Е. Н

Евгений Степанов (годы жизни: 1911-1996) - знаменитый советский летчик-истребитель, сумевший первым осуществить в воздухе ночной таран. Произошло это событие в октябре 1937 г. в неспокойном испанском небе. Широким массам о данном подвиге было мало что известно по причине неразглашения участия в испанской войне советских военных.

Длительное время считалось, что первый ночной таран состоялся в августе 1941 года: советский пилот Виктор Талалихин под Москвой вывел из строя бомбардировщик противника Не-111.

Ночной таран Евгения Степанова

28 октября 1937 года, неся над Барселоной на своем И-15 боевое дежурство, на высоте 2000 метров Степанов Евгений Николаевич обнаружил вражеский бомбардировщик. При попытке сблизиться был встречен вражеским огнем. Степанову удалось поджечь крылья самолета противника пулеметными очередями, однако это не остановило врага. Так как времени на перезарядку орудия не оставалось, Степанов решил идти на таран. С целью сохранения двигателя самолета и пропеллера удар, пришедшийся на хвостовую часть машины, был нанесен колесами. Скользящий и не очень сильный, тем не менее он достиг своей цели: неуправляемый бомбардировщик вместе с экипажем рухнул в море. Евгений Степанов, убедившись в возможности дальнейшего нахождения в воздухе, продолжил патрулирование и вскоре наткнулся на еще одну вражескую машину, которую путем обстрела вынудил развернуться в сторону открытого моря, где добил окончательно. После успешно проведенной операции советский пилот возвратился на аэродром Сабаделл, где аккуратно посадил поврежденный И-15. В общей сложности Евгением Степановым, носившим позывной Эухенио, в воздухе было проведено 16 боев и сбито 10 вражеских самолетов.

Штурм аэродрома Гарапенильос

До совершения знаменитого ночного тарана значимой по замыслу и методам осуществления стала штурмовка аэродрома в городке Гарапенильос (поблизости Сарагосы), состоявшаяся 15 октября 1937 года. По данным захваченного в плен итальянского летчика, стало известно о сосредоточении на аэродроме вышеупомянутого местечка около восьми десятков итальянских бомбардировщиков и истребителей. Информация подтверждалась агентурными сведениями. Предыдущие попытки разбомбить многочисленную эскадрилью были безуспешны, ведь аэродром находился под хорошим прикрытием.

Было принято решение внезапно напасть на противника силами истребителей республиканских ВВС. Главная задача по разгрому аэродрома была возложена на 2 эскадрильи «Чатос» (из участвовавших шести), командиром которых являлся Анатолий Серов, а заместителем - летчик Степанов. В результате успешно проведенной операции было уничтожено 11 самолетов врага, повреждено более 20-ти. Также сильно пострадали вражеские хранилища боеприпасов и горючего.

Бой в испанском зимнем небе

17 января 1938 года состоялся последний бой Степанова в небе Испании. Командир направил эскадрилью в сторону горного массива Универсалес с целью перехвата «юнкерсов» и сопровождавших их многочисленных «фиатов». Бой состоялся над городом Охос-Негрос, причем численность неприятеля, направлявшегося бомбардировать республиканские войска, практически втрое превосходила количество советских летчиков.

Евгению Николаевичу удалось удачно атаковать и сбить «Фиат». Затем Степанов стал преследовать второй истребитель, зашел ему в хвост и пытался обстрелять, но закончились патроны. Советский летчик принял решение идти на таран. И в эту минуту его машину накрыл беспощадный огонь зенитной артиллерии противника. Осколки повредили двигатель, перебили тросы управления. Аппарат перестал подчиняться штурману и круто пошел по направлению к земле. Степанов успел выпрыгнуть наружу и раскрыть парашют.

В плену

В процессе приземления бесстрашный летчик сильно повредился о скалы и лишился сознания. Был пленен марокканцами, содержался в одиночной камере, подвергался побоям, допросам, издевательствам и пыткам. Летчика морили голодом, трижды выводили расстреливать.

Благодаря содействию Международного Красного Креста спустя полгода Евгений Степанов был обменян на немецкого летчика. Вернувшись на родину, получил звание капитана и назначение в Ленинградский военный округ инструктором по технике пилотирования.

Биографическая справка: Степанов Евгений Николаевич

Москва - город, в котором 22 мая 1911 года появился на свет бесстрашный летчик. За плечами остались 7 классов образования и железнодорожная школа ФЗУ. Затем была работа в кузнечной мастерской, занятия в фабричном радиоклубе, учеба в столичной школе летчиков и часы летной практики. В 1932 году поступил на обучение в Борисоглебскую школу летчиков, по окончании которой был определен нести службу на бомбардировщике, а впоследствии на истребителе. Будучи старшим пилотом, нес службу в составе 12-й авиационной эскадрильи.

Заслуги бесстрашного летчика

После участия в 1939 году в событиях в районе реки Халхин-Гол в качестве командира эскадрильи принимал участие в сражениях с японцами, летал на И-16 и И-153. Выполнял задачу по передаче боевого опыта пилотам, еще не сталкивавшихся в небе с противником: знакомил их с окружающей местностью, осуществлял тренировочные полеты. Всего в Монголии капитаном Степановым было осуществлено более сотни боевых вылетов, проведено 5 воздушных сражений, сбито 4 вражеских самолета.

За проявленные в военных действиях отвагу и мужество в 1939 году Евгений Степанов был удостоен монгольского ордена «За воинскую доблесть», медали «Золотая Звезда» и звания Героя Советского Союза.

Далее жизненный путь опытного пилота продолжился участием в Советско-финской войне. В Великую Отечественную войну советский летчик инструктировал технику пилотирования при Московском военном округе. С наступлением мирного времени уволился в запас, но тесно поддерживал связь с авиацией, работая зам. начальника Центрального аэроклуба им. Чкалова.

Он жизнь посвятил авиации

Как и многие летчики Советского Союза, большую часть жизни Степанов посвятил авиации, работая над укреплением ее престижа и усилением могущества. Он возглавлял делегации на международных соревнованиях, проходивших в разных городах мира.

Именно Евгений Степанов первым поставил подпись на акте, подтверждавшем грандиозное событие - первое покорение космоса Юрием Гагариным.

В Международной авиационной федерации работал на посту вице-президента, в 70-е годы на Московском заводе по производству вертолетов руководил летно-испытательной станцией, являлся научным сотрудником Центрального дома космонавтики и авиации.

Не стало Степанова Евгения Николаевича 4 сентября 1996 года. Прах знаменитого летчика, покорявшего небеса во благо мирной жизни жителей своей страны, покоится на Троекуровском кладбище.

