Экхарт Толле. Формы ЭГО

Подавляющая часть людей понимают себя как внутренний голос. Это монотонный поток мыслей и размышлений, все это сопровождается . На самом деле мы порабощены собственным разумом. Пока мы не осознаем это, мы воспринимаем этот самый голос с потоком мыслей, как нас самих. Это и называется эготопическим умом.

Он таков потому, что в каждом проявлении, мысли, любом объяснении происходящего проглядывается это самое «я». На самом деле, это означает неосознанность, потому что всякое мышление связано с опытом прошлого, воспитанием и прочими факторами. Формируются мысли, которые устойчивы, и именно с ними мы больше всего связываем себя. На самом деле это и есть эго.

Каждый раз, когда мы говорим про себя «я», мы говорим от имени своего эго. А оно состоит из смеси воспоминаний, пережитого опыта, эмоций, есть и свои роли, которые уже успели стать привычными для вас. Мы даже не замечаем большинство из них, потому что с самого рождения нас относят к расе, религии, мы находимся в определенном социальном классе. Эго состоит также из таких составляющих, как мнение окружающих и попытки сравнивать себя с остальными на основе прошлых успехов или неудач.

У каждого человека содержание эго будет различным. Но структура всегда будет неизменной. Так что различия только в поверхности. Если жить, руководствуясь своим «я», которое сформировалось через мысли, ум, то в основе жизни будет стоять именно эго. Это значит, что сама личность не имеет надежной основы. Дело в том, что мысли могут меняться, а это значит, что такая основа не надежна. Чтобы защититься, эго начинает расти, бороться за жизнь. Тогда проявляется типичная черта эго – оно начинает выражать недовольство остальными, искать в них всех недостатки. В жизни это может проявляться в таких экстремальных явлениях, как войны.

Откуда берется враждебность?

Эго обожает высказывать недовольство другими, именно так оно набирает силу. Каждый раз, когда мы выражаем недовольство – мы создаем небольшую историю, которая у нас не вызывает сомнений. Даже если мы не высказываемся вслух – это не имеет значения. Для этого достаточно и такой малости.

Иногда люди зажаты в рамки такого эго – поэтому не знают, что творят. Даже в мыслях мы способны навешивать ярлыки или распускать слухи. Это самый обычный стереотип поведения. Но он может переходить и в ругань, потому что таким образом мы способны ощущать победу и превосходство над кем-либо. Крики и истерика, а затем обычное физическое насилие – это падение на несколько ступеней.

Враждебность и негодование – вот те эмоции, которые всегда соседствуют с недовольством. Одно неосторожное движение – и будут развешаны ярлычки, а это только добавит энергию этим эмоциям и эго. Когда мы начинаем обижаться на недостатки других, эго ликует. Вместо того, чтобы понимать, что люди могут быть неосознанными, мы принимаем это как личностные качества. А именно неосознанность – это и есть наше эго.

Часто случается, что мы замечаем в человеке недостаток, а его на самом деле и нет. Просто наше эго пытается интерпретировать все так, чтобы мы ощущали себя лучше на их фоне. А в это время есть недостаток действительности.

Как только вы научитесь не реагировать на проявления деятельности эго других людей, вы научитесь уходить из сферы влияния собственного эго. Как только вы начнете вычленять из поведения именно те проявления, которые связаны с деятельностью эго, то и причина реакции на него пропадет. Потому что здесь больше нет личного.

Если вы сами способны мыслить здраво, то ваше сознание сможет противостоять условностям. Защищаться от неосознанных людей не просто, но это возможно делать так, чтобы они не становились врагами. И прежде всего, нужно в себе хранить осознанность. Не реагировать на раздражители – это сила. Часто это называют прощением, и тут имеется в виду не давать эго повода для обращения внимания на него, смотреть мимо. В каждом человеке есть разумность, которая и есть его суть.

Любимое занятие эго – проявление недовольства, и это касается не только людей, но и ситуаций. Даже ситуация может стать врагом – можно винить обстоятельства в том, что вы не достойны такого. Тогда врагом становится жизнь.

Когда мы делаем замечание по поводу ошибок или недочетов, то это не значит выражать недовольство. Если вы удерживаете свое недовольство, то это также не означает, что вы миритесь с чужими скверными чертами. Каждый раз, когда мы выражаем недовольство от имени эго, оно работает не для того, чтобы произошли перемены, ему они не нужны и не желательны. Это просто физически нужно эго. Как факт.

Когда вы жалуетесь на что-то, старайтесь прислушаться к себе, не говорит ли это голос вашего эго. Может быть, это просто стереотип поведения? Когда вы научитесь различать этот голос, то тогда вы сможете понять, что он – это не вы, и вы только смотрите со стороны на него. Осознанность находится на вторых ролях, но так вы начинаете свое освобождение от эго. Когда существование эго становится различимо, то эго перестает им быть, оно превращается в устаревшую манеру поведения.

Эго всегда неосознанно, как только вы приходите к осознанию себя , эго испаряется. Но еще некоторое время шаблон поведения еще может сохраняться, даже возвращаться. Все потому, что в основе его лежит многолетний опыт и привычка.

Быть правым на фоне остальных

Каждый раз, когда мы высказываем недовольство, наше эго растет на благодатной почве. Для эго очень важна разобщенность, ведь она усиливает его за счет чувства превосходства над другими. Часто, выражая недовольство, мы получаем шанс быть правыми, а те обстоятельства – делаем неправыми.

Нет ничего, чтобы укрепляло эго лучше, чем правота. Каждый раз, когда мы правы, мы связываем себя с точкой зрения, позицией или историей. И для того, чтобы ощутить себя правым, нужно почувствовать, что кто-то рядом не прав. Таким способом мы укрепляем собственную «самость». Как только мы ощущаем свою правоту, появляется и ощущение мнимого превосходства над другой личностью. Теперь с уверенность. Мы можем разочаровываться в нем и раздавать ему осуждение. Эго страстно хочет получить это самое чувство превосходства над другими.

Эго на защите иллюзий

Нельзя опровергнуть факты, которые имеют под собой фундаментальное подтверждение. В таком случае мы не просто правы, мы уверены, что правы. Есть ли здесь эго? На самом деле не обязательно. Когда мы просто приводим в качестве доводы, которые известны как истина, то эго тут не принимает участие. Здесь нет его позиции. Но оно может с легкостью протиснуться и в эти щели. Как только появляется фраза типа «Поверь мне, я знаю», можете быть уверены, что эго уже начало свою работу. В этом и есть иллюзия отсутствия эго.

Эго часто способно принимать все как личность. Из-за потребности в защите себя может возникать агрессия. Но никто не отстаивает фундаментальную истину вроде «квадрат имеет четыре угла». Когда мы вступаем в полемику, то защищаем именно себя, а точнее иллюзию, которую дает разум.

Мир имеет множество фактов и очевидностей, но даже они могут подвергаться искажениям и фальсификациям. Мир мыслей очень подвержен изменениям и искажениям под тяжестью личного восприятия.

