Дошкольное образование программа успех. Программа "успех"

Елена Матвейкина
Организация образовательной деятельности с младшими дошкольниками по программе «Успех»

С 2012 года педагоги детского сада «Ягодка» участвуют в экспериментальной деятельности по проблеме : «Организационно педагогические условия реализации основной примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех » » под руководством научного руководителя к. пед. наук заведующей кафедры дошкольного воспитания СИПКРО Карповой Ю. В.

Программа «Успех » соответствует федеральным государственным требованиям (ФГТ) в сфере дошкольного образования .

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий .

Образовательная работа в рамках данной программы осуществляется не на традиционных учебных занятиях, а в ходе организации детских видов деятельности . Значимость и интерес к данным видам деятельности обеспечиваются построением образовательного процесса на основе календаря праздников (событий) . Ведь события, в отличие от учебных занятий, можно с нетерпением ждать, готовиться к ним, проживать их вместе со своей семьей, сверстниками, воспитателями. Темы праздников понятны детям и вызывают у них положительное отношение, необходимое для возникновения соответствующей мотивации в образовательном процессе .

Авторы программы предлагают включить в календарь : события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка; явления нравственной жизни; вления окружающей природы; мир искусства и литературы; традиционные праздничные события семьи, общества и государства; наиболее важные профессии. Обозначая направленность календаря событий, авторы не ограничивают желаний и потребностей каждого учебного заведения и не просят соответствовать данной тематике. Каждое учреждение включает в свой годовой круг тем те праздники и мероприятия, которые считает наиболее приоритетными.

В процессе реализации образовательной программы «Успех » педагогами ДОУ были разработаны :

Календарно – тематические планы на весь годовой круг тем;

Планы – конспекты непосредственно образовательной деятельности на весь годовой круг тем;

Итоговые мероприятия на весь годовой круг тем;

Определены приоритеты организации предметно – развивающей среды с учетом ФГТ.

«Организация предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ»

Предметно – развивающая среда должна быть современна, функционального комфорта и обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности . Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и творческих способностей ребенка.

При построении среды мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и центров, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной, творческой, двигательной и познавательно-исследовательской). В соответствии с принципом индивидуального подхода в группе предусмотрены зоны для персональных выставок творческих работ детей. Предметная среда в группе предоставляет ребенку право выбора деятельности , возможность максимально активно проявлять себя.

1 слайд Цент познания «Хочу все знать»

Центр познания по праву может считаться самым красочным. Он собрал в себе множество аспектов образовательной и творческой деятельности детей . Здесь расположены макеты климатических зон и животные в них обитающие, календари природы, творческие работы детей с родителями из природного материала, творческие коллективные работы малышей, выполненные в группе.

Так же центр несет и декоративную функцию в нем расположена зона выставки детских работ.

2 слайд Центр экспериментальной деятельности «Почемучки»

Это настоящий исследовательский центр. Ребята имеют возможность исследовать различные материалы и явления. Плавучесть материалов, сыпучие свойства веществ, изменение цвета жидкости или таяние льда и снега все подвластно любознательным «Почемучкам» . Руками малышей в данном центре собирается подавляющее большинство материалов : песок, камушки, ракушки, семена различных плодов, бусинки, веточки и т. д. Что в дальнейшем используется в исследовательской деятельности .

3 слайд Центр музыкального искусства «Домисолька»

Музыкальное творчество это одно из любимых занятий ребят, цветные, блестящие музыкальные инструменты вызывают настоящий восторг. Но поскольку творческие возможности и умения малышей ограничены. Мы остановились на изготовлении различных шумовых инструментов (погремушек) .

4 слайд Центр безопасности «В гостях у дяди Степы»

Безопасность на улицах города и собственная безопасность ребенка одно из приоритетных направлений развития малышей. Конечно, на данный момент они знакомятся с самыми серьезными вещами в виде игры, но впоследствии приобретённые знания пригодятся им на всю жизнь. Дети с удовольствием изготовили для уголка безопасности светофор, и что характерно проявляют к нему очень бережное отношение.

5 слайд Центр игровой деятельности «Поваренок»

Уголок для маленьких мам, большинство ребят с интересом изготавливали игровой материал именно в это зону. Дети увлеченно лепили из соленого теста овощи и фрукты, пельмени и вареники, особый интерес вызвало приготовление десерта булочки, круасаны и шоколадные конфеты. При раскрашивании ребята знакомились с новой для них техникой раскрашивание губкой.

