Dragonborn - Прохождение. Dragonborn

Воронья Скала.

«Марш мертвецов».

Является, по сути, самым первым побочным квестом, который можно получить на этом острове. Выходим из Вороньей горы и идем прямо по тропинке. Там увидите драку бравого данмерца с пепельными отродиями – одни из новых врагов в дополнении. Раскидываем их, принимаем благодарности от Велета и просьбу о помощи. Велет сетует на то, что ему не хватает воинов и некого отправить на расследование этого дела. Вызываемся помочь. Обыскиваем бывших врагов и находим письмо, читаем его, после этого отправляемся в «Форт Морозного Мотылька» для убийства генерала Фолкса Кария. Привет, Bloodmoon, мы скучали. По прибытии в форт мы услышим оповещение генерала о том, что враг вторгся на территорию и его надо убить. Расчехляем оружие и с боем прорываемся к генералу. После этого убиваем генерала. Не забудьте обыскать его тело: при нем находится отличный зачарованный молот и письмо в столицу Империи. После этого возвращаемся к Велету – получаем благодарности и кучу золота, которая зависит от уровня вашего подопечного.

«Решающий спуск».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Для получения этого задания идите в «Воронью Шахту» и слушайте разговор двоих. После этого подходите к старику – Крецию Цереллию и получайте задание. Он попросит найти останки его прадеда и для этого даст письмо и ключ от таинственной двери.

Спускаемся в шахту, расправляемся с пауками и крысами, после этого сбиваем деревянные балки и открываем железную дверь ключом, полученным от Креция. Проходим дальше, избегаем ловушек и тупиков. После этого мы попадаем в зону, где водопад. Спрыгиваем вниз и видим останки прадеда Креция. Обыскиваем их и получаем дневник, который надо прочитать. После прочтение берем клинок Бладскал, который поможет решить головоломку. Для решения головоломки нужно сделать следующее:

Совершить боковую силовую атаку, две силовых атаки на месте, ещё одна боковая силовая атака. После этого полосы разойдутся и дверь откроется.

Идем дальше и встречаем драконьего жреца Закрисоса, убиваем его и снимаем с него маску. Не забудьте подойти к стене слов и выучить новое слово. Также там будет «черная книга», о которой писалось в другом гайде. После этого поднимаемся наверх и попадаем в «курган Бладскал». Дергаем цепь, убиваем разбойников, выходим из кургана и возвращаемся к Крецию за наградой.

После этого задания шахта получит «второе дыхание» и заработает в полную силу. В награду за это нам разрешат добывать эбонит.

«Месть не терпит суеты».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Для получения этого задания нужно пройти следующие задания: «Марш Мертвецов» и «Решающий спуск». После этого возвращайтесь в Воронью Скалу, и ждите пока к вам подойдет капитан Велет. Он попросит вас подойти к Адрилу Арано. Тот в свою очередь поделится своими подозрениями о готовящемся покушении на советника Морвейна и попросит нас о помощи. Соглашаемся.

Идем в таверну «Стошнивший нетч» и говорим там с Галдисом Садри. Он расскажет что кто-то в полночь делает подношения в родовой гробнице Уленов. То, что надо. Заходим в гробницу Уленов и ждем полночи. Приходит какая-то женщина и говорит, что делает простые подношения, дабы почтить предков. Но мы на это не поведемся и поговорим с Арано. Тот в свою очередь даст ключ от поместья Северинов для обыска. Приходим в поместье и убиваем нападающих. Обшариваем сейф и находим доказательства – несем их к Арано. Арано отправит нас в Пепельную крепость для убийства убийц из Мораг Тонга. Приходим туда и зачищаем крепость. После этого возвращаемся за наградой.

«Новый долг».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

После того как вы найдете нового управляющего для Нелота у вас начнутся проблемы. На рынке к вам подойдет орк Могрул и скажет, что Дровас Релви – новый управляющий у Нелота был должен ему денег в размере 1000 септимов. Теперь этот долг падает на нас. Думайте сами, решайте сами. Можете, конечно, запугать орка, но ничего не получится и он будет посылать головорезов, чтобы те выбили долг у вас. Можете прийти к Дровасу Релви, и он даст вам 250 септимов. Можете с помощью красноречия сбить сумму на 500 септимов и заплатить.

«Распространить суджаму Садри».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Зайдите в таверну «Затошнивнший нетч» и поговорите с трактирщиком о суджаме, во время разговора он попросит раздать 10 суджам кому угодно, лишь бы попробовали. Соглашаемся, после этого пристаем к персонажам и раздаем суджаму. Выполняем и возвращаемся к Садри за наградой.

«Кулоны восточной имперской компании».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

На рынке подойдите к Фетису Алору и поговорите о кулонах восточной имперской компании. Он скажет, что коллекционирует их и готов щедро платить за каждый принесенный кулон.

«Очистить храм от пепельных отродий».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Заходим в храм и говорим со старейшиной Отрелотом. Он попросит очистить подвал храма от пепельных отродий. Соглашаемся, берем ключ от подвала, заходим туда и начинаем всех убивать. После этого возвращаемся к старейшине за наградой.

«Древняя нордская кирка».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Гловер Меллори – кузнец попросит нас забрать у Креция Цереллия древнюю нордскую кирку. Приходим к старику в шахту или его дом, зависит от того выполняли ли вы квест по восстановлению шахты или нет – и требуем отдать кирку. После этого идем к кузнец и получаем эту же кирку в награду за выполнение задания.

«Формула костяной брони».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Этот квест можно получить если вы являетесь членом гильдии воров. Идем к Гловеру Меллори и получаем задание на возвращение формулы. Идем в пещеры замка Карстаг, находим тело Тейна и забираем формулу. Возвращаемся к кузнецу за наградой.

«Письмо Сапфир».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Дается после выполнения задания «Формула костяной брони». Мы получим ключ от кузнеца, и он разрешит взять все, что находится за дверь, которую можно открыть с помощью ключа. Приходим, берем письмо, плывем в Скайрим к воровке по имени Сапфир и отдаем письмо. Взамен получаем большой бриллиант стоимостью 5000 септимов.

«Тайник с закаленным вином».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

После выполнения задания «Марш мертвецов» подойдите к капитану стражи и он попросит вас найти тайник с закаленным вином. Принимаем задание. Бежим к двум заброшенным домам. Между ними стоит бочка, лезем в неё и забираем вино. Относим капитану и получаем награду.

Тель-Митрин.

«Из пепла».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

При первом посещении Тель-Митрина поговорите с учеником Нелота – Талвасом. Он будет во дворе пытаться изучить заклинание призыва пепельного стража. После разговора поднимайтесь к Нелоту и сразу же выходите. На выходе вас встретит Талвас и попросит о помощи. Он смог призвать пепельного стража, но не смог контролировать и теперь он бушует. Убиваем его и решаем, кому говорить – Талвасу или Нелоту? Я советую сказать Талвасу, так как он сможет стать вашим компаньоном.

«Управляющий по принуждению».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Приходим в Тель-Митрин и говорим с Нелотом, во время разговора он спросит, не видели ли мы его управляющую – Верону? Отвечаем, что не видели и отправляемся на её поиски. Идем на север и находим её тело рядом с камнем Солнца – сообщаем Нелоту. Он просит найти нового управляющего. Отправляемся в Воронью скалу, а точнее в Стошнивший нетч и говорим с Дровасом Релви. Он согласится на работу управляющего. Возвращаемся к Нелоту и получаем деньги и ключ от комнаты зачарователя посохов. В комнате находится одна из «черных книг».

«Старые друзья».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Нелот пожалуется на постоянные нападения со стороны пепельных отродий, и поделится теорией, о том, что скорей всего кто-то ими управляет. Он даст кольцо, которое поможет найти источник нападений. Одеваем его и идем на северное кладбище, вскрываем могилу и возвращаемся к Нелоту. Он отправит нас к Вершинной башне для убийства его бывшей подруги из Телванни. Убиваем её - возвращаемся к Нелоту за наградой.

«Исцеление дома».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Заходим в аптеку Тель-Митрина и говорим с Эленией Матрен и вызываемся помочь в починке дома в виде гриба. Для починки нужно 3 стержневых корня, а также их нужно смочить около «Истоков реки Харстрад». Стержневые корни снимаются с мертвых тел сприганнов или же покупаются у алхимиков, так или иначе, после получения идем к истоку и смачиваем корни. После этого возвращаемся к Эленье и отдаем корни. Один корень она отдаст нам и попросит посадить в доме Нелота. Заходим в дом и сажаем корень, после этого возвращаемся к Эленье за наградой.

«Потерянное знание».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Задание выдается после прохождения основного сюжета Dragonbron. Идем к Нелоту и он расскажет, где находится «черная книга». «Курган Белый Хребет» - наша цель. Приходим туда, убиваем всех. Встречаем драконьего жреца Дукана – убиваем его, снимаем с него маску, учим новое слово «Циклон» и подбираем «черную книгу». После этого возвращаемся к Нелоту за наградой.

«Посох Азры».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Нелот попросит добыть нас один из множества посохов Азры, также он даст наводку. Он отправит нас в Скайрим. Скорей всего местоположение посоха рандомное. У меня было такое: «Пруд глаз маары». Отправляемся туда, зачищаем пещеру и забираем посох. Отдаем его Нелоту и получаем награду.

«Ветер и песок».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Нелот попросит достать древнюю редгардскую книгу «Ветер и песок». Он отправит нас в Скайрим. Скорей всего местоположение посоха рандомное. У меня было такое: «Неприметное убежище». Приходим туда, зачищаем, забираем и отдаем Нелоту за награду.

«Камни-сердечники».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Нелот попросит добыть нас камни – сердечники, которые добываются из рудных жил. Находим жилы, раскапываем их и относим сердца – сердечники Нелоту за награду.

«Вскрытие верескового сердца».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Нелот попросит добыть нас вересковое сердце. Для этого придется плыть обратно в Скайрим. Приплываем в Скайрим, находим изгоя – вересковое сердце, убиваем его, забираем сердце и приносим Нелоту за награду.

«Исследования Телванни».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Нелот попросит добыть пепел у пепельных отродий. Для этого он даст специальный инструмент. Находим отродие, убиваем его, проводим измерение и возвращаемся к Нелоту.

Пристанище Бьольды / Медовый зал Тирск.

Задания тут подразделяются на два лагеря. Мы можем принять сторону Рьеклингов или сторону Нордов. Решать вам. А я опишу задания за тех и других. Поехали!

«Вождь зала Тирск».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

На подходах к медовому залу Тирска нас встретит рьеклинг и проводит внутрь. Проходим внутрь и говорим с вождем рьеклингов, он попросит найти их кабана – Бильгельмака. Этот кабан любит мясо. Выходим из зала и продвигаемся к речке. Даем кабану мясо, и он следует за нами. Ставим его в стойло и идем за следующим заданием.

Теперь нам нужно собрать дюжину вредозобника. Собираем и отправляемся к вождю. После этого он попросит убить 7 нордов в «Пристанище Бьольды». Убиваем и возвращаемся к нему. Он боится, что вы сможете отобрать его звание и нападает на вас. Убивайте его и вы станете вождем Медового Зала. Почетно, правда? Также, вы сможете вызывать рьеклингов себе на помощь.

«Отбитие Тирска».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Идем в «Пристанище Бьольды» и говорим с Бьольдой Бесстрашной об отбитии Тирска. Она соглашается с вами и просит о помощи. Нам нужно убить 19 рьеклингов. Убиваем их и говорим с Бьольдой. Она попросит отправиться с ней в курган Хротмунда для получения благословления на правление Тирском. Идем с ней и слушаем разговор во время, которого дух отказывается её благословлять. Бьольда обратится к нам с просьбой сохранить секрет и сказать всем, что дух дал свое благословление. Если отказаться, то она набросится на вас, а потом вас изгонят из Тирска. Если согласиться, то все будет нормально. Но потом можно будет прилюдно сказать, что ничего такого не было и что она обманщица. Тогда изгонят её, но к вам все равно будут относиться прохладно.

Хайлунда попросит принести 50 штук копий рьеклингов. Копья добывается у рьеклингов. У одного рьеклинга может быть от 5 до 20 копий. Собираем копья, относим их Хайлунде и получаем награду.

«Сталгрим и эбонит».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Кузнец Халборн попросит принести 10 штук сталгримовой руды и 15 штук эбонитовой руды. Сталгримовой руды в источнике, в который вы попадете по заданию «Новый источник сталгрима», а эбонита много в вороньей шахте после задания «Решающий спуск». Собирайте руду, приносите кузнецу и получайте награду.

Деревня Скаалов.

«Новый источник сталгрима».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Через несколько дней после выполнения сюжетного задания «Судьба скаалов» возвращайтесь в деревню. После этого подходите к Деору и узнайте о пропавшем кузнеце. Оказывается, что его увели талморцы в «заброшенную хижину». Идите туда, убивайте отряд талморцев рядом с хижиной, а с главаря снимите ключ. Заходите в хижину и спускайтесь в подвал. Говорим с кузнецом, и узнаем, что талморцы ищут большее месторождение сталгрима и их нужно остановить. Идите к «Северной Пристани» и говорите с эльфами. У вас есть выбор: заплатить им, чтобы они уехали; пригрозить смертью; убить. Так или иначе, вы получите карту. Наведайтесь к месторождению, выбейте оттуда весь сталгрим и возвращайтесь к кузнецу за наградой.

«Семейные узы».

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий


Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Приходим в деревню Скаалов и говорим с главным охотникомю. Он скажет, что пропал его брат и начал ошиваться с медведями – оборотнями. Нам нужно найти Торкильда, но найти его трудно. Он все время попадается в разных местах. Просто исследуйте остров, и он сам вам попадется. Торкильд будет нести какую-то несуразицу и если подойти к нему, то он вас атакует, так что все равно убивайте его. Возвращайтесь к охотнику за наградой. Он научит вас стрельбе, блокированию, владению одноручным оружием и ношением тяжелой брони. Каждый этот навык увеличится на один пункт.

Dragonborn. Полное прохождение побочных заданий

Поговорите с Морвен в деревне Скаалов, и она попросит отнести ожерелье её матери в Фолкрит. Берем ожерелье, относим ожерелье в Фолкрит Рунилу, и возвращаемся обратно за наградой.

01828E Aggress. Faction(s)

Glover Mallory working on Miraak"s shrine

He starts his day at 6am with a two-hour breakfast in his house. Then, at 8am, he walks out to his forge and works for twelve hours. At 8pm he heads to the Retching Netch to relax until midnight, then walks to the Earth Stone to work on it for six hours or, if the stone has been cleansed , he"ll head back to his house and go to bed.

When you approach him, he may talk about himself as a smith, saying things like, "Glover Mallory"s the name. If you"re looking for a smith, you"ve found one of the best." or "Either you"re here to get showered in sparks, or you"re looking for something to buy. Out with it." or "Steel, dwarven, ebony... if it"s broken, I can mend it." When Raven Rock is still in its sad state of disrepair, he"ll say, "A lot of folks around here look to strangers for help. I hope you won"t disappoint them." When the mines are reopened , he"ll say, "You"ve got a good thing going here now that you"ve reopened the mines. Don"t let it go to waste." When he"s free from Miraak"s grasp, he"ll say, "Stealing a man"s mind... it just isn"t right. Thanks for saving me from that madman." or "I"ve heard of stealing things from people, but never thought you could steal someone"s mind."

If you ask him how he ended up in Raven Rock, he"ll say, "A fine question, and the one that I hear most often from visitors to our town. I wish I had a more romantic tale to tell, but I was simply seeking my fortune and chose Raven Rock to ply my trade. Besides, knowing how to repair bonemold armor wasn"t very useful in Riften." You can now ask him who taught him how to repair bonemold, to which he"ll reply with, "I had a friend over there, a dark elf named Vanryth ... a very talented armorsmith. Spent a lot of time with the guy swapping smithing techniques. Learned a heck of a lot, including how to repair bonemold. After he moved on to greener pastures, I decided to pack up, move out here and put those lessons to the test. Been here ever since." During the quest Dragonborn , if you ask him if he knows someone named Miraak, he"ll sound dazed and reply, "No, I... Wait. Maybe. I don"t know how I know that name..." When you ask him what he means by that, he"ll say, "I... I"m not sure. I don"t want to talk about this." When you you ask him about the shrine at the Earth Stone, he"ll be perplexed, saying, "It"s a shrine, for... Err, I don"t remember. I thought I remembered, but now I"m not sure. Is it important, or did I imagine that?" When asked if he wants a drink from Geldis Sadri , he"ll gladly accept, saying, "Perfect! I was just thinking about heading over for a drink. Thanks for saving me the trip." Once the mines are reopened, if you ask him how things are different, he"ll say, "I"ve always had a steady stream of work thanks to the Redoran Guard, so it hasn"t affected me much. However, I"ve seen the smile on people"s faces and there"s hope around here once again... something we"ve been lacking for a long time." If you ask him if he wants to be Neloth"s steward , he"ll find the idea hysterical, saying, "Ha ha ha! Gods, that"s rich. Work for Neloth. Ha ha ha!" However, if you"re in the Thieves Guild, you can ask him if he knows someone for the job, in which case he"ll say, "As one Thieves Guild member to another? Try Drovas over in the Retching Netch. Not too long ago he tried to pawn some stuff off. Seemed kinda desperate for coin." When exiting conversation, he"ll say, "Bring your weapons and armor to me. I"ll fix it up right."

If you ask if something"s wrong, he"ll angrily complain, "You haven"t seen Crescius Caerellius have you? That foolish old man"s taken my pickaxe again!" When you ask him why he cares so much about a pickaxe, he"ll say, "No, no, no. This isn"t just your run-of-the-mill pickaxe... I"m talking about an Ancient Nordic Pickaxe . They don"t exactly grow on trees, you know." If you ask him why he can"t have the guards deal with it, he"ll say, "Um, I prefer to handle these things on my own. Look, if you see Crescius, tell him to give me that pickaxe back and I"ll pay you for the trouble." You can now ask him what an ancient Nordic pickaxe is, in which case he"ll say, "It"s the only tool tough enough to crack stalhrim , is what it is. Not many of those beauties left in the world... forging them is a lost art. The one Crescius "borrowed" came from the Skaal Village up north. I, uh, traded them some goods for it." You can also ask him if stalhrim is a type of ore, in which he"ll say, "Calling stalhrim an ore is like calling my forge a campfire. Some folks say it"s "enchanted ice," but I think there"s more to it than that." When you say that you"re guessing it"s rare, he"ll confirm, saying, "I don"t think I"ve come across more than a chunk or two in my lifetime, and smithing"s my trade. If you"re looking to learn more, you should head over to the Skaal Village. Someone there"s bound to know more about it than I do." During the quest, he"ll greet you with, "Find my pickaxe yet?" and when exiting conversation, he"ll say, "You tell Crescius he better give that pickaxe back to me, or else." If you bring him back the pickaxe, he"ll say, "So you finally tracked down old Crescius, eh? Quite a character, isn"t he. Tell you what. Since you went through all the trouble of finding it for me and all, you keep it." When you question the reasoning of his decision, he"ll say, "I just wanted to remind that codger you can"t just go around taking things from other people. Now that you"ve delivered the message, I"m satisfied. Besides, that pickaxe hasn"t done me any good in years. Maybe you can put it to good use." If you let Crescius keep the pickaxe, and lie to Glover that he lost it, he"ll say, "Blast! That careless old fool. Well, thanks for trying anyway. Here you go... for your trouble."

When you complete Meet the Family , you can mention the shadowmark by his door, saying, "Well, well. It"s been a long time since someone from the Guild"s bothered to make their way out here. So tell me... how"s my brother Delvin ? Still spending his nights at the Ragged Flagon trying to win Vex "s heart?" When you tell him he"s doing fine, he"ll say, "Good to hear. Damn layabout never even bothers to send his own flesh and blood a letter saying how he"s doing. Can you imagine? Anyway, I suppose you"re looking for work. Well, I"ve got bad news. This place is dryer than a damn bone." When you ask him if he"s sure there"s nothing, he"ll say, "Eager to make some coin, eh? That"s the spirit. I"ll tell you what. The Guild"s got a problem out here that I"ve been trying to deal with for years, but haven"t been able to handle." When you ask him if the Guild really has a problem out in Solstheim, he"ll say, "Don"t look at me like that. I"m all alone out here, with no one to watch my back. And besides, it"s really my problem anyway. I caused it." When you ask him what the problem is, he"ll say, "A fellow Breton who went by the name Esmond Tyne showed up on my doorstep about a fortnight ago. He noticed the shadowmarks like you did, and I thought he was one of us." When you ask if he stole something, he"ll confirm with, "That he did. Right out from under my nose. Can you believe it? It"s my own formula for improved bonemold. Took me years to perfect." When you ask where he is, he"ll say, "Well, before he ran off, he was talking some nonsense about trying to fence goods to the rieklings at Castle Karstaag . I told him he was crazy to even think about talking to those vicious little buggers, but he wouldn"t listen. I"d bet a fat purse of coin that he"s either dead or hiding out up there." When you tell him you"ll get the formula, he"ll say, "You do that, and I"ll make sure you"re set up right. You won"t be disappointed." When you return, he"ll say, "Any luck tracking down Esmond?" When you tell him Esmond"s dead but you have the formula, he"ll say, "I told him not to head up there. Sounds like the bloody fool got what he deserved. Here, I want you to take this key. Head inside my house and unlock the door in the basement. Help yourself to whatever you like inside. I won"t be using it anymore."

Glover can often be seen talking with other Raven Rock citizens:

Adril : "Captain Veleth"s mentioned how valuable you"ve become to the Redoran Guard. The Councilor and I appreciate your assistance."
Glover : "I"m glad to lend a hand."
Adril : "You must be using quite a bit of your raw materials repairing their weapons and armor. I"m sorry we can"t compensate you."
Glover : "Not to worry, Adril. I"ll recover my losses in due time."

Veleth : "I don"t know what your playing at, Glover... but something about you just doesn"t add up."
Glover : "Understandable considering the differences between us."
Veleth : "I"m not talking about that. I have a knack for smelling trouble, and for some reason you reek of it."
Glover : "I promise you, I have nothing but good intentions towards everyone in this town."

Glover : "Fethis! How"s that pretty young daughter of yours doing?"
Fethis : "What in the name of the Black Hands is that supposed to mean?!"
Glover : "Nothing... I... I was just making conversation."
Fethis : "Next time you feel like having a conversation, talk to someone else."

Garyn : "So where do you hail from, Glover?"
Glover : "Skyrim. Born and raised."
Garyn : "Have any kinfolk?"
Glover : "Just a brother. Lives in Riften."
Garyn : "That"s quite a distance from here. What"s his trade? He a blacksmith as well?"
Glover : "Nah. He... finds things people are looking for. Makes a good bit of coin doing it, too."

Glover : "So what do you think, Vendil? You think this town will survive?"
Vendil : "I don"t know. There are many who would"ve already expected us to leave this place."
Glover : "Sure, but then where would you go?"
Vendil : "A fair question, my friend... a fair question."

Geldis : "How"s business, Glover?"
Glover : "The usual. Piles of armor to repair for the Redoran Guard."
Geldis : "Aren"t you pleased to keeping busy?"
Glover : "These hands were made for bending steel... not mending bonemold. But, it"s certainly better than not working at all." fences anywhere on Solstheim.

Условия получения квеста: Быть членом Гильдии Воров

Этот квест можно получить, если поговорить c Гловером Меллори (Glover Mallory) насчет теневой метки на его доме. Гловер расскажет интересную историю о том, как его обокрали. Некий путешественник по имени Эсмонд Тайн (Esmond Tyne) тоже узнал в знаке на его доме тайный символ Гильдии и Меллори принял его за своего, а Эсмонд воспользовавшись этим, украл формулу создания улучшенной костяной брони (Improved Bonemold Armor). Кузнец считает, что вор отправился к замку Карстаг (Karstaag), чтобы продать формулу рьеклингам. Гловер попросит вас найти Эсмонда и вернуть украденное.


Отправляйтесь в пещеры замка Карстааг (Castle Karstaag Caverns), где у самого входа в ледяное подземелье вы и найдете тело неудачливого вора вместе с украденной формулой. Прочтите ее - это научит вас создавать улучшенную костяную броню. Возвращайтесь в Воронью Скалу (Raven Rock).

Если к этому моменту вы уже выполнили квест "Найти Кирку" (An Axe to Find) , то кузнец выдаст вам ключи от дома и разрешит забрать из подвала все, что вы сможете унести. В подвале вы найдете набор брони Черного Стража (Blackguard"s Armor Set), с эффектами как у брони главы Гильдии Воров (Guild Master"s Armor Set), но с более сильными зачарованиями (на 5% выше). Обратите внимание и на неотправленное письмо из которого становится ясно, что Сапфир (Sapphire) из Гильдии воров Рифтена приходится Гловеру дочерью.

На первом этаже дома находится сейф Восточной имперской компании.

Как будете проездом в Рифтене, навестите Сапфир и отдайте ей письмо. За это она подарит вам изысканный сапфир (Exquisite Sapphire).

Условие получения: быть членом Гильдии воров

Когда вы заметите, что на доме Гловера Меллори (Glover Mallory) есть теневая метка (Shadow mark), тот расскажет невероятную историю, как его обворовали. Некто Эсмонд Тайн (Esmond Tyne) тоже узнал эти знаки, и Гловер принял его за собрата по Гильдии, а тот украл рецепт создания улучшенной костяной брони (Improved Bonemold Armor). По сведениям кузнеца, "гость" направлялся к замку Карстаг (Karstaag), желая там торговать с риклингами. Естественно, Гловер попросит вас разыскать Эсмонда и забрать у него формулу.

Путь приведет вас в пещеры замка Карстаг (Castle Karstaag Caverns), и буквально у входа в покрытые льдом подземелья, облюбованные риклингами, вы найдете тело незадачливого вора и искомую записку. Прочитайте ее, рецепт позволит вам создавать улучшенную костяную броню. Возвращайтесь в Воронью Скалу (Raven Rock).

Если к этому моменту вы уже разобрались с древней нордской киркой, кузнец выдаст вам ключи от своего дома и позволит забрать все, что вам нужно, из подвала. В частности, там вы найдете набор брони Черного Стража (Blackguard"s Armor Set), похожий на набор брони главы гильдии (Guild Master"s Armor Set), но даже с более сильными зачарованиями (на 5% выше). Не пропустите и неотправленное письмо, из которого узнаете, что Сапфир (Sapphire) из Гильдии воров на деле дочь Гловера.

На первом этаже дома найдете шкатулку Восточной имперской компании. Взятие из нее кулона не является воровством (наверное, было бы нехорошо обкрадывать собрата по Гильдии).

Последствия квеста: Вы можете съездить в Рифтен и отдать письмо Сапфир. В благодарность она подарит вам превосходный сапфир (Exquisite Sapphire).