Экологический след: калькулятор ресурсов для Ваших потребностей. Существует ли Красная книга Свердловской области? Что такое природа

Экологический след - это мера воздействия человека на среду обитания. В глобальном масштабе он показывает, насколько быстро человечество потребляет природный ресурс. Рассчитать экологический след можно для конкретного человека, предприятия, населенного пункта, страны или населения всей планеты в целом.

Экологический след - это площадь биологически продуктивной территории и акватории, необходимая для производства потребляемых человеком ресурсов и поглощения или хранения антропогенных отходов.

Идея «экологического следа» была предложена ещё в 1992 году ученым Уильямом Ризом. В 1995 году была издана книга «Наш экологический след: Снижение антропогенного воздействия на Землю» с подробным научным обоснованием, формулой и расчетами. Впоследствии концепция экологического следа быстро распространилась благодаря регулярным докладам Всемирного фонда дикой природы (WWF). В 2003 году с целью согласования методологии и координации исследований была создана Глобальная сеть экологического следа (Global Footprint Network). Информацию о том, как именно рассчитывается эко-след Вы легко найдете в сети, пора переходить к «беспощадным фактам».

На протяжении более чем 50 лет потребление человечеством природных ресурсов превосходило способность планеты к воспроизводству. Это привело к ситуации, когда для восполнения всех этих ресурсов, стало необходимо примерно две таких планеты (а потребление тем временем продолжается). В день, когда люди использовали весь объем возобновляемых ресурсов, который планета способна воспроизвести за год, активисты проводят акцию «День экологического долга» (а долг тем временем увеличивается) .


ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

«Среднему жителю Земли необходим в среднем эквивалент в 2,2 гектара. Однако планета может дать лишь 1,8 гектара на человека. Это означает, что мы живем не по карману и истощаем свой природный капитал. Запросы, которые человек предъявляет планете, — наш экологический след — значительно превышает размеры самой планеты, и единственным способом обеспечить существование нынешнего населения мира является деградация самой планеты»

«Живя в мегаполисе, люди полагают, будто все, что им надо, находится под рукой. Но это впечатление обманчиво: города не самодостаточны. Им нужны придатки – территории с относительно малой плотностью населения, которые поставляют в городские центры товары и энергоносители, служат своеобразным хранилищем отходов урбанистической жизни».

Наглядным является сравнение города с живым организмом:

Города едят — тысячи грузовиков ежегодно завозят в города продукты со всего мира.

Города пьют — они черпают воду из водоносного горизонта почв или из рек.

Города дышат — производят энергию и выбрасывают в атмосферу миллионы тонн углекислого газа.

Города производят отходы – многие тонны мусора ежедневно вывозятся из больших городов для утилизации.

Города растут — потребляя огромное количество стройматериалов, а приходя в упадок (умирая), производят не меньшее количество строительного мусора.

«Подобный зверь может выжить лишь на огромной территории, измеряемой тысячами гектаров. То есть, реальная урбанистическая система в несколько сотен раз превышает физические размеры самого города».


КТО ВИНОВАТ?

Сталкиваясь с вопросами экологии, многие люди чуть ли не автоматически возлагают ответственность на некие госструктуры, промышленность, корпорации. Что же, они правы, но копнем чуть глубже.

«Если города правильно организованы, они могут продемонстрировать относительно умеренное и при этом весьма эффективное потребление ресурсов. Города могут обеспечить относительно высокое качество жизни, имея при этом относительно малый экологический след» (Мэтис Уоккернейджел — директор «Глобальной сети экологических следов»).

Действительно, самое эффективное, что можно было бы сделать – это оптимизировать все имеющиеся городские инфраструктуры для снижения количества потребляемых ресурсов и получаемых отходов. Облегчение давления на экологию пригородов требует изменения самой концепции города. Но на такие шаги готово пойти лишь небольшое количество муниципальных властей, ведь с точки зрения пресловутой экономической целесообразности это не очень оправдано. Говоря проще, подвижки в подобных вопросах не происходят по инициативе «сильных мира сего», они становятся результатом давления со стороны общества. Однако, требовать от промышленности перехода на новые экологичные технологии может только общество с соответствующими убеждениями.

И, как бы соглашаясь с вышесказанным, многие перекладывают ответственность на общество в целом, как бы подчеркивая незначительность собственной роли в столь глобальных процессах – ситуация тупиковая. Но вся прелесть в том, что экологический след можно рассчитать для каждого индивидуально. И уже при расчетах будет видно, где возможны коррективы со стороны индивида, а где необходимы системные изменения.