6 слайд Центр здоровья «Пилюлькин»

Уголок здоровья увлекательное место для ребят, они перевоплощаются в нестоящих врачей и оказывают друг другу и куклам квалифицированную медицинскую помощь. Использую различный инструмент и лекарственные средства. Таблетки из цветного мела, медицинские колбы раскрашенные руками малышей и т. д.

7 слайд Центр художественного творчества «Умелые ручки»

Наиболее продуктивный уголок группы. Дети рисуют, лепят, делают аппликации и различные подарки для мам, воспитателей и друг другу. Самые красивые работы попадают на групповую выставку и занимают достойное место в экспозиции группы.

8 слайд деятельность детей с материалами , изготовленными своими руками.

На данном слайде изображено использование рукотворных материалов в повседневной игровой деятельности . Малыши любят игрушки, сделанные своими руками, они ценят их больше чем магазинные и бережней к ним относятся. А главное такая игрушка способствует гармоничному развитию личности ребенка.

Любая игрушка или поделка изготовленная руками детей никуда не пропадает и не стоит на полке без дела. Все материала используются детьми в игре, при проведении непосредственно образовательной деятельности или в режимных момента. Конечно, такие игрушки не долговечны, но это и приводит к их постоянному обновлению.

Тематическая неделя «Всемирный день животных»

Тема недели, на которой было проведено итоговое интегрированное занятие, «всемирный день животных» . Цель этой недели : формировать первичные целостные представления о животных, среде их обитания.

На протяжении всей недели была проведена предварительная подготовка к итоговому мероприятию. Проводились беседы о том, какие бывают животные, рассматривали иллюстрации, читали стихи, рассказы и сказки про животных, играли в дидактические игры. Дети лепили животных из соленого теста, делали их из природного и бросового материалов, разучивали и слушали песни. Также с детьми были подготовлены ведерки для оформления их на итоговом мероприятии в нетрадиционной технике «декупаж» .

Итоговое мероприятие является обобщением деятельности за неделю .

В ходе интегрированного занятия (задачи которого расположены на слайде, ребята отгадывали загадки, играли, отправлялись в гости к сказочным героям, разучивали песни, танцевали, то есть находились в постоянном движении, что отображено в таблице формы организации совместной деятельности .

1 слайд : первым этапом мероприятия было знакомство ребят со сказочным персонажем Бабушкой-загадушкой. Она загадывала загадки про домашних животных, и ребята быстро находили ответ, показывая на обитателей скотного двора Бабушки-загадушки. Малышам было интересно, что персонаж не приходил к ним в сад, а общался с ними посредством видеосвязи.

2 слайд : Сюрпризный момент. Бабушка-загадушка прислала детям волшебный сундучок. Дети с любопытством открывали, а затем и играли в дидактическую игру, присланную Бабушкой-загадушкой. Играя в нее, дети рассматривали изображения животных , называли их и определяли, кто, чем питается.

3 слайд : В благодарность бабушке за игру, дети решили оформить ведерки красочными цветами и подарить их. Оформление ведерок производилось в нетрадиционной технике «декупаж» . Ребята с удовольствие выбирали салфетные цветы, находили им местонахождение на ведерке и с удовольствием пропитывали их клеем.

4 слайд : После динамической паузы «Лошадки» , дети, произнося волшебные слова, попали в сказку превратившись в козлят. Оказавшись около избушки, ребята вместе с мамой-козой разучивали песенку.

5 слайд : Козлята, оставшись дома одни, не послушали маму-козу и открыли дверь волку. Волк обманом увел козлят в лес. Чтобы вернуться домой, козлята приходят испытание «перепрыгни через овраг»

6 слайд : когда козлята вернулись к избушке, мама-коза еще раз напомнила им, что нельзя впускать в дом посторонних и незнакомых.

7слайд : в завершении мероприятия, ребята вернулись в группу детского сада и веселились под музыку из мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад»

В этом комплексе действий и заключается подготовка в проведении НОД в соответствии с новой образовательной программой «УСПЕХ » .

Целевой раздел ........................................................................

Пояснительная записка.............................................................

Планируемые результаты освоения Программы............................

Конкретизация требований к планируемым результатам

освоения Программы с учётом возрастных возможностей детей...

