Его тянет солдат маршируя. Не в ногу

План:

1.
Основное значение и функции
нервной системы
2.Организация нервной системы
3.Строение нервных клеток и волокон
4.Строение и функции спинного мозга
5.Строение и функции головного мозга
6.Строение рефлекторной дуги.
Рефлексы и виды рефлексов
7.Симпатическая и парасимпатическая
НС

1. Основное значение и функции нервной системы

НЕРВНАЯ
СИСТЕМА (systema nervosum) (невр-,
неври-, невро-, нейр-, нейро-; греч. neuron жила,
сухожилие, волокно, нерв): обеспечивает регуляцию
физиологических функций (согласование
деятельности различных органов и систем) и
протекание психических процессов (комплекс
анатомических структур, обеспечивающих
индивидуальное приспособление организма к внешней
среде и регуляцию деятельности отдельных органов и
тканей). Нервная система получает информацию из
внешней и внутренней среды при помощи
анализаторов, перерабатывает ее и посылает
управляющие сигналы к различным органам.

Анализаторы

Для того чтобы воспринимать внутренние и внешние раздражители нервная система
имеет сенсорные структуры, находящиеся в
анализаторах. Анализатор - это система, обеспечивающая восприятие, доставку
в мозг и анализ в нем какого-либо вида информации (зрительной,
слуховой, обонятельной и т. д.). Эти структуры включат в себя определенные
устройства, способные воспринимать информацию:
Проприорецепторы. Они собирают всю информацию, касающуюся состоянием
мышц, костей, фасций, суставов, наличия клетчатки.
Экстерорецепторы. Располагаются в коже человека, органах чувств,
слизистых оболочках. Способны воспринимать раздражающие факторы,
полученные из окружающей внешней среды.
Интерорецепторы. Расположены в тканях и внутренних органах.
Ответственны за восприятие изменений биохимического характера, полученных из
внешней среды.

Функции нервной системы

Важно отметить, что с помощью нервной системы осуществляется
восприятие, анализ информации о раздражителях из
внешнего мира и внутренних органов. Также она ответственна
и за ответные реакции на данные раздражения.
Организм человека, тонкость приспособления его к изменениям в
окружающем мире осуществляет, в первую очередь благодаря
взаимодействии гуморальных механизмов и нервных.
К основным функциям относятся:
Определение психического здоровья и деятельности человека,
что являют собой основу его социальной жизни.
Регуляция нормальной жизнедеятельности органов, их систем,
тканей.
Объединение организма в единое целое
Поддержание взаимосвязи всего организма с окружающей средой. В
случае изменения условий внешней среды, нервна система
осуществляет приспособление к данным условиям.

2.Организация нервной системы

Анатомически
нервная
система делится:

Центральная НС

Представлена:
Головной мозг
Спинной мозг

Значение центральной нервной системы

Она являет собой основную часть нервной
системы как человека, так и животных. Ее главная
функция – это осуществление различного
уровня сложности реакций, называемых
рефлексами.
Благодаря деятельности ЦНС мозг способен
сознательно отражать изменения во внешнем
сознательном мире. Ее значение в том, что она
регулирует разного рода рефлексы, способна
воспринимать раздражители, полученные как
от внутренних органов, так и из внешнего мира.

Периферическая НС

Представлена нервами, нервными узлами,
нервными окончаниями. Находятся за
пределами ЦНС, не защищены костями.
12 пар черепно-мозговых и 31 пара
спинномозговых.

Значение периферической нервной системы

ПНС соединяет ЦНС с конечностями и органами. Ее
нейроны расположены далеко за пределами
ЦНС – спинного и головного мозга.Она не
защищена костями, что может привезти к
механическим повреждениям или вредным
действиям токсинов.
Благодаря правильному функционированию ПНС
координация движений тела имеет
согласованность. Эта система ответственна за
сознательный контроль действий всего организма.
Отвечает за реагирование на стрессовые ситуации и
опасность. Увеличивает частоту пульса. В случае
возникновения волнения, повышает уровень
адреналина.

Функционально
нервная
система делится на:

Соматическая НС

Иннервирует
кожу и мышцы.
Устанавливает взаимоотношения с
внешней средой, воспринимает ее
воздействия и вызывает
сокращения скелетных мышц.

Автономная(вегетативная)НС

Регулирует обменные процессы,
рост и размножение, работу
сердца и сосудов, внутренних
органов и желез внутренней
секреции.
В свою очередь делится на
симпатическую и
парасимпатическую.

3.Строение нейрона. Нервные волокна.

Структурно-
функциональной
единицей НС,
является нейрон, он
возбудим и с помощью
нервных импульсов
способен проводить и
передавать
возбуждение к другим
нервным клеткам или
рабочим органам.

Строение синапса

Строение синапса
Нейрон может находиться в состоянии покоя или активности.
Отростки двух нейронов не соприкасаются друг с другом,а
лишь сближаются. Место контакта аксона одной клетки с
дендритами других или телом другой, называется синапсом.
Передача импульса с клетки на клетку происходит при
помощи медиаторов.

Виды нейронов

Нейроны бывают:
Чувствительные(проводят импульс в ЦНС)
Вставочные(соединяют несколько нервных клеток,
их тела и отростки не выходят за пределы ЦНС)
Двигательные(проводят сигналы от ЦНС к рабочему
органу)
Нервное волокно –это отросток нейрона покрытый
оболочками и проводящий нервный импульс.
Различают миелинизированные(более быстрое
проведение импульса) и немиелизированные
волокна.
Пучки нервных волокон покрытые общей
соединительнотканной оболочкой образуют нерв.

