто перед ним.

* Кто перед ним, ребята?

Правильно, мудрец.

Король стал брать пример с мудреца и цветок его королевства заблагоухал и расцвел, как никогда прежде. И долго потом люди вспоминали добрыми и красивыми словами правление этого мудрого короля.

III Работа в группах

А сейчас, ребята, я предлагаю вам нарисовать цветок Мудрости. (Уч-ся разбиваются на группы и рисуют)

IV Чтение стихотворения М. Небогатова

Ребята, а сейчас обратимся к стихам Михаила Небогатова. (Учащиеся читают стихи и выставляют карточки с написанными словами: мир, любовь, родина, красота, мелодия, душа, песня )

Ученик . Шел человек полями и лесами,

Смотрел на мир влюбленными глазами,

Искал слова, чтоб людям рассказать,

Как хороша земля его родная

И в зимний день, и в день цветущий мая,

Как в этом мире радостно дышать.

Слова теснились пестрою гурьбою –

С листвой, с цветами, с речкой голубою,

С машинным гулом, с запахом хлебов.

Но все, что в сердце искрилось и пелось

Не так звучало, как того хотелось,

И легких крыльев не было у слов.

А где-то в поле, памятном от века,

Счастливый взор другого человека

Впивался жадно в ту же красоту.

Его любовь мелодию рождала,

Да только слов ей нужных не хватало,

Чтоб полететь, окрепнув на лету.

И, уловив минуту дорогую,

Одна душа услышала другую.

Как глубока их родственная связь!

Словам дано привольное звучанье,

А смутным звукам – точное названье.

Поют.

Ты слышишь?

Песня родилась!

V Игра «Передай словечко»

Один участник передает другому что – то хорошее, доброе, красивыми словами. Их становится двое, вдвоем они придумывают красивое выражение, передают третьему и т. д., пока все участники не соберутся в один хоровод.

VI Игра «Собери пословицы»

  • Доброе слово может исцелить , а злое – покалечить.
  • Пустые речи и слушать нечего.
  • Слово не воробей, вылетишь – не поймаешь.
  • От сабли рана заживет , от слова – нет.
  • Ласковое слово слаще меда.
  • От хорошего слова и камень добреет.
  • Недоброе слово больнее огня жжёт.
  • Язык голубит, язык и губит.

VII Заключение

А теперь прочитайте плакаты, которые вы видите на доске (слайде).

Во мне все прекрасно: и мысли, и слова, и поступки.

Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство.

С меня начинается честь и культура России.

Теперь все вместе

Мы знаем, что грубость – это не сила, а слабость. Мы знаем, что жизнь – это бумеранг. Наши мысли, слова, поступки рано или поздно возвращаются к нам с удивительной точностью. Мы знаем, что только, когда отдашь миру лучшее, что есть в тебе, к тебе вернется самое лучшее, что есть в мире.

В завершении нашего урока позвольте дать вам несколько советов:

1. Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

2. Привыкайте пользоваться словарями! Их много и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надежных помощников – читай, не ленись!

3. И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга!

За последние четыре десятилетия мир достиг большего технического прогресса, чем за всю известную нам историю человечества в прошлом. Ученые открыли множество законов, управляющих природой. И чем больше они узнают о тайнах природы, тем больше восхищаются совершенством вселенной. Теперь уже многие заявляют, что вселенная не могла возникнуть случайно, но должна была быть воплощением замысла Высшей Силы.

В природе существует совершенное равновесие. Наш мир, окружающая среда и сама природа образуют живую взаимозависимую систему. Если наша точка зрения верна, то мы не увидим в этой системе ни границ, ни двойственности. Тогда и сама жизнь видится как единое целое. Это живая, сознательная сущность, созданная руками Творца и оживленная дыханием Его жизни.

Совершенному равновесию природы, поддерживающему жизнь на нашей планете в течение миллионов лет, угрожают те же самые технические достижения, которые преобразили современный мир. Средства массовой информации ежедневно сообщают о новых угрозах окружающей среде. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем, земля, дающая нам пищу, все больше и больше загрязняются. Сама атмосфера, защищающая Землю, находится в опасности. Забота об экологии не связана с какой-то одной страной, или частью света. Эта проблема глобальна.

