Егэ русскому языку вариант 19. Как вы понимаете значение слова доброта? Виды подчинения придаточных частей

Верно выполненное задание №19 ЕГЭ по русскому языку приносит выпускнику один первичный балл. В нем представлены предложения с подчинительной и сочинительной связью; нужно проставить запятые в нужных местах. Во избежание ошибок нужно повторить приведенную ниже теорию.

Теория к заданию №19 ЕГЭ по русскому языку

Придаточная часть предложения начинается с союзов - она может находиться перед, после и внутри главной части.

Виды придаточных

Вид На какие вопросы отвечает Виды связи
Определительное Какой? Какое? Какая? Какие? Союзы который, какой, кто, что, где, чей
Изъяснительное Вопросы косвенных падежей Союзы: что, ли, как, будто, чтобы, как бы не
Союзные слова: что, как, кто, где, какой, откуда, зачем, сколько
Образа действия, степени Как? Каким образом? В какой степени? Союзы: чтобы, как, словно, точно, будто, как будто
Союзные слова: как, сколько
Места Где? Куда? Откуда? Союзные слова: где, откуда, куда
Условия При каком условии? Союзы: если, если бы, коли, раз, как бы, коль скоро
Времени Когда? Как долго? С каких пор? Союзы: когда, пока,едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, по мере того как
Причины Почему? Отчего? Союзы: потому что, оттого что, из-за того что, благодаря тому что, так как
Цели Зачем? Для чего? С какой целью? Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы
Сравнительное Как? Союзы: как, словно, точно, будто, как будто, подобно тому как, что, чем, нежели
Следствия Союз: так что
Уступительное Несмотря на что? Вопреки чему? Союзы: хотя, пусть, пускай, несмотря на то что
Союзные слова: что ни, кто ни, как ни, где ни, когда ни
Присоединительное Союзные слова: что, почему, зачем, отчего

Виды подчинения придаточных частей

Последовательное Первое придаточное относится к главной части, второе придаточное – к первому, третье – ко второму «Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в кни­гах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (По Д.С. Лихачеву).
Союзы могут оказываться рядом; на стыке двух союзов ставится запятая, если у второго союза нет продолжения в виде слов «то, так, но», и не ставится, если такое продолжение есть
Однородное Все придаточные относятся к одному главному, имеют одно значение, отвечают на один и тот же вопрос «Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и ес­ли он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим» (По Д.С. Лихачеву).
При однородных придаточных могут находиться сочинительные союзы; запятые перед ними ставятся так же, как в однородных членах
Параллельное Все придаточные относятся к одному главному, но имеют разное значение и отвечают на разные вопросы «Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна» (По Д.С. Ли­хачеву).

Запятые перед союзом «И»

Запятая не ставится, если союз соединяет однородные члены!

Запятая ставится, если союз соединяет простые предложения!

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Выполняем синтаксический анализ предложения, чтобы определить границы простых предложений в составе сложного.
  3. Расставляем знаки препинания в соответствии с правилами пунктуации современного русского языка.
  4. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №19 ЕГЭ по русскому языку

Девятнадцатое задание демонстрационного варианта 2018

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Предложение сложное, с различными видами связи, состоит из 3-х частей: 1) Туманные громады поднимались по ночному небу – предложение простое; 2) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы, после чего взлетел на крыши домов – соединяется с 1-ой частью при помощи союза И, ставим перед союзом И запятую, предложение осложнено деепричастным оборотом и однородными сказуемыми, между которыми тоже ставим запятую (цифра 4); 3) когда поглощён был последний звёздный просвет – придаточное времени (пронесся – когда?), относится ко 2-ой части, присоединяется при помощи союза КОГДА, перед которым мы должны поставить запятую. Под цифрой 3 тоже ставим запятую, так как она определяет границу придаточной части в составе сложного предложения.
  2. Туманные громады поднимались по ночному небу, и, когда поглощён был последний звёздный просвет, слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы, после чего взлетел на крыши домов.

Ответ: 1, 2, 3, 4.

