Жильё, бельё, вороньё, веселье, варенье, раздолье, гостья, обезьяна, кушанье, ученье, певунья, шалунья, семья, ружьё, платье, листья, гроздья, соловьи, перья, сучья, прутья, муравьи, хлопья, деревья, крылья, воробьи, колосья, братья, стулья, волчьи, заячьи, птичьи, лисьи, пьют, льют.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Записать предложения. Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком (ь).
1. Работники отдыхают под тенью старого дуба. 2. Здоровье человека - его главное богатство. 3. Свинья ищет жёлуди под дубом. 4. Борись с грязью и пылью. 5. На ветру сохнет бельё.6. Мороз расписал окно белыми перьями. 7. В углу стоит старое ружьё. 8. Шалунья обезьянка прыгает по веткам. 9. Попугай чистит перья.
1. Третью неделю очень холодно. 2. Сорочьи стаи кружат над парком. 3. Мальчик бьёт в барабан. 4. Осенью льют дожди. 5. На летнем лугу раздолье. 6. Тело собаки покрыто густой шерстью. 7. От реки тянет сыростью. 8. Зимний лес оделся в белое платье. 9. Февраль силён метелью, а март капелью.
ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Выписать слова с разделительным мягким знаком (ь).
ПОСЛОВИЦЫ
1. Тяжело в ученье - легко в бою. 2. Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся. 3. Красна птица перьями, а человек ученьем. 4. Отольются волку овечьи слёзы. 5. Всякий кузнец своего счастья.
ЧТО ЕДЯТ ЗВЕРИ
У каждого животного есть любимые кушанья. Верблюд питается верблюжьей колючкой. Возле лисьей норы можно увидеть перья птички. Волк тоже хищник. Волчьи следы всегда приведут к другому животному. Медвежье лакомство - сладкие коренья. Любит мишка и медку из улья попробовать. Любимая заячья еда - морковка. А мой пёс Демьян любит полакомиться костью.
2. Выписать сначала слова с разделительным мягким знаком (ь), а потом слова, в которых мягкий знак (ь) указывает на мягкость предыдущего согласного.
УЧИСЬ ТРУДИТЬСЯ
В каждое дело нужно вложить большой труд. Ничего не делается по щучьему веленью, по твоему хотенью. Помнишь сказку про Емелю? Привыкай с детства трудиться. Помогай старшим. Не ленись учиться. И ты всего в жизни добьёшься. Терпенье и труд всё перетрут!
ЛЕТОМ В САДУ
Ветви фруктовых деревьев гнутся от тяжести спелых плодов. Пришла пора варить варенье. Надо спешить. Воробьиные и сорочьи стаи тоже хотят полакомиться сладкой вишенкой. С раннего утра слышно хлопанье их крыльев. А то вдруг набежит ненастье. Польёт дождик, поплывут в ручьи ягодки малины и смородины. Скоро все соберутся у мамы на кухне. Будем пробовать варенье. Вот будет веселье!
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком (ь).
Вот и пришло лето. Через окно деревенского домика видно зелёное раздолье. По дороге рядом с лошадью чёрной тенью бежит жеребёнок. Дорога покрыта пылью. Белой кистью небесный художник раскидал по небу перья облаков. Скоро польёт дождик. Он оденет траву и деревья в изумрудное платье. Напьются воды луговые травы. Встанет над степью радуга. А высоко в небе будут носиться по небу птичьи стаи.
НОВОСЕЛЬЕ
Мой лучший друг - Серёжа. Наши родители тоже дружат. Мы часто ходим друг к другу в гости. Семья Серёжи получила новое жильё. И Серёжа будет учиться в другой школе. С грустью я думаю об этом. Но мы всё равно будем встречаться. Серёжа пригласил нас на новоселье. Наши семьи опять соберутся в воскресенье.
Мой любимый завтрак - кукурузные хлопья. Они очень полезны для здоровья. Их можно очень быстро приготовить. Я налью в них молока и добавлю фруктов и мёда. А можно положить и варенье. И не надо звать на помощь маму. Она сейчас пьёт чай. Я теперь сам готовлю себе завтрак. Приготовлю тарелочку и для сестры. Она тоже любит хлопья.
38. Запишите слова, заменяя в них звуковые обозначения слогов буквенными.
сыно[в’й’á] сыновь
я [в’й’ý]га вь
юга
воро[б’й’и́] воробь
и ру[жй’ó] ружь
ё
пи[с’мó] письмо тю[л’э́н’] тюлень
- Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.
Упражнение 39, с. 19
39. Прочитайте. Помогите Муравьишке собрать слова из слогов. Запишите слова.
Перья , жильё , братья , ручьи , бельё , крылья , стулья , копьё , друзья , скамья , колья , комья , семья , копья , хлопья , прутья .
- Подчеркните в словах разделительный мягкий знак (ь) и буквы, перед которыми он написан.
Упражнение 40, с. 20
40. Прочитайте. Помогите коту и собаке собрать "свои" слова.
→ коньки → пальцы → льдина →пельмени → больше → пальто
→ муравьи → друзья → обезьяна → свинья → печенье → счастье
- Запишите слова каждой группы, разделяя их чёрточками для переноса. Подчеркните разделительный мягкий знак.
Конь-ки, паль-цы, льди-на, пель-ме-ни, боль-ше, паль-то.
Мура-вь
и, дру-зь
я, обе-зь
я-на, сви-нь
я, пе-че-нь
е, счас-ть
е.
Упражнение 41, с. 20
41. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.
1. Целый день
сегодня шь
ю. Я одела всю семь
ю.
2. Вызывает удивлень
е прилежание тюлень
е: целый день
лежит тюлень
, и лежать
ему не лень
.
3. Лягушачь
я песенка ль
ётся из пруда. Лягушонка слушают листь
я и трава.
- Подчеркните одной чертой мягкий знак - показатель мягкости предшествующего согласного звука, двумя чертами разделительный мягкий знак.
Упражнение 42, с. 21
42. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Храбрый всадник
Сабля бь
ётся
на бо
ку
,
Щит есть и ко
пь
ё
.
Всаднику такому
Славное жи
ть
ё
!
- Дайте нам доро
гу
!
Бе
ре
гись
! - кри
чу
. -
Я быстрее птицы
На ко
не
ска
чу
.
Д. Минаев
- Подчеркните в выделенных словах орфограммы на изученные правила.
- Подготовьтесь объяснить написание подчёркнутых орфограмм.
Разделительный мягкий знак: бь
ётся, копь
ё, жить
ё.
Безударный гласный в корне: (на) бо
кý (бок), ко
пьё (кóпья), бе
ре
ги́сь (бéрежно, берéчься), кри
чý (крик), (на) ко
не (конь), ска
чý (скáчет).
Доро
гу (сочетание -оро-)
Жи
тьё (жи-ши пиши с и).
Упражнение 43, с. 21
43. Прочитайте. Впишите в слова пропущенные слоги с разделительным мягким знаком.
Ли́сьи следы́. Олéньи рогá. Мали́новое варéнье . Овсянóе печéнье . Корóвье молокó. Ворóнье гнездó. Смешнáя обезья́ на.
- Обозначьте в словах ударение.
Упражнение 44, с. 22
44. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в словах другие изученные орфограммы.
Дружба
Мура
вь
ишка занемог
-
И бе
дняж
ка сразу слёг
.
Жук
пришёл его проведать
:
- Друг
, по
ра бы поо
бедать
!
Мо
ло
чко па
рное пей!
Выздо
равливай ско
рей!
В. Нестеренко
- Озаглавьте стихотворение.
Упражнение 45, с. 22
45. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Турмаганбетова Зайдагуль Уменовна
учитель начальных классов КГУ СОШ №13 г.Караганды
Разработка урока по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком», 2 класс.
Тема: Правописание слов с разделительным мягким знаком
Цель: повторить и закрепить умение правильно употреблять мягкий
разделительный знак.
Задачи: повторить и закрепить правописание слов с разделительным мягким
знаком; развивать внимание, память, мышление, каллиграфию, речь;
воспитывать умения работать в коллективе.
Ход урока
Организационный момент
1. Психологический настрой учащихся:
Прозвенел звонок и вот,
Начинаем наш урок!
Быть активными старайтесь.
Отвечайте, не стесняйтесь!
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков:
Ежедневно по утрам, заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз, а учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки: в каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные: гласные, согласные.
II. Сообщение темы и цели урока
На доске написаны слова: Коньки, листья, пень, деньки, вьюга, перья.
Разделите слова на две группы.
По какому признаку разделили слова? (В первом столбике слова с мягким знаком – показателем мягкости, а во втором – с разделительным мягким знаком.)
Тема урока «Правописание слов с разделительным мягким знаком».
Проверка домашнего задания
Упражнение 212.
Преврати мягкий знак для обозначения мягкости согласного в разделительный мягкий знак.
Слова: пить – пью, лить – лью, шить – шью; степь – степью, дверь – дверью, ночь – ночью.
Каллиграфическая минутка
Спишите с доски соединение заглавной буквы со строчной: Мм .
Прочитайте загадку. Отгадайте.
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи)
Запишите слово муравьи в тетрадь. Подчеркните разделительный мягкий знак с буквой, перед которой он стоит.
Найдите в загадке слова с разделительным мягким знаком. Запишите. Подчеркните разделительный мягкий знак с буквой, перед которой он стоит.
Словарно-орфографическая работа
Спишите слова, правильно вставив буквы. Поставьте в словах знак ударения.
Слова: р…бята, ф…милия, т…варищ, р…бочий, ул…ца.
Работа по теме урока
Выполнение упр.216.
Соедини части слов. Запиши полученные слова.
Мед… раль
Варе… лья
Фев… варь
Ска… нье
Кры… мья
Сло… ведь
Прочитайте. Подчеркните разделительный мягкий знак в словах.
Выполнение упр.217. Работа в парах.
Найди слова, в которых надо писать разделительный мягкий знак. Запиши эти слова.
VII. Физкультминутка
Мы писали, мы писали. А теперь все дружно встали.
Наши пальчики устали. Ножками потопали, ручками похлопали.
Мы немножко отдохнём Затем пальчики согнем,
И писать опять начнём. Сядем, и писать начнем.
Закрепление изученного материала
Выборочный диктант
1 ряд – записывает слова с ь – показателем мягкости в середине слова.
2 ряд – записывает слова с ь – показателем мягкости на конце слова.
3 ряд – записывает слова с разделительным ь .
Слова: листья, деньки, пень, соль, перья, колье, конь, письмо, ночью, деньги, друзья, рысь, пальто, бельё, пальма, лось.
Игра «Один - много»
Измените слова, чтобы они обозначали много предметов.
Перо – …, колос – …, звено – …, соловей – …, лист – …, стул – …, друг – …, брат – …, воробей – … .
Итог урока
Когда пишется разделительный мягкий знак?
Домашнее задание
Упражнение 218.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Запишите. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.