Досрочная сдача егэ обществознание. Егэ по обществознанию

Как и в прошлом году, в 2017 предусмотрено два «потока» проведения единого госэкзамена – досрочный период (он проходит в середине весны) и основной, традиционно стартующий в конце учебного года, последних числах мая. В официальном проекте расписания ЕГЭ «прописаны» все даты для сдачи экзаменов по всем предметам в оба этих периода – включая дополнительные резервные дни, предусмотренные для тех, кто по уважительной причине (болезнь, совпадение дат экзаменов и т.д.) не смог сдать ЕГЭ в обозначенные сроки.

Расписание досрочного периода сдачи ЕГЭ – 2017

В 2017 году досрочная «волна» единого госэкзамена стартует раньше обычного. Если в прошлом году пик весеннего экзаменационного периода приходился на последнюю неделю марта, то в этом сезоне период весенних каникул будет свободен от ЕГЭ.


Основные сроки досрочного периода – с 14 до 24 марта . Таким образом, к началу весенних школьных каникул многие «досрочники» уже успеют пройти испытания. И это может оказаться удобным: среди выпускников, имеющих право сдавать ЕГЭ в досрочную волну – ребята, которым в мае предстоит участвовать в российских или международных соревнованиях и конкурсах, и в весенние каникулы они часто уезжают на спортивные сборы, профильные смены в лагеря и т.д. Сдвиг экзаменов на более ранние сроки позволит им использовать последние «на полную катушку».


Дополнительные (резервные) дни досрочного периода ЕГЭ-2017 будут проходить с 3 по 7 апреля . При этом писать экзамены в резервные сроки, вероятно, придется многим: если в расписании прошлого года в один и тот же день сдавалось не более двух предметов, то в 2017 году большинство экзаменов по выбору сгруппированы «по тройкам».


Отдельные дни выделены только для трех предметов: обязательного для выпускников и всех будущих абитуриентов экзамена по русскому языку, а также математики и устной части экзамена по иностранным языкам. При этом «говорение» в этом году «досрочники» будут сдавать раньше письменной части.


Распределить мартовские экзамены по датам планируется следующим образом:



  • 14 марта (вторник) – экзамен по математике (как базовый, так и профильный уровень);


  • 16 марта (четверг) – химия, история, информатика;


  • 18 марта (суббота) – ЕГЭ по иностранным языкам (устная часть экзамена);


  • 20 марта (понедельник) – экзамен по русскому языку;


  • 22 марта (среда) – биология, физика, иностранные языки (письменный экзамен);


  • 24 марта (пятница) – ЕГЭ , литературе и обществознанию.

Между основными и резервными днями досрочного периода предусмотрена девятидневная пауза. Все дополнительные испытания для «резервистов» будут проходить в три дня:



  • 3 апреля (понедельник) – химия, литература, информатика, иностранный (говорение);


  • 5 апреля (среда) – иностранный (письменно), география, физика, биология, обществознание;


  • 7 апреля (пятница) – русский язык, базовая и .

Как правило, основная масса сдающих ЕГЭ досрочно – это выпускники прошлых лет, а также выпускники средних специальных учебных заведений (в колледжах и профессиональных лицеях программу средней школы обычно «проходят» в первый же год обучения). Кроме того, «отстреляться» с экзаменами пораньше могут выпускники школ, которые во время основного периода сдачи ЕГЭ будут отсутствовать по уважительным причинам (например, участвовать в российских или международных соревнованиях или лечиться в санатории) или намерены продолжать образование за границами России.


Выпускники 2017 года также могут по собственному желанию выбрать срок сдачи экзаменов по тем предметам, программа по которым пройдена полностью. Это актуально в первую очередь для тех, кто планирует – школьный курс по этому предмету читается до 10 класса, а досрочная сдача одного из экзаменов может снизить напряженность во время основного периода ЕГЭ.

Расписание основного периода сдачи ЕГЭ – 2017

Основной период сдачи ЕГЭ в 2017 году стартует 26 мая , и к 16 июня большинство выпускников уже завершат экзаменационную эпопею. Для тех, кто не смог сдать ЕГЭ вовремя по уважительной причине или же выбрал совпадающие по срокам сдачи предметы, предусмотрены резервные экзаменационные дни с 19 июня . Как и в прошлом году, последний день периода сдачи ЕГЭ станет «единым резервным» – 30 июня можно будет сдать экзамен по любому предмету.


При этом расписание экзаменов основного периода ЕГЭ-2017 в сравнении с досрочниками гораздо менее плотное, и, вероятно, большинство выпускников смогут избежать «наложения» дат сдачи экзаменов.


Отдельные экзаменационные дни выделены для сдачи обязательных предметов: русского языка, математики базового и профильного уровня (школьники имеют право сдавать как один из этих экзаменов, так и оба сразу, поэтому в расписании основного периода их традиционно разносят на несколько дней).


Как и в прошлом году, отдельный день выделен для самого востребованного экзамена по выбору – обществознания. А для сдачи устной части экзамена по иностранным языкам выделено сразу два отдельных дня. Кроме того, отдельный день выделен для не самого востребованного на ЕГЭ предмета – географии. Возможно, это сделано для того, чтобы разнести в расписании все предметы естественнонаучного профиля, уменьшив число совпадений.


Таким образом, в расписании ЕГЭ остаются две пары и одна «тройка» предметов, экзамены по которым будут сдаваться одновременно:


  • химия, история и информатика;

  • иностранные языки и биология,

  • литература и физика.