Библиотека администрации школы
Е.Н. Степанов

Классный руководитель:

Современная модель

воспитательной деятел ьности

Москва

ББК 74.200

С 79

В книге изложены представления о содержании и организации работы классного руководителя в современной школе, путях и способах повышения эффективности его воспитательной деятельности. Она может быть использована в качестве учебного пособия для проведения групповых занятий в рамках методических объединений классных руководителей и для самообразовательной деятельности педагогов-воспитателей.

Главный редактор В.М. Лизинский

Технический редактор В.А. Макаров

Корректор Е.В. Переславцева

ББК 74.200
ПД № 00842 от 10.11.2000 г. Формат 60X90/16.

Бумага офсетная. Печать оф сетная. Печ. л. 10. Тираж 5 000 экз. Зак. 065

Центр «Педагогический поиск», 107045, Москва. Луков пер., д. 4

О тпечатано с готового оригинал-макета ООО «Август-Принт»,

107564, Москва, ул. Краснобогаты рская, д. 2, стр. 2. т, 231-48-16

ISBN 5-901030-88-5  Степанов Е.Н., 2007

 Центр «Педагогический поиск», 2007

Предисл овие ……………………………………………………………………..... 5

Тема 1. Воспитание детей в начале третьего тысячелетия……………………... 6

Лекция. ……… …………………………………………………………………………..7

Понятийно-терминологическая игра. Современные представления о процессе воспитания ………………………………………………… ………....... 1 2
Тема 2. Планирование процесса воспитания детей в классном коллективе…. 1 5

Лекция. Планирование воспитательной работы в классе …………………..... 16

Практическое занятие. Методика составления плана воспитательной работы… ……………………………………………………………………… ..… 28
Тема 3. Системный подход в воспитательной деятельности классного руководителя……………………………………………………………………... 31

Лекция. Воспитательная система класса……………………………………….. 32

Проектная мастерская. Моделирование воспитательной системы класса…47
Тема 4. Классный час как основная форма работы классного руководителя... 50

Л е кция. Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации…………………………………………………………………….. 51

Аналитическая лаборатория. Особенности личностно-ориентированного классного часа…………………………………………………………………….. 6 1
Тема 5. Воспитание индивидуальности ребёнка ……………………………… 71

Лекция. Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания ……. 71

Проектная мастерская. Проектирование воспитательных дел, направленных на развитие индивидуальности учащихся…………………………………………. 8 2
Тема 6. Педагогическая поддержка ребё нка как важнейшая функция классного руководителя………………………………………………………… .89
Лекция.
Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы………… . 90
Тренинг.
Приёмы педагогической поддержки ребенка в решении личностно значимой проблемы……………………………………………………………... .98

Тема 7. Развитие инициативы и самодеятельности учащихся в классном коллективе………………………………………………………………………. 1 01

Лекция. Самоуправление в классном коллект иве…………….………………102

Конструкторское бюро. Разработка модели самоуправления в классном коллективе……………………………………………………………………..…108
Тема 8. Работа классного руководителя с родителями учащися…………..... 1 13

Лекция. Родительское собрание: методика подготовки и проведения………113

Ассамблея ав торов творческих идей и приемов организации родительских собраний ………………………………..1 20

Тема 9. Диагностическое обеспечение воспитательного процесса…………. 1 22

Лекция . Педагогическая диагностика в работе классного руководителя…...123

Практикум. Использование методик психолого-педагогической диагностики в воспитательной деятельности классного руководителя……….……………130
Тема 10. Деятельность классного руководителя в современном образовательном учреждении………………………………………………….. 1 35

Лекция . Со временная модель воспитательной деятельности классного руководителя…………………………………………………………………......136

Презентация воспитательн ых систем классов………………………………..142

Предисл овие

Вряд ли кто-то станет возражать, если мы назовем классного руководителя ключевой фигурой в воспитательной деятельности образовательного учреждения. От успешности его работы во многом зависит эффективность воспитательного процесса в целом. Попытки повысить результативность воспитания детей без внесения существенных изменений в содержание и организацию деятельности классных наставников, как правило, оказываются неудачными. В этой связи хочется верить, что не случайно первым национальным проектом в области образования стал проект, который направлен на улучшение работы классных руководителей.

Его реализация не может быть сведена только к увеличению оплаты труда педагогов-воспитателей и должна способствовать росту качества их деятельности. А последнее не представляется возможным без повышения квалификации классных руководителей в вопросах теории и методики воспитания. С этой точки зрения мы и разработали цикл лекционных и практических занятий, которые рекомендуем провести в рамках методических объединений классных руководителей. Он должен помочь классным наставникам осознать необходимость обновления практики построения воспитательных отношений с детьми в изменившейся политической, экономической и социально-педагогической ситуации, познакомиться с опытом эффективной организации воспитательной деятельности, определить пути, формы и способы совершенствования воспитательного взаимодействия с учащимися своего класса.

Главный замысел подготовленных материалов заключается в стимулировании желания и потребности педагогов перейти от словесного к деятельностному, от социоцентрического к личностно-ориентированному, от аспектного к системному построению воспитательной практики. Поэтому центральное место в них занимает информация о деятельностном, личностно-ориентированном и системном подходах. Целенаправленное и конкретное их применение позволит классным руководителям моделировать и создавать в классах гуманистические, уникальные и эффективные системы воспитания учащихся.

Без внимания разработчиков не остались и такие сложные моменты в работе классного руководителя, как взаимодействие с родителями учеников, обеспечение развития самоуправления в классном коллективе, педагогическая поддержка ребёнка, психолого-педагогическая диагностика формирования детского коллектива и развития учащихся.

По каждой теме подготовлены разработки как теоретического, так и практического занятия. Только на основе взаимосвязи и взаимодополнения лекционного и практического материала следует строить процесс повышения квалификации и профессионального повышения мастерства педагогов-воспитателей. Разработка любого занятия завершается списком литературы, изучение которой может обогатить по рассматриваемой проблеме научно-методические представления классных руководителей.

Принципиально важной является и тематическая последовательность учебных занятий. Она детерминирована логикой связей между компонентами изучаемого материала. Однако организаторы обучения классных руководителей в конкретном учреждении образования или центре повышения квалификации педагогов вправе избрать в соответствии с другими значимыми обстоятельствами иной вариант очередности проводимых занятий.

Данное учебно-методическое пособие может стать средством само образовательной деятельности учителя или решения им какой-то отдельной педагогической проблемы в своем классе. Допустимо различное применение публикуемого материала, ведь главное, чтобы оно реально способствовало росту профессиональной компетентности и эффективности работы классного руководителя как ключевой фигуры в воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Тем а 1. Воспитание детей в начале третьего тысячелетия

Лекция. Воспитательная деятельность классного руководителя в начале XXI века

Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывают политическая, экономическая, социокультурная ситуации в развитии государства и общества. Происходящие в России изменения в государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике воспитания детей. Заметно обновляется в последние два десятилетия и воспитательная деятельность классных руководителей.

