Евгений Степанов (годы жизни: 1911-1996) - знаменитый советский летчик-истребитель, сумевший первым осуществить в воздухе ночной таран. Произошло это событие в октябре 1937 г. в неспокойном испанском небе. Широким массам о данном подвиге было мало что известно по причине неразглашения участия в испанской войне советских военных.
Длительное время считалось, что первый ночной таран состоялся в августе 1941 года: советский пилот Виктор Талалихин под Москвой вывел из строя бомбардировщик противника Не-111.
Ночной таран Евгения Степанова
28 октября 1937 года, неся над Барселоной на своем И-15 боевое дежурство, на высоте 2000 метров Степанов Евгений Николаевич обнаружил вражеский бомбардировщик. При попытке сблизиться был встречен вражеским огнем. Степанову удалось поджечь крылья самолета противника пулеметными очередями, однако это не остановило врага. Так как времени на перезарядку орудия не оставалось, Степанов решил идти на таран. С целью сохранения двигателя самолета и пропеллера удар, пришедшийся на хвостовую часть машины, был нанесен колесами. Скользящий и не очень сильный, тем не менее он достиг своей цели: неуправляемый бомбардировщик вместе с экипажем рухнул в море. Евгений Степанов, убедившись в возможности дальнейшего нахождения в воздухе, продолжил патрулирование и вскоре наткнулся на еще одну вражескую машину, которую путем обстрела вынудил развернуться в сторону открытого моря, где добил окончательно. После успешно проведенной операции советский пилот возвратился на аэродром Сабаделл, где аккуратно посадил поврежденный И-15. В общей сложности Евгением Степановым, носившим позывной Эухенио, в воздухе было проведено 16 боев и сбито 10 вражеских самолетов.
Штурм аэродрома Гарапенильос
До совершения знаменитого ночного тарана значимой по замыслу и методам осуществления стала штурмовка аэродрома в городке Гарапенильос (поблизости Сарагосы), состоявшаяся 15 октября 1937 года. По данным захваченного в плен итальянского летчика, стало известно о сосредоточении на аэродроме вышеупомянутого местечка около восьми десятков итальянских бомбардировщиков и истребителей. Информация подтверждалась агентурными сведениями. Предыдущие попытки разбомбить многочисленную эскадрилью были безуспешны, ведь аэродром находился под хорошим прикрытием.
Было принято решение внезапно напасть на противника силами истребителей республиканских ВВС. Главная задача по разгрому аэродрома была возложена на 2 эскадрильи «Чатос» (из участвовавших шести), командиром которых являлся Анатолий Серов, а заместителем - летчик Степанов. В результате успешно проведенной операции было уничтожено 11 самолетов врага, повреждено более 20-ти. Также сильно пострадали вражеские хранилища боеприпасов и горючего.
Бой в испанском зимнем небе
17 января 1938 года состоялся последний бой Степанова в небе Испании. Командир направил эскадрилью в сторону горного массива Универсалес с целью перехвата «юнкерсов» и сопровождавших их многочисленных «фиатов». Бой состоялся над городом Охос-Негрос, причем численность неприятеля, направлявшегося бомбардировать республиканские войска, практически втрое превосходила количество советских летчиков.
Евгению Николаевичу удалось удачно атаковать и сбить «Фиат». Затем Степанов стал преследовать второй истребитель, зашел ему в хвост и пытался обстрелять, но закончились патроны. Советский летчик принял решение идти на таран. И в эту минуту его машину накрыл беспощадный огонь зенитной артиллерии противника. Осколки повредили двигатель, перебили тросы управления. Аппарат перестал подчиняться штурману и круто пошел по направлению к земле. Степанов успел выпрыгнуть наружу и раскрыть парашют.
В плену
В процессе приземления бесстрашный летчик сильно повредился о скалы и лишился сознания. Был пленен марокканцами, содержался в одиночной камере, подвергался побоям, допросам, издевательствам и пыткам. Летчика морили голодом, трижды выводили расстреливать.
Благодаря содействию Международного Красного Креста спустя полгода Евгений Степанов был обменян на немецкого летчика. Вернувшись на родину, получил звание капитана и назначение в Ленинградский военный округ инструктором по технике пилотирования.