Первый вариант задания

Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов, и к той поре(1) когда надо было решать (2)что же всё-таки делать в этой жизни дальше(3) Саввушка огорошил мать, объявив ей о своём желании ехать учиться в Москву, в университет.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должна стоять запятая.
  2. Предложение сложное, с различными видами связи, состоит из 4-х частей: 1) Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов – предложение простое, осложнено однородными определениями; 2) и к той поре Саввушка огорошил мать, объявив ей о своем желании ехать учиться в Москву, в университет – соединяется с 1-ой частью при помощи союза И, ставим перед союзом И запятую, предложение осложнено деепричастным оборотом; 3) когда надо было решать – придаточное определительное (поре – какой?), относится ко 2-ой части, присоединяется ко 2-ой части при помощи союза КОГДА, перед которым мы должны поставить запятую; 4) что же все-таки делать в этой жизни дальше – придаточное изъяснительное, относится к 3-ей части, отвечает на вопрос ЧТО?, присоединяется при помощи союзного слова ЧТО, перед которым ставим запятую. Под цифрой 3 тоже ставим запятую, так как она определяет границу придаточной части в составе сложного предложения.
  3. Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов, и к той поре, когда надо было решать, что же всё-таки делать в этой жизни дальше, Саввушка огорошил мать, объявив ей о своём желании ехать учиться в Москву, в университет.

Ответ: 1, 2, 3.

Второй вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Однако(1) он пересилил это малодушное желание(2) и направился к Воробьёвым горам(3) туда(4) где в далёкой дымке виднелось на высоком берегу Москвы-реки здание со шпилем и со звездой.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должна стоять запятая.
  2. Предложение сложное, с подчинительной связью, состоит из 2-х частей: 1) Однако он пересилил это малодушное желание и направился к Воробьёвым горам, туда – предложение простое, ОДНАКО запятой не отделяется, так как его легко можно заменить союзом НО, осложнено однородными сказуемыми; запятую, перед указательным словом ТУДА ставим запятую, так как оно выполняет поясняющую, уточняющую функцию; 2) где в далёкой дымке виднелось на высоком берегу Москвы-реки здание со шпилем и со звездой – придаточное места (туда - куда?), относится к 1-ой части, присоединяется при помощи союза ГДЕ, перед которым мы должны поставить запятую.
  3. Однако он пересилил это малодушное желание и направился к Воробьёвым горам, туда, где в далёкой дымке виднелось на высоком берегу Москвы-реки здание со шпилем и со звездой.

Ответ: 3, 4.

Третий вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тогда и подумала она(1) что(2) если когда-нибудь у неё родится сын(3) то назовёт его таким именем.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должна стоять запятая.
  2. Предложение сложное, с подчинительной связью, состоит из 3-х частей: 1) Тогда и подумала она – предложение простое; 2) что назовет его таким именем – придаточное изъяснительное (подумала – о чем?), относится к 1-ой части, присоединяется при помощи союза ЧТО, перед которым мы должны поставить запятую; 3) если когда-нибудь у нее родится сын – придаточное условия (назовет его таким именем – при каком условии?), относится ко 2-ой части, присоединяется при помощи союза ЕСЛИ, перед которым мы запятую не ставим, так как у него есть вторая часть (ТО). Под цифрой 3 ставим запятую, так как она отделяет простые предложения в составе сложного.
  3. Тогда и подумала она, что если когда-нибудь у неё родится сын, то назовёт его таким именем.

В современном мире существует множество различных проблем, затрагивающих ту или иную социальную нишу, меняющую ту или иную сферу жизни. Но всех их можно объединить в одно емкое и всеобъемлющее слово, в одну цельную проблему, перерастающую в катастрофу. В данном тексте Ю.Ф. Карякин поднимает актуальную проблему экологии.

