Достоевский игрок чем заканчивается. Игрок - Федор Михайлович Достоевский

В немецком курортном городке Рулетенбурге пребывает одна русская семья. Она состоит из овдовевшего генерала 55-ти лет, его маленьких детей, падчерицы Полины Александровны – девицы на выданье и молодого семейного учителя Алексея. Содержание «Игрока» составлено из записей Алексея.

Персонажами романа являются также французский маркиз Де-Грие, английский коммерсант Астлей и француженка Бланш – содержанка высокого пошиба. Генерал без ума влюблен в Бланш. Полине, похоже, нравится Де-Грие. Алексей и Астлей домогаются Полины.

Ф. М. Достоевский. Игрок. Аудиокнига

Семья генерала останавливается в шикарном отеле, её жизнь кажется безмятежной. Однако это обманчивое впечатление: генерал должен Де-Грие крупную сумму денег. Если он не вернет долг, к Де-Грие должно отойти его поместье в России. Поэтому генерал с нетерпением ожидает смерти своей тетки (в романе она часто именуется «бабушкой»), от которой рассчитывает получить крупное наследство. Полина вручает Алексею некоторую сумму, чтобы он попробовал увеличить её игрой в рулетку.

Алексей становится пленником азартной игры. Тем временем семидесятипятилетняя «бабушка», смерти которой ожидают со дня на день, приезжает на курорт поездом в сопровождении слуг и с огромным багажом. Она передвигается в инвалидной коляске, но мысли её вполне ясны. Бабушка принимает близко к сердцу стеснённые обстоятельства Полины. Она читает насквозь и мысли генерала, объявляя тому, что наследства ему не дождаться.

К всеобщему удивлению бабушка отправляется с Алексеем в казино. Несколько дней она держит в напряжении весь Рулетенбург: ставит на кон огромные деньги и каждый день проигрывает. Спустив все свои деньги, она объявляет себя старой дурой и возвращается в Москву.

Генерал в отчаянии обливается слезами, но Де-Грие больше не желает оказывать ему денежную помощь. Бледная Полина ночью появляется в комнате Алексея и показывает ему письмо от Де-Грие. В нем тот сообщает, что попросил своих друзей в Петербурге продать заложенный генералом дом. Но Де-Грие прощает часть закладной на пятьдесят тысяч франков – растраченную генералом долю Полины. От проявленного Де-Грие «сочувствия» Полина ощущает себя глубоко оскорбленной. В ярости она хочет возвратить Де-Грие пятьдесят тысяч франков, но их у нее нет. Полина просит Алексея что-нибудь предпринять.

Алексей отправляется играть на рулетке. В эту ночь ему несказанно везет – так что завсегдатаи казино даже умоляют его прекратить игру. Алексей возвращается в отель с двумястами тысячами франков, которые он выиграл ради Полины. Он отдает ей пятьдесят тысяч франков, а Полина отдается ему. Однако наутро она осознает, что продалась, бросает деньги в лицо Алексею и выбегает из комнаты.

Полина заболевает, Астлей ухаживает за ней вместе с врачом, а Алексей отправляется в Париж с мадемуазель Бланш. Там он живет с ней, просаживая выигранные деньги. Алексей находит, что Бланш – «предобрейшая девушка, в своем только роде, разумеется».

Генерал в душевном расстройстве приезжает в Париж и появляется у Бланш. Та мечтает когда-нибудь стать генеральшей, жить в огромном доме и потому относится к генералу ласково, как к ребенку. Генерал и вправду становится похож на неразумное дитя. Когда из России приходит сообщение, что «бабушка» занемогла и находится при смерти, Бланш выходит за генерала замуж. Деньги Алексея к тому времени уже кончаются. Бланш выдворяет его со словами «ты был добрым малым», выдав ему на прощанье две тысячи франков.

Прогнанный Бланш Алексей переезжает из одного места в другое, весь отдавшись игре. Через год и восемь месяцев он встречает Астлея в Гомбурге, известном своими игорными заведениями. Он узнает от Астлея, что Полина получила от бабушки наследство и сейчас живет в Швейцарии, а дети генерала, которым тоже досталась доля в наследстве, учатся в лондонской школе. Сам генерала месяц назад скончался в Париже «от удара». Его долю бабушкиного наследства Бланш переписала на свое имя.

Астлей признается, что Полина до сих пор вспоминает об Алексее и послала его сюда разузнать о нём. Алексей со слезами клянется завтра же бросить игру, чтобы «воскреснуть из мертвых». На этом «Игрок» заканчивается.