Сдача экзаменов должна состояться в следующие даты:



  • 26 мая (пятница) – география,


  • 29 мая (понедельник) – русский язык,


  • 31 мая (среда) – история, химия, информатика и ИКТ,


  • 2 июня (пятница) – профильная математика,


  • 5 июня (понедельник) – обществознание;


  • 7 июня (среда) – ,


  • 9 июня (пятница) – письменный иностранный, биология,


  • 13 июня (вторник) – литература, физика,


  • 15 июня (четверг) и 16 июня (пятница) – иностранный устный.

Таким образом, к выпускным вечерам большинство школьников будет готовиться «с чистой совестью», уже сдав все запланированные экзамены и получив результаты по большинству предметов. Те же, кто проболел основной экзаменационный период, выбрал совпадающие по срокам предметы, получил «неуд» по русскому или математике, был удален с экзамена или во время сдачи ЕГЭ столкнулся с техническими или организационными сложностями (например, нехватка дополнительных бланков или отключение электроэнергии), будут сдавать экзамены в резервные сроки.


Резервные дни распределятся следующим образом:



  • 19 июня (понедельник) – информатика, история, химия и география,


  • 20 июня (вторник) – физика, литература, биология, обществознание, письменный иностранный,


  • 21 июня (среда) – русский язык,


  • 22 июня (четверг) – математика на базовом уровне,


  • 28 июня (среда) – математика на профильном уровне,


  • 29 июня (четверг) – устный иностранный,


  • 30 июня (пятница) – все предметы.

Могут ли быть изменения в графике сдачи ЕГЭ

Проект официального расписания ЕГЭ обычно публикуется в начале учебного года, проходит обсуждение, а окончательное утверждение графика сдачи экзамена происходит весной. Поэтому в расписании ЕГЭ на 2017 год возможны изменения.


Однако, к примеру, в 2016 году проект был утвержден без каких-либо изменений и фактические даты экзаменов полностью совпали с заранее озвученными – и в досрочной, и в основной волне. Так что шансы на то, что расписание 2017 года также будет принято без изменений, достаточно высоки.


Помимо основных дисциплин, школьники могут сдавать дополнительные, которые выбирают самостоятельно, и результаты по которым будут необходимы им для дальнейшего поступления. Обществознание относится к одному из таких предметов.

В 2018 году экзамен по обществознанию структурно не изменится, блок с тестовой частью по-прежнему будет исключен.

Количество попыток для пересдачи увеличено до 3. Подобный вариант подойдет тем учащимся, которые не набрали проходного количества баллов или не устраивают результаты экзаменов. Подобное изменение обусловлено тем, что есть необходимость создать более приемлемую психологическую атмосферу.

Важным изменением в проекте будет и то, что теперь школьники будут больше говорить на экзамене, а не писать. Подобное новшество коснется гуманитарных дисциплин, в частности обществознания. Время для прохождения испытания по обществознанию составит 235 минут .

Очень важные изменения ждут учащихся и в отношении нарушений во время сдачи ЕГЭ. Если у экзаменующегося найдут вещи, которые не разрешаются на экзамене, то он получает возможность пересдачи только на следующий год.

Что касается нарушений со стороны преподавателей, то здесь будет выписан штраф в размере от 20 до 40 тысяч рублей .

В целом, обществознание достаточно популярный предмет у выпускников, поскольку именно он необходим в ряде престижных ВУЗов.

Структура заданий ЕГЭ 2019 года по обществознанию

Структура ЕГЭ по обществознанию 2019 года будет представлена двумя типами тематических заданий. Типы различаются сложностью и видом ответов. Общая характеристика структуры задания приведена ниже:

  1. В первую категорию включены вопросы, на которые требуются ответы состоящие из одного слова.
  2. Вторая включает в себя вопросы, на которые необходимо дать развернутый ответ.
  3. Последним заданием является эссе на одну из предложенных тем.

Эссе в ЕГЭ по обществознанию 2019 года

Самым сложным заданием в ЕГЭ по обществознанию считается эссе. За правильное выполнение этого задания ученик может получить от трех до пяти баллов . Самое важно при выполнении этого задания правильно структурировать содержание текста, а также постараться избегать типичных ошибок.

Важно при написании этого задания раскрыть смысл выбранного высказывания. Если смысл не раскрыт или раскрыт не верно, то ответ уже оценивается в ноль баллов .

Очень важно привести верные аргументы в подтверждение своих доводов. Если учащийся подтвердил свои аргументы фактическими примерами, то он обязательно получит хороший балл, за выполнение задания.

Для того чтобы справиться с подобным заданием необходимо помнить о плане эссе :

  1. Приводится выбранная цитата.
  2. Определяется проблема, озвученная автором, и обосновывается ее актуальность.
  3. Раскрывается смысл цитаты.
  4. Озвучивается собственная точка зрения.
  5. Приводятся аргументы теоретического характера.
  6. Теоретические доводы подтверждаются практическими примерами.
  7. Составляется вывод.

Если строго придерживаться подобного плана, то все требования, предъявляемые к написанию эссе, будут выполнены и оценка за сочинение будет высокой.

Категории сдающих ЕГЭ по обществознанию

Некоторые граждане не могут сдавать ЕГЭ. Это оговорено Рособрнадзором. До испытания допускаются следующие лица:

  1. Те, кто сдавал ЕГЭ в предыдущие годы, однако не получил нужного итога.
  2. Учащиеся, желающие улучшить свои результаты.
  3. Школьники, не прошедшие испытание или заработавшие негативную оценку по ряду дисциплин.