Анализируя эту тему, автор делает акцент на том, что любые наши действия, которые нацелены на борьбу с трудностями, множат их число, и все в итоге упирается в одну-единственную проблему, которая подставила под угрозу «самоё существование жизни» - проблему экологии. Она включает в себя проблему культуры, чтения, внутреннего мира человека – и, в целом, все, что нас окружает, любые наши действия, ибо ни одно из них не проходит бесследно. Публицист обращает наше внимание на то, что это серьезнейшая из проблем, которая включает в себя 3 важнейших аспекта: «удлинение и оздоровление физической жизни...человека», «сохранение и духовное развитие каждого народа» и, что очень важно, «сосредоточение…на физическом и духовном развитии детей», и решить её можно лишь одним способом.

Автор считает, что для сохранения глобальной экологии важно признание ценности всего живого, что есть на земле, возрождение любви к жизни и сохранение её во всех проявлениях. Чтобы не сгинуть в небытие, важно поддерживать 3 основных аспекта нашего существования и ценить, защищать и совершенствовать все, что имеет человек.

Я полностью согласна с мнением Ю.Ф. Карякина и тоже считаю, что из-за зла, которое наполняет наш мир, из-за нашего неуважения ко всему живому, из-за эгоизма и безразличия к другим формам жизни, над всем человечеством нависла «угроза небытия». Для решения проблемы глобальной экологии важно любить жизнь, ценить и уважать все, что существует с нами в одном мире, и понимать, что все, что есть вокруг нас, это «живое жилище новой жизни», и любое наше действие запускает механизм неотвратимых изменений.

В произведении В.П. Астафьева «Царь-рыба» поднимается проблема экологии. Запечатленные в сборнике рассказов картины израненной, поврежденной тайги не могут не вызвать чувства жалости. Истребление браконьерами рыбы ведет к ужасным, неотвратимым последствиям, и даже Командор, один из героев произведения, который, казалось бы, уже полностью огрубел, считает, что, если бы рыба умела плакать, то ревели бы все реки и моря. Принося вред природе, человек, прежде всего, вредит сам себе. Так, Игнатьич, поддавшись дикому инстинкту, пытается поймать рыбу, которая ему вовсе не нужна, и в тот же момент попадает в ситуацию, которая чуть не лишила его жизни. По мнению Астафьева, у человека только один путь взаимодействия с природой – полное единство и взаимопомощь.

В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой» описывает деревню Матеру и остров Матера, которые, в связи со строительством плотины для электростанции, подлежали затоплению. Жители острова понимают, что самая лучшая, веками ухоженная, вскормившая не одно поколение земля погибнет, исчезнет из-за человеческого вмешательства, из-за дикой надобности человека овладеть всем. Занимавшиеся затоплением люди, подобно инквизиторам, не обращая внимание на горе граждан, на дома жителей и могилы их близких, добиваются своей цели и уничтожают огромную территорию, принося непоправимый урон глобальной экологии.

Таким образом, можно сделать вывод, что для сохранения дальнейшего существования человека, для предотвращения гибели всего живого на планете, важно любить и ценить мир, нас окружающий, и помнить, что мы – часть «множащегося разнообразия форм жизни», и любое наше действие влияет на дальнейшую судьбу нашего бытия.


В истории нашей страны всегда присутствовали личности, отдающие все своё время и силы ради развития и процветания своей Родины. Наиболее заметными являются деятели культуры, продвигающие идеалы искусства, выступающие за сохранение достояний прошлого. Именно проблему вклада в культуру своей страны поднимает в своем тексте Д. Гранин.

Автор раскрывает проблему на примере судьбы Дмитрия Лихачева, который всю свою жизнь работал на благо окружающих и ради сохранения и преумножения отечественного культурного достояния: пр 1 …36. Благодаря его стараниям до наших дней сохранились многие памятники, здания, монументы, связывающие нас с прошлым: пр 32. Д. Лихачев-человек с большой буквы, в этом нет никаких сомнений.

Позиция автора в тексте выражена довольно четко. Д. Гранин призывает нас не забывать вклад в развитие нашей страны отдельно взятых людей, а также стремиться к совершенствованию культурного образа Родины, брать пример с людей, для которых защита достояния искусства является основополагающей целью в жизни.

Действительно, культурная сфера современного общества стремится воспитать сознательных граждан, знающих историю своей страны, умеющих ценить красоту, созданную деятелями искусства и понимать посыл их творчества. Сохраняя памятники прошлого, мы даём возможности для духовного роста будущих поколений.