4.Строение и функции спинного мозга

Спинной мозг по внешнему виду представляет
собой длинный, почти цилиндрической
формы тяж длиной до 45 см и массой 34
-38 г. Начинается спинной мозг на уровне
большою затылочного отверстия черепа
и заканчивается на уровне второго
поясничного позвонка.
Отходящий от продолговатого мозга и
заканчивается мозговым конусом на котором
есть терминальная нить. Имеет два
утолщения (шейное и поясничное) от
которых отходят нервы к конечностям.
Борозды делят мозг на правую и левую
части. Внутри спинного мозга –полостьцентральный спинномозговой канал.
Располагается спинной мозг в позвоночном
канале, его покрывают 3 оболочки.

Оболочки спинного мозга

Оболочки спинного мозга
Твердой-наружная
соединительная
выстилает внутреннюю полость черепа и
позвоночный канал.
Паутинной-расположена под твердой –
тонкая оболочка с небольшим кол-вом нервов
и сосудов.
Мягкой-сращена с мозгом заходит в борозды
и содержит много кровеносных сосудов.
Между паутинной и мягкой (сосудистой)
оболочкой и в центральном его канале
находится спинномозговая жидкость
(ликвор)
В эпидуральном пространстве (промежуток
между твердой мозговой оболочкой и
поверхностью позвоночника) – сосуды и
жировая ткань

Внешнее строение спинного мозга
1 -продолговатый
мозг, 2 - шейное
утолщение, 3 -
передняя срединная
щель, 4 - передняя
латеральная
борозда, 5 -
поясничнокрестцовое
утолщение, 6 -
мозговой конус.

Внутреннее строение спинного мозга

На поперечном
разрезе
спинного мозга: внутренняя
часть,расположенная вокруг
центрального канала имеет
форму бабочки и образована
серым веществом,
содержащим тела
вставочных и
двигательных нейронов.
Наружный слой представлен
белым веществом,
состоящим из
отростков нейронов.

Белое
вещество образует 6 столбов: 2
передних,2боковых,2 задних в них и
расположены проводящие пути.
Есть восходящие проводящие пути-
передают импульсы, поступающие от
рецепторов в спинном мозге в головной.
Нисходящие-передают импульсы из головного
мозга в спинной и дальше к органам.

В
сером веществе различают
передние,задние и боковые рога
от которых отходят передние и
задние корешки нервов.

Нейроны передних
средних и задних
рогов.
Передние
Двигательные,
эфферентные,
моторные,
центробежные
Задние
Чувствительные,
афферентные, рецепторные,
сенсорные
Боковые
Вставочный,
промежуточный,
интернейрон
От спинного мозга к
эффектору
Лежат вне тяжа,в
спинномозговых узлах,
проводят импульс от
рецептора к спинному мозгу
Осуществляют связь
чувствительных и
двигательных. Залегают
нейроны вегетативной
нервной системы

Сегмент-это участок спинного мозга,
имеющий два передних и два задних
корешка, за пределами спинномозгового
канала сливаются в спинномозговой
нерв. От спинного мозга отходит 31 пара
спинномозговых нервов. Они смешанные,
так как образованны, чувствительными,
двигательными и вегетативными
волокнами.
От сегментов шейной
и верхней грудной
частей спинного мозга отходят нервы к
мышцам головы, верхних конечностей,
органам грудной полости, к сердцу и
легким.
Сегменты грудной и поясничной частей
управляют мышцами туловища и
органами брюшной полости, а
нижнепоясничные и крестцовые –
мышцами нижних конечностей и
нижней части брюшной полости.
Корешки нервов выходят по парно

Функции спинного мозга

Спинной мозг выполняет две основные
функции: рефлекторную и проводниковую.
Рефлекторная
функция заключается в
осуществлении простейших рефлексов(сгибание
и разгибание конечности, коленный рефлекс), а
так же более сложных движений,
контролируемых так же головным мозгом. В
сером веществе замыкается множество
рефлексов: сгибательные, разгибательные,
сухожильные, положения тела в пространстве.)

Функции спинного мозга

Проводниковая
функция- спинной
мозг передает импульсы по проводящим
путям к вышележащим отделам ЦНС. У
человека только простые двигательные
акты контролируются спинным мозгом.
Сложные движения(ходьба, письмо итд)
требуют обязательного участия
головного мозга.
В спинном мозге находятся центры всех
двигательных непроизвольных (без
сознательных) рефлексов.

5.Строение и функции головного мозга

Головной мозг располагается в полости черепа и имеет сложную форму.
Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г,
составляя в среднем 1300-1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но
составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в
организме. Мозг человека, как и всех позвоночных животных, состоит из
ствола(продолговатый, мост, средний мозг, промежуточный
мозг), мозжечка и полушарий большого мозга.

Основные отделы головного мозга

Ствол головного мозга. Черепные нервы.