Однако не все перемены можно назвать прогрессивными, полезными. До сих пор значительная часть классных наставников испытывает серьезные затруднения в определении стратегии и тактики действий по проектированию и построению воспитательных отношений со своими воспитанниками. Ещё остается актуальной проблема поиска классными руководителями форм, приёмов и методов воспитательной деятельности, адекватных радикально изменившейся за короткий срок социальной ситуации.

Решению этой проблемы может помочь анализ эффективной практики работы педагогов-воспитателей в современных условиях. В данном случае объектом анализа стала воспитательная деятельность 67 классных руководителей – участников областного конкурса воспитательных систем классов. В таком конкурсном состязании могли принять участие только те педагоги, воспитательная работа которых, по мнению экспертов и результатам психолого-педагогической диагностики, была признана успешной. В процессе анализа нами была предпринята попытка найти ответы на следующие вопросы:


  1. Что составляет теоретико-методологическую основу воспитательной деятельности в начале XXI века?

  2. Какие целевые ориентиры избирают классные руководители в настоящее время?

  3. Какие идеи и правила выполняют роль принципов в воспитательной деятельности?

  4. Что представляет собой содержание процесса воспитания в современных условиях?

  5. Как организуется в классном сообществе воспитательное взаимодействие?
Ответы на поставленные вопросы позволяют выявить тенденции развития практики воспитательной деятельности классных руководителей и охарактеризовать основные компоненты процесса воспитания учащихся в современных условиях.
I . Методологическое основание воспитательной деятельности

Сначала выясним, какие методологические подходы и теоретические положения являются наиболее важными и часто используемыми в деятельности эффективно работающих классных наставников.

При изучении конкурсных материалов и практики организации процесса воспитания стало очевидным, что теоретическую основу деятельности всех классных руководителей составляют идеи системного подхода и теории воспитательных си стем. Высокой результативностью своей работы педагоги-воспитатели подтвердили целесообразность использования системного подхода в воспитании учащихся не только в рамках всего образовательного учреждения, но и на уровне его структурных подразделений – классов, кружков, клубов, секций. Они убедительно доказали, что класс можно и нужно рассматривать и как компонент общешкольной воспитательной системы, и как отдельную целостную систему воспитания учащихся-одноклассников. Опираясь на идеи теории систем и применяя методы системного подхода, классные руководители проводили целенаправленную работу по моделированию и построению воспитательных систем классов. Для профессиональной деятельности большинства из них характерна такая черта, как системность мыслительных операций и практических действий. Поэтому им удалось создать эффективные системы воспитания в коллективах классов.

В процессе исследования нетрудно было заметить, что наряду с ориентацией на системное построение воспитательной практики успешно работающие классные наставники заботятся о наполнении деятельностью жизненного пространства своих воспитанников. «Следы деятельностн ого подхода» видны повсюду. Активностью и творчеством наполнена жизнедеятельность классного коллектива. Дело за делом, событие за событием – привычный ритм индивидуальной и совместной жизни членов классного сообщества, когда одно дело ещё не завершилось, а другое уже задумывается или даже начинается. Классные руководители способствуют формированию в классе широкого спектра деятельности, чтобы каждый ребёнок нашел себе дело по душе и внёс свой собственный вклад в коллективное жизнетворчество.

Эта забота связана и с тем, что педагоги стремятся к созданию воспитательных систем гуманистического типа, в которых обеспечиваются и поддерживаются процессы самоопределения, самоутверждения и самореализации учащихся. В данном случае не обойтись без личностно ор иентированного подхода. Эта ориентация в воспитательной деятельности становится с каждым годом всё более и более востребованной.

Наряду с личностно-ориентированным, деятельностным и системным подходами применяются в практике воспитания учащихся и другие методологические ориентации, но несколько реже, так как их использование связано со специфическими особенностями создаваемой в том или ином классе воспитательной системы.

И ещё об одном важном моменте следует сказать. Фактически все классные руководители подчёркивают необходимость опоры на теоретические разработки А.С. Макаренко, Т.Е. Конниковой, И.П. Иванова, Л.И. Новиковой и накопленный в советских школах опыт воспитания учащихся в детском коллективе. Без целенаправленной и постоянной работы по педагогическому обеспечению процесса развития классного коллектива практически невозможно достичь высоких результатов в воспитательной деятельности. Коллектив для большинства классных наставников и их воспитанников является значимой ценностью.
II . Целевые ориентиры воспитательной деятельности

В качестве цели почти все педагоги-воспитатели избирают предполагаемые результаты в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии учащихся. Многие из них рассматривают цель как представление о необходимом (на основе понимания объективных закономерностей развития ребенка и формирования детского коллектива), возможном (исходя из реальных ресурсов и условий осуществления воспитательной деятельности) и желаемом (учитывая потребности, интересы и желания детей и их родителей) результате процесса воспитания учащихся . К сожалению, шесть классных руководителей в процессе целеполагания выдвинули целевые ориентиры, которые не соответствуют критерию реальности и вряд ли окажутся достижимыми; такая ошибка является типичной для массовой педагогической практики.

В изученных нами конкурсных материалах целевой блок состоит чаще всего из главной цели и нескольких подцелей – задач, решение которых позволяет достичь главный целевой ориентир. Например, в концепции воспитательной системы 7-го класса, составленной лауреатом конкурса С.В. Заваденко, содержится цель – обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся – и соответствующие ей задачи:


  1. создать в классе благоприятную среду для самоосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития и самореализации;

  2. способствовать повышению ценности индивидуальности в ценностном мире учащихся, их родителей и других социальных партнеров;

  3. обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;

  4. помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей личной и школьной жизни;

  5. содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

  6. помочь каждому ученику обрести свой образ посредством проявления творческой активности в разрабатываемых и реализуемых проектах классного сообщества.
Несколько иную структуру имеет целевой компонент в воспитательной системе 6-го класса (классный руководитель Т.А. Васильева) В нём не выделяется главная цель, его составляют шесть взаимосвязанных воспитательных задач:

Укрепить классное содружество, главными ценностями которого являются дружба и взаимопомощь;

Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения учащихся;

Привести в действие, «заставить звучать» внутренний мир ребёнка, помочь раскрыться его индивидуальности;

Создать атмосферу доверия, помочь преодолеть страх неуверенности, собственной неспособности что-либо создать, сочинить, сыграть;

Через приобщение к искусству театра привести к пониманию реального мира, отношений в нем;

Способствовать развитию чувства прекрасного.