Особенности развития детей с ОВЗ...........................................

Описание образовательной деятельности с детьми младенческого

и раннего возраста.....................................................................

Описание образовательной деятельности с детьми дошкольного

возраста...................................................................................

Социально-коммуникативное развитие....................................

Познавательное развитие.......................................................

Речевое развитие...................................................................

Художественно-эстетическое развитие.....................................

Физическое развитие............................................................

Взаимодействие участников образовательных отношений..............

Описание вариативных форм, способов, методов и средств

реализации Программы.............................................................

Описание образовательной деятельности по профессиональной

коррекции нарушений...............................................................

Организационный раздел ..........................................................

Описание материально-технического обеспечения Программы,

обеспеченности методическими материалами и средствами обучения

и воспитания и особенности организации развивающей предметно-

пространственной среды............................................................

Примерный режим дняи организация образовательной

деятельности по реализации Программы......................................

Комплексно-тематический принцип построения

и реализации Программы...........................................................

Программы дошкольного образования, формируемой участниками

образовательных отношений ......................................................

Примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных

услуг по реализации Программы ................................................

Приложение. Возрастные особенности детей младенческого,

раннего и дошкольного возраста.................................................

Целевой раздел

Пояснительная записка

Главная цель образования - это образование ЧЕЛОВЕКА! Она не может быть решена силами одной образовательной программы, но при этом каждая образовательная программа (дошкольного, общего, высшего образования) должна внести свой вклад в достижение этой, имеющей непреходящую ценность, цели.

Программа направлена на решение задач:

Формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности;

Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека;

Равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса;

Равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Формирования социокультурной среды дошкольного детства, объединяющей семью, в которой ребёнок приобретает свой главный опыт жизни и деятельности, и все институты внесемейного образования в целях разностороннего и полноценного развития детей;

Развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;

Преемственности дошкольного и начального уровней общего образования.

Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах: культурно-историческом, деятельностном, личностном, аксиологическом, культурологическом, андрагогическом, системном и др.

Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития ребёнка; организацию образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и детей и др.). Он также предполагает определение целей Программы и путей их достижения с учётом современной социокультурной среды, в том числе особенностей российского общества и основных тенденций его развития. Ребёнок развивается в многонациональном, поликультурном, социально дифференцированном мире, бросающем обществу, государству и каждому человеку национальный, демографический, гендерный, технологический и другие вызовы. От ребёнка требуются такие человеческие качества, как инициативность, ответственность, способность находить нестандартные и принимать правильные решения, действовать в команде и др.

Центральной категорией деятельностного подхода является категория деятельности, предполагающая активное взаимодействие ребёнка с окружающей его действительностью, направленное на её познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей. Преобразуя действительность на доступном для него уровне, ребёнок проявляется как субъект не только определённой деятельности, но и собственного развития.

Любая человеческая деятельность включает в себя ряд структурных компонентов: мотив, цель, действия, продукт, результат. Выпадение хотя бы одного из них размывает понятие деятельности. Поэтому образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы каждый ребёнок не просто осуществлял видимую, операциональную сторону деятельности, но был при этом активно-положительно мотивирован на достижение цели, добивался ожидаемого результата. Только в этом случае можно вести речь о реализации деятельностного подхода. Любая ценная, с точки зрения взрослого человека, деятельность не будет иметь развивающий эффект, если она не имеет для ребёнка личностного смысла.

Личностный подход в широком значении предполагает отношение к каждому ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть.

Практические выходы личностного подхода:

Приоритетное формирование базиса личности ребёнка;

Мотивация всего образовательного процесса: ребёнок не сундучок, в который можно переложить имеющиеся у взрослого знания и опыт. Он усваивает образовательный материал только тогда, когда тот для него из объективного (существующего независимо от человека) становится субъективным (личностно значимым);

Утверждение в образовательном процессе субъект-субъектных (партнёрских) отношений между взрослыми и детьми.

Аксиологический подход предполагает ценностную ориентацию всего образовательного процесса. Помимо общечеловеческих ценностей (добро, красота, справедливость, ответственность и др.), в Программе большое внимание уделяется формированию у детей чувства принадлежности в первую очередь к своей семье, ближайшему социуму (например, друзьям по дому, двору, группе), своей стране. Ведь когда за спиной семья, друзья, Россия - ты не одинок!