Как стать участником ЕГЭ 2019 года?

Чтобы попасть на ЕГЭ, понадобиться сделать заявку по месту организации испытания. В заявке прописывается список дисциплин, по которым будет проходить экзамен. Такие документы возможно предоставить в приемную школы, в муниципальный орган того образования, где будет проходить ЕГЭ, в приемные комиссии ВУЗов.

Срок предоставления заявки, для детей, которые хотят сдать ЕГЭ в досрочном порядке – до 1 февраля , а для тех школьников, кто хочет сдать экзамен позже– до 1 декабря .

Досрочная сдача ЕГЭ по обществознанию в 2019 году

По обществознанию необходим тем школьникам, которые не могут пройти испытание своевременно. Причины бывают различные, начиная от призыва в армию, олимпиадой и закачивая обычным переездом.

В такой ситуации экзамен сдается досрочно и несомненное преимущество состоит в том, что учащийся не пропустит установленные сроки, сможет сдать ЕГЭ и затем сдать документы в ВУЗ. Недостатки у досрочного ЕГЭ тоже имеются. Очень сложно подготовиться к сдаче экзамена без отрыва от учебы. Естественно, что спешная подготовка не принесет хороших результатов.

Дополнительная информация о ЕГЭ 2019 года

На ЕГЭ по обществознанию разрешено принести гелевую или капиллярную черную ручку, паспорт. Приказом Минобрнауки РФ обозначен список предметов и пособий, которыми разрешено пользоваться на ЕГЭ. По обществознанию не допускается пользоваться справочной литературой, пособиями, сборниками.

Согласно этому приказу, на обществознание нельзя приносить сотовые телефоны, планшеты, иные электронно-вычислительные приборы. Запрещается использовать методические и справочные пособия, не разрешенные на экзамене.

Если учащийся принесет на ЕГЭ что-нибудь подобное или совершит действия, которые могут быть квалифицированы, как попытка списать, то его с экзамена удалят и внесут об этом пометку на бланк ответов ЕГЭ. Пересдача учащемуся будет разрешена только через год .

Проходной балл по обществознанию в 2017 году был 42 балла , в 2018 году его изменять не планируется. Для подсчета используется шкала перевода баллов.

Если на экзамене будут нарушены правила сдачи со стороны организаторов, к примеру, предоставлено меньше времени, то экзаменующийся вправе подать апелляционную жалобу. Жалоба по этой причине должна быть подана в этот же день, после выхода из аудитории.

Также подобное право возникает тогда, когда экзаменующийся не согласен с общей суммой заработанных им баллов. В таких случаях опротестование подается в течение двух рабочих дней с момента ознакомления с итогами ЕГЭ. Оспорить итоги можно и тогда, если случился технический сбой при проверке ЕГЭ.

В том случае, если никаких нарушений со стороны заявителя не было, организаторы дают возможность учащемуся пересдать экзамен. Если таковые нарушения были, то учащемуся будет отказано по жалобе.

После того как итоги будут подсчитаны и проверены, выпускник получает свидетельство установленного образца, в котором указаны результаты по всем предметам, за исключением тех, по которым не было набрано достаточное количество баллов.

Этот сертификат необходим при предоставлении документов в ВУЗы и действует 4 года.

Как подготовиться к ЕГЭ 2019 года по обществознанию

Для хорошей сдачи ЕГЭ, конечно же, необходимо готовиться. Спецификация подготовки может быть различной. Можно пройти пробные онлайн тесты по предмету. Также, при подготовке прекрасно поможет демоверсия ФИПИ ЕГЭ по обществознанию 2019 года . А кто-то будет пользоваться обычными учебниками.

К таким пособиям можно отнести следующие:

Если учащийся использует для подготовки к ЕГЭ по обществознанию онлайн тесты, то он вполне может пройти их с помощью компьютера и интернета. Преимущество такой подготовки состоит в том, что нет необходимости посещать какие-либо дополнительные занятия или лекции, достаточно зайти на официальный сайт и сдать экзамен онлайн. Недостатки у такой подготовки тоже есть, учащийся не будет знать теории, а только единичные ответы, что вряд ли позволит ему написать эссе.

Также для подготовки можно использовать такую услугу, как демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2019 года . Это материалы предыдущих экзаменов, выложенные на сайте ФИПИ.

Очень хорошим способом подготовки считается использование демонстрационных материалов. Кодификатор КИМов по таким материалам использован тот же, который применялся для составления основных заданий по ЕГЭ. Использование подобных материалов поможет ученикам ознакомиться с процедурой прохождения ЕГЭ, основными правилами, а также сформировать список тем, которые нуждаются в дополнительной подготовке.

Как детям, так и их родителям очень важно помнить о том, что нет нужды бояться сдавать ЕГЭ. Чтобы избежать лишних психологических нагрузок и травм, самому подростку необходимо правильно поставить цели и соблюдать здоровый образ питания и сна, а родителям постараться создать тот комфортный микроклимат, который так необходим подростку в стрессовой ситуации, которой, по сути является ЕГЭ.

Статистика сдачи ЕГЭ по обществознанию за прошлые годы

Доля участников, не получивших минимальный балл, в 2018 году сократилась в сравнении с предыдущим годом на 3,8% и составила 13,8%. Число учеников, получивших максимальный балл до 142 человек, в 2016 году их было всего 59.

