Джон китс краткая биография. Джон Китс: биография, личная жизнь, творчество и цитаты

Разные источники по-разному трактуют социальное положение семьи, в которой родился Джон Китс: одни утверждают, что его отец держал постоялый двор, другие – конюшню. Судя по всему, в детстве его мысли были связаны не с поэзией, которая впоследствии поглотила все его мысли, а с медициной.

По крайней мере, история запечатлела факт, когда ему покорился экзамен, после которого он мог стать практикующим хирургом, однако остался лишь хирургом дипломированным.

Его жизнь оборвалась рано и была короткой (1795-1821), но зато максимально насыщенной. В 1817-м вышел в свет его первый сборник, незамысловато названный «Poems» («Стихи»), а год спустя – поэма «Эндимион».

1820-й стал годом выпуска третьего и последнего сборника его стихов, в него Китс включил отрывок «Гипериона» - второй поэмы, за которую он только что взялся.

Было очевидно, что дипломированный хирург Джон Китс окончательно отошел в его душе на второй план, уступив место человеку, чья биография затем стала намного более знаменитой, чем аналогичные жизнеописания его многочисленных врачей-современников.

Деклассированный интеллигент

Несмотря на не самый высокий социальный статус, Джон, после получения им хорошего образования, покинул среду мелких предпринимателей. Однако и к более высокому обществу примыкать не стал, предпочитая оставаться деклассированным интеллигентом .

Надо сказать, что в политике его участие в деятельности либеральных буржуа (под предводительством Ли-Гента) было частичным.

Секрет прост: на протяжении всей своей недолгой жизни Китс сохранял глубокую индифферентность по отношению не только к политике, но и к науке и религии.

Однако даже такие, почти нейтральные взгляды, которых придерживался Джон, давали реакционерам повод причислять его к отряду либералов. Видя в нем отрицательный для себя потенциал, они изо всех сил старались подвергнуть практический каждое его произведение резкой критике.

Даже его друзья тот факт, что Джон Китс так рано ушел из жизни, были склонны рассматривать с точки зрения не прекращавшейся травли поэта со стороны реакционеров.

Искусство ради искусства

Между тем вклад этого поистине гениального поэта в английскую и мировую литературу более чем весом. Ведь Китс, по сути, основал свою собственную теорию в искусстве, являющуюся к тому же самой последовательной из всех ранее созданных.

Как считал Джон, искусство должно существовать исключительно для искусства. Разумеется, есть свой резон, например, в резко враждебной позиции поэта не только к таким сферам, как политика и религия, под власть его претензий попала даже наука.

Ведь Китс видел искусство, как субстанцию, максимально абстрагированную от беспощадных научных реальностей. К сожалению, многие его друзья не приняли столь максималистскую точку зрения.

Однако Джон настаивал: искусство должно быть искусством, а не инструментом в руках политиков, ученых или религиозных деятелей.

То есть, говоря языком его аргументов, в искусстве нет и не должна присутствовать социальная направленность.

Не останавливаясь на себе, Джон Китсстарался убедить в правоте своей теории своих коллег-современников. И, вместе с тем, весьма преуспел в искусстве. Его творчество наполнено «памятниками вечной красоты », которые свободны от любой «мелочной злобы дня», а общественная жизнь практически не находит в нем свое отражение.

К сожалению, биография гениального поэта не столь насыщена событиями и успехами, как того хотелось бы. Его вклад невелик по своим объемам, зато существенно выигрывает в качестве и оригинальности.

По мнению большинства литературных критиков, Джон Китс, относящийся по жанровой принадлежности к отряду романтиков, глубоко отличен от своих коллег-современников.

Ему не присущи уходы в средневековье для того, чтобы отыскивать там кошмары и ужасы, и для поисков чего-то необычного ему не требовалось погружаться в экзотику.

Верный себе и своей теории, Китс искал и находил одну только красоту - и его поиски бывали весьма успешны. По большей части, Джон находил красоту в произведениях Древней Греции. Трактовки, которым он подвергал классические сюжеты, вызывали бурю возмущения и гнева со стороны приверженцев классицизма.