Размышляя на данную тему, хотелось бы привести в качестве примера героя произведения В. Быкова «Обелиск». Миклашевич, один из учеников сельского преподавателя Мороза, узнав, что партизаны оклеветали его учителя за связи с фашистами, ценой огромных усилий добивается посмертного оправдания и воздвижения памятника, чтобы будущие поколения помнили отвагу и героизм отдельно взятого человека в условиях военного времени.

Пусть крохотный, но неоценимый вклад в культуру своей страны таких людей, как Миклашевич не должен быть забыт.

В истории существует много примеров борцов за сохранение архитектурного наследия. Среди них П. Д. Барановский - известный реставратор, который спас от разрушения храм Василия Блаженного, восстановил Казанский собор, благодаря ему были спасены множество церквей.

Таким образом, памятники культуры - это отражение духовной жизни народа, его национальных осо¬бенностей, его художественного мышления. Именно поэтому необходимо прилагать все усилия для сохранения культурного наследия страны и не забывать судьбы людей, посвятивших жизнь достижению этой цели.

Обновлено: 2018-02-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Вариант 19 (ЕГЭ-2015)

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)После долгой и кропотливой работы в период 1860-1875 годов Максвелл создал теорию, в которой электрические и магнитные силы природы были объединены в понятие единого электромагнитного поля, включающего видимый свет, невиди­мые ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. (2)0н свёл всё известное людям об электричестве и магнетизме к четырём удивительно простым уравнениям. (3)<...> эти уравнения сообщили, что свет - это просто электромагнитные вол­ны, способные распространяться в пустом пространстве так же легко, как в про­зрачных телах, причём из уравнений следовало, что эти электромагнитные вол­ны могут существовать сами по себе.

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Свет - это электромагнитные волны, способные распространяться в пустом пространстве так же легко, как в прозрачных телах.

2) В 1860-1875 годах Максвелл создал теорию единого электромагнитного поля, вклю­чающего видимый свет, невидимые ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.

3) Максвелл, создавший в 1860-1875 годах теорию единого электромагнитного поля, обобщил свои представления в четырёх уравнениях, которые раскрывали свойства света как электромагнитных волн.

4) В 1860-1875 годах Максвелл создал теорию единого электромагнитного поля, обобщив свои представления в четырёх уравнениях, раскрывающих свойства света как электро­магнитных волн.

5) Максвелл провёл большую работу по осознанию природы электричества сил природы и обобщил свои представления в уравнениях.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Именно Даже Хотя Наоборот Вопреки этому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово использовано в первом (1) предло­жении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фраг­менте словарной статьи.

ПРИРОДА, -ы, ж.

1) Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Законы, явле­ния п. Проникать в тайны п.

2) Совокупность естественных условий и особенностей какой-л. местности (рельеф, расти­тельный и животный мир, климатические условия, и т.п.). Северная п. Тропическая п. Простор русской п.

3) Совокупность естественных свойств, склонностей, потребностей человека, человече­ского организма. Человеческая п.

4) Разг. Натура, характер человека. Спокойный, сдержанный по природе.

5) Сущность, основное свойство чего-л. П. атома. П. космических лучей.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

жалюзИ брАла бОроду зАнял прозорлИва

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Ис­правьте ошибку и запишите слово правильно.

Что касается банковского вклада с регулярной ВЫПЛАТОЙ начисленных по нему процен­тов, то это самый доступный вариант ренты.

Однако есть основания полагать, что слово «крестьянствовать» в этом ОТРЫВКЕ текста отно­сится как раз к древнейшему пласту лексики.

Но теперь уже можно оценить случившееся, не искать виновных или НЕВИНОВНЫХ, а воспринимать то, что стало реальностью.

Поэмы Гомера доносят до нас сквозь НЕПРОГЛЯДНЫЙ мрак времени формы, краски, блеск и свет древнего мира, создавая удивительное ощущение прорыва сквозь тысячеле­тия.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЛОЩЕТ ЛЕКТОРЫ

ВЫТЕРЕВШИЙ в ДВУХТЫСЯЧНОМ году КОРОЧЕ

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими

ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Особенности развития мозга детей рассмотрены в книге «Очерках физиологической психологии» Л.А. Фирсова и A.M. Чиженкова, вышедшей в 2003 году.