Трудно не принимать точки зрения и чужие мнения как реальные факты, потому что эго именно так и делает. Оно не отличает, что является настоящим событием, а что лишь реакцией на происходящее. Эго отличное интерпретирует и создает собственное восприятие действительности. Когда мы живем осознанно, то мы способны отличать факты и мнения. Отдельно гнев по поводу ситуации, отдельно собственная реакция на нее, это позволяет находить подходы и пути решения проблемы, новые точки зрения. Осознанность дает возможность смотреть на личность или ситуацию в целом, а не оставаться только с одной точкой зрения.

) на вопрос слушателя «At what point is ego distinct from individuality?» (Чем эго отличается от индивидуальности?). Июнь 2014 года.
Перевод: Георгий Комаров.

Экхарт Толле:
Поскольку ничего не приходит в голову, давайте начнем с вопроса. Вот записка:

— Я окончательно перестал жить согласно вашему учению, т.к. не хочу потерять мою индивидуальность. Я чувствую себя несчастным, когда теряю её. Чем эго отличается от индивидуальности? И если окончательной целью человеческой жизни является растворение индивидуальности, зачем нас прежде всего создали индивидуальными?

Я не знаю. [смех в зале]

Я цитирую Далай Ламу, он любит так отвечать. Очень хорошо начинать с этой позиции. Когда вам задают вопрос, не бросайтесь сразу отвечать. Сначала отступите в «не-знание», которое представляет собой прекращение активности ума. Кто-то что-то спрашивает или ситуация требует определенного ответа, -вопрос попадает в ваш ум. Сначала станьте безмолвными, что означает почувствуйте себя комфортно в состоянии не-знания ответа. Очень важно комфортное пребывание в не-знаю, потому что если вы не знаете что-то, но считаете, что должны были знать, вам станет дискомфортно, вы будете смущены, так смущены, что не будете знать, что делать.

Часть ответов приходит из вашего ума, сформированного прошлым. Сократ сказал: «Если кто-то говорит «Я знаю», на самом деле он не знает», — потому что только тот, кто чувствует себя комфортно не зная и почитает состояние «не-знаю», которое не является реальным не знанием, это временный отход от концептуального, накопленного умом знания … — когда мышление стихает, вы погружаетесь в глубину, к источнику знания, вы погружаетесь в безмолвие; затем, когда ум возобновляет свою активность и в тот момент, когда он захочет, — ответ приходит с глубинного уровня. Он более живой, более соответствующий ситуации, более эффективный, более действенный. Опасно сразу переходить к заключению, к готовым выводам о жизни или о том, что представляет собой тот или иной человек.

Когда вы пользуетесь готовыми мнениями, вы всё знаете про жизнь! У некоторых есть давно сформированная система верований о том, что представляет собою жизнь, что она совершенно бессмысленна или что в ней есть такой-то и такой-то смысл. Опасно основывать свою жизнь на заключениях ума, другими словами — на «знаниях», которые по сути верования. Чем полнее вы погружаетесь во внутреннее безмолвие, в бдительную тишину, тем глубже вы становитесь как человек. Без связи с безмолвием вы будете поверхностными. Вы можете быть умным, интеллигентным, но тем не менее оставаться на поверхности.

«Если окончательной целью человеческой жизни является растворение индивидуальности, зачем нас прежде всего создали индивидуальными?» А почему яйцо прежде цыпленка? Зачем создавать яйцо? Почему бы сразу не создать цыпленка? Зачем семена? Семя предшествует гигантскому дубу. Почему бы сразу не создать дуб? Раз — и готово! Если бы я был Богом, я бы так и поступал! Тогда не было бы эволюции, всё было бы статичным, окончательно самореализованным и настал бы конец. Но на деле не так. Конечно, можно спрашивать: «Почему не так?» — подобно маленькому ребенку, который постоянно спрашивает: «Почему? Почему это так? Почему не так?» — и нет этому конца. Вы сами понимаете некоторую абсурдность ситуации: если бы всё сразу появлялось в окончательной форме, не было бы ни роста, ни процесса эволюции, не было бы мира, не было бы ничего. Был бы объект в пространстве.

Индивидуальность. Когда мы используем это слово, что именно мы подразумеваем? Что это слово означает для вас? Из чего слагается чувство индивидуальности? Не говорим ли мы на самом деле об идентификации? о я?

Индивидуальность отличает вас от других людей; я полагаю, в этом смысле мы используем данное слово. Индивидуальность отличает вас от других, она определяет вас как физическую форму. Не знаю, сколько миллиардов человек сейчас на Земле, но не удивительно ли, что из всего этого количества нет никого, кто был бы совершенно похож на вас! Сознание универсума проявляет себя в формах! Какое разнообразие только в чертах лица! У всех два глаза, нос, рот и уши и кожа вокруг, тем не менее из всех миллиардов каждый отличается от вас, выглядит совсем иначе. Крайне редко встречаются близнецы, внешне они очень похожи, но если приглядеться внимательнее, найдутся отличия. Таким образом, нет никого во всем человечестве, с кем бы вы могли себя перепутать. Поразительно, как жизнь создает такое разнообразие! Черты лица! Ограниченный набор элементов! Общая структура одна. И это только лицо! Если пойти во внутреннее пространство, в структуры, сформированные вашим прошлым: особенности культурной среды, национальность, лингвистические нормы, — вы называете этот набор индивидуальностью, хотя здесь нет никакой индивидуальности, потому что это то, что вы разделяете с миллионами окружающих вас: культурное пространство, религия и проч.

Например, вы итальянец или американец, или англичанин — часть вашей так называемой индивидуальности является коллективной обусловленностью вашей нации, вы её часть. Когда вы путешествуете за границей, многие узнают: «О, вы должно быть итальянец?» или «Вы англичанин?» — не обязательно из-за вашего внешнего вида, но по тому, как вы ведете себя, как говорите, как реагируете. Это показывает, что часть вашей индивидуальности вовсе не индивидуальна, это то, что вы впитали в себя из окружения. Это не вы.

Другая часть вашей индивидуальности — то, что вы восприняли в детстве: семья, культурный фон, влияние родителей, как они вас воспитали, — вы всё абсорбируете и всё оставляет след в вашем внутреннем мире, добавляя своё к коллективному, не индивидуальному, хотя вы и думаете, что это индивидуальное.

Для многих людей доминирующим аспектом их индивидуальности является национальность. Раньше это было более выражено, чем сейчас. В ХХ-ом веке 70 процентов так называемой индивидуальности составляла национальность. «Я есть тот-то!» Или возьмите религию, чувство принадлежности к определенной вере. Усвоенная из коллективной практики система взглядов: я мусульманин, христианин, буддист, — из этого складывается ваше чувство индивидуальности. Конечно, это никакая не индивидуальность!

Оставшееся, что не является коллективным, — это то, что случилось лично с вами. Ваши родители сделали вас такими, ваша школа, они оставили свои следы в виде психологических форм,- ваше я. Как это может быть вами? Это формы! Вы определяете их как «моё я»: физические и психологические формы. Неповторимым образом они сложилось во мне, это хорошо. Сами аспекты имеют коллективное происхождение, но их особая комбинация уникальна в вас. Отлично! Это так и задумано! Универсум хочет разнообразия форм, он в восторге от их создания. Невероятное разнообразие форм жизни!

