Дюны в природе. Что такое дюна

И дюны, и барханы – это подвижные песчаные холмы, сформированные ветром.

В пустынях, на берегах морей и крупных рек ветер легко подхватывает тучи песчинок и уносит прочь. Их поток, летящий низко над землёй, скапливается в виде бугорков у разных небольших преград – кустиков растений, камней, неровностей рельефа. Там, где такие ветры дуют часто, кучи песка растут. Получаются вытянутые вдоль ветра насыпи. С той стороны, откуда дует ветер, он делает их склоны пологими, с противоположной стороны они более крутые, обрывистые. Нередко ветер формирует дюны не только из песка, но и из частичек глины, кристалликов солей, раковинных крошек.

Унесённые ветром

Дюна не знает покоя. Их верхушки «дымятся» – ветер вздымает мелкие частички. Более крупные он тащит вверх по пологому спуску, перебрасывает через вершину и они падают с обрывистой стороны. В итоге весь холм передвигается ветром всё дальше и дальше. А позади, на его прежнем месте снова начинают оседать принесенные порции песка, и образуется новая дюна. Так на обширных открытых пространствах образуются вереницы подвижных холмов. Часто они смыкаются в широкие цепи. В пустыне Такла-Макан (Китай) наблюдали трёхкилометровые дюнные полосы.

Специалисты различают с десяток типичных форм песчаных насыпей. Например, там, где часто меняет направление и силу, образуются дюны, похожие на пирамиды. Они растут не в бок, а вверх. В Сахаре дюны достигают высоты 100-этажного небоскрёба! А самые высокие стационарные дюны украшают пустыню Бадын-Джаран на севере Китая. Высота некоторых из них достигает 500 м. От перемещения и развеивания их защищают почвенные воды, не дающие песку полностью высохнуть.

Скорость движения дюн иногда превышает сто метров в год, но обычно она гораздо меньше (10-20 м/год). Вдоль нижних краёв дюн воздушные потоки слабее. Плюс к тому, снизу песок подпитывается влагой подстилающего грунта. Поэтому эти края успевают зарасти травой с жёсткими, часто ветвистыми стеблями и глубокими корнями. Растения тормозят движение дюнных краёв, середина же продолжает ползти, дюна становится ýже, но длиннее. Если ветры несильны и непостоянны, дюна может покрыться кустарником, деревцами и превратиться в небольшой зелёный холм.

Кстати, растительность – главное отличие дюн от барханов. Те совершенно голые, поэтому и движутся быстрее, и форма у них более причудливая.

Враги или друзья?

Ползущие горы песка могут принести немало неприятностей. Они мешают строительству, засыпают поля, сады, лесополосы, дороги и усадьбы. В XVIII веке нашествие дюн на северо-западе Франции целиком погребло пару городков. А в тамошнем посёлке Сулан песком засыпало даже колокольню местной церкви. Правда, дюны постепенно ушли дальше, и через сотню лет строения удалось полностью освободить из песчаного плена.


В то же время, дюны придают своеобразную красоту многим регионам и ландшафтам (например, Куршской косе в Калининградской области). Песку и ветру могут быть благодарны археологи – песчаные курганы хоронят развалины древних городов, сохраняя их для будущих раскопок. Ну, а любителям пляжного отдыха дюны обеспечивают укрытие от ветра и уединение.

О чём поют дюны

На Земле есть десятки мест, где песчаные холмы можно не только увидеть, но и услышать. Они издают звуки, напоминающие писк, скрежет, дребезжание, ворчание собаки, жужжание пропеллера.

Прогуливаясь по прибрежным дюнам, можно услыхать под ногами короткие мелодичные посвистывания. Другой вариант – «гудящие» дюны пустынь. Вибрирующий гул возникает, когда с высоченных дюн осыпается песчаная лавина. Он, бывает, разносится за 10 км и слышен до 15 минут. Ноги при этом иногда ощущают лёгкие колебания почвы.

В древности считали, что в «поющих песках» слышны голоса призраков и злых местных духов, которые живут в дюнах. Явлению не могут найти чёткого научного объяснения до сих пор. Разработано несколько теорий, но в каждой есть свои изъяны.Твёрдо ясно одно: звук возникает от движения сухих горячих песчинок.

Любители экспериментов не раз ставили опыты с песком. Удавалось даже заставить «гудеть» кристаллики поваренной соли. Выяснили, что малейшая влажность заставляет песок замолчать. С другой стороны, «умолкший» песок может зазвучать после промывания. Возможно, посторонние частички (например, пыль от истирания частиц) мешают «подать голос».

Разгадку искали в том, что «поющие пески» состоят из частиц одного размера и, к тому же, очень гладкие. Однако в опытах отсортированный по размеру и шлифованный песок категорически отказывался «пищать» или «гудеть». К тому же, заметная часть песчинок гудящей Песчаной горы в пустыне Калахари оказалась шероховатой и угловатой.


Феномен пытались объяснить тем, что кварцевые песчинки легко электризуются. Но потом выяснили, что «лающие» пески на Гавайях состоят не из кварца, а из частиц раковин моллюсков и панцирей микроводорослей.

Площадь звучащих дюн Земли резко сокращается: транспорт, массовый туризм, загрязнение окружающей природной среды… Смогут ли наши потомки послушать «поющие» дюны и удивиться этому загадочному голосу природы?

Трудно представить себе пустыню без дюн. Высота этих песчаных гор порой может достигать ста – ста пятидесяти метров. Стоит отличать дюну от барханов. И хотя оба эти представителя пустыни очень похожи друг на друга, дюна, в отличие от бархана имеет менее мощные края, которые практически всегда фиксируются и прорастают растительностью, а вот центральная часть дюны никогда не зарастает и всё время движется. Барханы же всегда выпуклой частью направлены в сторону ветра, их края совершенно ничем не фиксированы, да и движутся они намного быстрее.

Тот, кто считает, что дюны можно встретить только в Сахаре, глубоко ошибается. Дюны можно встретить и на берегах Аральского моря, и в дельте реки Лена, и в окрестностях Байкала…Так что дюна – это не только какая – то диковинка в природе таких далёких африканских пустынь, но и самая обычная вещь нашего пейзажа. Вот только в России дюны – это песчаные горы на берегах рек и озёр, а в местах, где нет воды, эти горы называются барханами. И ничего здесь не поделаешь.

Дюна появляется с небольшого песчаного бугорка. Причём для её образования обязательно должен быть камень или растение. Ведь именно на таком месте ветер, который несёт миллион песчинок, замедляет свой ход, и песчинки одна за другой задерживаются возле этого естественного препятствия. Постепенно бугорок будущей дюны растёт всё выше и выше, песчинок становится всё больше и больше. Со временем наветренный склон новорожденной дюны становится пологим и вогнутым, что происходит под действием ветра, а вот противоположный – более крутой и выпуклый. Именно поэтому вся жизнь дюны подчинена её хозяину – ветру. И не только рождение дюны и её рост, но и форма, и облик, и движение. Те дюны, которые росли под ветром, дующим с одной стороны, похожи на длинные волнистые складки или гребни. А вот если дюна родилась там, где мало песка, а ветер так же дует только в одном направлении, дюна похожа на копьё с острым кончиком.

Но постоянное направление ветра – это большая редкость. Ведь чаще всего ветер дует то с одной стороны, то с другой, и вот именно под таким ветром и рождаются самые красивые дюны в форме звезды с многочисленными лучами. Вот такие дюны могут сохраняться не одну сотню лет.

Не секрет, что дюны практически постоянно находятся в движении. За год они могут преодолеть расстояние до двадцати метров. Однако ничего хорошего это движение не приносит. Ведь дюна порой движется в сторону не самой пустыни, а в сторону зелёной травы и плодородной почвы. А во время движения этот гигантский песчаный холм завоевывает себе всё большее и большее пространство, оставляя после себя горы песка и высушенные растения. Иногда разрушали и человеческие поселения. Например, в семнадцатом веке одна из огромных дюн просто накрыла рыбацкий посёлок. Через сто лет, когда эта дюна решила пойти дальше, из-под неё стали появляться человеческие останки, рыбьи кости и развалины деревни…

Конечно, справиться с дюнами природа может и сама. Иногда на её краях начинает расти маленькая и скромная травка, которая называется морская горчица. Вслед за неё появляются песчаная осока и булавоносец. Эти растения не дают песку двигаться дальше. Затем появляется и первая примитивная почва, на которой начинают расти мхи и кусты. А потом очередь приходит и за деревьями. Но на это природе требуется сотни лет…

Возможно ли представить всю красоту Востока, если, на секунду закрыв глаза, не увидеть пустыню, простирающуюся до горизонта. Тонны раскаленного песка, от которого поднимается горячий воздух, искажая картинку. Караван медленно движущихся верблюдов, нагруженных восточными тканями и другими товарами, высоко стоящее солнце и сильная жажда, мучающая путников. Такая ассоциация возникает неслучайно, ведь когда речь заходит о пустыне и песчаных дюнах, невольно возникает эта красочная картинка. А что такое дюна? Что значит это слово, и где еще, кроме восточных пустынь, располагаются такие природные песчаные насыпи, постараемся разобраться в этой статье.

Правильное определение

Дюна - это живущая своей жизнью природная насыпь из песка, которая при сильных ветрах способна передвигаться до нескольких десятков метров, меняя свои очертания практически до неузнаваемости. Со стороны, где ветер правит бал, дюна выглядит словно шелковая ткань, которую кто-то очень аккуратно разостлал. Она пологая. Иногда можно увидеть абсолютно ровную поверхность дюны, а порой ее гладь становится похожа на поверхность океана, слегка вздернутого мелкой рябью едва заметных волн. Также не редки случаи закрученных по спирали или в хаотичном порядке песочных рисунков на пологих местностях песчаных дюн. Другая сторона такого природного холма представляет собой более крутой склон, где миллионы мелких песчинок ссыпаются с самой верхушки вниз. Именно так и движется дюна, подгоняемая порывами ветра. В научных статьях, энциклопедиях и других "умных" книгах, нацеленных на развитие и самообразование, можно встретить формулировку, что дюна - это положительная форма рельефа. Такая трактовка оттого, что все природные выпуклости, возвышающиеся относительно уровня моря, которые расположены на нашей планете: горы, холмы, дюны - принято считать именно стремящимися в положительном направлении (в данном случае вверх).

Где можно встретить в природе

Песчаные дюны располагаются не только в пустынях, они могут радовать своей невероятной нерукотворной красотой, залегая в степях, лесах, на открытых ветру областях и в прибрежных зонах рек, озер, морей и океанов. Если говорить именно о пустыне, то назвать ее огромные дюны песчаными холмами не поворачивается язык, а вот в степях такая формулировка вполне подойдет. Все-таки масштабность Сахары или Каракум не позволяет использовать данный термин, он мелковат и не дотягивает по габаритам до огромных размеров самых больших в мире пустынь. Здесь более подойдет формулировка "гигантская песчаная дюна".

Опасность, которую таят песчаные холмы и другие красивейшие места планеты

Помимо своего великолепия и невероятной захватывающей красоты, песчаные насыпи таят скрытые угрозы. Стоит отметить, что дюна - такое место, где нужно всегда быть начеку. В природе так происходит постоянно - самые чарующие места нашей планеты скрывают множество опасностей, порой даже смертельных. Например, райский остров неподалеку от бразильского Сан-Паулу Кеймада-Гранди давно закрыт не только для жизни местных, но и для посещения туристами. Все потому, что самая ядовитая змея в мире (островной ботропс) полностью отвоевала для себя это место у людей. Другой пример - это дорога над пропастью в Боливии. Узкий серпантин из глины, камней и оползней манит миллионы туристов посмотреть на красоты Амазонки. Считается высшим пилотажем преодолеть такую дорогу смерти на велосипеде. За год там погибают около 300 человек, но место не теряет своей популярности. Красота - страшная сила.

А в чем же опасность песчаных дюн? Что такого страшного припасла для людей эта завораживающая стихия? Все просто - там могут встречаться зыбучие пески. Их конкретное местоположение никак не определить, они выглядят абсолютно так же, как и вся поверхность песчаной местности. С давних времен и по сей день на Востоке и в Африке есть одна традиция: когда караван с провизией отправляется по пустыне, впереди него всегда бежит туарег - мальчишка лет 7-10. Этот парень является проводником всего каравана. Сперва он проделывает путь и узнает, таит ли дорога опасность в виде зыбучих песков. Потом возвращается к каравану и показывает безопасный путь. Главное преимущество туарега - его легкий вес. Считается, что даже если угодить в зыбучие пески, то есть шанс выбраться живым и невредимым. Для этого нужно быть спокойным, не делать резких движений, постараться лечь на спину, расправив руки.

Природа создает шедевры

Нужно отдать должное природе, которая умеет создавать свои неповторимые шедевры, как самый искусный мастер. Песчаные дюны следует записать в число лучших ее работ, а ответом на вопрос "что такое дюна" будет лаконичное - "природный шедевр".

Роман Фрэнка Герберта «Дюна» ждал выхода своей первой экранизации долгих 19 лет. С одной стороны, для книги такого уровня это незаслуженно долго, с другой — как показала практика, даже этого срока оказалось недостаточно.

Роман «Дюна» — это не просто фантастика. И дело даже не в том, что роман получил кучу премий и считается едва ли не лучшей фантастической книгой всех времён. «Дюна» — произведение, переосмысливающее или, если угодно, домысливающее философскую и этическую эволюцию человечества, без утопических прикрас, но и без антиутопических кошмаров, самобытно, уверенно, временами дерзко, но во всяком случае правдоподобно в том смысле, в котором может быть правдоподобным любое предсказание будущего на 19 тысяч лет вперёд.

В книге не просто переплелись, а неразрывно слились воедино мистика и психология, политика и религия, развитие технологий и совершенствование человеческого духа. Перед любым драматургом, который взялся бы писать сценарий по «Дюне», вставала труднейшая задача не растерять всё это богатство, не свести сложный многогранный сюжет романа к банальному фантастическому боевику со спецэффектами.

Первым за экранизацию «Дюны» взялся Алехандро Ходоровски, но этот проект так и не был доведён до конца. Так что лавры (оказавшиеся вскоре скорее терновым венцом) первого экранизатора романа достались Дэвиду Линчу.

Если рассматривать выбор режиссёра не задним умом, а с позиции 1981 года (именно тогда владелец прав на экранизацию продюсер Дино ди Лаурентис пригласил на роль режиссёра Линча), он кажется идеальным. С его тогда ещё не известной всему миру, но уже замеченной продюсером любовью к мистике, загадкам и нестандартным сюжетным ходам Дэвид Линч действительно представлялся наиболее подходящим кандидатом для того, чтобы перенести на киноплёнку загадочное, мистическое и нестандартное творение Гэрберта. Сам Линч зажёгся этой идеей, отказавшись ради неё даже от кресла режиссёра «Возвращения джедая».

Во вселенной Фрэнка Герберта, в отличие от большинства других фантастических миров, главным признаком будущего является не фантастически развитая техника, а фантастически развитый человек. Парадоксальным образом Герберт перекликается тут с великим советским фантастом Иваном Ефремовым, хотя и направления развития, и получившиеся в результате миры у них различаются диаметрально. Тем не менее, «Дюна» — это гимн стремлению человека к совершенству, недаром главной целью ордена Бене Гессерит является создание Квизац Хедераха, совершенного человека, а главной надеждой фрименов — его приход. Одной из заповедей вселенной Герберта стала «Не подменяй машиной человеческий разум», и вот вместо наделённых искусственным интеллектом роботов появляются обладатели сверхмощного естественного ума ментаты, а вместо лихих, но недалёких пилотов космические корабли ведут Навигаторы, способные сворачивать пространство-время исключительно усилиями своего мозга. Телесное совершенство для Герберта не менее важно, чем интеллектуальное. И во дворцах Великих Домов, и в пещерах фрименов отточенное владение своим телом является не просто предметом гордости, но условием выживания и торжества над смертельным врагом. И это только в первой книге, а ведь есть ещё «лицевые танцоры» Тлейлаксу и огромное множество других чудес человеческого совершенствования.

