Егэ по обществознанию рабочая тетрадь. Я сдам ЕГЭ! Обществознание

Название : ЕГЭ - Обществознание - Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.

Тематическая рабочая тетрадь по обществознанию, созданная специалистами Федерального института педагогических измерений, ориентирована на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ.
Книга содержит множество тематических заданий для отработки каждого элемента содержания ЕГЭ по обществознанию.
Уникальная методика подготовки, разработанная специалистами ФИПИ, поможет учащимся научиться правильно оформлять работу, выявлять критерии оценивания, акцентировать внимание на формулировках ряда заданий и избегать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемую рабочую тетрадь можно как в классе, так и дома.
Рабочая тетрадь рассчитана на один учебный год, однако при необходимости позволит в кратчайшие сроки выявить пробелы в знаниях ученика и отработать задания, в которых допускается больше всего ошибок, непосредственно за несколько дней до экзамена.
Книга предназначена для учащихся средней школы, учителей обществознания, родителей и репетиторов.

Предлагаем вам рабочую тетрадь по обществознанию, которая поможет усвоить содержание предмета и лучше подготовиться к единому государственному экзамену.
Пособие охватывает все темы курса. Каждая тема представлена четырьмя блоками. Первый блок содержит краткие выводы по теме. Они, надеемся, помогут вам полнее представить содержательное пространство темы и закрепить важные итоговые обобщения.
Вторая часть включает разнообразные задания на углубление и систематизацию знаний. Третий блок - центральная часть каждой темы - содержит набор заданий, аналогичных по форме тем, которые используются на едином государственном экзамене.
Заключительная часть посвящена работе над ошибками. В случае, если на данное задание приведен ответ или ключ к нему в конце пособия, вы сверяете с ними свой результат. Ответы на другие задания целесообразно обсудить в классе. Но важно не только найти искомое решение, но и поразмышлять над тем, что привело к ошибке (если она допущена), какие задания и почему вызвали затруднения. Такая работа не будет лишней, она поможет в дальнейшем гораздо успешнее справляться с заданиями.
Все ответы - краткие и развернутые - вы записываете непосредственно в тетрадь. Таким образом, весь маршрут вашего движения к итоговой аттестации будет у вас всегда перед глазами. Это, думается, еще один плюс данного пособия.
Желаем успеха в освоении курса и сдаче государственного экзамена!

СОДЕРЖАНИЕ
Уважаемые старшеклассники! 4
Раздел I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
1. Общество в единстве сфер: взаимосвязь и развитие 5
2. Глобальные проблемы современности 10
3. Деятельность человека 15
4. Человек как результат эволюции 22
5. Духовная культура 27
Раздел II. ЭКОНОМИКА
1. Понятие «экономика». Типы экономических систем 35
2. Рыночное регулирование экономики 40
3. Деньги и банки 47
4. Виды рынков. Рынок труда. Фондовый рынок 50
5. Экономика и государство 57
Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
1. Социальные группы и социальная структура общества 66
2. Социальные институты, статусы и роли 73
3. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социализация 77
4. Семья и семейные отношения. Молодежь как социальная группа 83
Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
1. Формы государства, государственный аппарат 88
2. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее признаки и функции 94
3. Избирательные системы, политические партии и движения, политическая идеология, политические режимы 100
4. Правовое государство и гражданское общество 111
Раздел V. ПРАВО
1. Право в системе социальных норм 120
2. Правовые отношения, основные понятия и нормы отраслей права 124
3. Правонарушения и юридическая ответственность 133
4. Основы конституционного строя РФ. Разделение властей. Правоохранительные органы и система судебной защиты прав человека 139
5. Международные документы по правам человека и международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени 146

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ - Обществознание - Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ - Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ЕГЭ 2019, Обществознание, Банк заданий, Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.
  • ЕГЭ 2019, Обществознание, Тематический тренажёр, Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.
  • ЕГЭ 2018, Обществознание, 30 вариантов, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С.

Изменение содержания обществоведческого образования, методов оценки результатов обучения всегда вызывали и вызывают существенные проблемы. В современном образовании главная задача – сдать экзамен, однако современные образовательные запросы актуальным представляют сформировать у школьников жизненно-важные компетенции, в том числе выработку собственного эмоционально-ценностного отношения к действительности. Средством в данном случае может стать практика подготовки к ЕГЭ по обществознанию с опорой на социальную и личностную значимость обсуждаемых проблем курса; их связью с жизненными реалиями, возможностью для проявления и обоснования собственного мнения, позиции. Одной из таких тем является история Холокоста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическая рабочая тетрадь на примере темы Холокост»

В формате ГИА

А1 Что отличает правовое государство?

1) наличие представительного органа

2) наличие законодательства

3) правоохранительная деятельность

4) приоритет прав и свобод граждан

А3. Основная причина всех межнациональных конфликтов - это:

б) различные воззрения;

в) несовпадение интересов;

г) все вышеперечисленное;

А4. Поведение не соответствующее требованиям социальных норм называется:

а) аморальным;

б) девиантным;

в) безнравственным;

г) противопраным;

А5. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека.

Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.

А 6. Верны ли следующие суждения о Всеобщей декларации прав человека?

Во всеобщей декларации прав человека:

А. Собраны все документы о правах человека.

В Определены международные стандарты прав и свобод человека

1) принятие внесудебных решений для устранения политических противников

2) свобода волеизъявления граждан при участии в выборах

3) существование оппозиционных политических партий

4) реализация на практике принципа разделения властей

А8. Что является отличительным признаком демократического режима?