Включает в себя продолговатый, мост, средний,
промежуточный мозг.
Здесь расположены ядра черепных нервов, которые
связывают мозг с органами чувств, мышцами и
некоторыми железами.
От ядер головного мозга отходит 12 пар
черепных нервов:
Iпара черепных нервов – обонятельный нерв;
IIпара черепных нервов– зрительный нерв;
IIIпара черепных нервов– глазо-двигательный
нерв;
IVпара черепных нервов –блоковый нерв;
Vпара черепных нервов –тройничный нерв;
VIпара черепных нервов –отводящий нерв;
VIIпара черепных нервов –лицевой нерв;
VIIIпара черепных нервов –слуховой нерв;
IXпара черепных нервов – языкоглоточный нерв;
Xпара черепных нервов –блуждающий нерв;
XIпара черепных нервов –добавочный нерв;
XIIпара черепных нервов –подъязычный нерв.
Черепные нервы иннервируют органы чувств,
ткани головы, шеи, органы грудной и брюшной
полостей.

Ствол головного мозга. Продолговатый мозг.

Продолговатый
мозг представляет
собой продолжение спинного мозга, не
имеет строгого разделения на серое и белое
вещество. Серое вещество располагается в
нем отдельными группами– ядрами.
В ядрах продолговатого мозга расположены
центры-дыхания, сердечной
деятельности, сосудодвигательный,
центр слюноотделения, отделения
соков, глотания, а так же отвечает, за
защитные рефлексы--кашель и рвота.
Повреждение ПМ может привести к
летальному исходу.
Функции продолговатого мозга:
Рефлекторная и проводниковая. Через
него проходят чувствительные и
двигательные проводящие пути,
связывающие спинной мозг с различными
структурами головного мозга.

Ствол головного мозга. Мост(варолиев мост)

Мост состоит из белого и
серого вещества.
Структуры, которые с
ним граничат, – это
продолговатый и
средний мозг. Через мост
проходят волокна, по
которым нервные
импульсы направляются
в кору больших
полушарий, а так же в
спинной мозг, к
мозжечку и к
продолговатому мозгу.

Ствол головного мозга. Ретикулярная формация

РФ- густая сеть клеток с развитыми
отростками.Нейроны
ретикулярной формации
сортируют поступающую
информацию- одну тормозят, другую
пропускают, а некоторую даже
снабжают дополнительной энергией.
Ретикулярная формация регулирует
возбудимость всех отделов НС, как
расположенных выше нее так и ниже
нее.
С ее деятельностью связанно
состояние бодрствования и сна.
Формирует устойчивое
внимание, эмоций, мышления и
сознания.
Как вы думаете у всех людей имеется
ретикулярная формация?

Ствол головного мозга. Средний мозг

Средний
мозг--расположен между
варолиевым мостом (в него переходит
продолговатый мозг) и промежуточным
мозгом, состоит из четверохолмия и
ножек мозга. В четверохолмии выделяют
верхние и нижние бугры. Верхние
получают импульсы от глаз и мышц
головы, а нижние от органов слуха.
Со средним мозгом связанны
рефлексы позы, прямолинейного
движения, приземления, подъема и спуска,
вращения тела. Эти рефлексы
формируются благодаря сенсорной
системе равновесия и обеспечивают
сложную координацию движений в
пространстве.

Ствол головного мозга. Промежуточный мозг

Промежуточный
мозг --является конечным
отделом мозгового ствола. Он состоит из зрительных
бугров(таламус) и подбугорной области
(гипоталамус). Любое возбуждение, идущее от
сенсорных систем, проходит через зрительные бугры.
Это последняя «станция» всех нервных путей
следующих к коре.
В таламусе находятся центры жажды и ее
утоления, голода и насыщения и многие
другие, отвечающие за гомеостаз. При
повреждении таламуса может меняться характер
ощущений.
Значение гипоталамуса связывают в первую очередь с
регуляцией деятельности внутренних органов. В
ядрах гипоталамуса вырабатываются специальные
вещества – нейрогормоны, которые поступают
в гипофиз, а из него – в кровь.
В промежуточном мозге так же находится центры
теплорегуляции, аппетита, агрессии,
удовольствия, страха.

Мозжечок

Расположен над продолговатым
мозгом(в затылочной части головного
мозга) Его поверхность имеет
многочисленные борозды. Наружный
слой образован серым веществомкорой, под которым располагается
белое вещество, содержащее ядра.
Мозжечок состоит из двух полушарий и
червя(соединяет полушария)
Функции: Регулирует и координирует
сокращение мышц и тела, сохранение
равновесия тела в пространстве.
Деятельность мозжечка связана с
безусловными рефлексами и
контролируется корой больших
полушарий.

Перерыв

Кора больших полушарий

Большие
полушария являются выс
шим отделом центральной нервной
системы. Они представляют собой
парные образования, объединенные
мозолистым телом (тяж нервных
волокон). Это самый крупный отдел
мозга. У взрослого человека большие
полушария составляют до 80 % массы
головного мозга. Сверху они покрыты
серым веществом - корой больших
полушарий.
Практически все навыки,
приобретаемые человеком в течение
жизни, так или иначе связаны с
функциями больших полушарий.
Вместе с подкорковыми
образованиями кора является
материальной основой психики. Она
обеспечивает речевую,
мыслительную деятельность и
память.

Многочисленные борозды (углубления) делят
полушария на извилины (складки) и доли.
Складчатое строение существенно увеличивает
площадь поверхности и объем коры.

Борозды и доли КБП

Три главные борозды -
центральная, боковая и
теменно-затылочная - делят каждое полушарие
головного мозга на четыре доли: лобную, теменную,
затылочную и височную.
Доли, в свою очередь, расчленяются бороздами на ряд
извилин.