Расписание экзаменов

Досрочный этап сдачи егэ по обществознанию в 2019 году – уточняется.

Основной этап сдачи егэ по обществознанию в 2019 году – уточняется.

Обществознание удерживает пальму первенства среди выборочных предметов для сдачи ЕГЭ. Популярность данного экзамена поясняется довольно просто: с одной стороны, его считают несложным, а с другой – он часто требуется при поступлении на гуманитарные специальности. Некоторые ученики думают, что к обществознанию можно не готовиться, так как правильные ответы на тестовую часть они поймут, исходя из логики, а в эссе что-нибудь да напишут. На этой ошибке попалось уже немало старшеклассников.

Данный ЕГЭ требует не просто времени и усилий для заучивания терминологии, но и умения ею оперировать. Кроме того, пороговый у данного ЕГЭ превышает «минимум», который нужно набрать, например, за или . Для успешной сдачи обществознания нужно узнать всё об изменениях в КИМах, которые уже опубликованы . Давайте разберемся, что входит в экзамен по данному предмету, а также выясним, какие подводные камни предстоит обойти старшеклассникам.

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2017

Даты ЕГЭ по обществознанию

Рособрнадзор выделил для проведения ЕГЭ по обществознанию следующие даты:

  • Досрочный период. Досрочный экзамен будет проведен 24 марта 2017 года, а 5 апреля 2017 года выделено в качестве резервного дня (написать заявление на досрочную сдачу нужно до 1 марта);
  • Основной этап. Основная экзаменация назначена на 9 июня 2017 года.
  • Резервная дата. Резервным днем для обществознания определено 20 июня 2017 года (на случай форс-мажорных обстоятельств есть еще один резервный день для всех предметов – 30 июня 2017 года).

Напомним, что претендовать на досрочную сдачу ЕГЭ могут лишь некоторые категории выпускников:

  • те, кто окончил школу до 2016/2017 учебного года;
  • ученики, получившие среднее образование до 2016/2017 учебного года со справкой, а не аттестатом;
  • учащиеся вечерних школ;
  • старшеклассники, попадающие под ;
  • одиннадцатиклассники, которые в день основного тестирования будут отсутствовать по причине отъезда на спортивные состязания, олимпиады, конкурсы и прочие мероприятия федерального или международного уровня, а также те, кто вынужден будет пропустить основную дату по причине лечения или профилактики заболеваний;
  • выпускники, покидающие территорию России по причине смены места жительства или для обучения в заграничном ВУЗе;
  • учащиеся, которые окончили школу за пределами России.

Статистические данные

Экзамен по обществознанию в 2016 году выбрали для себя 358,5 тысяч школьников (около 55% всех выпускников). Несмотря на кажущуюся простоту данной экзаменации, примерно 17,6% одиннадцатиклассников не смогли в прошлом году набрать минимальный балл. Данный показатель в последние годы, к сожалению, существенно возрос. Например, в 2011 году процент «двоечников» составлял лишь 3,9%, а в 2013 – 5,3%. Наивысший результат, равный ста баллам, в прошлом году смогли продемонстрировать лишь 59 человек.

Сдача ЕГЭ по обществознанию

Время, отведенное ФИПИ для экзаменации по обществознанию, составит столько же, сколько и в прошлом году – ученик имеет право решать билет на протяжении 235 минут. Стоит лишний раз напомнить о том, что данная экзаменация не предполагает использования дополнительных справочных материалов и вычислительной техники.

До того как выпускник войдет в аудиторию и получит свой билет, он должен избавиться от всех запрещенных предметов (смартфон, аудио-, видео-, фотоаппаратура, планшет, смарт-часы и прочая мелкая техника, справочники или шпаргалки). Любой из этих предметов станет поводом для удаления с экзамена и выставления неудовлетворительной оценки.


Инструктаж по условиям сдачи ЕГЭ будет проведен перед экзаменом

Во время проведения экзамена по обществознанию школьникам запрещено менять место, вставать с него без разрешения наблюдателей, выходить за пределы аудитории без сопровождения, поворачиваться к другим ученикам и разговаривать с ними. Не переживайте, что не сможете сориентироваться или что-то сделаете не так. Перед началом тестирования вам озвучат правила поведения, расскажут, как и когда можно ознакомиться со своими результатами, как заполнять экзаменационные бланки и исправлять ошибки.

Билеты по обществознанию обозревают информацию, касающуюся различных сторон жизни современного общества. Экзаменация призвана проверить знания выпускников по основам экономики, правоведения, понимание социологии и политологии, а также философии и, в некоторых аспектах, даже истории. В частности, ученик должен будет продемонстрировать:

  • понимание биосоциальной сущности человека;
  • знание основных этапов и факторов, определяющих социализацию личности;
  • умения определять роль и место личности в общественных отношениях;
  • знания о закономерностях и тенденциях развития социума, а также институтов, которые управляют обществом;
  • понимание необходимости управления общественными отношениями;
  • знание норм и механизмов правового регулирования отношений в обществе;
  • умение осуществлять поиск и проводить анализ информации, характеризующей различные социальные объекты;
  • навыки применения полученных социальных, экономических и гуманитарных знаний на практике;
  • умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения по предложенным проблемам.