Успокоение – в «тихой грусти»

В его поэзии чувствуется влияние античного пантеистического натурализма. В этом плане Джон Китс остается верен своему принципу достижения цели с помощью максимального объективизма, причем такая объективность характерна даже для лирики.

И в этом, в частности, в обработке сюжетов древнегреческой классики и более позднего средневековья, явственно ощущается близость его к литераторам, творившим в эпоху Шекспира.

В своих произведениях Китс старался придерживаться культа самодовлеющего искусства. Чувство у него преобладает над разумом, радость – сочетается со скорбью . Джон – сторонник непротивленческого примирения с действительностью, его герои покорны року и ищут успокоение, погружаясь в «тихую грусть», а наслаждения, по их разумению, заключаются в страданиях.

Классифицируя основы, которые содержит творческая биография поэта, исследователи склонны видеть в нем раннего предшественника прерафаэлитов, а также творца, чьи опусы содержат буржуазный упадочный эстетизм (Бодлер и Оскар Уайльд) и близки по духу произведениям русских символистов, творивших на грани XIX и XX столетий (Блок).

Необходимо иметь в виду, что Джон Китс творил во времена победы крупной буржуазии . В результате Китс, более тяготевший по своим взглядам к буржуазии мелкой, оказался со своими пристрастиями в творчестве далеко от мейнстрима бушующей актуальности.

Точно так же, как анархист Шелли и символист Блок, Джон со своей идеологией в искусстве оказался лишен реальной почвы. Поэтому единственным в создавшейся ситуации оказался для него путь к абсолютной красоте.

Джон Китс искал и находил успокоение, погружаясь в скорбь и страдания . Видя всю беспомощность взрастившего его класса, Китс видел для себя один лишь выход – «тихо умереть».

Личная жизнь

К сожалению или к счастью, но в свое время Джон и его творчество не были приняты публикой и критиками. Лишь утонченные буржуазные эстеты и мистики находили, что Китс – подлинный гений.

Несмотря на довольно мрачные мотивы в творчестве, в реальной жизни Джонвсегда был окружен друзьями.

Оставаясь требовательным к себе, он уже на самом раннем этапе своего творчества нашел своего «конька» - сонет. Вдохновение для себя Джон Китсискал и находил в путешествиях.

После одного из них судьба свела его с Фанни Брон , этой девушке он впоследствии предложил руку и сердце. Однако, спустя некоторое время, чувствуя приближение смерти, Джонвыступил инициатором расторжения помолвки – и получил отказ.

В последующие годы Китс очень переживал из-за охватывающих его противоречивых чувств (поэтический цикл «Строки к Фанни»). Последнее из его творений – уже упоминавшийся выше «Герпион», который, увы, так и остался незаконченным.

Критики склонны особо выделять в творчестве Джона Китса шесть од, написанных им в 1819-м. 23 февраля смерть настигла талантливого англичанина в Риме. Эпитафию себе он написал сам.

Величайшие произведения Китса были написаны, когда ему было 23 года (annus mirabilis). В последний год жизни практически отошёл от литературной деятельности. В 25 лет Китса не стало.

Биография

Джон Китс родился в семье содержателя платной конюшни (пункта по прокату лошадей). Он был первенцем у Томаса Китса (род. ок. 1775) и Фрэнсис Китс, урождённой Дженнингс (род. 1775). Затем последовали братья Джордж (1797-1841), Томас (1799-1818), Эдвард (1801-1802) и сестра Фрэнсис Мэри (Фанни, 1803-1889).

Отец Китса погиб в результате несчастного случая 16 апреля 1804 года. Всего через два месяца, 27 июня 1804 года, мать Китса Фрэнсис вступила в новый брак с Уильямом Роллингсом. Этот брак оказался неудачным, и дети поселились у родителей матери в Энфилде (к северу от Лондона). В августе 1803 года Джон поступил учиться в частную закрытую школу преподобного Джона Кларка (также в Энфилде).

