Довакин скайрим вики. Довакин

Paul33

Как зовут? Какой расы? Откуда? Чем занимался (занималась) до поимки имперцами?

Итак, история моего довакина.

Зовут его Селегриат, это имя дано в честь одного из призрачных прелатов Ауриэля. Принадлежит к расе снежных эльфов (мод). После поражения при Моэсринге, группа снежных эльфов покинула Скайрим навечно и нашла приют на Пиандонее. Селегриата с малых лет готовили к жречеству. Он завороженно слушал рассказы верховного жреца Пелегаста об их расе некогда процветавшей в Скайриме, пока не пришли варвары с Атморы под предводительством Исграмора. Селегриат поклялся Ауриэлю что найдет место где похоронен виновник бедствий снежных эльфов и выбросить его кости на поругание диким зверям. Еще будучи юношей, Селегриат дал обет что отправится в паломничество на Благую Землю. В день своего двадцатипятилетия, Селегриат попрощался с сородичами и отправился в путь. Спустя несколько недель, на корабле маормеров, он прибыл в Имперский город. В городе ходили слухи о начавшемся восстании в Скайриме. Селегриат подумал что его не касаются людские распри и продолжил путь с торговцами едущими в Вайтран. Недалеко от границы, торговцев заставили повернуть обратно, объяснив что в провинции Скайрим восстание и что за их целостность никто не ручается. Однако Селегриат решил продолжить свое паломничество и спустя день, в лесу он увидел как имперские солдаты конвоируют группу людей в странных одеждах. Один из имперских солдат увидел его и за ним началась погоня, Селегриат бежал изо всех сил и мог бы спастись, но выбежав из лесу, наткнулся на огромное болото. Поняв что бежать некуда, он решил сдаться. Солдаты повели его к остальным пленным. Селегриат кричал что он - паломник, но имперские солдаты не желали даже слушать его.



Сообщений в теме: 22

Iraldine

Она была альтмером (играю всегда "ванильными" расами, но никогда той, которая "по умолчанию"), и звали её Ларендани. Остальное я не придумывала, потому что, как я ни думала - а никакой уважительной причины, по которой кто-то, и тем более альтмерка, мог захотеть попереться в заснеженный Скайрим, я придумать не смогла.


SpitFire

Сейчас у меня два активных героя: норд с двуручником и луком и альтмер-исследователь.
Норд рос в Ривервуде, с юных лет занимался охотой в окрестностях, любил приключения. И вот мой герой узнает, что в Хелгене что-то произошло и надо бы выяснить, что именно) С этого момента начинается новая жизнь, ибо слова спасенного Хадвара вдохновляют норда на то, чтобы стать воином) Норд хватается за двуручный меч, однако не отбрасывает в сторону свою страсть к охоте В начале своих странствий герой забредает в Рорикстед, где встречает Эрикура. Ну, собственно, начинаются их приключения! Воин-норд, однако, не стремиться перебить всех бандитов в округе, да и вообще вступает в бой только тогда, когда он неизбежен. Мечом орудует довольно умело для того, чтобы накостылять решившим напасть разбойникам) Любимое дело, однако, продолжается, и герой целыми днями охотится на дичь, чтобы вечером принести все добро в лагерь, разделать, а утром продать в ближнем городе

Альтмер, любопытный и погруженный в свои размышления о растениях и животных, прибывает в Скайрим со своей родины, собственно, для исследования оных) В бой вступает еще реже, чем наш герой-норд, ибо пользуется мощной магией школы Иллюзий. Собирает растения, варит зелья, исследует глухие места, зачастую основав там лагерь В городах бывает нечасто, разве что заглядывает в книжные лавки в поисках новых интересных трудов, дабы пополнить ими свою коллекцию Сейчас прибыл в Маркарт, чтобы посетить музей двемеров своего родича Консельмо, ибо на днях читал его труды, купленные за большую цену у хранителя свитков в Солитьюде. (Потихоньку готовлюсь к полномасштабному исследованию двемеров, к тому же очень хочется опробовать перки Измения SkyRe, где есть возможность собрать автоматоны двемеров ).


Igor Guda

Данмер . Старый, и очень пыльный. Не потому, что возраст у него едва ли не предельный для темных эльфов. А потому, что всю свою сознательную жизнь проработал в шахте, с киркой. Еще откликается на прозвище "дровосек", нравится ему махать топором. Потомок беглых эшлендеров, осевших на побережье Внутреннего моря после Красного Года. Пока так .

Хотя его история еще пишется, вот здесь общие наброски родословной, мировосприятия и сознательной жизни в деревне кочевников.
Мне самому было интересно сформировать образ данмера , который спустя нескольких сотен лет после катастрофы Вварденфелла, поперся в страну, раздираемую гражданской войной. Какая может быть этому причина ? Насколько она важна для протагониста, чтобы всем рискнуть и отправиться в, может быть последнее, приключение? Возможно, как и многие сородичи, религиозный данмер отправился в паломничество . Я плохо ориентируюсь в LORE, поэтому если у кого есть возможность и интерес к истории темных эльфов, прошу подсказать, чем можно наполнить историю такого персонажа.

Разве что заглядывает в книжные лавки...

Данмер тоже тяготеет к литературе, но пользуется только бесплатным фондом .


наклонности обыкновенные люди. Сётоку . Япония.

Святой крест

Норд, зовут Бьерн, здоровый, бородатый дядька. С детства были плохие отношения с родителями, больше уважал дядю, солдата Легиона в отставке(был серьезно ранен и к дальнейшей службе не годен), который и научил его основам боя. Когда Бьерн стал постарше, то уехал в Сиродил попытать счастья(да и от родителей свалить хотел). Мыкался то тут, то там, успел побывать наемником, где обрел боевой опыт. Через несколько лет получил сообщение о смерти любимого дяди и поехал в Скайрим - попрощаться, а дальше все известно. Больше всего Бьерн любит мед, пиво и женщин. Больше всего ненавидит магию и эльфов, к остальным расам, несмотря на годы, проведенные в Сиродиле, относится достаточно прохладно, даже немного презрительно, но этого обычно не показывает.


Brn521

Я плохо ориентируюсь в LORE,

Я тоже. Многое быстро забываю. И это часто придает интерес повторной игре. Поэтому рекомендовал бы для начала или параллельно пробежаться по третьей части. Проникнуться атмосферой, поговорить с местными жителями.

Кстати, книги Киза. История того, как один из данмеров превратился чуть ли не в принца даэдра. Читал давно, и не в таком контексте, поэтому толком ничего подсказать не могу. Вторая часть не переведена, но насколько понимаю, это не проблема.

Опять же, Трибунал не всегда был Трибуналом, прежде чем обрел божественность. Ну да накосячили немало, показали слабость и пали. Но это были случайные данмеры-проходимцы, которым просто повезло. А герой не такой, он ведь не будет повторять их ошибок, если случится ухватить удачу за хвост?

Потомок беглых эшлендеров,

Мне кажется, что в таком случае мимо темы Нереварина не пройти. Судя по диалогам третьей части, эшлендеры больше всех других надеялись и ждали. Пары лет не проходило, как какой-нибудь эшлендер не объявлял себя Нереварином. Его отлавливали и разоблачали ординаторы Храма. Мне кажется, что главный герой из третьей части очень сильно их обманул и подвел. И елки зеленые, ему помогала Азура. Очень сильный удар по эшлендерам. А тут еще и кризис Обливиона, падение Баар Дау, нашествие аргониан. Да, Азура спасла немногих данмеров-культистов, приведя их в Скайрим. Но где она была, когда ждали настоящего Нереварина? В общем, эшледское прошлое и культуру по-видимому придется основательно забыть. Или отвернуться от этих неудачников, они получили по заслугам за их неправильное мировоззрение.