Забота об экологии стала одной из основных проблем мира. Исследовав этимологию слова «экология», мы обнаружим, что оно происходит от греческого слова «oikos», что означает «дом» или «местожительство», и слова «ology», что означает «изучение чего-либо». Таким образом, слово «экология» первоначально означало «изучение нашего дома или местожительства». Сегодня, когда мы размышляем об изучении нашего местожительства, мысль невольно устремляется к Земле и Матери природе. Изучение вышеупомянутого может быть разделено на четыре части: понимание циклов природы, осознание последствий загрязнения, изучение методов восстановления первозданной красоты природы и внедрение в практику методов сохранения ее чистоты. Иными словами — это следующие четыре раздела: циклы природы, загрязнение, восстановление и сохранение природы.

Существует еще одно значение слова «экология». Святые и мистики говорят о нашем доме или месте жительства, имея в виду физическое тело, созданное самим Творцом. В этом доме живет душа. Священные писания говорят о том, что человек обязан поддерживать и сохранять чистоту и великолепие души и места ее обитания. К сожалению, мы в значительной степени игнорируем духовную сторону и жертвуем ее чистотой ради этого преходящего мира.

Мне хотелось бы рассмотреть «экологию души». Изучение как внешней, так и внутренней экологии состоит из тех же четырех разделов. Существуют фундаментальные законы и циклы, которые имеют отношение как к природе, так и к духу. Можно увидеть, как загрязнение влияет на нас внутренне, и какой эффект оно оказывает на окружающий мир. Мы можем научиться восстанавливать первоначальную красоту природы и собственной души. Мы можем также ввести в практику методы сохранения своей духовной чистоты.

Все формы жизни образуют единую гармоничную мозаику. В основе существования лежат фундаментальные законы и циклы. Примером совершенной взаимосвязи является жизненный цикл природы. Испаряясь, вода превращается в водяные пары. Все нечистоты и минералы в процессе превращения выпадают в осадок. Водяные пары образуют облака, которые разносятся ветром в разных направлениях. Встречаясь с прохладными воздушными массами, вода конденсируется в водяные капли, выпадающие на землю в виде дождя или снега и питающие жизнь. С незапамятных времен этот цикл поддерживал жизнь на Земле, перенося влагу из богатых водой океанов на землю, для того, чтобы люди и животные имели в достатке питьевую воду, а растения могли расти.

Несмотря на все наши достижения, мы пока не создали технологии, аналогичной способу, которым зеленые растения превращают солнечный свет, углекислый газ и воду в пищу и кислород. Благодаря этому простому процессу, Земля получает свежий запас кислорода, необходимого для всех форм жизни, а также неистощимый запас продуктов питания.

В природе все совершенно. Даже смерть способствует возникновению жизни. Когда растения и животные умирают, их разложившиеся останки превращаются в удобрения для сельскохозяйственных культур. Через миллионы лет разложившиеся вещества превращаются в каменный уголь, используемый для производства электроэнергии. Экологическая система, созданная Богом на Земле, настолько уникальна, что наша планета стала единственно обитаемой в нашей солнечной системе.

Наряду с прочими природными циклами, такими как водный, растительный, цикл каменного топлива, существует и цикл души. Путешествие началось с сотворения вселенных и продолжается до сих пор.

Священные писания рассказывают, что вначале Бог был совершенно один. Он был Океаном Всеблаженного Сознания. Затем из одного Он решил стать множеством. Эта мысль вызвала вибрацию, в результате которой возникло два принципа: Свет и Звук. Различные священные писания называют Свет и Звук по-разному. Слово, или Наам, и является выраженной Силой Бога. Именно Ею были созданы различные планы существования: чисто духовный Сач Кханд, духовно-материальные области надпричинного плана, причинный и астральный планы, а также материальный мир на физическом плане. Та же Божественная Сила создала людей и все другие формы жизни, и Ею же обеспечивается симметрия и гармония существования вселенной, так как именно Она удерживает планеты на орбитах и звезды в небесах.

Душа — искра созидательного принципа, живительная сила внутри нас. До тех пор, пока душа обитает в теле, тело живет. Лишь только душа оставляет тело, человек умирает. Создавая вселенные, Бог отделил от Себя души, чтобы населить миры. С этого и начался процесс трансмиграции. С незапамятных времен душа обитает на различных планах творения, переходя из одной формы жизни в другую. Как только существование в одной форме жизни заканчивается, душа переходит в другую. Душа трансмигрирует подобно растению, умирающему зимой, чтобы снова ожить весной. С окончанием одной жизни душа начинает новую, в новой форме. Душа, будучи искрой бессмертного Творца, никогда не умирает. Она лишь переходит из одной жизни в другую.