При завершении произведения роман назывался «Рулетенбург»; название изменено Достоевским по просьбе . Оба названия указывают на лейтмотив игры как особую форму существования героя в мире. Замысел относится, как полагают, к 1863 г. (письмо Н.Н. Страхову от 18(30) сентября 1863 г., в котором Достоевский говорит, что «составился довольно счастливый <...> план одного рассказа» и называет будущего главного героя: «Сюжет рассказа следующий — один тип заграничного русского...»

В характеристике в этом письме определяется и основной сюжетный мотив — игры; затем детально анализируется герой в его особом качестве игрока: «Я беру натуру непосредственную, человека, однако же, многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их <...>. Это лицо живое (весь как будто стоит передо мной) — и его надо прочесть, когда он напишется. Главная же штука в том, что все его жизненные соки, силы, буйство, смелость пошли на рулетку. Он игрок, и не простой игрок, так же как скупой рыцарь Пушкина не простой скупец. Это вовсе не сравнение меня с Пушкиным. Говорю лишь для ясности. Он поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя. Весь рассказ — рассказ о том, как он третий год играет по игорным домам на рулетке».

В основе сюжета романа — автобиографические факты: игра на рулетке в Гомбурге, Висбадене, страсть Достоевского к игре и создание собственной теории игры: «секрет — не горячиться», эта теория «наследуется» героем, на последней странице романа он мечтает «воскреснуть», т.е. выиграть: «стоит только <...> быть расчетливым и терпеливым»; в основе любовной интриги романа — увлечение писателя и увлечение Аполлинарии студентом Сальвадором, болезненно переживаемое Достоевским (см. , исследования А.Л. Бема, А.С. Долинина, Л.И. Сараскиной), тип отношений с героиней (в котором явно усматриваются черты садомазохистского комплекса), мазохистская установка главного героя отражает вынужденно-добровольную страдательную позицию Достоевского в достаточно банальном житейском любовном треугольнике. Icherzählung здесь формирует исповедальное повествование первого типа, обладающее рядом эстетических эффектов, приближающее читателя к точке зрения героя, провоцирующее в ключевые моменты сюжета позицию эмоционального вчувствования, втягивания читателя в «орбиту» героя. Биографическая канва событий в романе получает целый ряд смысловых преломлений через семантически актуальные для Достоевского художественные тексты — Пушкина, А. Прево и др.

Художественно переосмысляемый Достоевским актуальный литературный текст определяется по лейтмотиву игры, упоминанию Пушкина, характеристике натуры героя и финалу его судьбы. Действительно, сюжет пушкинской «Пиковой дамы» отражен в страсти к игре Германна — Алексея Ивановича, колоритных фигурах двух старух с их страстным увлечением картами — Графини*** (в прошлом) и бабуленьки (в сюжетном настоящем романа), увлечении героя молодой девушкой, поглощаемом затем страстью к игре (Лиза и Полина), совпадают прозаически «благополучные» судьбы героинь после разлуки с героем, о которых читатель узнает из «скомканного» пересказа в финале повествования, и, наконец, финальное известие о духовной гибели героя на почве страсти к игре.

Мотивная структура «Пиковой дамы»: лейтмотив игры, мотивы денег, успеха и его тайны, гордости, одиночества, сюжетно реализующие житейскую позицию главного героя, — переосмысляется Достоевским. Смысловая деформация связана в т.ч. и со сменой повествовательной формы — объективно-ироническая позиция сюжетной вненаходимости повествователя пушкинского текста сменяется субъективностью находящегося в центре сюжетных событий героя Алексея Ивановича, в своем видении мира, растворяющего объективную картину событий и не обладающего «всеведением» повествователя «Пиковой дамы». Это приводит к существенным изменениям внутренней формы произведения: источником сюжетной неожиданности в романе (т.е. собственно новым на фоне понятной читателю жизни) становится субъективная неполнота знания героя о других, о мире, а не загадочная реальность, не дешифруемая с точки зрения рацио («игрецкий анекдот» и двусмысленность развязки в «Пиковой даме»; см.: Виноградов В.В. Стиль «Пиковой дамы» // Виноградов В.В. Избранные труды: О языке худож. прозы. М., 1980. С. 176—187).

Метафизические мотивы судьбы и угадывания ее тайны, выбора пути, духовной свободы и ее границ тесно связывают «Игрока» с пушкинским текстом. Общий мифологический пласт подтекста (Парка как олицетворение судьбы и смерти надежд) является перед героем в образе реальной, хотя и мифологизированной личности: «зловещая старуха» Германна и «старая ведьма» — «московская барыня» Алексея. Они связаны с мотивом помешательства на игре, с мотивами смерти и загадочного воскресения. Пушкинскую текстовую равноправность мотивировок видения Германну мертвой старухи — и как пьяной грезы, и как мистической реальности — у Достоевского сменяет реалистическая мотивировка явления живой бабуленьки как ее «чудесного воскресения», содержащая в подоплеке столкновение цивилизации (бессильные «врачи-немцы») и естественной народной мудрости: ее исцеляет «сенной трухой» «пономарь от Николы» (косвенное указание на помощь св. Николая Угодника, пономарем церкви которого является народный лекарь). Комическое мерцание смыслов у Пушкина, заданное эпиграфом из Э. Сведенборга к главе 5-й, где Германну является призрак графини, у Достоевского так же ощутимо, но его природа в «Игроке» не в столкновении здравых бытовых суждений с мистическим вариантом объяснений, а в столкновении жизненных позиций «московских» и «заграничных» русских как идиллии, ушедшей в антиидиллию настоящего.

Мотив игры в романе Достоевского, как и в пушкинском тексте, объединяет образы главного героя и дамы прошлого века: «старые ведьмы» — так одинаково именуют их герои Пушкина и Достоевского — невольно увлекают, соблазняют игрой молодого человека. «Игрецкий анекдот» Томского о секрете Сен-Жермена и чудесном выигрыше бабушки сводит с ума Германна; поступок бабуленьки Тарасевичевой — «безудерж» игры на рулетке, когда интенсивность чувства вызова судьбе сметает все привычные нравственные нормы (первые проигранные ею деньги могли пойти на перестройку каменной церкви в подмосковной) — это «пусковой механизм» и скрытая этическая легализация страсти к игре Алексея Ивановича. Замечательно, что обе «ведьмы» вовлекают в игру, как будто «помогая» выиграть сначала: два вечера выигрывает Германн, пока третьей картой не выходит «старуха»; сто тысяч рублей проигрывает на рулетке Антонида Васильевна, и сто тысяч флоринов выигрывает на следующий день Алексей. Мотив денег здесь косвенный, сопровождающий мотив игры у Пушкина и у Достоевского и растворяющийся в нем: Антонида Васильевна играет не из-за денег, но из-за радикальной смены жизненной позиции — мгновенного превращения в игрока: вместо инертного подчинения судьбе в рамках ее идиллического московского мира — позиция отстраненного азартного диалога с Другим внутри себя, новая ступень духовной свободы по отношению к собственной жизни (жизнь как рулетка). Дублирование мотива игры в судьбе Алексея Ивановича («судьба толкала меня») осложняется мотивом любовной страсти (герой Достоевского сначала играет по просьбе Полины, а в конце — приносит выигранные деньги ей), но развитие мотива повторяет основные этапы обрушивания «со снеговой горы на санках» бабуленьки. У Достоевского нивелирована схема «игрецкого анекдота» Пушкина: в «Пиковой даме» выигравший герой по условию должен остановиться и никогда не играть (бабушка Томского «не понтирует», к изумлению внука) — герои Достоевского не могут противостоять страсти к игре, деньги становятся только возможностью нового испытания судьбы, сюжетная судьба игрока становится принципиально незавершимой, хотя отчасти и предсказуемой.

Образы бабушек вводят другой ряд косвенных мотивов, связанных с актуальным для Достоевского периода ценностным противопоставлением двух веков — «нынешнего» и «минувшего». Образ XVIII в. в «Пиковой даме» — это галантность, остроумие, восхищение красотой, таинственной глубиной и загадочностью личности (Сен-Жермен), в противовес ему новый век приносит меркантильность, расчет («немецкая экономия» Германна); фактически трагедия героя Пушкина — отголосок страстей другой эпохи, нарушение конвенционального поведения: ведь плата за карточный секрет — любовь (бабушка, Чаплицкий), угроза же смерти графине приводит к мести «старой ведьмы» или к излишней горячности Германна в игре. Это нарушение конвенции прошлого века в веке нынешнем актуально и в романе Достоевского, хотя содержательное наполнение XVIII в. здесь другое: это воплощенная в бабуленьке идиллическая московская Русь с традицией душевной чистоты (следование нравственным ценностям, создающим значительность личности), с острохарактерной грубоватой правдивостью, проницательностью, основанной на опыте и разуме, вспыльчивостью и отходчивостью («самоварный характер»), прямолинейностью и добротой. Появление Тарасевичевой взрывает игровой кукольный мир французов и генеральской семьи изнутри, маски спадают, но и внутренняя гармония бабуленьки гибнет в столкновении с разгулом страстей, неведомых ранее ей самой, — отменяющий ее прежние нормы поведения азарт игры вводит в свернутом виде другой — драматический — вариант ее судьбы.

Любовная интрига романа имеет другой литературный пробраз: имя одного из соперников Алексея Ивановича в любви к Полине совпадает с именем преданного возлюбленного — шевалье де Грие романа А. Прево «История шевалье де Грие и девицы Манон Леско». Введение имени героя романа аббата Прево изменяет смысловые отношения любовного сюжета, подтверждая «масочность» и маскарадность героев-французов: Де-Грие, Бланш де Коменж и ее матери — группы расчетливых авантюристов, пользующихся простодушием одержимых страстями русских. Черты де Грие Прево в Алексее Ивановиче — безрассудная страсть, готовность к смерти, способность простить, азартная игра ради возлюбленной (герой Прево вступает в Общество ловких игроков, чтобы обеспечить деньгами Манон). Связь с Бланш может быть понята как проигрывание сюжетных мотивов Прево — Манон и ее богатые содержатели, — развенчанных в романе. Героиня «Игрока» Полина связана с французским прототипом (непостижимость, загадочность характера, возлюбленный — Де-Грие), но представляет собой уникальное в литературе явление — это первая героиня-инфернальница Достоевского с характерным комплексом черт: абсолютной искренностью, силой разрушительных страстей, сознанием греха и бессознательным «мучительством» в натуре, с невозможностью достичь внутренней гармонии из-за неспособности простить самое себя, — одно из первых воплощений женского подпольного типа.

Имагология (образы русских, французов, немцев, поляков) романа характерна: носители сильных чувств — русские (рассказчик, генерал, бабуленька); черты героя Прево (смиренная преданная любовь) есть и в англичанине мистере Астлее, немцы — комические герои, вне серьезного анализа (барон Вурмергельм); поляки — предмет особой нелюбви автора (объяснимой в контексте «польского вопроса» 1860-х гг.). Конфессиональные акценты не выражены в романе, но, по-видимому, определяют предпочтения Достоевского: в 1864 г. издан «Силлабус» Папы Римского Пия IX, вызвавший резкое неприятие Достоевского, что отразилось в трактовке героев-католиков — французов и поляков. Более общий план — исследование Достоевским культурных типов с точки зрения формы: французы — отточенная форма, могущая скрывать любое (в романе — негативное) содержание, русские не нашли соответствующей формы из-за становящегося (не ставшего) содержания; Астлей — неловкая форма, скрывающая идеального человека (возможно, след увлечения Достоевского положительными персонажами Диккенса); поляки, напротив, ложная значительность формы при будничности и мелкости содержания. Видимый схематизм подхода преодолен сопоставлением «чужих» точек зрения: «русские» оцениваются в романе немцами, французами и поляками неодобрительно именно как носители определенно непредсказуемого типа поведения («эти русские!», «все русские таковы», а рулетка — создана для русских). Восприятие нациями друг друга изображено как схематично-стереотипное, чреватое внутренним комизмом несовершенства человеческих отношений.

«Игрок» — первый роман об «идее-страсти», о герое, «съеденном идеей», мономане, который в этом отношении параллелен . Характерна сюжетная разработка любовно-авантюрных мотивов в стиле предшествующего европейского романа, с отменой его канонов (роман Игрока с Бланш неинтересен им обоим, самоирония героя достигает пика в описании отношений с практичной француженкой), сюжет романа Прево остается невоплотимым в жизни каноном.

В романе семнадцать глав, первая глава имеет скрыто вводный характер, т.к. начинается с записи героя, возвратившегося после двухнедельной отлучки в семейство русского генерала, где он домашний учитель; Достоевский имитирует продолжение каких-то записей Игрока. Последняя глава — род эпилога от лица того же героя, между первыми главами и последней проходит «год и восемь месяцев», в конце романа герой остается на пороге — в предвкушении «завтрашней игры». Фрагментарность целого входит в замысел Достоевского, она усиливает впечатление спонтанности действий и записей «молодого человека». Концентрация событий, которая могла бы показаться чрезмерной, сглаживается повествовательной манерой, создающей образ ума, «кипящего в действии пустом».

Н.С. Трубецкой так описывает композицию «Игрока»: «Первые пять глав хронологически следуют одна за другой, между главой пятой и шестой — перерыв в два дня, после которых начинается вторая часть». Главное действующее лицо 2-й части — бабуленька. Вторая часть занимает шесть глав. Между 12-й и 13-й проходит месяц. Глава 13-я начинает третью часть романа — действие сдвигается к катастрофе. В последней главе страсть к игре превращается у рассказчика в настоящую манию, таким образом, «основная психологическая тема этого романа — вытеснение любви к женщине страстью к игре».

Жанр «Игрока» определен автором как роман, в представлении героя это повесть, т.е. рассказ о том, что было. Жанровое противоречие на уровне автор — герой проявляется во внутренней форме «Игрока» как романное содержание (развитая любовная интрига, изображение глубинных жизненных процессов, «дыхание» русских XVIII в. и идея самостоятельности русской культуры, смысловая оппозиция «московских и заграничных русских», их же противостояние западной культуре), заключенное в форме повести — цельного фрагмента или отрывков «из записок молодого человека» с их обязательной неполнотой знания героя о жизни. Форма создает, в свою очередь, необходимый эффект сюжетной неожиданности, причем это не просто читательское «обманутое ожидание» (термин Р. Якобсона), но следование читателя за героем, открывающим мир, т.е. обнаружение структуры романа воспитания в приобретающей авантюрную событийность интриге.

Особую, довольно сложную для осмысления роль отводит Достоевский проблеме игрового поведения в связи с постулируемым самим героем, а чаще — окружающими его людьми, культурно-историческим типом.

Приводимая в романе «система» отсылок создает и надтекстуальную реальность, в которой смысл событий соотносится с евангельским «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:2), а богатство жизненного процесса предстает как неограниченная в принципе вариативность жанровых форм для «самосочинения» героя. Судьбы Алексея Ивановича и Антониды Васильевны — свидетельство возможности катастрофы в самом обыкновенном течении жизни, а причиной ее катастрофического развития становится не изменчивость внешних условий, а неосознаваемый «внутренний Другой», стихийная часть русской души, которая может никогда не проявиться, будучи сдерживаемой «моральным костяком» личности (бабушка, Алексей, генерал), строгим подчинением добровольно принятому типу поведения (по известному афоризму, «не буди лиха, пока спит тихо»). Но вызванная к жизни «лихость», безрассудство страсти (бабушка, герой-рассказчик, Полина, генерал) взрывают изнутри, стирают скромный узор частной жизни, превращая ее в авантюру, игру с судьбой.

Отсюда еще одна особенность поэтики «Игрока» — включенность в него целого ряда сжатых романных сюжетов, которые полностью не будут развернуты Достоевским до конца его творчества. Это связанные с Алексеем Ивановичем сюжеты, где Полина и Бланш представляют героинь традиционно не соединяемых друг с другом жанров. С Полиной связаны традиции любовно-семейного романа; «Полина — Игрок — Астлей» — это проигрывание фабулы сентиментальной истории; «Полина — Де-Грие — Игрок» — авантюрно-любовной фабулы, разрушаемой человеческой сущностью Полины и Игрока. С бабушкой, как упоминалось, — сюжет «игрецкого анекдота» и пушкинский текст. Границы жанров здесь неопределенны, но жанровые схемы еще ощущаются читателем, герои «пересекают» жанровые границы, воплощая каждый раз какую-то новую часть своего существа. В романе предметом авторской рефлексии становится как сама форма повествования, так и воссоздание героем собственной картины мира, сложно соотнесенной с реальностью (неполное сходство), а также внутренняя задача рационализации героем нерационализируемой бури, вихря чувств в процессе выстраивания им событий катастрофического сюжета.

Живолупова Н.В. Игрок // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. СПб., 2008. С. 89—93.

Прижизненные публикации (издания):

1866 — Новое, дополненное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. Т. III. С. 7—63.

1866 — Новое дополненное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 191 с.

Азарт, риск, игра нередко затягивают человека настолько, что становятся не просто времяпрепровождением, развлечением, но и смыслом бытия.

Об этом знал не понаслышке Ф.М. Достоевский. Игрок по натуре, он не просто увлекался картами и рулеткой, но видел в этом нечто большее, некую философию. Недаром в лингвистике существует несколько трактовок самого слова "игра". Оно также является понятием психологическим, культурологическим и философским. Говоря об игре, мы подразумеваем материально выраженное "сражение" двух соперников, лукавство, притворство, риск и пр.

О герое, который положил игру в основу своей жизни пишет Ф.М. Достоевский. "Игрок" - один из пяти его романов, в центре которых стоит герой-идеологист. Алексей Иванович, влюбленный в молодую девушку Полину, выигрывает в рулекту деньги, чтобы помочь ей. С тех пор игра становится его манией. Он положил все свои силы, все свои мечты, намерения на алтарь игры. Об этом пишет Достоевский. Игрок Достоевского не просто малодушный, слабовольный, он в своем роде поэт. Он даже стыдится того, что занимается игрой, однако в то же время он чувствует себя чуть ли не героем, потому что все время идет на риск.

Психологизм Достоевского, также как и в других его романах, - это разлом души, внутренние монологи, детали и символы. Писателю удается удивительно ярко и наглядно изобразить переживания и душевное состоянии своего героя. И это неслучайно. В течение целых десяти лет Федор Михайлович сам увлекался рулеткой, он проигрывал все до копейки. И снова шел в игорный дом. Все это время он был на просто игроком, но психологом-экспериментатором, изучающим себя и других. О том, что Достоевский игрок, знали все, но он смог победить в себе это пристрастие. Роман раскрывает психологию и философию игры. Конечно же, во многом благодаря стилю писателя. Язык произведения, многоголосие, огромное количество героев - вот характерные особенности романа "Игрок". Достоевский (краткое содержание все же не может передать это в полной мере) создает особый мир, погружаясь в который начинаешь активно переживать и сочувствовать герою.

А что мы видим в кратком содержании? Алексей Иванович, живет в вымышленном городе в семье своих подопечных. Он очень влюблен в падчерицу хозяина дома Полину. Но она не отвечает ему взаимностью. Между ними формируются странные отношения. которые едва ли можно назвать дружбой. Полина обращается с Алексеем высокомерно и надменно. В итоге он понимает, что добиться ее расположения можно только с помощью денег. Надежды семьи девушки на смерть бабушки и ее наследство рассеялись, в результате чего Полина рассталась со своим женихом Де-Грийе, у которого в должниках был отчим Полины. Алексей хочет заработать для возлюбленной денег. Он идет в игорный дом, ему везет, но Полина не берет деньги. По просшествии времени, когда герой уже пустился во все тяжкие, от друга он узнает о том, что Полина его любит. Алексей хочет воскреснуть в этой любви, но игра уже полностью завладела им.

Роман Достоевского "Игрок" не столько социальный, то есть показывающий пагубное влияние игорных домов, сколько философский, концептуальный.

Речь у нас пойдёт вовсе не об известном романе Фёдора Михайловича Достоевского "Игрок", а о самом великом писателе, который был подвержен чувству азарта ничуть не меньше, чем главный герой его бессмертного произведения Алексей Иванович.

Что такое азарт? Это сильное нервное возбуждение, причиной которого является страстное увлечение чем-либо. Азарт присущ практически всем видам человеческой деятельности. Даже дворник может впасть в состояние неконтролируемого задора, махая метлой. Но чтобы такое случилось, он должен любить свою профессию. А вот русский писатель Эдуард Севрус назвал азарт "похотью успеха". Очень верно по существу, так как человек довольно часто становится его рабом.

Скажем, если кто-то увлекается рыбалкой, охотой или альпинизмом, то азарт в этом случае выглядит вполне безобидно. Ну а если предметом страсти выступает игра в рулетку? Тут уже стоит задуматься. А чтобы понять всю пагубность подобного влечения, необходимо иметь перед глазами живой пример. Вот как раз игрок Достоевский и является таким примером. Он тем более нагляден, что данная личность в глазах людей имеет огромное психологическое и воспитательное значение. Ведь Федор Михайлович - это великий русский писатель, которого знают и любят не только в России, но и во всём мире.

Но если такая "глыба" не выдержала всей тяжести человеческих страстей, то что уж говорить про других смертных, которым Бог не дал великого дара писать бессмертные произведения. Однако перейдём к делу и рассмотрим неприглядные стороны жизни знаменитого прозаика. Может быть, кому-то они послужат уроком и заставят задуматься.

С миром азарта и игры Фёдор Михайлович познакомился заочно, отбывая ссылку в Семипалатинске. В начале 1859 года ему попалась на глаза статья "Из записок игрока". В ней рассказывалось о тех нравах, которые царили в игорных домах Женевы, Гамбурга и Бадена. Там за минуты люди становились миллионерами, а проигравшиеся миллионеры кончали жизнь самоубийством.

Этот клубок человеческих страстей чрезвычайно заинтересовал писателя. Он стал знакомиться с любой информацией, касающейся игры в рулетку. Поэтому, когда в 1862 году он оказался заграницей, то, приехав в Баден, тут же пошёл в игорный зал. Писатель уже перешагнул 40-летний рубеж (род. 1821), но азарту все возрасты покорны. К тому же он очень коварен, так как даёт новичкам "зелёную улицу".

В первую же игру Достоевский выиграл 10 тысяч франков. Усилием воли он сохранил хладнокровие и покинул игорное заведение. Но когда пришёл в отель, коварный Дьявол начал опутывать нашего героя грешными мыслями. Нечисть устроилась возле писателя и зашептала ему в ухо: "Фортуна благосклонна к тебе. Не упусти свой шанс, иначе будешь жалеть всю оставшуюся жизнь".

Федор Михайлович не выдержал искушения и вернулся в игорный зал, где всего за несколько минут оставил половину выигрыша. Но тут, к счастью, наступило просветление, и писатель второй раз бежал прочь от зелёного стола. Треть из всех денег от отправил в Петербург, а с оставшейся суммой опять пошёл к рулетке. Результат нетрудно предсказать.

Игрок Достоевский через несколько дней телеграфировал брату Михаилу в Санкт-Петербург, прося выслать ему 100 рублей, так как денег не осталось совсем. Он вернулся в Россию потрёпанным, уставшим, но в глубинах подсознания уже засела мечта об огромном выигрыше. Она не оставляла писателя долгие годы.