Кто-то искал возможность перебраться на остров Солстхейм. Поговаривали, что владыка Скайрима передал его данмерам в дар.

Мирный данмер, растерявший все остатки национальной гордости? Ни в коем случае. Это же как минимум мер, да еще темный. Солстхейм не дар, а добыча. В четвертой части слухи повествуют о битвах нордов и орков-наемников против Редорана. Так что мало ли что возомнили о себе норды . Но Редоран повторяет ошибки предков. Променял этих выскочек (Трибунал) на Истребования (даэдра). Опять те же грабли. Хватит пресмыкаться, все или ничто. Если не закрывать глаза на историю, то данмер и его народ могут надеяться только на себя. Герой - настоящий Нереварин, не зависящий ни от каких богов и пророчеств. И он это все докажет, поднявшись на такие высоты, которые другим и не снились. Обеспечит своему народу первество (под своим началом), а слабых поработит и воздаст по заслугам. У Киза же есть прецеденты для обоснования подобных понтов.

Да, герой хоть и отхватит мелочевку - Черную Звезду Азуры - ну так это только начало. Не просто бесконечный черный камень душ, но и собственный план, отвоеванный у даэдра. Как минимум залог будущего бессмертия и независимости от каких-либо богов.

В общем, не совсем Ваш данмер получается. Но цель у него простая. Ему надо учиться и собирать информацию. У кого? Не у Тельванни же, где ученики являются еще и подопытными. Мы направляемся в Коллегию, где когда-то обучались (и обучаются) те данмеры, что не хотели/не могли связываться с Тельванни или Гильдией магов. Особенно теперь, когда вместо гильдии магов не пойми что, две организации, занятые больше интригами вместо обучения учеников.

Коллегии конечно будет мало. Нам нужна вся полнота информации, надо будет искать, что бы еще найти и урвать.

Мы даже в ГВ вступим, ибо воры знают многое. Но подставлять своего родича? Это же один из наших будущих подданных (или рабов), потомок избранного народа. Возьмем квест и провалим, не будем ничего воровать, подкладывать. Примут, никуда не денутся.

То, что архимаг у нас будет подрабатывать обычным вором или ассасином - неважно. Ведь не архимагом же мы хотели стать, цель не достигли, а знания Коллегии оказались ничтожны. Опять же Око Магнуса уведут из-под носа. Наш данмер от такого может озвереть настолько, что бросится резать всех талморцев без разбора. Этак он может даже в ББ вступить, познакомившись с досье Ульфрика. Ничем не спровоцированное нападение талморского патруля на пустошах после 16 уровня тоже окажется в тему. Опять же имперцы должны получить свое за свои преступления. А норды в целом и Ульфрик в частности - тупы как пробки. Их можно обмануть, запугать и т.д., заставив грудью пробить дорогу для других. Для опытного демагога гораздо проще иметь дело с двумя сторонами, используя конфликт их интересов, нежели только с одной. Скайрим для нордов? Правильно. Точно также можно кричать "пастбище - для гуаров". Но кто будет пастухом? Не гуар же? И кто будет помощниками пастуха? Ну а не получится, - не проблема. Норды тоже в итоге получат по заслугам за свои давние преступления.

Далее. Клинки против Партурнакса? Думаю даже объяснять не надо. С одной стороны кучка проходимцев, осмелившихся ставить условия самому драконорожденному, можно сказать Дракону Времени во плоти. С другой - Партурнакс и его народ. Кто из них полезнее?

ТБ? Отличная возможность надавать на орехи сразу всем виновным. Вспомнить хотя бы норда, представителя древнего рода, лишившегося по нашей вине всех своих родных. Империю мы чуть ли не уничтожим, убив императора и позволив разгореться междуусобице.

С Гражданской войной смотрите сами. Многие читали только форумы с их холиваром, пробравшимся даже на страницы Викии, а играть-практически не играли. Например, тот же Scarab-Phoenix писал, что считает ветку имперцев основной, а ББ - второстепенной, за "негодяев", но обосновать не смог. Так что очевидно, что следование моим рассуждениям в потенциале может даже привести к небольшим всплескам холиваров на ваших страницах. Для некоторых игроков Ульфрик - талморский агент, что бы там ни было написано юстициарами в его досье. Они сочинили себе "правильные" интересы талморцев, которые никак не связаны с игрой, и считают, что победа ББ это и есть цель Талморцев. Можете требовать с них конкретные пруфы (в качестве которых окажется то самое досье, которое их же мнение и опровергает). А можете не связываться с темой Гражданской войны или пройти на стороне имперцев. Но тогда юстициары как минимум останутся при своих. А из-за них у нас увели Око Магнуса, которое мы даже изучить толком не успели. Помню, я даже с порабощенным криком драконом долго мучался, лишь бы добраться до этих негодяев, засевших в посольстве. Но они сносили здоровье дракона быстрее, чем дракон их.

Еще с этим Талосом и отвратными проповедями в Вайтране. Ну так однозначно известно, что Талос был данмером, которого убили и подменили . Ведь у нас есть бумажка из третьей части, кусок пророчества, что именно Нереварин - рожденный драконом. Что дает основание думать, что только истинный данмер может быть таковым. А ведь так и есть - именно герой - истинный Нереварин и настоящий драконорожденный, это несомненно. И он данмер. И его сородич, а то и предок по плоти, шлет ему благословление, делая его туум еще более безупречным. Талоса убили конечно, его подменил какой-то то ли норд, то ли имперец, прикрывающий свое незнание туума бутафорским шрамом на горле. Драконьи огни не погасли? Ну так имперские боги и их жрецы также продажны как и сами имперцы. Тем более Акатош. Согласился бы он подвинуться, освободив место новому Дракону? Как бы не так. Вот и сейчас натравливает драконорожденного на своих сородичей, втирая ему через своих посредников ложь, что именно Акатошу обязан нынешний Нереварин своей драконорожденностью. А на самом деле боится, что драконы, особенно Алдуин или Партурнакс, его подвинут. Да и Нереварина не пощадит, когда тот сделает за него свою работу. Что же касается вайтранского проповедника, то он вроде как не бессмертный. И народ непременно узнает его истинную суть, когда он сам взбесится и бросится на прихожан. А на его тушке найдут немало чего компрометирующего. Истина восторжествует. Навыки вора, мага и ассасина этому помогут.

Ветка вампиров. Тут как бы тоже понятно. У вампиров полнота знаний и связь с боссами даэдра. У Стражи Рассвета - ничего этого, они вторичны.

С предысторией тоже примерно понятно. Мирный потомок эшлендеров работал себе мирно в шахте. Но научился читать, услышал слухи, нашел пару бумажек из третьей части, начал видеть сны (нужное подчеркнуть). Что-то у него в голове окончательно не выдержало под гнетом горя, тяготившего все эти века данмеров. Озверел и рванул с места сразу на взлет. Искать новую информацию и возмождность безмерно нарастить личную силу, чтобы исправить мир по своему усмотрению.

