Думы о прошлом, настоящем и будущем: Афанасий Фет.

"Вижу Вас, как Вы вскакиваете и бородой вперед бегаете туда и сюда, выступая Вашим коротким кавалерийским шагом. Я не могу иначе представить Вас теперь, как стоящим по колени в воде в какой-нибудь траншее, облеченным в халат, с загорелым носом и отдающим сиплым голосом приказы работникам", - писал Иван Тургенев своему другу помещику Афанасию Шеншину.

АФАНАСИЙ Афанасьевич Шеншин железной рукой управлял тремя своими поместьями. Его крестьяне трудились не покладая рук, опасаясь барского гнева, а о том, чтобы обмануть хозяина, не помышляли даже самые прожженные управляющие. Купленные им земли, когда-то бывшие в полном запустении, быстро превращались в плодородные нивы. В хозяйстве рачительного барина была собственная мельница и конный завод. Имения приносили немалый доход, в основном благодаря практичности своего владельца. "Он теперь сделался агрономом-хозяином до отчаянности, отпустил бороду до чресл - с какими-то волосяными вихрами за и под ушами, - о литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом", - удивлялись знакомые Шеншина. Что ж, их недоумение можно было понять, ведь бережливый до скупости господин Шеншин был известен любителям поэтической лирики под именем Афанасия Фета. Впрочем, "Фет" Афанасий Афанасьевич давно уже не подписывался, ведь эту фамилию он ненавидел более всего в своей жизни. За право называться Шеншиным он боролся в течение четырех десятков лет.

Отец будущего поэта, богатый орловский помещик Афанасий Неофитович Шеншин, во время свого визита в Германию познакомился с хорошенькой Шарлоттой Фёт. Чувство взаимного притяжения охватило обоих, и влюбленным не помешало то обстоятельство, что фрау Фёт уже была замужней женщиной. Через некоторое время русский помещик увез беременную женщину от мужа, с которым Шарлотта затеяла бракоразводный процесс. Процесс длился долго, и ребенок появился на свет до того, как Шарлотта сумела официально обвенчаться с господином Шеншиным. Для того чтобы скрыть незаконное происхождение младенца, супруги подкупили священника, который сделал соответствующую запись, чтобы родившийся мальчик носил фамилию Шеншин. Ребенка назвали в честь отца - Афанасием. Когда ему исполнилось 14 лет, подлог обнаружился, началось следствие и юноша был лишен не только фамилии, но и российского гражданства, а вместе с ним прав на дворянский титул и имущество отца. С тех пор мальчик стал носить фамилию матери и из Шеншина превратился в Афанасия Фёта - иностранного подданного. Разумеется, будущий поэт воспринял это как несмываемый позор, бросающий тень на него и его мать. Он решил, что постарается любыми путями вернуть себе фамилию отца. С тех самых пор будущий поэт стал подписываться так: "К сему руку приложил иностранец Фёт". В университете он числился "студентом из иностранцев". Во время учебы в университете юноша увлекся поэзией, сблизился с критиком Аполлоном Григорьевым, начал публиковать свои стихи. В самом начале его литературной карьеры наборщик перепутал литеры, и из-за этой оплошности буква "ё" в фамилии молодого поэта превратилась в "е". Так Афанасий "поменял фамилию" во второй раз и превратился в Фета.

После университета лишенный имущественных прав Афанасий Фет был вынужден поступить на военную службу - литературная деятельность давала весьма скромный доход, и поэт сделался офицером кавалерии. Служба в армии не слишком прельщала молодого человека - бесконечные марши на плацу, необходимость строго следовать приказам начальства, жизнь в казармах - все это угнетало поэтичного юношу, которому хотелось романтики и любви.

Однако любовь заставила ждать себя довольно долго и пришла, лишь когда Фету исполнилось 28 лет. К тому времени он окончательно утвердился в мысли, что главное в жизни - деньги, которые дают возможность жить так, как ты хочешь, писать стихи и не думать об унизительной необходимости считать каждую копейку. Но вот денег у молодого офицера как раз и не было.

