Пьет разделительный мягкий знак. Разделительный мягкий знак (ь)

Жильё, бельё, вороньё, веселье, варенье, раздолье, гостья, обезьяна, кушанье, ученье, певунья, шалунья, семья, ружьё, платье, листья, гроздья, соловьи, перья, сучья, прутья, муравьи, хлопья, деревья, крылья, воробьи, колосья, братья, стулья, волчьи, заячьи, птичьи, лисьи, пьют, льют.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Записать предложения. Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком (ь).

1. Работники отдыхают под тенью старого дуба. 2. Здоровье человека - его главное богатство. 3. Свинья ищет жёлуди под дубом. 4. Борись с грязью и пылью. 5. На ветру сохнет бельё.6. Мороз расписал окно белыми перьями. 7. В углу стоит старое ружьё. 8. Шалунья обезьянка прыгает по веткам. 9. Попугай чистит перья.

1. Третью неделю очень холодно. 2. Сорочьи стаи кружат над парком. 3. Мальчик бьёт в барабан. 4. Осенью льют дожди. 5. На летнем лугу раздолье. 6. Тело собаки покрыто густой шерстью. 7. От реки тянет сыростью. 8. Зимний лес оделся в белое платье. 9. Февраль силён метелью, а март капелью.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Выписать слова с разделительным мягким знаком (ь).

ПОСЛОВИЦЫ

1. Тяжело в ученье - легко в бою. 2. Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся. 3. Красна птица перьями, а человек ученьем. 4. Отольются волку овечьи слёзы. 5. Всякий кузнец своего счастья.

ЧТО ЕДЯТ ЗВЕРИ

У каждого животного есть любимые кушанья. Верблюд питается верблюжьей колючкой. Возле лисьей норы можно увидеть перья птички. Волк тоже хищник. Волчьи следы всегда приведут к другому животному. Медвежье лакомство - сладкие коренья. Любит мишка и медку из улья попробовать. Любимая заячья еда - морковка. А мой пёс Демьян любит полакомиться костью.

2. Выписать сначала слова с разделительным мягким знаком (ь), а потом слова, в которых мягкий знак (ь) указывает на мягкость предыдущего согласного.

УЧИСЬ ТРУДИТЬСЯ

В каждое дело нужно вложить большой труд. Ничего не делается по щучьему веленью, по твоему хотенью. Помнишь сказку про Емелю? Привыкай с детства трудиться. Помогай старшим. Не ленись учиться. И ты всего в жизни добьёшься. Терпенье и труд всё перетрут!

ЛЕТОМ В САДУ

Ветви фруктовых деревьев гнутся от тяжести спелых плодов. Пришла пора варить варенье. Надо спешить. Воробьиные и сорочьи стаи тоже хотят полакомиться сладкой вишенкой. С раннего утра слышно хлопанье их крыльев. А то вдруг набежит ненастье. Польёт дождик, поплывут в ручьи ягодки малины и смородины. Скоро все соберутся у мамы на кухне. Будем пробовать варенье. Вот будет веселье!

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком (ь).

Вот и пришло лето. Через окно деревенского домика видно зелёное раздолье. По дороге рядом с лошадью чёрной тенью бежит жеребёнок. Дорога покрыта пылью. Белой кистью небесный художник раскидал по небу перья облаков. Скоро польёт дождик. Он оденет траву и деревья в изумрудное платье. Напьются воды луговые травы. Встанет над степью радуга. А высоко в небе будут носиться по небу птичьи стаи.

НОВОСЕЛЬЕ

Мой лучший друг - Серёжа. Наши родители тоже дружат. Мы часто ходим друг к другу в гости. Семья Серёжи получила новое жильё. И Серёжа будет учиться в другой школе. С грустью я думаю об этом. Но мы всё равно будем встречаться. Серёжа пригласил нас на новоселье. Наши семьи опять соберутся в воскресенье.

Мой любимый завтрак - кукурузные хлопья. Они очень полезны для здоровья. Их можно очень быстро приготовить. Я налью в них молока и добавлю фруктов и мёда. А можно положить и варенье. И не надо звать на помощь маму. Она сейчас пьёт чай. Я теперь сам готовлю себе завтрак. Приготовлю тарелочку и для сестры. Она тоже любит хлопья.

38. Запишите слова, заменяя в них звуковые обозначения слогов буквенными.

сыно[в’й’á] сыновь я [в’й’ý]га вь юга
воро[б’й’и́] воробь и ру[жй’ó] ружь ё
пи[с’мó] письмо тю[л’э́н’] тюлень

  • Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.

Упражнение 39, с. 19

39. Прочитайте. Помогите Муравьишке собрать слова из слогов. Запишите слова.

Перья , жильё , братья , ручьи , бельё , крылья , стулья , копьё , друзья , скамья , колья , комья , семья , копья , хлопья , прутья .

  • Подчеркните в словах разделительный мягкий знак (ь) и буквы, перед которыми он написан.

Упражнение 40, с. 20

40. Прочитайте. Помогите коту и собаке собрать "свои" слова.

→ коньки → пальцы → льдина →пельмени → больше → пальто

→ муравьи → друзья → обезьяна → свинья → печенье → счастье

  • Запишите слова каждой группы, разделяя их чёрточками для переноса. Подчеркните разделительный мягкий знак.

Конь-ки, паль-цы, льди-на, пель-ме-ни, боль-ше, паль-то.
Мура-вь и, дру-зь я, обе-зь я-на, сви-нь я, пе-че-нь е, счас-ть е.

