Древнеримская скульптура император август. Император Август

Римская средиземноморская архитектура выражала вполне определенную эстетическую концепцию, выдвигаемую обществом и имперским режимом. Господствующей эстетической концепцией было художественное выражение ключевой ценности официальной римской культуры - идеи вечности, силы и мощи Рима, римской власти, римского образа жизни. В художественном отношении римская архитектура существенно отличалась от греческой, эстетика которой была близка человеческой природе, направлена на прославление гармонической красоты и свободной личности гражданина. Монументальность, прочность и даже утилитарность римской архитектуры объясняются не только необходимостью решения чисто практических задач (например, строительство здания для многочисленных посетителей в большом городе), но и определенной эстетической ориентацией заказчика на выражение идеи силы, власти, потребления.

Римская архитектура как одно из важнейших направлений средиземноморской культуры весьма гибко и полно удовлетворяла возросшие человеческие потребности и, в свою очередь, стимулировала их рост. Римские зодчие создавали определенную художественную и материальную среду, которая органически дополняла, воплощала и формировала определенную духовную атмосферу римского средиземноморского общества.

Рассмотрим подробнее архитектурные памятники Римской империи раннего периода.

В конце I в. до н. э. Римское государство, раздираемое борьбой сословий, гражданскими войнами, сотрясаемое восстаниями рабов, приходит к военной диктатуре, превращается из республики в империю. Первым императором Рима был Октавиан, титулованный Августом, то есть божественным (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.). Его прославляла римская литература, римская поэзия и, конечно, изобразительное искусство. Беря за образец греческое искусство, стали изображать Октавиана и многих других императоров в бесчисленных идеализированных статуях (так называемый августовский классицизм в период правления Октавиана). Полуобнаженная фигура напоминала греческих атлетов V в. до н. э., но всему был придан внешний пафос, модель была явно героизирована.

Статуя Августа из Прима Порта . Изобразительное искусство времен принципата сделало в области скульптурного портрета заметный шаг вперед. Император вовсе не собирался остаться в памяти потомков обрюзгшим стариком с дряблыми мышцами и глубокими морщинами на лице. Августа куда больше привлекали образцово-прекрасные образы Фидия и Поликлета, в стиле которых он и велел скульпторам изобразить собственную персону и членов своей семьи. Согласно римской традиции, общее сходство все-таки сохранялось, однако письменные источники свидетельствуют, что Октавиан был не совсем тем цветущего вида молодым мужчиной, мраморная статуя которого широко известна как статуя Августа из Прима Порта.

Август изображен в спокойной, несколько небрежной и вместе с тем величественной позе, позаимствованной, без сомнения, из произведений Поликлета. Однако мощный торс не обнажен, а скрыт под панцирем римского военачальника (впрочем, панцирь повторяет своей формой выступы мышц и до некоторой степени создает иллюзию нагого тела), причем панцирь и сам по себе является произведением искусства и требует некоторого описания. Он покрыт рельефами, изображающими богов неба и земли, а также аллегорическими фигурами покоренных провинций - Галлии и Испании. Кроме того, на панцире Августа помещен парфянин, возвращающий Марсу римское знамя, отнятое у римлян еще до правления Августа.