В «Эндимионе», разрабатывающем миф о любви богини луны к пастуху, Китс обнаружил неисчерпаемое богатство фантазии, переплетая между собой множество греческих легенд и присоединяя к ним более сложные, спиритуалистические поэтические построения. Запутанность фабулы и сложность эпизодов сильно затрудняет чтение поэмы, но отдельные места - преимущественно лирические отрывки - принадлежат к числу лучших страниц во всей английской поэзии. Замечательны в этом отношении гимн Пану, глубоко проникнутый пантеизмом (II песнь), и песнь индийской девушки (IV песнь), переходящая от воспевания грусти к буйному гимну в честь Вакха . Неудержимое влечение Эндимиона к неведомой богине, явившейся ему во сне, тоска и отчужденность от земных связей, временное увлечение земной красавицей, оказывающейся воплощением его бессмертной подруги, и конечное единение с последней - все это символизирует для поэта историю человеческой души, свято хранящей в себе образ вечной красоты и ищущей воплощение своего идеала на земле.

«Гиперион» - незаконченная поэма о торжестве олимпийских богов над предшествовавшим им поколением титанов, более строга по форме и полна глубокого трагизма. Речи побежденных титанов, в особенности пламенные воззвания непокорной Теи, воплощающей величие гибнущих титанов, напоминают наиболее вдохновенные эпизоды «Потерянного Рая» Мильтона . В «Оде к греческой вазе» Китс воспевает вечность красоты, как её видит художник. Во всех этих поэмах Китс отразил эстетическую теорию, навеянную духовной близостью с античным миром, и сформулировал её в следующем стихе: «Красота есть правда, правда - красота; это все, что человек знает на земле и что он должен знать». Наряду с эллинизмом, выражающимся в культе красоты, в его поэзии обнаруживается и элемент мистицизма: поэт видит в красоте природы символы иной, более высокой, вечной красоты. Все оды Китса («Ода к соловью», «К осени», «К меланхолии») носят спиритуалистический характер, что характерно также для его греческих поэм. Однако особенно сильно сказывается тревожное, слегка мистическое настроение поэта в его балладах, таких как «Канун святой Агнессы», «Изабелла» и другие. Здесь он разрабатывает мотивы народных поверий и окружает их поэтическим ореолом, покоряющим воображение читателя.

После смерти Китса значение его для английской поэзии преувеличивалось его поклонниками и оспаривалось его противниками; долгое время его творчество связывали с литературным кружком, из которого он вышел. Нападки на него делали те, кто метил в так называемую «Cockney-School» Ли Ханта . На самом деле он связан был с этой группой только личной дружбой. Критика следующих поколений, чуждая подобных предубеждений, осознала это и оценила гений Китса и достоинства его поэзии. Ныне ему отводится место в английской литературе наравне с Байроном и Шелли , хотя его стихи заметно отличаются от стихов последних по настроению и внутреннему содержанию. Если Байрон олицетворял «демонизм» в европейской поэзии, а Шелли был адептом пантеизма, то Китсу принадлежит создание глубоко-поэтического направления, где внимание поэта концентрируется на внутреннем мире человека. Последователями Китса стали, через 30 лет после его смерти, поэты и художники прерафаэлитской школы в лице Россетти , Морриса и других, чье творчество способствовало возрождению английской поэзии и изобразительного искусства.

В 1971 году к 150-летию со дня смерти поэта королевская почта Великобритании выпустила почтовую марку достоинством в 3 пенса.

Библиография

В викторианскую эпоху Китс стал одним из самых популярных и хрестоматийных поэтов Великобритании. Особенно восхищались им прерафаэлиты. Печатью гения отмечены не только стихи, но и письма Китса

Джон Китс – поэт младшего поколения английских романтиков – родился 31 октября 1795 года в Лондоне в семье содержателя платной конюшни (пункта по прокату лошадей). Он был первенцем у Томаса Китса (род. ок. 1775) и Фрэнсис Китс, урождённой Дженнингс (род. 1775). Затем последовали братья Джордж (1797-1841), Томас (1799-1818), Эдвард (1801-1802) и сестра Фрэнсис Мэри (Фанни, 1803-1889).

Отец Китса погиб в результате несчастного случая 16 апреля 1804 года. Всего через два месяца, 27 июня 1804, мать Китса Фрэнсис вступила в новый брак с Уильямом Роллингсом. Этот брак оказался неудачным, и дети поселились у родителей матери в Энфилде (к северу от Лондона). В августе 1803 Джон поступил учиться в частную закрытую школу преподобного Джона Кларка (тоже в Энфилде).