Сны? Через них аэдра и даэдра посылают смертным свою ложь, чтобы управлять ими. Так что смотрите сами. Данмер либо сразу становится "свободным", отказавшись от богов, а значит сны идут лесом. Либо "освобождается" благодаря борьбе богов друг с другом. Опять же содержание снов. Азура и так любит перегибать палку, вгоняя последователей в ужас. А еще Вермина с ее кошмарами. Мерунес Дагон: "уничтожь их всех, особенно Азуру". Молаг Бал: "подчини и поработи". Хермеус Мора (получающий дополнительную силу вблизи Солстхейма, суда по Черным Книгам): " вот тебе часть истинного знания (та же история с Неревариным или из книг Киза), хочешь больше - действуй..." Шеогорат: "верь им всем, ибо сегодня гроза " (это я про способность Шеогората подменять других при вызове в непогоду). Меридия: "Я сделаю тебя чашей..." (просто вспомнил кусок ее фразы из игры).

В общем извиняйте, но другого данмера прогнать через все тяжкие мне вряд ли бы удалось. Особенно мирного шахтера, непонятно как протерпевшего десятки лет за такой работой. Вспомнил, что смог.


Старый геймер

Однажды я целый фанфик написал про своего - каджита, получившего человеческое воспитание "с претензиями" и попавшего в Скайрим на грани суицида:


Igor Guda

О-очень хотелось бы. Но. Но, как и многие ожидаю выход Skywind , и, к тому же, на оригинальные TESIII фактически нет времени. Но источники по игре, LORE почитаю : есть, что вспомнить и о чем подумать. В том числе книги Киза. Адский город, например, и продолжение дилогии, если получиться. Потому, что прохождение Skywind буду писать обязательно .

В таком случае мимо темы Нереварина не пройти.

Ни в коем случае . Сама идея возвращения и воздаяния, или восстановления справедливости очень привлекательна. Это как своеобразный эмоциональный движитель. Персонаж-данмер постоянно соотносит свои поступки с образом Нереварина. Он все же по крови эшлендер, хоть и с "примесью" одного из В. Домов, пальцем этого не заткнуть. Но и в силу этого он должен быть связан стереотипами, свойственными его народу. Неревар, даэдра, обособленность, даже самоизоляция.
Начальная идея самого образа моего протагониста в том и заключается, чтобы в начале игры был представлен контрастный портрет: с одной стороны частью вобравший от кочевников, а частью ставший следствием данмерской катастрофы. В ходе прохождения, под воздействием сюжета и собственных решений, данмер начинает изменяться совсем другим мером , или наоборот - максимализировать все то, что в нем заложено изначально.

Мирный данмер, растерявший все остатки национальной гордости? Ни в коем случае. Это же как минимум мер, да еще темный.

Именно. И к тому же данмеры вполне естественно укладываются в разные формы архетипов. Более того. Среда, в которой персонаж жил, сформировала из маленького темного эльфа лузера и неудачника , однако мечтательного и любопытного. Вот контекст образа. Но его содержание при этом закрыто; точнее - сущность. Интроверт, поставленный в условия выживания , да еще внезапно оказавшийся с примесью грандиозных способностей, с колоссальными ожиданиями со стороны окружающих, должен либо существенно измениться, либо... Как один персонаж: тот вообще отдыхал немощный 30 лет и 3 года .

В четвертой части слухи повествуют о битвах нордов и орков-наемников против Редорана... [и далее]

Интересно. Думаю, частью это использовать. Хороша развилка с коллегией и Оком Магнуса (что это?). Сильный мотив, чтобы "включить" мстительность . А далее и ГВ и ТБ вполне складываются в один ряд. И главное - естественно и логично. За подсказку спасибо . Что точно неприемлемо - Черная Звезда. Азуру данмер чтит; она, ее образ, прежде всего, причина его прихода в Скайрим .
Что касается сторон конфликта . Пока вижу так: данмер может вполне прагматично выбрать сторону ББ. Империя рушится и "дело за малым" - временем. Протагонист с одной стороны темный эльф, другой - легенда Скайрима. Хорошая причина для того, чтобы данмеры и норды забыли старые обиды. Две стороны, объединившись, смогут противостоять Талмору. А вот если еще к такому союзу подсоединить свободный Хаммерфелл, то вновь возникший конгломерат способен не только совместными усилиями устранить талморскую угрозу, но в перспективе воссоздать Империю в новом формате. Пока так.
Вообще, весь пост - готовый вариант сюжета, очень даже годный для "экранизации" .


У каждого человека есть сердце. А у каждого сердца есть свои наклонности . Он считает это хорошим, я - дурным. Я считаю это хорошим, он - дурным. Но я вовсе не обязательно мудрец, а он вовсе не обязательно глупец. Оба мы только обыкновенные люди. Сётоку . Япония.

Igor Guda

Особенно мирного шахтера, непонятно как протерпевшего десятки лет за такой работой.

Должен же быть у персонажа свой особенный изюм .

Однажды я целый фанфик написал про своего - каджита, получившего человеческое воспитание "с претензиями" и попавшего в Скайрим на грани суицида

Весьма интересно, особенно связи с 4 частью . Легкий слог. Спасибо .


У каждого человека есть сердце. А у каждого сердца есть свои наклонности . Он считает это хорошим, я - дурным. Я считаю это хорошим, он - дурным. Но я вовсе не обязательно мудрец, а он вовсе не обязательно глупец. Оба мы только обыкновенные люди. Сётоку . Япония.

Brn521

Что точно неприемлемо - Черная Звезда. Азуру данмер чтит; она, ее образ, прежде всего, причина его прихода в Скайрим

Ну, тогда представленный мной образ в эти рамки не поместится. Азура собственноручно закрыла тему Нереварина в третьей части игры. Эшлендерам же пришлось проглотить, что дают.

Сама идея возвращения и воздаяния, или восстановления справедливости очень привлекательна.

В том и дело. В случае Нереварина воздавать некому. Либо пенять на Азуру, либо на самих себя. Либо забыть о каком-либо воздаянии и сделать вид,что так и должно было быть. Что в итоге и получилось, согласно книгам.

на оригинальные TESIII фактически нет времени.

Много информации из игры так и не попало в какие-либо справочники. Если не подходить к проблеме формально, то без личных впечатлений не обойтись.

Впрочем, разработчики строят серию по принципу: все оно было давно и неправда, а что осталось - уничтожено. Можно и не заморачиваться.

он должен быть связан стереотипами, свойственными его народу. Неревар, даэдра, обособленность, даже самоизоляция.

Книга по религиозным вопросам, касающимся данмеров в пятой части:

"Так называемый «Новый Храм» объявил поклонение Трибунам результатом ложного учения, обвинив в ошибке бывший Трибунал. Храм теперь учит, что «истинный путь», на который должен встать весь народ данмеров, есть поклонение Даэдра, Азуре, Мефале и Боэтии, которых издревле чтили эшлендерские племена. Этих даэдра назвали «Истребования», как если бы они истребовали свой статус у Трибунала...С возвышением Нового Храма были полностью реабилитированы ранее гонимые эшлендеры, которые продолжали поклоняться трем даэдра и в период правления Трибунала. Эшлендеры были объявлены хранителями старых обычаев и обладателями «истинного видения». Данмеры стали совершать паломничества в пепельные пустоши, чтобы искать совета у мудрых женщин. Принято считать, что эти женщины открыли глаза тем, кто был «ослеплен Трибуналом» и впрямую связали извержение Красной горы и вторжение аргониан с гневом трёх даэдра..." Ну и там еще про возвышение Редорана и заполнение вакуума.

Таким образом можно предположить, что эшлендеры ушли в политику. И получили возможность наблюдать катастрофу из безопасного места, а не из-под бока самого вулкана. Смутно припоминаю, что вроде как даже квама в своих пещерах-шахтах вымерли, тогда как об эшлендерах после катастрофы пишут как о чем-то вполне существующем.