Б) Те, кто в школе не научился искус­ству доказательства, не способен от­личить верное суждение от неверно­го.

В) Рассуждая о возможностях, от­крывшихся перед выпускниками курсов, в речи преподавателя была подчёркнута важность полученных на занятиях знаний.

Г) Н.С. Лесков заметил, что «я не считаю хорошими и пригодными иностранные слова, если их мож­но заменить чисто русскими или более обруселыми».

Д) Ещё в начале XX века в одном из научно-фантастических романов был описан прибор, который дейст­вовал подобно современного радара

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

п…рспективный распол…гаться тенд… нциозный изб… рательный приор…тет

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...зыв, пр...следовал пр...ближение, пр…вык

ра...думал, в..пенился о…горел, по…стегнул пр…образ, пр…язык

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

транспортаб…льный колыш…к неподатл…вый атлетич…ский диагонал…вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

изнеж…нный омыва…мый неслыш…мый ошиба...шься заслуж...нный

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Аллергены могут присутствовать (не)только в пыльце и пыльниках, но и в других частях растения.

Красная смородина в моём саду занимает (не)меныпе места, чем чёрная.

Настоящий орех представляет собой плод, имеющий под твёрдой скорлупой

(не)приросшее к ней ядро.

Составление языковых словарей - (не)простое дело, требующее лингвистической подго­товки, терпения, увлечённости.

Жизнь (не)баловала Антона Павловича Чехова: и детство его нельзя назвать благополуч­ным, и в студенческие годы писателю приходилось постоянно заботиться о хлебе насущ­ном.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Успешная работа машиностроительного предприятия во многом зависит (ОТ)ТОГО, (НА)СКОЛЬКО широко применяют передовые методы металлообработки, в первую оче­редь резания.

ЧТО(БЫ) избежать непоправимых ошибок при установке бассейна на дачном участке, за­ранее подготовьте КАКОЙ(ЛИБО) эскиз или проект бассейна с учётом местных климати­ческих условий.

Неандертальцы вымерли, ТАК(КАК) они не умели изготовлять многослойную тёплую одеж­ду, полагают австралийские учёные, ТО(ЕСТЬ) есть наступивший ледниковый период застал их врасплох.

ЧТО(БЫ) привести в порядок ДА(ЖЕ) изношенные маникюрные щипчики, обычно дос­таточно нескольких движений по мелкозернистому абразивному бруску. КТО(ТО) считает красный цвет символом любви и страсти, и в ТО(ЖЕ) время этот цвет у многих людей ассоциируется с агрессией и опасностью.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Каждая из героинь художника - остро очерче(1)ая индивидуальность, мыслящая личность, обладающая обаянием, могущая возразить и поспорить. Этим героям присуща иногда лукавая улыбка, глаза их на портретах выписа(2)ы особе(3)о выразительно, в них поисти(4)е таится сама душа

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Эстетичность речи проявляется в неприятии литературным языком оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения.

2) Фразеологизмы широко используются не только в устной но и в письменной речи.

3) Большинство иноязычных слов употребляется преимущественно в научной и техниче­ской литературе.

4) Насекомые располагают богатейшими звуковыми и двигательными средствами обме­на информацией.

5) Даже в древние времена учёные могли рассчитать появление кометы наступление лунного или солнечного затмения.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Новые слова (1) появляющиеся в языке (2) сначала входят в пассивную лексику, за­тем очень быстро переходят в состав активной лексики в связи с частотностью (3) обо­значаемого ими (4) явления или частотностью употребления

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Навыки чтения различны у разных людей: критерием (1) безусловно (2) является уро­вень образования человека, выпускники школ (3) как правило (4) читают достаточно бы­стро, но часто малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой впредложении должна стоять запятая.

С древнейших времен (1) в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации (2) многие из (3) которых (4) существуют до сих пор.

19. Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятые.

Даже начинающий фотограф знает (1) что (2) если объект съёмки поместить в центр кадра (3) то фотография получится невыразительной (4) и таких ракурсов специалисты стараются избегать.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)В последнее время Шустиков занял особое место в жизни Костяшкина. (2)Это был не просто приятель - помощник в беде, спутник в развлечениях, советчик. (З)Нет, это был при­ятель-указчик. (4)Костяшкин и не пытался с ним быть на равной ноге.

(5)Никто не объяснял Костяшкину смысл жизни так коротко и просто, как новый при­ятель. (6)По словам Шустикова, все умные люди были ловчилы. (7)Например, его дядя, зубной техник, обжуливал клиентов так, что комар носу не подточит. (8)На каждой золотой коронке он наживал полграмма, а то и грамм золота. (9)У него была дача, обставленная мебелью красного дерева, и каждый год он ездил в Сочи. (10)Дядя был восхитительный ловчила. (11)Учителя, говорил Шустиков, также ловчилы. (12)Они только стараются «зашибить деньгу». (13)На ос­тальное им наплевать. (14)По крайней мере, умным. (15)Сам Шустиков собирался «халтурить и не попадаться» и приманивал Костяшкина такой же будущностью.

(16)Сейчас в гостях у Ксении Николаевны Костяшкин впервые усомнился - правда, слегка, самую чуточку, - в том, что говорил ему Алексей. (17)Не похоже было, чтоб Ксения Николаевна «зашибала деньгу». (18)Слишком скромным, даже скудным было убранство её комнаты. (19)И она, несомненно, умная, Ксения Николаевна, а вот... (20)Не старалась, что ли, как Алёшкин дядя, нажить побольше добра? (21)Костяшкин даже спросил для проверки (мо­жет, он не всё видел, что-то от него утаено):

У вас только одна эта комната?

(22)Ксения Николаевна удивилась:

Конечно. (23)Я одна - зачем же мне больше? (24)А ты почему спросил?

(25)Он не мог ответить почему. (26)Но, чтобы вывернуться, сказал, указывая на фотогра­фии в простенке:

Я думал, вы с сыном...

(27)Ксения Николаевна взглянула на фотографии, и лицо её на мгновение стало каким-то отрешённым и беззащитным. (28)Но сейчас же это выражение сменилось спокойным, чуть от­чуждённым.

- (29)Мой сын убит в сорок третьем году, - сказала Ксения Николаевна. - (30)Ему бы­ло семнадцать лет. (31)А в пятнадцать он ушёл в народное ополчение: сумел упросить.

(32)Она опустила глаза.

«(33)Сын у неё не был шкурой. (34)Сын был орёл. (35)Сумел упросить... (36)А Шустиков брехун: «Умные зашибают деньгу, на остальное плюют».

- (37)Вам, может, нужно чего сделать? - спросил Костяшкин, скрадывая деликатность своего вопроса отрывистым тоном и всё-таки стесняясь этой деликатности.

- (38)Сделать? (39)Да что же сделать?.. (40)Если б ты оказался умельцем, может, штеп­сель мне переставил бы к изголовью.

(41)Но в электротехнике Костяшкин смыслил мало, о чём и пожалел.

- (42)Вот Стакин умеет, - сказал он, - для него это пустяк сущий.

- (43)Ну хорошо, - сказала Ксения Николаевна, - это и вообще пустяк; который вни­мания не стоит. (44)Слушай, я хочу, чтоб ты понял очень важную вещь!

- (48)Может быть, ты уже и сообразил это сам, но, может быть, и нелишне сказать тебе вот что... - (49)Ксения Николаевна остановилась в затруднении, потянула к себе газету, взяла толстый синий карандаш (им она, вероятно, подчёркивала в ученических тетрадях ошибки и ставила отметки) и провела на белой полосе вверху газеты прямую линию. - (50) В твоём воз­расте человек часто находится на развилке дорог. (51)Он выбирает не только будущую профес­сию, не только определяет своё призвание - к чему стремиться, но и ещё одно - каким путём идти. - (52)Ксения Николаевна провела вторую линию, перпендикулярную первой. - (53)Есть путь честный. (54)Есть путь недостойный. (55)Тех, кто идёт по этим разным путям, - Ксения Николаевна прикоснулась графитом к перпендикулярным линиям, - разделяет про­пасть, которая ширится очень быстро.