Кавалерийский полк, в котором служил Афанасий Фет, расположился неподалеку от небольшого имения Крылово, хозяином которого был небогатый отставной офицер Лазич. Офицеры были частыми гостями в доме Лазичей: молодых людей привлекало общество трех дочерей хозяина - Камелии, Юлии и Марии. Сначала Фету понравилась грациозная Юлия, потом румяная Камелия, но вскоре он обратил внимание на сдержанную младшую сестру - 22-летнюю Марию. Современники описывали ее как "удивительно стройную девушку с копной роскошных черных с сизым отливом волос". Вот как вспоминал Фет о начале их знакомства: "Я был изумлен ее обширным знакомством с моими любимыми поэтами. Но главным полем сближения послужила нам Жорж Санд с ее очаровательным языком". Бесконечное обсуждение романов скандально известной писательницы, перемежающееся чтением стихов, которые Фет с удовольствием декламировал Марии Лазич вечерами у камина, сблизило кавалерийского офицера и дочь помещика. Фет немало удивлялся, насколько тонко девушка чувствует поэзию, и тому, как часто их мнения по любому вопросу сходятся. Казалось, ничто не должно было помешать их счастливой любви. Их часто видели вместе прогуливающимися по парку, сидящими на скамейке в укромном уголке сада или в гостиной, где Мария играла на рояле, а Фет подолгу стоял рядом, облокотившись на крышку инструмента. "Бывало, все разойдутся по своим местам, и время уже за полночь, а мы при тусклом свете цветного фонаря продолжаем сидеть в алькове на диване. С утра иногда я читал что-либо вслух в гостиной, в то время как она что-нибудь шила", - вспоминал Фет. Родственники Марии да и сама девушка были уверены, что не за горами минута, когда Афанасий торжественно попросит руки любимой Машеньки. Однако Фет не торопился. Как может он жениться - у него ведь нет ничего: ни денег, ни имущества, нет даже имени! Мария тоже не могла похвастаться богатым приданым. А ведь это значит, что мечтам об обеспеченной жизни и собственном доме так и не суждено сбыться? "Я ясно понимаю, что жениться офицеру, получающему 300 руб., без дому, на девушке без состояния значит необдуманно и недобросовестно брать на себя клятвенное обещание, которого не в состоянии выполнить". Афанасий Фет решает начистоту поговорить с Марией. Он объясняет ей, что у их отношений нет будущего, что постоянная экономия и неустроенность способны убить даже самое сильное чувство. Девушка не верит и умоляет не прерывать их отношений. Фет понимает, что ему нужно покинуть Крылово, чтобы не давать Марии напрасной надежды. Но Мария не желает мириться с их расставанием. Она продолжает забрасывать Фета письмами, полными нежных признаний. Чтобы поставить точку в этих отношениях, спустя два года Фет вернулся в усадьбу Лазичей. Но встреча с Марией не привела ни к чему - девушка по-прежнему умоляет поэта жениться на ней. Фет остался непреклонным.

Спустя совсем немного времени после последнего объяснения до Афанасия Фета доходит трагическая весть - Мария Лазич мертва. Девушка сгорела от попавшей на платье непотушенной спички. Тонкая кисея загорелась, испуганная Маша выскочила на балкон, от большого количества воздуха пламя вспыхнуло сильнее, и девушка бросилась вниз. Говорили, будто смерть Марии не была случайной - почти все были уверены, что Мария покончила с собой из-за несчастной любви к Фету. Сам Афанасий также был уверен, что он виноват в смерти любимой: "Я ждал женщины, которая поймет меня, и дождался ее. Она, сгорая, кричала: "Ради всего святого, спасите письма", - и умерла со словами: "Он не виноват, а я", - вспоминал поэт.

Будущее представлялось Фету безрадостным. "Итак, мой идеальный мир разрушен давно. Что ж прикажете делать? Служить вечным адъютантом - хуже самого худа, ищу хозяйку, с которой буду жить, не понимая друг друга". Дело в том, что в 1856 году вышел указ, согласно которому, для того чтобы получить дворянское звание, офицеру нужно было дослужиться до чина полковника. Афанасий понимал, что вряд ли когда-нибудь получит полковничье звание, поэтому, для того чтобы воплотить свою мечту о возвращении дворянского титула, ему оставалось одно - жениться на богатой невесте и воспользоваться ее деньгами и связями.

В 1857 году 37-летний Фет берет годичный отпуск и на деньги, полученные от публикации стихов, отправляется в Париж. Там он познакомился с дочерью богатого московского чаеторговца Марией Петровной Боткиной. Мария Петровна была некрасива и совсем не юна - ей уже исполнилось 28 лет. Несмотря на огромное приданое, желающих жениться на Марии Боткиной не находилось. Обошлись без долгих ухаживаний - спустя несколько месяцев после знакомства Фет сделал предложение. Перед свадьбой поэт признался ей в своем незаконном происхождении. Мария Петровна сделала ответное признание - она не девственница. Когда она была совсем молоденькой, в ее жизни случился короткий роман... Но венчание Фета и Марии Боткиной состоялось. Новоявленные супруги поселились в Москве.

Вскоре Фет решил уйти от столичной жизни и приобрел поместье неподалеку от Москвы. Он с головой окунулся в хозяйственную деятельность, однако доходов, полученных от имения, казалось ему мало, и он продолжал публиковать свои произведения. Соседи удивлялись, как могут эти лиричные романтические строки принадлежать перу столь практичного человека. Со временем владения Фета расширились - он приобрел еще два поместья. Его знаменитую яблочную пастилу доставляли ко двору самого императора и великих князей. Благодаря этой пастиле и немалым денежным средствам в 1873 году Фету удалось вернуть себе фамилию Шеншин и дворянское звание. Вот как поэт писал своей жене об охвативших его в тот момент чувствах: "Теперь, когда все, слава богу, кончено, ты представить себе не можешь, до какой степени мне ненавистно имя Фет. Умоляю тебя, никогда его мне не писать, если не хочешь мне опротиветь".