Культурологический подход ориентирует образование на формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей. В андрагогической образовательной парадигме сам ребёнок понимается как высшая ценность процесса образования. Общенаучный системный подход позволяет рассматривать Программу как систему, в которой все элементы взаимосвязаны. Один из главных признаков этой системы - её открытость. Программа не догма, а документ рамочного характера, в котором «возможны варианты» - изменения, дополнения, замены.

Очевидно, что все вышеназванные подходы взаимосвязаны, их объёмы в значительной степени пересекаются, не совпадая полностью.

Программа основывается также на универсальных ценностях, зафиксированных в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции ООН о правах ребёнка, в которых установлено право каждого ребёнка на качественное образование, на развитие личности, на раскрытие индивидуальных способностей и дарований; образовательная деятельность ДОО должна строиться на уважении к личности ребёнка, к родителям как первым воспитателям и к укладу семьи как первичного места социализации ребёнка.

Одним из главных принципов реализации Программы является адекватность возрасту . В соответствии с указанным принципом ведущими видами деятельности детей являются: в младенческом возрасте - непосредственное эмоциональное общение, в раннем - предметная деятельность, в дошкольном - игра.

Самостоятельными, самоценными и универсальными видами деятельности являются также чтение (слушание) художественной литературы, восприятие произведений музыкального и изобразительного искусства, общение, продуктивная, музыкально-художественная, по- знавательно-исследовательская деятельности, элементарный труд. Формами реализации Программы, адекватными возрасту детей, могут быть: в младенческом и раннем возрасте - совместные со взрослым игры и игровые действия, в дошкольном - экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды деятельности детей не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. Содержание Программы в полном объёме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования - альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. Основные задачи дошкольного образования каждой образовательной области могут и должны решаться и в ходе реализации других областей Программы. Предлагаемое деление на образовательные области является условным и вызвано удобством в организации материала, необходимостью его систематического изложения.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:

Социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

«проживание» ребёнком содержания Программы во всех видах детской деятельности;

Поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течение всего периода освоения Программы;

Технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику - проведение праздника, подготовка к следующему празднику - проведение следующего праздника и т. д.);

Многообразие форм подготовки и проведения праздников;

Возможность реализации принципа построения программы по спирали, или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребёнком при подготовке и проведении праздников);

Выполнение функции сплочения общественного и семейного образования;

Основу для разработки части Программы, формируемой участниками образовательного процесса, так как примерный календарь праздников может быть изменён, уточнён и (или) дополнен содержанием, отражающим специфику социально-экономических, национально-куль- турных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс в конкретной ДОО (группе).

Праздники как структурные единицы примерного календаря праздников могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса событиями . Темой при реализации Программы могут стать также:

Вопросы, которые задают дети,

Проблемы, возникшие в процессе жизнедеятельности группы,

Предметы, заинтересовавшие ребёнка, и др.

Принцип проблемного образования предполагает решение задачи, поиск ответа на вопрос или разрешение спора, характеризующиеся преодолением детьми определённых трудностей. Важно, чтобы проблема имела практическое значение для ребёнка - важное в его жизни и деятельности. Решая проблемы, ребёнок усваивает один из главных жизненных и образовательных уроков: окружающий мир не просто разный, он многообразный и меняющийся, в нём всё не по шаблону.

Принцип ситуативности направлен на учёт интересов и потребностей детей при осуществлении образовательного процесса, он предполагает возможность использования педагогами реальной ситуации или конкретных, сложившихся на данный момент условий осуществления образовательного процесса для наиболее эффективного решения задач психолого-педагогической работы. Например, аксиологическая направленность Программы невозможна без реализации принципа ситуативности. Ведь ценностная ориентация формируется у ребёнка не на специальных занятиях и не путём морализаторства. Главная педагогическая стратегия - не пропускать ни одной ситуации в образовательном процессе, в режиме реального времени.

Структура Программы представлена тремя основными разделами и двумя дополнительными.

В первый - целевой - включены пояснительная записка, раскрывающая цели и задачи Программы, принципы и подходы её формирования,

а также значимые для разработки Программы характеристики, а именно характеристика структуры Программы и некоторые основные понятия. Характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста оформлены Приложением к Программе. Они описывают развитие здорового ребёнка в условиях социальной среды, приближающихся к идеальным. В реальности по тем или иным параметрам развитие конкретного ребёнка будет отклоняться - опережать или отставать - от описания, данного в Программе. Реальная педагогическая работа должна принимать во внимание эти различия, гибко подстраиваться под них и проходить в «зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский).