В человечестве то же самое. Отличия не только внешние, но и во внутреннем мире. Многие аспекты коллективные, но все же в каждом человеке они проявляют себя по своему. То, как люди воспринимают внешний мир, слегка отличается от человека к человеку. Базовые структуры одни и те же, но ваш мир, т.е. то, что вы переживаете как внешний мир, слегка отличается от жизненного опыта сидящего рядом с вами, от того, как он воспринимает свой мир. У моей матери был свой мир, у моего отца – свой, они сильно отличались от того, что я переживал как мой мир! Мы были как бы пришельцами с разных планет.

Таким образом, есть индивидуальность, которая в некоторой степени отличает вас от других, и ещё есть ваша идентификация. Идентификация больше относится к чувству я. Но если внимательно посмотреть на чувство «быть самим собой», — вы осознаете, что в нём есть нечто глубинное, где все накопленные ментальные и эмоциональные образования, вся сформированность прошлым, так называемая индивидуальность … — вы обнаружите, что в вас есть глубина, и когда вы отпускаете все привязанности и становитесь безмолвным, то по мере погружения в глубину пространство расширяется, — это ваше присутствие или сознание. Концептуально вы не знаете, как определить эту глубину в вас, но вы её чувствуете! Сидя здесь, вы можете ощутить в себе мощь, тихую силу, она здесь. Вы прикасаетесь к своей глубине. Вы доверяете жизни. Вы чувствуете, что она поддерживает вас, вы едины с ней, с этой безмолвной силой. Страх исчезает.

Если вы привязаны только к индивидуальности, вы окружены страхом, поскольку она не укоренена ни в чем субстанциональном. Она — временное сочетание физических и психологических форм. Не более. Идентификация знает, что психологические формы хрупки и преходящи, поэтому возникает страх.

Хорошо иметь то, что на языке религии называется верой. Вера по своей сути — доверие. Нельзя ментально произвести её. Следует доверять жизни, доверять по настоящему, потому что я больше, чем тело. Я должен доверять Богу, так мне говорят. Я очень стараюсь, но не получается. Если вы не можете выйти за мысли, в них нет того, чему вы можете доверять. Приходит одна мысль, за ней другая, подвергающая сомнению первую, а следующая ставит под сомнение эту. Чтобы доверять, вы идете в глубину и начинаете воспринимать сущность чувства «быть самим собой».

Периодически меня спрашивают, на что похоже чувство «быть самим собой»? В чем его сущность? Что находится в его глубине? Для этого надо направить внимание внутрь и почувствовать свое присутствие. Оно первично по отношению ко всей вашей личной истории, по отношению ко всем предопределенностям ума, ко всем эмоциям. Присутствие — нечто более глубокое. И эта глубина сияет сквозь формы и дает им жизнь.

Я часто использую аналогию с большой водой и волнами на её поверхности, которые имеют временное, внешне как бы автономное существование, но реально они не независимые образования, они только кажутся таковыми. Это тоже не плохо, так проявляет себя разнообразие жизни на планете. Океан становится более красивым из-за наличия волн на нём. Я уже говорил, жизнь с восторгом создает неисчислимое разнообразие своих форм и ещё она рада узнавать саму себя на глубинном уровне. Возможно, она стала делать это, создав первые формы, и в какой-то момент некоторые из форм жизни начинают осознавать свою подлинную тождественность с океаном. Моя идентификация с волной – тоже хорошо, но я знаю и всю полноту того, кто я есть. То, что вы называете индивидуальностью, — лишь крошечный аспект того, кто я есть.

Вы стоите на берегу океана, волны накатываются и разбиваются о берег, вы видите их завихрения. Вдруг вы замечаете: «О! Сюда движется что-то большое!» В действительности ничто отдельное сюда не приближается, таково движение океана, но вы называете это «большая волна», вы можете даже присвоить ей имя: «О! Это Генри! Приближается Генри!» Генри обещает быть громадной волной. Вот она с рокотом накатывается — и Генри больше нет. Есть снова только океан. Но на подходе другая волна!

Как вы знаете, обычно идентификация возникает из вашей истории, из паттернов внутри вас. Причина, почему вы здесь, — это обнаружить, кто вы есть за формой (либо углубить, развить осознание, которое в вас уже есть). Иногда я называю это «сущностной идентификацией» — ваше подлинное чувство себя.

Многие, говоря об индивидуальности, на самом деле подразумевают нечто другое. Они имеют в виду самое ценное, что они чувствуют в себе, и что они не хотят утратить. Они путают самое ценное в себе с историей, со своей персоной, со своими идентификациями. При более близком рассмотрении, эта самая ценная часть есть сама жизнь. Вы чувствуете в себе присутствие жизни. И это самое ценное! Это приводит в восторг, когда вы начинаете это осознавать.

В Индии это называют блаженством бытия. Восторг осознавать свое собственное (на самом деле ничего собственного, просто таково словоупотребление) — восторг осознавать свое присутствие, свое сознание. Это радость — осознавать сущность того, кто вы есть! Неотъемлемое чувство интенсивной жизни! Это никак не связано с вашей жизненной ситуацией или вашим прошлым. Оно за этим, оно гораздо глубже. Это освобождает вас от избыточной зависимости от жизненных обстоятельств. Они всегда то вверх, то вниз, у некоторых они постоянно вниз. Чтобы жизнь все время шла вверх — это не слыхано. Даже если все время вниз, например если кто-то в тюрьме на 30-40-50 лет, вы бы сказали, что это ужасная жизненная ситуация, или если кто-то слишком беден, — даже тогда может случиться и случается, что некоторые люди разидентифицируются с неудовлетворительной формой и осознают себя — я не имею в виду, что они начинают говорить об этом, они не понимают, что происходит, но в глубине себя они прикасаются к чему-то очень умиротворяющему. И это есть идентификация себя как сознание. Великое освобождение. Единственное подлинное освобождение, какое только может быть в жизни.

В духовной терминологии слово «освобождение» иногда используется в том же смысле, как и «спасение», Иисус использовал его в своем учении. Освобождение, спасение, — всё это осознание своей сущности. В Индии это называется сат-чит-ананда, три слова, создающие единую последовательность. Сат — бытие, бытийствование собой: не тем или другим, а бытием, первичным по отношению к тому или другому. Чит — сознание. Ананда — часто переводится как радость, жизненность. Эти три слова по сути синонимы. Это то, что вы переживаете, когда происходит контакт, когда вы осознаёте, кто вы есть на самом деле.

Как замечательно освободиться от персоны, от формы! Это не означает, что вы больше не сможете вести себя как персона, но вы освобождаетесь от неё. Персона никогда не станет свободной. Но можно освободиться от персоны, что означает осознание, что вы есть сознание. Персона тоже сознание, но разница в том, что персона — это сознание, принявшее временные формы, а вы в своей сущности — это неимеющее формы сознание.

Если это трудно уловить, вспомните про океан и про волны на его поверхности. На уровне форм вы волна, VIP персона, большая волна, мистер Берлускони — это большая волна, затем в какой-то момент волна разбивается; другие люди — более мелкие волны, но по сути разница не велика. Однако, будучи не большой волной, легче понять свою подлинную идентичность, чем когда вы большая волна (конечно, если вы не жалуетесь у себя в уме, что вы маленькая волна). Идентификация со своим величием совершенно отрезает вас от глубины того, кто вы есть, до тех пор, пока вы не разобьетесь о берег и перестанете быть VIP персоной, членом правительства. Тогда, возможно, всё и произойдет. Это может случиться в конце жизни, проведенной в идентификации с формой, но шансы не велики, пока с вами не произойдет что-нибудь сильнодействующее.

