Духовная жизнь 20 30 годов ссср таблица. Доклад: Духовная жизнь в зо-е годы

30-е годы вошли в историю нашей страны как период «культурной революции». Под культурной революцией подразумевалось, с одной стороны, значительное повышение образовательного уровня народа, его приобщение к достижениям культуры; с другой стороны - утверждение в духовной жизни общества безраздельного господства марксистско-ленинского учения.

С началом индустриализации большой проблемой стало недостаточное количество квалифицированных рабочих и инженеров. В 1930г. повсеместно было введено обязательное четырёхлетнее образование, а для городов и промышленных районов - семилетнее, с профессионально-техническим уклоном. В результате к 1939г. 81 % граждан СССР в возрасте от 9 лет и старше владели грамотой.

В 30-е гг. в СССР государственная власть полностью оказалась в руках узкого круга партийной элиты во главе со Сталиным, в стране утвердился жесточайший политический режим, характеризовавшийся полным свёртыванием демократии, утверждением единомыслия, массовыми репрессиями. Волна репрессий конца 30-х гг., унесла жизни многих представителей творческой интеллигенции - режиссёра В.Э.Мейерхольда, поэтов О.Э.Мандельштама и Т.Ю.Табидзе, писателей И.Э.Бабеля, А.Веселого. Одни на долгие годы попали в ссылки и лагеря, других лишили возможности творить в соответствии со своими художественными и эстетическими представлениями.

По мысли идеологов сталинской эпохи, искусству предстояло взять на себя пропагандистское обеспечение программы государственного строительства и воспитания нового человека.

Единственно верным художественным методом литературы и искусства провозглашался социалистический реализм. Политический смысл этого метода заключался в том, что бы отражать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме (привлекательная картина всенародного энтузиазма и счастливой жизни строителей социализма).

В предвоенный период большое значение стало придаваться идее прославления героического прошлого Родины. Литература становится мощным оружием пропаганды идей правящей партии. Классикой нового метода были признаны произведения, авторы которых воспевали героику революции и Гражданской войны (М.Горького, Д.А.Фурманова, А.С.Серафимовича, А.А.Фадеева, В.В.Маяковского и др.). В тоже время, произведения авторов, не отвечающие критериям идейности, не допускались к публикации (М.А.Булгакова, А.А.Ахматовой, В.В.Лебедева, Д.И.Хармса и др.).

Важнейшей чертой «культурной революции» стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счёт не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества, устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ.

Не смотря на то, что образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление, культура достигла значительных успехов.

Слайд 2

Культурная революция в СССР - коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в.

Создание "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, коммунистическом воспитании", массовости культуры.

Ликвидация неграмотности, создание социалистической системы народного образования,
формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.

Слайд 3

Развитие образования

  • В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов.
  • к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение.
  • Только в течение 1933 - 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет.
  • К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.
  • Слайд 4

    • В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения.
    • Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.
  • Слайд 5

    Образование

    • К концу 30-х годов процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%;
    • грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городского населения –94,9 %, сельского – 86,7 %;
  • Слайд 6

    Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.

    По поручению Полтавского губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького.

    «Единая» школа – это значит такая, которая одинаково доступна для всех слоев населения. Всю систему народного образования, от дошкольных учреждений до вузов, Н.К. Крупская мыслила как единую школу.

    Слайд 7

    Блонский Павел Петрович. Значительная часть психологических трудов П.П. Блонского имеет
    педагогическую направленность. Изучал проблему возрастных особенностей умственного
    развития детей.
    С. Т. Шацкий организует опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения. Опытная станция вела работу c детьми, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью.