Классные руководители стремятся к тому, чтобы целевые ориентиры были направлены на развитие учащихся, обеспечены необходимыми ресурсами, сформулированы ясно и чётко, диагностичны, трудны, но реально достижимы.
III . Принципы системы воспитания учащихся

При анализе конкурсных работ выяснилось, что в них представлены принципы, во-первых, как концептуальные идеи, главные требование к осуществлению педагогической деятельности, и, во-вторых, в качестве основных правил жизнедеятельности детей и взрослых в классном коллективе. К примеру, учитель начальных классов Е.М. Соловьева избрала принципами воспитательной деятельности идеи природосообразности поддержки, понимания. Её коллега Т.В. Павлова определила вместе с учащимися и их родителями принципы, играющие роль основных правил жизнедеятельности классного сообщества. В результате появилась в классном уголке следующая запись: «В нашем классе много знать – престижно, помогать товарищу – нормально, готовить дело по чужому сценарию – невозможно, жить без творчества и активности – скучно».

В воспитательной системе могут разрабатываться различные варианты принципов, но они должны быть взаимосвязаны с уровнем развития классного коллектива, жизненными ценностями его членов, другими индивидуальными и групповыми особенностями. Недопустимо их копирование из учебно-методических публикаций и документов, отражающих жизнедеятельность других классных сообществ.
IV. Содержание воспитательного процесса

Особый интерес представляло изучение содержания воспитательной деятельности классных руководителей, ведь его определение у многих педагогов-воспитателей вызывает до сих пор серьёзные затруднения. Исследование показало, что, несмотря на уникальность каждой воспитательной системы класса, существуют в содержании воспитания и стратегии его отбора не только единичные, особенные, но и общие черты.

Например, при определении содержания воспитательного процесса классные руководители (кстати, как и руководители лучших образовательных учреждений нашего региона) ориентируются, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой – на национальные, региональ ные, местные традиции и ценности. Они стремятся воспитать у детей чуткость как к глобальным проблемам человечества, радостям, горестям и достижениям жителей других стран и континентов, так и участливое отношение к делам и заботам родных, близких и просто живущих рядом людей, не только дать ученикам хорошие знания об истории и культуре своего народа, края, но и пробудить у них гордость за традиции и успехи земляков и соотечественников и стремление их приумножать.

Для большинства исследованных воспитательных систем классов характерно выделение в содержании и организации процесса воспитания доминанты – приоритетного вида или направления деятельности детей и взрослых, на основе которой формируется индивидуальность (лицо) классного сообщества. Такой доминантой в коллективе 4-го класса школы-лаборатории № 18 г. Пскова (классный руководитель Л.В. Михайлова) является познавательно-игровая деятельность «Поход в мир своего Я»; у псковских семиклассников из лицея №21 (классный руководитель С.В. Заваденко) – коллективная творческая деятельность по разработке и реализации проектов классного сообщества; в 9-м классе школы № 1 г. Порхова (классный руководитель Л.А. Яковлева) – краеведческая дея­тельность; у девятиклассников из Переслегинской гимназии (классный руководитель Н.А. Маныгина) – работа клуба «Малая Третьяковка». Эффективно работающие классные руководители убеждены в том, что в создаваемой воспитательной системе обязательно должен быть стержень (в теории систем его называют системоинтегрирующим элементом), вокруг которого могут и должны интегрироваться все дела и помыслы членов классного коллектива. Благодаря этому и формируются такие важные качества системы воспитания, как целостность, упорядоченность, неповторимость, эффективность.

И ещё одна общая черта содержания воспитания – направленность на развитие ребёнка. Ни одно организуемое дело не проводится только ради мероприятия или просто ради того, чтобы отметить «красный день» календаря. Вся совместная и индивидуальная деятельность детей и взрослых направлена на развитие познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности учащихся, развивающем влиянии заключается смысл и главное предназначение воспитательной работы классных руководителей.
V. Организация процесса воспитания учащихся

Пытаясь ответить на вопрос, как организуется в классном cooбществе воспитательное взаимодействие, мы старались выяснить, что является характерным в организации процесса воспитания для большинств классных руководителей, успешно реализующих воспитательные функции. Нам удалось выявить шесть характерных моментов в организации воспитательной деятельности.

Во-первых , в проектировании и организации процесса воспитания учащихся важную роль играет стратегическое планирование. Классные руководители при проектировании не ограничивают свои воззрения на воспитательный процесс рамками годового плана работы, а с помощью методов программирования, моделирования и проектирования создают программы и модели развития воспитательной деятельности на срок от двух до пяти лет. Чаще всего разрабатываются концептуальные модели систем воспитания учащихся 1-4-х, 5-9-х, 10-11-х классов, т.е. воспитательная деятельность планируется на весь период учебы детей на I, II или III ступени обучения.

Во-вторых, применяется сист емный способ организации воспитательного процесса. Классные руководители направляют свои усилия моделирование и построение воспитательных систем классов. Для того чтобы осуществляемая деятельность и её влияние носили целенаправленный и системный характер, педагоги-воспитатели объединяют отдельные воспитательные дела и мероприятия в более «крупные дозы воспитания (термин В.А. Караковского) – так называемые системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса, к которым можно отнести ключевые дела, тематические программы, социально-педагогические проекты. В этом отношении показателен пример интеграции воспитательных дел, проводимых в 11-м классе школы № 3 г. Печоры (классный руководитель А.В. Столярова), в три целевые программы: «Я и собственное "Я"», «Я и творчество», «Я и общение».

В-третьих, «крупные дозы воспитания» сочетаются с малыми фор мами воспитательной работы, направленными на развитие и проявление индивидуальности каждого ребёнка. Многие успешно работающие классные руководители считают своим педагогическим кредо помощь учащимся в самопознании, самостроительстве и самоосуществлении. Он стремятся к тому, чтобы каждый их воспитанник имел реальные возможности и условия стать самим собой. Поэтому в планы воспитательной работы они включают циклы тематических классных часов «Познай себя», «Сотвори себя сам», тренинги саморазвития и личностного роста, мастерские самопроектирования, бенефисы и самопрезентации учащихся, персональные выставки и т.п.

В-четвертых, существенную роль в процессе воспитания играют традиции классного коллектива. Классные наставники убеждены в необходимости использования в воспитании детей традиционных форм и способов построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, как правило, более эффективно, а затрат требуют меньше, потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке.

В-пятых, наряду с деятельностью важным средством воспитания является общение. В объективе внимания педагогов-воспитателей находятся проблемы делового и неформального общения в детском коллективе, развития коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только значительно обогатило воспитательный процесс, но и способствовало повышению его эффективности.