1) федеративное устройство

2) право на взимание налогов

3) гарантии прав и свобод граждан

4) наличие публичной власти

А9. Верны ли следующие суждения о правах человека в демократическом обществе?

А. Права человека присущи всем людям от рождения.

Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает:

Часть В

В1 В приведенном ниже списке указаны черты сходства демократического и тоталитарного политических режимов и их отличия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт отличия.

1) отсутствие правового государства

2) наличие различных методов осуществления политической власти

3) политический плюрализм

4) определенный способ функционирования государственной власти

В2 Установите соответствие между характеристиками государства и его типом. К каждой позиции первого столбца подберите позицию из второго столбца.

В2 Установите соответствие между признаком и типом политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

В3. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристикам: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания В4 и В5.

Международная организация проводила в странах N. и L. Опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «В чем вы видите основную причину межнациональных конфликтов?». Результаты опросов представлены в таблице.

В4 Найдите в приведенном ниже списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.

1) Насилие и принуждение называют основной причиной межнациональных конфликтов больше жителей страны L, чем страны N.

2) Нежелание понимать друг друга как основную причину отмечает примерно одинаковый процент опрошенных в обеих странах.

3) Ущемление прав и свобод считают основной причиной более половины жителей страны N.

4) В обеих странах наименьший процент опрошенных продемонстрировал отсутствие интереса к данной проблеме.

5) Насилие и принуждение считают основной причиной больше всего опрошенных стран N.

Ответ: _______________(1,3,4).

В5 Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опросов информации? Запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.

1)Руководство государства Nи L должно предпринять усилия для налаживания межнациональных отношений.

2)Для успешного решения межнациональных проблем необходимо в обеих странах отказаться от любого ущемления прав и свобод этнических меньшинств.

3) Большинство населения страны Lвыступает за вооруженный путь решения межэтнических конфликтов на территории своего государства.

4) Политики, выступающие за создание национально однородного государства, могут на ближайших парламентских выборах в стране N получить большую часть голосов и прийти к власти.

5) Проблема межнациональных конфликтов волнует абсолютное большинство граждан стран N иL.

Ответ: _____________(1,2,5).

Часть С

Война, развязанная национал-социалистической Германией, в основном по причинам идеологического характера, унесла 49 миллионов жизней. Большая часть погибших принадлежала к гражданскому населению. Жертвами режима стали миллионы людей из числа русских и других народов, населявших советский Союз, а также жители Западной Европы, Балканского полуострова, итальянцы и сами немцы.

Как же объяснить все это? По моему мнению, нацисткий режим планировал радикальную революцию, как вызов всему существовавшему мироустройству. Речь шла об установлении абсолютно новой системы, основанной на понятии «раса». «Высшая раса» не только имела право, но и была обязана властвовать над всеми прочими, порабощать и уничтожать тех, кто попадал в разряд «низших рас». Эта идеология носила универсальный характер. Основой практики истребления тех кто относился к категории «низших», стало «окончательное решение еврейского вопроса», воплощавшее концепцию полной ликвидации еврейского вопроса.

Катастрофа (Холокост) произошла более 60 лет назад, но не проходит и недели, чтобы где-то в мире не была опубликована новая книга - воспоминания, роман, научное исследование; не была поставлена новая пьеса, написаны стихи, выпущен фильм или спектакль, и так далее. Почему темой этих произведений избирается Катастрофа, а не ужасы Камбоджи, не трагедия тутси или армян?

Не жестокость, не садизм палачей делают Катастрофу единственной в своем роде. Катастрофа не отличается от других массовых убийств тем, что это была политическая линия, инициированная государством и осуществлявшаяся с бюрократической тщательностью и с использованием достижений новейших технологий. Ответ, с моей точки зрения заключается в другом.

Во всех известных случаях мотивацией геноцида служили конкретные конфликты - националистические, или борьба за власть, территории, природные богатства. Но мотивация Катастрофы (Холокоста), впервые в мировой истории, была абсолютно вымышленной. Впервые в истории человечества люди были обречены на смерть только потому, что родились от определенных предков. Механизм убийства не был направлен исключительно на евреев Германии, или евреев Польши, или даже европейских евреев, но на все 17 миллионов евреев, разбросанных в 1939 году по всему свету. Все другие виды геноцида были ограничены территорией (как бы велика она не была), тогда как геноцид евреев носил глобальный характер.

Опасность носит универсальный характер и вместе с тем - как показывает опыт Катастрофы (Холокоста) - она непосредственно касается евреев. Невозможно разделить два этих аспекта: универсальный и частный. Экстремальные характеристики Катастрофы не исключают возможности сопоставлять её с другими случаями геноцида и рассматривать как предостережение всему человечеству..

(По материалам выступления профессора Иехуды Бауэра, доктора философии с.3-5)

С1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста)

С2. Какое определение расизма дает автор? В чем главная опасность этого явления?

С3 По каким признакам вы бы отнесли Катастрофу (Холокост) к проявлениям геноцида? Какую отличительную черту, по мнению автора, имеет Катастрофа (Холокост) в отличии от других случаев геноцида?

Приведите фрагмент текста, который поможет ответить на поставленный вопрос.

С5. Согласны ли вы с мыслью о том, что Катастрофа (Холокост) предостережение всему человечеству? Приведите аргумент (обоснование) своего мнения.

С6 Укажите направления деятельности Правительства России в области преодоления напряженности в межнациональных отношениях. Выскажите собственные предложения.

Ответы

С1. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты.

План.

1.Вторая мировая война и её жертвы.

2.Расизм.

3.Универсальность геноцида и особенности Катастрофы.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение основных смысловых блоков.