Биографическая справка: Степанов Евгений Николаевич
Москва - город, в котором 22 мая 1911 года появился на свет бесстрашный летчик. За плечами остались 7 классов образования и железнодорожная школа ФЗУ. Затем была работа в кузнечной мастерской, занятия в фабричном радиоклубе, учеба в столичной школе летчиков и часы летной практики. В 1932 году поступил на обучение в Борисоглебскую школу летчиков, по окончании которой был определен нести службу на бомбардировщике, а впоследствии на истребителе. Будучи старшим пилотом, нес службу в составе 12-й авиационной эскадрильи.
Заслуги бесстрашного летчика
После участия в 1939 году в событиях в районе реки Халхин-Гол в качестве командира эскадрильи принимал участие в сражениях с японцами, летал на И-16 и И-153. Выполнял задачу по передаче боевого опыта пилотам, еще не сталкивавшихся в небе с противником: знакомил их с окружающей местностью, осуществлял тренировочные полеты. Всего в Монголии капитаном Степановым было осуществлено более сотни боевых вылетов, проведено 5 воздушных сражений, сбито 4 вражеских самолета.
За проявленные в военных действиях отвагу и мужество в 1939 году Евгений Степанов был удостоен монгольского ордена «За воинскую доблесть», медали «Золотая Звезда» и звания Героя Советского Союза.
Далее жизненный путь опытного пилота продолжился участием в Советско-финской войне. В Великую Отечественную войну советский летчик инструктировал технику пилотирования при Московском военном округе. С наступлением мирного времени уволился в запас, но тесно поддерживал связь с авиацией, работая зам. начальника Центрального аэроклуба им. Чкалова.
Он жизнь посвятил авиации
Как и многие летчики Советского Союза, большую часть жизни Степанов посвятил авиации, работая над укреплением ее престижа и усилением могущества. Он возглавлял делегации на международных соревнованиях, проходивших в разных городах мира.
Именно Евгений Степанов первым поставил подпись на акте, подтверждавшем грандиозное событие - первое покорение космоса Юрием Гагариным.
В Международной авиационной федерации работал на посту вице-президента, в 70-е годы на Московском заводе по производству вертолетов руководил летно-испытательной станцией, являлся научным сотрудником Центрального дома космонавтики и авиации.
Не стало Степанова Евгения Николаевича 4 сентября 1996 года. Прах знаменитого летчика, покорявшего небеса во благо мирной жизни жителей своей страны, покоится на Троекуровском кладбище.
Библиотека администрации школы
Е.Н. Степанов
Классный руководитель:
Современная модель
воспитательной деятел ьности
Москва
ББК 74.200
С 79
В книге изложены представления о содержании и организации работы классного руководителя в современной школе, путях и способах повышения эффективности его воспитательной деятельности. Она может быть использована в качестве учебного пособия для проведения групповых занятий в рамках методических объединений классных руководителей и для самообразовательной деятельности педагогов-воспитателей.
Главный редактор В.М. Лизинский
Технический редактор В.А. Макаров
Корректор Е.В. Переславцева
ББК 74.200
ПД № 00842 от 10.11.2000 г. Формат 60X90/16.
Бумага офсетная. Печать оф сетная. Печ. л. 10. Тираж 5 000 экз. Зак. 065
Центр «Педагогический поиск», 107045, Москва. Луков пер., д. 4
О тпечатано с готового оригинал-макета ООО «Август-Принт»,
107564, Москва, ул. Краснобогаты рская, д. 2, стр. 2. т, 231-48-16
ISBN 5-901030-88-5 Степанов Е.Н., 2007
Центр «Педагогический поиск», 2007
Предисл овие ……………………………………………………………………..... 5
Тема 1. Воспитание детей в начале третьего тысячелетия……………………... 6
Лекция. ……… …………………………………………………………………………..7
Понятийно-терминологическая игра.
Современные представления о процессе воспитания
…………………………………………………
……….......
1
2
Тема 2.
Планирование процесса воспитания
детей в классном коллективе….
1
5
Лекция. Планирование воспитательной работы в классе …………………..... 16
Практическое занятие.
Методика составления плана воспитательной работы…
………………………………………………………………………
..…
28
Тема 3.
Системный подход в воспитательной
деятельности классного руководителя……………………………………………………………………...
31
Лекция. Воспитательная система класса……………………………………….. 32
Проектная мастерская.
Моделирование воспитательной системы класса…47
Тема 4.
Классный час как основная форма
работы классного руководителя...
50
Л е кция. Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации…………………………………………………………………….. 51
Аналитическая лаборатория.
Особенности личностно-ориентированного классного часа……………………………………………………………………..
6
1
Тема
5.
Воспитание
индивидуальности ребёнка ………………………………
71
Лекция. Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания ……. 71
Проектная мастерская.