В-шестых, для анализа и оценки эффективности процесса воспитания учащихся специально разрабатывается и используется диагностический инструментарий, состоящий из совокупности критериев, показателей и методик для изучения результативности воспитательной деятельности. Популярный ранее способ измерения эффективности педагогическо­го процесса на «глазок» – только с помощью педагогического наблюдения или экспертной оценки – постепенно заменяется приёмами и методами исихолого-педагогической диагностики.

Завершая описание основных компонентов процесса воспитания, необходимо констатировать, что и в новых политических и социально-экономических условиях можно эффективно вести воспитательную работу. Но для этого целесообразно перейти от словесного к деятельностному, от аспектного к системному, от социоцентрического к личностно-ориентированному построению воспитательной практики. Такой представляется нам воспитательная деятельность классных руководителей в начале XXI века.
Рекомендуемая литература


  1. Барышникова С .В. Трудный выбор классного руководителя. – СПб., 2003. Воспитательная система класса: теория и практика / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2005.

  2. Лизинский В.М. Классный руководитель: молитва на каждый день. – М., 2005.

  3. Работа классного руководителя / Под ред. Е.А. Слепенковой. – М., 2005.

  4. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. – М., 2004.

Степанов Евгений Николаевич родился 22.05.11 г. в Москве, в семье рабочего-мраморщика. Русский. В шестилетнем возрасте остался без отца. В 1928 г. окончил семилетку, в 1930 г. - школу ФЗУ им. Ф.Э. Дзержинского. Работал кузнецом. Занимался в фабричном радиоклубе. В 1932 г. окончил школу лётчиков Осоавиахима, имея налет 80 часов.
В РККА с 1932 г. В 1933 г. окончил 2-ю военную школу лётчиков в г. Борисоглебске.
Служил в Ленинградском военном округе младшим лётчиком в бригаде особого назначения. Летал на бомбардировщике. Затем, после многочисленных рапортов его перевели в истребительную авиацию. Был командиром звена 12-й истребительной эскадрильи 111-й истребительной авиационной бригады Ленинградского военного округа.
Участвовал в народно-революционной войне в Испании с 20.08.37 по 27.07.38 гг. под псевдонимом "Эвухеньо". Налетал 205 часов на И-15. Совершил 100 боевых вылетов, провел 16 воздушных боев, лично сбил 10 самолетов противника - 6 истребителей (4 Cr.32, 2 Bf.109) и 4 бомбардировщика (Ju.86, Do.17 и 2 SM.81). Награжден орденом Красного Знамени (10.11.37).
Вспоминает полковник Степанов: "Мы изображали из себя советских туристов, собирающихся на международную выставку в Париже. Мы сели на пароход от Ленинграда до Гавра и, с помощью испанской группы поддержки, прилетели оттуда в Валенсию. Другие советские добровольцы добирались в испанские порты на борту советских грузовых судов".
В августе 1937 г. Степанов сбил два истребителя лично (Fiat CR-32 над Уэской и Bf.109 над Сарагосой), а также бомбардировщик Do.17 в паре с Никитой Сюсюкаловым.
1.09.37 г. над Белчите он сбил еще один CR-32.
12.10.37 г. Степанов сбил бомбардировщик Ju.86 в группе с Анатолием Серовым и Ильей Финном. Он попытался таранить Fiat Cr.32, но в последний момент фашисту удалось увернуться.
15.10.37 г. в составе эскадрильи И-15 участвовал в атаке аэродрома Гарапинильос около Сарагосы. Согласно сообщениям разведки во время налета было уничтожено 40 самолетов, а 20 повреждено.
В ночь с 27 на 28.11.37 г. сбил два бомбардировщика SM.81. Во время этой атаки ему пришлось таранить одну из машин левой стойкой шасси своего И-15.
По словам самого Степанова "это был незапланированный таран".
Он нёс боевое дежурство в районе Барселоны в паре с лётчиком Ильей Финном. Около 3.00 в 40 км севернее города на высоте 2000 м Степанов обнаружил итальянский бомбардировщик SM-81 и пошёл на сближение. Стрелки открыли по нему огонь. Пулемётными очередями ему удалось поджечь сначала левое, а затем - правое крыло. Но враг продолжал лететь. Перезарядить оружие не было времени и Степанов пошёл на таран. Увеличив скорость, он решил с левым разворотом нанести удар колёсами шасси по рулю поворота, но не рассчитал и ударил винтом и левым колесом.
Удар оказался скользящим и потому не очень сильным, но его оказалось достаточно: неуправляемый бомбардировщик рухнул в море. Это был первый в мире ночной таран. Вскоре Степанов обнаружил второй фашистский бомбардировщик. Он атаковал его на повреждённом самолёте и с первой атаки огнём из пулемётов поразил кабину. Тот камнем рухнул на землю, а Степанов благополучно совершил посадку на аэродроме Сабадель.
После отъезда Анатолия Серова на родину он стал командиром эскадрильи.
17.01.38 г. он провёл свой последний бой в небе Испании. В этот день Степанов повел своих летчиков к горам Универсалес на перехват "юнкерсов", летевших на бомбардировку республиканских войск в сопровождении большой группы "фиатов".
Над городом Охос-Негрос завязался бой. Степанов сбил один истребитель Cr.32. Пытался таранить второй, но был сбит огнём зенитной артиллерии. Были перебиты тросы управления, поврежден двигатель. Степанов выбросился с парашютом. При приземлении он сильно ударился о скалу и в бессознательном состоянии попал в плен.
Следующие полгода он провел в тюрьмах - в Сарагосе, Саламанке, Сан-Себастьяне. В течение месяца его держали в одиночной камере, по нескольку дней не давали пищи, трижды выводили на расстрел. В конце концов, республиканское правительство сумело обменять его через Международный Красный Крест на пленного немецкого пилота.
В июле 1938 г. на судне, шедшем через Францию и Бельгию, старший лейтенант Степанов вернулся в Ленинград. Был назначен инструктором по технике пилотирования ВВС Ленинградского военного округа.
2.06.39 г. вместе с группой летчиков воевавших в Испании и Китае Степанов прибыл в Монголию и был назначен командиром эскадрильи И-15бис в 22-й иап. Около трех недель он занимался подготовкой молодых летчиков, знакомил с местностью, проводил тренировочные полеты.
Участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Совершил более 100 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 2 самолёта противника. Награжден монгольским орденом "За воинскую доблесть" (10.08.39).
22.06.39 г. он повел эскадрилью в бой. Он подбил один японский истребитель и сбил другой. На его машине были разбиты стекла приборов, повреждена тяга управления двигателем. Ему с трудом удалось посадить изрешеченный самолет.
29.08.39 г. капитану Степанову Евгению Николаевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль "Золотая Звезда" N 152.
Член ВКП(б) с 1939 г.
Участвовал в освобождении Западной Белоруссии.
Участвовал в советско-финской войне. Летал в составе 19-го иап.
Затем служил инспектором по технике пилотирования ВВС МВО.
В 1944 г. был назначен заместителем начальника Центрального аэроклуба им. Чкалова.
С апреля 1948 г. в запасе. Работал начальником отдела ЦК ДОСААФ. Был руководителем советских команд на авиационных чемпионатах мира в Праге и Париже.
В течение ряда лет занимал пост вице-президента Международной авиационной федерации. Участвовал в работе конференций ФАИ в Париже и Стамбуле.
12.04.61 г. Степанов подписал акт о первом в мире полёте в космос Юрия Гагарина.
В 1965-77 гг. он был начальником лётно-испытательной станции Московского вертолётного завода.
С 1977 г. - научный сотрудник Центрального Дома авиации и космонавтики.
Умер 5.09.96 г. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Герой Советского Союза (29.08.39). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.