Довольна часто вопрос о личной ответственности удивительным образом превращается в политический. «Если бы все люди жили как американцы, то нам бы понадобилось 5 планет. При этом, если бы все жили как русские, то всего-то 2,5 планеты». Планета тем временем только одна. У Вас не найдётся лишней планеты? Ах, Вы тоже местный…

С 60-х годов прошлого века наш общий глобальный экологический след удвоился. За этот период население городов выросло в три раза. Сегодня более половины населения планеты проживает в крупных городах, и их экологический след неуклонно увеличивается. На сегодняшний день человечество потребляет на 50% больше того, что биосфера способна восполнить.


ЧТО ДЕЛАТЬ?

ВСЕ ВМЕСТЕ (общественная экологическая инициатива)

— Переход на безотходные технологии;

— Переработка отходов с целью их безопасного уничтожения или вторичного использования;

— Переход на возобновляемые источники энергии («зеленая энергетика»);

— Переход на экологичные виды транспорта;

— Отказ от индустриальной концепции в пользу экологической (развитие идеи эко-городов);

— Сохранение биоразнообразия;

— Борьба с климатическими изменениями (выбросы CO2);

— Создание парков, заповедников («зеленые зоны»).

И КАЖДЫЙ В ОТДЕЛЬНОСТИ (индивидуальная экологическая практика)

Наши привычки и повседневные дела вращают шестеренки глобальных механизмов — изменив свой образ жизни, мы уменьшаем свой экологический след, что в свою очередь, уменьшает наш долг перед планетой.

— Меньше потребляй. Покупай столько еды, сколько действительно нужно тебе и твоей семье (треть производимых в мире продуктов просто выбрасывается)

— Отдавай предпочтение продуктам с минимумом упаковки или совсем без нее (в итоге она оказывается на свалке)

— Используй светодиодные лампы — они потребляют на 85% меньше электроэнергии и могут прослужить до 20 лет.

— Приобретай энергоэффективную бытовую технику (с маркировкой А)

— Выключай все электроприборы, когда в них нет необходимости (выключай компьютер, а не оставляй его в режиме ожидания)

— Если в комнате слишком жарко, закрой вентиль на батарее, а не открывай окна (при автономном отоплении используйте регуляторы на котле). Обеспечьте хорошую теплоизоляцию в доме.

— Покупай мебель и стройматериалы со значком экологической сертификации FSC.

— Для передвижений по городу пользуйся общественным транспортом или велосипедом, больше ходи пешком. При поездке на личном транспорте подвозите людей.

— По возможности путешествуй на поезде, а не на самолете.

— Отдавай предпочтение экологичным видам транспорта.

— Покупай только те вещи, которые тебе нужны и которыми ты будешь пользоваться неоднократно. Старайтесь не пользоваться одноразовыми предметами.

— Приобретай б/у вещи, совершай обмен с другими людьми, отдавай в дар то, что не нужно (избыточно).

— Ремонт экологичен. Ремонт лучше, чем утилизация. Продление срока службы эффективнее переработки.

— Сдавай в специализированные пункты приема батарейки и ртуть содержащие лампы.

— Сортируй и отдавай в переработку макулатуру, пластик, металл, стекло.

— Принимай душ, а не ванну, и постарайся сократить время приема душа (установи экономичную насадку для душа).

— Запускай посудомоечную или стиральную машину только при полной загрузке.

Ваш экологический след не останется где-то позади,

он станет частью нашего общего экологического наследия.

Напомним, что мы приводим примеры, демонстрирующие неотделимость всех Homo Sapiens от глобальных процессов и явлений. Мы не хотим навязывать собственные взгляды, но нам важен достаточный уровень общей осведомленности и наличие Вашего собственного суждения по данным вопросам.

Тесты по экологии для начальной школы

Тест №1 по теме «Экология»

1.Что такое природа?

2. Что природа даёт человеку?

3.Назовите охраняемые растения нашей области.

4.Какие животные внесены в Красную книгу нашей страны?

5.Как взаимодействуют в природе живые организмы?

6. Какие лекарственные растения ты знаешь?

7. Как ты оцениваешь состояние окружающей среды в нашей местности?

8.Как человек разрушает среду?

9. Что могут сделать люди для охраны окружающей среды?