Зоны КБП

Разные участки коры больших полушарий выполняют различные функции, поэтому их делят на зоны.
Сенсорные зоны являются высшими центрами различных видов чувствительности. При их раздражении
возникают простейшие» ощущения, а при поражении наступает нарушение сенсорных функций (слепота,
глухота и др.).
В затылочной области коры находится зрительная, в височной и рядом с ней - обонятельная, вкусовая
и слуховая сенсорные зоны.
Зоны кожного и мышечного чувства располагаются в задней центральной извилине. Самые
большие размеры имеют сенсорные зоны кистей и лица. Наименьшие размеры у сенсорных областей
туловища, бедра и голени.
Моторными (двигательными) зонами называются отделы коры больших полушарий, при раздражении
которых возникает сокращение мышц.
Двигательная функция различных частей тела представлена в перед ней центральной извилине. Наибольшее
пространство занимают двигательные зоны кистей, пальцев рук и мышц лица, наименьшее - мышцы
туловища.

Функции больших полушарий.

В
левом полушарии находятся центры устной и
письменной речи. Здесь же формируются решения.
Обеспечиваемое левым полушарием словеснологическое мышление позволяет познать сущность
объекта, выйти за пределы индивидуального мира. На
его осно ве формируется человеческое знание.
Правое полушарие осуществляет образное
мышление. Оперируя образами объектов внешнего
мира, оно может создавать из них небывалые,
фантастические комбинации. Это основа творчества,
принятия необыч ных решений. Известно, что
наиболее выдающиеся художники, поэты, музыканты
- это люди с преобладанием правополушарного
мышления.

6.Строение рефлекторной дуги. Рефлексы и виды рефлексов

Структурной основой рефлекторной деятельности является рефлекторная
дуга.
Pефлекс (от лат. "рефлексус" - отражение) - реакция организма на
изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при
посредстве центральной нервной системы в ответ на раздражение
рецепторов.
Рефлексы проявляются в возникновении или прекращении какой-либо
деятельности организма: в сокращении или расслаблении мышц, в секреции
или прекращении секреции желез, в сужении или расширении сосудов и т. п.
Благодаря рефлекторной деятельности организм способен быстро
реагировать на различные изменения внешней среды или своего
внутреннего состояния и приспособляться к этим изменениям.

Открытие рефлекса:

Значение рефлекторной деятельности центральной нервной
системы в полной мере было раскрыто классическими трудами И.
М. Сеченова и И. П. Павлова. И. М. Сеченов еще в 1862 г. в
своем составившем эпоху труде "Рефлексы головного мозга"
утверждал: "Все акты сознательной и бессознательной жизни по
способу происхождения суть рефлексы".

Рефлекторная дуга

Любой рефлекс в организме осуществляется при помощи
рефлекторной дуги.
Рефлекторная дуга - это путь, по которому раздражение
(сигнал) от рецептора проходит к исполнительному
органу. Структурную основу рефлекторной дуги образуют
нейронные цепи, состоящие из рецепторных, вставочных
и эффекторных нейронов. Именно эти нейроны и их
отростки образуют путь, по которому нервные импульсы от
рецептора передаются исполнительному органу при
осуществлении любого рефлекса.
В периферической нервной системе различают рефлекторные
дуги (нейронные цепи) соматической нервной системы,
иннервирующие скелетную мускулатуру и вегетативной
нервной системы, иннервирующие внутренние органы: сердце,
желудок, кишечник, почки, печень и т.д.

Строение рефлекторной дуги

Рефлекторная
дуга состоит из пяти отделов:
рецепторов, воспринимающих раздражение и отвечающих на него
возбуждением. Рецепторами могут быть окончания длинных отростков
центростремительных нервов или различной формы микроскопические тельца из
эпителиальных клеток, на которых оканчиваются отростки нейронов. Рецепторы
расположены в коже, во всех внутренних органах, скопления рецепторов образуют органы
чувств (глаз, ухо и т. д.).
чувствительного (центростремительного, афферентного) нервного волокна,
передающего возбуждение к центру; нейрон, имеющий данное волокно, также
называется чувствительным. Тела чувствительных нейронов находятся за пределами
центральной нервной системы - в нервных узлах вдоль спинного мозга и возле головного
мозга.
нервного центра, где происходит переключение возбуждения с чувствительных
нейронов на двигательные; Центры большинства двигательных рефлексов находятся в
спинном мозге. В головном мозге расположены центры сложных рефлексов, таких, как
защитный, пищевой, ориентировочный и т. д. В нервном центре происходит синаптическое
соединение чувствительного и двигательного нейрона.
двигательного (центробежного, эфферентного) нервного волокна, несущего
возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу; Центробежное
волокно - длинный отросток двигательного нейрона. Двигательным называется нейрон,
отросток которого подходит к рабочему органу и передает ему сигнал из центра.
эффектора - рабочего органа, который осуществляет эффект, реакцию в ответ на
раздражение рецептора. Эффекторами могут быть мышцы, сокращающиеся при
поступлении к ним возбуждения из центра, клетки железы, которые выделяют сок под
влиянием нервного возбуждения, или другие органы.

По Павлову: Условные и безусловные рефлексы

Все рефлекторные акты целостного организма разделяют
на безусловные и условные рефлексы.
Безусловные рефлексы передаются по наследству, они
присущи каждому биологическому виду; их дуги
формируются к моменту рождения и в норме сохраняются
в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под
влиянием болезни.
Условные рефлексы возникают при индивидуальном
развитии и накоплении новых навыков. Выработка новых
временных связей зависит от изменяющихся условий
среды. Условные рефлексы формируются на основе
безусловных и с участием высших отделов головного
мозга.