С2 В ответе должно быть: расизм основан на разделении рас.Высшая раса» обязана властвовать над всеми прочими, порабощать и уничтожать тех, кто попадал в разряд «низших рас». Главная опасность расизма состоит в том, что люди могут истребить друг друга на основе расовой теории; расизм может стать причиной обособления наций друг от друга; .

С3 В ответе должны быть указаны признаки геноцида: преднамеренное и систематическое уничтожение групп населения по расовым, национальным, религиозным мотивам; -политические инициация государством, -умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное физическое уничтожение;

С4 В ответе должно быть: Во всех известных случаях мотивацией геноцида служили конкретные конфликты - националистические, или борьба за власть, территории, природные богатства. Но мотивация Катастрофы (Холокоста), впервые в мировой истории, была абсолютно вымышленной. Впервые в истории человечества люди были обречены на смерть только потому, что родились от определенных предков.

С5 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

- Холокост, предупреждение потому, что в современном мире угроза межнациональных конфликтов не исчезает, одна из глобальных проблем человечества; нетерпимое отношение к иной нации, может иметь предсказуемые последствия, такие как геноцид, апартеид, сегрегация, которые нарушают права человека, закрепленные в Международных актах ООН .

С6 Правительство РФ видит пути разрешения межнациональных проблем:- в овладении всеми людьми культурой межнациональных отношений; - в создании в регионах со смешанным национальным составом населения создание культурной инфраструктуры - национальных обществ и центров, школ с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры; - организация эффективно действующих международных комиссий, советов для мирного разрешения национальных споров;

Приложение 2

«Тематическая рабочая тетрадь на примере темы Холокост»

в формате ЕГЭ

Часть А

А1. Основная причина всех межнациональных конфликтов - это:

а) зависть наций друг к другу;

б) различные воззрения;

в) несовпадение интересов;

г) все вышеперечисленное;

А2. Верны ли утверждения по поводу способности людей к эмпатии:

А. Люди, способные к эмпатии, растут в соответствующей семейной атмосфере.

В. Люди, которые воспитывались в системе ценностей, когда любовь к ближнему ставят во главу угла, способны к эмпатии.

1) верно А 3) оба суждения верны

А3. Шовинизм это:

а) политика и идеология, основанная на исключительности той или иной нации;

б) разжигание вражды между людьми разных национальностей;

в) внедрение в сознание людей неприязни к другим народам;

г) все вышеперечисленное

А4. Верны ли суждения:

А.Геноцид - идеология и политика, ставящая интересы нации превыше любых других интересов.

В.Геноцид - преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

1) верно А 3) оба суждения верны

1) верно В 4) оба суждения неверны

А5. Племена, народности, нации - это

1) формы государственного устройства;

2)этнические общности;

3) политические институты;

4) формы экономической интеграции;

А6 Верны ли утверждения о свободе личности?

А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед обществом за свои действия и поступки.

В. Свобода - это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели.

1) верно А 3) оба суждения верны

1) верно В 4) оба суждения неверны

А7. Под защитой норм международного гуманитарного права не находятся

А8 Сущность какого политического режима выражает данное высказывание Б. Муссолини: «Все находится внутри государства, нет никого и ничего вне его, никто не может противостоять государству»?

1) демократического

3) правового

4) тоталитарного

А9. Какое суждение является верным?

А. Одним из главных признаков правового государства является верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной.

В. Обязательным признаком государства является суверенитет

1) верно А 3) оба суждения верны

1) верно В 4) оба суждения неверны

А10. Что из перечисленного отражает тенденцию к межнациональной интеграции в обществе?

1) сепаратисткие настроения

2) социально-экономическое и культурное сближение народов

3) примеры национальной самоизоляции

4) национальная дифференциация

А11 Верны ли следующие суждения о тоталитаризме?

А. Тоталитаризм - это результат развития постиндустриального общества.

Б. Идеология правящей партии становится в тоталитарном государстве официальной идеологией государства.

1) верно А 3) оба суждения верны

1) верно В 4) оба суждения неверны

А12 Роль посредника между гражданским обществом и государством выполняет

1) политическая партия

2) армия

3) образование

4) государственный аппарат

А13 Необходимым условием существования гражданского общества является

1) наличие двухпалатного парламента

2) высокий уровень правовой культуры граждан

3) существование рыночной экономики

4) наличие в Конституции статей, декларирующих права и свободы граждан

А14 К отличительныи признакам правового государства относится

1) суверенитет государственной власти

2) наличие института гражданства

3) взаимная ответственность государства и личности

4)установление государственных границ

Часть В

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Виды национализма

Этнический

(бытовой )

……………..

Державно-государственный

В2. Ниже, приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «национализм».

Расизм, гедонизм , шовинизм, геноцид, апартеид, сегрегация

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ: _________________________________________________

В3 Установите соответствие между примерами межнациональных отношений и названиями тенденций и их развитии: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца

В4. Найдите в приведенном ниже списке причины межнациональных конфликтов:

1) неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти;

2) принадлежность к разным религиям и конфессиям;

3) неравномерность цивилизационного развития;

4) специфика политической культуры народа;

5) спад производства;

6)особенности бытового поведения;

7) несовпадение государственных границ с границами расселения народа;

Ответ: (1,2,4,7)

В5 Прочитайте приведенный текст, каждое предложение которого пронумеровано.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер

Ответ:

В6 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов .

Конкретная политическая система каждой страны называется __________(1). Это режим властвования. _________(2) характеризуется всеобщим контролем и насилием, нарушением прав и свобод человека и гражданина. Для ___________(3) свойственно возникновение неконтролируемых властью областей общественной жизни. В ________(4) власть осуществляется представителями граждан, избранными в соответствии с законом. ________(5) являются высшей ценностью в государстве. Важнейшим его признаком является идеологический и политический ________(6).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняйте каждый пробел.