Тест 2 по разделу «Растения»

1. Почему комнатные растения всегда зеленые?
а) люди ухаживают за ними
б) привезены из теплых стран, где не бывает зимы
в) растут в комнатах

2. Какие из перечисленных растений размножаются семенами?
а) картофель
б) огурцы
в) смородина

3. Какова роль леса в природе?
а) воздухоохранная
б) материал для изготовления мебели
в) почвозащитная
г) место отдыха

4. Какое из перечисленных растений занесено в Красную книгу Cвердловской области?
а) ромашка лекарственная
б) мать-и-мачеха
в) венерин башмачок

5. Вычеркни лишнее слово в каждой группе:
а) традесканция, ландыш, бегония, хлорофитум
б) подорожник, мята, зверобой, алоэ
в) нарцисс, сирень, тюльпан, астра

6. Какое место надо выбрать для костра, чтобы не навредить природе?
а) открытую поляну
б) берег реки
в) хвойный молодняк
г) березовую рощу

7. Узнай природную зону по её описанию: «Куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Деревья здесь не растут из-за недостатка влаги. В южной части растут типчак, ковыль, полынь. Почвы очень плодородны».
а) тундра
б) степь
в) лесная зона

8. Срежешь гриб и вскоре увидишь, что ножка его на срезе потемнела, а у этого не темнеет никогда. Даже когда высушишь его. Может, поэтому получил гриб своё название. Подчеркни правильный ответ:
а) подберезовик
б) белый гриб
в) подосиновик
г) маслёнок

9. Какие из данных растений можно использовать для заварки чая? Подчеркни:
Зверобой, полынь, малина, мята, первоцвет, липа, вороний глаз, смородина, одуванчик, лебеда.

10. Как называется государственный заповедник, находящийся на территории Свердловской области?

Тест 3 по разделу «Животные»

1. Домашние сельскохозяйственные животные – это:
а) млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые
б) звери, птицы, земноводные, рыбы
в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы

2. К какой группе относятся животные, которые часть жизни проводят на земле, а часть в воде?
а) рыбы
б) пресмыкающиеся
в) земноводные

3. Какие из указанных животных относятся к пресмыкающимся?
а) жаба
б) черепаха
в) тритон
г) змея

4. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах диких птиц?
а) можно повредить яйца
б) птица бросит гнездо
в) птица испугается

5. Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей?
а) боятся дождя
б) намокают крылья от влажного воздуха
в) ищут пищу

6. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?
а) клесту, белке, дятлу
б) рябчику, лосю, зайцу
в) рыси, медведю, ястребу

7. Цепи питания заканчиваются:
а) хищными животными
б) растениями
в) растительноядными животными

8. Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат лис?
а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи
б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи
в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей

9. Какие из перечисленных птиц занесены в Красную книгу?
а) змееяд
б)зимородок
в) скворец
г) черный аист
д) скопа

10. В лесу вырубили старые дуплистые деревья. Вскоре молодой лес погиб. Объясните, почему?

Тест 4 по разделу «Природа и человек»

1. Как называются места, где залегают полезные ископаемые?
а) овраги
б) шахты
в) месторождения
г) горы

2. Каково значение болот для очистки природной воды?
а) выделяют химические вещества, освежающие воду и улучшающие её вкус;
б) проходя через толстый слой торфа, заросли мха и травы, освобождается от пыли, вредных веществ, микробов;
в) в воде становится больше полезных минеральных веществ.

3. Почему дым на пожаре опаснее для здоровья человека, чем огонь?
а) застилает глаза
б) затрудняет дыхание
в) содержит ядовитые вещества – продукты горения

4. В какое состояние переходит вода при её охлаждении до 0 0С?
а) твердое
б) жидкое
в) газообразное
г) любое

5. Какие камни называются драгоценными?
а) изумруд, рубин, сапфир, жемчуг, янтарь
б) бирюза, гранат, аметист, коралл
в)горный хрусталь, изумруд, яхонт

6. Какое значение имеет для человека кровь?
а) помогает увидеть место пореза
б) переносит воздух и питательные вещества ко всем органам тела
в) помогает при лечении болезней
г) поддерживает вертикальное положение тела

7. Что происходит с пищей в желудке?
а) пережевывание пищи
б) переваривание
в) перемешивание с желудочным соком

8. Как проверить, бьется ли сердце человека, находящегося без сознания?
а) по пульсу сонной артерии
б) приложить ухо к грудной клетке
в) по дыханию

9. Какая информация обязательно должна быть на упаковке продукта, который можно покупать в магазине?
а) масса и состав продукта
б) способ приготовления и дата изготовления
в) название, срок годности, ингредиенты

10. Зачем нужно знать свой организм?
а) чтобы сохранять и укреплять своё здоровье
б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться
в) чтобы умело использовать свои возможности

В конце 4 класса обучающимся может быть предложен следующий экологический тест № 5

1.Что такое экология?

А) наука о погоде

Б) наука о живой природе

В) наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой

2.Что такое окружающая среда?

А) всё, что окружает человека

Б) наука о живой природе

В) то место, где человек живёт

3. Что такое заповедник?

А) территория, где разводят редкие виды животных и растений

Б) участки земли, где вся природа находится под особой охраной

В) участки земли, где животных подкармливают

4. Что такое национальный парк?