В духовной традиции Св. Франциска и во многих других похожих учениях намеренно принижается идентификация с формой. Эго учит вас делать как раз противоположное. Оно говорит: «Ты должен стать великим!» Если бы у Франциска было эго, оно бы сказало: «Франческо! Стань великим святым! И тогда ты будешь Св. Франческо!» Но единственный путь осознать свою сакральность — это обнаружить то, что находится за формой. Таким образом, в подобных духовных традициях преодолевается форма, вы стремитесь быть незначимыми, вы одеваетесь в простую одежду. Некоторые говорят, что я плохо одет. Им бы следовало посмотреть на Св. Франциска [смех в зале]. Мой брат живет в Париже, у него исключительное умение одеваться. Он все время замечает мне, что у меня нет чувства одежды. Он всегда точно знает, что и где следует покупать, но у меня никогда не остается времени на магазины, когда я оказываюсь в Париже.

Итак, есть много способов подчеркнуть свою идентификацию с формой, сделать акцент на этом аспекте, выставить его на показ. Обычно это наиболее развитые стороны вас. Это может быть физическая сила. Вы можете ходить по улице, минимально прикрывая тело, тем самым демонстрируя свою физическую силу. Если бы я был моложе, если бы мне было 20 и у меня было красивое тело, я бы 10-20 лет своей жизни ходил и гордился своим телом. Но со мной было не так.

Или у вас красота. Это тоже очень соблазнительно: выглядеть лучше, чем другие! Тогда вы подчеркиваете этот аспект и делаете его центром идентификации. Представляю, как это завораживает, особенно если вы молоды и это притягивает к вам других людей, дает вам ощущение власти над противоположным полом или над тем же, что и вы, или над каким угодно ещё полом [смех в зале]. Вы постоянно следите за тем, как другие воспринимают вас. Вам может быть несколько неловко, но вы гордитесь, что вами восхищаются. Однако, это вынимает вас из глубины, это удерживает вас на поверхности.

Если у вас нет ни силы, ни привлекательности, ни красивой одежды, подчеркивающей и то и другое, у вас есть что-нибудь другое: интеллектуальные способности выше, чем у большинства других. Накопленные знания делают вас более культурным, вы чувствуете себя знатоком музыки, архитектуры, литературы, вы проявляете это в общении, делаете комментарии, демонстрирующие, как много вы знаете, как много прочли, другие смотрят на вас с удивлением. Утонченным, тщательно замаскированным образом вы показываете, что знаете больше, чем они, — очень соблазнительно идентифицировать себя с этим. … Что еще?… У кого-нибудь есть идеи?

Реплика из зала:

Собственность!

Да, конечно! Спасибо! Я совсем забыл! Внешнее имущество! Многие люди хотят иметь всё вместе, но даже что-то одно будет работать. Если вы не очень образованы, не очень хорошо выглядите, ваша физическая сила будет демонстрировать всем ваше превосходство. И опять это будет удерживать вас на поверхности и укреплять вашу эгоистическую идентификацию. На каком-то уровне она будет удовлетворять вас, но при этом будет удерживать на поверхности.

В жизни людей, о которых я говорил в качестве примера, в какой-то момент происходит нечто, вызывающее трещину в их скорлупе: если была идентификация с телом – болезнь; если была идентификация с имуществом — крах инвестиций, утрата собственности; если была идентификация с внешней привлекательностью — одни неудачные взаимоотношения за другими, потому что они затрагивали только поверхностный уровень, а такие взаимоотношения всегда неудачные, — одним словом, к тем, кто исключительно идентифицирован с формой неизбежно приходит страдание. Потенциально оно готово освободить вас от идентификации с формой. В этом смысле, страдание есть благо. Парадокс в том, что эго порождает страдание, которое в конечном итоге приводит к разрушению самого эго.

Людям нравится Св. Франциск. Кажется, что у него никогда не было отождествления с формным и с раннего возраста он был идентифицирован с глубиной своего бытия. Несколько дней назад мы смотрели фильм и пока я не видел его, я полагал, что Св. Франциск пережил разидентификацию с формой, когда он некоторое время находился в тюрьме, в фильме это как наплывающие кадры из прошлого. Позже Ким обратила мое внимание, что в фильме говорится, что Франциск серьезно болел и был близок к смерти, я не знаю, насколько сюжет фильма соответствует его реальной жизни, но он много болел, часто был на краю смерти — такой опыт очень влияет на человека. Если вы подходите близко к смерти и затем возвращаетесь в жизнь, может случиться, что вы больше не будете идентифицироваться с формами.

Когда я говорю «не будете идентифицироваться с формой», это не означает пренебрегать или презирать мир форм. Я не говорю, чтобы никто не носил ничего хорошего. Почему нет? Если вы нашли красивую одежду, она вам нравится, носите, ничего плохого в этом нет. Или получение знаний, культура, музыка, литература, — великолепно! Или вы развиваете свое физическое тело, вы становитесь сильнее, — ничего плохого и в этом. Мы говорим об идентификации! Вы можете получать удовольствие на уровне форм, почему нет, но не впадайте в веру, что вы есть эти формы: вы — ваши знания, вы — ваш внешний вид. Вот ловушка! Это ограничение. Но вы уважаете мир форм.

Я сам иногда люблю почитать литературу, но не потому, что хочу показать свои знания. К сожалению, моя память не очень хорошая, многое из прочитанного уже улетучилось и я не могу продемонстрировать свое знание литературы, она не застревает в моем уме; или история, я в общем знаю её, но так много надо помнить дат и проч. и проч. Можно получать удовольствие от всего этого, когда оно приходит, но не цепляться за него, не придавать ему чрезмерного значения.

Св. Франциск вернулся к жизни после болезни или тюремного заключения (похожий опыт) и неожиданно — глубокая связь с бытием! Он не использовал эту терминологию, в то время её не было! Он мог интерпретировать свое осознание, опираясь на существовавшую тогда языковую и концептуальную традицию.

Большинство людей настолько отождествляются с голосом у себя в голове - непрерывным потоком непроизвольного навязчивого мышления и сопровождающими его эмоциями, что можно сказать - они одержимы собственным умом. Пока вы этого никак не сознаёте, вам представляется, что думающий — это вы. Но это — эгоический ум. Мы называем его эгоическим, потому что в каждой мысли — в каждом воспоминании, интерпретации, мнении, точке зрения, реакции и эмоции — присутствует чувство собственного «я», эго. В духовном смысле это и есть неосознанность. И, разумеется, ваше мышление — содержание вашего ума — обусловлено прошлым: вашим воспитанием, культурной средой, жизненным опытом и так далее. Активность вашего ума определяется совокупностью неотвязных, повторяющихся мыслей, эмоций и реактивных схем поведения, с которыми вы больше всего себя отождествляете. Эта совокупность и есть эго.