Отделяя от Себя души, Всевышний предусмотрел и путь, по которому те смогли бы к Нему вернуться. Возвращение возможно через поток Наама, или Слова. Однако План творения предопределяет, что душа не помнит своего прежнего существования до тех пор, пока не достигнет определенной ступени духовной эволюции. Если бы мы помнили каждое предыдущее рождение, то жизнь была бы слишком усложнена воспоминаниями о прежних связях, и было бы трудно функционировать в рамках отношений, существующих сейчас. Мы искали бы родителей, супругов и детей, с которыми были связаны в прошлых жизнях. Поэтому, когда душа входит в новую форму, она прикрыта облаком забвения. Забыта ею и собственная сущность, то, что душа — это капля Божья. Переходя от рождения к рождению, душа, не ведая о своем истинном происхождении, отождествляет себя с умом и телом. Вместо того, чтобы искать путь назад к своему Источнику, она тянется к мирским соблазнам.

Знание о нашей истинной сущности скрыто в сокровенной глубине души. Подобно алмазам или нефтяным пластам, лежащим глубоко под землей, наша величайшая ценность, душа, похоронена под слоями ума, материи и иллюзии. Мы должны освободить ее в течение этой жизни и использовать свой величайший потенциал.

Загрязнение


Загрязнение — это еще один из аспектов внутренней и внешней экологии. Подобно воздуху и воде, душа обладает внутренней красотой. Она тождественна Богу. Один из святых сказал: «Бог — это любовь, и наша душа, являющая собой ту же сущность, что и Бог, — это тоже любовь. Поэтому путь назад к Богу тоже лежит через любовь».

Миллионы лет на Земле был свежий воздух и чистая вода. Однако наша эксплуатация планеты привела к истощению природных ресурсов. Мы загрязнили воздух, воду и почву, разрушаем озоновый слой Земли, уничтожаем флору и фауну. Подобным же образом наша ненасытная потребность потворствовать своим чувствам оскверняет естественную чистоту души.

Многие считают, что мозг — это место, где находится интеллект. Однако мозг — лишь инструмент, подобный сложному компьютеру, через который душа общается с внешним миром и получает из него впечатления. Оператором, управляющим телом и умом, является душа. Именно она должна бы контролировать как ум, так и тело, однако, в действительности, сейчас все наоборот. Сейчас ум контролирует душу, бьющуюся в сетях впечатлений окружающего мира.

То, что мы видим и слышим, обоняем и осязаем, все впечатления окружающего мира отвлекают наше внимание, являющееся внешним выражением души. Как результат, внимание отвлечено вовне через девять дверей окружающего мира: два глаза, два уха, две ноздри, рот и два нижних органа. Ум, любитель удовольствий, увлек наше внимание в физический мир, и мы забыли свою истинную сущность.

Мы проводим жизнь в чувственных мирских удовольствиях, считая, что целью ее является накопление материальных благ, богатства, собственности, связей, создание себе имени и известности, а также обретение власти. Однако мы забываем, что ни одно из перечисленных благ не сопровождает нас, когда мы умираем. Они нереальны, как мираж в пустыне. Мы покидаем мир точно так же, как и приходим в него, как души, чуждые всего материального.

Многие осознают это слишком поздно. Мирские желания и чувственные удовольствия оседают на чистую душу, как пыль. Приходя в этот мир несчетное количество раз, душа настолько загрязняется впечатлениями от него, что становится совершенно неузнаваемой. Однако, некоторые счастливые души пробуждаются. Они осознают духовное значение жизни. Врожденное стремление к бессмертию ведет их к раскрытию тайны жизни и смерти. Если возникают вопросы: «Кто мы такие? Зачем мы здесь? Куда мы идем?» — значит искра духовности уже зажглась, и мы не сможем успокоиться, пока не найдем ответа. Искренняя мольба исходит из самых глубин нашего существа, и мы молим Всевышнего прийти к нам на помощь.