А) природный музей под открытым небом, который могут посещать туристы

Б) территория, где разводят редкие виды животных и растений

В) место, где люди отдыхают

5. Что такое экологическая безопасность?

А) защита животных и растений от браконьеров

Б) охрана воздуха от загрязнения

В) защита от вредного воздействия загрязнённой, испорченной окружающей среды

6.Какие из перечисленных действий человека относятся к мерам по охране природы

А) посадка леса, вырубка старых и больных деревьев

Б) слив сточных вод в реку

В) создание ферм, птицефабрик

Г) строительство очистных сооружений

Д) создание заповедников, ботанических садов

Е) заготовка древесины

7. Что такое Красная книга?

А) книга, куда занесены исчезнувшие животные и растения

Б) книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных

В) книга, куда записаны растения и животные, которых удалось спасти

8. Существует ли Красная книга Свердловской области?

В) не знаю

9. При санитарной вырубке леса вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал чахнуть. Почему?

А) птицам негде стало жить

Б) не стало птиц, появилось много насекомых

10. Прочитай рассказ школьников о своём походе. Найди и подчеркни ошибки в их поведении.

« Наша учительница заболела, и мы решили отправиться в лес без нее. Мы благополучно добрались до леса на электричке. Гуляя по тропинке, мы встречали много несъедобных грибов и сбивали их палками, чтобы кто-нибудь не отравился. В лесу было жарко. Мы развели костер и согрели чай. Как было приятно смотреть на огонь. Перекусив, мы отправились домой. Уходя, мы оглянулись на поляну, где делали привал, там лежали полиэтиленовые пакеты и консервные банки,и костер весело подмигивал нам на прощание. По дороге на электричку мы нашли ежа и забрали его домой"

Внимательно прочтите вопрос и выберите правильный ответ.
Правильных ответов может быть один или несколько. Выбранные ответы подчеркните.
Например:
Какие животные являются хищными?
а) заяц
б) лиса
в) олень

1. Что имеют в виду, когда говорят, что на улице тепло, жарко, холодно?
а) осадки
б) ветер
в) облачность
г) температуру воздуха

2. Каких животных называют домашними?
а) всех животных, которые живут рядом с человеком
б) животных, которых человек разводит и использует для своих нужд
в) всех животных, от которых человек получает продукты питания

3. Что сделано руками человека?
а) облака
б) космический корабль
в) стол
г) трава
д) воробей
е) Солнце

4. Как правильно закончить предложение? “Хвойные растения отличаются от лиственных тем, что...”
а) всегда выше лиственных
б) растут только в лесу
в) не имеют листьев
г) имеют листья-хвоинки

5. Какие птицы Урала оседлые?
а) голубь
б) воробей
в) стриж
г) скворец

6. Какие растения имеют несколько одревесневших стеблей?
а) деревья
б) кустарники
в) травы

7. Как правильно расселить растения по этажам леса?
а) рябина - береза - мох - ландыш
б) береза - рябина - ландыш - мох
в) береза - мох - рябина - ландыш

8. Какая цепь питания составлена правильно?
а) сойка - жёлуди- ястреб
б) желуди дуба - ястреб- сойка
в) желуди дуба- сойка - ястреб

9. Как ты поступишь, если увидишь дерево, из которого вытекает сок?
а) пройдешь мимо
б) закроешь ранку глиной
в) попьешь сок и пойдешь дальше.

10. Какое слово лишнее?
а) ледоход
б) погода
в) наводнение
г) река

1.Как называется наука о грибах?

А) микология

Б) орнитология

В) энтомология

2. Назовите жилище белки

Б) логово

3.Какая птица выводит птенцов зимой?

А) синица

4. Рыба, которая мечет икру в морозы

5. Как называется лист с одной листовой пластиной?

А) простой

Б) сложный

6.Пингвин – это…

А) млекопитающее

7. Лист какого дерева изображён на флаге Канады?

В) берёза

8.Можно ли трогать яйца птиц?

9.Какое дерево указывает на близость воды?

10.Что делать с мусором в лесу?

А) закопать

Б) оставить

В) взять с собой

ОЛИМПИАДА ПО ЭКОЛОГИИ В 4 КЛАССЕ

1. Какая наука изучает взаимодействие сообществ растений и животных между собой и с окружающей средой? (Экология: «эко» – дом, жилище, «логос» – учение. Экология изучает экологические системы .)

2. Почему на Земле не кончается кислород? (Благодаря растениям. Весь кислород на Земле образовался в результате фотосинтеза, который происходит у растений. Все растения нашей планеты за год выделяют в атмосферу 400 млрд тонн кислорода, а поглощают при этом 600 млрд тонн углекислого газа .)