Как мы уже видели, когда вы говорите «я», в большинстве случаев говорите не вы, а ваше эго. Оно состоит из мыслей и эмоций — вороха воспоминаний, с которыми вы себя отождествляете, называя их «я и моя история», привычных ролей, которые вы играете, сами того не сознавая, и коллективных отождествлений, таких как национальность, религия, раса, социальный класс или политическая принадлежность. Эго также включает в себя ваши личные отождествления — не только с принадлежащими вам вещами, но и с мнениями, внешним видом, давними обидами или представлениями о себе как о ком-то, кто лучше или хуже других, у кого всё сложилось в жизни или нет.

Содержание эго у всех разное однако в каждом эго действует одна и та же структура. Иными словами, разные эго отличаются друг от друга лишь снаружи. По сути же они все одинаковы, они живут за счет отождествления и отделения. Если основой вашей жизни является созданное умом «я», состоящее из мыслей и эмоций, то есть эго, то фундамент вашей личности непрочен, так как мысли и эмоции по природе своей эфемерны и мимолетны. Поэтому каждое эго постоянно борется за выживание, пытаясь защитить и укрупнить себя. Чтобы поддерживать мысль о «я», оно нуждается в противоположной мысли о «другом». Другие воспринимаются ещё более другими, когда я смотрю на них как на врагов. На одном конце шкалы этой бессознательной эгоической схемы поведения находится навязчивая привычка эго выискивать чужие недостатки и жаловаться на других людей. Именно это имел в виду Иисус, говоря: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, когда сам не видишь бревна в твоём глазе?». На другом конце шкалы мы имеем физическое насилие между отдельными людьми и войны между нациями. В Библии вопрос Иисуса остаётся без ответа, но ответ, конечно, есть: «Я делаю это, потому что, критикуя или обвиняя другого, я могу чувствовать себя более значимым и ощущать своё превосходство».

Жалобы и возмущение

Привычка жаловаться — излюбленная стратегия эго, используемая им для самоукрепления. Каждая жалоба — это маленькая, выдуманная умом история, в которую вы безоговорочно верите. При этом неважно вслух вы жалуетесь или про себя. Некоторые эго, которым больше не с чем отождествляться, легко живут на одних жалобах. Когда вы зажаты в тисках такого эго, жалобы, особенно по поводу других людей, являются для вас привычными и, конечно, неосознанными, в том смысле, что вы не понимаете, что делаете. Навешивание на людей негативных мысленных ярлыков — прямо в лицо, в разговорах у них за спиной или просто в мыслях — часть этой поведенческой схемы. Самой грубой формой навешивания ярлыков является брань, отражающая потребность эго быть правым и торжествовать над другими. «Подонок», «ублюдок», «стерва» - всё это оценочные высказывания, с которыми невозможно спорить. Ещё ниже на шкале бессознательности находятся громкая ругань и крики, а сразу под ними — физическое насилие.

Эмоция возмущения, сопровождающая жалобы и мысленное навешивание ярлыков, даёт эго ещё больше энергии. Возмущаясь, человек испытывает горечь, негодование или обиду и чувствует себя оскорбленным. Вы возмущаетесь жадностью людей, их непорядочностью, нечестностью, тем, что они сказали, тем, что они делают или когда-то сделали, тем, что они должны бы были сделать, но не сделали. Всё это эго просто обожает. Вместо того, чтобы не замечать в людях проявления неосознанности, вы дополняете ими образ их личности. Кто это делает? Неосознанность в вас, ваше эго. Иногда «недостатка», который вы в ком-то видите, вообще не существует. Есть лишь неверная интерпретация — проекция ума, приученного искать врагов, отстаивать свою правоту и утверждать своё превосходство. В других случаях недостаток и вправду существует, однако концентрируя на нём своё внимание — порой до такой степени, что он затмевает собой всё остальное, - вы лишь усиливаете его. А то, на что вы реагируете в других, вы укрепляете в себе.

Не реагировать на проявления в людях их эго — это не только один из самых действенных способов преодоления ограничений собственного эго, но и эффективный метод растворения коллективного человеческого эго. Но не реагировать вы сможете, только сознавая, что поведением того или иного человека движет эго и что всё это — проявление коллективной человеческой дисфункции. Если вы осознаете, что в таком поведении нет ничего личного, то привычка, вынуждавшая вас реагировать на него по-старому, исчезнет. Не реагируя на эго, вы будете пробуждать в людях здравомыслие , то есть безусловное сознание в противоположность обусловленному. Иногда вам придется принять меры, чтобы защититься от людей, пребывающих в глубокой неосознанности. Ваша главная защита - это состояние осознанности. Человек становится вашим врагом, когда вы персонифицируете его неосознанность, то есть эго. Поэтому умение не реагировать - это не слабость, а сила. Прощать - значит смотреть сквозь что-то, видеть что-то насквозь. Вы смотрите сквозь эго и видите под ним здравомыслие, которое есть в каждом человеке и являет собой его суть.

Эго любит жаловаться и возмущаться не только по поводу других людей, но и по поводу различных ситуаций. С ситуацией можно сделать то же, что и с человеком: сделать из неё врага. За этим всегда стоят одни и те же мысли: этого не должно быть; я не хочу здесь находиться; я не хочу это делать; со мной поступают несправедливо. И конечно, главный враг эго — это настоящий момент — сама жизнь.

Попробуйте поймать момент, когда голос у вас в голове начнет на что-то жаловаться. Осознайте, что это всего лишь голос эго, обусловленная умственная схема, мысль. И всякий раз, замечая в себе этот голос, осознавайте, что вы - не голос, а тот, кто его осознает. Вы - осознающая его осознанность. На заднем плане - осознанность. На переднем - голос, тот, кто думает. Так вы становитесь свободным от эго, свободным от ненаблюдаемого ума. В тот момент, когда вы осознаете в себе эго, это уже не эго, а лишь старая, обусловленная прошлым, схема мышления. Эго подразумевает неосознанность. Эго и осознанность не могут сосуществовать.

Реактивность и обиды

Жалобы часто связаны с возмущением, однако им могут сопутствовать и более сильные отрицательные эмоции, такие как гнев или другая форма расстройства. В этом случае излияние жалоб получает более сильный эмоциональный заряд и превращается в реактивность — ещё один инструмент самоукрепления эго. Многие люди постоянно ищут повод, чтобы бурно среагировать на что-то, чтобы ощутить тревогу или раздражение, - и, как правило, он быстро находится. «Это безобразие...» - говорят они. «Как вы смеете...» «Я возмущён..» Привычка злиться или расстраиваться, которой страдают эти люди, сродни наркотической зависимости. Бурно реагируя на те или иные вещи, они утверждают и укрепляют собственное самоощущение.

Застарелое возмущение зовется обидой. Носить в себе обиду - значит все время быть "против" чего-то , а потому у многих людей значительная часть эго состоит из обид. Коллективные обиды могут сохраняться в психике нации или племени веками, питая непрерывный цикл насилия.

Обида - это сильная негативная эмоция, связанная с событием в порой уже далеком прошлом, которое без конца реанимируется навязчивыми мыслями - пересказом истории о том, "как поступил со мной или с нами такой-то человек", вслух или про себя. Обида заражает и другие сферы вашей жизни. К примеру, пока вы переживаете обиду в ваших мыслях и чувствах, ее негативная эмоциональная энергия может искажать ваше восприятие происходящего в этот момент события или влиять на то, как вы разговариваете или ведете себя с кем-то в это время. Одна сильная обида способна заразить обширные сферы вашей жизни и удерживать вас в оковах эго.