Рефлекторные дуги делятся на несколько типов:

моносинаптические
полисинаптические
спинномозговые
полисинаптические с
участием как спинного так и
головного мозга

Моносинаптические

Простейшую рефлекторную дугу можно
схематически представить как
образованную всего двумя нейронами:
рецепторным и эффекторным, между
которыми имеется один синапс. Такую
рефлекторную дугу называют
двунейронной и моносинаптической.
Моносинаптические рефлекторные дуги
встречаются весьма редко. Примером их
может служить дуга миотического
рефлекса.
В этих дугах нейроны не доходят до
головного мозга, и рефлекторные акты
осуществляются без его участия, так
как они стереотипны и не требуют
обдумывания или сознательного
решения. Они экономны в отношении
числа участвующих центральных
нейронов и обходятся без вмешательства
головного мозга.

Полисинаптические спинномозговые

В них участвуют по меньшей мере два синапса, находящиеся в ЦНС, так как в
дугу включен третий нейрон - вставочный, или промежуточный нейрон.
Здесь имеются синапсы между сенсорным нейроном и вставочным нейроном
и между вставочным и двигательным нейронами. Такие рефлекторные
дуги позволяют организму осуществлять автоматические
непроизвольные реакции, необходимые для приспособления к
изменениям внешней среды (например, зрачковый рефлекс или
сохранение равновесия при передвижении) и к изменениям в самом
организме (регуляция частоты дыхания,кровяного давления и т.п.).

Полисинаптические рефлекторные дуги с участием спинного и головного мозга

в рефлекторных дугах этого типа
имеется синапс в спинном мозге
между чувствительным нейроном и
нейроном, посылающим импульсы
в головной мозг.

По эффектору:Отличия соматической рефлекторной дуги от вегетативной

Рефлекторная дуга соматической нервной системы на пути от ЦНС к скелетной мышце нигде
не прерывается в отличии от рефлекторной дуги вегетативной нервной системы, которая на пути от ЦНС
к иннервируемому органу обязательно прерывается с образованием синапса - вегетативного ганглия.

К вегетативным рефлексам
относятся мочеиспускательный,
дефекационный,
потоотделительный, сосудистые
рефлексы и др.
К двигательным(соматическим) –
кожно-мышечные,
проприоцептивные и
висцеромоторные рефлексы.

7.Симпатическая и парасимпатическая вегетативная НС

7.Симпатическая и парасимпатическая вегетативная Н
Автономная
нервная система
иннервирует сердце, гладкую мускулатуру полых
внутренних органов и сосудов, различные железы и
многое другое. Исходя из строения, автономную
нервную систему делят на симпатический и
парасимпатический отделы. И тот и другой
имеют центральную и периферическую части.
Центральная часть расположена в пределах
центральной нервной системы (ствол головного
мозга и спинной мозг).
Периферическая часть состоит из нервных узлов
(ганглиев) и нервных волокон.

Отличия соматической НС от вегетативной

Симпатическая автономная НС

Центральная часть симпатического отдела
автономной нервной системы представлена
телами нейронов боковых рогов серого
вещества (грудных и поясничных сегментов)
спинного мозга.
Периферическая - парными пограничными
симпатическими стволами (цепочками),
расположенными по обе стороны от
позвоночника. Каждый ствол образован
симпатическими ганглиями, соединенными
друг с другом.

Движение импульса по симпатическим ганглиям

Аксоны симпатических нейронов сначала в составе
передних корешков,
а затем в виде отдельной ветви направляются к пограничному
стволу, в ганглиях которого осуществляется переключение
возбуждения на другую нервную клетку. От нее нервный импульс идет
к рабочему органу. Путь от спинного мозга до симпатического ганглия
называют преганглионарным, а от ганглия до эффектора -
постганглионарным.
Часть периферических, или постганглионарных, нейронов лежит не в
ганглиях симпатических стволов, а в вегетативных нервных сплетениях,
расположенных вблизи внутренних органов (солнечное сплетение).

Обратите внимание на то, что путь от центра в
спинном мозге до иннервируемого органа в
вегетативной нервной системе состоит из двух
нейронов. Это ключевое отличие автономной
нервной системы от соматической. В соматической
рефлекторной дуге аксоны двигательного ядра в
составе нерва доходят до эффектора, не прерываясь.

Парасимпатическая автономная НС

Общая организация парасимпатического отдела
автономной нервной системы подобна симпатическому.
Его центральная часть образована телами
преганглионарных нейронов, локализованных в среднем,
продолговатом и спинном (боковые рога крестцовых
сегментов) мозге.
Тела постганглионарных нейронов располагаются
в узлах нервных сплетений, которые лежат вблизи
или внутри органов. Постганглионарные
парасимпатические волокна подходят к глазным мышцам,
слезным и слюнным железам, мускулатуре и железам
пищеварительного тракта, трахее, гортани, легким,
сердцу, выделительным и половым органам.

Нейроны
автономной нервной системы
синтезируют различные медиаторы, которые
участвуют в передаче возбуждения. К ним относятся,
например, ацетилхолин, норадреналин, серотонин и
др.
Ацетилхолин выделяется из окончаний волокон всех
преганглионарных симпатических и
парасимпатических нейронов и большинства
окончаний постганглионарных парасимпатических волокон.
Норадреналин является медиатором в постганглионарных
симпатических окончаниях за небольшим исключением
(потовые железы, сосуды сердца, печени, селезенки).