Семейная жизнь поэта сложилась вполне удачно. Возможно, в ней не было любовных страстей, но в доме супругов всегда царило взаимное уважение. Мария Петровна с энтузиазмом помогала мужу вести хозяйство, Фету нравился ее спокойный доброжелательный характер. Они прожили вместе 35 лет. Афанасий Фет скончался в 1892 году в возрасте 72 лет. Мария Боткина пережила его всего на 2 года.

17 сентября 1832 года родился известный русский врач-терапевт и общественный деятель Сергей Петрович Боткин.

Боткин – фамилия грозная. "У него диагностировали "Боткина", "Его положили в Боткина "... Действительно, в памяти русского языка осталась только фамилия. Его именем названы больницы в Москве, Санкт-Петербурге и Орле.

Сергей Петрович первым предположил вирусную природу гепатита А (так называемая "болезнь Боткина" ), стоял у истоков женского медицинского образования в России (в 1874 году основал школу фельдшериц, а в 1876 году – "Женские врачебные курсы "). В 1883 году он создал прообраз "Скорой помощи " – санитарную карету для перевозки инфекционных больных (до этого их доставляли в больницу в обычных городских пролетках, извозчик часто оказывался вскоре на соседней койке).

Сын московского купца, Боткин стал первым этнически русским лейб-медиком, лечившим царя и его семью (до этого императоры допускали к своему августейшему телу только лекарей немецкого происхождения). При этом династия Боткиных , а надо отметить, что у Сергея Петровича было 24 брата, славна не только медиками. В ней были писатели, коллекционеры, жёны великих поэтов...

Дмитрий Петрович Боткин (1829 – 1889)

Старший брат. Предприниматель и коллекционер живописных произведений. К 1882 году его собрание насчитывало свыше 100 картин, из них 86 – полотна западноевропейских художников: Добиньи, Коро, Курбе и многих других. Коллекция была размещена в его доме на Покровке, в определенные часы осмотреть три "картинные комнаты" мог любой желающий.

Василий Петрович Боткин (1812 – 1869)

Старший брат. Очеркист, литературный критик, переводчик. Был знаком с Белинским, Бакуниным, Некрасовым, Аполлоном Григорьевым, сотрудничал с ведущими литературными журналами: "Телескоп ", "Отечественные записки ", "Современник ". В молодости общался с Карлом Марксом, слушал лекции Огюста Конта. Разделял социалистические и либеральные взгляды, заявлял о своем атеизме и позитивизме. Впоследствии, потрясенный польским восстанием 1863 года, перешёл на более консервативные позиции.

Михаил Петрович Боткин (1839 – 1914)

Младший брат. Художник, археолог, коллекционер и меценат. Рисовал на исторические (в основном библейские) сюжеты, много занимался гравюрами. Член совета Императорской Академии художеств (с 1879), Императорской археологической комиссии (1888), директор Музея Императорского Общества поощрения художеств (с 1896). С 1882 года входил в комиссию при министерстве Двора по реставрации придворного Благовещенского собора Московского Кремля, Софийского Кремля в Новгороде и Мирожского монастыря в Пскове. Кроме того, он был директором Русского общества пароходства и торговли, и председателем правления Первого Российского страхового общества.

Михаил Петрович Боткин "Вечерня в церкви Святого Франциска в Ассизи " (1871)

Наведите курсор на изображение

Мария Петровна Боткина, в замужестве Фет (Шеншина) (1828 – 1894)

Старшая сестра. Жена поэта Афанасия Фета (они поженились в 1857 году). 37-летний ротмистр Фет не был завидным женихом: беден, не дворянин, в роду случались психические заболевания. Марии было 28 лет (солидный по тем временам для девушки возраст), к тому же она не блистала красотой и уже имела неудачный опыт любовных отношений (в то время такая история могла поставить крест на девичьей судьбе!). Зато она была богата. Мария оказалась верным другом и отличной помощницей поэта. Они вместе прожили до самой смерти Фета в 1892 году, детей не было.

Евгений Сергеевич Боткин (1865 – 1918)

Четвёртый сын. Лейб-медик семьи Николая II. С января 1890 года работал врачом-ассистентом в Мариинской больнице для бедных. В 1904 году с началом Русско-японской войны убыл в действующую армию добровольцем, заведовал медицинской частью Российского общества Красного Креста в Маньчжурской армии. С 1908 года – лейб-медик царя. В 1917 году, после падения монархии, остался с семьей Николая II в Царском селе, а потом последовал за нею в ссылку. Пока семья царя находилась в Тобольске, Боткин бесплатно лечил окрестных жителей. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года был расстрелян вместе с царской семьей.