Федор Михайлович был непрактичным человеком и совсем не умел обращаться с деньгами. Этим прекрасно пользовались разного рода проходимцы и нечистоплотные люди, которые всегда крутятся возле талантливых людей. Финансовую ситуацию усугубила смерть старшего брата Михаила. Он был издателем журнала "Время", затем "Эпоха", но умер в 1864 году. После этого у нашего героя наступила в жизни чёрная полоса.

Свой знаменитый роман "Преступление и наказание" писатель творил, находясь в полном безденежье. От нищеты спасал лишь журнал "Русский вестник", печатавший главы романа по мере их написания. Тут подвернулся хваткий, деловой и циничный издатель Фёдор Стелловский. Сделка с ним принесла Достоевскому 3 тысячи рублей. Но он обязался написать в сжатые сроки новый роман, в противном же случае терял право на издание своих произведений на 9 лет.

Стелловский ничуть не сомневался в успехе, так как сроки были жёсткими и составляли всего 3 недели. Ни один прозаик не смог бы написать серьёзное художественное произведение за такое короткое время. Наш герой тоже не смог бы, но жизнь очень гармонична, а худо никогда не бывает без добра.

Федор Михайлович взял себе стенографистку Анну Сниткину. Именно с её помощью он и осилил серьёзный психологический роман "Игрок". Написан он был за 21 день. И, таким образом, нечистоплотный издатель остался с носом. Очень кстати оказались и деньги за последние главы "Преступления и наказания".

С Анной Сниткиной наш герой сочетался законным браком. Это было самое умное и удачное решение в жизни Достоевского. Он приобрёл не только верную любящую жену, но и практичного расчётливого друга, умеющего считать каждую копейку.

В 1867 году супружеская чета уехала заграницу. Вначале всё шло хорошо, пока молодожёны не оказались в Бадене. В этом городе великий писатель "пропал", а его место занял игрок Достоевский. За несколько дней все добытые тяжким трудом деньги были проиграны в рулетку. Правда, вначале нашему герою везло, и он даже выиграл 4 тысячи франков, но затем спустил всё до копейки. Были заложены драгоценности жены, а полученные деньги опять же проиграны.

В этот раз помогала мать Сниткиной. Она высылала переводы, на которые супружеская пара и существовала. Но часть этих денег опять же уходила на игру. Иногда молодожёнам не на что было оплатить гостиницу и обед. Они существовали в долг, понимая, что в любую минуту их могут выгнать на улицу. Даже беременность жены не вытравила из души великого прозаика пагубную страсть.

В 1868 году родилась девочка, но в возрасте 3-х месяцев умерла. Затем в 1869 году родилась вторая девочка. Она прожила вплоть до 1926 года. Дети поубавили азартный пыл классика. А в 1871 году, когда семейство вернулось в Россию, писатель навсегда завязал с рулеткой.

В дальнейшем, благодаря стараниям жены, наш герой уже никогда не испытывал унизительного состояния нищеты. Игрок Достоевский умер, остался только писатель. Он много и плодотворно работал вплоть до своей кончины в 1881 году.

Валерий Крапивин

1866 год был одним из сложных в жизни Достоевского. Неустроенная личная жизнь, серьезные финансовые проблемы и недавняя гибель двух близких людей - первой жены Марии Исаевой, с которой он прожил семь лет, и брата - сказывались на эмоциональном состоянии Федора Михайловича.

Писатель остро нуждался в деньгах, и, чтобы несколько умерить пыл кредиторов, подписал контракт с известным предпринимателем тех лет, издателем Федором Стелловским. Условия этого документа иначе как кабальными трудно было назвать. В июньском письме к писательнице Анне Корвин-Круковской он писал:

«…в контракте нашем была статья, по которой я ему обещаю для его издания приготовить роман, не менее 12-ти печатных листов, и если не доставлю к 1 ноября 1866-го года (13 ноября по новому стилю - прим.), то волен он, Стелловский, в продолжении девяти лет издавать даром, и как вздумается, всё что я ни напишу безо всякого мне вознаграждения... ... Все такие контракты подписывают, хоть и смеются, так и я подписал».

Понимая последствия своего отчаянного шага, Достоевский летом начинает делать наброски будущего произведения, составлять план «удовлетворительного романчика», как сам он писал своему другу Александру Милюкову.

«Стелловский беспокоит меня до мучения, даже вижу во сне», - признавался он.

1866 год был одним из сложных в жизни Достоевского. Фото: Commons.wikimedia.org

Несмотря на жесткие временные рамки, работа продвигалась медленно. В начале октября Достоевский еще не приступил к роману. Понимая отчаянность ситуации, Милюков настоятельно советовал ему прибегнуть к услугам стенографа, что в несколько раз ускорило бы процесс. Писатель ухватился за эту идею и попросил профессора стенографии Ольхина прислать ему лучшую свою ученицу. Ею стала 20-летняя Анна Сниткина. Благодаря ей, Достоевский смог выполнить обязательства перед Стелловским и сдать рукопись к нужному сроку.