Структура работы представлена 29 заданиями, разделенными на две части:

  • первая часть состоит из 20 заданий, предполагающих краткий ответ в виде одного или нескольких слов. Возможен ответ, состоящий из последовательно записанных цифр;
  • вторая часть включает 9 заданий, на которые следует дать развернутый ответ в виде пояснения, описания или высказывания аргументированного мнения. Сюда же входит такая важная часть, как эссе.

Данный ЕГЭ проверяет знания школьников о функционировании социума

Что изменится в ЕГЭ 2017 года?

КИМы по обществознанию образца 2017 года не предполагают каких-либо существенных изменений в содержании, однако структура билета была оптимизирована. Специалисты из ФИПИ обращают внимание на следующие моменты в блоке заданий из первой части, которые направлены на проверку знаний из раздела «Право»:

  • билет дополнен заданием №17, предполагающим выбор правильных суждений, вследствие чего изменена нумерация. Тест, ранее пронумерованный номером 17-м, стал 18-м по счету;
  • задание, которое в КИМах прошлых лет было 19-м, исключили из экзаменационного билета.

Система оценивания и проходной балл

На протяжении 8 лет баллы, которые ученик получает за ЕГЭ, не переводились в обычную пятибалльную систему оценок, так как результат данного теста не влиял на баллы итогового аттестата. Однако не так давно появилась новость, что в 2017 году это будет пересмотрено – при помощи ЕГЭ можно будет исправить школьные отметки. Если переводить полученные баллы в обычную систему оценок, то распределение станет таким:

  • выпускники, которые набрали от 0 до 41 балла, продемонстрировали неудовлетворительные знания, поэтому данные баллы приравниваются к отметке «2»;
  • ученики, которые набрали от 42 до 54 баллов, понимают устройство социума на удовлетворительном уровне, их оценка – «3»;
  • старшеклассники, получившие от 55 до 66 баллов, довольно хорошо ориентируются в обществознании, так что получают отметку «4»;
  • выпускники, которые набрали за экзамен от 67 баллов и выше, знают обществознание на отлично и получают заслуженную «5».

Узнать свои баллы за экзамен вы сможете, зарегистрировавшись на портале ЕГЭ. Для идентификации личности понадобится ввести паспортные данные. Минимальный проходной балл по дисциплине «Обществознание» в 2017 году будет равен 42. Как показывает практика, для его получения нужно успешно справиться примерно с 12 заданиями, так как практически все они оцениваются больше, чем в 1 балл. Напомним, что максимум, который можно набрать за ЕГЭ, равняется 100 баллам.


Подготовьтесь к написанию эссе - это важная часть ЕГЭ по обществознанию!

Как написать хорошее эссе?

Одним из самых сложных заданий по обществознанию считается эссе, которое потребует от вас серьезных теоретических навыков и умения грамотно формулировать свои мысли. Однако трудности с этим заданием вполне возможно преодолеть, если вы воспользуетесь следующими рекомендациями:

  • грамотно распределяйте отведенное для экзамена время: постарайтесь оставить на эссе как минимум 65-70 минут;
  • не старайтесь оформить на черновом бланке полный ответ, ведь потом вам может не хватить времени, чтобы все переписать. Ограничитесь тезисами и основными мыслями, которые помогут вам структурировать это задание;
  • ответственно подойдите к выбору темы – прочтите и обдумайте все предложенные к выбору варианты, чтобы выбрать тот, который вы точно понимаете и сможете исчерпывающе аргументировать;
  • однозначно определите, к какой отрасли знаний относится тема, которую вы будете раскрывать. Комиссия очень не любит расплывчатых и обобщенных формулировок, выходящих за рамки дисциплин;
  • начинайте эссе с общих рассуждений о проблеме и сделайте акцент на её актуальности;
  • включайте хотя бы краткую информацию об авторе, высказывание которого вам нужно будет проанализировать, опишите несколько подходов к сформулированной проблеме, подберите аргументы теоретического и эмпирического характера;
  • не забывайте сделать емкий итоговый вывод.

Всего за эссе можно получить 5 баллов, первая часть из которых выставляется за понимание темы. Это важный момент - если эксперт посчитает, что вы не сумели понять тему, он попросту не будет проверять работу. Вторая часть баллов выставляется за знание терминов, умение их применять, а также за то, насколько верно вы можете сделать выводы. Третьей компонентой являются баллы за навыки аргументированного подкрепления своей позиции.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

При подготовке к экзамену первоначально стоит сделать упор на знание терминологии. Однако недостаточно заучить определения из экономики, философии, права, социологии или политологии. Успех сдачи данного экзамена по большей части зависит от того, насколько корректно вы можете оперировать понятиями, умеете ли отнести задачу к определенной отрасли науки и проанализировать её при помощи методов, которыми она оперирует.


Чтобы сдать ЕГЭ, будьте внимательнее на уроках и прорешайте демо-варианты

Важным моментом является выбор пособий, методической литературы и учебных материалов. К сожалению, подготовка к ЕГЭ – это способ подзаработать на продаже третьесортной литературы. Выбирайте лишь одобренные Минобразования учебники - например, разработки Л.Н. Боголюбова и А.И. Кравченко. Проследите, чтобы выбранная литература была издана в последние годы, так как специалисты из ФИПИ опираются только на современные издания.

Проработайте демо-вариант ЕГЭ, чтобы разобраться в структуре билета и требованиях к его решению. Демо-версию ЕГЭ по обществознанию можно скачать на нашем сайте (см. начало статьи). Данная версия разработана специалистами из ФИПИ, поэтому задания, которые в нее входят, аналогичны реальным тестам. Посмотрите, какие темы эссе выносились в билеты прошлых лет, и напиште по каждой из них тренировочную работу. Такой подход поможет вам развить навык структурирования мыслей и изложения аргументов.