А) государство

Б) политический режим

В) партия

Г) демократический политический режим

Д) плюрализм

Е) власть

Ж) тоталитарный политический режим

И) права и свободы

Ответ: Б Ж З Г И Д

В7 Найдите в приведенном списке отличительные черты тоталитарного политического режима. Запишите цифры, под которым они указаны.

1) взаимная ответственность государства и личности

2) монополия государства на средства массовой информации

3) общеобязательная идеология

4) централизованная система управления экономикой

5) власть подчинена контролю общества

Ответ _______(2,3,4

Часть С

Прочитайте текст и выполните задания С1 - С4

Быть или забыть: предостережение современникам.

Каким XX век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики и освоения космоса или же веком геноцида, человекофобии, преследований убийств людей только за то что они другие? Не придется ли нам вновь и вновь платить своими судьбами и судьбами своих близких за «национальные» идеи сверхкласса, сверх нации, вырастающие в идеологии тоталитарных империй, идеологии ведущие к расчеловечиванию человечества?

Масштаб трагедии Холокоста не вмещается в сознание. Холокост остается «непредставимым» и осознанно или неосознанно вытесняемым целыми странами и людьми из потока истории. Для многих людей в России само слово Холокост, Всесожжение, - звук пустой. Опыт Холокоста как мировой катастрофы всего человечества, приведшей к физическому уничтожению шести миллионов евреев в середине кажущегося цивилизованным двадцатого столетия, фактически не представлен в массовом сознании российского населения. А наследники гитлеров и сталиных вообще спрашивают: «Вы о чем? Разве был Холокост?». Они не хотят вспоминать о массовой этнической чистке, геноциде на глазах у почти безмолствующего человечества во время войны и под прикрытием войны. Холокост, преступление, прикрытое другим преступлением.

Поверьте Холокост не только был. Он не только прошлое, но и наше возможное будущее. Исторически и психологически Холокост - это прежде всего симптом летальной социальной болезни человекофобии, охватившей все человечество, а не только национальный геноцид как мировая катастрофа.

Особо отмечу, что отношение той или иной страны к трагедии Холокоста - это индикатор, по которому другие страны судят о праве страны именоваться гражданским демократическим государством.

В массовом сознании постоянно смешиваются два принципально различных по своей психологической и исторической сути явления - геноцид и война, прежде всего Холокост и война. В любых войнах, сколь драматичны они не были, убийство другого человека совершается как средство достижения политических, экономических или религиозных или территориальных целей. Геноцид имеет другую природу. Явная или неявная цель геноцида - превращение убийства другого человека, так или иначе отличающегося по этническим, религиозным или каким-либо иным признакам, в обыденную социальную норму повседневного поведения. Говоря более жестко, геноцид - это узаконенное в массовом сознании разрешение на убийство другого человека. По словам М. Гефтера, «не бывает против кого-то, геноцид всегда против всех». Страстная формула М.Гефтера раскрывает сущность природы геноцида как аутоагрессии, которая в эволюционном контексте повлечет за собой уничтожение всего человечества.

Холокост прячется под маской Второй мировой войны, в действительности же по своим временным границам и социально-психологическим последствиям имеет куда более широкий радиус поражения человеческой цивилизации.

(А.Асмолов послесловие к книге Передайте об этом детям вашим…С.100-101)

С1. Укажите три подхода к пониманию геноцида, охарактеризованные в тексте.

С3. Автор утверждает, что «отношение той или иной страны к трагедии Холокоста - это индикатор, по которому другие страны судят о праве страны именоваться гражданским демократическим государством». Опираясь на текст и собственные знания из курса обществознания, приведите три аргумента доказывающие правоту автора.

С4. Автор утверждает, что по своим временным рамкам и социально-психологическому последствию Холокост имеет куда более широкий радиус поражения человеческой цивилизации. Опираясь на знания обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту автора.

Ответы

С1. В ответе должны быть указаны три подхода к пониманию геноцида:

1) геноцид - превращение убийства другого человека, так или иначе отличающегося по этническим, религиозным или каким-либо иным признакам, в обыденную социальную норму повседневного поведения;

2) геноцид - это узаконенное в массовом сознании разрешение на убийство другого человека;

3) геноцид - как аутоагрессия;

С2 В ответе должно быть:

1) приведен термин, который употребляет автор, - «война»;

2) сказано, что различны по своей исторической и психологической сути;

3) указаны другие отличия войны:

Цели;

Убийство Другого человека не закрепляется в массовом сознании как обыденность;

Отсутствие временных рамок в трагедии Холокоста;

С3. В ответе могут быть приведены следующие аргументы:

Признание Холокоста, свидетельствует о том, что в стране созданы условия необходимые для гражданского демократического государства:

Политический плюрализм;

Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, защита и гарантированность со стороны государства;

Равноправие граждан, равная возможность участвовать в политической жизни;

Обеспечение прав человека на информацию, свобода слова, совести;

В ответе могут быть приведены следующие аргументы:

1) по временным рамкам национальный геноцид повторяется в современном мире: Босния, Руанда;

2) в современном мире продолжают формироваться этнические предрассудки, способствующие политическому экстремизму, фундаменталисткой идеологии;

3) социальная болезнь, феномен «стоящего в стороне», равнодушие;

4) задержка становления гражданского общества или его отсутствие;

С5. Перечислите любые три функции государственной власти, характерные для демократического государства.