В содержательном разделе представлены:

Описание образовательной деятельности с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста, в том числе в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях;

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;

Описание характера взаимодействия участников образовательного процесса в системах взрослый - ребёнок, ребёнок - ребёнок, взрослый (педагог) - взрослый (родитель), отражены пути и способы поддержки детской инициативы;

Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений, в том числе показаны пути адаптации Программы, раскрыты особенности работы с разными категориями детей с ОВЗ.

Принципиальным моментом в описании образовательной деятельности является то, что оно формулируется не на привычном для отечественных педагогов языке с использованием таких понятий, как «формировать», «совершенствовать», «развивать», «учить» и т. д. Решение большинства задач ФГОС ДО осуществляется благодаря созданию педагогами необходимых условий, что и отражено стилистикой данной части Программы. Педагоги создают условия (образовательные ситуации, предметно-развивающую среду):

С одной стороны, для развития первичных представлений ребёнка о себе, других людях, окружающем мире;

С другой стороны, для приобретения ребёнком опыта деятельности и поведения, в том числе и опыта применения, использования развивающихся представлений.

В организационном разделе в соответствии с возрастом детей, наличием у них специальных образовательных потребностей описываются материально-технические условия, принципы построения развивающей предметно-пространственной среды, методические материалы и средства обучения, необходимые для реализации Программы.

В этот же раздел включены также апробированные в практике работы ДОО и согласованные с соответствующими территориальными органами Роспотребнадзора примерные режимы дня детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, а также примерное недельное распределение форм реализации Программы в младенческом и раннем возрасте, технологические карты реализации содержания Программы (на неделю) с детьми дошкольного возраста.

В соответствии с действующими СанПиН различаются непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, и самостоятельная деятельность детей. Важнейшей отличительной особенностью Программы, которая является принципиальной и на которую следует обратить особое внимание, является то, что игра отнесена в ней не только к образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Впервые игровая деятельность как ведущая деятельность возраста наравне с другими детскими деятельностями включается в объём и содержание понятия «непосредственно образовательная деятельность», которой в режиме дня традиционно отводится самое продуктивное время - первая половина дня (после завтрака) как период наибольшей активности дошкольников.

Составная часть организационного раздела Программы посвящена раскрытию комплексно-тематического принципа её построения и реализации, т. е. примерному календарю праздников, где даются рекомендации по его использованию. Примерный календарь праздников является основой тематического планирования образовательной деятельности ДОО (группы), разрабатывающей основную образовательную программу дошкольного образования с учётом Программы «Успех».

Два последних раздела Программы содержат рекомендации по разработке части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, а также примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Программы.

Название Программы - «Успех» - отражает основную миссию всей системы непрерывного образования Российской Федерации - формирование успешных граждан.

У спешность маленьких россиян - это результат их полноценного, гармоничного развития по направлениям:

С оциально-коммуникативное развитие;

П ознавательно-речевое развитие; Е динство физического развития и воспитания культуры здоровья; Х удожественно-эстетическое развитие.

Успех - это не только результат освоения образовательных программ, но и главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство. Успех - признание окружающих, одобрение достижений и, наконец, доброе пожелание друг другу.

Планируемые результаты освоения Программы

В соответствии с ФГОС ДО требования к планируемым результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования устанавливаются в виде целевых ориентиров «на выходе» из раннего

и дошкольного возраста, которые должны быть конкретизированы в целевом разделе указанной программы с учётом возрастных возможностей

и индивидуальных различий детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

В примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Успех» осуществлена конкретизация планируемых результатов освоения Программы с учётом возрастных возможностей детей, раскрыты особенности освоения Программы детьми с ОВЗ с учётом характеристик их психофизического развития и специальных образовательных потребностей.

Конкретизация планируемых результатов с учётом индивидуальных особенностей детей может быть осуществлена только дошкольной образовательной организацией (группой), владеющей всей полнотой информации о своих воспитанниках.

Конкретизация требований к планируемым результатам освоения Программы

с учётом возрастных возможностей детей

Ребёнок хорошо ползает, свободно встаёт, придерживаясь за опору, ходит без поддержки и помощи взрослого в разных направлениях.