В марте 1810 от туберкулёза умерла мать Китса, и в июле опекунами осиротевших детей были назначены Джон Науленд Сэнделл и Ричард Эбби. В 1816 после смерти Сэнделла единственным опекуном стал Ричард Эбби, чаеторговец по профессии.

Китс, лишившийся родителей на 15-м году жизни, был отправлен в Лондон для изучения медицины; он не мог позволить себе получить университетское образование и даже не имел возможности заняться классическими языками. Глубокое проникновение духом эллинизма пришло в поэзию Китса интуитивно, так как он мог читать греческих поэтов только в переводе. Вскоре Китс оставил занятия медициной в лондонских госпиталях и сосредоточился на литературе. Он увлекался творчеством Спенсера и Гомера и стал одним из членов небольшого кружка, в который входили критик Ли Хант, бывший неофициальным его руководителем, а также Уильям Хэзлит, Хорэс Смит, Корнелиус Уэбб и Джон Гамильтон Рейнольдс. Консервативные критики вскоре уничижительно окрестили кружок «Cockney school», то есть школа простонародных авторов. Шелли, хоть и будучи человеком знатного происхождения, был тоже близок к этому кружку.

Стеснённые денежные обстоятельства сделали жизнь Китса в этот период крайне трудной; он от природы был человеком болезненным, и его организм был ослаблен под давлением нужды. Много душевных страданий причинила ему его любовь к Фанни Брон, с которой они были помолвлены, но так и не смогли пожениться из-за его затрудненного материального положения. В 1817 Китс издал первую книжку лирических стихов, а в следующем году - большую поэму «Endymion». Близкие друзья тотчас же оценили его высокое дарование и оригинальность, но журнальная критика с непонятным озлоблением напала на дебютирующего поэта, обвиняя его в бездарности, аффектации и отсылая его в «аптекарскую лавочку готовить пластыри». Особенной свирепостью в этой кампании против Китса отличились консервативные журналы «Quarterly Review» и «Blackwood»; статьи авторитетного в то время критика Джифорда были полны грубыми насмешками, что не могло не ранить психику впечатлительного, темпераментного поэта.

Существовавшее долгое время мнение, что жизнь поэта «угасла от журнальной статьи» («snuffed out by an article», по выражению Байрона), сильно преувеличено, но несомненно, что нравственные переживания, среди которых нападки критики сыграли главную роль, ускорили развитие чахотки, которой страдали в его семье. В 1818 Китса отправили на зиму в южный Уэльс, где он ненадолго поправился и много писал; однако болезнь скоро возобновилась с прежней силой, и он стал медленно угасать. Он сознавал это и отражал в своих одах и лирических стихотворениях меланхоличное настроение уходящей молодости и таинственную торжественность перехода от жизни к смерти. В 1820 Китс уехал, в сопровождении своего друга, художника Северна, в Италию, где ему суждено было провести последние месяцы своей жизни. Его письма и последние стихотворения исполнены благоговением перед природой и красотой. Незадолго до смерти поэта вышла третья книга его стихов, содержавшая наиболее зрелые его произведения («Гиперион», «Изабелла», «Канун святой Агнессы», «Ламия»). Она была очень тепло принята читателями, однако Китсу уже не суждено было об этом узнать.

Джон Китс умер 23 февраля 1821 года в Риме. Поэт был похоронен на Римском протестантском кладбище. На могильном камне вырезана написанная им самим эпитафия: «Здесь покоится тот, чье имя было начертано на воде» («Here Lies One Whose Name was writ in Water»).

Поэзия Китса привнесла в английский романтизм новый для того времени элемент эллинизма, а также культ красоты и гармоничного наслаждения жизнью. Во всей своей силе эллинизм Китса сказался в двух его больших поэмах: «Эндимион» и «Гиперион», а также в стихотворении «Ода к греческой вазе».