Функции автономной нервной системы

Сводятся к поддержанию постоянства внутренней среды через
регуляцию работы внутренних органов, сердца и сосудов. Она
приспосабливает их деятельность к меняющимся условиям
среды и потребностям организма.
Автономная нервная система регулирует тканевый обмен
веществ, осуществляет «запуск» (включение) тех или иных
процессов обмена или их коррекцию (уточнение).
Внутренние органы и сердце обладают двойной иннервацией:
к каждому из них подходят симпатические и
парасимпатические нервные волокна. Они оказывают
противоположное влияние.
Так, например, симпатический нерв усиливает и
ускоряет работу сердца, а парасимпатический
(блуждающий) замедляет ритм и силу его
сокращений.

Функции автономной НС

Симпатический
отдел автономной нервной системы
создает условия для интенсивной
деятельности организма, особенно в
экстремальных условиях, когда нужно
напряжение всех сил.
Парасимпатический (система «отбоя») - снижает
уровень активности, чем способствует восстановлению
истраченных организмом ресурсов. Оба отдела
автономной нервной системы взаимодополняют
друг друга и подчинены высшим центрам,
расположенным в гипоталамусе. Он согласовывает
работу автономной нервной системы с деятельностью
эндокринной и соматической систем.

то, что должен тянуть каждый солдат

Альтернативные описания

Ее тянет тот, кто тянет воз

Нагрудная шлейка, часть бездуговой упряжи

Ремень, перекидываемый через плечо для тяги или переноса тяжестей

Широкая крепкая кожаная петля, прикрепленная к барочной бечеве, в которую впрягались бурлаки

Система ремней у хомута

Трос бурлака

Рюкзачный ремень

. «тянучка» бурлака

Ремень на плече бурлака

Веревка на плече бурлака

Бретелька

Солдатская «тягомотина»

Бечева бурлаков

Парный ремешок рюкзака

. «тянучка» солдата-срочника

Ее тянут до самого дембеля

Любой из двух плечевых ремней рюкзака

Бретелька сарафана

Раньше ее тянули бурлаки

Любой из плечевых ремней рюкзака

. «ручка» рюкзака

Помоча штанов и вожжа бурлака

Когда-то ее тянули бурлаки

Строп парашюта и помоча штанов

Ремень торбы через плечо

Помоча, поддерживающая штаны

Парная деталь рюкзака

Ремень через плечо

Канат бурлака

Широкий ремень через плечо для переноски тяжестей

Ремень или верёвка для переноски тяжестей

Нагрудная шлейка, часть бездуговой упряжи

. "Ручка" рюкзака

. "Тянучка" бурлака

. "тянучка" солдата-срочника

Бретель

Ж. умалит. ляма. Ремень или тесма через плечо, для тяги, носки, поддержки; тесма, на которой носят кошель, котомку; ремень солдатской сумы: тереть лямку, служить в строю; проймы, оплечья, женские помочи сарафана, ферезей, от оплечья к подсердечнику; каймленые лямки; чересплечный широкий ремень у бурлаков, с хвостом (веревкою) и кляпом (шашкою) на конце, для захлоста бичевы: тянуть или идти лямкой, идти бечевою; подобный снаряд, которым конные и пешие пушкари подхватывают, для подмоги, пушки, при крутых подъемах и плохих дорогах; шлея конская, шлейка, заменяюшая в польской и немецкой упряжи хомут; та же оленья сбруя; ошейник на теленка или другую скотину, для привязи. Тянуть лямку, быть в тяжкой работе, запрячь молодца, в лямку. Надел лямку, так тяни. Лямку три, налегай да при. Надсадно и лямке. Тяни лямку, пока не выкопают ямку. На низ вода снесет, а кверху конь или лямка ввезет. От лямки выслужитися, с нижнего чина. За упрямку в лямку. Лямочный, к лямке относящ. Лямчатый, с лямками. Лямочник м. -ница ж. кто тянет лямку, носит лямки; бурлак; сарафанница. Кто работает лямки. Передовой лямочник, в тяге, шишка, двое задних, косные. Лямчить что, у обойщиков и шорников: оторачивать в строчку, закрывая рубец. Лямец м. кошемный подбой, войлочная подкладка хомута конского. Лямцы мн. южн. то же. Веста дело лямами, торговать лямами, сиб. сообща, скопом, артелью, товариществом; корень лям должен вообще заключать в себе знач. союза, соединенья, спряжки

Солдатская "тягомотина"

Сразу сообщу, что на вопрос, поставленный в заголовке, я даю утвердительный ответ.

А теперь рассмотрим конкретный пример. В одном попурри из десятка германских военных маршей мне понравился один с особенно мажорной мелодией, под которую меня так и тянет маршировать. Маршировать легко, потому что мелодия содержит всего две музыкальные фразы, которые постоянно повторяются (господа гусары, музыкальные снобы, молчать!). Солдату не надо больше. Солдату вообще вредно много думать. Песня должна быть максимально простой, чтобы дошла до сердца каждого воина.

Взгляните на одухотворённое лицо этого солдата в центре снимка (судя по форме шлема, он -- десантник, Fallschirmjäger). Навряд ли для поддержания боевого духа этому головорезу нужна более сложная мелодия.

Владея немецким языком лишь на рудиментарном уровне, я долго не мог разобрать слова и найти отдельный видеоролик с этим красивым маршем. Но, наконец, его нашёл. Называется Schwer mit den Schätzen des Orients beladen (Тяжело нагруженное сокровищами Востока [судно]). Послушайте и убедитесь сами в его торжественности.