Проектирование воспитательных дел, направленных на развитие индивидуальности учащихся………………………………………….
8
2
Тема
6.
Педагогическая поддержка ребё
нка как важнейшая функция классного руководителя…………………………………………………………
.89
Лекция.
Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы…………
.
90
Тренинг.
Приёмы педагогической поддержки ребенка в решении личностно значимой проблемы……………………………………………………………...
.98
Тема 7. Развитие инициативы и самодеятельности учащихся в классном коллективе………………………………………………………………………. 1 01
Лекция. Самоуправление в классном коллект иве…………….………………102
Конструкторское бюро.
Разработка модели
самоуправления в классном коллективе……………………………………………………………………..…108
Тема 8.
Работа классного руководителя
с родителями учащися………….....
1
13
Лекция. Родительское собрание: методика подготовки и проведения………113
Ассамблея ав торов творческих идей и приемов организации родительских собраний ………………………………..1 20
Тема 9. Диагностическое обеспечение воспитательного процесса…………. 1 22
Лекция . Педагогическая диагностика в работе классного руководителя…...123
Практикум.
Использование методик
психолого-педагогической диагностики в воспитательной деятельности классного руководителя……….……………130
Тема 10.
Деятельность классного руководителя
в современном образовательном учреждении…………………………………………………..
1
35
Лекция . Со временная модель воспитательной деятельности классного руководителя…………………………………………………………………......136
Презентация воспитательн ых систем классов………………………………..142
Предисл овие
Вряд ли кто-то станет возражать, если мы назовем классного руководителя ключевой фигурой в воспитательной деятельности образовательного учреждения. От успешности его работы во многом зависит эффективность воспитательного процесса в целом. Попытки повысить результативность воспитания детей без внесения существенных изменений в содержание и организацию деятельности классных наставников, как правило, оказываются неудачными. В этой связи хочется верить, что не случайно первым национальным проектом в области образования стал проект, который направлен на улучшение работы классных руководителей.
Его реализация не может быть сведена только к увеличению оплаты труда педагогов-воспитателей и должна способствовать росту качества их деятельности. А последнее не представляется возможным без повышения квалификации классных руководителей в вопросах теории и методики воспитания. С этой точки зрения мы и разработали цикл лекционных и практических занятий, которые рекомендуем провести в рамках методических объединений классных руководителей. Он должен помочь классным наставникам осознать необходимость обновления практики построения воспитательных отношений с детьми в изменившейся политической, экономической и социально-педагогической ситуации, познакомиться с опытом эффективной организации воспитательной деятельности, определить пути, формы и способы совершенствования воспитательного взаимодействия с учащимися своего класса.
Главный замысел подготовленных материалов заключается в стимулировании желания и потребности педагогов перейти от словесного к деятельностному, от социоцентрического к личностно-ориентированному, от аспектного к системному построению воспитательной практики. Поэтому центральное место в них занимает информация о деятельностном, личностно-ориентированном и системном подходах. Целенаправленное и конкретное их применение позволит классным руководителям моделировать и создавать в классах гуманистические, уникальные и эффективные системы воспитания учащихся.
Без внимания разработчиков не остались и такие сложные моменты в работе классного руководителя, как взаимодействие с родителями учеников, обеспечение развития самоуправления в классном коллективе, педагогическая поддержка ребёнка, психолого-педагогическая диагностика формирования детского коллектива и развития учащихся.
По каждой теме подготовлены разработки как теоретического, так и практического занятия. Только на основе взаимосвязи и взаимодополнения лекционного и практического материала следует строить процесс повышения квалификации и профессионального повышения мастерства педагогов-воспитателей. Разработка любого занятия завершается списком литературы, изучение которой может обогатить по рассматриваемой проблеме научно-методические представления классных руководителей.
Принципиально важной является и тематическая последовательность учебных занятий. Она детерминирована логикой связей между компонентами изучаемого материала. Однако организаторы обучения классных руководителей в конкретном учреждении образования или центре повышения квалификации педагогов вправе избрать в соответствии с другими значимыми обстоятельствами иной вариант очередности проводимых занятий.
Данное учебно-методическое пособие может стать средством само образовательной деятельности учителя или решения им какой-то отдельной педагогической проблемы в своем классе. Допустимо различное применение публикуемого материала, ведь главное, чтобы оно реально способствовало росту профессиональной компетентности и эффективности работы классного руководителя как ключевой фигуры в воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Тем
а 1. Воспитание детей в начале третьего тысячелетия
Лекция. Воспитательная деятельность классного руководителя в начале XXI века
Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывают политическая, экономическая, социокультурная ситуации в развитии государства и общества. Происходящие в России изменения в государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике воспитания детей. Заметно обновляется в последние два десятилетия и воспитательная деятельность классных руководителей.