Лицо императора не отличается особой выразительностью, однако парадоксальным образом этот факт лишь усиливает ощущение величия, которое исходит от прекрасной парадной статуи: богоподобный император похож на любого из своих солдат, а то и на обычного прохожего на улице. Иначе говоря, именно занимаемое в государстве положение способно возвысить любого, самого ординарного человека до богоравного уровня. Взмахом руки Октавиан приветствует римские легионы, другая рука занята тяжелым плащом и довольно увесистым императорским жезлом. При подчеркнутой роскоши панциря и плаща император изображен босиком, что сделано вовсе не из-за отсутствия у единоличного римского правителя пары приличных сапог или сандалий (римляне пользовались и тем и другим), а с целью лишний раз напомнить зрителю греческие классические образцы. Подпорка у ног статуи (из-за хрупкости материала скульпторы снабжали мраморные статуи подпорками в виде древесного ствола, колонки или другого подходящего по теме предмета) сделана в виде дельфина с сидящим на нем маленьким Амуром. Известно, что моделью для Амура послужил внук императора Гай Юлий, а присутствие возле Октавиана дельфина имеет важное значение. Дело в том, что дельфин - это атрибут Венеры, считавшейся божественной прародительницей римского рода Юлиев, к которому принадлежал не только Октавиан, но и убитый заговорщиками прямо на форуме Юлий Цезарь. Октавиан был приемным сыном Цезаря (что и помогло ему стать императором), и авторитет популярного в народе погибшего правителя в какой-то мере переносится на самого Августа. В подражание греческим скульпторам статуя Августа была раскрашена, что, без сомнения, придавало облику императора особую жизненность.

Октавиан до такой степени не страдал застенчивостью, что в некоторых скульптурных портретах позволял изображать себя в виде Юпитера, так что статую можно было использовать для поклонения в храме, причем вполне узнаваемая голова императора венчала мощный торс атлета, Октавиану, может быть, и не принадлежавший. В классическом духе создавались и портреты жены Августа Ливии, его сподвижника и зятя Агриппы (построившего в Риме баню, водопровод), а также многих других римлян попроще.

Алтарь мира. Римляне явились создателями так называемого исторического рельефа. Стена Алтаря мира (139 гг. до н. э.), установленного на Марсовом поле в Риме, украшена рельефами с изображением жертвоприношений богине Мира.

С утверждением Августа и наступлением после долгих внутриримских смут сытого и богатого мира Рим дорвался наконец до настоящей роскоши. Тон задавал сам император, который хотел превратить Рим в некое подобие Афин классической эпохи (а если точнее, в то, что он сам считал Афинами классической эпохи). Кроме того. Август не уставал напоминать благодарным гражданам, что это именно он принес римскому народу долгожданный мир и тем самым беспрерывно поддерживал в римском народе состояние обожания по отношению к себе, миротворцу Августу. Чтобы римляне почаще вспоминали о мире (а значит, и о нем, императоре, этот мир обеспечившем), Октавиан велел построить на Марсовом поле (к слову сказать, месте военных упражнений римской армии) специальный Алтарь Мира.

Алтарь Мира представляет собой прямоугольную площадку (10-11 м), в центре которой помещен на ступенях сам алтарь - малоинтересное, в общем-то, сооружение для официальных церемоний. Однако вокруг алтаря выстроена толстая каменная стена, украшенная прекрасно выполненными рельефами, изображающими процессию римских граждан и мифологические персонажи. Из рельефов мифологического содержания лучше других сохранились помещенные на восточной стороне стены - богиня Теллус и Эней, а что до процессии, то здесь (как, впрочем, и в мифологических персонажах) неизвестный римский скульптор изо всех сил старался подражать греческим образцам. Стоит признать, что в этом он не особенно преуспел: во-первых, вместо греческих одежд всех участников процессии пришлось одеть в римские тоги, а во-вторых, позаботиться об их портретном сходстве с вполне определенными римскими патрициями.

Изображение статуи Октавиана Августа из Прима Порта есть в любом учебнике по древней истории. Скульптура была найдена 20 апреля 1863 года и сейчас хранится в Ватикане. Считается, что это самое совершенное изображение римского принцепса, но мало кто знает, что на панцире Октавиана "записана" вся его политическая программа…

Могущество римского властителя подчеркивает богатый панцирь с многочисленными чеканными фигурами. На первый взгляд, все они сделаны на нем ради красоты. Ну а на самом деле это как раз и есть тот самый неозвученный посыл, который, ни слова не говоря, помогает воздействовать на публику как в мирное время, так и во время войны!