Возрождение былого великолепия души

Еще одним аспектом рассматриваемого нами предмета является восстановление красоты души. Экологи, работающие над тем, чтобы очистить загрязненные воздух и воду, и освобождающие животных, попавших в нефтяные капканы — это истинные герои нашего времени в борьбе с загрязнением окружающей среды. Но в нашем мире существуют и экологи души. Они имеют полное представление о первозданной красоте души и загрязнителях, покрывающих ее слоями грязи. Они ищут тех, кто пытается найти истину, но попал в ловушку мирских желаний, и стараются их освободить.

Эти Божественные экологи чаще известны как святые и мистики, пророки и духовные учителя, приходившие к нам испокон веков. Сами они чисты и свободны от всего, что загрязняет душу, и способны освободить других. Они освободили собственные души от ограничений физического тела и вознеслись к Творцу в чистом Божественном потоке.

Святые и мистики слышат мольбы душ, стремящихся к свободе. Они могут показать нам нашу истинную сущность. Они учат нас проводить самоанализ, чтобы отделить собственное «я» или душу от наслоений ума, материи и иллюзии, ее покрывающих, и делают это с помощью медитации.

Сохранение естественной красоты души
Очередной аспект внутренней и внешней экологии — это сохранение естественной красоты души. Получив прямой контакт с внутренним Светом и Звуком, мы понимаем, что мы не тело, а душа. Понимаем мы также и то, что внутри нас существует Высшая Реальность. С этого начинается путешествие в нашу Истинную Обитель.

Духовные адепты учат нас тем практикам, которые помогут нам очиститься от вековой грязи. Существуют два фактора, ускоряющие этот процесс: очищающая Вода Наама и этичная жизнь.
Овладев методом медитации и получив контакт с Божественным Светом и Звуком, необходимо каждый день заниматься внутренними упражнениями. Необходимо выделить время для общения со Светом и Звуком внутри. Чем больше мы слушаем, как звучит внутренний Свет, тем больше Он очищает душу, смывая с нее впечатления окружающего мира.

Вторым фактором, помогающим нам на пути духовного прогресса, учителя считают этичную жизнь. Для того, чтобы достичь прогресса во внутреннем духовном путешествии, нам необходимо преодолеть в себе гнев, чувственные влечения, жадность, привязанность и эго. Это и есть пять загрязнителей, оскверняющих душу. Они отвлекают наше внимание на окружающий мир. Проанализировав эти пять отрицательных качеств, мы увидим, что они обусловлены стремлением к преходящим мирским удовольствиям. Например, мы сердимся, если что-то мешает нам достичь желаемого. Чувственные влечения вызваны стремлением к чувственному удовольствию. Причиной жадности является неутолимое желание приобретения собственности, богатства, власти, имени и славы. Добившись своего, мы привязываемся к приобретенному и забываем о духовных ценностях и своей духовной природе. Основой эго является гордость преходящими достижениями: богатством, мирскими знаниями и властью.

Для того, чтобы избавиться от этих пяти отрицательных качеств, необходимо ежедневно анализировать свои мысли, слова и поступки. Это даст реалистическую картину того, что именно оскверняет душу. После этого можно принять решение не совершать подобных ошибок в будущем.
Святые придают большое значение этичной жизни и считают ее основной ступенью на пути духовного развития. Сант Кирпал Сингх Джи обычно говорил, что стать человеком в истинном смысле слова трудно, однако, достигнув этого, относительно легко найти Бога. Необходимо ни что иное, как полная трансформация жизни.

Для того, чтобы наша планета, с ее взаимозависимыми экологическими системами смогла уцелеть, нам следует научиться жить в гармонии со всем мирозданием. Для меня экология означает следующее: если мы загрязняем свой мир, то это показывает, что нам ни до кого нет дела. Если бы мы заботились о своей семье или о своем соседе, то не стали бы загрязнять окружающую среду и усложнять жизнь другим людям. Проблема экологии могла бы быть решена в целом, если бы мы, люди, осознали, что каждое существо, живущее на Земле, есть воплощенная душа. Если только мы поймем, что душа, подобная нашей, живет в каждом существе, растение это или животное, и что все души имеют один Источник — Сверхдушу или Бога, тогда мы будем видеть Божественный Свет в каждом живом существе, любить его и заботиться о нем. Что же такое любовь в действительности? Любовь — это подлинная забота о ком-то. Любовь — это не только физическое влечение. Настоящая Божественная любовь, любовь в истинном смысле слова, предполагает заботу о тех, кого мы любим. И если мы действительно о ком-то заботимся, то мы не захотим усложнять его жизнь. Если все мы в этом мире начнем думать об окружающих, как о братьях и сестрах, имеющих то же Божественное происхождение, что и мы, мы не станем делать ничего такого, что могло бы повредить другим людям. Мы постараемся прожить жизнь так, чтобы не загрязнить окружающую среду, в которой живут другие люди. Соединившись с Божественным Светом и Звуком, мы начинаем видеть этот Свет во всех существах, мы начинаем верить в братство людей и в происхождение всего от Бога. По достижении этого состояния изменится вся наша жизнь, что, в свою очередь, отразится на нашем обществе, стране и поможет миру в целом.