Литература:
Герои огненных лет. Кн. 8. - М., 1985. С. 128-136.
Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 193-195.=-

Примечания:
По официальным данным Степанов имел 8 личных и 4 групповые победы.
http://www.airforce.ru/staff/stepanov/stepanov.htm
Финн Илья Александрович (1910-1937), старший лейтенант. Еврей. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС и Серпуховскую военную авиашколу летчиков. С 1935 г. служил летчиком-испытателем в НИИ ВВС. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 5.09.37 по 26.10.37 гг. Летал И-15. Сбил 1 самолет. 26.10.37 г. погиб в авиакатастрофе. Награжден орденом Красного Знамени (10.11.37).
По официальным данным один SM.81 засчитан И. Финну.
http://www.airforce.ru/staff/stepanov/stepanov.htm.
Существует версия, что Степанова обменяли на гауптмана Мюллера, сбитого А. Гусевым.
При этом в первую очередь были учтены мужество и героизм, проявленные Степановым во время национально-революционной войны в Испании. Однако того, что он был в плену, соответствующие органы никогда не забывали.
Гагарин Юрий Алексеевич (1934-1968) Герой Советского Союза (14.04.61), полковник. Русский. В Советской Армии с 1955 г. В 1957 г. окончил Чкаловское военное авиационное училище. Служил летчиком-истребителем на СФ. С 1960 г. - в отряде космонавтов. 12.04.61 г. совершил первый в мире полет в космос. В 1968 г. окончил Военно-воздушную инженерную академию. Избирался депутатом ВС СССР и членом ЦК ВЛКСМ. 27.03.68 г. погиб в авиакатастрофе.

Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 1-2012

Степанов Е.Н.,

доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой теории методики воспитания ,

Псковский областной ИПКРО, г. Псков

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЗДАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ КЛАССА
Распространение идей системного подхода в сообществе российских педагогов-воспитателей детерминировало деятельность классных руководителей по моделированию и построению воспитательных систем классов. В реальной практике воспитательного взаимодействия с детьми классные наставники смогли убедиться в справедливости утверждения В.А. Караковского: воспитание эффективно, если оно системно. Они стали направлять свои усилия на создание воспитательных систем классов. Во многих образовательных учреждениях страны появились уникальные и одновременно эффективные системы воспитания детей в классных коллективах.

Однако следует заметить, что их количество может значительно увеличиться, если классным руководителям будет оказана более действенная научно-методическая поддержка в овладении и использовании системного подхода в воспитательной практике. Системный подход - это высший пилотаж в педагогической деятельности, поэтому классные наставники нередко испытывают серьезные затруднения в процессе его применения. Наиболее часто такие затруднения возникают при программировании деятельности по созданию воспитательной системы класса. Под программированием нами понимается формирование представлений о целях, содержании, этапах, формах и способах организации деятельности по обеспечению процесса развития системы воспитания членов классного сообщества.

Классные руководители, как правило, умеют изучать и анализировать исходное состояние воспитательного процесса в классе. Большинство из них научилось моделировать будущее состояние процесса воспитания школьников, т.е. разрабатывать проектную модель в форме концепции воспитательной системы класса. Гораздо сложнее для классных руководителей программировать деятельность по обеспечению «перехода» воспитательного процесса из исходного в проектируемое состояние. Например, педагогу-воспитателю, осуществляющему классное руководство пятиклассниками, трудно определить, какие целевые ориентиры следует избрать для достижения в 7-м или 9-м классе, что целесообразно проводить с учениками через два, три, четыре года и т.п. Очевидна необходимость научно-методических подсказок учителю, в которых раскрывались бы взаимосвязи процесса развития воспитательной системы класса и организации деятельности по обеспечению его успешного протекания.

Важные сведения-подсказки для педагогов-воспитателей содержатся в работах ученых, специально изучавших процесс развития (создания) воспитательных систем. Наиболее глубоко и детально его исследовали В.А. Караковский и A.M. Сидоркин. Хотя они изучали развитие общешкольных систем воспитания детей, результаты их исследований содержат полезную информацию и для классных руководителей.

Эти ученые полагают, что можно выделить четыре этапа развития воспитательной системы.

Для первого этапа характерно следующее:


  • система пока не набрала силу, поэтому ее компоненты работают порознь;

  • структура деловых отношений только формируется, пока главенствуют эмоционально-психологические межличностные отношения;

  • происходит выбор и становление системообразующей деятельности;

  • проектируются и создаются в воспитательном процессе и жизнедеятельности школьного коллектива «опережающие ситуации», которые в последующем станут ведущими элементами новой системы воспитания;

  • идет поиск возможных связей с окружающей средой, но взаимодействие с ней носит стихийный характер;

  • разрабатывается концептуальный замысел (концепция) воспитательной системы;

  • управлению системой присущ только организационно-педагогический характер.
На втором этапе осуществляется отработка содержания деятельности и структуры системы:

  • происходит осознание целей воспитательной системы, путей и способов их достижения;

  • окончательно формируется системообразующая деятельность;

  • интенсивно протекают процессы коллективообразования и воспитания детей через коллектив;

  • развивается общение членов школьного сообщества, в т.ч. межвозрастное;

  • усложняется деятельность в сфере самоуправления;

  • рождаются традиции школьного коллектива;

  • управление системой осуществляется как на организационно-педагогическом, так и психолого-педагогическом уровне.
Третий этап включает в себя такие моменты:

  • окончательно оформляется система, каждый компонент которой занимает свое место;

  • упорядочивается в максимальной степени жизнедеятельность школьного сообщества;

  • усиливается внимание коллектива к личности;

  • резко возрастает интенсивность процессов самоорганизации и самодеятельности;

  • педагогизируется пространство жизни и развития детей внутри учебного заведения и за его пределами;

  • у школьного сообщества становится много друзей.
Четвертый этап A . M . Сидоркин называет кризисным. Он является прологом к новому витку обновления и перестройки воспитательной системы.