Появляются первые слова. Совершенствуется понимание речи. Усложняется характер общения ребёнка с окружающими его взрослыми: появляются сложные эмоциональные переживания - жалость, ревность и т. д. В этот период проявляются формы положительного общения с другими детьми: играют рядом, делятся игрушкой.

По показу и слову взрослого ребёнок выполняет действия, которые становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер (открыть, закрыть, снять и т. д.). Проявляет настойчивость в действиях, стремится к достижению цели, пытается воспроизвести известные ему действия. Отличает предметы ближайшего окружения, узнаёт себя в зеркале, а на фотографии - маму, папу.

Ребёнок освоил в целом все виды основных движений.

Он ещё не может обойтись без помощи взрослого, но уже гораздо самостоятельнее младенца; у него возникают собственные желания, стремление их выразить, сделать понятными для взрослого.

Ребёнок начинает понимать речь взрослого, расширяется его активный словарь (до 200-300 слов). В речи ребёнка появляются формы множественного числа и ряда падежей существительных, глаголы повелительного наклонения, прошедшего и будущего времени. Ребёнок правильно произносит наиболее лёгкие согласные звуки. Речь начинает выполнять свою основную функцию - служить для общения с окружающими, в первую очередь со взрослыми.

Малыш выполняет отобразительные действия, которые переходят

в сюжетные игры: воспроизводит то, что увидел сам, приглядываясь к действиям старших детей и взрослых, копируя движения воспитателя. Играя, ребёнок использует предметы-заместители, воображаемые предметы. У него возникают зачатки наглядно-действенного мышления.

Действует с предметами домашнего обихода в соответствии с их назначением. Способен пользоваться некоторыми бытовыми предметами

в качестве орудий. Совершенствуется восприятие ребёнком предметов и их свойств (форма, величина, цвет и др.). Ребёнок узнаёт знакомые предметы независимо от их величины, окраски и расположения. Стремится приспосабливать свои действия к воспринимаемым свойствам предметов, к их форме, величине, положению в пространстве.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку, художественное слово. Подпевает отдельные слоги, повторяет интонации. Способен соотносить движения с музыкой, проявляет элементарную ритмичность.

Усваивает некоторые правила поведения, подчиняется требованиям взрослого и выполняет его поручения, по собственной инициативе обращается к взрослому.

Проявляет интерес к сверстникам, к их деятельности, подражает ей, стремится играть рядом, делает попытки включиться в игровые действия других детей.

3 года1

Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

Владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого.

Интеллектуальные задачи решает с использованием как наглядно-образных, так и элементарных словесно-логических средств. При решении личностных задач может самостоятельно ставить цели и достигать их.

Физическая культура

Настойчиво проявляет элементы творчества при выполнении физических упражнений и игр, осуществляет активное использование двигательного опыта и навыков ЗОЖ в новых обстоятельствах.

Социализация

В играх и повседневной жизни вступает в различного рода социальные взаимодействия, устанавливает конструктивные ролевые и реальные социальные взаимоотношения со взрослыми и детьми. Может организовать совместную с другими детьми игру, договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты («Мы будем играть не в «Шоферов» как вчера, а в «Шоферов-дальнобойщиков»). Объединяет некоторые сюжетные линии в игре, расширяет состав ролей (например, «А давай, у мамы будет еще одна дочка - Катя. Она будет учиться в школе»). Умеет комбинировать тематические сюжеты в один сюжет (например, в «Город», приехал «Цирк» и др.). Может согласовывать собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей, договариваться, обсуждать и планировать действия всех играющих. Умеет выполнять разные роли. Согласовывает свои действия с действиями партнеров по игре, помогает им при необходимости, справедливо разрешает споры. Самостоятельно создает при необходимости некоторые недостающие для игры предметы (например, деньги, чеки, ценники, кошельки, «пластиковые карты» и др. для игры в «Супермаркет»). В режиссерских и театрализованных играх умеет самостоятельно выбирать сказку, рассказ и др. в качестве содержания игры, подбирать и изготавливать необходимые атрибуты, декорации, распределять роли. Передавать игровой образ, используя разнообразные средства выразительности. С удовольствием выступает перед детьми, воспитателями, родителями.