Нужно быть честным, чтобы увидеть, храните ли вы в себе обиды и есть ли в вашей жизни человек, которого вы не до конца простили, - ваш "враг". Если это так, осознайте свою обиду как на уровне мыслей, так и на уровне эмоций, то есть осознайте мысли, питающие вашу обиду, и ощутите эмоции, которыми ваше тело откликается на эти мысли. Не пытайтесь "отпустить" свою обиду. Попытки простить и отпустить ни к чему не ведут. Когда же вы видите, что единственная цель обиды - усиливать ваше ложное самоощущение и блюсти сохранность эго, прощение приходит само собой. Увидеть - значит освободиться. Христос учил: "Прощайте врагам своим". По сути эти слова направлены на разрушение одной из главных эгоистических структур ума.

Прошлое не в силах помешать вам находиться в настоящем. Это может сделать только связанная с прошлым обида. А что такое обида? Груз старых мыслей и эмоций.

Я прав, ты неправ

Жалобы, выискивание чужих недостатков и реактивность усиливают присущее эго ощущение границ и разобщенности, которому оно обязано своим существванием. Они укрепляют эго еще и тем, что дают ему чувство превосходства, от которого оно пышно расцветает. Может быть, не совсем очевидно, как негодование по поводу дорожной пробки, политиков, коллег, «жадных богачей», бывшего мужа или жены, мужчин или женщин даёт вам чувство превосходства. Но это происходит потому, что ваши жалобы подразумевают, что вы правы, а человек или ситуация, на которых вы жалуетесь или реагируете, - нет. Ничто так не усиливает эго, как чувство собственной правоты. Быть правым — значит отождествляться с умственной позицией — с точкой зрения, мнением, суждением, некой историей. Ну и, конечно, чтобы вы были правы, кто-то другой должен быть неправ, поэтому эго любит искать и находить виноватых, чтобы укрепляться в собственной правоте. Другими словами: чтобы усилить собственное самоощущение, вам нужно кого-то обвинить.

Жалобы и слепое реагирование могут делать неправым не только человека, но и ситуацию. Подразумевается же в таких случаях всегда одно - «так не должно быть». Ощущение своей правоты ставит вас в положение воображаемого морального превосходства по отношению к человеку или ситуации: вы судите их и признаёте виновными. Именно этого чувства превосходства жаждет эго и именно за счёт него оно растёт.

Защита иллюзий

Эго во всем видит личное. И вот уже возникают эмоции, потребность защищаться, возможно, даже агрессия. Вы защищаете истину? Нисколько. Истина вообще не нуждается в защите. Вы защищаете себя , а точнее, иллюзию себя, созданный умом суррогат.

Каждое эго принимает мнения и точки зрения за факты. Более того, оно не способно отличить событие от своей реакции на него. Каждое эго — мастер выборочного восприятия и искажённого толкования. Только с помощью осознанности, а не с помощью ума можно отличить факт от мнения. Только осознанность позволит вам увидеть: вот ситуация, а вот мой гнев по этому поводу — чтобы понять, что к этой ситуации можно подойти иначе, иначе на неё взглянуть, иначе разрешить. Только осознанность позволит вам увидеть ситуацию или человека целиком, не ограничиваясь одной лишь точкой зрения.

Истина: относительная или абсолютная?

Уверенность в том, что "я прав, а ты неправ" ... опасна как в личных отношениях, так и во взаимодействиях между нациями, племенами, религиями и так далее. ...

Мысль может в лучшем случае указывать на истину, но она не может быть истиной. Вот почему буддисты говорят: "Палец, показывающий на луну, не есть сама луна" ...

Есть лишь одна абсолютная Истина, и все остальные истины проистекают из нее. Когда вы ее найдете все ваши поступки будут созвучны. Человеческие поступки могут отражать либо Истину, либо иллюзию. Можно ли выразить эту Истину словами? Да, но только сами слова не являются Истиной. Они лишь указывают на нее.

Истина неотделима от того, кто вы есть. Да, вы и есть эта Истина. Если вы будете искать ее где-то еще, то будете всякий раз обманываться. Истина - это само Бытие, которое вы есть. ...

Иисус говорит о сокровенном "я есть", о сущностном Я каждого мужчины и каждой женщины, любой формы жизни. Он говорит о жизни, которой вы являетесь. ... Когда вы ощущаете связь с этим внутренним измерением, при том, что это ваше естественное состояние, а не какое-то сверхъестественное достижение, во всех ваших поступках и взаимоотношениях отражается ваше единство со всей жизнью, ощущаемой вами в глубине себя. Это и есть любовь. ... "Люби - и делай, что хочешь", - сказал святой Августин. Нет слов, которые бы быи ближе к истине...

В эго нет ничего личного

Жадность, эгоизм, эксплуатация, жестокость и насилие по-прежнему пронизывают все сферы жизни на планете. Когда вы видите во всем этом индивидуальные и коллективные проявления глубинной дисфункции или психического недуга, то по ошибке приписываете их самим людям. Вы создаете концептуальный образ человека или группы людей и говорите: "он такой" или "они такие". Когда вы принимаете эго человека за его личностную сущность, то лишь благодаря стараниям вашего собственного эго, использующего это ложное восприятие для самоусиления через ощущение собственной правоты — а стало быть, и превосходства, - а также с помощью осуждения, возмущения и зачастую гнева, которыми вы реагируете на тех, кого считаете врагом. Всё это очень нравится эго, так как усиливает чувство разобщённости между вами и другими людьми, чья непохожесть раздувается до такой степени, что вы перестаёте чувствовать вашу общую человеческую природу, вашу укоренённость в единой жизни, которую вы разделяете с каждым человеком, вашу общую божественность.

Т е эгоистические схемы поведения, на которые вы особенно остро реагируете в других и которые ошибочно принимаете за их личностную сущность, обычно есть и в вас самих - просто вы не можете или не хотите их в себе увидеть. В этом смысле вы можете многому научиться у своих врагов. Что в них вас больше всего тревожит и расстраивает? Эгоизм? Жадность? Жажда власти и контроля? Неискренность, нечестность, склонность насилию или что-то ещё? Все, что вас возмущает в других и на что вы остро реагируете в них, есть и в вас самих. Но по сути это всего лишь форма эго, и, как таковая, она совершенно безлична. Она не имеет отношения ни к тому, кем является тот человек, ни к тому, кем являетесь вы. Обнаружение в себе этих качеств может угрожать вашей самооценке, только если вы ошибочно принимаете эту форму эго за свою сущность.

Эго, в более широком смысле слова, патологично само по себе, какую бы форму оно ни принимало. Если мы посмотрим на древнегреческий корень слова патологический , то увидим, как хорошо этот термин подходит к эго. Хотя обычно это слово используется для описания состояния болезни, оно, тем не менее, происходит от слова pathos , что означает страдание. Именно эту характерную особенность состояния человека Будда обнаружил еще 2600 лет назад.