И похоже, что это полноценные данмеры, а не беженцы, возведшие в Скайриме статую Азуры. Те существуют, а эти разбежались. С Мефалой вообще конфуз. Слишком деструктивная концепция: клинок и рекомендация самой даэдра откармливать его за счет друзей Довакина. Боэтия опять же требует пожертвовать доверчивым другом. Хорошо, что подобные рекомендации носят частный характер, иначе остаткам данмеров быстро пришел бы конец. Тот же Редоран - войны, чуть ли не рыцари, уважаемые всеми бойцами Тамриэля. Во что бы они превратились, доберись до них скайримские Мефала, Боэта и Азура?. Ранее защитной прослойкой между даэдра и данмерами служил Трибунал. А теперь как? Непонятно.

А Дом Забот, в отличие от Азуры/Мефалы/Боэты отказавшийся подчиниться Трибуналу? Даэдра, которым поклонялись до того, как Храм Трибунала положил этому конец. Молаг Бал, Мерунес Дагон, Шеогорат и Малакат. Их куда дели? Непонятно. А ведь когда-то предки эшлендеров возвели этим даэдра огромные храмы, известные в третьей части как даэдрические развалины.

В ходе прохождения, под воздействием сюжета и собственных решений, данмер начинает изменяться . Об это уже говорили ранее. И к окончанию он вполне может стать совсем другим мером

Станет другим, но будет поздно. Самостоятельно Звезду Азуры в Черную не переделать. Вырезанное ТБ не воскресить. Сторону в "гражданской" войне опять же можно поменять разве что в самом начале, передав корону другой стороне. И т.д. в том же духе.

Интроверт, поставленный в условия выживания , да еще внезапно оказавшийся с примесью грандиозных способностей, с колоссальными ожиданиями со стороны окружающих, должен либо существенно измениться

Вопрос только, что в нем изменится?

Опять же ожидания окружающих - их практически нет. Это не третья часть, где Нереварин стал чуть ли не государем всея Ввандерфелла. Главный квест - мелкая частная заморочка. Всем наплевать на Алдуина и Драконов. Даже Седобородые помогают Довакину лишь потому, что тот отмечен богами. В общем, совсем другие впечатления, Довакин - отголосок древней никому не нужной легенды, и только. Нет пафоса, всеобщих надежд и т.п. Из квестовых линеек, в которых от героя действительно чего-то ожидают, и где герой что-то может, могу припомнить только Гильдию Воров. И все вроде. Остальное как-то мелковато. Помог горстке конкретных неписей, получил награду. Никакого всеобщего признания и никакого ощущения глобальности происходящего, лишь комментарии-насмешки стражников.

Хороша развилка с коллегией и Оком Магнуса (что это?).

Круглая хреновина с непонятными письменами. Герой и кто-либо из магов Коллегии использовать ее не может. Зато Анкано, представитель Талмора, быстро находит к ней подход и начинает творить безобразия. Что как бы подразумевает, что архимаг-Довакин тоже смог бы выжать из нее что-нибудь масштабное и интересное, но не успел.

Сильный мотив, чтобы "включить" мстительность . А далее и ГВ и ТБ вполне складываются в один ряд.

Что касается сторон конфликта . Пока вижу так: данмер может вполне прагматично выбрать сторону ББ. Империя рушится и "дело за малым" - временем.

В случайных встречах наблюдаем двух потенциальных рекрутов-данмеров. Один топает к ББ со словами "за Ульфриком правда". Другой в Легион со словами "единая империя - благо для всех". Но все равно в рядах обеих сторон с данмерами как-то негусто. Точнее я вообще таких не помню.

Что касается выбора, то сторона Легиона вроде как более прагматична. Если герой не одержим чрезмерными амбициями и не собирается лезть на самый верх то ему выгоднее, чтобы кто-нибудь обеспечил стабильность его существованию. С одной стороны Ульфрик с непонятными заскоками. С другой - император, чья династия более-менее устойчивая. Вырежем ТБ и при нас императору вообще ничто не будет угрожать. Да, есть заказчик, да и костяк ТБ уцелеет, но герой все равно про это не будет знать. Поэтому сможет опираться на Легион как на некий источник стабильности. Тогда как в случае победы ББ на игровой доске появится еще одна сторона. Так что ИМХО прагматикам ближе Легион. Авантюристам - ББ.

Если герой у нас банальный злодей, то сторона имперцев ему ближе. У ББ все как-то скудно, тогда как у имперцев есть где развернуться. Коррупция и социальное неравенство, процветающие в империи - то, что надо. Тогда как у Ульфрика во дворце хоть шаром покати, даже стащить нечего. Да и опять же, эти нордские открытые поединки, взамен интриг и отравленных кинжалов, вгоняющие вора-ассасина в тоску.

Протагонист с одной стороны темный эльф, другой - легенда Скайрима. Хорошая причина для того, чтобы данмеры и норды забыли старые обиды.

Невозможно. Это надо с TESO знакомиться, чтобы разобраться, каким образом столь непримирымые враги могли оказаться в одном союзе. В пятой части нордов надо бы сначала обуздать. Руками легионеров и юстициаров. Как раз, заканчиваем линейку граждаской войны, бежим в Виндхельм и наблюдаем, как новый ярл бросается обустраивать местным данмерам быт и счастливое проживание. Чем не вариант?

Правда и эти безбожные твари-аргониане в доках тоже вздыхают свободнее. Тогда как любому данмеру из третьей части известно, что каждый аргонианин должен иметь хозяина.

Две стороны, объединившись, смогут противостоять Талмору.

Зачем? Пусть противостоянием Талмору занимается империя. Если мы не собираемся добиваться максимума, то нам по-любому придется часть забот переложить на плечи остальных. Будет обычный глава нескольких скайримских организаций беспокоиться о таких высоких материях как Талмор? Не тот уровень.

Миротворец и объединитель? В мире TES - это все равно, что черпать воду решетом. Но даже если следовать по этому пути, то логичнее продвинуться по структуре власти Сиродила и империи, чем строить что-то с нуля.

А вот если еще к такому союзу подсоединить свободный Хаммерфелл, то вновь возникший конгломерат способен не только совместными усилиями устранить талморскую угрозу, но в перспективе воссоздать Империю в новом формате.

Хаммерфелл и Империя несовместимы. Не хотят подчиняться, но и не способны быть лидерами. Так что их разве что опять завоевывать. Способны ли они на совместные усилия с кем-то? Это опять к TESO, в которых я не разбираюсь.

В общем, при смещении образа героя к менее радикальному я "поплыл". Вдохновения и знаний не хватает, чтобы предложить что-нибудь интересное. Будущий лорд даэдра, да еще с собственным планом (Черная Звезда Азуры), а то и Дракон Времени заодно, гораздо проще и понятнее. При понижении планки приходится вдаваться в нюансы, с которыми у разработчиков не очень хорошо обстоят дела. А если слишком многое придется вносить от себя, домысливая и досочиняя, возможна потеря интереса, т.к. это получится не совсем TES.

Еще добавлю. Мы встретим вроде бы как того самого Джиуба. Который для редоранцев и эшлендеров Святой Джиуб. Это будет в Каирне душ и у него будет весьма жалкий вид. Подозреваю, что данмеру это дело будет весьма непросто переварить. Субъект, причисленный к списку особо почитаемых предков, на самом деле оказался в таком незавидном положении.

Еще тексты из игры в виде таблицы . Можно вбить в поиск тот же "Морровинд" и найти фразы, где он упоминается. Вот только проблема, ни автора, ни контекста. А также официальный лор смешан с полуофициальным: Некоторые фразы в игру не попали по той или иной причине и игрокам напрямую недоступны. В принципе, из фраз можно понять, что Морровинд еще населен, но жизнь там тяжелая.