Ста-туя Авгу-ста из При-мы Пор-ты, в лори-ке, была най-де-на в 1863 г. на вил-ле Ливии на Фла-ми-ни-е-вой доро-ге, око-ло При-мы Пор-ты, от кото-рой и полу-чи-ла свое наз-ва-ние. Голо-ва иден-ти-фи-ци-ру-ет фигу-ру в каче-ст-ве Авгу-ста, кото-рый изо-бра-жен в позе adlocutio: его пра-вая рука под-ня-та и наде-тый на нем пан-цирь пред-по-ла-га-ет, что он обра-ща-ет-ся к сол-да-там. Осо-бен-ный инте-рес пред-став-ля-ют рельеф-ные укра-ше-ния на пан-ци-ре. Цен-траль-ная сце-на отно-сит-ся к собы-тию, имев-ше-му место в 20 г. до н. э.: пар-фян-ский царь (Фра-ат IV?) воз-вра-ща-ет рим-ские воен-ные знач-ки, утра-чен-ные Крас-сом в 53 г. до н. э., лега-ту Авгу-ста (Тибе-рию). Весь кос-мос явля-ет-ся свиде-те-лем успе-ха Авгу-сто-вой поли-ти-ки уми-ротво-ре-ния: навер-ху Целус под-ни-ма-ет свою рас-про-стер-тую ман-тию, Сол на квад-ри-ге и, перед ним, пер-со-ни-фи-ка-ции утрен-ней зари и росы, ниже Тел-лус, рим-ская боги-ня Зем-ли; по сто-ро-нам Апол-лон, дер-жа-щий лиру, на кры-ла-том гри-фоне, и Диа-на, дер-жа-щая факел, на олене. По сто-ро-нам от цен-траль-ной сце-ны две сидя-щие жен-ские фигу-ры, пер-со-ни-фи-ка-ции про-вин-ций (Гер-ма-ния и Дал-ма-ция?). Един-ст-вен-ное укра-ше-ние на зад-ней части пан-ци-ря — схе-ма-ти-че-ское изо-бра-же-ние тро-фея. Опор-ная нога под-дер-жи-ва-ет-ся фигу-рой аму-ра вер-хом на дель-фине (намек на Вене-ру, пра-ро-ди-тель-ни-цу рода Юли-ев, к кото-ро-му при-над-ле-жал Август). Босые ноги импе-ра-то-ра соот-вет-ст-ву-ют геро-изи-ро-ван-ной трак-тов-ке субъ-ек-та (поло-же-ние ног было заим-ст-во-ва-но у Дори-фо-ра). Это копия, сде-лан-ная, веро-ят-но, для Ливии после смер-ти Авгу-ста (14 г. н. э.), с брон-зо-вой ста-туи, уста-нов-лен-ной в честь Авгу-ста вско-ре после 20 г. до н. э.

Начнем с того, что Октавиан Август не любил титул императора, а предпочитал, чтобы его называли принцепсом - то есть первым среди равных, как это было, принято в Римской республике.
И он действительно был первым сенатором, первым трибуном, командующим войсками и даже верховным жрецом - то есть сосредоточил в своих руках власть самого настоящего верховного правителя, не хуже иного царя! И римский народ, привыкший к демократии, отнюдь не посчитал себя этим обманутым и никаких претензий ему не высказал! Почему?
Оказывается, случилось все это только потому, что Август сумел все представить так, что люди искренне считали, что он действует в интересах всех и каждого, а также что он свято чтит патриархальные римские традиции. Армию сократил - то есть налицо была экономия народных денег, ввел налог на роскошь - опять же похвальная экономия, деньги от которой пошли на гладиаторские бои, ужесточил наказания для проворовавшихся чиновников - совсем хорошо.
Так чего же еще нужно было римским гражданам?! Вот только одно было плохо: при всех этих достоинствах умелого правителя Август ни лицом, ни фигурой на античного героя нисколько не походил. А был невысок ростом, прихрамывал, и вдобавок часто мерз, так что носил иногда по несколько туник сразу. Понятно, что если бы он был бы таким изображен в мраморе, то вряд ли бы произвел впечатление на своих сограждан.
Однако в статуе из Прима-Порта он предстает перед нами в образе прекрасного полубога, и хотя сама статуя, естественно, даром речи не обладала, именно являющийся ее частью панцирь полководца являлся для людей того времени важнейшим источником «тайной» информации!