Наведите курсор на изображение

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Фет Афанасий Афанасьевич (1820 – 1892) – выдающийся русский поэт, один из лучших мастеров в области пейзажной и любовной лирики в отечественной поэзии. Многие стихи Фета являются популярными романсами благодаря их необычайной внешней красоте и внутренней глубине. "Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало", "На заре ты ее не буди", "Шепот, робкое дыханье", "Я тебе ничего не скажу", "Тихая, звездная ночь" – одни из самых дорогих и близких стихотворений для любого русского человека.

Биография этого гениального человека необычна, полна рядом драматических событий, начавшихся еще даже до его рождения… 18 мая 1818 года в Дармштадте состоялось сочетание браком 20 летней Шарлотты-Елизаветы Беккер и Иоганн-Петер-Вильгельма Фёта. Через некоторое время Шарлотта встретила Афанасия Неофитовича Шеншина, богатого русского помещика, лечившегося на водах в Германии. Они полюбили друг друга, и Шарлотта сбежала от мужа в Россию вместе с возлюбленным. Находилась она к тому времени уже на 7 месяце беременности. В ноябре 1820 г. в селе Новоселки Мценского уезда, Орловской губернии родился ее сын, названный, как и ее новый супруг, Афанасием. Следует сказать, что Афанасий родился еще до того, как Шар­лот­та су­ме­ла офи­ци­аль­но об­вен­чать­ся с Шен­ши­ным. Чтобы скрыть неза­кон­ное про­ис­хож­де­ние мла­ден­ца, су­пру­ги под­ку­пи­ли свя­щен­ни­ка, который приписал мальчику дворянскую фамилию отца – Шеншин. Ко­гда мальчику ис­пол­ни­лось 14 лет, это обнаружилось, в результате разбирательства юно­ша был ли­шен не толь­ко фа­ми­лии, но и рос­сий­ско­го граж­дан­ства, а вме­сте с ним прав на дво­рян­ский ти­тул и иму­ще­ство от­ца. Афанасий, превратившись в иностранного подданного А.Фёта, расценил это как личный позор и поставил себе целью вернуть фамилию и свое доброе имя.

В 1835—1837 гг. он учился в немецком частном пансионе Крюммера в Верро (ныне Выру, Эстония). В это время Фет начинает писать стихи (из-за оплошности наборщика текстов бук­ва «ё» в фа­ми­лии по­эта пре­вра­ти­лась в «е», таким образом он уже из Фёта стал Фетом). В 1838 г. Фет поступил в Московский университет, сначала на юридический факультет, затем — на историко-филологическое (словесное) отделение философского факультета. Во время учебы он сблизился с другим видным поэтом, критиком А.А.Григорьевым, и продолжал сочинять стихи. Пер­вый сбор­ник сти­хо­тво­ре­ний Фе­та "Ли­ри­че­ский Пан­те­он" вы­шел в 1840г. и по­лу­чил одоб­ре­ние Бе­лин­ско­го, что вдох­но­ви­ло его на даль­ней­шее твор­че­ство. После окончания учебы, сильно нуждаясь в деньгах, он поступил унтер-офицером в кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии. Именно здесь произошло событие, оставившее самый сильный след в его жизни, и кардинальным образом повлиявшее на его творчество…

Ка­ва­ле­рий­ский полк, в ко­то­ром слу­жил Афа­на­сий Фет, рас­по­ло­жил­ся непо­да­ле­ку от неболь­шо­го име­ния Кры­ло­во, принадлежавшего отставному офицеру Лазичу. У него были три замечательные дочери, младшую звали Марией. Совре­мен­ни­ки опи­сы­ва­ли ее как «уди­ви­тель­но строй­ную де­вуш­ку с коп­ной рос­кош­ных чер­ных с си­зым от­ли­вом во­лос». Любовь к поэзии, а также к творчеству Жорж Санд сблизило Афанасия и Марию.Их ча­сто ви­де­ли вме­сте про­гу­ли­ва­ю­щи­ми­ся по пар­ку, си­дя­щи­ми на ска­мей­ке или в го­сти­ной, где Ма­рия иг­ра­ла на ро­я­ле. Фет, страстно любя Марию, осознавал, что ему как человеку без имени, без денег и без имущества не суждено быть ее мужем. Он не видел будущего у их отношений, несмотря на то, что девушка умоляла не покидать ее. Фет принимает решение покинуть усадьбу, однако они продолжают переписываться и через 2 года встречаются вновь. И опять не находят общего языка. А в скором времени до Фета дошли ужасные вести…Мария Лазич заживо сгорела от непотушенной спички, попавшей на ее легкое платье. Ветер усилил огонь, и единственное, что успела прокричать девушка – просьбу, чтобы спасли ее письма к нему. После этого многие считали, что ее смерть была не случайной, что она в отчаянии из-за неразделенной любви сделала это сама… После этого любовная лирика Фета до конца его жизни сохраняла некий трагический оттенок – он так никогда и не отошел от этого удара…

В 1853 г. Фет перешел в гвардейский уланский полк, расквартированный близ Волхова. Он неоднократно бывал в Петербурге, сблизился с редакцией «Современника», Некрасовым и Тургеневым, в 1856 г. вышло собрание его стихотворений.