Однако не все перемены можно назвать прогрессивными, полезными. До сих пор значительная часть классных наставников испытывает серьезные затруднения в определении стратегии и тактики действий по проектированию и построению воспитательных отношений со своими воспитанниками. Ещё остается актуальной проблема поиска классными руководителями форм, приёмов и методов воспитательной деятельности, адекватных радикально изменившейся за короткий срок социальной ситуации.
Решению этой проблемы может помочь анализ эффективной практики работы педагогов-воспитателей в современных условиях. В данном случае объектом анализа стала воспитательная деятельность 67 классных руководителей – участников областного конкурса воспитательных систем классов. В таком конкурсном состязании могли принять участие только те педагоги, воспитательная работа которых, по мнению экспертов и результатам психолого-педагогической диагностики, была признана успешной. В процессе анализа нами была предпринята попытка найти ответы на следующие вопросы:
Что составляет теоретико-методологическую основу воспитательной деятельности в начале XXI века?
Какие целевые ориентиры избирают классные руководители в настоящее время?
Какие идеи и правила выполняют роль принципов в воспитательной деятельности?
Что представляет собой содержание процесса воспитания в современных условиях?
Как организуется в классном сообществе воспитательное взаимодействие?
I . Методологическое основание воспитательной деятельности
Сначала выясним, какие методологические подходы и теоретические положения являются наиболее важными и часто используемыми в деятельности эффективно работающих классных наставников.
При изучении конкурсных материалов и практики организации процесса воспитания стало очевидным, что теоретическую основу деятельности всех классных руководителей составляют идеи системного подхода и теории воспитательных си стем. Высокой результативностью своей работы педагоги-воспитатели подтвердили целесообразность использования системного подхода в воспитании учащихся не только в рамках всего образовательного учреждения, но и на уровне его структурных подразделений – классов, кружков, клубов, секций. Они убедительно доказали, что класс можно и нужно рассматривать и как компонент общешкольной воспитательной системы, и как отдельную целостную систему воспитания учащихся-одноклассников. Опираясь на идеи теории систем и применяя методы системного подхода, классные руководители проводили целенаправленную работу по моделированию и построению воспитательных систем классов. Для профессиональной деятельности большинства из них характерна такая черта, как системность мыслительных операций и практических действий. Поэтому им удалось создать эффективные системы воспитания в коллективах классов.
В процессе исследования нетрудно было заметить, что наряду с ориентацией на системное построение воспитательной практики успешно работающие классные наставники заботятся о наполнении деятельностью жизненного пространства своих воспитанников. «Следы деятельностн ого подхода» видны повсюду. Активностью и творчеством наполнена жизнедеятельность классного коллектива. Дело за делом, событие за событием – привычный ритм индивидуальной и совместной жизни членов классного сообщества, когда одно дело ещё не завершилось, а другое уже задумывается или даже начинается. Классные руководители способствуют формированию в классе широкого спектра деятельности, чтобы каждый ребёнок нашел себе дело по душе и внёс свой собственный вклад в коллективное жизнетворчество.
Эта забота связана и с тем, что педагоги стремятся к созданию воспитательных систем гуманистического типа, в которых обеспечиваются и поддерживаются процессы самоопределения, самоутверждения и самореализации учащихся. В данном случае не обойтись без личностно ор иентированного подхода. Эта ориентация в воспитательной деятельности становится с каждым годом всё более и более востребованной.
Наряду с личностно-ориентированным, деятельностным и системным подходами применяются в практике воспитания учащихся и другие методологические ориентации, но несколько реже, так как их использование связано со специфическими особенностями создаваемой в том или ином классе воспитательной системы.
И ещё об одном важном моменте следует сказать. Фактически все классные руководители подчёркивают необходимость опоры на теоретические разработки А.С. Макаренко, Т.Е. Конниковой, И.П. Иванова, Л.И. Новиковой и накопленный в советских школах опыт воспитания учащихся в детском коллективе. Без целенаправленной и постоянной работы по педагогическому обеспечению процесса развития классного коллектива практически невозможно достичь высоких результатов в воспитательной деятельности. Коллектив для большинства классных наставников и их воспитанников является значимой ценностью.