3. Чем полезны водные растения? (Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных. )

4. Как образуется овраг? (Вода размывает землю, образуя рытвины. Не скрепленная корнями растений рытвина легко размывается водой, углубляется, расширяется, превращается в овраг. От большого оврага ответвляются мелкие. Вся местность бывает изрезана ими. )

5. Какой вред приносят овраги людям? (Овраги разрушают плодородные земли. Этим они приносят большой вред народному хозяйству. Поэтому люди ведут борьбу с оврагами. )

6. Как люди борются с оврагами? (По краям оврагов высаживают деревья и кустарники, корневая система которых препятствует разрушению поверхностного слоя земли; строят плотины, которые удерживают потоки воды. Землю около оврагов пашут только поперек склонов, чтобы вода по бороздам не стекала в овраг и не размывала его склоны. )

7. Чем могут помочь дети взрослым в борьбе с оврагами? (Ухаживать за посадками на склонах оврагов, охранять растения от уничтожения .)

8. О чем говорят законы по охране вод, которые необходимо выполнять всем гражданам? (Надо охранять от загрязнения и отравления водоемы; экономно расходовать воду, не оставлять открытыми краны, следить за сохранностью водопроводных труб, колодцев, родников. Надо строить очистные сооружения .)

9. Какие правила поведения детей на водоемах вы знаете? (Зимой водоемы покрываются льдом. Но на многих реках долгое время остаются полыньи. Эти участки очень опасны при переходе по льду. Не выходите на лед. Не спешите кататься на коньках по льду. Весенний лед очень обманчив – он пористый, непрочный. Переходить водоем по весеннему льду крайне опасно. Летом можно купаться только в установленном месте под наблюдением взрослых. «Не знаешь броду – не суйся в воду». )

10. Какую пользу приносит лес людям? (Лес дает древесину. В лесу живут промысловые звери и птицы, растут грибы и ягоды, плодовые деревья. Лес помогает сохранять влагу в почве, поддерживает полноводность рек, охраняет почву от разрушения, очищает воздух, украшает землю. )

11. Какую пользу приносят птицы? (Птицы поедают насекомых, которые наносят вред растениям; своим пением они оживляют леса, парки, создают неповторимое очарование, столь необходимое для отдыха людей. )

12. Как должен человек вести себя в лесу? (Не шуметь, не пугать животных, не разорять муравейники, птичьи гнезда, не ломать ветки деревьев, не срывать редкие растения; не пинать ногами грибы, даже несъедобные, собирать съедобные грибы осторожно, не нарушая грибницы, и т.д. )

13. Какое участие в охране леса могут принимать школьники? (Охранять лес от пожаров, собирать семена деревьев, ухаживать за сеянцами на лесопосадках. )

14. Что могут сделать школьники для охраны природы? (Сажать деревья и кустарники, выращивать цветы, охранять зеленые насаждения. Строить домики для птиц весной; зимой – кормушки и подкармливать птиц. Следить, чтобы никто не разорял птичьи гнезда, не ломал ветки, не топтал траву в парках, не играл с огнем в лесу. )

15. Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе? (Нельзя трогать и брать домой лесных птиц и зверей, брать яйца из гнезд, разорять муравейники, доставлять беспокойство животным; надо убирать за собой мусор .

Цель работы:
методом тестирования определить собственный экологический след и сферу деятельности, наносящую наибольший ущерб окружающей среде.

Выполнение работы

Чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение\вычитание количества баллов, указанных справа.

Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа.

1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато +7

1.2 Большая, просторная квартира + 12

1.3 Коттедж на 2 семьи +23

Баллы, полученные за ответ на вопрос о жилье, разделите на количество людей, живущих в нем.

2. Использование энергии

2.1. Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45

2.2. Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2

2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75

2.4. Отопление вашего дома устроено так, что вы можете регулировать его в зависимости от погоды -10

2.5. В холодный период года дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами -5

2.6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет -10

2.7. Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме -10

3. Транспорт

3.1. На работу вы ездите на общественном транспорте +25

3.2. На работу вы идете пешком или едете на велосипеде +3

3.3.Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45

3.4.Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75

3.5.В последний отпуск вы летели самолетом +85

3.6. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов +10

3.7.В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов +20

4.Питание

4.1.В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед +2

4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженные готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены +14

4.3. В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5

4.4. Вы едите мясо 2-3 раза в неделю +50

4.5. Вы едите мясо 3 раза в день +85

4.6. Предпочитаете вегетарианскую пищу +30

5.Использование воды и бумаги

5.1. Вы принимаете ванну ежедневно +14
5.2. Вы принимаете ванну 1-2 раза в неделю +2
5.3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4
5.4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4
5.5. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее +2
5.6. Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых -1
5.7. Прочитав газету, вы ее выбрасываете +10
5.8. Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то +5

6.Бытовые отходы

6.1.Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100
6.2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки -15
6.3. Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру -17
6.4. Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов -10
6.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку -8
6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве -15
6.7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка -5

Если вы живете в городе с населением в полмиллиона и больше, умножьте ваш общий результат на 2.