Однако человек, находящийся в ловушке эго, не осознает страдание как страдание, а расценивает его как единственный уместный в данной ситуации вариант отклика. Эго слепо, и в своей слепоте не способно видеть страдание, навлекаемое им на себя и других. Состояние, когда ты чувствуешь себя несчастным, - это умственно-эмоциональная болезнь, порожденная эго и достигшая масштабов эпидемии. Оно является внутренним эквивалентом загрязнения планеты. Такие негативные состояния, как гнев, ревность и тому подобные, не считаются негативными, а полностью оправдываются и в дальнейшем воспринимаются как вызванные кем-то другим или каким-либо внешним фактором, но не как созданные самим человеком. «Я считаю, что ты в ответе за мою боль», - вот какой смысл эго вкладывает в эти слова.

Эго не способно отличить ситуацию от ее интерпретации и реакции на ситуацию. Ты можешь сказать: «Какой ужасный день» даже не понимая, что холодная и ветреная погода, дождь и то, на что ты реагируешь, не ужасны. Они такие, какие есть. Ужасна твоя реакция, твое внутреннее сопротивление этому, а также эмоция, созданная этим сопротивлением. Словами Шекспира - «Нет ничего, что было бы хорошим иль плохим, но мысли превращают их в такое». Более того, эго часто принимает страдание или негативность за удовольствие, потому что за их счет укрепляет себя.

Например, гнев или негодующая враждебность чрезвычайно укрепляют эго через усиление чувства разобщенности, через акцентирование и придание особого значения «инакости» других, через создание ментальной позиции «правоты», кажущейся неприступной крепостью. Если бы ты смог увидеть физиологические изменения, происходящие в твоем теле в то время, когда тобой владеют такие негативные состояния, если бы ты смог заметить, какой ущерб они наносят работе сердца, пищеварительной и иммунной системе, а также другим бесчисленным телесным функциям, то тебе стало бы совершенно ясно, что такие состояния, без всякого сомнения, патологичны. Это формы страдания, а не удовольствия.

Когда ты находишься в негативном состоянии, в тебе есть нечто жаждущее этой негативности, получающее от нее удовольствие или верящее, будто это состояние принесет желаемое. Иначе кто бы стал зависать в состоянии негативности, делать себя и других маленькими и создавать в теле болезнь? Таким образом, когда в тебе есть негативность, и в то же время ты способен осознавать присутствие в себе чего-то такого, что извлекает из нее удовольствие или верит, что у этой негативности есть какая-то полезная цель, тогда ты непосредственно осознаешь эго. В тот миг, когда это случается, твоя тождественность претерпевает сдвиг от эго к осознанности. Это значит, что эго сжимается, а осознанность растет.

Если прямо посреди негативности ты сможешь осознать: «Сейчас я сам себе причиняю страдание», то этого окажется достаточно, чтобы подняться над ограничениями обусловленных эготипических состояний и реакций. Осознанность, когда она есть, раскрывает перед тобой безграничные возможности, - то есть, открывает тебе другие, бесконечно более разумные способы действий в любой ситуации. Ты будешь способен свободно отпускать свое состояние несчастья в тот самый момент, как только признаешь его неразумным. Негативность не является разумной. Она всегда исходит из эго. Эго может быть изворотливым и неглупым, но оно не бывает разумным. Изворотливость преследует собственные мелкие цели. Разумность намного шире видит целое. В нем все взаимосвязано. Изворотливость мотивируется собственными интересами и живет очень недолго. Многие политики и бизнесмены изворотливы. Очень немногие разумны. Все, что достигается при помощи изворотливости, живет недолго и, в конечном счете, всегда защищает себя. Изворотливость разделяет и исключает, разумность соединяет и включает.

Война - это состояние ума

Иногда вы можете сталкиваться с необходимостью защитить себя или кого-то еще от вреда со стороны другого человека. Но следите за тем, чтобы "искоренение зла" не стало вашей миссией, так как вы можете легко превратиться в то, с чем боретесь. ... То, с чем вы боретесь, всегда усиливается, а то, чему сопротивляетесь, въедается глубже. ...

Война - это состояние ума, и все порождаемые ею действия либо усиливают врага - мнимое зло - либо, в случае победы, создают нового врага - новое зло - такое же, а часто и худшее, чем то, которое удалось победить. ...

Осознайте, что такое эго: коллективная дисфункция, безумие человеческого разума. Осознав его природу, вы перестанете усматривать в нем чью-то личностную сущность. Как только вы поймете, что такое эго, вам станет куда легче на него не реагировать. Вы перестанете считать его чем-то личным. Прекратятся жалобы, обвинения, негодование и поиск виноватых. Никто ни в чем не виноват. Это просто чье-то эго, вот и все. Когда вы осознаете, что все люди страдают одной и той же болезнью ума - просто у одних она протекает тяжелее, чему других, к вам придет сострадание. Вы перестанете усугублять драму, присутствующую во всех эгоических отношениях. А что питает эту драму? Реактивность. На ее почве эго расцветает.

Чего вы хотите: покоя или драмы?

Вы хотите покоя. Нет никого, кто бы его не хотел. Однако в вас есть и что-то еще, что хочет драмы и конфликта. Возможно, в данный момент вы этого не чувствуете. Возможно, вам нужно подождать, чтобы какая-то ситуация или даже просто мысль спровоцировала вашу реакцию - как когда вас в чем-то обвиняют, не замечают вас, вторгаются на вашу территорию, сомневаются в правильности ваших действий, или если возникают споры о деньгах. Можете ли вы тогда почувствовать, как вас захлестывает гигантская волна какой-то силы - страх, возможно, прячущийся под маской гнева или враждебности? Слышите ли вы как ваш голос становится резким и пронзительным или делается на пару октав ниже? Осознаете ли вы как ваш ум бросается защищать свою позицию, оправдывать, нападать или обвинять? Иными словами, можете ли вы пробудиться в этот момент от неосознанности? Можете ли почувствовать в себе то, что находится в состоянии войны, что чувствует угрозу и стремится выжить любой ценой, что нуждается в драме, чтобы отстаивать свое отождествление с ролью победителя в этой театральной постановке? Чувствуете ли вы, что в вас есть что-то, для чего своя правота важнее, чем покой?

За пределами Эго: ваша истинная суть

Чтобы освободиться от Эго, нужно просто осознать его, так как осознанность и эго несовместимы . Осознанность - это сила, скрытая в настоящем моменте. Поэтому ее также можно назвать Присутствием . Конечная цель человеческого существования, а стало быть, и ваша цель заключается в том, чтобы привнести эту силу в мир. Потому-то освобождение от Эго нельзя сделать целью, которая будет достигнута в какой-то момен в будущем. Только Присутствие может освободить вас от эго, а присутствовать можно только сейчас, а не вчера и не завтра. Только Присутствие может растворить в вас прошлое и тем самым трансформирвоать ваше состояние сознания.

Духовное осознание - это когда вы ясно видите: то, что я воспринимаю, переживаю, думаю, или чувствую, в конечном итоге, не есть я - я не могу найти себя в вещах, которые без конца от нас уходят. Похоже, Будда был первым, кто увидел это ясно, поэтому анатта (отсутствие Я) стала одной из опорных точек его учения. И когда Иисус сказал: «Отвергнись себя », он имел в виду - отвергни (и тем самым разрушь) иллюзию своего Я. Если бы «я» - Эго - действительно было тем, кто я есть, то отрекаться от него было бы абсурдно.