И кстати, Солстейм - теперь тоже Морровинд. Т.е. нам там так и говорят.


Adariel

Данмерка Неренасса. Она не знает своих родителей, её воспитывал старый воин, учил сражаться и выживать, научил использовать магию и меч. Когда она выросла мастер ушёл, оставив письмо. Неренасса одиночка, суровая, умеющая выживать и ищущая путь. Дорога привела её на Солстейм, где начался её путь. Она бралась за опасную работу, за что начала заслуживать уважение других. В Вороньей Скале она познакомилась с наёмником Телдрином Серо и они стали напарниками, работали на мастера Нелота. Работа на Нелота привела её в Скайрим, где её навыки выживания были очень кстати. После длительной работы на Нелота, он сделал её членом Телванни, чем она гордится по сей день. Неренасса пыталась понять, что за проклятие лежит на острове, но попытки были тщетны и она с Телдрином уплыла в Скайрим, где продолжила заниматься кровавой работой. Заметив угрозу вампиров Неренасса вступила в Стражу Рассвета. Она стала ценным охотником на вампиров, познакомилась с Сераной с которой со временем подружилась. Телдрина и Серану считает своей единственной семьёй. Когда Неренасса покончила с Харконом, она услышала о бедствии в Хелгене и отправилась туда, где спасла Хадвара и начала свой путь довакина...

Аркам - двемерский механик, один из лучших в своём деле, полностью предан работе. Не смотря на его невыносимый характер, многие уважают его. Аркам создавал модернизации для автономов, которые очень помогали в войне с нордами и кимерами. Однако в последнее время его отношения с чинами начали портиться, из-за того, что разработка автономов сильно замедлилась. Аркам много времени стал уделять геномодификации, проводил тайные эксперименты. Единственный кто знал об этом, его брат Аксий, который был одним из лучших воинов. Аксий хотел улучшить себя и попросил брата применить на нём свою машину. Аркама пришлось уговаривать долго, но он всё же сделал это. Однако в системе произошёл сбой и его брат просто исчез, осталась лишь одежда. А тогда начиналась война Первого Совета и Аксий был нужен. Аркам по боялся, что его сочтут накажут, потому что проводя нелегальный эксперимент он лишил их одного из генералов. Поэтому он усиленно трудился над своей машиной, он считал, что просто отправил брата куда-то в другое место и в отчаянии попытался просто отправиться за ним. Аркам применил машину на себе и так же исчез. Спустя тысячилетия группа мародёров бродивших в руинах случайно активировали эту машину из которой появился Аркам, без одежды и ничего не помнил. Увидев мародеров он тут же на них напал, инстинктивно использовав магию двемеров, что удивило его врагов. Его схватили и отправили к одному колдуну, который взял Аркама под контроль и заставил работать на себя, но двемер смог выйти из подконтроля и первым делом разобрался с колдуном и его приспешниками. Память частично вернулась к Аркаму, он вспомнил некоторые из своих заклинаний, вспомнил кого-то из тех, кого знал и кем дорожил. Он добрался до руин где его нашли и встретил брата, который лазил по руинам и тоже пытался понять, куда делись двемеры. Вместе они стали изучать двемерские руины в поисках ответов. Аркам и Аксий считают, что двемеров уничтожили кимеры, из-за чего недолюбливают данмеров. Сам Аркам винит в этом себя, ведь он лишил армию двемеров опытного генерала и гениального механика. Вместе с призраком Катрии два последних двемера нашли этериевую кузницу и Аркам выковал себе этериевый щит. Аксий прозвал брата последним королём двемеров, вместе они стали элитными наёмниками, пытаются заработать золото, чтоб начать глобальные исследования. Аркам надеется, что двемеры просто исчезли как он и их можно вернуть. Аксий все же предлагает создать армию машин и отомстить данмерам. Занимаясь мокрой работой два брата прослышали о нападении на Хелген и отправились туда...

KG_Jedi

Каджит по имени Амосс.

Был обычным охранником каджитского каравана... Караван был небольшой, четыре охранника, торговец и его семья с товарами. За долгий путь из Эльсвейра они успели пройти несколько частей Тамриэля, и с начала их путешествия уже прошло много лет. В один из дней они узнали что в Скайриме, несмотря на гражданскую войну и нелюбовь местных нордов к чужестранцам, торгуют и процветают несколько каджитских караванов, так что они решили посетить и Скайрим. Все друг к другу притерлись, и Амосс в том числе.

Довольно близко к границе Скайрима, их встретила группа бандитов. Не то чтобы охрана каравана не имела дел с бандитами, им уже не раз приходилось объяснять при помощи меча и магии что к чему. Когда уже был почти повержен последний разбойник, внезапно явилось местная тварь из соседних кустов привлеченная шумом битвы, а может и запахом крови. Почти трех метров роста, это был лесной тролль. Увидев добычу, тролль ринулся в атаку. Что тут началось! Каджитам такого раньше видеть не доводилось, и поэтому, вымотанные после сражения с бандитами, они не могли дать троллю достойного боя. Тролль же оказался охране каравана не по зубам - он был чудовищно вынослив, очень быстро регенерировал от полученных ран, и отправлял в полет всех кто попадался под удар.

Амосс старался защитить караван как мог, но тролль просто убил остальную охрану и заставил торговца со своей семьей бежать - благо те оставались вне боя все это время. Торговец убегая проорал: "БЕГИ!", что Амосс воспринял с отчаянной радостью и с удвоенной прытью побежал прочь от тролля. Впрочем, тролль скоро бросил бегать за шустрым каджитом, и вернулся обратно к месту побоища, явно с гастрономическим интересом.

Вот так одинокий и усталый каджит набрел на имперскую засаду....

Именно после того дня у каджита появилась устойчивая привычка убивать всех встреченных бандитов, троллей, а также зародилось честолюбие и он теперь относится с юмором к сюрпризам судьбы.

Много времени спустя он обрел новый дом на этой суровой и холодной земле, нашел свое призвание и теперь все знают когда-то бывшего охранника каравана как Довакин...

Зиявудин Магомедов во время заседания правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока под председательством Дмитрия Медведева

Вчера в Москве был задержан и помещен под стражу на 48 часов миллиардер Зиявудин Магомедов, совладелец группы «Сумма». Также был задержан его брат Магомед Магомедов. Обыски прошли в офисах «Суммы», в жилищах Магомедовых и их деловых партнеров. Сегодня стало известно, что следствие будет просить Тверской суд арестовать Магомедовых. Новость об уголовном деле в отношении Магомедова в политических и деловых кругах стала информационной бомбой, но широкой публике Магомедов и «Сумма» не так уж известны. Рассказываем, кто это такой и как его арест может ударить по председателю правительства Дмитрию Медведеву.

Миллиардер из Махачкалы

Зивудину Магомедову 49 лет, он дагестанец (этнический аварец), родился в Махачкале. В 1993 (по другим данным, в 1994) году он окончил МГУ и занялся бизнесом. Как писало издание Republic, в 1995 году братья Магомедовы купили банк «Диамант», который, возможно, занимался обналичкой (данные источников Forbes) и лишился лицензии в 2001 году. Председателем правления банка был Алексей Френкель, которого впоследствии осудили за организацию заказного убийства первого зампреда ЦБ Андрея Козлова.