1. Август изображен во время произнесения речи перед солдатами.
О первом говорит его правая вытянутая рука, о втором - панцирь полководца.

2. Верхнюю часть панциря украшает изображение Гелиоса.
Бог Солнца знал все о людских делах и мог наказывать преступников, насылая на них слепоту, поэтому его часто призывали в свидетели клятв и обещаний как гаранта честности сторон. На панцире Августа Гелиос изображен, дабы ручаться за чистоту помыслов принцепса.

3. Ниже изображены сестры Гелиоса:
восходящая Аврора - богиня утренней зари, едущая в колеснице, и ее сестра - нисходящая Селена, богиня Луны. Появление утреннего света и отступление ночи символизируют вечное процветание Римской империи.

4. Центральная композиция панциря: бог войны Марс,
сопровождаемый волком (своим священным животным), принимает от парфянина знак отличия римского легиона - серебряного орла на древке. Этот знак достался Парфии после победы над римлянами при Каррах (53 г. до н.э.) Возвращение знака - плод дипломатической победы императора.

5. По бокам расположены аллегорические изображения покоренных Испании и Германии.
При Августе в этих провинциях был одержан ряд побед над местными племенами.

6. На правом боку панциря изображен Аполлон верхом на грифоне.
По легенде, бог прорицателей считался отцом Августа. Он вступил в связь с его матерью, Атией Бальбой (85 - 43 гг. до н.э.), когда та спала. Истинным отцом Октавиана был сенатор Гай Октавий (около 101 - 59 гг. до н.э.). Легенда о происхождении Октавиана появилась в подражание аналогичной легенде об Александре Македонском.

7. На левом боку изображена Диана с ланью,
считавшаяся покровительницей римского демоса, соблюдение интересов которого Август провозгласил основой своей внутренней политики. Он виртуозно управлял народом, удовлетворяя его неиссякающую потребность в хлебе и зрелищах.

8. В самом низу панциря находится изображение богини земли и плодородия Теллус с рогом изобилия,
символизируя процветание, которое принес Август римскому народу.

9. Хотя Октавиан, как и любой римский император, никогда не выходил к войскам босым, скульптор изобразил его по греческой традиции без сандалий словно мифологического или исторического героя, поскольку принцепс всегда хотел, чтобы его воспринимали как второго Александра Македонского.

10. Амур и дельфин - атрибуты Венеры.
Эта богиня считалась покровительницей династии Юлиев, к которой принадлежал Октавиан. А дельфин напоминал, что богиня родилась из морской пены.

11. Вероятно, в левой руке Августа первоначально было копье -
еще один символ героя. В эпоху Возрождения его заменили скипетром - знаком императорской власти.

Понятно, что людям нашего времени все эти присутствующие на его статуе детали мало что могут сказать, потому, что знатоков древней истории среди тех, кто её рассматривает, не так уж и много.
Однако, в то время любому римлянину было достаточно всего лишь бросить на неё беглый взгляд, чтобы убедиться: да, Октавиан Август и в самом деле - фигура божественная, а все, что он делает - полезно для общества и хорошо для каждого.

Октавиан Август предпочитал в политике хитрость, а не прямоту, и мечтал не быть убитым, как Цезарь, а умереть «доброй смертью».

19 августа 14 года умер великий государственный деятель Древнего Рима Октавиан Август, при котором на месте Республики утвердилась Империя и имя которого через 2 тысячи лет после его смерти входит в число самых узнаваемых имен во всем мире.