Вариант № 3032043

Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ

Ответ:

В приведённом ниже ряду най­ди­те понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных представленных понятий. За­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Форма государства, форма правления, унитарное государство, федерация, республика.

Ответ:

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной культуре

1) сложность используемых форм

3) развлекательный характер

4) ярко выраженная коммерческая направленность

5) духовный аристократизм

6) требование специальной подготовки для понимания

Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Ответ:

Выберите вер­ные суж­де­ния об обществе и социальных институтах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Общество является постоянно развивающейся динамической системой.

2) Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.

3) В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.

4) Социальные институты выполняют функцию социализации человека.

5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.

Ответ:

Установите соответствие между характеристиками и видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г Д

Ответ:

Студенты провели исследование мотивов учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом ниже списке применённые ими методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) описание наблюдаемых явлений

2) выдвижение и обоснование гипотез

3) объяснение существующих взаимосвязей

4) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений

5) фиксация обобщений в виде законов

6) получение количественных данных об изучаемом объекте

Ответ:

Выберите вер­ные суж­де­ния об от­ли­чи­тель­ных чер­тах ры­ноч­ной эко­но­ми­ки и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Частная собственность выступает основой командной (плановой) экономики.

2) В условиях традиционной экономики основные вопросы экономики решаются центральными государственными органами.

3) Основными субъектами рыночных отношений являются экономически независимые участники хозяйственной жизни.

4) Стимулом деятельности предприятий в условиях рыночной системы является прибыль.

5) К признакам рыночной экономики относят свободное ценообразование.

Ответ:

Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в РФ (в соответствии с Налоговым кодексом РФ): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Фирма Y - ателье по пошиву свадебных платьев. Найдите в приведённом списке примеры переменных издержек фирмы Y в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту

2) издержки на приобретение тканей, ниток, фурнитуры

3) издержки на выплату сдельной заработной платы работникам

4) арендная плата за помещение ателье

5) оплата потреблённой электроэнергии

6) страховые взносы

Ответ:

На рисунке отражено изменение предложения стульев на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение - S 1 (P - цена, Q - количество). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение стоимости материалов для обивки стульев

2) рост оплаты труда рабочих на предприятиях, производящих стулья

3) уменьшение стоимости материалов для каркаса стульев

4) уменьшение налогов, взимаемых с производителей мебели

5) рост тарифов на электроэнергию для производителей мебели

Ответ:

Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.

2) Один из критериев дифференциации социальных групп - доход.

3) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.

4) Социологи различают индивидуальную и коллективную мобильность.

5) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.

Ответ:

В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «Какое из направлений молодёжной политики государства Вы считаете наиболее важным?»

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Доля тех, кто отмечает важность обеспечения доступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике, в стране Z меньше, чем в стране Y.

2) Равные доли опрошенных в каждой стране считают необходимым проведение воспитательной работы.

3) В стране Z мнение о важности обеспечения доступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике менее популярно, чем мнение о важности проведения воспитательной работы.

4) В стране Y равные доли опрошенных отмечают в качестве наиболее важных направлений создание условий для самовыражения, самореализации молодёжи и проведение воспитательной работы с ней.

5) Доля тех, кто считает наиболее важным оказание социальной поддержки, в стране Z больше, чем в стране Y.

Ответ:

Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны.

2) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей.

3) Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами органов охраны порядка и безопасности.

4) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития.

5) Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.

Ответ:

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) свободное и добровольное участие граждан в выборах

5) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей

6) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов

Ответ:

Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) проведение собраний и митингов

2) обращение в государственные органы

3) уплата законно установленных налогов и сборов

4) защита Отечества

5) участие в управлении делами государства через своих представителей

Ответ:

Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Семейное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи.

2) Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим.

3) Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

4) Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором.

5) Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям.

Ответ:

Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Акционерное общество «Сладкое очарование» изготавливает кондитерские изделия. Найдите в приведённом списке черты отличия акционерного общества от других организационно-правовых форм предприятий. Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) разделение уставного капитала фирмы на равные части, каждая из которых оформлена ценной бумагой

2) обязательное заключение трудового договора с работниками

3) обязанность работников соблюдать трудовую дисциплину

4) распределение прибыли между работниками в соответствии с их трудовым участием

5) несение риска убытков в пределах стоимости принадлежащих участнику ценных бумаг

6) выплата собственникам дивидендов по итогам года

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является _________(А). Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами: _________(Б), эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что индивид в совместной с другими людьми _________(В) познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _________(Г).

Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется _________(Д) развиваться, расширять сферу своей деятельности и открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт _________(Е) за свой выбор».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:

Как в тексте обозначено влияние спада на циклическую безработицу? Какие отрасли экономики, по мнению автора, затрагивает сезонная безработица? (Укажите все отрасли, упомянутые в тексте.) Как автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы?


(К. Х. Брайер )


Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21-24.

В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…

Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Безработица не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

(К. Х. Брайер )

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Автор отмечает, что «даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица». Используя обществоведческие знания, объясните причину такого уровня безработицы среди данных категорий граждан. Назовите любые две меры для предотвращения дискриминации указанных автором категорий граждан, предусмотренные законодательством РФ.


Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21-24.