Бизнес Магомедова быстро рос в период президентства Дмитрия Медведева. Сейчас Зиявудин Магомедов контролирует группу «Сумма», которая имеет доли в транспортной группе FESCO, «Объединенной зерновой компании», Якутской топливо-энергетической компании, владеет оператором терминала в порту Роттердам, несколькими инжиниринговыми компаниями, долями в зерновых терминалах и т. п. Крупным активом «Суммы» является пакет «Новороссийского морского торгового порта» («Сумма» владеет им через совместное предприятие с «Транснефтью»). Как сообщалось, Магомедов также инвестировал в Uber, Virgin Hypeloop One и некоторые другие высокотехнологичные стартапы.

По оценкам Forbes, состояние Зиявудина Магомедова оценивается в $1,4 млрд долларов. Он ведет достаточно активную общественную деятельность: входит в попечительский совет клуба «Валдай», является партнером «Фонда поддержки олимпийцев России», членом попечительских советов нескольких вузов.

Ранее действия Магомедова уже привлекали внимание правоохранительных органов. Например, департамент экономической безопасности МВД возбуждал дело по факту мошенничества при покупке акций «Якутгазпрома», однако дело ничем не закончилось.

Магомедов - двоюродный брат еще одного известного российского бизнесмена, Ахмеда Билалова, который в 2013 году стал фигурантом уголовного дела в связи с работой его компании «Курорты Северного Кавказа». Однако в 2016 году СМИ сообщали , что уголовное дело было закрыто.

Зиявудин Магомедов (второй слева) на встрече Владимира Путина с бизнесменами в КремлеДмитрий Духанин/Коммерсантъ

В чем обвиняют Магомедова?

Как сообщает «Коммерсантъ», бизнесмена обвиняют в махинациях при строительстве стадиона в Калининграде. Уголовное дело возбуждено по ч. 4 статьи 159 УК РФ. Дочерняя компания «Суммы» была подрядчиком при строительстве «Арены Балтика», которая будет использоваться во время ЧМ-2018. По данным издания, на строительстве было похищено более 750 млн рублей.

Кроме того, в уголовном деле есть эпизоды о деятельности Новороссийского морского торгового порта. В ходе обысков также было изъято оружие, законность которого будет проверять следствие.

«Life» со ссылкой на свои источники сообщал , что инициатором уголовного дела стал губернатор Калининградской области Антон Алиханов.

Официальной информации об обвинениях, предъявленных Магомедовым, пока нет.

Почему задержание Магомедова взволновало политические круги?

Считается, что Зиявудин Магомедов близок к вице-премьеру Аркадию Дворковичу, они вместе учились в МГУ. О связях с Дворковичем в интервью говорил сам Магомедов в 2012 году. Republic писал, что когда Дворкович вошел в совет директоров «Транснефти», компания Магомедова «Стройновация» стала получать крупные заказы от этой госкомпании.

Дворкович в свою очередь является креатурой премьера Дмитрия Медведева. Поэтому сейчас звучат мнения, что арест Магомедова - это удар по премьеру Медведеву.

Однако Медведев и Дворкович - не единственные политические партнеры Магомедовых. В 2015 году Алексей Навальный писал , что Зиявудин Магомедов якобы оплачивал дорогостоящий отдых пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова на яхте Matlese Falcon. Близким знакомым Магомедова также называют помощника президента Владислава Суркова - их супруги имеют совместный бизнес.

Что может стоять за задержанием Магомедовых?

У «Суммы», как и у любой другой крупной частной компании в России, было немало бизнес-конфликтов. В конце февраля «Коммерсантъ» сообщал, что компания Магомедовых готова продать «Транснефти» долю в «Новороссийском морском торговом порту».

«В отрасли выход „Суммы“ из НМТП - ее самого дорогого и прибыльного актива - вызвал удивление, - писал „Коммерсантъ“. - „Слухи о продаже доли ходили давно, но никто не воспринимал их всерьез, - говорит источник ‚Ъ‘ на рынке.- Скорее, это было похоже на новый раунд корпоративного конфликта“. Ряд собеседников „Ъ“ связывают сделку с тяжелым финансовым положением других активов группы».

Оппонентом Магомедовых также называли Сулеймана Керимова, с которым «Сумма» боролась за контроль над кавказскими активами. В частности, СМИ писали о конфликте вокруг Махачкалинского морского торгового порта.

Термин «Довакин» (транслитерация с (DOVah-KiiN) из драконьего языка) расшифровывается как «драконорождённый» — так нарекали тех, кто был удостоен чести быть благословлённым «кровью дракона » самим Акатошем . Впервые этим именем протагониста The Elder Scrolls V: Skyrim называет стражник из Вайтрана после «поглощения души » дракона Мирмулнира .

Так как игрок имеет право при генерации персонажа свободно выбирать расу , пол и имя для своего героя, Довакин может быть смертным любой расы, мужчиной или женщиной, обладать различными умениями и качествами, в том числе и личностными свойствами. В отличие от предыдущих игр серии, в The Elder Scrolls V: Skyrim более невозможно выбрать профессию и знак рождения — последнее представлено в качестве Камней Хранителей , дающих определённые способности или эффекты.

История

В Свитках сказано так — когда брат брату враг, взмоют в стуже два мрачных крыла! Алдуин, Бич Монархов, тень давних веков, жадность чья бы весь мир пожрала! Но наступит пора, и дракона игра, станет прахом навек и тогда! Скайрим гнёт Алдуина утробы стряхнет, Довакина прославят уста!
— Песнь о Довакине

Неизвестный пленник просыпается где-то на южных границах Скайрима связанным за незаконное пересечение границы в колонне повозок Имперского Легиона , направляющихся в неизвестном направлении. Его попутчиками оказываются бунтовщики, Братья Бури , также пленённые, вместе с их предводителем Ульфриком Буревестником . Через пару минут повозки подъезжают к небольшому военному городку Хелген , где пленник обнаруживает, к своему изумлению, что его собираются казнить вместе с пойманными бунтовщиками — даже несмотря на то, что имперские легионеры абсолютно никаких записей о пленном в своих документах не находят. Сплошное, казалось бы, недоразумение прерывает в самый последний момент появление из-за туч дракона , приземлившегося на башню и своим жутким рёвом вызвавшего ужасный огненный дождь на головы несчастных. Чудом пленнику удаётся живым выбраться из горящего поселения вместе с одним из двух беженцев — с «братом бури»Ралофом или с имперским солдатом Хадваром .

Так или иначе, путь спасения приводит выжившего в поселение Ривервуд , некоторые местные жители которого уже заметили дракона в небе. Бывшего пленника как одного из первых спасшихся просят отправиться в Вайтран и доложить лично всё ярлу Балгруфу Старшему , чтобы тот отправил стражу на защиту поселения. Сам же ярл, обеспокоенный последними новостями и сообщениями своегопридворного мага о драконах, отправляет ривервудского посыльного с Айрилет , хускарлом ярла, для сопровождения городского гарнизона на пути к западной сторожевой башне , на которую напал дракон. По прибытии группе вместе с гарнизоном башни приходится отбиваться от вновь появившегосядракона . После ожесточённой схватки дракон был убит , но нечто странное происходит с посыльным — душа дракона как бы «перешла» к нему. Один из стражников называет этот феномен «пожиранием души дракона», а самого героя — Довакином, воином с душой дракона в смертном теле.