Мария Боткина

В 1857 г. Фет вышел в отставку и стал добиваться дворянства другим способом – в Париже он женился на М.П.Боткиной, женщины с богатым приданым, сестре известного врача-терапевта С.П.Боткина. Супруги переехали в Москву, а затем, при­об­ретя по­ме­стье в Мценском уезде, поэт с го­ло­вой оку­нул­ся в хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность, (по выражению Тургенева, «сделался агрономом-хозяином до отчаянности»). Здесь в 1873 г. застал его высочайший указ о том, что за ним, наконец, утверждена дворянская фамилия Шеншин, со всеми связанными с нею правами. Однако стихи он продолжал писать и издавать под привычной уже для себя фамилией «Фет». В 1867-1877 гг. Фет ревностно исполнял обязанности мирового судьи. Среди его друзей-литераторов остался лишь Л.Н.Толстой – остальные порвали с ним отношения, поскольку Фет презирал революционно-народнические идеалы. В 1877 г. Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где жил большую часть времени. В 1881 г. он приобрел особняк в Москве и вновь стал «вливаться» в литературную жизнь, активно издавать свои сочинения. В те годы поэт активно общался с подругой М.Лазич - Александрой Бржеской. Она на протяжении всей жизни испытывала самые теплые искренние чувства к поэту. В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета.

Поэт тяжело болел последние годы и смерть его произошла при странных обстоятельствах. На этот счет имеется интересная запись: «За пол­ча­са до смер­ти Фет на­стой­чи­во по­же­лал вы­пить шам­пан­ско­го, а ко­гда же­на по­бо­я­лась дать его, по­слал ее к вра­чу за раз­ре­ше­ни­ем. Оставв­шись толь­ко со сво­ей сек­ре­тар­шей, Фет про­дик­то­вал ей необыч­ную за­пис­ку: "Не по­ни­маю со­зна­тель­но­го пре­умно­же­ния неиз­беж­ных стра­да­ний, доб­ро­воль­но иду к неиз­беж­но­му". Под этим он сам под­пи­сал: "21-го но­яб­ря Фет (Шен­шин)". За­тем он схва­тил сталь­ной сти­лет, но сек­ре­тар­ша бро­си­лась вы­ры­вать его и по­ра­ни­ла се­бе ру­ку. То­гда Фет по­бе­жал через несколь­ко ком­нат в сто­ло­вую к бу­фе­ту, оче­вид­но, за дру­гим но­жом, и вдруг, ча­сто за­ды­шав, упал на стул. На­сту­пил ко­нец. Фор­маль­но са­мо­убий­ство не со­сто­я­лось, но по ха­рак­те­ру все­го про­ис­шед­ше­го это бы­ло за­ра­нее об­ду­ман­ное са­мо­убий­ство. Всю жизнь пре­одоле­вав­ший пре­врат­но­сти судь­бы, по­эт и ушел из жиз­ни, ко­гда счел это нуж­ным». Так завершилась нелегкая судьба интересного человека и выдающегося русского поэта (хотя и с полностью немецкими корнями) А.А.Фета…

Как лирик, Фет был ярким образцом «чистого искусства» в русской поэзии. Великий философ и поэт В.С.Соловьев полагал, то в поразительном образно-ритмическом богатстве поэзии Фета «открывается общий смысл вселенной»: «с внешней своей стороны, как красота природы, и с внутренней, как любовь». Исследователь творчества Фета Б.Я. Бухштаб характеризует его пафос как «упоение природой, любовью, искусством, воспоминаниями, мечтами» и считает его «как бы связующим звеном между поэзией Жуковского и Блока». Стихи Фета переносят читателя в особый мир – мир романтизма, природных красот и любовных грез, что было столь необычно для времени высоких гражданских тем и социальных протестов. На внутренних душевных переживаниях, на искренних эмоциях зиждется его творчество, поэтому лирика Фета близка и дорога многим поколениям читателей.

Фет был талантлив и как переводчик – его перу принадлежит перевод двух частей «Фауста» Гете, переводы произведений древнеримских поэтов и сатириков и др. Авторство известного палиндрома «А роза упала на лапу Азора» - также принадлежит Фету.