Упражнение 41, с. 20

41. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

1. Целый день сегодня шь ю. Я одела всю семь ю.
2. Вызывает удивлень е прилежание тюлень е: целый день лежит тюлень , и лежать ему не лень .
3. Лягушачь я песенка ль ётся из пруда. Лягушонка слушают листь я и трава.

  • Подчеркните одной чертой мягкий знак - показатель мягкости предшествующего согласного звука, двумя чертами разделительный мягкий знак.

Упражнение 42, с. 21

42. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Храбрый всадник

Сабля бь ётся на бо ку ,
Щит есть и ко пь ё .
Всаднику такому
Славное жи ть ё !
- Дайте нам доро гу !
Бе ре гись ! - кри чу . -
Я быстрее птицы
На ко не ска чу .

Д. Минаев

  • Подчеркните в выделенных словах орфограммы на изученные правила.
  • Подготовьтесь объяснить написание подчёркнутых орфограмм.

Разделительный мягкий знак: бь ётся, копь ё, жить ё.
Безударный гласный в корне: (на) бо кý (бок), ко пьё (кóпья), бе ре ги́сь (бéрежно, берéчься), кри чý (крик), (на) ко не (конь), ска чý (скáчет).
Доро гу (сочетание -оро-)
Жи тьё (жи-ши пиши с и).

Упражнение 43, с. 21

43. Прочитайте. Впишите в слова пропущенные слоги с разделительным мягким знаком.

Ли́сьи следы́. Олéньи рогá. Мали́новое варéнье . Овсянóе печéнье . Корóвье молокó. Ворóнье гнездó. Смешнáя обезья́ на.

  • Обозначьте в словах ударение.

Упражнение 44, с. 22

44. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в словах другие изученные орфограммы.

Дружба

Мура вь ишка занемог -
И бе дняж ка сразу слёг .
Жук пришёл его проведать :
- Друг , по ра бы поо бедать !
Мо ло чко па рное пей!
Выздо равливай ско рей!

В. Нестеренко

  • Озаглавьте стихотворение.

Упражнение 45, с. 22

45. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Турмаганбетова Зайдагуль Уменовна

учитель начальных классов КГУ СОШ №13 г.Караганды

Разработка урока по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком», 2 класс.

Тема: Правописание слов с разделительным мягким знаком

Цель: повторить и закрепить умение правильно употреблять мягкий

разделительный знак.

Задачи: повторить и закрепить правописание слов с разделительным мягким

знаком; развивать внимание, память, мышление, каллиграфию, речь;

воспитывать умения работать в коллективе.

Ход урока

    Организационный момент

1. Психологический настрой учащихся:

Прозвенел звонок и вот,

Начинаем наш урок!

Быть активными старайтесь.

Отвечайте, не стесняйтесь!

2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков:

Ежедневно по утрам, заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз, а учитель учит нас.

Ель, топор, лопата, руки: в каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные: гласные, согласные.

II. Сообщение темы и цели урока

На доске написаны слова: Коньки, листья, пень, деньки, вьюга, перья.

Разделите слова на две группы.

По какому признаку разделили слова? (В первом столбике слова с мягким знаком – показателем мягкости, а во втором – с разделительным мягким знаком.)

Тема урока «Правописание слов с разделительным мягким знаком».

    Проверка домашнего задания

Упражнение 212.

Преврати мягкий знак для обозначения мягкости согласного в разделительный мягкий знак.

Слова: пить – пью, лить – лью, шить – шью; степь – степью, дверь – дверью, ночь – ночью.

    Каллиграфическая минутка

Спишите с доски соединение заглавной буквы со строчной: Мм .

Прочитайте загадку. Отгадайте.

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются чёрные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

Запишите слово муравьи в тетрадь. Подчеркните разделительный мягкий знак с буквой, перед которой он стоит.

Найдите в загадке слова с разделительным мягким знаком. Запишите. Подчеркните разделительный мягкий знак с буквой, перед которой он стоит.

    Словарно-орфографическая работа

Спишите слова, правильно вставив буквы. Поставьте в словах знак ударения.

Слова: р…бята, ф…милия, т…варищ, р…бочий, ул…ца.

    Работа по теме урока

    Выполнение упр.216.

Соедини части слов. Запиши полученные слова.

Мед… раль

Варе… лья

Фев… варь

Ска… нье

Кры… мья

Сло… ведь

Прочитайте. Подчеркните разделительный мягкий знак в словах.

    Выполнение упр.217. Работа в парах.

Найди слова, в которых надо писать разделительный мягкий знак. Запиши эти слова.

VII. Физкультминутка

Мы писали, мы писали. А теперь все дружно встали.

Наши пальчики устали. Ножками потопали, ручками похлопали.

Мы немножко отдохнём Затем пальчики согнем,

И писать опять начнём. Сядем, и писать начнем.

    Закрепление изученного материала

    Выборочный диктант

1 ряд – записывает слова с ь – показателем мягкости в середине слова.

2 ряд – записывает слова с ь – показателем мягкости на конце слова.

3 ряд – записывает слова с разделительным ь .

Слова: листья, деньки, пень, соль, перья, колье, конь, письмо, ночью, деньги, друзья, рысь, пальто, бельё, пальма, лось.

    Игра «Один - много»

Измените слова, чтобы они обозначали много предметов.

Перо – …, колос – …, звено – …, соловей – …, лист – …, стул – …, друг – …, брат – …, воробей – … .

    Итог урока

Когда пишется разделительный мягкий знак?

    Домашнее задание

Упражнение 218.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Запишите. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.