Довакин в трейлере Skyrim

Вскоре новоявленный герой отправляется по призывуСедобородых на гору Глотка Мира , в высокогорный монастырь Высокий Хротгар , где обучается у монашеского ордена Седобородых Пути Голоса — технике использованияТу"ума или Голоса, которым обладал Довакин. Монахи Высокого Хротгара рассказывают Довакину о древнем пророчестве, предвещающем приход Пожирателя Мира, — Алдуина, и о герое с даром Голоса, способном его остановить. Во время выполнения одного из поручений Седобородых, — а именно розыска Рога Юргена , — драконорождённый сталкивается с Дельфиной , которая оказывается одной из последних Клинков , императорского ордена, уничтоженного Талмором в ходе Великой Войны . Дельфина, серьёзно заинтересованная в проблеме появления драконов и подозревающая в причастности к этому Талмор, устраивает Довакину приглашение на приём впосольстве Талмора , дабы узнать какие-либо сведения, но поиски не дали никаких результатов —Альдмерский Доминион также обеспокоен драконами и не имеет никакого к ним отношения. Благодаря остальным найденным документам из архивов альтмеров , герой находит Эсберна , бывшего архивариуса Клинков, который, в свою очередь, располагает информацией о таинственной Стене Алдуина в древнем оплоте Драконьей Стражи , Храме Небесной Гавани .

Изучив Стену и её истолкование , Довакин отправляется обратно к Седобородым, на этот раз готовым проводить героя за советом к их таинственному лидеру и старейшине, что живёт на самой вершине Глотки Мира в уединении. Как оказывается, этот старейшина — дракон по имени Партурнакс … После долгих бесед с одним из старейших живых существ в Нирне , «братом» самого Алдуина, драконорождённый обнаруживает правду: тысячи лет назад во время Войны драконов Алдуин был повержен объединёнными усилиями Языков (воинов-нордов , овладевших мастерством ту"ума) и отослан через потоки времени в будущее с помощью Древнего Свитка . На том месте вершины Глотки Мира, где произошло это событие, до сих пор остался «временной разрыв» — последствие манипулирования Временем. Довакин, отправившись далеко на север провинции, к Морю Призраков , узнаёт у пожилого отшельника, помешанного на двемерах ученого Септимия Сегония (который ещё и является слугой Хермеуса Моры), о местонахождении нужного Древнего Свитка . С помощью Свитка, прочитанного в центре разрыва, драконорождённый герой переносится в прошлое, оказываясь свидетелем изгнания Алдуина и выучивая ключевую зацепку для победы над Мироедом — губительный для драконов Крик «Драконобой ». В то же мгновение Довакина и Партурнакса атакует Алдуин, но благодаря изученному Крику Алдуин оказался на грани поражения и сбежал.

Пленив дракона Одавинга , герой узнаёт, что Пожиратель Мира отправился прямиком к небесным залам Совнгарда — судя по всему, он желает насытиться душами павших нордов, тем самым ослабив Скайрим перед полным пожиранием. Одавинг, согласившийся служить лично драконорождённому, отвозит того к порталу в Совнгард , расположенному высоко в горах Велоти . Довакин, попав в «подземный мир» мёртвых, заручается поддержкой древних нордских героев , — тех самых Языков, что некогда одолели Алдуина, — и убивает Алдуина , остановив Пожирание Мира. По крайней мере, на этот раз…

Последующие события

Довакин в трейлере Dawnguard

The Elder Scrolls V: Dawnguard

Через некоторое время Довакин оказывается втянут в тайную войну между Стражей Рассвета , орденом, направленным на уничтожение вампиров в Скайриме, ивампирским кланом Волкихар , начавшим зачастую крайне агрессивно нападать на города и мирных жителей. Но за обычным противостоянием скрывалась куда более серьёзная опасность — желание лорда-вампира Харкона исполнить древнее пророчество и покончить с «тиранией Солнца » и трагическая причастность к этому пророчеству его собственной дочери, девушки-вампираСераны , чья судьба полностью зависела от Довакина.

После долгих путешествий по Скайриму и одному из скрытых планов Обливиона , после поисков Древних Свитков, способных осуществить замыслы лорда Харкона, и обнаружения последнего оплота выживших фалмеров , где хранится Лук Ауэриля , драконорождённый герой уничтожает Харкона, помешав свершиться пророчеству.

The Elder Scrolls V: Dragonborn

Однажды Довакин, уставший от суетной жизни, сталкивается с неизвестной группой лиц, одетых в странные одежды и маски, объявивших героя «обманщиком», которого необходимо устранить, и заявивших, что весь мир должен подготовиться к приходу «истинного драконорождённого», вскоре после чего они напали. Выйдя победителем из недолгой стычки и обыскав вещи убитых, герой находит письмо с указаниями, из которого проясняется, что нападавшие —

Довакин - персонаж вселенной The Elder Scrolls, последний Драконорождённый спустя 200 лет после падения Септимов. Термин «Довакин» (транслитерация с dov4k3n (DOVah-KiiN) из драконьего языка) расшифровывается как «Драконорождённый» - так нарекали тех, кто был удостоен чести быть благословлённым «кровью дракона» самим Акатошем.
« Довакин, Довакин, козни зла пресеки,
Ты вовек дал в том клятву свою!
И враги много бед слышат в кличе побед,
Довакин, поддержи нас в бою!»
- Песнь о Довакине

Прошлое Довакина

Как мы все знаем, Bethesda любят во всех своих играх делать тёмным прошлое главного героя. Но в случае Довакина лично у меня есть теория которую я выдвинул - Довакин не из Скайрима. Это доказывает то что в ходе гемйплея возникают вопросы про пророчество с драконорождённым и драконами, незнает о гражданской войне в Скайриме и т.д. Из этого можно выдвинуть вывод что он родом не из Скайрима а из другой провинции. Скорее всего наш герой прошёл границу в Скайрим и его взяли с собой на казнь имперцы, судя по тому-что они везли нас из юго-восточной части Скайрима, выдвигается факт что наш герой может быть из Сиродила или Морровинда.
Но это всего лишь моя фанатская теория.

Сюжетная линия Довакина (спойлеры)

Неизвестный пленник просыпается где-то на южных границах Скайрима связанным за незаконное пересечение границы в колонне повозок Имперского легиона, направляющихся в неизвестном направлении. Его попутчиками оказываются бунтовщики, Братья Бури, также пленённые, вместе с их предводителем Ульфриком Буревестником. Через пару минут повозки подъезжают к небольшому военному городку Хелген, где пленник, к своему изумлению, обнаруживает, что его собираются казнить вместе с пойманными бунтовщиками - даже несмотря на то, что имперские легионеры абсолютно никаких записей о пленном в своих документах не находят. Сплошное, казалось бы, недоразумение прерывает в самый последний момент появление из-за туч дракона, приземлившегося на башню и своим жутким рёвом вызвавшего ужасный огненный дождь на головы несчастных. Чудом пленнику удаётся выбраться живым из горящего поселения вместе с одним из двух беженцев - с «Братом Бури» Ралофом или с имперским солдатом Хадваром.

Так или иначе, путь спасения приводит выжившего в поселение Ривервуд, некоторые жители которого уже заметили дракона в небе. Бывшего пленника, как одного из первых спасшихся, просят отправиться в Вайтран и доложить лично всё ярлу, чтобы тот отправил стражу на защиту поселения. Сам же ярл, обеспокоенный последними новостями и сообщениями придворного мага о драконах, отправляет ривервудского посыльного со своим хускарлом для сопровождения городского гарнизона на пути к западной сторожевой башне, на которую напал дракон. По прибытии группе вместе с гарнизоном башни приходится отбиваться от вновь появившегося дракона. После ожесточённой схватки дракон был убит, но нечто странное происходит с посыльным - душа дракона как бы «перешла» к нему. Один из стражников называет этот феномен «кражей силы дракона», а самого героя - Довакином или Драконорождённым, смертным, способным Кричать без предварительного обучения.