Подводим итоги:
Разделите полученный материал на 100, и вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы!

1,8 га

*

3,6 га

* *

5,4 га

* * *

7,2 га

* * * *

9,0 га

* * * * *

10,8 га

* * * * * *

Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1.8 га продуктивной земли. Для сравнения: средний житель США использует 12.2 га (5.3 планеты!), средний европеец - 5.1 га (2.8 планеты), а средний житель Мозамбика - всего 0.7 га (0.4 планеты). Средний житель России использует 4.4 га (2.5 планеты).

Чем еще анкета может быть полезна.

Если вы хотите уменьшить свой экологический след, анкета поможет увидеть, какая сфера жизни вносит наибольший вклад в его величину. Также можно подумать и решить, какие сферы жизни вы готовы изменить. Может, вы давно мечтали изменить свой образ жизни - сесть на велосипед, перейти на более здоровую пищу, оптимизировать домашнее или дачное хозяйство - экологический след позволит не только реализовать мечты, но и помочь планете.

Электронную версию теста можно найти на сайте http://www.earthday.net/Footprint/index.asp

Практическая работа "Экослед онлайн"

Ноутбук подключается к проектору, при выходе на сайт earthday.net все вместе заполняют тест, объясняя каждый этап - на вопросы отвечают по кругу, чтобы получить средний результат по группе. Обсуждаются результаты (как они соотносятся со средними результатами по РФ, по миру).

Тестовые задания по теме:

«Экологическое воспитание младших школьников»

    Экология это:

а) Наука о влиянии человека на окружающую среду;

б) Наука, изучающая построение, функции и развитие живых организмов в экосистеме;

в) Наука о влиянии окружающей среды на человека;

г) Наука о рациональном использовании природных ресурсов;

д) Наука, изучающая живые организмы в природе.

    Каково значение озонового слоя Земли?
    а) защищает планету от падения метеоритов
    б) защищает живые организмы от губительного излучения
    в) предохраняет планету от потери тепла

    Подчеркни то, что загрязняет воздух:

сажа, пыль, кислород, дым, выхлопные газы автомобилей, выбросы заводов, водяные пары.

    Подчеркни то, что загрязняет воду.

Бытовой мусор, нефть, животные в водоёмах, отходы заводов и фабрик, водные растения.

5. Что такое почва?

а) земля, на которой стоят дома;

б) то, что у нас под ногами;

в) среда обитания растений и животных.

6. Как служат почве дождевые черви?

а) уничтожают вредителей;

б) перерабатывают опавшие листья;

в) роют подземные ходы.

7. Нельзя допускать разрушения и уничтожения плодородного слоя, потому что:

а)в почве обитает много растений и животных;

б)почва даёт пищу растениям и животным;

в)почва сохраняет влагу и тепло для растений и животных;

г)почва очищает воду и воздух.

8. Поджигая сухую траву на лугах мы...

а) даем расти молодым побегам;

б) повышаем плодородие почвы за счет золы;

в) наносим непоправимый вред всему сообществу.

9. Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат лис?

а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи

б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи

в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей

    Определи, верны ли высказывания. Отметь правильные выражения знаком «+», неправильные знаком «-«.

    Растения способствуют разрушению почвы.

    Деятельность дождевых червей разрушает верхний слой плодородной почвы.

    Зимой на полях нельзя проводить снегозадержание.

    Пахотные поля, имеющие даже небольшой наклон, необходимо распахивать поперёк склона.

    Нельзя вносить в почву в больших количествах химические удобрения.

    Осенью следует сжигать опавшие листья.

    Вокруг полей нельзя сажать лесные полосы.

    Во время прогулок нельзя разрушать слой нападавших листьев, уничтожать насекомых, рвать охапками цветы.

    Добывающие предприятия обязаны, закончив работу, восстановить земли, пригодные для сельскохозяйственных работ.

    Торфяные и болотные почвы следует уничтожать и осушать.

    Определи, что правильно, а что неправильно.

    Придя в лес, ты видишь много красивых цветов. Нужно собрать огромный букет и подарить маме.

    Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в нашей местности!

    Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, чтобы не портить поляны!

    Не собирай берёзовый сок, это вредит дереву!

    Подчеркни совершенно бесполезных, по твоему мнению, животных: зайцы, комары, мухи, воробьи, сороки, тли, стрекозы, волки, муравьи, лисицы.

    Прочитай рассказ, найди экологические ошибки, подчеркни их.

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.

( 9 ошибок: сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, со всех деревьев, ёж, крот, все насекомые.)

14. Реши экологические задачи:

1. Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по определенному расписанию. К 8-9 часам утра расправляют лепестки желто-коричневые бархатцы и оранжевые ноготки. А белые цветки душистого табака в это время еще закрыты, а открываются только ночью (и запаха нет). Чем объяснить такую разницу?

(Бархатцы и ноготки опыляются дневными насекомыми, а душистый табак -ночными. Белые цветки душистого табака хорошо видны в сумраке ночи, а сильный аромат в ночное время направляет насекомых по верному пути.)

    Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот - нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

(Ёж питается наземными беспозвоночными, зимой такую пищу ему не найти, а у крота под землей пищи достаточно)

Приветствую Вас, уважаемые читатели и гости моего блога!

Свою новую статью я хочу посвятить проблеме сохранения природы и рассказать вам о таком показателе как экологический след человека. Знаете ли вы, что это такое?

Что такое экологический след человека

Экологический след человека, это такой размер природной территории (площадь), которая требуется для воспроизводства всех потребляемых человеком ресурсов и поглощения произведённых отходов.

На протяжении последних 50 лет люди потребляют гораздо больше природных ресурсов, чем планета в состоянии восстановить. На сегодняшний день мы потребляем на 50% больше, чем наша биосфера в состоянии восполнить!

Для того, чтобы удовлетворить все наши ежегодные потребности, сейчас уже требуется 1,5 планеты Земля , а если наши аппетиты всё также будут расти, то к 2050 году нам потребуется уже 3 таких планеты Земля! При этом, если каждый житель планеты будет жить как средний россиянин, то уже сейчас потребуется 3,3 планеты!

Кроме того, что растут наши аппетиты, ещё растет и численность жителей планеты! Если в 1800 году количество жителей составляло примерно один миллиард, то к 2015 году численность достигла 7,5 миллиардов. По прогнозам ООН к 2050 году на Земле будет уже около 10 миллиардов человек. И те ресурсы, которые были предусмотрены нам планетой на год, мы тратим гораздо быстрее.

Это явление получило название – «День экологического долга». Сейчас объясню, что это такое: это тот день календаря, когда мы растрачиваем все ресурсы, данные нам планетой на год. В 2017 году, этот день был 2 августа, а в 2018 году это 1 августа. Получается, что с начала августа, растратив все ресурсы, мы живем на планете в долг!

Расчетом экологического следа занимается Глобальная сеть экологического следа (Global Footprint Network, GFN) - это научно-исследовательский институт, филиалы которого расположены в Северной Америке, Европе и Азии. В России, расчет ведется совместно с WWF. На сайте WWF можно пройти

Единица измерения этого показателя: «Глобальный гектар» это условная единица, которая равна гектару природной территории со среднемировой способностью воспроизводства природных ресурсов.

  • Пашни, для сельхозпродукции.
  • Пастбища для производства мяса.
  • Леса, для древесины и бумаги.
  • Застроенные земли.
  • Морские биоресурсы, необходимые для получения рыбы и морепродуктов.
  • Углеродный след. Это такая площадь земли (в основном это леса и океаны), которая необходима для растворения или связывания выбросов СО2. На сегодня это основной вид отходов.

Как мы влияем на экологический след

Около 70% экологического следа это результат обычной, повседневной жизни людей. Не так давно людям хватало набедренной повязки и заостренной палки, но сейчас всё очень круто изменилось. Конечно, люди в разных странах по разному влияют на этот показатель, чем более развита страна, тем выше влияние.

Вот список того, сколько в среднем потребляет житель европейской страны за всю свою жизнь (для расчета брали среднюю продолжительность жизни для этого региона: 78 лет.) Вы только посмотрите эти цифры! Они даже не укладываются в голове!

Показатель Количество
Молоко 9064 литров.
Подгузники 3800 шт.
Коровы 4 шт.
Овцы 21 шт.
Свиньи 15 шт.
Куры 1200 шт.(а то и больше)
Яйца 13345 шт.
Хлеб 4283 буханок.
Яблоки 5270 шт.
Морковь 10866 шт.
Шоколадки 10000 шт.
Туалетная бумага 4230 рулонов.
Мыло 656 кусков.
Шампунь 198 бутылок.
Дезодорант 272 шт.
Зубная паста 276 тюбиков.
Зубные щетки 78 шт.
Крема(для ухода за кожей) 411 шт.
Духи 37 флаконов.
Лак для ногтей 28 шт.
Помада 21 шт.
Тампоны и прокладки 11000 шт.
Стиральные машины 3 шт.
Холодильники 3,4 шт.
Микроволновки 3,2 шт.
Телевизоры 4,8 шт.
Компьютеры и ноутбуки 15 шт.