1) обеспечение прав и свобод граждан;

2)развитие парламентаризма;

3) согласование интересов основных социальных групп;

С6 Проиллюстрируйте тремя примерами тенденции в развитии гражданских неполитических организаций в функционировании политической системы современного демократического общества.

Правильный ответ может содержать следующие элементы:

Организации ветеранов локальных войн и конфликтов выступают с требованиями разработки дополнительных мер социальной защиты военнослужащих;

Экологические организации и движения обсуждают решения о строительстве крупных комплексов, поправки к природоохранному законодательству;

Ассоциации педагогов принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к закону об образовании

С7.

С8 Вам необходимо написать творческую работу по проблеме «Нации и межнациональные отношения в современном мире». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

1. Современные нации - высшая форма этнической общности.

2. Источники национальной общности

а) историческая память;

б) национальное самосознание;

в)национальные интересы;

3).Межнациональные отношения в современном мире.

а) интеграция и сближение народов (Европейский союз, США, Канада и т.п.);

Б) межнациональные конфликты и пути их преодоления;

в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средство преодоления межнациональных конфликтов;

г)национальная политика РФ

С8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме «Современные политические идеологии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Один из вариантов раскрытия данной темы:

1) Роль идеологии в политической жизни.

2)Основные политические идеологии XX века.

а) либеральная;

б) консервативная;

в) социалистическая;

г) идеология фашизма;

3) Политическая идеология и политическое сознание.

а) политическая пропаганда;

б) СМИ и их роль в современной политической жизни;

С9 Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, свое отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание. Используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

С9.1

Философия

«Свобода есть право на неравенство» (А.Н. Бердяев)

С9.2

Социальная психология

«Толерантность - это не смерть различий, это понимание и поддержка различий» (А. Асмолов)

С9.3

Экономика

«Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» (А. Смит)

С9.4

Социология

«Опыт - хороший учитель, но он предъявляет к оплате слишком большие счета» (А.Минна)

С9.5

Политология

«Демократия - власть большинства для всех» Аристотель

С9.6

Правоведение

«Кто, имея возможность предупредить преступле-ние, не делает этого, тот ему способствует»(Сенека Младший)

Литература

1.Абрамская И. Стоящие в стороне ли стоящие рядом. Международная школа Яд Вашем, 2007.

2 . Альтман И. Жертвы ненависти: Холокост в СССР 1941 - 1945 гг. - М.: Коллекция «Совершенно секретно», 2002.

3. Брухвельд С., Левин П. «Передайте об этом детям Вашим…». История Холокоста в Европе. 1933-1945.-М., 2000.

4. Лазебникова А.Ю. Обществознание. Вступительные испытания. Подготовка к ЕГЭ. М.: Экзамен, 2011.

5. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. Обществознание 9 класс Государственная итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2009.

6. Обществознание. Единый государственный экзамен. Учебно-справочные материалы. М.:СПб.: Просвещение,2011.

7. «Холокост: взгляд учителя» - М.: Центр и Фонд «Холокост», 2006.

8. Чернышева О.А., Пазин Р.В., Ушаков П.А. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ-2011. Ростов н/Д: Легион, 2010.


Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Рабочая тетрадь.

М.: 2016. - 174 с.

Учебное пособие «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Рабочая тетрадь» подготовлено при научно-методическом сопровождении Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и предназначено для подготовки обучающихся 10-11 классов к выполнению заданий базового уровня ЕГЭ по обществознанию. Рабочая тетрадь активизирует работу обучающегося по следующим направлениям: пополнение, актуализация и систематизация знаний по основным разделам обществоведческого курса; упражнение в практическом применении знаний при выполнении типовых экзаменационных заданий. В рабочей тетради представлены следующие тематические модули: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Каждое занятие нацелено на конкретный результат и содержит теоретический блок со схемами и справочными материалами и практический блок с тренировочными заданиями. Модульный курс предназначен для использования в учебном процессе в качестве дополнительного пособия к основному учебно-методическому комплексу по предмету. Модульный курс может стать основой для внеурочных занятий по подготовке к ЕГЭ.

Формат: pdf

Размер: 32 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

См:

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
МОЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6
ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
1. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ 12
2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА 14
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 17
4. ПОЗНАНИЕ МИРА 19
5. ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ 22
6. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА 25
7. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО» 29
ТЕМА 2. ЭКОНОМИКА
8. ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИКА 34
9. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 36
10. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ 39
11. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ 42
12. ЭКОНОМИКА ФИРМЫ 45
13. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 47
14. ИНФЛЯЦИЯ 50
15. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА 53
16. КАК РАЗВИВАЕТСЯ ЭКОНОМИКА 56
17. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЭКОНОМИКА» 59
ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
18. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА 66
19. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 68
20. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ 70
21. СЕМЬЯ 73
22. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 75
23. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 78
24. ЗАДАНИЯ НА АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ В ТАБЛИЦЕ ИЛИ НА ДИАГРАММЕ 80
25. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» 82
ТЕМА 4. ПОЛИТИКА
26. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА 88
27. ФОРМА ГОСУДАРСТВА 9!
28. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 96
29. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ 99
30. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО 102
31. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПОЛИТИКА» 105
ТЕМА 5. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
32. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 112
33. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 114
34. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 116
35. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 121
36. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 124
37. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 128
ТЕМА 6. ПРАВО
38. ПРАВО, ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА 134
39. СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 137
40. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА 140
41. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 143
42. ТРУДОВОЕ ПРАВО 147
43. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 152
44. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 155
45. ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО 158
46. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА 161
47. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВО» 164
48. МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 169