II
. Целевые ориентиры воспитательной деятельности
В качестве цели почти все педагоги-воспитатели избирают предполагаемые результаты в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии учащихся. Многие из них рассматривают цель как представление о необходимом (на основе понимания объективных закономерностей развития ребенка и формирования детского коллектива), возможном (исходя из реальных ресурсов и условий осуществления воспитательной деятельности) и желаемом (учитывая потребности, интересы и желания детей и их родителей) результате процесса воспитания учащихся . К сожалению, шесть классных руководителей в процессе целеполагания выдвинули целевые ориентиры, которые не соответствуют критерию реальности и вряд ли окажутся достижимыми; такая ошибка является типичной для массовой педагогической практики.
В изученных нами конкурсных материалах целевой блок состоит чаще всего из главной цели и нескольких подцелей – задач, решение которых позволяет достичь главный целевой ориентир. Например, в концепции воспитательной системы 7-го класса, составленной лауреатом конкурса С.В. Заваденко, содержится цель – обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся – и соответствующие ей задачи:
создать в классе благоприятную среду для самоосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития и самореализации;
способствовать повышению ценности индивидуальности в ценностном мире учащихся, их родителей и других социальных партнеров;
обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;
помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей личной и школьной жизни;
содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;
помочь каждому ученику обрести свой образ посредством проявления творческой активности в разрабатываемых и реализуемых проектах классного сообщества.
Укрепить классное содружество, главными ценностями которого являются дружба и взаимопомощь;
Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения учащихся;
Привести в действие, «заставить звучать» внутренний мир ребёнка, помочь раскрыться его индивидуальности;
Создать атмосферу доверия, помочь преодолеть страх неуверенности, собственной неспособности что-либо создать, сочинить, сыграть;
Через приобщение к искусству театра привести к пониманию реального мира, отношений в нем;
Способствовать развитию чувства прекрасного.
Классные руководители стремятся к тому, чтобы целевые ориентиры были направлены на развитие учащихся, обеспечены необходимыми ресурсами, сформулированы ясно и чётко, диагностичны, трудны, но реально достижимы.
III
. Принципы системы воспитания учащихся
При анализе конкурсных работ выяснилось, что в них представлены принципы, во-первых, как концептуальные идеи, главные требование к осуществлению педагогической деятельности, и, во-вторых, в качестве основных правил жизнедеятельности детей и взрослых в классном коллективе. К примеру, учитель начальных классов Е.М. Соловьева избрала принципами воспитательной деятельности идеи природосообразности поддержки, понимания. Её коллега Т.В. Павлова определила вместе с учащимися и их родителями принципы, играющие роль основных правил жизнедеятельности классного сообщества. В результате появилась в классном уголке следующая запись: «В нашем классе много знать – престижно, помогать товарищу – нормально, готовить дело по чужому сценарию – невозможно, жить без творчества и активности – скучно».
В воспитательной системе могут разрабатываться различные варианты принципов, но они должны быть взаимосвязаны с уровнем развития классного коллектива, жизненными ценностями его членов, другими индивидуальными и групповыми особенностями. Недопустимо их копирование из учебно-методических публикаций и документов, отражающих жизнедеятельность других классных сообществ.
IV. Содержание воспитательного процесса
Особый интерес представляло изучение содержания воспитательной деятельности классных руководителей, ведь его определение у многих педагогов-воспитателей вызывает до сих пор серьёзные затруднения. Исследование показало, что, несмотря на уникальность каждой воспитательной системы класса, существуют в содержании воспитания и стратегии его отбора не только единичные, особенные, но и общие черты.
Например, при определении содержания воспитательного процесса классные руководители (кстати, как и руководители лучших образовательных учреждений нашего региона) ориентируются, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой – на национальные, региональ ные, местные традиции и ценности. Они стремятся воспитать у детей чуткость как к глобальным проблемам человечества, радостям, горестям и достижениям жителей других стран и континентов, так и участливое отношение к делам и заботам родных, близких и просто живущих рядом людей, не только дать ученикам хорошие знания об истории и культуре своего народа, края, но и пробудить у них гордость за традиции и успехи земляков и соотечественников и стремление их приумножать.