Октавиан Август (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.) был внучатым племянником великого Цезаря, который его усыновил и завещал ему значительную часть своего имущества. Однако в отличие от прославленного благодетеля, Октавиан Август предпочитал в политике хитрость, а не прямоту, и мечтал не быть убитым, как Цезарь, а умереть «доброй смертью», то есть спокойно и не насильственно. И он своего добился. Искусно сталкивая других влиятельных современников-римлян в течение всей своей государственной карьеры, Октавиан Август к концу жизни стал Императором.

Будучи старшим современником Христа, он учредил культ Императоров, и это в Риме, гордившемся своей свободой и равенством граждан перед законом.

Отец Отечества – такой титул носил Октавиан Август со 2 года н.э. А полный его титул к концу жизни звучал так: Imperator Caesar Divi filius Augustus, Pontifex Maximus, Consul XIII, Imperator XXI, Tribuniciae potestatis XXXVII, Pater Patriae (Император, сын Божественного Цезаря, Август, Великий Понтифик, Консул 13 раз, Император 21 раз, наделён властью народного трибуна 37 раз, Отец Отечества).

Он также принял имя своего благодетеля, и потому после перечисления титулов провозглашалось его полное имя Гай Юлий Цезарь Октавиан Август.

Этот человек, основавший Империю, наследником которой считали себя все последующие Империи и некоторые царства, а прямыми преемниками Первого Рима называли себя Византийская Империя и Священная Римская Империя Германской нации, а вслед за ними – Средневековая Москва, величавшая себя Третьим Римом, и Третий Рейх уже в ХХ веке, внес огромный вклад в культурное наследие и даже в язык. Само название «Империя» служит напоминанием об основанной им Римской Империи. Принятое им фамилия Цезарь и титул Август стали постоянными титулами Императоров Западной и Восточной Римской (затем Византийской) Империй на следующие 14 столетий. В некоторых странах слово «Цезарь» («Caesar») служило наименованием правителя, например, кесарь и царь в России или кайзер в Германии.

Наконец, восьмой месяц назван августом именно в честь этого великого государственного мужа.

Октавиан Август является действующим лицом многих литературных произведений, а классическими образцами античного скульптурного портрета служат именно изображения первого Императора.


Гемма Августа. Верхний регистр. Ок. 12-7 гг. до н.э. Оникс. 18х23 см. Музей истории искусств, Вена.




Статуя императора Октавиана Августа Рим Первая четверть I в. Высота 185см Статуя была создана после смерти Октавиана Августа (31 г. до н. э г. н.э.) при императоре Тиберии. Начавшееся еще при жизни обожествление первого римского императора, получившего от сената в 27 г. до н. э. титул Августа, т. е. "священного, сына божественного, отца отечества, потомка Венеры и Энея", превратилось в официальный культ при его преемниках. Эрмитажная скульптура - прекрасный пример такого памятника - воплотила императора в образе Юпитера, верховного бога римского пантеона. Композиционное решение памятника заимствовано у прославленной скульптуры Зевса из Олимпии работы Фидия. Это дало основание при реставрации восстановить в руках Августа соответствующие атрибуты - Нику и скипетр. Скульптор сохранил портретные черты императора, но идеализировал их, стремясь создать торжественную культовую статую.


Давид мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представшая очам изумлённой флорентийской публики на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор 5-метровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.мраморнаястатуя Микеланджелофлорентийской площади Синьории8 сентября1504 годаФлорентийской республикиВозрождения Статуя, предназначавшаяся для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.Давида Голиафом ВероккьоДонателло Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее (terribilita). Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя классический пример контрапоста уже подготавливает смертоносное движение.terribilita пращуконтрапоста


В Иудею вторглась огромная армия Навуходоносора под командованием полководца Олоферна. Вавилоняне осадили город Ветилуя (Бетулия), в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой.ИудеюНавуходоносораОлоферна «Юдифь», картина Артемизии ДжентилескиАртемизии Джентилески «Юдифь», картина КлимтаКлимта Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он засыпает пьяным, она отрезает ему голову и возвращается в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбегается. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие.