Эдгар аллан по краткая биография. Краткая биография эдгара по

Рассказ «Золотой жук» был написан Эдгаром По в 1843 году. Считался одним из самых популярных произведений автора при его жизни. За свое творение Эдгар По получил 100 $, победив в писательском конкурсе. Повествование ведется от первого лица. В качестве рассказчика выступает друг главного героя – господин N.

Вильям Легран – чудаковатый, замкнутый человек. Настроение его цикличное – приступы мизантропии чередуются у него с периодами бодрости и общительности. Он потомок старинного гугенотского рода. Из-за череды неудач лишается фамильного состояния. И, не желая испытывать такого позора, он сбегает на малолюдный остров штата Южная Каролина, где кругом один морской песок и заросли одуряющего мирта. И селится там с верным чернокожим слугой – Юпитером и огромным ньюфаундлендом.

Живут они в скромной хижине, отрезанные от всего мира. Любимые занятия Вильяма – охота и рыбалка. И еще он с удовольствием долгими часами бродит по побережью в сопровождении Юпитера, отыскивая раковины редких насекомых. Нешуточно увлеченный энтомологией, Вильям собирает обширную коллекцию насекомых.

Обладает недюжинным умом, широкой эрудицией. Он ведет жизнь отшельника и окружен бесчисленным количеством книг. С ним и знакомится господин N. Несмотря на угрюмость и закрытость Вильяма, они становятся друзьями. N, живущий в Чарлстоне, время от времени навещает Леграна.

И вот однажды, придя к нему домой, N, не застав хозяина, сам отпирает дверь и садится к огню. Изрядно замерзший и уставший терпеливо ждет. Вскоре Легран и Юпитер приходят в хижину.

В ожидании ужина, который хлопотливо начал готовить верный Юпитер, Легран увлеченно рассказывает о загадочном насекомом – они нашли его вместе с чернокожим слугой. По словам Вильяма, это жук незнакомый науке, имеет золотую окраску и черные пятнышки на спинке. Величиной с лесной орех крупных размеров. И довольно тяжелый. Металлический блеск надкрыльев делает его похожим на насекомое из золота. Во всяком случае, старый негр, не меньше взбудораженный находкой, утверждает это на полном серьезе.

Но жук был живым и даже сумел укусить Леграна, когда он попытался взять его в руки. Поэтому Юпитеру пришлось завернуть его в бумагу, которую он подобрал возле чудного насекомого. Вильяму не терпелось продемонстрировать жука своему другу, но, как назло, они с Юпитером отдали его лейтенанту Дж., которого встретили по пути домой. Лейтенант заинтересовался насекомым не меньше и попросил его до завтрашнего дня для более тщательного осмотра. Поэтому Леграну пришлось поискать бумагу и нарисовать жука, чтобы показать его N.

Не найдя подходящего листа, Легран вытаскивает клочок бумаги из кармана и садится рисовать жука. Закончив, он отдает набросок другу. Господин N, посмотрев, говорит, что жук по форме напоминает человеческий череп, пятнышки вверху на теле жука похожи на пустые глазницы, нижнее же – на оскал. Попутно замечает, что талантом художника Легран явно обделен, а потому ему нужно воочию убедиться в уникальности жука. Вильям от таких замечаний становится раздражительным. И это удивляет N. А забрав набросок обратно и внимательно в него вглядевшись еще раз, Легран уже рассеянно отвечает на реплики друга, им явно овладевает какая-то навязчивая мысль. Решив не настаивать на своем, N предпочитает тактично покинуть друга. Они не видятся месяц.

Прошел целый месяц, когда к N домой явился расстроенный и мрачный Юп с дурными вестями и запиской, в которой Легран просил немедленной встречи. Старый негр рассказал, что хозяин вроде как повредился умом и стал совсем странным. Настолько странным, что слуга на полном серьезе хотел найти дубину покрепче и выбить ей всю дурь из хозяина. Всерьез обеспокоенный здоровьем друга, N немедленно собирается к Вильяму Леграну.

В лодке, на которой они с Юпитером должны плыть, N видит косу и две лопаты. Старый негр поясняет, что он купил их по требованию хозяина. Беспокойство господина N усиливается. Кажется, что здоровье друга в серьезной опасности.

Его опасения подтверждает мертвенно-бледный, но пребывающий в странном возбуждении Легран. Он начинает убеждать N идти с ними на материк, пытаясь доказать другу, что этот поход сделает его – Леграна, вновь богатым. И показывает диковинного жука. N весьма впечатлен насекомым.

Троица вместе с собакой выдвигается в путь, вооружившись лопатами, косой и фонарями. Не забыв и про жука. Легран несет его привязанным к шнуру. Путь их лежит к материку. Добирались туда на ялике. Потом шли пешком. Наконец, как следует углубившись на северо-запад они достигли пустынного мрачного плато, окруженного у подножий валунами.

Легран уверенно устремился к тюльпанному дереву, чтобы туда добраться Юпитеру пришлось долго махать косой, прорубая заросли ежевики для прохода. Легран дал странный приказ старому негру – взобраться на дерево, достигнуть седьмой ветви и найти в конце нее череп. Потом нужно было продеть через левую глазницу жука на шнуре и скинуть конец шнура вниз. Что и было проделано слугой после дополнительных пояснений и увещеваний со стороны его хозяина.

Завидев у земли конец шнура с блеснувшим на солнце жуком, Вильям прямо под упавшим жуком вбил колышек, отмерил землемерной лентой от него 50 футов, вбил еще один колышек, потом очертил круг диаметром в 4 фута, приняв за центр 2-й колышек. А потом дал команду копать. Но прокопав изрядное количество времени и ничего не обнаружив, Легран понял, что где-то допустил ошибку, расстроенный, он вместе с N и Юпитером отправился обратно.

Но внезапно, осененный внезапной догадкой Легран стал спрашивать, не путает ли слуга лево и право, убедившись, что Юпитер действительно перепутал лево с право, он вернулся к дереву, произвел новые расчеты и недалеко от старой ямы сделал пометку для новых раскопок. Все опять принялись за работу. Старательно копали. И их старания увенчались успехом! Они нашли сундук с сокровищами и останки двух людей. Впоследствии за свой клад они выручили около 1,5 млн долларов.

Позже, когда эпопея с сокровищами закончилась и Легран опять стал богатым, N попросил рассказать, как Вильям сумел найти клад. И он охотно рассказал обо всем. Когда Легран нарисовал жука, то обнаружил, что рисовал его не на бумаге, а на пергаменте, в который и был завернут жук.

У N случайно нагрелся пергамент от каминного огня, когда он держал рисунок в руке. Легран же заметил, что от тепла на пергаменте проступает рисунок черепа. Аккуратно почистив грязный пергамент, он опять его нагревает, видит криптограмму и изображение козленка. Леграну с его умственными способностями не составило труда расшифровать записку. Увидев на пергаменте рисунок козленка, он понял, что язык шифровки английский, так как знал по слухам о сокровищах пирата Kidd (в пер. с англ. Kid означает козленок).

Легран сумел полностью расшифровать записку. Текст записки выглядел на первый взгляд бессвязно: Хорошеестекловтрактиреепископаначёртовомстуледвадцатьодинградуситринадцать минутсеверсеверовостокглавныйсукседьмаяветвьвосточнаясторонастреляйизлевоголазамёртвойголовыпрямаяотдеревачерезвыстрелнапятьдесятфутов». Легран сумел разделить послание на отдельные слова и узнать, что хорошее стекло – это подзорная труба, трактир епископа – название целого нагромождения скал и утесов, чертов стул – ниша с выступом в скале, вместе напоминавшие по форме стул.

Автор ставит читателя в известность о том, что он собирается рассказать историю, поверить в которую может только сумасшедший. Он не рассчитывает дожить до завтра, поэтому хочет сегодня облегчить свою душу покаянием. Рассказ пойдёт о чисто семейных событиях.

В детстве автор отличался послушанием и кротостью нрава. Нежная душа влекла его к животному миру. Рано женившись, он нашёл в своей супруге те же наклонности. В доме у молодой пары было много домашних животных. Одним из них был полностью чёрный, крупный и красивый кот – обладатель редкого ума. Плутон (так звали кота) очень любил автора и сам был его любимцем. Дружба человека и животного продолжалась несколько лет. За это время под влиянием алкоголя характер автора резко изменился: он стал мрачным, раздражительным и безразличным к чувствам окружающих; кричал на жену и даже поднимал на неё руку. Животные не могли этого не чувствовать. К Плутону автор относился дольше всех хорошо, но потом сорвался и на нём, когда вернулся домой из кабака в сильном подпитии.

Со временем кошачья рана зажила, но Плутон стал избегать автора. Мужчина первое время горько сожалел о содеянном, но потом стал ожесточаться и из духа противоречия повесил животное на суку.

В ночь после убийства кота загорелся дом автора. Он сам, его жена и слуга едва не сгорели заживо. Герой разорился и погрузился в отчаяние. На пепелище он нашёл единственную оставшуюся целой внутреннюю перегородку посреди дома, к которой примыкало изголовье его кровати. На ней было нечто вроде барельефа с изображением огромного кота с верёвкой на шее. Автор решил, что это отпечаток повешенного кота, которого кинули ему в комнату, чтобы разбудить во время пожара.

Долгие месяцы героя преследовал призрак кота. Посещая притоны, он мечтал найти там животное, похожего на Плутона, и нашёл. Чёрный кот с большим грязно-белым пятном на груди с радостью пошёл за автором и прижился в его доме. Наутро герой обнаружил, что у нового кота нет одного глаза. Со временем он проникся ненавистью к животному. Чем сильнее автор ненавидел кота, тем больше последний доставал его своими ласками. Чувство вины и страх останавливали автора от новой расправы, но со временем душевные страдания вытеснили из него остатки добрых чувств. Как-то раз спускаясь в подвал с женой, автор, запнувшись за кота, обезумел от бешенства, схватил топор и... раскроил голову жене, позволившей себе остановить его расправу над животным.

Труп жены автор замуровал в стену подвала. Ночью он спал крепким и спокойным сном. После исчезновения жены полицейские провели короткое дознание и обыск. На четвёртый день они вернулись, чтобы ещё раз тщательно обыскать подвал. Радуясь тому, что против него не найдено никаких улик, автор впал в состояние непонятного ликования и, желая доказать полицейским свою полную невиновность, начал колотить тростью по кладке. Из-за стены раздался душераздирающий вопль. Вскрыв стену, полицейские обнаружили за ней тронутый распадом труп женщины с сидящим у неё на голове котом.

  • «Чёрный кот», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По
  • «Золотой жук», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По
  • «Падение дома Ашеров», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По
  • «Ворон», художественный анализ стихотворения Эдгара Аллана По

Где-то в далекой, неизвестной стране жил-был король, который слыл заядлым шутником и заводилой. Но не один он в этом государстве любил шутки и розыгрыши. Все его первые вельможи и министры были не прочь посмеяться.

Овальный портрет

Меня мучила сильная лихорадка. За мной ухаживал лишь мой слуга. В этот заброшенный замок слуга вломился и затащил меня, раненного бандитами, чтобы я не замёрз на улице. В качестве временного ночлега мы выбрали одну из маленьких тёмных комнат.

Падение дома Ашеров

Повествователю приходит сообщение от хорошего приятеля, которого он не видел вот уже много лет. Ашер молит его приехать к нему, так что молодой человек, не придумав ничего лучшего, садится на лошадь и мчится к нему на встречу.

Похищенное письмо

Осенью вечером автор сидел с приятелем по имени Огюст Дюпен. Они сидели, пили чай и вспоминали расследование Дюпена об убийстве на улице Морг. В этот момент к ним пришел префект парижской полиции, который был другом Дюпена

Тайна Мари Роже

Огюст Дюпен успешно раскрыл тайну смерти мадам Д’Эспане и её дочери, чем заслужил уважение городской полиции и репутацию ясновидящего.

Убийство на улице морг

Действия этой истории разворачиваются в Париже XIX века, главным персонажем которой является потомок аристократического, но потерпевшего финансовый крах рода, Огюст Дюпен. Из-за нехватки денег, он вынужден жить

Потомка старинного аристократического рода Уильяма Леграна преследуют неудачи, он теряет все свое богатство и впадает в нищету. Дабы избежать насмешек и унижений, Легран покидает Новый Орлеан, город своих предков, и поселяется на пустынном островке вблизи атлантического побережья. В зарослях миртовой рощи Легран сооружает себе хижину, где и обитает со старым слугой-негром Юпитером и громадным ньюфаундлендом. Отшельничество Уильяма скрашивают книги и прогулки по берегу моря, во время которых он удовлетворяет свою страсть энтомолога: его коллекции насекомых позавидовал бы не один натуралист.

Рассказчик частенько навещает своего друга в его скромном жилище. В один из таких приходов Легран и негр наперебой рассказывают о последней добыче - золотом жуке, которого им удалось на днях поймать. Расспрашивая о подробностях, Рассказчик замечает, что Легран воспринимает эту находку как счастливое предзнаменование - его не покидает мысль о внезапном и скором богатстве. Юпитер беспокоится, не заболел ли хозяин: по его словам, Легран все время что-то считает и надолго исчезает из дома.

Через какое-то время Рассказчик получает от Леграна записку с просьбой посетить его по некоему важному делу. Лихорадочный тон записки заставляет Рассказчика поторопиться, и он в тот же день оказывается у друга. Легран ожидает его с видимым нетерпением и крепко стиснув руку приятеля, объявляет, что пойманный недавно жук оказался из чистого золота. Рассказчик недоумевает: жук действительно хорош - это неизвестный дотоле науке экземпляр, но при чем тут золото? Легран предлагает всем тут же отправиться в путь - на материк, в горы - в конце экспедиции они поймут, что он имеет в виду. Поход займет не так уж много времени, уверяет Легран: к заходу солнца они вернутся.

Около четырех часов компания отправляется в путь. Юпитер несет косу и лопату, Легран - жука, привязанного к концу шнура. Рассказчик, видя в этом явное доказательство безумия друга, с трудов удерживается от слез. Дойдя до мыса, они садятся в ялик и переправляются на материк; там, взобравшись на высокий берег, идут около двух часов по пустынному, поросшему ежевикой плато, пока вдали не показывается тюльпановое дерево необыкновенной высоты. Юпитер выкашивает к дереву тропинку, а затем взбирается на него, прихватив с собой по приказу Леграна жука. Надо ли говорить, что и слуге, и другу такое приказание кажется бредом сумасшедшего.

Сверху доносится испуганный крик негра: он увидел прибитый к суку череп. Это известие приводит Леграна в непонятный восторг, и он отдает ещё одно, не менее странное приказание - пропустить жука через левую глазницу черепа. Юпитер, не желая противоречить утратившему рассудок хозяину, выполняет и это. Забив колышек точно там, куда опустился жук, Легран начинает в этом месте копать; друг присоединяется к нему, думая, что Легран заразился обычной на Юге манией кладокопательства. Он, однако, решает и дальше не перечить безумцу и принять участие в поисках клада, чтобы наглядным образом убедить фантазера в беспочвенности его замысла.

Они трудятся уже часа полтора, когда их прерывает отчаянный лай ньюфаундленда. Пес рвется в яму, а спрыгнув туда, мигом отрывает два человеческих скелета. Два удара лопатой - и компаньоны видят несколько золотых монет и торчащее из земли железное кольцо. Работа после этого идет быстрее, и вскоре становится понятно, что кольцо прикреплено к крышке прекрасно сохранившегося деревянного сундука. В сундуке, который дрожащими руками открывают кладоискатели, находится настоящее сокровище - груды золота и драгоценных камней.

Обратный путь с тяжелым сундуком был нелегким. Когда приятели уже дома внимательно разглядывают и сортируют сокровища, то по самой скромной оценке содержимое сундука тянет на полтора миллиона долларов. Наконец, видя, что Друг сгорает от любопытства, Легран принимается за рассказ…

Когда Легран поймал жука, тот его укусил. Неподалеку из песка торчит какая-то бумажка, и Юпитер, подобрав её, передает хозяину, который заворачивает в нее жука. Дома Легран обращает внимание на то, что найденная бумага - это пергамент, а когда под воздействием тепла на нем проступает изображение черепа, прогревает его дальше. Вскоре рядом с черепом появляется изображение козленка. После этого у Леграна уже не остается сомнений в том, что клад закопал знаменитый пират Кидд («кид» - «козленок» по-английски). Он не раз слышал предания о кладах, зарытых Киддом и его сообщниками на атлантическом побережье. Легран продолжает нагревать пергамент, пока на нем не выступают цифры - пиратский шифр, который после долгой умственной работы Леграну удается разгадать. Окончательный текст остается загадочным: «Хорошее стекло в трактире епископа на чертовом стуле двадцать один градус и тринадцать минут северо-северо-восток главный сук седьмая ветвь восточная сторона стреляй из левого глаза мертвой головы прямая от дерева через выстрел на пятьдесят футов».

Расспросив местных старожилов, Легран узнает, что «трактир епископа» и «чертов стул» - названия определенных скал и утесов. «Хорошее стекло» - конечно же бинокль. Обозревая в указанном направлении местность, Легран видит тюльпановое дерево и не сомневается, что, забравшись на него. Юпитер обнаружит там череп. «А зачем надо было опускать именно жука?» - недоумевает Рассказчик. «Ваши намеки на то, что я не в себе, рассердили меня, и я решил отплатить вам маленькой мистификацией», - отвечает Легран.

Потомка старинного аристократического рода Уильяма Леграна преследуют неудачи, он теряет все свое богатство и впадает в нищету. Дабы избежать насмешек и унижений, Легран покидает Новый Орлеан, город своих предков, и поселяется на пустынном островке вблизи атлантического побережья. В зарослях миртовой рощи Легран сооружает себе хижину, где и обитает со старым слугой-негром Юпитером и громадным ньюфаундлендом. Отшельничество Уильяма скрашивают книги и прогулки по берегу моря, во время которых он удовлетворяет свою страсть энтомолога: его коллекции насекомых позавидовал бы не один натуралист.
Рассказчик частенько навещает своего друга в его скромном жилище. В один из таких приходов Аегран и негр наперебой рассказывают о последней добыче – золотом жуке, которого им удалось на днях поймать. Расспрашивая о подробностях, Рассказчик замечает, что Легран воспринимает эту находку как счастливое предзнаменование – его не покидает мысль о внезапном и скором богатстве. Юпитер беспокоится, не заболел ли хозяин: по его словам, Легран все время что-то считает и надолго исчезает

Из дома.
Через какое-то время Рассказчик получает от Леграна записку с просьбой посетить его по некоему важному делу. Лихорадочный тон записки заставляет Рассказчика поторопиться, и он в тот же день оказывается у друга. Легран ожидает его с видимым нетерпением и крепко стиснув руку приятеля, объявляет, что пойманный недавно жук оказался из чистого золота. Рассказчик недоумевает: жук действительно хорош – это неизвестный дотоле науке экземпляр, но при чем тут золото? Легран предлагает всем тут же отправиться в путь – на материк, в горы – в конце экспедиции они поймут, что он имеет в виду. Поход займет не так уж много времени, уверяет Легран: к заходу солнца они вернутся.
Около четырех часов компания отправляется в путь. Юпитер несет косу и лопату, Легран – жука, привязанного к концу шнура. Рассказчик, видя в этом явное доказательство безумия друга, с трудов удерживается от слез. Дойдя до мыса, они садятся в ялик и переправляются на материк; там, взобравшись на высокий берег, идут около двух часов по пустынному, поросшему ежевикой плато, пока вдали не показывается тюльпановое дерево необыкновенной высоты. Юпитер выкашивает к дереву тропинку, а затем взбирается на него, прихватив с собой по приказу Леграна жука. Надо ли говорить, что и слуге, и другу такое приказание кажется бредом сумасшедшего.
Сверху доносится испуганный крик негра: он увидел прибитый к суку череп. Это известие приводит Леграна в непонятный восторг, и он отдает еще одно, не менее странное приказание – пропустить жука через левую глазницу черепа. Юпитер, не желая противоречить утратившему рассудок хозяину, выполняет и это. Забив колышек точно там, куда опустился жук, Легран начинает в этом месте копать; друг присоединяется к нему, думая, что Легран заразился обычной на Юге манией кладокопательства. Он, однако, решает и дальше не перечить безумцу и принять участие в поисках клада, чтобы наглядным образом убедить фантазера в беспочвенности его замысла.
Они трудятся уже часа полтора, когда их прерывает отчаянный лай ньюфаундленда. Пес рвется в яму, а спрыгнув туда, мигом отрывает два человеческих скелета. Два удара лопатой – и компаньоны видят несколько золотых монет и торчащее из земли железное кольцо. Работа после этого идет быстрее, и вскоре становится понятно, что кольцо прикреплено к крышке прекрасно сохранившегося деревянного сундука. В сундуке, который дрожащими руками открывают кладоискатели, находится настоящее сокровище – груды золота и драгоценных камней.
Обратный путь с тяжелым сундуком был нелегким. Когда приятели уже дома внимательно разглядывают и сортируют сокровища, то по самой скромной оценке содержимое сундука тянет на полтора миллиона долларов. Наконец, видя, что Друг сгорает от любопытства, Легран принимается за рассказ…
Когда Легран поймал жука, тот его укусил. Неподалеку из песка торчит какая-то бумажка, и Юпитер, подобрав её, передает хозяину, который заворачивает в нее жука. Дома Легран обращает внимание на то, что найденная бумага – это пергамент, а когда под воздействием тепла на нем проступает изображение черепа, прогревает его дальше. Вскоре рядом с черепом появляется изображение козленка. После этого у Леграна уже не остается сомнений в том, что клад закопал знаменитый пират Кидд (“кид” – “козленок” по-английски). Он не раз слышал предания о кладах, зарытых Киддом и его сообщниками на атлантическом побережье. Легран продолжает нагревать пергамент, пока на нем не выступают цифры – пиратский шифр, который после долгой умственной работы Леграну удается разгадать. Окончательный текст остается загадочным: “Хорошее стекло в трактире епископа на чертовом стуле двадцать один градус и тринадцать минут северо-северо-восток главный сук седьмая ветвь восточная сторона стреляй из левого глаза мертвой головы прямая от дерева через выстрел на пятьдесят футов”.
Расспросив местных старожилов, Легран узнает, что “трактир епископа” и “чертов стул” – названия определенных скал и утесов. “Хорошее стекло” – конечно же бинокль. Обозревая в указанном направлении местность, Легран видит тюльпановое дерево и не сомневается, что, забравшись на него. Юпитер обнаружит там череп. “А зачем надо было опускать именно жука?” – недоумевает Рассказчик. “Ваши намеки на то, что я не в себе, рассердили меня, и я решил отплатить вам маленькой мистификацией”, – отвечает Легран.

(Пока оценок нет)



Золотой жук (краткое содержание) – Эдгар По

Related posts:

  1. Раскрыв тайну трагической гибели мадам Д’Эспанэ и её дочери (“Убийства на улице Морг”), Огюст Дюпен снова погружается в свои меланхолические раздумья. Однако роль Дюпена в...
  2. Аналитические способности свойственны не всякому уму и сами недоступны анализу. К такому заключению приходит Рассказчик, познакомившись в Париже летом 18.. г. с неким Огюстом Дюпеном,...
  3. Рассказчик (повествование идет от первого лица) вспоминает, как шесть-семь лет назад жил в имении Белокурова в одном из уездов Т-ой губернии. Хозяин “вставал очень рано,...
  4. Автор-рассказчик вспоминает недавнее прошлое. Ему вспоминается ранняя погожая осень, весь золотой, подсохший и поредевший сад, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок: садовники насыпают...
  5. Экспозиция рассказа – описание могилы главной героини. Далее следует изложение её истории. Оля Мещерская – благополучная, способная и шаловливая гимназистка, безразличная к наставлениям классной дамы....