Псковские научные и практические работники осуществляли под нашим руководством изучение процесса развития воспитательной системы класса и разработку форм, приемов и методов моделирования и построения системы воспитания детей в классном коллективе. На наш взгляд, можно условно выделить следующие этапы создания воспитательной системы и соответствующие им педагогически целесообразные действия.


  1. Проектирование. Преобладает деятельность по изучению потребностей, интересов и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию его желаемого образа, определению перспектив его жизнедеятельности. Такая деятельность в этот период является главным системообразующим фактором.

  2. Становление. Особое внимание уделяется формированию доминирующего (приоритетного) вида или направления деятельности, укреплению межличностных отношений, развитию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной жизнедеятельности, взращиванию классного коллектива. Призыв классного руководителя (родителя или другого авторитетного взрослого) «Делай как я!» становится в этот период основным девизом жизни классного коллектива.

  3. Стабильное функционирование. Активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за другом лозунги: «Делай как лучшие из нас!» и «Делай как большинство из нас!». Воспитательная система начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность («лицо») классного сообщества. Его жизнь строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.

  4. Завершение функционирования или коренного обновления. Для данного этапа характерны две тенденции: первая - постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива (оставить «добрый след»); вторая - поиск новых идей, форм и способов обновления жизнедеятельности в классе.
Интерес для классных руководителей могут также представлять наши наблюдения за проявлением основных характеристик воспитательной системы в процессе ее создания (см. таблицу).

Характеристики воспитательной системы

Этапы создания воспитательной системы

Проектирование

Становление

Стабильное функционирование

Целостность

Суммативный характер системы: слабая связь элементов и сила их взаимодействия

Ситуативное и фрагментарное проявление целостности

Целостность как постоянное и устойчивое качество системы

Открытость

Закрытость системы («карантин»)

Избирательная и периодическая открытость

Максимально возможная открытость

Индивидуальность

Скрытая (потенциальная) индивидуальность

Ситуативное и фрагментарное проявление индивидуальности

Яркое и устойчивое проявление индивидуальности

Эффективность

Низкая эффективность

Средняя эффективность

Высокая эффективность

Завершая изложение результатов исследований процесса развития воспитательной системы, еще раз следует подчеркнуть их ценность для классных наставников, программирующих деятельность по построению системы воспитания детей в классе. Без понимания логики развития системы трудно или даже невозможно гарантировать успех в планировании действий по ее созданию.

В качестве второй научно-методической подсказки классным руководителям можно рассматривать накопленные педагогами и психологами сведения о коллективе и процессе его развития (формирования). Коллектив, как известно, является ядром воспитательной системы. Продуктивная деятельность по его формированию обусловливает успешное становление и функционирование воспитательной системы, поэтому при программировании процесса построения системы воспитания детей в классе классному руководителю необходимо иметь глубокие и отчетливые представления о коллективообразовании.

В науке существует множество вариантов описания этапов (стадий) формирования коллектива и изменений, происходящих в группе в ходе коллективообразования. Изложим описание одного из них, авторами которого являются известные психологи Л.И. Уманский и А.Н. Лутошкин (см. таблицу).



Этапы

развития группы


Краткое описание этапов коллективообразования

I. Номинальная группа

На этом этапе группа представляет собой формальное объединение ее членов, отношения между которыми устанавливаются на основе симпатий и антипатий. Осуществляются первые попытки формирования деловых отношений во время участия в совместной работе, но фактически каждый действует сам по себе

II. Группа-ассоциация

В группе появляется общая цель. Группа имеет официальную структуру, но не действует как единое целое, так как деятельность каждого носит преимущественно индивидуальный характер. В такой группе слабо выражены подготовленность к совместной деятельности, организационное единство, психологическая взаимозависимость. Ее члены распределили между собой обязанности, но они часто не выполняются. Почти вся нагрузка по подготовке и проведению дел ложится на плечи активистов

III. Группа-кооперация

На данном этапе для группы характерны установившаяся структура, высокий уровень подготовленности ее членов к решению поставленных задач, инициативный и признанный актив, способный напряженно работать и вести за собой остальных членов группы. Однако здесь есть и отчетливо выраженный пассив. Жизнь такого сообщества разнообразна. Члены группы способны достигать высоких результатов в совместной деятельности. Но часто их работа отличается неритмичностью и повышенным эмоциональным напряжением: за все дела принимаются охотно, но быстро остывают; вспышки активности чередуются с безразличием и пассивностью. Межличностные отношения и внутригрупповое общение носят в основном деловой характер . В группе нет достаточно выраженных психологических связей

IV. Группа-автономия

Группа достигает высокого уровня развития по многим параметрам, особенно по психологическому единству. Для нее характерны внутренняя сплоченность, спаянность, отсутствие группировок по симпатиям/антипатиям, половой принадлежности. Ее члены чувствуют в ней комфортно и защищено. Они считают свою группу эталоном и не представляют возможным променять ее на другое сообщество. В мероприятиях конкурсного характера чаще всего группа становится победителем, что формирует высокую групповую самооценку, а порой и высокомерие по отношению к другим объединениям. На этой стадии может проявиться дух группового эгоизма и индивидуализма и начаться формирование лжеколлектива

V. Группа-

коллектив


Данная группа отличается общественно значимой направленностью проводимых дел, высоким уровнем подготовленности, организационным и психологическим единством, т.е. всеми основными признаками социальной зрелости. В ней избираются целевые ориентиры, которые являются одновременно и личностно значимыми, и социально ценными. Совместная деятельность отличается высокой эффективностью. Отношения между членами групп вы носят дружеский характер

Хорошие ориентиры для классного руководителя в определении траектории развития воспитательной системы класса и средств педагогического обеспечения данного процесса содержатся в разработанной М.Г. Казакиной и модифицированной нами методике «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!» (прилагается), в которой также дано описание этапов формирования коллектива класса.

Третьей научно-методической подсказкой могут стать выявленные учеными тенденции развития деятельности, общения и отношений. Это знание важно для классных наставников потому, что совместная деятельность, общение и отношения выступают системообразующими факторами в построении воспитательной системы. Вот каковы логика и тенденции их развития.

Совместная деятельность:


  1. Обогащение целей и содержания деятельности социально значимыми ценностями (от целей непосредственно привлекающих дел - к общественно значимым, от близких - к средним и дальним перспективам).

  2. Обеспечение ведущей роли духовно-нравственных мотивов в иерархической структуре мотивов участия школьников в деятельности.

  3. Развитие доминирующего вида (направления) деятельности, определяющего индивидуальность («лицо») коллектива.