После смерти Китса значение его для английской поэзии преувеличивалось его поклонниками и оспаривалось его противниками; долгое время его творчество связывали с литературным кружком, из которого он вышел. Нападки на него делали те, кто метил в так называемую «Cockney-School» Ли Ханта. На самом деле он связан был с этой группой только личной дружбой. Критика следующих поколений, чуждая подобных предубеждений, осознала это и оценила гений Китса и достоинства его поэзии. Ныне ему отводится место в английской литературе наравне с Байроном и Шелли, хотя его стихи заметно отличаются от стихов последних по настроению и внутреннему содержанию.

Последователями Китса стали, через 30 лет после его смерти, поэты и художники прерафаэлитской школы в лице Россетти, Морриса и других, чье творчество способствовало возрождению английской поэзии и изобразительного искусства.

Джон Китс (англ. John Keats; 31 октября 1795, Лондон - 23 февраля 1821, Рим) - третий (наряду с Байроном и Шелли) великий поэт младшего поколения английских романтиков.

Родился Джон Китс в Лондоне в 1795 году. Его семья была дружной и хорошо обеспеченной. Однако еще будучи юношей Джон потерял своих родителей. Его отец разбился насмерть, когда упал с лошади. Мать и младший брат вскоре умерли от туберкулеза. Болезнь и самого писателя вскоре увела на тот свет. Из-за смерти родителей у Джона не было возможностей продолжать обучение, он также не мог работать, хотя и пытался устроится в детективное агентство . Джон оставил больницу, куда было определился учеником врача-фармацевта. Он стал жить на попечении друзей, а также окунулся в прекрасный мир книг и поэзии. Джон попытался возобновить обучение, и он всерьез подумывал над тем, чтобы стать врачом и связать свою жизнь с медициной. Все же любовь к поэзии была сильнее. В 1816 году, 5 мая в журнале «Исследователь» появилось первое стихотворение Джона Китс, которое называлось «Одиночество».

За свою короткую и омраченную болезнью жизнь, Китс опубликовал почти все, что написал. Менее чем за 4 года он опубликовал три книги – два поэтических сбоника, которые включали в себя сонеты, оды, баллады, поэмы «Ламия», «Изабелла», а поэма «Эндимион» вышла отдельным изданием. Китс общался со своими единомышленниками и таким образом восполнял отсутствие литературного образования. Он познакомился с критиком и эссеистом У. Хэзлиттом. Лирика Китса, как и положено романтической поэзии, - состояние ума и сердца, переведенное на стихотворный язык. Проанализировав стихи Китса можно сказать, что в них поражали цветистость, а временами чрезмерная надуманность, но и тяга к оригинальности тоже присутствовала.

Китс почти всегда находился в окружении друзей, но у него были и недоброжелатели. Они болезненно воспринимали критику поэта в свой адрес. За свои язвительные и точные замечания Китс дорого платил. Английские журналы посылали поэту огромные рецензии, в которых разносили в пух и прах его стихи. Джон довольно рано нашел свой жанр в поэзии – сонет. Всю жизнь Джон был очень требовательным к себе. Он путешествовал по Ирландии и Шотландии, горные пейзажи будили его воображение. Вернувшись из путешествия, Джон гостил у своего друга. Тогда же он познакомился с Фанни Брон – девушкой, которая жила по соседству. В 1818 году у них состоялась помолвка. Через год здоровье Джон ухудшилось. Он предложил Фанни расторгнуть помолвку, на что она не согласилась. Китс испытывал противоречивые чувства, стихи из цикла «Строки к Фанни» наполнены болью и любовью.

В последние годы своей жизни Китс как будто чувствовал свою скорую смерть. Он работал над своей очередной поэмой «Герпион», которая была основана на мифологическом сюжете. Работа над произведением была в самом разгаре, но в 1820 году его брат умер и Джон забросил работу над «Герпионом». Позже, он вернулся к сюжету, но в итоге так и не дописал произведение. Лучшим творчество поэта считаются его оды, которые он написал в 1819 году. Всего их было шесть. Последняя ода «К осени» была написана в сентябре 1819 года. Через год стало ясно, что зиму в Англии Джону не пережить. Он переехал в Италию, но утром 23 февраля 1821 года молодой поэт скончался в Риме. Об эпитафии Джон Китс позаботился сам.