    Слайд 8

    Наука. «Все науки носят политический характер…»

    • большое значение придавалось деятельности Российской Академии наук;
    • были созданы новые научно-исследовательские институты: геологических наук, горючих ископаемых, физический, физических проблем, машиноведения и др.;
    • с 1932 г. стали создаваться филиалы Академии наук в республиках;
    • в 20-30-е гг. происходило становление советской исторической науки.
    • к концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников;
    • большой размах получила деятельность по изучению месторождений полезных ископаемых в стране;
    • в начале 30-х годов началось освоение Арктики. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США,
  • Слайд 9

    • В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука.
    • Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводников.
    • В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую дрейфующую станцию "СП-1".
  • Слайд 10

    • С.И.Вавилов- российский физик, один из основателей российской научной школы физической оптики и основоположник исследований люминесценции и нелинейной оптики в СССР.
    • И́горь Васи́льевич Курча́тов - советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель и первый директор Института атомной энергии, главный научный руководитель атомной проблемы в СССР.
    • Л. И. Мандельштам - совершил важнейшее открытие в оптике - явления комбинационного рассеяния. Он является одним из создателей нелинейной теории колебаний.
  • Вопрос 01. В чём заключается суть понятия «культурная революция»? В чём вы видите достижения культурной революции в СССР? Каковы были её недостатки?

    Ответ. Культурная революция это формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, включая увеличение числа выходцев из пролетариата в составе интеллигенции и повышение общего уровня образования населения. Главным её достижением как раз и являлись повышение уровня грамотности и создание новой культуры. В качестве главного недостатка непременно нужно назвать неприятия плюрализма мнений, построение новой культуры в соответствии с директивами партии, в которой на руководящих постах находились далёкие от культуры люди.

    Вопрос 02. Какие изменения происходили в системе народного образования?

    Ответ. В школу были возвращены старые, осуждённые после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина и целая гамма наказаний, вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники.

    Вопрос 03. Каковы достижения советской науки в этот период?

    Ответ. Достижения:

    1) всемирно признанной была советская физика, которая приступила даже к исследованию ядра атома;

    2) советская химия начала производство синтетического каучука, пластмасс и т. п.;

    3) геологи открыли новые залежи полезных ископаемых на территории СССР;

    4) больших успехов добились советские биологи, математики, астрономы, физиологи.

    Вопрос 04. В чём заключалась суть принципа социалистического реализма? Каково было воздействие этого принципа на развитие советского искусства?

    Ответ. В соответствии с принципом социалистического реализма жизнь нужно было показывать не такой, какой её видит творец, а такой, какой она должна быть при социализме. В соответствии с понятиями того времени, это означало показывать жизнь такой, какая она есть, потому что тот, кто видит жизнь по-другому – враг. Этому принципу было подчинено всё советское искусство, потому что отклонившиеся от него попадали «в места не столь отдалённые».

    Вопрос 05. Какие процессы происходили в области музыкального искусства? Чем можно объяснить взлёт песенного жанра?

    Ответ. По представлениям того времени новым должно было быть всё, включая музыку. От дореволюционных музыкальных коллективов в границах СССР не осталось и следа. Коллективы 1920-х годов оказались слишком уж экстравагантными, новаторскими. Потому возникли новые коллективы, которые составили славу советской музыки. Расцвёл песенный жанр. Происходило это потому, что песня считалась самым народным, понятным широким массам видом музыкального творчества (а вкусы руководства коммунистической партии в этой области мало отличались от вкусов народных масс).

    Вопрос 06. Какова была социальная функция кинематографа в 1930-е гг.? Каковы были его достижения?

    Ответ. Кинематограф был самым понятным людям, потому самым массовым видом искусства. Прежде всего, он должен был формировать в сознании людей представление о счастливой жизни во времена социализма и многочисленные исторические мифы.

    Вопрос 07. Определите, какие общие процессы происходили в 1930-е гг. в области просвещения, науки и культуры. Чем они были обусловлены?

    Ответ. Во всех перечисленных областях происходило внедрение единомыслия, думать человек должен был только то, что говорила ему коммунистическая партия. В искусстве наставления партии получили общее наименование социалистического реализма. При этом инакомыслие искоренялось не только всеми средствами пропаганды, но и массовыми репрессиями против людей, проявлявших любые признаки несогласия с учением коммунистической партии. Всё это было обусловлено усилением руководящей роли партии и формированием культа личности Сталина.

    Подготовил: ученик 9«А» класса МБОУ Видновской СОШ 4 Астафьев Дмитрий Проверил: учитель истории Мазуряк В.М.