Затем мне всё-таки удалось разыскать текст этой песни, и я был удивлён содержанием. Этот старинный марш в исполнении мужского хора Буденсвера включён в сборник Soldatenlieder (солдатские песни). Как оказалось, это не патриотическая песня, призывающая немцев к великим свершениям на стройках национал-социализма, а солдат -- к защите Фатерлянда и разгрому коварного врага. И близко этого нет. В песне идёт речь о двух девушках, сидящих на берегу моря и смотрящих, как вдали плывёт какое-то судно с грузами с Востока. Девушки перешёптываются между собой. О чём? О судьбах их Родины? О войне и солдатах? Ни в коем случае. Девушки спрашивают у моря (в некоторых версиях -- и у своего сердца), может ли кончиться любовь и нарушена клятва верности. Каждый выбирает свою линию поведения -- поётся в заключение. И ЭТО ВСЁ .

По своей мелодии этот марш сродни патриотическим маршам советского времени. Можете ли вы себе представить, чтобы наши люди, скажем, кругу членов семьи и приглашённых друзей вдруг стали петь нечто вроде Песни защитников Москвы (В атаку стальными рядами мы поступью твёрдой идём...) или Марша энтузиастов (В буднях великих строек, в весёлом грохоте, в огнях и звонах...) ? Нет, конечно. Даже вместе с Лолитой Милявской, поющей в гротескной форме о том, как "мы пронесём знамя страны своей через миры и века". Если наши люди и станут что-то петь вместе, то нечто лирическое. И не в ритме марша. Потому что нет лирических маршей в популярном российском репертуаре (точнее - я таких не знаю). А вот немцы в неформальной обстановке поют в основном марши. О девушках и их переживаниях. Посмотрите следующий видеоролик и убедитесь сами. Обратите внимание на поведение толпы на городской площади.

Это по сути концерт художественной самодеятельности. Солист -- малоизвестный профессионал, а подпевка -- любители. Возможно, кроме стоящей позади солиста девушки-блондинки в белой футболке, на которой написана одна строка припева. Её хорошо видно на т=1:28-1:33 и на неё солист показывает пальцем на т=3:28. Вероятно, она -- член его музыкальной группы.

Я считаю, что в этом хоровом пении проявляется душа немецкого народа. Его душа постоянно марширует под до мажор, четыре четверти. Этот народ сравнительно легко организовать, чтобы он начал маршировать в солдатских сапогах и с оружием в руках. Душа немецкого народа к этому готова. Всегда.

Немецкий текст можно найти вместе с видеороликом известного эстрадноогго исполнителя Хейно Швера.

Военные говорят, что причина появления команды – резонанс, который возникает, когда солдаты идут нога в ногу. Он разрушил несколько мостов и унёс жизни десятков, если не сотен солдат и гражданских.

«Известны случаи, когда резонанс разрушал висячие мосты. Мост в Анже (Франция) разрушил отряд солдат, чётко отбивающих шаг, ударяющих то правой, то левой ногой по настилу. Египетский мост через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге развалился при прохождении по нему кавалерийской части, лошади которой были обучены ритмическому шагу и одновременно ударяли копытами. И в том, и в другом случае оборвались цепи, поддерживающие мост. Хотя цепи были рассчитаны на то, чтобы удержать больший груз, чем вес переходивших по мосту людей и лошадей», – объясняет учитель физики и математики белгородского лицея № 10 Наталья Винакова .

Пожалуй, кроме армии, только в школе так ценится маршировка. Строем на утренниках идут детсадовцы, выпускники на турслёты, патриотические праздники. А школьники-кадеты, от казаков до госавтоинспекторов, чеканят шаг по любому значимому поводу. И ни одна школа от этого не пострадала.

«Мы отдали сына специально в кадетский класс, чтобы, кроме основного образования, получал и военную подготовку. Их учат правильно ходить строем, маршировать, петь строевые песни. Сыну нравится, гордится собой. Весной и осенью занимаются на стадионе у школы, зимой – в спортзале на первом этаже», – говорит белгородец Сергей .

«Моя старшая дочь учится в восьмом классе обычной школы. Маршем ходить их не учат, только перед линейкой на 1 сентября могут сказать идти классом в ногу, чтобы смотрелось красиво. А вот ритмика у детей была – занятия шли в актовом зале на втором этаже школы. Никогда не слышала, чтобы из‑за этого под залом пошли трещины или штукатурка осыпалась», – делится родительница Кристина .

Эффект качелей

На самом деле всё просто. Понятие резонанса проходят ещё в школе на уроках физики, в том числе на примерах с мостами.

«Резонанс возникает, когда частота собственных колебаний системы совпадает с частотой вынуждающей силы. Пример – качели: чтобы сильно раскачать даже тяжёлые качели, нужно толкать их в такт их же колебаний. Если солдаты шагают в такт раскачивающегося моста, то мост начинает сильно раскачиваться, и цепи разрываются. При строительстве зданий и мостов резонанс, безусловно, учитывается», – продолжает учитель.

Строительные нормы и правила, на которые опираются проектировщики при строительстве школ, очень серьёзные. Поэтому фактически невозможно, чтобы полшколы резонировало во время маршировки. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях также строги. Они рекомендуют размещать спортзалы на первых этажах школ или в пристройках. При размещении спортивного зала на втором этаже и выше должны использоваться звуко- и виброизолирующие материалы.