Роман за 26 дней

В Петербурге, в доме на углу Малой Мещанской и Столярного переулка, писатель стал надиктовывать помощнице сюжет, который она старательно стенографировала.

44-летни писатель и его молодая помощница сделали невозможное - подготовили роман за 26 дней. Фото: Commons.wikimedia.org

44-летний писатель и его молодая помощница сделали невозможное - подготовили роман, существовавший только на черновиках, за 26 дней.

Работа в форсмажорных условиях сблизила писателя и Анну. Вскоре между ними произошел откровенный разговор, который позже привела в своих мемуарах Анна Григорьевна. Он предложил ей представить себя на месте героини, которой в любви признался художник, и спросил, что бы она ответила на это.

«Лицо Федора Михайловича выражало такое смущение, такую сердечную муку, что я, наконец, поняла, что это не просто литературный разговор, и что я нанесу страшный удар его самолюбию и гордости, если дам уклончивый ответ. Я взглянула на столь дорогое мне, взволнованное лицо Федора Михай-ловича и сказала: — Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь!», - писала она.

По ее воспоминаниям, чувство, охватившее ее, было похоже на безграничное обожание, безропотное преклонение перед великим талантом другого человека.

«Мечта сделаться спутницей его жизни, разделять его труды, облегчить его жизнь, дать ему счастье — овладела моим воображением, и Федор Михайлович стал моим богом, моим кумиром, и я, кажется, готова была всю жизнь стоять пред ним на коленях».

И она воплотила свою мечту в жизнь, став надежной опорой в жизни писателя. 15 февраля 1867 года в Измайловском Троицком соборе Санкт-Петербурга они обвенчались.

«Аполлинария — больная эгоистка»

Прототипом главной героини романа «Игрок» Полины Александровны стала Аполлинария Суслова, дочь бывшего крепостного, выбившегося в фабриканты.

Молодая девушка была ярой поклонницей творчества Достоевского. По воспоминаниям дочери писателя, однажды Полина отправила ему лиричное письмо с признанием в любви. Писатель был тронут этим обьяснением, между ними завязался роман.

Однако эти отношения были очень непростыми: Аполлинария хотела быть единственной женщиной в его жизни и настаивала, чтобы он расстался со «своей чахоточной женой».

Считается прототипом ряда ключевых женских образов в романах Достоевского. Фото: Commons.wikimedia.org

«Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям», - как-то писал о ней Федор Михайлович.

После смерти жены в 1864 году он все-таки предложил Полине выйти за него, но она ответила отказом.

Характер непростых отношений с Сусловой он выплеснул на страницы «Игрока», передав мучительность связи Алексея Ивановича и Полины Александровны.

Проклятие азарта

События, описанные в романе, были прочувствованы Достоевским. Ему была знакома страсть азарта, которая полностью владела человеком, заставляя даже совершать неблаговидные поступки.

В 1863 году Достоевский проиграл не только свои деньги, но и средства возлюбленной Аполлинарии Сусловой. Фото: Public Domain

Так, отдыхая в 1863 году в Баден-Бадене, Достоевский проиграл не только свои деньги, но и средства возлюбленной Аполлинарии Сусловой. Годы спустя, путешествуя по Швейцарии со своей второй женой Анной, Достоевский вновь поддался искушению. Выиграв в Бадене в рулетку 4 тысячи франков, он поверил, что возможен шальной выигрыш, который избавит его многих проблем.

В итоге он проиграл все, что мог, даже ювелирные украшения молодой жены.

Анна старалась помогать супругу бороться с этой пагубной страстью, и в 1871 году он навсегда бросил азартные игры.

«Надо мною великое дело свершилось. Исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти десять лет. Я всё мечтал выиграть: мечтал серьёзно, страстно… Теперь всё закончено! Всю жизнь вспоминать это буду и каждый раз тебя, ангела моего, благословлять», - писал Достоевский.

Экранизация

Роман «Игрок» экранизировался много раз. В 1938 году на экранах Германии и Франции появились фильмы режиссера Герхарда Ламперта и Луи Дакена. В 1947 году свое видение представил аргентинец Леон Климовски, а в 1948 году в США снял картину Роберт Сиодмак.

В СССР первый раз картину на этот сюжет снял в 1966 году режиссер Юрий Богатыренко. В 1972 году экранизацию представил Алексей Баталов. Одним из последних фильмов стал «Игрок» немецкого режиссера Себастиана Биньека, представившего картину на суд европейских зрителей в 2007 году.