Памятник поэту, установленный в г. Орле.

На заре ты её не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка её горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Всё бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты её, не буди...

На заре она сладко так спит!

(1842)

***

Когда мои мечты за гранью прошлых дней

Найдут тебя опять за дымкою туманной,

Я плачу сладостно, как первый иудей

На рубеже земли обетованной.

Не жаль мне детских игр, не жаль мне тихих снов,

Тобой так сладостно и больно возмущённых

В те дни, как постигал я первую любовь

По бунту чувств неугомонных.

По сжатию руки, по отблеску очей,

Сопровождаемым то вздохами, то смехом,

По ропоту простых, незначащих речей,

Лишь нам звучащих страсти эхом.

(1844)

Я при­шёл к те­бе с при­ве­том,
Рас­ска­зать, что солн­це вста­ло,
Что оно го­ря­чим све­том
По ли­стам за­тре­пе­та­ло;

Рас­ска­зать, что лес проснул­ся,
Весь проснул­ся, вет­кой каж­дой,
Каж­дой пти­цей встре­пе­нул­ся
И ве­сен­ней по­лон жаж­дой;

Рас­ска­зать, что с той же стра­стью,
Как вче­ра, при­шёл я сно­ва,
Что ду­ша всё так же сча­стью
И те­бе слу­жить го­то­ва;

Рас­ска­зать, что ото­всю­ду
На ме­ня ве­се­льем ве­ет,
Что не знаю сам, что бу­ду
Петь, - но толь­ко пес­ня зре­ет.

(1843)

Н.Рачков. "А.А.Фет".

***

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

В этой ночи, как в желаниях, все беспредельно,

Крылья растут у каких-то воздушных стремлений,

Взял бы тебя и помчался бы так же бесцельно,

Свет унося, покидая неверные тени.

Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине?

Как не забыть, хоть на время, язвительных терний?

Травы степные сверкают росою вечерней,

Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне.

(1863)

***

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

Спустя несколько лет после смерти своей возлюбленной Марии Лазич тридцати семилетний Афанасий Фет познакомился в Париже с дочерью московского чаеторговца Боткина. Мария Петровна Боткина к тому времени уже не была молодой (ей было 28 лет) и к тому же она не была красавицей. Эта пара обошлась без долгих ухаживаний, а спустя всего лишь несколько месяцев после первого знакомства Афанасий Фет сделал женщине предложение, от которого та не стала отказываться. В своём незаконном происхождении поэт признался своей невесте только перед свадьбой. В ответ он также получил признание Марии в том, что она не является девственницей, поскольку в юности у неё случился непродолжительный роман с молодым человеком, приведший к потере девичьей чести. Но для поэта такое обстоятельство не стало помехой, поскольку он женился по расчёту. Кроме этого, и мечта о богатстве всегда грела душу лирику, который мечтал взять в жёны богатую наследницу.

В семейной жизни Афанасий Фет показал себя хорошим хозяином, который смог не только лишнего не растратить, но даже и значительно преумножить состояние жены.

Однако при такой хорошей семейной жизни исследователи творческого наследия Афанасия Фета говорят о том, что причиной его смерти стало самоубийство.

Фет Афанасий Афанасьевич (1820 – 1892) – выдающийся русский поэт, один из лучших мастеров в области пейзажной и любовной лирики в отечественной поэзии. Многие стихи Фета являются популярными романсами благодаря их необычайной внешней красоте и внутренней глубине. "Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало", "На заре ты ее не буди", "Шепот, робкое дыханье", "Я тебе ничего не скажу", "Тихая, звездная ночь" – одни из самых дорогих и близких стихотворений для любого русского человека.

Биография этого гениального человека необычна, полна рядом драматических событий, начавшихся еще даже до его рождения… 18 мая 1818 года в Дармштадте состоялось сочетание браком 20 летней Шарлотты-Елизаветы Беккер и Иоганн-Петер-Вильгельма Фёта. Через некоторое время Шарлотта встретила Афанасия Неофитовича Шеншина, богатого русского помещика, лечившегося на водах в Германии. Они полюбили друг друга, и Шарлотта сбежала от мужа в Россию вместе с возлюбленным. Находилась она к тому времени уже на 7 месяце беременности. В ноябре 1820 г. в селе Новоселки Мценского уезда, Орловской губернии родился ее сын, названный, как и ее новый супруг, Афанасием. Следует сказать, что Афанасий родился еще до того, как Шар­лот­та су­ме­ла офи­ци­аль­но об­вен­чать­ся с Шен­ши­ным. Чтобы скрыть неза­кон­ное про­ис­хож­де­ние мла­ден­ца, су­пру­ги под­ку­пи­ли свя­щен­ни­ка, который приписал мальчику дворянскую фамилию отца – Шеншин. Ко­гда мальчику ис­пол­ни­лось 14 лет, это обнаружилось, в результате разбирательства юно­ша был ли­шен не толь­ко фа­ми­лии, но и рос­сий­ско­го граж­дан­ства, а вме­сте с ним прав на дво­рян­ский ти­тул и иму­ще­ство от­ца. Афанасий, превратившись в иностранного подданного А.Фёта, расценил это как личный позор и поставил себе целью вернуть фамилию и свое доброе имя.