Для большинства исследованных воспитательных систем классов характерно выделение в содержании и организации процесса воспитания доминанты – приоритетного вида или направления деятельности детей и взрослых, на основе которой формируется индивидуальность (лицо) классного сообщества. Такой доминантой в коллективе 4-го класса школы-лаборатории № 18 г. Пскова (классный руководитель Л.В. Михайлова) является познавательно-игровая деятельность «Поход в мир своего Я»; у псковских семиклассников из лицея №21 (классный руководитель С.В. Заваденко) – коллективная творческая деятельность по разработке и реализации проектов классного сообщества; в 9-м классе школы № 1 г. Порхова (классный руководитель Л.А. Яковлева) – краеведческая деятельность; у девятиклассников из Переслегинской гимназии (классный руководитель Н.А. Маныгина) – работа клуба «Малая Третьяковка». Эффективно работающие классные руководители убеждены в том, что в создаваемой воспитательной системе обязательно должен быть стержень (в теории систем его называют системоинтегрирующим элементом), вокруг которого могут и должны интегрироваться все дела и помыслы членов классного коллектива. Благодаря этому и формируются такие важные качества системы воспитания, как целостность, упорядоченность, неповторимость, эффективность.
И ещё одна общая черта содержания воспитания – направленность на развитие ребёнка.
Ни одно организуемое дело не проводится только ради мероприятия или просто ради того, чтобы отметить «красный день» календаря. Вся совместная и индивидуальная деятельность детей и взрослых направлена на развитие познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности учащихся, развивающем влиянии заключается смысл и главное предназначение воспитательной работы классных руководителей.
V. Организация процесса воспитания учащихся
Пытаясь ответить на вопрос, как организуется в классном cooбществе воспитательное взаимодействие, мы старались выяснить, что является характерным в организации процесса воспитания для большинств классных руководителей, успешно реализующих воспитательные функции. Нам удалось выявить шесть характерных моментов в организации воспитательной деятельности.
Во-первых , в проектировании и организации процесса воспитания учащихся важную роль играет стратегическое планирование. Классные руководители при проектировании не ограничивают свои воззрения на воспитательный процесс рамками годового плана работы, а с помощью методов программирования, моделирования и проектирования создают программы и модели развития воспитательной деятельности на срок от двух до пяти лет. Чаще всего разрабатываются концептуальные модели систем воспитания учащихся 1-4-х, 5-9-х, 10-11-х классов, т.е. воспитательная деятельность планируется на весь период учебы детей на I, II или III ступени обучения.
Во-вторых, применяется сист емный способ организации воспитательного процесса. Классные руководители направляют свои усилия моделирование и построение воспитательных систем классов. Для того чтобы осуществляемая деятельность и её влияние носили целенаправленный и системный характер, педагоги-воспитатели объединяют отдельные воспитательные дела и мероприятия в более «крупные дозы воспитания (термин В.А. Караковского) – так называемые системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса, к которым можно отнести ключевые дела, тематические программы, социально-педагогические проекты. В этом отношении показателен пример интеграции воспитательных дел, проводимых в 11-м классе школы № 3 г. Печоры (классный руководитель А.В. Столярова), в три целевые программы: «Я и собственное "Я"», «Я и творчество», «Я и общение».
В-третьих, «крупные дозы воспитания» сочетаются с малыми фор мами воспитательной работы, направленными на развитие и проявление индивидуальности каждого ребёнка. Многие успешно работающие классные руководители считают своим педагогическим кредо помощь учащимся в самопознании, самостроительстве и самоосуществлении. Он стремятся к тому, чтобы каждый их воспитанник имел реальные возможности и условия стать самим собой. Поэтому в планы воспитательной работы они включают циклы тематических классных часов «Познай себя», «Сотвори себя сам», тренинги саморазвития и личностного роста, мастерские самопроектирования, бенефисы и самопрезентации учащихся, персональные выставки и т.п.
В-четвертых, существенную роль в процессе воспитания играют традиции классного коллектива. Классные наставники убеждены в необходимости использования в воспитании детей традиционных форм и способов построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, как правило, более эффективно, а затрат требуют меньше, потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке.
В-пятых, наряду с деятельностью важным средством воспитания является общение. В объективе внимания педагогов-воспитателей находятся проблемы делового и неформального общения в детском коллективе, развития коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только значительно обогатило воспитательный процесс, но и способствовало повышению его эффективности.
В-шестых, для анализа и оценки эффективности процесса воспитания учащихся специально разрабатывается и используется диагностический инструментарий, состоящий из совокупности критериев, показателей и методик для изучения результативности воспитательной деятельности. Популярный ранее способ измерения эффективности педагогического процесса на «глазок» – только с помощью педагогического наблюдения или экспертной оценки – постепенно заменяется приёмами и методами исихолого-педагогической диагностики.