Труд

Умеет планировать свою и общую (коллективную) работу. Отбирает более эффективные способы действий.

Чтение художественной литературы

В поведении стремится подражать положительным героям прочитанных книг. Создает ролевые игры по сюжетам известных произведений, вносит в них собственные дополнения. Способен решать творческие задачи: сочинить небольшое стихотворение, сказку, рассказ, загадку, употребляя соответствующие художественные приемы (характерные для сказок названия героев, сравнения, эпитеты). Проектируют другие виды детской деятельности (продуктивной деятельности, самообслуживании, общении со взрослым) в соответствии с содержанием прочитанного. Сравнивает одинаковые темы, сюжеты в разных произведениях. Обладает навыками несложных обобщений и выводов. Устанавливает связи в содержании прочитанного. Соотносит содержание прочитанного с личным опытом.

Коммуникация

Решает интеллектуальные и личностные проблемы посредством использования освоенных речевых форм. Рассказывает о собственном замысле, используя описательный рассказ о предполагаемом результате деятельности (я хочу нарисовать корабль, на котором будут две высокие мачты с разноцветными флагами, большая палуба с бассейном…), о собственном способе решения проблемы, используя форму повествовательного рассказа о последовательности выполнения действия. Владеет элементарными формами речи рассуждения и использует их для планирования деятельности, доказательства, объяснения. Отгадывает описательные и метафорические загадки, доказывая правильность отгадки (эта загадка о зайце, потому что…). Планирует игровую деятельность, рассуждая о последовательности развертывания сюжета и организации игровой обстановки. Объясняет сверстникам правила новой настольно-печатной игры.

Познание

Создает (совместно с другими детьми) творческие проекты. Строит и применяет наглядные модели с целью ориентировки в различных ситуациях. Передает основные отношения между элементами проблемной ситуации с помощью наглядной модели. Прослеживает состояние одного и того же объекта в зависимости от стадии изменения. Устанавливает причинные зависимости. Классифицирует предметы по разным основаниям. Выявляет и анализируют такие отношения, как начало процесса, середина и окончание в ходе наблюдения за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением. Использует графические образы для фиксирования результатов исследования и экспериментирования. Может строить предвосхищающие образы наблюдаемых процессов и явлений. Увеличивается детализация и оригинальность образов воображения. Способен в образном плане преобразовывать противоречивые и проблемные ситуации. Изображает варианты различных конструкций одного и того же объекта, систематически меняя какой-либо из параметров условий с последующей постройкой. Решает задачи на упорядочивание объектов по каким-либо двум основаниям (например, по высоте, и по форме), на сравнение групп объектов по разным основаниям, объединение объектов в общую группу и выделение в группе объектов подгруппы. Сравнивает расположение групп объектов на плоскости с соответствующими словесными обозначениями и расположение отдельных объектов в пространстве. Сформировано представление об осевой и центральной симметрии в расположении объектов.

Музыка

Делает первые попытки элементарного сочинительства музыки. Включает музыку в жизнедеятельность. Способен комбинировать и создавать элементарные собственные фрагменты мелодий и танцев. Проявляет самостоятельность в создании музыкальных образов-импровизаций.

Художественное творчество

Способен в процессе создания изображения целенаправленно сле-довать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который те-перь становится опережающим, до получения результата.

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Дыхание: теория и практика

Теория

Важно понимать, что естественное дыхание человека это спокойное, размеренное и глубокое дыхание животом. Однако под давлением современного скоростного ритма жизни человек ускоряется так, что становится в буквальном смысле «не продохнуть». Иными словами, человек начинает дышать часто и поверхностно, словно задыхаясь, и при этом задействовать грудную клетку. Такое грудное дыхание является признаком тревоги и часто приводит к синдрому гипервен гиляции, когда кровь перенасыщается кислородом, что выражается в противоположном ощущении: вам кажется, что не хватает кислорода, от чего вы начинаете дышать ещё более интенсивно, тем самым попадая в порочный круг тревожного дыхания.