Наталья Винакова уверяет: если гипотетически предположить, что при маршировке детей в школе частота собственных колебаний пола и детских шагов будут близки друг к другу, то разрушений всё равно не произойдёт. На это есть ряд причин.

Во‑первых, вынуждающая сила толчков детских ног невелика. Во‑вторых, перекрытия школы поддерживаются не цепями, а стенами и фундаментом здания. В‑третьих, дети могут маршировать по периметру помещения, и при повороте на 90 градусов ритм толчков детских ног сбивается. И последнее: в каждом классе найдутся несколько ребят, которые не попадают в такт отряду. Они будут уменьшать общую силу толчка, а значит, мешать раскачиванию.

Из мировой истории

Подвесной мост Бас-Шен через реку Мен в Анже (Франция) рухнул в 1850 году, когда по нему маршировал батальон солдат. Бушевала гроза, дул сильный ветер, что усилило резонанс. Солдаты ускорили шаг, и тросы, на которых держался мост, не выдержали. Погибли 220 военных и трое гражданских. Длина моста составляла 102 м, его поддерживали два железных троса. Специалисты сходятся в том, что если бы они не были так окислены, то мост бы выдержал.

Похожая трагедия произошла 20 годами ранее в Англии, недалеко от Манчестера. Небольшой мост рухнул, когда по нему шёл отряд из 60 артиллеристов. Тогда никто не погиб.

Арочный мост Медовый через реку Ниагара в Канаде построен в 1897 году. Сомнения в его надёжности появились в 1925 году: он начал резонировать во время парада. Вскоре на его месте построили новый мост и назвали Радужным. Он служит и сегодня.

Наталия Козлова

Часть (к/п) №1

Объявление о фестивале в Памплоне.

По улице движется праздничная толпа, несут огромные фигуры, сделанные из папье-маше.

Люди танцуют.

На стадионе устроена народная коррида, смельчаки могут попробовать сразиться с быками, выпущенными на поле.

В Париже состоялось состязание по эстафете из трёх видов спорта.

Начинается состязание с бега, затем спортсмены садятся на велосипеды, доезжают до реки, с мостков прыгают в воду, плывут.

Спортсмены выходят на берег.

Крупный план победителя.

Франко посещает локомотивный завод, рабочие приветствуют его.

Франко произносит речь с трибуны с призывом к нации.

Звучит гимн.

Советское посольство на Рю де Гренелль 7. Покинутое дипломатами здание посольства, закрытые окна, пустые помещения.

Кабинет с портретами Калинина и Сталина.

Антисоветский легион направляется на борьбу с большевизмом.

Солдаты маршируют по улице, садятся на поезд.

На вагоне надпись: «Новые борцы против советов».

Провожающие на перроне, солдаты тянут руки в окна.

Присяга испанских лётчиков-добровольцев в одном из немецких лётных училищ.

Испанские лётчики в немецкой форме «люфтваффе».

Финляндия.

Совместные операции немецких и финских войск в районе города Салла.

Переправа через реку на моторных лодках под обстрелом советской артиллерии.

Проволочные заграждения на берегу.

Солдаты бегут по холмистой местности.

Карта операций германских войск под командованием генерала фон Лееба в Литве, Латвии и Финляндии.

Схема операций армии генерала фон Бока по захвату Белостока, Минска, Смоленска, на южном фронте – Киева.

Ключевые слова

Франсиско Франко

Календарь

Места съемки

Испания Франция Бельгия Финляндия

Вторая мировая война; Промышленность

Часть (к/п) №2

Наступление на Смоленск, вид города, руины сгоревших домов.

Смоленский кафедральный собор, расположенный в нём антирелигиозный музей, портреты Ленина и Сталина.

Немецкие солдаты выгребают мусор.

На колокольне устроена парашютная вышка.

Местные жители идут в очищенный собор, священник проводит службу.

Жители встречают немецких солдат цветами.

Толпа из женщин, детей и стариков.

Украинские поля, стреляет немецкая артиллерия.

По дороге едут танки, генерал Гудериан встречает на дороге солдата, разговаривает с ним.

На обочине разбитая советская техника, орудия.

Немецкие бронемашины едут к Днепру.

Стреляет артиллерия.

Танки бьют по деревне, стоят горящие дома.

Военные трофеи – техника и орудия.

Разбитая железнодорожная станция, вид с высоты на разбитые вагоны и платформы с военными грузами.

Ремонт железнодорожной колеи силами немецких сапёров.

Немецкие войска движутся к Умани.

Зенитки бьют по советским самолётам, самолёт падает на землю и горит.

Солдат смотрит в бинокль.

Немецкие танки движутся к Умани.

Советские солдаты сдаются в плен.

Пленный советский командир, по дороге ведут пленных бойцов, среди них женщина.

Лагерь пленных, они сидят на земле.

Немецкая авиация направляется бомбить Москву.

Лётчик в кабине.

Вид с самолёта.

Ночная съёмка.

В небе трассирующие пули.

С самолёта летят бомбы.

Взрывы и пожары в Москве с самолёта.

Кадры, прославляющие мощь германской армии.

Маршируют немецкие солдаты, скачет кавалерия.

Едут танки, крупный план гусеницы танка, дуло орудия.

Ключевые слова

Успенский собор (Смоленск), железная дорога, мост, PzKpfw IV, PzKpfw III, He 111

Календарь

Места съемки

Смоленск

Смоленское сражение (1941)