Завершая описание основных компонентов процесса воспитания, необходимо констатировать, что и в новых политических и социально-экономических условиях можно эффективно вести воспитательную работу. Но для этого целесообразно перейти от словесного к деятельностному, от аспектного к системному, от социоцентрического к личностно-ориентированному построению воспитательной практики. Такой представляется нам воспитательная деятельность классных руководителей в начале XXI века.
Рекомендуемая литература
Барышникова С .В. Трудный выбор классного руководителя. – СПб., 2003. Воспитательная система класса: теория и практика / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2005.
Лизинский В.М. Классный руководитель: молитва на каждый день. – М., 2005.
Работа классного руководителя / Под ред. Е.А. Слепенковой. – М., 2005.
Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. – М., 2004.
Степанов Евгений Николаевич родился 22.05.11 г. в Москве, в семье рабочего-мраморщика. Русский. В шестилетнем возрасте остался без отца. В 1928 г. окончил семилетку, в 1930 г. - школу ФЗУ им. Ф.Э. Дзержинского. Работал кузнецом. Занимался в фабричном радиоклубе. В 1932 г. окончил школу лётчиков Осоавиахима, имея налет 80 часов.
В РККА с 1932 г. В 1933 г. окончил 2-ю военную школу лётчиков в г. Борисоглебске.
Служил в Ленинградском военном округе младшим лётчиком в бригаде особого назначения. Летал на бомбардировщике. Затем, после многочисленных рапортов его перевели в истребительную авиацию. Был командиром звена 12-й истребительной эскадрильи 111-й истребительной авиационной бригады Ленинградского военного округа.
Участвовал в народно-революционной войне в Испании с 20.08.37 по 27.07.38 гг. под псевдонимом "Эвухеньо". Налетал 205 часов на И-15. Совершил 100 боевых вылетов, провел 16 воздушных боев, лично сбил 10 самолетов противника - 6 истребителей (4 Cr.32, 2 Bf.109) и 4 бомбардировщика (Ju.86, Do.17 и 2 SM.81). Награжден орденом Красного Знамени (10.11.37).
Вспоминает полковник Степанов: "Мы изображали из себя советских туристов, собирающихся на международную выставку в Париже. Мы сели на пароход от Ленинграда до Гавра и, с помощью испанской группы поддержки, прилетели оттуда в Валенсию. Другие советские добровольцы добирались в испанские порты на борту советских грузовых судов".
В августе 1937 г. Степанов сбил два истребителя лично (Fiat CR-32 над Уэской и Bf.109 над Сарагосой), а также бомбардировщик Do.17 в паре с Никитой Сюсюкаловым.
1.09.37 г. над Белчите он сбил еще один CR-32.
12.10.37 г. Степанов сбил бомбардировщик Ju.86 в группе с Анатолием Серовым и Ильей Финном. Он попытался таранить Fiat Cr.32, но в последний момент фашисту удалось увернуться.
15.10.37 г. в составе эскадрильи И-15 участвовал в атаке аэродрома Гарапинильос около Сарагосы. Согласно сообщениям разведки во время налета было уничтожено 40 самолетов, а 20 повреждено.
В ночь с 27 на 28.11.37 г. сбил два бомбардировщика SM.81. Во время этой атаки ему пришлось таранить одну из машин левой стойкой шасси своего И-15.
По словам самого Степанова "это был незапланированный таран".
Он нёс боевое дежурство в районе Барселоны в паре с лётчиком Ильей Финном. Около 3.00 в 40 км севернее города на высоте 2000 м Степанов обнаружил итальянский бомбардировщик SM-81 и пошёл на сближение. Стрелки открыли по нему огонь. Пулемётными очередями ему удалось поджечь сначала левое, а затем - правое крыло. Но враг продолжал лететь. Перезарядить оружие не было времени и Степанов пошёл на таран. Увеличив скорость, он решил с левым разворотом нанести удар колёсами шасси по рулю поворота, но не рассчитал и ударил винтом и левым колесом.
Удар оказался скользящим и потому не очень сильным, но его оказалось достаточно: неуправляемый бомбардировщик рухнул в море. Это был первый в мире ночной таран. Вскоре Степанов обнаружил второй фашистский бомбардировщик. Он атаковал его на повреждённом самолёте и с первой атаки огнём из пулемётов поразил кабину. Тот камнем рухнул на землю, а Степанов благополучно совершил посадку на аэродроме Сабадель.
После отъезда Анатолия Серова на родину он стал командиром эскадрильи.