Релаксация: теория и практика

Теория

Частые, длительные, интенсивные эмоциональные переживания не могут не сказываться на нашем физическом самочувствии. Та же тревога всегда проявляется в виде мышечного напряжения, которое, в свою очередь, подаёт мозгу сигнал о том, что пора тревожиться. Этот порочный круг возникает из-за того, что психика и тело неразрывно связаны. Будучи «воспитанными» и «культурными» людьми, мы подавляем, а не проявляем (не выражаем, не высказываем) эмоции, в силу чего возникающее мышечное напряжение не расходуется, а накапливается, что ведёт к мышечным зажимам, спазмам и симптомам вегетососудистой дистонии. Расслабить напряжённые мышцы, как ни парадоксально, можно посредством короткого, но достаточно интенсивного напряжения, способствующего более качественному расслаблению мышц, в чём и состоит суть нервно-мышечной релаксации.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 68

« Василек».

Анализ общеобразовательной программы дошкольного образования « Успех».

Шарафутдинова Алмазия Шайхенуровна,

Воспитатель.

Набережные Челны, 2012

Программа « Успех».

Название Программы - « Успех » - отражает основную миссию всей системы непрерывного образования Российской Федерации- формирование успешных граждан.

Успешность маленьких россиян- это результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования по направлениям:

социально -личностное развитие;

познавательно -речевое развитие;

единство физического развития и воспитания культуры здоровья;

художественно-эстетическое развитие.

Успех- это не только результат освоения образовательных программ, но и главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, обществ и государство.

Программа « Успех» - это образовательная программа нового поколения. В центре программы — ребенок начала 21 века. Он не хуже и не лучше, чем например, ребенок 90- х годов 20 века. Он просто другой. И программа учитывает ту социальную ситуацию, в которой происходит развитие современных детей.

В создание программы приняли участие ведущие научные и образовательные учреждения: Институт стратегических исследований в образовании; Федеральный институт образования; НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН; Московский педагогический государственный университет; Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена; Московский городской психолого- педагогический университет; Челябинский государственный педагогический университет; Нижегородская архитектурно- строительная академия. В авторский коллектив также вошли авторы востребованных вариативных образовательных программ « Радуга», « Развитие», « Детство», « Из детство- в отрочество».

В программе « Успех » впервые учитываются особенности гендерного воспитания, основной целью которого является овладение способами общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола, а также формирование собственной гендерной идентичности (осознание себя в качестве представителя определенного пола).

Программа полностью меняет характер взаимоотношения между педагогом и воспитанниками. Они - партнеры по интересным, занимательным делам. И хотя это партнерство не предполагает установления полного равноправия(взрослый все-таки остается более опытным и мудрым «партнером»), оно исключает манипулирование ребенком, потому что ребенок- это не объект упраления, а

равноценный, развивающий человек.

Образовательная работа осуществляется не на традиционных учебных занятиях, которые часто не слишком интересны ребенку дошкольного возраста, а в ходе организации детских видов деятельности. Значимость и интерес к данным видам деятельности обеспечиваются построением образовательного процесса на основе календаря праздников(событий). Ведь события, в отличие учебных занятий, можно с нетерпением ждать, готовиться к ним, проживать их вместе со своей семьей, сверстниками, воспитателями. Темы праздников понятны детям и вызывают у них положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения соответствующей мотивации в образовательном процессе. Авторы программы предлагают включить в календарь:

* события, формирующую чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитников отечества).

*явления нравственной жизни (Дни « спасибо», «доброты», «друзей»).

*явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц).

*мир искусства и литературы (Дни воспитателя, врача, почтальона).

*традиционные праздничные события семьи, общества и государства(Новый год, день матери).

Игры в программе « Успех» отводится самое продуктивное время в первой половине дня, потому что игра(сюжетная, с правилами) — ведущая деятельность дошкольного возраста. При этом программа в полном объеме обеспечивает формирование предпосылок будущей учебной деятельности, решение таких сложных задач, как формирование целостной картины мира, кругозора современных дошкольников.

Программа построена таким образом,чтобы педагог имел возможность в ходе повседневной образовательной работы учитывать индивидуальные особенности и темпе индивидуального развития детей.

Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

  1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
  2. Любознательный, активный.
  3. Эмоционально отзывчивый.
  4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и детьми.
  5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
  1. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи(проблемы), адекватные возрасту.
  2. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
  3. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  4. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

И, наконец, самое главное. Программа направлена на то, чтобы каждый ребенок в детском саду чувствовал себя успешным. Успех - это и признание окружающих, и одобрение достижений. Но успех не появляется из неоткуда по мановению волшебной палочки. Успех - это и результат правильно организованного, полноценного развития детей.