  1. Постепенное усложнение и расширение сферы деятельности.

  1. Развитие форм организации совместной деятельности от совместно-индивидуальной к совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей.

  2. Приобретение школьниками субъектной роли в подготовке, проведении и анализе совместных дел, овладение детьми знаниями, умениями и навыками организации коллективной творческой деятельности.

  3. Рост включенности учащихся в совместную деятельность, их инициативы и самостоятельности.

Общение:


  1. Интенсификация общения внутри классного сообщества (сначала на основе формирования эмоционально-психологических отношений, а затем благодаря развитию контактов в процессе совместной деятельности).

  2. Формирование более высокого уровня речевой культуры учащихся.

  3. Развитие толерантных, ненасильственных форм и способов общения .

  4. Овладение новыми образцами общения.

  5. Расширение сферы межгруппового общения.

Отношения:


  1. Улучшение эмоционально-психологического климата в классном сообществе.

  2. Формирование у школьников осознанного чувства принадлежности к общности (чувство «мы»).

  3. Повышение эталонности классного сообщества в восприятии его членов.

  1. Возрастание степени совпадения мнений, оценок, позиций школьников в основных вопросах жизнедеятельности классного сообщества

  2. Наполнение всех звеньев отношений ответственной зависимости деятельностным содержанием.

  1. Сближение структур эмоционально-психологических и деловых отношений.

  1. Расширение и интенсификация отношений с другими социальными общностями.
А теперь, после изложения подсказок о содержательных аспектах программы деятельности по построению воспитательной системы класса, необходимо поразмышлять о том, что должна представлять из себя составляемая программа. Сразу хочется заметить, что вряд ли программа должна быть официальным документом, тем более отдельным и обязательным. Прежде всего, программа - это сформированные и хранящиеся в сознании классного наставника представления о целях, содержании, этапах, формах и способах организации деятельности по созданию системы воспитания детей в классном коллективе. И лишь по желанию самого педагога данные представление могут быть изложены на бумажном и электронном носителях. Чаще всего они помещаются в концепцию воспитательной системы как один из ее разделов, в дневник или электронный портфолио как рабочий материал (документ).

Принадлежит классному руководителю и право выбора формы изложения программных представлений. Многие педагоги излагают программу в виде текста, другие предпочитают форму таблицы, состоящей из нескольких разделов:


Некоторые классные наставники для более наглядного изображения программируемых действий и их последовательности избирают график, в котором по вертикали составляется перечень основных действий, а по горизонтали обозначаются временные отрезки (сроки) их проведения.

Возможны и другие варианты изложения программы. Какой из них избрать, еще раз подчеркнем, решает сам классный руководитель. Г лавное, чтобы сформированные программные представления и форма их изложения способствовала успешному планированию и осуществлению деятельности по созданию воспитательной системы класса.
Литература


  1. Воспитательная система класса: теория и практика / Под ред. Е.Н. Степанова. - М., 2005.

  2. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1991.

  3. Немов Р.С, Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. - М.. 1988.

  4. Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! - М., 2000.

  5. Сидоркин A.M. Процесс развития воспитательной системы // Советская педагогика. - 1991. - № 11.

  6. Уманский Л.И., Лутошкин А.Н. Психология и педагогика работы комсорга. -М., 1975.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!»

(разработана М.Г. Казакиной, модифицирована Е.Н. Степановым)


Цель: определить стадии развития коллектива класса.

Ход проведения. При проведении одного из классных часов классный руководитель предлагает учащимся совместно поразмышлять о положении дел в классе, о состоянии в нем отношений . Он зачитывает текст, в котором излагаются характеристики стадий развития коллектива. Учащиеся посредством групповой самооценки должны определить, на каком этапе своего развития находится коллектив класса. Учащимся предлагается следующий текст.

Все начинается с интереса (первый этап)

У класса есть общая цель. Например, подружиться всем ребятам - мальчикам и девочкам.

В классе одно (или несколько) общее дело. Например, все готовятся к коллективному дню рождения, на котором предстоит защищать свое время года - когда кто родился. «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» - так будут называться творческие группы, где придется придумывать и действовать вместе мальчикам и девочкам - ведь они родились в одно время года.

Жизнь класса не прерывается. Завершается одно дело, а уже новое ждет своих организаторов и участников.

Класс учится действовать самостоятельно. Планировать, что и как делать. Все участвуют в делах (но не так, что одни организуют, командуют, а другие только слушают и смотрят). Все собираются вместе и оценивают, что было хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем.

Действует не только актив, а каждый учащийся. Когда что-то готовится, создаются специальные группы - советы дел. Например, один совет готовит устный журнал «Что? Где? Когда?», другой придумывает и организует «Бюро добрых услуг».

В классе интересно. Отношения друг к другу изменяются к лучшему. Появляется замечательное чувство: мы - коллектив.

Вы узнали себя? Можно считать, что первый этап развития коллектива пройден. Но не надо думать, что жизнь класса теперь настолько налажена, что дальше и идти некуда. Достижение первого этапа - это стремительный рывок на пути ко второму.


Все дела творчески - иначе зачем? (второй этап)

У класса достаточно трудная цель. Например, стать настоящим коллективом.

В коллективе - самоуправление. Большинство ребят умеют самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы. Умеют оценивать не только итог сделанного, но и то, какие качества проявил каждый, что побуждало: «для кого старался: для других или для себя?», насколько осознанно поведение: «ты не подумал, а ребята должны страдать!», насколько развито умение совершать хорошие поступки: «хотеть хорошего - это еще мало».

В составе классного самоуправления побывали почти все ребята.

В классе есть желание действовать, вглядываться в окружающую жизнь и улучшать ее.

В творческих группах или объединениях разрабатываются очень сложные дела. Но творчески проходят и самые обычные: дежурство по школе, работа на овощебазе.

Придумывать дела - самое интересное занятие. Классу очень нужны таланты, и поэтому увлечения, любимые занятия каждого помогают интересно, творчески жить всем. В классе есть даже свои специалисты по разным вопросам: «поэты», «психологи», «ученые», «техники». Ребята живут по принципу: «Все дела творчески – иначе зачем?».

В классе сложилось коллективное мнение - общие оценки по самым разным вопросам. Например: «мальчики должны быть сильными», «иметь по истории ниже четверки неприлично!».

У класса есть даже свои законы (правила, принципы), в них отражается то, что считается особенно ценным, их стараются выполнять.

Ребята очень ценят коллектив своего класса. Они говорят, «у нас принято выкладываться без остатка», «каждый чем-то увлечен», «каждый может придумывать что-то необыкновенное», «думать, спорить, убеждать, а потом создавать - главное в нашей жизни».