ДУ ФУ: биография, коротко о жизни и творчестве: ЛИ БО.

Ли Бо, (второе имя – Ли Тай-бо) (701-762) китайский поэт

Родился в современной провинции Ганьсу, но детство и юность провёл в Сычуани. Писать начал в юности, привлёк внимание выдающихся поэтов. Однако экзамены, необходимые для занятия должности чиновника, сдавать отказался.

В 26 лет покинул дом и отправился странствовать. Вплоть до 738 он ходил по стране и писал стихи, воссоздавая в них картины гор, водопадов, бамбуковых рощ.

Когда ему исполнилось 40 лет, император с почётом принял его у себя во дворце, даровав высшее учёное звание. Поэта призвали на службу в Чанъань. При дворе Ли Б о не ужился и в 744 покинул столицу.

В Лояне он познакомился с поэтом Ду Фу, странствовал вместе с ним. Стихи этого периода полны возмущения против грубости и заносчивости знати. Поселился вблизи от Ду Фу и Гао Ши. Их беседы и встречи украсили мировую литературу.

В 756 мятеж полководца Ань Лу-шаня заставил императора вновь обратиться за помощью к Ли Бо. Это принесло поэту одни несчастья: входя в свиту младшего брата императора Ли Линя, он оказался замешан в готовящемся перевороте. Поэту грозила казнь, но его сослали в Елан. Пока он добирался до места ссылки, прошло три года, и поэт был прощён.

Ли Тай-бо, Ли Тай-бай. 701-762/763. Две осн. версии места рождения: г. Суйе Тюркского каганата (совр. Токмок, Киргизия); Цинлянь сян (посад Синего Лотоса, совр. г. Цзянъю, пров. Сычуань). Один из крупнейших поэтов Китая. Когда Ли Бо было лет пять, отец перевез семью в уезд Чанлун округа Мяньчжоу (совр. Цзянъю пров. Сычуань). Этот край и считал поэт своей ро-диной. Преуспел в изучении конф. сочинений и поэзии. Неск. лет провел в го-рах, постигая под руководством монахов даос. и буд. книги. В 15 лет стал овла-девать искусством фехтования, поскольку хотел быть похожим на юци — «странствующих рыцарей» прошлых веков, к-рые прославились заступни-чеством за жертв злодеев. Уже ср.-век. кит. писатели отмечали, что Ли Бо удалось в своем характере органично соединить качества конфуцианца (см. Конфуцианство), по-следователя даосизма и странствующего рыцаря. Он мечтал «помочь народу», «упрочить мир в империи», симпатизировал героям, к-рые после свершения подвига отказывались от власти, «хотел помогать просвещенному государю, добиться успеха и возвратиться в горы». Осенью 724 отправился по Янцзы в центр. районы. Его строки воплощали самобытный мятежный ха-рактер автора, обостренное чувство личной независимости и человеч. до-стоинства. Стихи отличаются фантазией, смелым использованием гипербол, обращением к мифологич. образам и героич. деятелям прошлого и в то же время проникнуты горечью и тоской, вызванными деградацией мира. Он сумел сохранить душевную чистоту и благородство, непосредственность вос-приятия, способность находить и ценить радости земного бытия, многое брал из нар. творчества: форму, темы, изобразит. средства. Стихи распространялись по всей стране, и в 742 Ли Бо был приглашен в столицу, приближен ко двору и пожалован должностью академика Ханьлинь академии (т.е. придворного поэта). Поэт тяготел к свободе от ханжества и корысти, к общению с людьми высокого духа. Один из новых друзей сказал о нем: «Бессмертный, изгнанный с небес». Но в столице Ли Бо столкнулся с завистью и клеветой, в 744 покинул двор и десять лет провел в скитаниях.

В цикле «Гу фэн» («Веяния древности», «Дух старины»), состоящем из 59 сти-хотворений, на обширном историч. и мифологич. материале проводил анало-гии с совр. об-вом и конф. позицию сочетал с даос. взглядами. Часто обра-щался к традиц. теме невостребованности таланта. На смену приходили мечты о мире небожителей, желание достичь слитности с дао . Будучи человеком жизнелюбивым, деятельным, эмоциональным, Ли Бо воспевал земные радости — вино, музыку, танцы, встречи с красавицами, беседы с друзьями, праздники, пирушки. В его тв-ве природа предстает как мир све-та, свободы, счастья, а также прибежищем непонятого и неоцененного талан-та. Известие о мятеже Ань Лу-шаня в 755 породило у поэта тревогу за родину: «Помыслы мои — освободить Китай». Он осуждал неспособность двора защитить страну от мятежников, писал о бедах населения. Ли Бо вступил в ар-мию принца Ли Линя, к-рый был обвинен в заговоре против центр. власти. Поэта заточили в тюрьму, приговорили к смертной казни, заменив ее ссылкой на юго-запад. По дороге он жаловался на несправедливую участь, одиночество, старость. В 759 его догнало известие об амнистии, и он поплыл обрат-но на восток. «Бескрайний простор предо мной будто у птицы, вырвавшейся из клетки». В 761 вновь присоединился к идущим на войну отрядам, но бо-лезнь заставила его возвратиться в дом родственника в уезде Данту (пров. Аньхой), где он скончался. В «Песне о близком конце» сравнивал себя с могу-чей волшебной птицей пэн , рухнувшей на землю. В Китае Ли Бо получил прозвание ши сянь (см. Сянь 1) — «бессмертный в поэзии». Зная цену худ. опыта предшественников, Ли Бо стоял за самостоятельность, за реализацию в слове таланта и авторской индивидуальности. Для него характерна естеств. и непри-нужденная поэтич. манера, творч. смелость, впечатляющая образность.

Источники:
Ли Тай-бо цзи (Поли. собр. соч. Ли Бо). Т. 1-8. Шанхай, 1928; Ли Бо. Избранная лирика / Пер. с кит. А. Гитовича; Вступ. ст. Б.И. Панкрато-ва. М., 1957; он же. [Стихи] // Три танских поэта: Ли Бо, Ван Вэй, Ду Фу. Триста стихотворений / Пер. А. Гитовича; Предисл. Н.И. Конрада. М., 1960, с. 37-169; он же. Нефритовые скалы. СПб., 2000; он же. Дух старины: Поэтический цикл: перевод и исследование / Сост., поэт. пер. и коммент., подстроч. пер. и примеч. С.А. Торопцева. М., 2004; он же. Пейзаж души / Сост., пер. и коммент. С.А. Торопцева. СПб., 2005.

Литература:
Вернисаж одного стихотворения [«Когда Цзюньпин отринул мира плен»]: Лукьянов А.Е. В объятиях Дао; Торопцев С.А. Земная аура стиха // ВК. 2004, № 3, с. 116-126; Книга о Великой Белизне. Ли Бо: поэзия и жизнь / Сост., пер. стихов и коммент. С. Торопцева. М., 2002; Серебряков Е.А. Китайский поэт средневековья в народном преда-нии // Востоковедение. Вып. 17. Л., 1991; Торопцев С.А. Категория времени в лирике китайского поэта VIII века Ли Бо // Вестник исто-рии, литературы, искусства. Т. 2 / Под ред. акад. Г. М. Бонгард-Левина. М., 2006; Фишман О.Л. Ли Бо: Жизнь и творчество. М., 1958; Ли Бо цзыляо хуйбянь (Материалы о жизни и творчестве Ли Бо, опубл. в XIII-XIX вв.): В 3 т. / Сост. Пэй Фэй, Лю Шан-лян. Пекин, 1994; Линь Цзи-чжун. Ли Бо гэши ды бэйцзюй цзиншэнь (Трагизм в поэзии Ли Бо) // Чжунго гудай, цзиньдай вэньсюэ яньцзю (Исследование древней и новой китайской литературы). Пекин, 1995, № 2, с. 149— 156; Ян Хай-бао. Ли Бо сысян яньцзю (Эстетические взгляды Ли Бо). Шанхай, 1997.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. - 2008. - 855 с. С. 324-325.


Ли Бо или Ли Бай или Ли Тай-бо (701-762) — китайский поэт времён династии Тан.

Известный как Бессмертный поэт (варианты перевода — «поэт-святой», «гениальный поэт»), Ли Бо принадлежит к числу самых почитаемых поэтов в истории китайской литературы. Он оставил после себя около 1100 произведений (включая около 900 стихотворений).

Западный мир познакомился с его работами благодаря вольным переводам японских версий стихов Ли Бо, сделанным Эзрой Паундом, а на русский его переводили Николай Гумилёв, Анна Ахматова и другие.

Ли Бо известен своим неуемным воображением, эпатирующей манерой поведения, глубокой философичностью и яркими образами даосов в своей поэзии, а также, по распространённым преданиям, своей любовью к спиртному. Как и Ду Фу, он много времени проводил в путешествиях.

Ли Бо родился в семье богатого торговца. Существует довольно много различный версий, по поводу того, в какой местности родился поэт. На сегодняшний день значительная часть исследователей предполагает, что Ли Бо возможно родом из области прежнего Туркестана (Тюркского каганата), в близи современного города Токмак (Токмок), на севере Киргизии.

Впоследствии его семья переехала в Цзянъюй (Цзянъю) (ныне называется также), провинция Сычуань) когда ему было 5 лет. Его происхождение не могло предоставить ему больших возможностей в эпоху династии Тан.

Несмотря на сильное желание стать чиновником, он не стал готовиться к экзаменам на государственную службу. Вместо этого, в возрасте 25 лет, он отправился в путешествие по Китаю, ведя себя как своенравный вольнодумец, что противоречило общепринятому образу благородного человека по Конфуцию. Позднее Ли Бо был представлен ко двору императора и получил должность в Академии Ханьлинь.

На посту придворного поэта Ли Бо провел менее двух лет, а затем покинул двор по собственному желанию. Впоследствии путешествовал по Китаю до конца жизни. Осенью 744 года, а также в последующие годы встречался с Ду Фу. Во время восстания Ань Лушаня был вовлечен в мятеж против императора и осужден как «государственный преступник», . После разгрома восстания был сослан в Елань, но официального прощёния так и не получил до самой смерти.

Ли Бо умер в Даньту (ныне провинция Аньхой Аньхуэй). Принято считать, что он умер от болезни легких в доме своего дяди в Данту. По легендарной версии, утонул в реке Гуси, притоке Янцзы, вывалившись из лодки в состоянии опьянения, когда пытался поймать отражение луны в воде, а затем взлетел на небо. Существует также версия о смерти от отравления ртутью в результате употребления даосских эликсиров долголетия.

Творчество и наследие

Ли Бо приписываются около 1000 стихотворений, но достоверность этого во многих случаях вызывает сомнения. Наиболее известны его работы в жанре юэфу, эмоциональные и часто фантастические. Также его часто связывают с даосизмом: это важный элемент его произведений. Хотя в своем «Духе старины» (Гу фэн) он часто принимает точку зрения конфуцианца-моралиста, и многие его стихотворения достаточно традиционны для тогдашней культуры.

Как и о большинстве гениев (таких как Моцарт), существует множество легенд о том, насколько легко давалось Ли Бо поэтическое творчество, говорили, что сочиняет он с невиданной скоростью и без последующей правки.

Его любимый размер — стих из 5 и 7 слов, им написано более 160 произведений. Ли Бо черпал вдохновение в размышлениях о чистой Древности, а также в наблюдениях за природой и человеческой жизнью. Обладая недюжинным воображением, Ли Бо мог создавать изящные примеры полного использования элементов китайского языка.

Его произведения впечатляют не только из-за начитанности и эрудиции автора (как у Ду Фу), а еще и за счёт неудержимой фантазии и отождествления читателем себя со свободномыслящей личностью автора.

Ли Бо известен на Западе благодаря работам Эзры Паунда, музыке Густава Малера, а также переводам Ханса Бетге, которыми и пользовался Малер. На русском языке его произведения выходили в переводах Н.Гумилева, А.Ахматовой, А. И. Гитовича, В. М. Алексеева, а такжеЛ.3.Эйдлина, Л. Е. Бежина.

В честь Ли Бо назван кратер на Меркурии.

Литература

  • Поэзия эпохи Тан (7 — 10 вв.): Перевод с китайского. /Ред. Р. Делюсин, Т. Редько, В. Сорокин и др.; сост. и вступ. ст. Л. Эйдлина. — М.: Худож. лит., 1987. — 479 с.
Сорокин В. Ф., Эйдлин Л. З.: Китайская литература. М., 1962
  • Книга о Великой Белизне. М., 2002 (сост. и пер. С.Торопцева)
  • Ли Бо. Дух старины. М., 2004 (сост. и пер. С.Торопцева)
  • Ли Бо. Пейзаж души. С-Пб., 2005 (сост. и пер. С.Торопцева)
  • Чуский Безумец Ли Бо. М., 2008 (сост. и пер. С.Торопцева)
  • С. А. Торопцев. Жизнеописание Ли Бо — Поэта и Небожителя. М., 2009.

Ли Бо или Ли Бай или Ли Тай-бо (701-762) — китайский поэт времён династии Тан.

Известный как Бессмертный поэт (варианты перевода — «поэт-святой», «гениальный поэт»), Ли Бо принадлежит к числу самых почитаемых поэтов в истории китайской литературы. Он оставил после себя около 1100 произведений (включая около 900 стихотворений).

В ночной тишине Цзиньлина
Проносится свежий ветер.
Один я всхожу на башню,
Смотрю на У и на Юэ.
Облака отразились в водах
И колышут город пустынный,
Роса, как зерна жемчужин,
Под осенней луной сверкает.
Под светлой луной грущу я
И долго не возвращаюсь.
Не часто дано увидеть,
Что древний поэт сказал.
О реке говорил Се Тяо:
"Прозрачней белого шелка", -
И этой строки довольно,
Чтоб запомнить его навек.
("На Западной башне в городе Цзиньлин читаю стихи под луной", перевод А. Ахматовой)

Западный мир познакомился с его работами благодаря вольным переводам японских версий стихов Ли Бо, сделанным Эзрой Паундом, а на русский его переводили Николай Гумилёв, Анна Ахматова и другие.

Ли Бо известен своим неуемным воображением, эпатирующей манерой поведения, глубокой философичностью и яркими образами даосов в своей поэзии, а также, по распространённым преданиям, своей любовью к спиртному. Как и Ду Фу, он много времени проводил в путешествиях.

Ли Бо родился в семье богатого торговца. Существует довольно много различный версий, по поводу того, в какой местности родился поэт. На сегодняшний день значительная часть исследователей предполагает, что Ли Бо возможно родом из области прежнего Туркестана (Тюркского каганата), в близи современного города Токмак (Токмок), на севере Киргизии.

Впоследствии его семья переехала в Цзянъюй (Цзянъю) (ныне называется также), провинция Сычуань) когда ему было 5 лет. Его происхождение не могло предоставить ему больших возможностей в эпоху династии Тан.

Несмотря на сильное желание стать чиновником, он не стал готовиться к экзаменам на государственную службу. Вместо этого, в возрасте 25 лет, он отправился в путешествие по Китаю, ведя себя как своенравный вольнодумец, что противоречило общепринятому образу благородного человека по Конфуцию. Позднее Ли Бо был представлен ко двору императора и получил должность в Академии Ханьлинь.

На посту придворного поэта Ли Бо провел менее двух лет, а затем покинул двор по собственному желанию. Впоследствии путешествовал по Китаю до конца жизни. Осенью 744 года, а также в последующие годы встречался с Ду Фу. Во время восстания Ань Лушаня был вовлечен в мятеж против императора и осужден как «государственный преступник», . После разгрома восстания был сослан в Елань, но официального прощёния так и не получил до самой смерти.

Я стою... У яшмовых ступеней
Иней появляется осенний.
Ночь длинна-длинна... Уже росой
Увлажнен чулок мой кружевной.
Я к себе вернулась и, печальна,
Опустила занавес хрустальный.
Но за ним я вижу: так ясна
Дальняя осенняя луна!
("Тоска у яшмовых ступеней", перевод Ю. Щуцкого)