17.01.38 г. он провёл свой последний бой в небе Испании. В этот день Степанов повел своих летчиков к горам Универсалес на перехват "юнкерсов", летевших на бомбардировку республиканских войск в сопровождении большой группы "фиатов".
Над городом Охос-Негрос завязался бой. Степанов сбил один истребитель Cr.32. Пытался таранить второй, но был сбит огнём зенитной артиллерии. Были перебиты тросы управления, поврежден двигатель. Степанов выбросился с парашютом. При приземлении он сильно ударился о скалу и в бессознательном состоянии попал в плен.
Следующие полгода он провел в тюрьмах - в Сарагосе, Саламанке, Сан-Себастьяне. В течение месяца его держали в одиночной камере, по нескольку дней не давали пищи, трижды выводили на расстрел. В конце концов, республиканское правительство сумело обменять его через Международный Красный Крест на пленного немецкого пилота.
В июле 1938 г. на судне, шедшем через Францию и Бельгию, старший лейтенант Степанов вернулся в Ленинград. Был назначен инструктором по технике пилотирования ВВС Ленинградского военного округа.
2.06.39 г. вместе с группой летчиков воевавших в Испании и Китае Степанов прибыл в Монголию и был назначен командиром эскадрильи И-15бис в 22-й иап. Около трех недель он занимался подготовкой молодых летчиков, знакомил с местностью, проводил тренировочные полеты.
Участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Совершил более 100 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 2 самолёта противника. Награжден монгольским орденом "За воинскую доблесть" (10.08.39).
22.06.39 г. он повел эскадрилью в бой. Он подбил один японский истребитель и сбил другой. На его машине были разбиты стекла приборов, повреждена тяга управления двигателем. Ему с трудом удалось посадить изрешеченный самолет.
29.08.39 г. капитану Степанову Евгению Николаевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль "Золотая Звезда" N 152.
Член ВКП(б) с 1939 г.
Участвовал в освобождении Западной Белоруссии.
Участвовал в советско-финской войне. Летал в составе 19-го иап.
Затем служил инспектором по технике пилотирования ВВС МВО.
В 1944 г. был назначен заместителем начальника Центрального аэроклуба им. Чкалова.
С апреля 1948 г. в запасе. Работал начальником отдела ЦК ДОСААФ. Был руководителем советских команд на авиационных чемпионатах мира в Праге и Париже.
В течение ряда лет занимал пост вице-президента Международной авиационной федерации. Участвовал в работе конференций ФАИ в Париже и Стамбуле.
12.04.61 г. Степанов подписал акт о первом в мире полёте в космос Юрия Гагарина.
В 1965-77 гг. он был начальником лётно-испытательной станции Московского вертолётного завода.
С 1977 г. - научный сотрудник Центрального Дома авиации и космонавтики.
Умер 5.09.96 г. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Герой Советского Союза (29.08.39). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.
Литература:
Герои огненных лет. Кн. 8. - М., 1985. С. 128-136.
Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 193-195.=-
Примечания:
По официальным данным Степанов имел 8 личных и 4 групповые победы.
http://www.airforce.ru/staff/stepanov/stepanov.htm
Финн Илья Александрович (1910-1937), старший лейтенант. Еврей. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС и Серпуховскую военную авиашколу летчиков. С 1935 г. служил летчиком-испытателем в НИИ ВВС. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 5.09.37 по 26.10.37 гг. Летал И-15. Сбил 1 самолет. 26.10.37 г. погиб в авиакатастрофе. Награжден орденом Красного Знамени (10.11.37).
По официальным данным один SM.81 засчитан И. Финну.
http://www.airforce.ru/staff/stepanov/stepanov.htm.
Существует версия, что Степанова обменяли на гауптмана Мюллера, сбитого А. Гусевым.
При этом в первую очередь были учтены мужество и героизм, проявленные Степановым во время национально-революционной войны в Испании. Однако того, что он был в плену, соответствующие органы никогда не забывали.
Гагарин Юрий Алексеевич (1934-1968) Герой Советского Союза (14.04.61), полковник. Русский. В Советской Армии с 1955 г. В 1957 г. окончил Чкаловское военное авиационное училище. Служил летчиком-истребителем на СФ. С 1960 г. - в отряде космонавтов. 12.04.61 г. совершил первый в мире полет в космос. В 1968 г. окончил Военно-воздушную инженерную академию. Избирался депутатом ВС СССР и членом ЦК ВЛКСМ. 27.03.68 г. погиб в авиакатастрофе.