В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…

Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Безработица не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…

Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Безработица не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

(К. Х. Брайер )


Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

29.1 Философия: «Привилегия рыб, крыс и волков состоит в том, чтобы жить по закону спроса и предложения; законом же жизни человечества является справедливость». (Д. Рёскин)

29.2 Экономика: «Виды бизнеса различны, но бизнес как система остаётся одним и тем же независимо от его масштаба и структуры, товаров, технологий и рынков». (П. Дракер)

29.3 Социология, со­ци­аль­ная психология: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность». (В. В. Путин)

29.4 Политология: «Верховная власть достойна почитания лишь постольку, поскольку она является средством обеспечения человеческих прав». (А. Кюстин)

29.5 Правоведение: «Защита права есть обязанность перед обществом. Кто защищает свое право, тот защищает право вообще». (Р. Иеринг)

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.




1 / 8
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут. Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Ответ
МОРАЛЬ
Ответ:
2 Ответ А Б В Г Д Ответ
3 2 3 1 Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование высказать и аргументировать собственное мнение. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха
Бланк
КИМ Вариант Часть 1 Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Запишите слово, пропущенное в таблице. Факторы производства и факторные доходы Ответ ___________________________. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово словосочетание. Форма государства форма правления унитарное государство федерация,
республика .
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной культуре.
1) сложность используемых форм 2) стремление авторов к воплощению собственных идей развлекательный характер ярко выраженная коммерческая направленность духовный аристократизм 6) требование специальной подготовки для понимания. Найдите две характеристики, выпадающие из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Ответ
1 ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ Предпринимательство предпринимательские способности) Прибыль Рента
2
3

Единый государственный экзамен ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
2 / 8
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны) Общество является постоянно развивающейся динамической системой) Общественный прогресс характеризуется деградацией , возвратом к уже отжившим структурами отношениям) В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей) Социальные институты выполняют функцию социализации человека) Общество представляет собой закрытую систему, невзаимодействующую с внешней средой.
Ответ: ___________________________. Установите соответствие между характеристиками и видами (формами) деятельности к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ (ФОРМЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А) как правило, предполагает некоторую воображаемую обстановку
Б) направленность на достижение практически полезного результата
В) нацеленность прежде всего на приобретение новых знаний и умений
Г) процесс установления и развития контактов между людьми
Д) нацеленность прежде всего на обмен информацией) общение) труд) учение) игра
4
5 Вариант Студенты провели исследование мотивов учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом ниже списке применённые ими методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны) описание наблюдаемых явлений) выдвижение и обоснование гипотез) объяснение существующих взаимосвязей) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений) фиксация обобщений в виде законов) получение количественных данных об изучаемом объекте
Ответ: ___________________________. Выберите верные суждения об экономических системах и запишите цифры, под которыми они указаны) Частная собственность выступает основой командной (плановой) экономики) В условиях традиционной экономики основные вопросы экономики решаются центральными государственными органами) Основными субъектами рыночных отношений являются экономически независимые участники хозяйственной жизни) Стимулом деятельности предприятий в условиях рыночной системы является прибыль) К признакам рыночной экономики относят свободное ценообразование.
Ответ: ___________________________.
6
7

Единый государственный экзамен ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
3 / 8
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ Аналог на доходы физических лиц
Б) акцизы
В) транспортный налог
Г) государственная пошлина
Д) земельный налог) региональные) местные) федеральные
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Ответ Фирма Y – ателье по пошиву свадебных платьев. Найдите в приведённом списке примеры переменных издержек фирмы Y в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны) издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту) издержки на приобретение тканей, ниток, фурнитуры) издержки на выплату сдельной заработной платы работникам) арендная плата за помещение ателье) оплата потреблённой электроэнергии) страховые взносы
Ответ: ___________________________.
8
9 Вариант На рисунке отражено изменение предложения стульев на соответствующем рынке линия предложения S переместилась в новое положение –
S
1
. (P – цена Q – количество) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение Запишите цифры , под которыми они указаны.
1) увеличение стоимости материалов для обивки стульев) рост оплаты труда рабочих на предприятиях, производящих стулья) уменьшение стоимости материалов для каркаса стульев) уменьшение налогов, взимаемых с производителей мебели) рост тарифов на электроэнергию для производителей мебели
Ответ: ___________________________. Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии) Один из критериев дифференциации социальных групп – доход) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества) Социологи различают индивидуальную и коллективную мобильность) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.
Ответ: ___________________________.
10
11

Единый государственный экзамен ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
4 / 8
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается Входе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос Какое из направлений молодёжной политики государства Высчитаете наиболее важным Результаты опросов (вот числа отвечавших) приведены на диаграмме. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны) Доля тех, кто отмечает важность обеспечения доступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике, в стране меньше, чем в стране Y.
2) Равные доли опрошенных в каждой стране считают необходимым проведение воспитательной работы) В стране Z мнение о важности обеспечениядоступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике менее популярно, чем мнение о важности проведения воспитательной работы) В стране Y равные доли опрошенных отмечают в качестве наиболее важных направлений создание условий для самовыражения, самореализации молодёжии проведение воспитательной работы с ней) Доля тех, кто считает наиболее важным оказание социальной поддержки,
в стране Z больше, чем в стране Ответ ___________________________.
12 Вариант Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны) Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей) Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами органов охраны порядка и безопасности) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития) Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.
Ответ: ___________________________. Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВОПРОСЫ СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами
Б) федеральные фонды регионального развития
В) осуществление мер по борьбе с катастрофами
Г) судоустройство, прокуратура
Д) федеральная государственная собственность и управление ею) только федеральный центр) совместно федеральный центр и субъекты РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Ответ
13
14