Таким образом, необходимо развить в себе уважение к окружающей среде, не игнорируя прав даже мельчайших насекомых. Экологи сознательно не хотят что-либо менять в окружающей природе, ибо это нарушит баланс природы. Аналогично, достигнув определенной степени духовного развития, мы начинаем жить очень чутко. Мы стараемся не ранить чувств других, обращаясь с теми, кто входит с нами в контакт, любовно и мягко. Развивая в себе положительные качества и продолжая медитировать на Святом Слове, мы обнаружим, что все наши недостатки и прочая грязь, покрывавшая душу, отпадет, и она засияет первозданной чистотой.

Убежденные экологи считают своим долгом работать ради сохранения окружающей среды. Они хотят сделать все возможное для того, чтобы жить в гармонии с природой. Те, кто познают себя и приходят к Богу, тоже приобретают чувство ответственности. Само по себе духовное развитие не является самоцелью. Развивается глубокая любовь ко всему творению. Начинаешь видеть Божественную руку за каждой былинкой. Уважение и любовь к жизни проявляются в бескорыстном служении.

Те, кто познает Бога, не оставляют этот мир, чтобы провести жизнь в уединении и медитации, так как у них развивается врожденное желание служить своим собратьям и всей жизни. Такая точка зрения может оказаться сюрпризом для многих людей, живущих на Западе и считающих, что духовность — это отрицание жизни и предназначена лишь для отшельников и монахов. Сант Даршан Сингх называл такой подход негативным мистицизмом. Именно он впервые употребил выражение «позитивный мистицизм». Смысл науки заключается в том, что в то время, как мы работаем над своим духовным развитием, мы продолжаем выполнять обязанности по отношению к семье, обществу, стране и миру, и стараемся делать это наилучшим образом. Мы честно зарабатываем себе на жизнь, чтобы обеспечить себя и семью, а также помочь нуждающимся. Наша религия остается той же, к которой мы принадлежим по рождению, однако, живем мы в соответствии с ее истинной целью — познать себя и прийти к Богу. Мы заботимся о своих семьях и стараемся сделать все, чтобы дети получили самое лучшее образование. Мы стремимся достичь максимума в обоих мирах и преуспеть во всех своих начинаниях. Однако, живя и работая в этом мире, мы постоянно помним о своей духовной цели.

Так давайте же посвятим свое время духовным упражнениям, чтобы восстановить врожденную, данную нам Богом, красоту. Добившись этого, мы обретем особое, неповторимое излучение, которое почувствует каждый, кто войдет с нами в контакт. Мы будем орошать любовью каждое живое существо и всю нашу планету.

Восстановив экологическое здоровье собственной души, мы будем очищать и возрождать все творение. И тогда этот мир вернется к Божественному состоянию блаженства и экстаза, ради которого мы и были созданы.

Позвольте мне закончить отрывком из поэмы «Мольба души», написанной Сант Даршаном Сингхом:

Мы только капли одного фонтана Божественной красы,

Мы только волки Реки Любви Великой.

Мы разные цвети в Саду Творца.

Мы собрались в одной Долине Света.

Мы, на Земле живущие, принадлежим к одной семье,

Ведь Бог один, и все мы Его дети.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Подумайте, какова Ваша точка зрения на экологию. Постарайтесь внести в свою ежедневную жизнь нечто такое, что поможет развитию экологии.
Подумайте об экологии души. Что именно загрязняет душу? Составьте план действий с учетом этой главы, который даст Вам возможность избавиться от загрязнителей.

Сант Раджиндер