Именно в этой части экранная «Дюна» понесла серьёзную потерю в сравнении с книжной. Линч не захотел делать «ещё один фильм про кунг-фу», зато в результате у него получился «ещё один фильм про супер-гаджеты». С точки зрения содержания различий между бластерами «Звёздных войн» и звуковыми модулями Линчевской «Дюны» гораздо меньше, чем между тем, что создал писатель, и тем, как это исказил режиссёр. Возможно, в этом одна из причин того, что успех у публики «Дюны» не идёт ни в какое сравнение с творением Лукаса, от руководства съёмкой которого Линч отказался. Махина романа Герберта оказалась для режиссёра неподъёмной, хотя возможно, «Дюна» просто стала жертвой монтажа.

Фильм асимметричен, он начинается неспешно и очень детально, хотя и с самого начала серьёзно искажая сюжет книги. К двадцать шестой минуте экранного времени действие добирается только до сцены с Гом Джаббаром, которая в книге находится на пятой странице. Причём снята эта сцена просто блестяще, во всех подробностях, а главное точно передавая смысл этого ключевого для понимания всего сюжета момента. Юный дебютант Кайл МакЛоклен в дуэте с Сильваной Мангано играют блестяще, накаляя обстановку по обе стороны экрана до предела.

Но продолжать дальше в том же духе было невозможно. Известно, что Дэвиду Линчу пришлось сокращать экранное время фильма с четырёх часов до максимально позволительных для того времени двух, однако и четыре часа были явной уступкой режиссёра кинематографическим условностям. Чем дальше по ходу сюжета, тем более действие начинает нестись вскачь, пропуская важные куски, оставляя без объяснения сюжетные повороты, в конце концов экранизация романа становится скорее фантазией, визуальной симфонией Линча на тему романа, чем экранизацией в полном смысле этого слова.

Крупной потерей фильма была его политическая составляющая, хитросплетение интриг и коварных замыслов, тонких ходов, чей эффект проявится только через десятки лет, «ловушек внутри ловушек» и «планов внутри планов», где истина и ложь меняются таким стремительным калейдоскопом, что невозможно становится отличить одну от другой. От всего этого богатства Линч оставляет только основную сюжетную линию. Попавшего под очарование гербертовской мистики режиссёра можно понять. Легендарная и религиозная составляющая мира «Дюны» продуманы глубоко и тонко, а мир фрименов, в котором почти всё является не тем, чем кажется, способен заворожить и менее тонко чувствующие души, чем будущего создателя «Твин Пикса». Но разрушив многомерность романа, Линч — автор сценария оказал медвежью услугу своему фильму, превратив его в помесь госпела и боевика, хотя «Дюна» — ни то, ни другое.

Особенно заметно это проявляется в концовке фильма, которая следует только формальной цепочке событий романа, но изображает их кардинально по-иному, комкано и зло. Финальные кадры заряжены такой яростью, как будто режиссёр пытался через них сублимировать собственное отношение к работе, вышедшей из-под его контроля и вылившейся совершенно не в то, чем должна была стать изначально. В конце концов, как известно, режиссёр и убрал своё имя из титров, заменив его традиционным Аланом Смити, но, несмотря на все проблемы фильма, почерк и визионерский подход Дэвида Линча к кино видны в каждом кадре «Дюны».

Что ж, с первой попытки оседлать песчаного червя не получилось даже у Пола Атридеса. Снятый в 2000 году мини-сериал Джона Харрисона тоже оказался неудачным — в нём много политики, но совершенно ушла мистическая сторона, отчего сюжет стал ещё более плоским. Теперь надежда на Дэни Вильнёва, который в настоящее время занимается подготовкой новой экранизации романа. Возможно, именно ему удастся стать настоящим наездником песков.