Единый государственный экзамен ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
5 / 8
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается В демократическом государстве Z входе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Что из перечисленного осталось неизменным входе этой избирательной реформы Запишите соответствующие цифры) свободное и добровольное участие граждан в выборах) предоставление права голоса гражданам слет независимо от национальности, пола, профессиональной принадлежности, уровня образования, дохода) процедура тайного голосования) голосование по одномандатным округам) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
Ответ: ___________________________. Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ Запишите цифры, под которыми они указаны) проведение собраний и митингов) обращение в государственные органы) уплата законно установленных налогов и сборов) защита Отечества) участие в управлении делами государства через своих представителей
Ответ: ___________________________.
15
16 Вариант Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны) Семейное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи) Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим) Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором) Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям.
Ответ: ___________________________. Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РФ А) выговор
Б) предупреждение
В) увольнение по соответствующим основаниям
Г) замечание
Д) лишение свободы на определённый срок) наказания по Уголовному кодексу РФ) дисциплинарные взыскания по Трудовому кодексу РФ) административные наказания по Кодексу РФ об административных правонарушениях Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Ответ
17
18

Единый государственный экзамен ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
6 / 8
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается Акционерное общество Сладкое очарование изготавливает кондитерские изделия. Найдите в приведённом списке черты отличия акционерного общества от других организационно-правовых форм предприятий. Запишите цифры, под которыми они указаны) разделение уставного капитала фирмы на равные части, каждая из которых оформлена ценной бумагой) обязательное заключение трудового договора с работниками) обязанность работников соблюдать трудовую дисциплину) распределение прибыли между работниками в соответствии сих трудовым участием) несение риска убытков в пределах стоимости принадлежащих участнику ценных бумаг) выплата собственникам дивидендов по итогам года
Ответ: ___________________________. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является А. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами Б, эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано стем , что индивид в совместной с другими людьми В) познаёт и изменяет мири самого себя. Процесс этого познания входе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом Г. Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется Д) развиваться, расширять сферу своей деятельности и открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человеку которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт Е) за свой выбор. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков
20 Вариант
Cписок терминов
1) деятельность) интеллектуальные) обязанность) повседневные) ответственность) социализация) личность) стремление) общение
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова. А Б В ГДЕ Ответ Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Единый государственный экзамен ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
7 / 8
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается Часть 2 Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем
развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Прочитайте текст и выполните задания 21–24. В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиями не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (ив том объёме), на которую мог бы претендовать…
Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спроси не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто незанят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными фрикционными) безработными. Функциональная фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным , но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место. Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица. Безработица непросто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей веде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит к неменьшим проблемам усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.
(К.Х. Брайер)
Вариант_101 Как в тексте обозначено влияние спада на циклическую безработицу Какие отрасли экономики, по мнению автора, затрагивает сезонная безработица Укажите все отрасли, упомянутые в тексте) Как автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы?
Какой смысл автор вкладывает в понятие неполная занятость Предположите, почему некоторые работники соглашаются на состояние неполной занятости (выскажите два предположения).
Автор отмечает, что даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица. Используя обществоведческие знания , объясните причину такого уровня безработицы среди данных категорий граждан. Назовите любые две меры для предотвращения дискриминации указанных автором категорий граждан, предусмотренные законодательством РФ. Почему, по мнению автора, безработица вызывает состояние отчаяния, растерянности человека Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите два предположения о том, в чём проявляется мобилизующее воздействие безработного состояния на человека

22
23
24

Единый государственный экзамен ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
8 / 8
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие искусство Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения одно предложение, содержащее информацию о видах искусства, и одно предложение, раскрывающее сущность воспитательной функции искусства.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основные обязанности работодателя, закреплённые в Трудовом кодексе РФ.
В государстве Z была зарегистрирована новая политическая партия. Она имеет центральные органы управления и региональные отделения. Партия провозглашает своими базовыми принципами традиционализм, стабильность, порядок, а также приоритет интересов государства, нации, общества над интересами индивида. Политическая партия вовремя выборов набрала необходимое количество голосов и получила места в парламенте. Определите тип политической партии в зависимости от её идеологической принадлежности. Приведите факт, который позволил Вам сделать такой вывод. Назовите любые два других типа партий, выделяемых поданному критерию, и кратко охарактеризуйте один любой из них.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме Типы семей. Составьте план, в соответствии с которым Выбудете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
26
27
28 Вариант Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний
(29.1–29.5). Выберите одно из предложенных ниже высказываний , раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы. При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы, при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Философия Привилегия рыб, крыс и волков состоит в том, чтобы жить по закону спроса и предложения законом же жизни человечества является справедливость. (ДР скин) Экономика Виды бизнеса различны, но бизнес как система остаётся одними тем же независимо от его масштаба и структуры, товаров, технологий и рынков. (П. Дракер) Социология, социальная психология Нам нужны школы, которые непросто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность.
(В.В. Путин) Политология Верховная власть достойна почитания лишь постольку, поскольку она является средством обеспечения человеческих прав. (А. Кюстин) Правоведение Защита права есть обязанность перед обществом. Кто защищает свое право, тот защищает право вообще. (Р. Иеринг)
29
29.1
29.2
29.3
29.4
29.5