В ваших руках пособие «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Рабочая тетрадь». Пособие предназначено для работы в классе и дома. Основная цель данного пособия - помочь вам в овладении обществоведческими знаниями, необходимыми для жизни в современном обществе и выполнения свойственных вашему возрасту социальных ролей, а также для сдачи экзамена по обществознанию. Это ваша личная рабочая книга, которая поможет вам освоить основные понятия и ведущие идеи курса, научиться выполнять задания разных типов, а также контролировать свою подготовку к ЕГЭ по обществознанию.
Пособие «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Рабочая тетрадь» включает следующие темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Также выделена тема «Изучаем Конституцию России».
Каждая тема разделена на уроки. Каждый урок содержит теоретический и практический блок. Теоретический блок представляет собой краткий текст, включающий важнейшие понятия и теоретические положения, различные таблицы и схемы. В практическом блоке даны задания, предназначенные для того, чтобы вы научились применять полученные знания, потренировались в выполнении заданий в формате ЕГЭ.
В данном пособии выделены следующие рубрики: «Вы узнаете» (идёт перед теоретическим блоком и содержит перечень вопросов, изучаемых на уроке), «Прочитайте текст» (теоретический блок: основные понятия и ведущие идеи соответствующего урока), «Ответьте на вопросы» (содержит перечень вопросов, которые направлены на проверку того, как вы усвоили теоретический материал урока), «Выполните задания» (содержит практические задания разного типа).

УДК 363.167.1:30

Учебное пособие «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Рабочая тетрадь» подготовлено при научно-методическом сопровождении Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и предназначено

для подготовки обучающихся 10–11 классов к выполнению заданий базового уровня ЕГЭ по обществознанию.

Рабочая тетрадь активизирует работу обучающегося по следующим направлениям: пополнение, актуализация и

систематизация знаний по основным разделам обществоведческого курса; упражнение в практическом применении знаний при выполнении типовых экзаменационных заданий. В рабочей тетради представлены следующие тематические модули: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».

Каждое занятие нацелено на конкретный результат и содержит теоретический блок со схемами и справочными материалами и практический блок с тренировочными заданиями.

Модульный курс предназначен для использования в учебном процессе в качестве дополнительного пособия к основному учебно-методическому комплексу по предмету. Модульный курс может стать основой для внеурочных занятий по подготовке к ЕГЭ.

© Издательство «Просвещение», 2016 ISBN 978-5-09-038643-2 © Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2016 Все права защищены

ВВЕДЕНИЕ

МОЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

1. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ

И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

4. ПОЗНАНИЕ МИРА

5. ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ

6. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА

7. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

ТЕМА 2. ЭКОНОМИКА

8. ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИКА

9. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

10. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

11. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ

12. ЭКОНОМИКА ФИРМЫ

13. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

14. ИНФЛЯЦИЯ

15. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

16. КАК РАЗВИВАЕТСЯ ЭКОНОМИКА

17. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЭКОНОМИКА»

ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

18. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

19. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

20. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

22. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

23. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

24. ЗАДАНИЯ НА АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ,

ПРЕДСТАВЛЕННОЙ В ТАБЛИЦЕ ИЛИ НА ДИАГРАММЕ

25. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

ТЕМА 4. ПОЛИТИКА

26. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

27. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

28. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

29. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

30. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

31. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПОЛИТИКА»

ТЕМА 5. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

32. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

33. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

34. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

35. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

36. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

37. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ТЕМА 6. ПРАВО

38. ПРАВО, ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

39. СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

40. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

41. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

42. ТРУДОВОЕ ПРАВО

43. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

44. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

45. ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

46. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

47. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВО»

48. МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ВВЕДЕНИЕ

–  –  –

В ваших руках пособие «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Рабочая тетрадь». Пособие предназначено для работы в классе и дома. Основная цель данного пособия - помочь вам в овладении обществоведческими знаниями, необходимыми для жизни в современном обществе и выполнения свойственных вашему возрасту социальных ролей, а также для сдачи экзамена по обществознанию. Это ваша личная рабочая книга, которая поможет вам освоить основные понятия и ведущие идеи курса, научиться выполнять задания разных типов, а также контролировать свою подготовку к ЕГЭ по обществознанию.

Пособие «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Рабочая тетрадь» включает следующие темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Также выделена тема «Изучаем Конституцию России».

Каждая тема разделена на уроки. Каждый урок содержит теоретический и практический блок. Теоретический блок представляет собой краткий текст, включающий важнейшие понятия и теоретические положения, различные таблицы и схемы. В практическом блоке даны задания, предназначенные для того, чтобы вы научились применять полученные знания, потренировались в выполнении заданий в формате ЕГЭ.

В данном пособии выделены следующие рубрики: «Вы узнаете» (идёт перед теоретическим блоком и содержит перечень вопросов, изучаемых на уроке), «Прочитайте текст»

(теоретический блок: основные понятия и ведущие идеи соответствующего урока), «Ответьте на вопросы» (содержит перечень вопросов, которые направлены на проверку того, как вы усвоили теоретический материал урока), «Выполните задания» (содержит практические задания разного типа).

Работа с пособием должна быть систематической, и мы рекомендуем вам самостоятельно оценивать свои достижения, фиксировать пробелы, чтобы в конечном итоге добиться намеченной цели. Поможет вам в этом раздел «Мой индивидуальный план подготовки к экзамену по обществознанию».

В этом пособии нет отдельной рубрики «Домашнее задание». Но необходимо дома ещё раз прочитать текст, ответить на вопросы и проанализировать выполненные задания, в случае необходимости воспользоваться для уточнения значения неизвестных вам слов, поиска дополнительной информации по теме словарями и справочникам.