То, что остается - это свет сознания, в нем восприятие, ощущения, мысли и чувства случаются - приходят и уходят. Это Сущее, то есть более глубокое, подлинное Я. Когда я знаю себя как Сущее, то что бы в моей жизни ни случилось, это больше не будет иметь абсолютной важности, а лишь относительную . Я уважаю то, что происходит, но это перестает быть абсолютно серьезным и трудным. Единственное, что в конечном итоге имеет значение: могу ли я на заднем фоне жизни всегда чувствовать суть своей Природы Сущего, свое Я Есть? Выражаясь точнее, могу ли я чувствовать то Я Есть, какой Я Есть в данный момент? Могу ли я чувствовать свою сущностную тождественность с сознанием как таковым? Или я теряюсь в том, что происходит, теряюсь в уме, теряюсь в мире?

Все конструкции неустойчивы

Какую бы форму ни принимала неосознанность, которая движет эго, она стремится усилить образ того, кем я себя считаю, - фантомного «я», которое появилось, когда мысль - великое благо и великое проклятие - стала захватывать власть и заслонять простую, но глубокую радость связи с бытием, источником, богом. Как бы эго себя ни вело, скрытая движущая сила здесь всегда одна и та же - это потребность выделиться, быть особенным, владеть ситуацией; стремление к власти, жажда внимания, жажда большего и, конечно, потребность ощущать свою отдельность, то есть потребность в соперниках, врагах.

Эго всегда чего-то хочет от других людей и ситуаций . У него всегда есть скрытые мотивы, ощущение, что «этого мало», ощущение недостаточности или нехватки, которое нужно восполнить. Оно использует людей и ситуации для получения желаемого, но, даже добившись успеха, оно никогда не удовлетворяется надолго. Часто Эго не может достичь своих целей, и в большинстве случаев пропасть между тем, что «я хочу », и тем, «что есть », становится источником постоянных мук и огорчений. Знаменитый и теперь уже классический поп-хит группы «роллинг стоунз» «I can""t get no satisfaction” («я не могу получить удовлетворение ») - это песня Эго. Движущей эмоцией, управляющей всеми действиями Эго, является страх. Страх быть никем, страх небытия, страх смерти. В конечном счёте все действия Эго направлены на устранение этого страха. Но максимум, на что оно способно, - это на время приглушить его интимными отношениями, новым приобретением, тем или иным успехом. Иллюзия никогда вас не удовлетворит. Только истина касательно того, кто вы есть, даст вам - если её осознать - свободу.

Почему страх? Потому что Эго возникает в момент отождествления с формой, и глубоко внутри оно знает, что постоянных форм не бывает, что все они преходящи .Поэтому вокруг Эго всегда присутствует чувство небезопасности, даже если внешне оно производит впечатление прочного и уверенного.

Как-то раз мы с другом, гуляя по прекрасному природному заповеднику недалеко от Малибу в Калифорнии, подошли к остаткам деревенского дома, разрушенного пожаром несколько десятилетий назад. Все подходы к нему заросли деревьями и всевозможными изумительной красоты растениями. Сбоку от тропинки владельцы установили табличку с надписью: “ОПАСНО. ВСЕ КОНСТРУКЦИИ НЕУСТОЙЧИВЫ ”. Я сказал своему другу: «Это глубокая сутра (священное писание)». И мы остановились в благоговейном трепете. Как только ты понимаешь и принимаешь, что все конструкции (формы), даже те, что кажутся твердыми, неустойчивы, в тебе возникает покой . Это происходит потому, что осознание непостоянства всех форм пробуждает тебя и вводит во внутреннее бестелесное измерение, не подверженное смерти. Иисус называл его «вечная жизнь ».

Потребность Эго в чувстве превосходства

Множество тонких и едва уловимых форм эго ты можешь наблюдать в других людях и, главное, в себе. Запомни : в тот момент, когда ты осознаешь эго в себе, само это осознание и есть ты - ты за пределами эго, твое глубинное «Я ». Уже само распознание ложного - это рождение настоящего.

Если кто-то больше имеет, больше знает или способен на большее, чем я, Эго чувствует угрозу, потому что чувство «меньше» понижает его воображаемое значение по сравнению со значением другого. Тогда оно может попытаться каким-либо образом уменьшить значительность, раскритиковать или принизить ценность принадлежащего другому имущества, ценность его знаний или способностей. Либо сменить стратегию, и вместо того, чтобы сравнивать себя с другим, возвеличивает себя путем распространения информации о своей приближенности к нему, если в глазах других тот считается важным.

Эго и слава

Такое хорошо известное явление, как «бросаться именами » - как бы случайно упомянуть о личном знакомстве с кем-то «важным», - это часть стратегии эго по извлечению выгоды из образа какой-либо личности, превосходящей его в глазах других, и через это упоминание - возвышение в своих собственных. Беда, приносимая мировой известностью, заключается в том, что тебя целиком накрывают коллективным ментальным образом . Большинство людей, с кем ты встречаешься, хотят поднять значение своей личности - ментального образа того, кто они есть - через ассоциацию с тобой. Сами они могут даже не знать, что заинтересованы вовсе не в тебе, а в том, чтобы в конечном итоге усилить собственное ложное самоощущение . Они верят, что с твоей помощью могут стать больше. Они ищут в тебе то, что поможет им стать завершенными, полноценными, или вернее, ищут твой ментальный образ, как образ известного человека, концептуальное коллективное отождествление, кажущееся им важнее жизни .

Абсурдная переоценка роли известности - это лишь одно из многочисленных проявлений эготипического безумства нашего мира. Некоторые знаменитые люди совершают ту же ошибку и отождествляются с коллективной выдумкой, имиджем, сотворенным из них людьми и средствами массовой информации, и в самом деле начинают видеть себя так, будто превосходят обычных смертных. В результате они все более и более отчуждаются как от самих себя, так и от других, становятся все более и более несчастными, все более зависящими от того, чтобы их популярность продолжалась . Находясь в окружении только таких, кто питает их раздутый образ, они теряют способность к настоящим отношениям .

Альберт Эйнштейн, которым восхищались как сверхчеловеком, и кому суждено было стать одним из самых знаменитых людей на планете, никогда не отождествлялся с образом, сотворенным из него коллективным разумом. Он оставался скромным, у него не было Эго. Он говорил о существовании гротескного противоречия между тем, что люди считают его достижениями и способностями, и реальностью того, кто он в действительности есть и на что способен.

Вот почему знаменитому человеку трудно быть в настоящих отношениях с другими. Настоящие отношения - это такие отношения, в которых эго с присущим ему стремлением к созданию имиджа себя и стремлением найти себя в нем, не доминирует . В подлинных отношениях есть направленный вовне поток бдительного внимания к другому человеку и нет никаких ожиданий. Это бдительное внимание и есть Присутствие . Это предпосылка для любых настоящих отношений. Эго всегда либо чего-то хочет, либо, если думает, что с тебя нечего взять, проявляет к тебе абсолютное безразличие: ты его не интересуешь .

Существуют три основных состояния эгоистических взаимоотношений :

когда я что-то хочу,

когда мне не удается получить то, что я хочу (отсюда гнев, возмущение, обвинения, жалобы), и

когда мне все безразлично .

Ядро Эго. Признаки Эго. (Экхарт Толле - Новая Земля )