(56)Костяшкин смотрел на синие линии. (57)Продолжаясь в пространстве, они бесконеч­но удалялись одна от другой. (58)На уроке геометрии это было ему совершенно безразлично.

(59)Сейчас это странным образом касалось его, поистине к его жизни относился небрежный чертёжик...

- (60)Если человек ушёл по дурной дороге недалеко, то может несколькими прыжками, что ли, вернуться на честный путь. (61)И вот сейчас, стоит тебе захотеть, ты можешь на него вернуться очень быстро... (62)Но с какого-то момента это будет поздно сделать. (63)И тогда воз­вращение займёт годы.

(64)Ксения Николаевна обращается к нему теперь напрямик. (65)Некто из геометрии, че­ловек вообще исчезли, учительница сказала просто: ты... (66)Хотя Костяшкин с самого начала понимал, что о нём, о его судьбе идёт речь, но всё-таки залился краской. (67)Он предпочёл бы говорить о себе в третьем лице. (68)Он тогда решился бы, пожалуй, спросить - будто из празд­ного любопытства, - как это можно вернуться на честный путь очень быстро...

- (69) Сейчас от тебя для этого требуются только желание и воля.

(70)Костяшкин спохватывается: влип! (71)Надо отпираться: «Я ничего не сделал, Ксения Николаевна...». (72)Но он говорит совсем другое.

- (73)Думаете - стоит захотеть?..

(По М. Бременеру)

Бременер Макс Соломонович (1926-1983) - российский писатель. В прозе, отмеченной юмором и наблюдательностью, М.С. Бременер обращается к проблемам юношеской психологии, нравственным коллизиям. Книги: «Случай со Степным» (1955), «Передача ведется из класса» (1960), «Чур, не игра!» (1962), «Присутствие духа» (1969), «Гренадская волость» (1978) и др.

20 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Шустиков и Костяшкин были одноклассниками и настоящими друзьями, прислуши­вающимися к мнению друг друга.

2) Шустиков с уважением относился ко всем людям, ценил их труд, стремился к тому, чтобы жить достойно.

3) Учительница Ксения Николаевна потеряла в годы Великой Отечественной войны сы­на, который добровольно ушёл в народное ополчение в пятнадцатилетнем возрасте.

4) Костяшкин почувствовал уважение по отношению к учительнице, и слова Ксении Ни­колаевны о возможности вернуться к честной жизни нашли отклик в его душе.

5) Общение с учительницей породило в душе Костяшкина сомнение в том, что внушал ему Шустиков.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 5 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 1.

2) В предложениях 6-15 содержатся примеры, поясняющие утверждение, сформулиро­ванное в предложении 5.

3) В предложениях 27-28 содержится описание.

4) Предложения 33 и 34 противопоставлены по содержанию.

5) В предложениях 60-63 представлено повествование.

22. Из предложений 2-4 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 56-59 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью

личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. «Судьба Костяшкина - персонажа повести - волнует автора, потому что подросток ещё не выбрал свой путь в жизни. Внутреннюю неуверенность персонажа передают синтак­сические средства выразительности: (А)_____________________________________________________ (предложения 20, 73), (Б) __________ («правда» в предложении 16, «может» в предложениях 21, 37). Встреча с учительницей заставила Костяшкина задуматься о том, как он живёт, и использованное автором лек­сическое средство выразительности - (В) ______ («брехун», «зашибают» в предложении 36), а также троп - (Г) _____ («залился краской» в предложении 66) подчёр­кивают изменения в состоянии персонажа».

Список терминов:

1) разговорные слова 2) метафора 3) книжные слова 4) неполные предложения

5) лексический повтор 6) диалог 7) вопросительные предложения

8) ряды однородных членов предложения 9) вводные слова