    Создание "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, коммунистическом воспитании", массовости культуры. Ликвидация неграмотности, создание социалистической системы народного образования, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.

    В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Только в течение 1933 - 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

    В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.

    К концу 30-х годов процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%; грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городского населения –94,9 %, сельского – 86,7 %;

    По поручению Полтавского губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького. В 1925 г. - секретарь ЦК партии. Член ВЦИК, ЦИК СССР. С сентября 1929 г.- Нарком Просвещения РСФСР. «Единая» школа – это значит такая, которая одинаково доступна для всех слоев населения». Всю систему народного образования, от дошкольных учреждений до вузов, Н.К. Крупская мыслила как единую школу.

    Блонский Павел Петрович Значительная часть психологических трудов П.П. Блонского имеет педагогическую направленность. Изучал проблему возрастных особенностей умственного развития детей. Станислав Теофилович Шацкий организует опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения Опытная станция вела работу c детьми, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью.

    Большое значение придавалось деятельности Российской Академии наук; Были созданы новые научно-исследовательские институты: геологических наук, горючих ископаемых, физический, физических проблем, машиноведения и др.; С 1932 г. стали создаваться филиалы Академии наук в республиках; В 20-30-е гг. происходило становление советской исторической науки. К концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников; Большой размах получила деятельность по изучению месторождений полезных ископаемых в стране; В начале 30-х годов началось освоение Арктики. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США,

    В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводников. В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую дрейфующую станцию "СП-1".

    Сергей Иванович Вавилов российский физик, один из основателей российской научной школы физической оптики и основоположник исследований люминесценции и нелинейной оптики в СССР. И́горь Васи́льевич Курча́тов советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель и первый директор Института атомной энергии, главный научный руководитель атомной проблемы в СССР. Леонид Исаакович Мандельштам совершил важнейшее открытие в оптике - явления комбинационного рассеяния. Он является одним из создателей нелинейной теории колебаний

    Сторонники Лысенко выступили против генетики, объявив ее «буржуазной наукой»; Многие из советских генетиков впоследствии были расстреляны. Т.Лысенко на сессии ВАСХНИЛ «клеймит» «менделистов-морганистов»

    Сталин берет под личный контроль учебники по истории; Появляется новая отрасль исторической науки – история партии; Историческая наука должна руководствоваться марксистско-ленинской идеологией.

    Направление в советском искусстве, представляющее собой в формулировке 1930-х гг. "правдивое и исторически конкретное изображение действительности в сочетании с задачей идейной переделки трудящихся в духе социализма». Жизнь отображается не такой, какая она на самом деле, а такой, какая она должна быть при социализме.

    «Чапаев» – режиссеры братья Васильевы; «Мы из Кронштадта» – Е.Л.Дзиган; 1931г. – первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» Н.В.Экк; Музыкальные комедии Г.В. Александрова и И.А. Пырьева; Исторические картины С.М.Эйзенштейна и В.И. Пудовкина: «Александр Невский» и «Минин и Пожарский»; Замечательный детский кинематограф.

    Пресекались новаторские поиски в области музыки; На оценке произведений сказывались личные эстетические вкусы вождей: неприятие музыки Шостаковича. И.О.Дунаевский Т.Н.Хренников А.И.Хачатурян Д.Д.Шостакович С.С.Прокофьев Коллективы: Квартет им. Бетховина; Большой государственный симфонический оркестр; Оркестр Государственной филармонии

    Создание "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, коммунистическом воспитании", массовости культуры. Ликвидация неграмотности, создание социалистической системы народного образования, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. Культурная революция в СССР - коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в.Развитие образования В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Только в течение 1933 - 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.Развитие образования В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.образование К концу 30-х годов процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%; грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городского населения –94,9 %, сельского – 86,7 %;Наука. «все науки носят политический характер…» Большое значение придавалось деятельности Российской Академии наук; были созданы новые научно-исследовательские институты: геологических наук, горючих ископаемых, физический, физических проблем, машиноведения и др.; С 1932 г. стали создаваться филиалы Академии наук в республиках; В 20-30-е гг. происходило становление советской исторической науки. к концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников; Большой размах получила деятельность по изучению месторождений полезных ископаемых в стране; В начале 30-х годов началось освоение Арктики. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США,Слайд 9В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводников. В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую дрейфующую станцию "СП-1".