–  –  –

Мой индивидуальный план подготовки к экзамену по обществознанию Предлагаем вам систему контроля вашей подготовки к экзамену по обществознанию.

В столбце «Элементы содержания» представлены основные понятия обществоведческого курса. Проанализируйте, какие из них вами уже изучены (и вы можете дать определения понятий, указать их структурные элементы, функции, признаки и т. п.) и поставьте соответствующие отметки в столбце «Начало работы с пособием». Так вы оцените свой стартовый уровень и сможете выявить пробелы в знаниях.

После изучения всех тем ещё раз проанализируйте перечень элементов содержания.

В столбце «Март / апрель» отметьте понятия, смысл которых вам ясен, и структурные элементы, функции, признаки и т. п. которых вы можете привести. Выявите те понятия, которые вам необходимо специально повторить перед экзаменом.

Вы можете оценивать свои знания по 5-балльной системе, ставить «+» или «–», значок «V» и т. п. Помните, что эта информация необходима прежде всего вам, поэтому оценивайте свои знания реалистично, не обманывайте себя.

–  –  –

18 Постиндустриальное (информационное) общество 19 Глобализация и её последствия 20 Глобальные проблемы 21 Понятие «культура»

22 Народная культура 23 Массовая культура 24 Элитарная культура

–  –  –

30 Экономика и экономическая наука 31 Даровые и экономические блага 32 Факторы производства 33 Факторные доходы 34 Основные вопросы экономики 35 Традиционная экономическая система 36 Командная (плановая) экономическая система 37 Рыночная экономическая система 38 Спрос, закон спроса, факторы формирования / изменения спроса 39 Предложение, закон предложения, факторы формирования / изменения предложения 40 Конкуренция. Виды конкурентных рынков 41 Постоянные и переменные издержки фирмы 42 Выручка, прибыль фирмы

–  –  –

58 Социальная мобильность, её виды. Каналы социальной мобильности 59 Понятие социального конфликта. Причины социального конфликта, его виды 60 Понятие семьи. Типы и функции семьи 61 Социальный контроль 62 Многообразие социальных норм 63 Виды социальных санкций 64 Отклоняющееся поведение

–  –  –

70 Тип (форма) политического (государственного) режима 71 Политический процесс 72 Политическое участие граждан 73 Типы избирательных систем 74 Политические партии и общественнополитические движения 75 Функции политических партий 76 Типы политических партий 77 Политическая элита 78 Политическое лидерство, его типы

–  –  –

79 Понятие конституции 80 Юридические свойства Конституции Российской Федерации (далее - РФ) 81 Основы конституционного строя РФ 82 Гражданство РФ 83 Права и свободы человека и гражданина 84 Конституционные обязанности гражданина РФ 85 Принципы федеративного устройства РФ 86 Разделение полномочий между федеральным центром и субъектами РФ 87 Статус и полномочия Президента РФ 88 Компетенции палат Федерального Собрания РФ 89 Правительство РФ, его функции 90 Судебная власть, её задачи

–  –  –

94 Основные отрасли российского права 95 Субъекты гражданского права 96 Правоспособность и дееспособность 97 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 98 Имущественные права 99 Неимущественные права 100 Способы защиты гражданских прав 101 Понятие «брак»

–  –  –

104 Права и обязанности супругов 105 Права и обязанности налогоплательщика в РФ 106 Стороны трудовых отношений, их права и обязанности 107 Трудовой договор, порядок его заключения и расторжения в РФ 108 Понятие юридической ответственности, её признаки 109 Виды юридической ответственности 110 Понятие и основные принципы гражданского судопроизводства 111 Стороны гражданского судопроизводства 112 Понятие уголовного процесса 113 Участники уголовного судопроизводства 114 Меры пресечения 115 Правоохранительные органы

ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

–  –  –

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ

1) Человек, индивид, личность Человек по своей сути биосоциален - как любое живое существо, он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах. Биологически каждый человек уникален, так как получаемый от родителей набор генов неповторим.

Учёные считают наиболее важными следующие отличия человека от других живых существ:

наличие мышления и словесной речи; способность к целенаправленной, в том числе творческой деятельности; способность сознательно преобразовывать окружающую действительность; способность с помощью других орудий изготавливать сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Он может раскрыть свою социальную природу, только осуществляя определённую деятельность, общаясь с другими людьми.

Социальная сущность человека проявляется через его мировоззрение, способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, понимание свободы и ответственности.

Для характеристики человека учёные используют понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Индивид - единичный представитель человечества. Личность - это человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств: самосознанием и совестью, жизненными принципами и идеалами, способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества. Личность формируется и развивается на протяжении всей жизни человека, в ходе социализации (в процессе усвоения социальных норм и образцов, культуры данного общества). Понятие «индивидуальность» используется для обозначения уникального сочетания биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других.

Можно сказать, что индивидуальность - это своеобразие человека.

2) Потребности человека В основе активности человека лежат потребности. Для того чтобы физически существовать и осуществлять различную деятельность человеку необходимы пресная вода и воздух для дыхания, пища и тепло, различные предметы материальной и духовной культуры. Потребности - это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития личности.

–  –  –

Выделяют также индивидуальные потребности (потребности отдельного человека, связанные с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности) и общественные потребности (потребности определённых социальных групп, общества в целом).

ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ

И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

1. В чём заключается биосоциальная сущность человека?

2. Что составляет биологическую природу человека?

3. Каковы наиболее важные отличия человека от других живых существ?

4. Как проявляется социальная сущность человека?

5. Какой смысл вкладывается в понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?