В 1835—1837 гг. он учился в немецком частном пансионе Крюммера в Верро (ныне Выру, Эстония). В это время Фет начинает писать стихи (из-за оплошности наборщика текстов бук­ва «ё» в фа­ми­лии по­эта пре­вра­ти­лась в «е», таким образом он уже из Фёта стал Фетом). В 1838 г. Фет поступил в Московский университет, сначала на юридический факультет, затем — на историко-филологическое (словесное) отделение философского факультета. Во время учебы он сблизился с другим видным поэтом, критиком А.А.Григорьевым, и продолжал сочинять стихи. Пер­вый сбор­ник сти­хо­тво­ре­ний Фе­та "Ли­ри­че­ский Пан­те­он" вы­шел в 1840г. и по­лу­чил одоб­ре­ние Бе­лин­ско­го, что вдох­но­ви­ло его на даль­ней­шее твор­че­ство. После окончания учебы, сильно нуждаясь в деньгах, он поступил унтер-офицером в кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии. Именно здесь произошло событие, оставившее самый сильный след в его жизни, и кардинальным образом повлиявшее на его творчество…

Ка­ва­ле­рий­ский полк, в ко­то­ром слу­жил Афа­на­сий Фет, рас­по­ло­жил­ся непо­да­ле­ку от неболь­шо­го име­ния Кры­ло­во, принадлежавшего отставному офицеру Лазичу. У него были три замечательные дочери, младшую звали Марией. Совре­мен­ни­ки опи­сы­ва­ли ее как «уди­ви­тель­но строй­ную де­вуш­ку с коп­ной рос­кош­ных чер­ных с си­зым от­ли­вом во­лос». Любовь к поэзии, а также к творчеству Жорж Санд сблизило Афанасия и Марию.Их ча­сто ви­де­ли вме­сте про­гу­ли­ва­ю­щи­ми­ся по пар­ку, си­дя­щи­ми на ска­мей­ке или в го­сти­ной, где Ма­рия иг­ра­ла на ро­я­ле. Фет, страстно любя Марию, осознавал, что ему как человеку без имени, без денег и без имущества не суждено быть ее мужем. Он не видел будущего у их отношений, несмотря на то, что девушка умоляла не покидать ее. Фет принимает решение покинуть усадьбу, однако они продолжают переписываться и через 2 года встречаются вновь. И опять не находят общего языка. А в скором времени до Фета дошли ужасные вести…Мария Лазич заживо сгорела от непотушенной спички, попавшей на ее легкое платье. Ветер усилил огонь, и единственное, что успела прокричать девушка – просьбу, чтобы спасли ее письма к нему. После этого многие считали, что ее смерть была не случайной, что она в отчаянии из-за неразделенной любви сделала это сама… После этого любовная лирика Фета до конца его жизни сохраняла некий трагический оттенок – он так никогда и не отошел от этого удара…

В 1853 г. Фет перешел в гвардейский уланский полк, расквартированный близ Волхова. Он неоднократно бывал в Петербурге, сблизился с редакцией «Современника», Некрасовым и Тургеневым, в 1856 г. вышло собрание его стихотворений.

Мария Боткина

В 1857 г. Фет вышел в отставку и стал добиваться дворянства другим способом – в Париже он женился на М.П.Боткиной, женщины с богатым приданым, сестре известного врача-терапевта С.П.Боткина. Супруги переехали в Москву, а затем, при­об­ретя по­ме­стье в Мценском уезде, поэт с го­ло­вой оку­нул­ся в хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность, (по выражению Тургенева, «сделался агрономом-хозяином до отчаянности»). Здесь в 1873 г. застал его высочайший указ о том, что за ним, наконец, утверждена дворянская фамилия Шеншин, со всеми связанными с нею правами. Однако стихи он продолжал писать и издавать под привычной уже для себя фамилией «Фет». В 1867-1877 гг. Фет ревностно исполнял обязанности мирового судьи. Среди его друзей-литераторов остался лишь Л.Н.Толстой – остальные порвали с ним отношения, поскольку Фет презирал революционно-народнические идеалы. В 1877 г. Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где жил большую часть времени. В 1881 г. он приобрел особняк в Москве и вновь стал «вливаться» в литературную жизнь, активно издавать свои сочинения. В те годы поэт активно общался с подругой М.Лазич - Александрой Бржеской. Она на протяжении всей жизни испытывала самые теплые искренние чувства к поэту. В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета.