Кроме, представленных выше потребностей, вот ещё какой след оставляет человек:

  • 7163 раза моется (это около 1 мл. литров воды)
  • 8,5 тонн упаковки выбрасывает.
  • 40 тонн отходов выбрасывает.
  • 2865 кг. фекалий выделяет.
  • 35815 л. газов выделяет.
  • 11500 раз моет голову.
  • 4230 раз занимается сексом.
  • 2944 раз смотрит телевизор. Представляете, это примерно 8 лет!
  • 533 книг прочитывает. (Если конечно он их читает, вычислили, что 40% всех людей вообще не открывают книг)
  • 2455 газет прочитывает.
  • 24 дерева уходит на все книги и газеты которые прочтет человек.
  • 74802 чашки чая выпивает.
  • 30 000 таблеток принимает.

Представляете, друзья, какие грандиозные цифры получаются за всю человеческую жизнь! Вот так мы действуем на планету Земля, это и есть экологический след каждого человека и ведь он ничего не дает взамен!

И за каждой такой цифрой скрываются очень серьезные последствия.

Вот, например подгузники! Это очень удобно, спору нет! Но представьте себе, служит он всего лишь несколько часов, а потом отправляется в мусорку! На их производство тратится огромное количество ресурсов. А пластики, которые используются для его производства, могут разлагаться до 500 лет! И поэтому дети развитых стран к своим 2,5 годам несут большую ответственность за выброс углекислого газа чем, например, танзаниец за всю свою жизнь!!!

А для того, чтобы произвести один компьютер необходимо 240 кг. топлива, 22 кг. других химикатов и 1,5 тонны воды! А сколько сейчас компьютеров во всём мире? Это же просто огромные цифры! Уму непостижимо!

А когда вы, например, покупаете чашку кофе на улице, знайте о том, что для производства 200 гр. напитка, требуется 200 литров воды! Вода необходима и для выращивания, и производства кофейных зерен, и для производства молока, и для производства стаканчика!

Россия является одним из крупнейших потребителей импортной говядины в мире, в основном её завозят из южной Америки. Ежедневно, (Представляете? Т.е. каждый день!!!) только в одном Парагвае, уничтожается 1400 га. тропических лесов, для того чтобы увеличивать площадь пастбищ и посевов сои для корма скоту!

Ещё один очень популярный в последнее время продукт – это пальмовое масло, его используют в косметической и пищевой продукции. Малайзия и Индонезия на сегодняшний день производят 87% всего пальмового масла, остальные 13%, это страны Африки. Вырубка тропических лесов на острове Борнео (это самый большой остров Малайзии) происходит как раз для расширения плантаций масличной пальмы.

А ведь в дождевых лесах острова Борнео находится наибольшее количество животных и растительных видов на Земле. И если вырубка будет происходить в таком же объеме, что и сейчас, то через 10 лет эти леса будут полностью уничтожены. Грустно, не правда ли?

Около 68% экологического следа России, это выбросы СО 2 . Представьте! Всего лишь один пассажир самолета рейса Москва-Нью-Йорк производит столько СО 2 , что 4 дерева должны сто лет компенсировать нанесенный природе вред!

Как уменьшить экологический след

Ответственное потребление ресурсов может помочь снизить след и сохранить нашу планету.
Вот несколько принципов, которые помогут снизить наше влияние на природу:

  • Старайтесь путешествовать на поезде вместо того, чтобы летать на самолете.
  • Пользуйтесь городским транспортом, велосипедом или ходите пешком вместо того, чтобы ездить на личном автомобиле.
  • Отдавайте предпочтение местным и сезонным продуктам. Продукты, привезенные издалека, из-за длительной транспортировки, тоже наносят ущерб природе.
  • Составляйте список покупок заранее и покупайте только нужные продукты, 1/3 всех продуктов в мире просто выбрасывается! Это в то время как 800 миллионов человек на планете хронически не доедают.
  • Не выбрасывайте хорошие вещи, даже если они не нужны вам, скорее всего кому-то они очень пригодятся. Отдавайте их, дарите, продавайте.
  • Экономьте воду и электричество, это принесет пользу не только природе, но и вашему кошельку! Закрывайте кран, когда чистите зубы и принимайте душ, а не ванну. Выключайте все приборы, не оставляйте их в режиме ожидания!
  • Выбирайте продукты с минимальной упаковкой.
  • Экономьте бумагу. Распечатывайте, только то, что необходимо.
  • Используйте сумку вместо одноразовых пакетов.

Вот такие, друзья, простые принципы, но они способны во многом улучшить ситуацию на планете.

Мы очень сильно изменили планету, может пришло время меняться самим? Пока хоть что-то от нее осталось!