Вскоре новоявленный герой отправляется по призыву Седобородых на гору Глотка Мира, в монастырь Высокий Хротгар, где проходит через ряд испытаний Пути Голоса - древней формы духовной магии, позволяющей вложить свою жизненную силу в ту"ум, или Голос.

Монахи Высокого Хротгара рассказывают Довакину о древнем пророчестве, предвещающем приход Пожирателя Мира, Алдуина, и о герое с даром Голоса, способном его остановить. В ходе последнего испытания Седобородых, возвращения древней реликвии последователей Пути Голоса, Рога Юргена Призыватель Ветра, Драконорождённый сталкивается с Дельфиной, которая оказывается одной из последних Клинков, императорского ордена, преследуемого Талмором после Великой войны. Дельфина, серьёзно обеспокоенная возвращением драконов и подозревающая в причастности к этому Талмор, устраивает Довакину приглашение на приём в посольстве Талмора, дабы узнать какие-либо сведения, но поиски не дали никаких результатов - Альдмерский Доминион также обеспокоен драконами и не имеет никакого отношения к ним. Благодаря остальным найденным документам из архивов Талмора, герой находит Эсберна, бывшего архивариуса Клинков, который, в свою очередь, располагает информацией о таинственной Стене Алдуина в древнем оплоте Драконьей стражи, Храме Небесной гавани.

Изучив Стену и её истолкование, Довакин отправляется обратно к Седобородым, на этот раз готовым проводить героя за советом к их таинственному лидеру и старейшине, что живёт на самой вершине Глотки Мира в уединении. Как выясняется, этот старейшина - дракон по имени Партурнакс… После долгих бесед с одним из старейших живых существ в Нирне, братом самого Алдуина, Драконорождённый обнаруживает правду: тысячи лет назад во время Войны драконов Алдуин был повержен объединёнными усилиями Языков (воинов-нордов, овладевших мастерством ту"ума) и отослан через потоки времени в будущее с помощью Древнего свитка. На том месте вершины Глотки Мира, где произошло это событие, до сих пор остался временной разрыв. Довакин, отправившись далеко на север провинции, к морю Призраков, узнаёт у пожилого отшельника, помешанного на двемерах учёного Септимия Сегония, о местонахождении нужного Древнего свитка. С помощью Свитка, прочитанного у временного разрыва, Драконорождённый герой видит события прошлого, оказываясь свидетелем изгнания Алдуина и Крик «Драконобой», необходимый для победы над Мироедом. В то же мгновение Довакина и Партурнакса атакует Алдуин, но, благодаря изученному Крику, оказывается на грани поражения и сбегает в Совнгард, где восстанавливает силу, питаясь душами павших нордских героев.

Пленив дракона Одавинга, Довакин принуждает его служить себе, и приказывает отвезти к порталу в Совнгард, расположенному высоко в горах Велоти. Довакин, попав в подземный мир мёртвых, заручается поддержкой древних нордских героев, Гормлейт Золотая Рукоять, Феллдира Старого и Хакона Одноглазого - тех самых Языков, что некогда изгнали Алдуина, - и побеждает Алдуина, отсрочив Пожирание Мира.

Броня Довакина


Как все игроки и фанаты ошибаются, сет Довакина не состоит чисто из железного сета брони.
По настоящему сет брони Довакина состоит из следующиего
  • Железный шлем
  • Клёпаня броня
  • Стальные нордские перчатки - здесь выходит некая непонятица т.к. в официальном трейлере Довакин вообще без перчаток, а в официальных артах, скриншотах и обложках Довакин экипирован в стальные нордские перчатки
  • Железные сапоги
  • Прочный железный щит
  • Стальной меч
Ни кто не знает почему разработчики выбрали основной экипировкой железные вещи ведь они не такие сильные в игре, но есть догадка что они выбрали железо как самый основной и прочный металл, но и не исключено что это было просто рандомным решением

Название:
Год выпуска: 2011 - 2013
Жанр: RPG, 3D, 1st Person, 3rd Person
Разработчик: Bethesda Game Studios
Издатель: Bethesda Softworks
Издатель в России: СофтКлаб
Тип издания: RePack
Язык интерфейса: RUS | ENG
Язык озвучки: RUS | ENG
Таблетка: Не требуется

Описание: История драконорожденного, которая стала примером для всех других RPG по графической составляющей, сюжетной линии, боевым возможностям, а также проработке и детализации игрового мира. Невероятно интересная, живая и красочная игра в полном загадок мире – все это последней на данный момент части игры The Elder Scrolls: Skyrim. В новой части есть всё то, что понравилось игрокам в Oblivion, но улучшено и доведено до идеала. Невероятно удобная боевая система дает возможность пользователям расправляться с соперниками именно так, как им удобно, используя одноручное оружие, магию или же с помощью лука. Кроме того, по мере прохождения кампании, игрок открывает новые части драконьего крика – специальных приемов, которые доступны лишь для драконорожденных. Эти невероятно мощные навыки можно улучшать, изменять, а также комбинировать с другими заклинаниями, создавая более мощные. Для тех, кто любит исследовать открытый мир, есть возможность покупки домов, заведение семьи, а также невероятно большой и при этом великолепно проработанный игровой мир, полный пещер с сокровищами, загадками и тому подобными деталями. Одна из лучших RPG за всю историю существования этого жанра, игра, в которую должен поиграть каждый – The Elder Scrolls: Skyrim.

✔ Операционная система: Windows XP, Windows Vista, Windows 7
✔ Процессор: Двухъядерный процессор с тактовой частотой 2,0 ГГц или аналогичный AMD
✔ Оперативная память: 2 Гб
✔ Видеокарта: 512 Мб памяти, c поддержкой DirectX 9.0
✔ Звуковая карта: Звуковое устройство, совместимое с DirectX® 9.0с
✔ Свободное место на жестком диске: 14 ГБ


✔ The Elder Scrolls V: Skyrim. Создайте уникального персонажа и делайте в волшебном мире все, что заблагорассудится. Skyrim вобрала все лучшие черты серии The Elder Scrolls: свободу выбора, возможность самому написать историю Тамриэля и пережить незабываемое приключение.
✔ The Elder Scrolls V: Skyrim – Dawnguard. Вам, Драконорожденному, предстоит встретиться с лордом-вампиром Харконом, который задумал уничтожить солнце с помощью силы Древних свитков. Присоединитесь ли вы к древнему ордену Стражи Рассвета или решите сами стать владыкой вампиров? Какую бы сторону вы ни приняли, вас ждет множество приключений.
✔ The Elder Scrolls V: Skyrim – Hearthfire. Станьте землевладельцем и постройте дом своей мечты – однокомнатную избушку или огромное поместье со своей оружейной, алхимической лабораторией и прочими необходимыми постройками. Используйте новые инструменты, чтобы создавать из камней, глины и бревен мебель и украшения. А с возможностью усыновления вы сможете превратить свое жилище в настоящий дом.
✔ The Elder Scrolls V: Skyrim – Dragonborn. Оставьте позади суровый Скайрим. На бескрайних просторах Солстейма вам предстоит повстречать темных эльфов и познакомиться с племенем скаалов. Но самое главное, вы встретитесь лицом к лицу с небывалым противником – первым Драконорожденным…


Версия игры - 1.9.32.0.8
Ничего не вырезано/перекодировано
Вшито обновление русской локализации от 12.07.2013
Возможность выбора сочетания текста и озвучки
Дополнения:
Dawnguard
Hearthfire
Dragonborn
High Resolution Texture Pack (Опционально)