Поэт тяжело болел последние годы и смерть его произошла при странных обстоятельствах. На этот счет имеется интересная запись: «За пол­ча­са до смер­ти Фет на­стой­чи­во по­же­лал вы­пить шам­пан­ско­го, а ко­гда же­на по­бо­я­лась дать его, по­слал ее к вра­чу за раз­ре­ше­ни­ем. Оставв­шись толь­ко со сво­ей сек­ре­тар­шей, Фет про­дик­то­вал ей необыч­ную за­пис­ку: "Не по­ни­маю со­зна­тель­но­го пре­умно­же­ния неиз­беж­ных стра­да­ний, доб­ро­воль­но иду к неиз­беж­но­му". Под этим он сам под­пи­сал: "21-го но­яб­ря Фет (Шен­шин)". За­тем он схва­тил сталь­ной сти­лет, но сек­ре­тар­ша бро­си­лась вы­ры­вать его и по­ра­ни­ла се­бе ру­ку. То­гда Фет по­бе­жал через несколь­ко ком­нат в сто­ло­вую к бу­фе­ту, оче­вид­но, за дру­гим но­жом, и вдруг, ча­сто за­ды­шав, упал на стул. На­сту­пил ко­нец. Фор­маль­но са­мо­убий­ство не со­сто­я­лось, но по ха­рак­те­ру все­го про­ис­шед­ше­го это бы­ло за­ра­нее об­ду­ман­ное са­мо­убий­ство. Всю жизнь пре­одоле­вав­ший пре­врат­но­сти судь­бы, по­эт и ушел из жиз­ни, ко­гда счел это нуж­ным». Так завершилась нелегкая судьба интересного человека и выдающегося русского поэта (хотя и с полностью немецкими корнями) А.А.Фета…

Как лирик, Фет был ярким образцом «чистого искусства» в русской поэзии. Великий философ и поэт В.С.Соловьев полагал, то в поразительном образно-ритмическом богатстве поэзии Фета «открывается общий смысл вселенной»: «с внешней своей стороны, как красота природы, и с внутренней, как любовь». Исследователь творчества Фета Б.Я. Бухштаб характеризует его пафос как «упоение природой, любовью, искусством, воспоминаниями, мечтами» и считает его «как бы связующим звеном между поэзией Жуковского и Блока». Стихи Фета переносят читателя в особый мир – мир романтизма, природных красот и любовных грез, что было столь необычно для времени высоких гражданских тем и социальных протестов. На внутренних душевных переживаниях, на искренних эмоциях зиждется его творчество, поэтому лирика Фета близка и дорога многим поколениям читателей.

Фет был талантлив и как переводчик – его перу принадлежит перевод двух частей «Фауста» Гете, переводы произведений древнеримских поэтов и сатириков и др. Авторство известного палиндрома «А роза упала на лапу Азора» - также принадлежит Фету.

Памятник поэту, установленный в г. Орле.

На заре ты её не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка её горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Всё бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты её, не буди...

На заре она сладко так спит!

(1842)

***

Когда мои мечты за гранью прошлых дней

Найдут тебя опять за дымкою туманной,

Я плачу сладостно, как первый иудей

На рубеже земли обетованной.

Не жаль мне детских игр, не жаль мне тихих снов,

Тобой так сладостно и больно возмущённых

В те дни, как постигал я первую любовь

По бунту чувств неугомонных.

По сжатию руки, по отблеску очей,

Сопровождаемым то вздохами, то смехом,

По ропоту простых, незначащих речей,

Лишь нам звучащих страсти эхом.

(1844)

Я при­шёл к те­бе с при­ве­том,
Рас­ска­зать, что солн­це вста­ло,
Что оно го­ря­чим све­том
По ли­стам за­тре­пе­та­ло;

Рас­ска­зать, что лес проснул­ся,
Весь проснул­ся, вет­кой каж­дой,
Каж­дой пти­цей встре­пе­нул­ся
И ве­сен­ней по­лон жаж­дой;

Рас­ска­зать, что с той же стра­стью,
Как вче­ра, при­шёл я сно­ва,
Что ду­ша всё так же сча­стью
И те­бе слу­жить го­то­ва;

Рас­ска­зать, что ото­всю­ду
На ме­ня ве­се­льем ве­ет,
Что не знаю сам, что бу­ду
Петь, - но толь­ко пес­ня зре­ет.

(1843)

Н.Рачков. "А.А.Фет".

***

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

В этой ночи, как в желаниях, все беспредельно,

Крылья растут у каких-то воздушных стремлений,

Взял бы тебя и помчался бы так же бесцельно,

Свет унося, покидая неверные тени.

Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине?

Как не забыть, хоть на время, язвительных терний?

Травы степные сверкают росою вечерней,

Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне.

(1863)

***

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,