    Ответить

    Ответить


    Другие вопросы из категории

    Читайте также

    нужно сократить,оставив самое главное культурно духовная жизнь независимого казахстана Приобретение независимости

    Республики Казахстан играло важную роль в изменении массового сознания, возрождении национальных традиций, восстановлении исторической памяти. Объявление Указом Президента 1997 года - Годом межнационального согласия и памяти жертв политических репрессий, 1998 года - Годом единства народов и национальной истории,

    1999 года - Годом единства и преемственности поколений - способствовало переосмыслению пути развития общества через повышение массового сознания.

    В сентябре-октябре 1992 года прошел Всемирный Курултай казахов, в нём приняли участие представители казахской диаспоры из 13 стран Азии, Европы, Америки. На Курултае поднимались вопросы укрепления независимости молодого казахского государства, сохранения мира между представителями различных национальностей, проживающих в республике, укрепления единства казахского народа. На Курултае было принято решение о создании Всемирного сообщества казахов. Его председателем был избран Н.Назарбаев. Участники Курултая приняли обращение к народу Казахстана, ко всем государствам и народам мира, к казахскому народу.

    В 1995 году правительство Казахстана одобрило Концепцию формирования исторического сознания в Республике Казахстан. В ней были определены приоритеты развития отечественной исторической науки.

    Знаменательным событием в конце XX века в духовной жизни народа Казахстана стали празднования 150-летних юбилеев Абая и Жамбыла, 100-летних юбилеев М.Ауэзова, К.Сатпасва, отмечавшихся под эгидой ЮНЕСКО во всём мире.

    По Указу Президента РК Н.Назарбаева от 24 октября 2003 года Национальная Академия наук Республики Казахстан была реорганизована в общественное объединение.

    Народный писатель Казахстана Олжас Сулейменов опубликовал произведение «Язык письма», в котором исследуются закономерности развития языка на примере распространённых мировых и национальных языков. Далеко за пределами Казахстана стала известна книга видного поэта Мухтара Шаханова «Заблуждение». Наибольший интерес у читателей вызвал роман А.Нурпеисова о трагическом положении Аральского моря и судьбах жителей этого региона. Новая опера композитора Е.Рахмадиева «Абылай хан» была признана как достижение данного жанра.

    В 1999 году парламент республики принял в новой редакции Закон РК «Об образовании». В 2004 году была принята Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 года, в которой предусматривается введение 12-летнего среднего образования.

    Одним из важнейших событий в жизни казахстанского общества на пороге XXI века стал перенос столицы из Алматы в Акмолу. В сентябре 1995 года был подписан Указ Президента, в котором столицей стала Акмола. До переезда правительства и парламента в новую столицу город Алматы сохранял статус столицы. В 1997 году столица переехала в Акмолу. В июне 1998 года состоялась торжественная презентация новой столицы Астаны.

    По результатам референдума 1995 года полномочия Президента Н.Назарбаева были продлены до 2000 года.

    В 1999 году в Казахстане прошла всенародная перепись населения. Это важное политическое мероприятие было объявлено как соответствующее рекомендациям статистической комиссии ООН и методикам подсчёта, принятым в международной практике.

    В 2001 на политическом горизонте Казахстана появилось общественное движение «Демократический выбор Казахстана». Позднее из движения образовалось две партии: Демократическая партия Казахстана «Акжол» и Народная партия «Демократический выбор Казахстана», составившие оппозиционное крыло политического фронта перед выборами в Мажилис.

    В конце 1997 года Президент познакомил народ со своей стратегией развития Казахстана до 2030 года. Стратегия - это искусство планирования руководства, основанного на перспективных прогнозах. Для осуществления стратегии необходимо правильное определение приоритетных целей. В стратегии «Казахстан-2030» определены семь приоритетов развития республики. Ключевые слова Послания: процветание, безопасность, улучшение благосостояния.