6. Что такое потребности? Какие группы потребностей выделяют учёные?

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

1 Проанализируйте суждения о человеке. Поставьте значок « » в соответствующем столбце таблицы.

–  –  –

К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении с другими людьми.

Человек обладает мышлением и словесной речью.

Социальная сущность человека проявляется в его анатомии и физиологии.

Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.

Личность формируется во взаимодействии человека с другими людьми.

Процесс становления личности называется стратификацией.

Индивид - единичный представитель человечества.

Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека и связаны с конкретными условиями его жизни, его личностью.

Личность - это человек как носитель сознания, наделённый рядом социальных качеств.

2 Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

–  –  –

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ

При чтении текста выделите непонятные слова. Уточните их значение у учителя или в словаре.

1) Понятие социализации Социализация - это осуществляющийся на протяжении всей жизни процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека.

В ходе социализации человек усваивает опыт предшествующих поколений, который включает в себя систему знаний, норм, ценностей, образцы поведения в типичных ситуациях (социальные роли) и др. От успеха социализации зависит то, насколько личность сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.

2) Социальный статус и социальная роль Каждый человек занимает некоторое положение в обществе. Оно зависит от его возраста, семейного положения, уровня доходов, образования и профессии, политической активности. Социальный статус - место (позиция) человека в обществе, определяющее круг его прав и обязанностей. Например, как граждане России мы вправе избираться и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, иным образом участвовать в управлении делами государства, но при этом обязаны соблюдать законы, платить установленные налоги и сборы и др. Одни статусы приобретаются от рождения или присваиваются независимо от воли и желания человека (например, статус сына/дочери, мужчины/женщины, этническая принадлежность), а для достижения других надо приложить определённые усилия (муж/жена, врач/учитель и др.).

Социальная роль отражает требования общества к человеку в соответствии с его социальным статусом, модели реализации статусных прав и обязанностей. К основным (базовым) социальным ролям относят роли гражданина, собственника, члена семьи, потребителя, работника. Исполнение той или иной социальной роли носит индивидуальный характер. Например, от ученика школы ожидают успехов в учёбе, хорошего поведения. Но разные ученики по-разному выполняют эти требования.

Социальное окружение человека может влиять на развитие личности как целенаправленно (путём организации процесса обучения и воспитания), так и стихийно.

3) Агенты социализации Агенты (институты) социализации - люди и учреждения, обеспечивающие обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

Первичную социализацию, в ходе которой ребёнок усваивает элементарные приёмы самообслуживания в быту, навыки общения с окружающими, осуществляет в первую очередь семья. В дальнейшем в социализацию включается ближайший круг друзей, образовательные организации, средства массовой информации (СМИ), церковь и др.

–  –  –

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

1. Какой процесс называют социализацией?

2. Что такое социальный статус?

3. Какие виды социальных статусов бывают?

4. Каков смысл понятия «социальная роль»?

5. Какие социальные роли человека относят к основным (базовым)?

6. Что обозначает понятие «агент (институт) социализации»? Каких агентов социализации вы знаете?

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

Проанализируйте суждения о социализации индивида. Поставьте значок « » в соответствующем столбце таблицы.

–  –  –

Социализация начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни человека.

Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек с определённым социальным статусом.

В современном обществе все социальные статусы человека определяются при его рождении.

Все люди, независимо от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов, одинаково выполняют сходную социальную роль.

Все социальные роли человека строго формализованы в законодательстве.

Агентами первичной социализации индивида выступает ближайшее окружение, оказывающее на него непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники.

Общество всегда целенаправленно влияет на развитие личности.

В результате социализации люди накапливают социальный опыт деятельности в конкретном обществе.

К агентам первичной социализации относят СМИ.

Найдите в приведённом списке примеры, иллюстрирующие исполнение социальной роли работника. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Пётр разведён, у него трое детей от двух браков.

2) Иван вступил в общественно-политическое движение.

3) Николай внимательно ознакомился с программой кандидата на пост главы городской администрации.

4) Юсуп трудится врачом в городской больнице.

5) Бухгалтер Лейла регулярно посещает курсы повышения квалификации.

6) Продавец Мадина никогда не опаздывает и приходит до открытия магазина.

–  –  –

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) неформальное объединение; 2) школа; 3) агент социализации; 4) общественная организация; 5) трудовой коллектив.

–  –  –

Прочитайте текст, выполните задания и ответьте на вопросы.

Различие между двумя важнейшими категориями очень простое: мы занимаем статус, но играем роль. Если статус - это позиция в обществе, то роль - модель поведения в соответствии с этой позицией. Её можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.

Термин «роль» позаимствован из театральной сферы, где он призван был подчеркнуть различие между актёром и исполняемой партией. Множество известных актёров пробовало себя в роли Гамлета подобно тому, как множество выпускников медицинского института становятся врачами. Социальная роль есть маска, в которую облачается человек, попадая на люди. Правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «я».

Люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. Они подчиняются тому, что все считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик - это определённая роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы знаем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. В целом все учителя или продавцы ведут себя сходным образом.

Статус переходит в роль в тот момент, когда конкретную нишу в социальной структуре занимает человек, обладающий неповторимыми личностными чертами. До этого права и обязанности, например, старшего инженера или водителя, были безымянными, направленными на человека вообще. Но вот данные статусы заполнили Кроликов и Васечкин, и картина изменилась. Пустой статус превратился в личностно окрашенную модель поведения, то есть роль.

(По А. И. Кравченко)

1) Составьте план текста.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Используя текст и обществоведческие знания, объясните связь социального статуса с социализацией индивида.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________