Дополнительная образовательная программа «Информатика для малышей. Информатика в начальной школе

«ИНФОРМАТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

В рамках внеурочной деятельности в 1-ых классах

(2011-2012 уч.год)

Обучение информатике в начальной школе - это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования.

В младшем школьном возрасте дети легче усваивают основные понятия информатики и получают практические навыки работы на компьютере. Новые информационные технологии в сочетании с традиционными средствами способствуют развитию ребенка как творческой личности.

Программа модуля «Информатика для малышей» составлена мною на основе авторской программы С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1 – 4-ых классов. Программа этого модуля даёт возможность создать базу для изучения информатики на более высоком уровне, способствует формированию «информационной грамотности». Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

На занятиях применяю цифровые образовательные ресурсы:

- «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия, 1-2 год обучения с пакетом педагогических программных средств «Страна «Фантазия»;

Рабочие тетради «Информатика в играх и задачах» под редакцией А.В.Горячева.

Программа рассчитана на 1 год обучения детей 7- 8 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1часу, всего– 34 часа.

В первую неделю сентября был проведён свободный набор в группу, состав – постоянный (в группах 12 – 14 человек). Программа предполагает использование компьютеров, чему способствует имеющийся в начальной школе компьютерный класс.

Целью данной программы я ставлю: формирование мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности ребенка к использованию новых информационных технологий в своей деятельности.

Достижение целей обеспечивается решением следующих основных задач :

1. дать детям первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;

2. познакомить с основными свойствами информации, развивать умения и навыки работы с информацией;

3. развивать познавательные процессы у детей;

4. формировать грамотное и безопасное общение с компьютером.

В работе придерживаюсь следующей структуры проведения занятий:

1 этап : вводная часть – разминка в виде эвристической беседы по теме (3-5 мин);

2 этап : работа с теоретическим материалом с использованием электронной презентации к занятию (6-8 мин);

3 этап : выполнение физкультурной минутки (1-2 мин);

4 этап : работа учащихся в тетрадях, освоение запланированных действий с (8-10мин);

5 этап: выполнение комплекса упражнений гимнастики для глаз и кистей рук (1-2 мин);

6 этап: получение и закрепление практических навыков работы на

компьютере (8-10 мин);

7 этап: устное подведение итогов по пройденной теме (3-5 мин).

Большое внимание уделяется правилам техники безопасности и правилам поведения в компьютерном классе, с которыми знакомимся с первого урока.

Мною подобраны стихи по всем основным темам практических занятий, их использую при изучении нового материала или повторении, что «подогревает» интерес детей, облегчает понимание. Например:

Тема «Первый раз в компьютерном классе»:

Чтоб с компьютером дружить, надо правила учить: не шуметь и не ходить, только тихо говорить, руки чистыми держать, сухо-сухо вытирать, никогда без разрешенья кнопки в нём не нажимать!

Тема « Компьютер и его основные устройства»:

Чтобы мышкой управлять, надо шарик покатать, надо пальчиком по парте осторожно постучать! Приручу я эту мышку, научусь её катать! Для меня любую папку она будет открывать и, какую пожелаю, там программу запускать!

Во второй четверти пять занятий было отведено работе в программе Графический редактор Pаint. Программа нацелена на развитие креативных способностей и воображения.

Работать в этой программе детям особенно нравится, т.к. дети по своей природе любят рисовать, и тут им предоставляется возможность создать рисунки во всём своём многообразии, используя инструменты данной программы. На первом занятии знакомлю их с тем, как работать в этой программе, а потом дети пробуют на практике. Сначала учатся создавать геометрические фигуры и делать заливку цветом, затем создают простые рисунки из геометрических фигур, позднее пробую усложнять задания - в ыполнение творческого задания по теме: «Создание рисунка группы предметов с общим признаком».

В основе изучения информатики лежит опора на личный опыт школьника, на его врожденное и ранее полученное умение видеть, слышать, ощущать, понимать, говорить, рисовать, - т. е. воспринимать, хранить, преобразовывать и передавать информацию.

Поэтому работу с информацией мы начали в первом полугодии и продолжаем во втором полугодии, т.е. сейчас.

Информационные объекты - это тексты, рисунки, схемы, таблицы, фотографии, карты, числовые данные.

Задача учителя на занятиях по информатике - назвать все эти вещи своими именами. Например, когда мы пишем и рисуем, это означает, что мы представляем информацию на некотором носителе.

Умение работать с информацией на интуитивном уровне - это природный дар, присущий каждому человеку.

Другая важная сторона нашей жизни - умение осознанно работать с информацией :

целенаправленно осуществлять ее поиск,

представление (запись) на носителе,

хранение,

преобразование,

передача.

Важным является и умение использовать полученную информацию, чтобы осознанно управлять собой - своей жизнью, учебной и производственной деятельностью.

Главная цель на практических занятиях – это научить детей внимательно слушать (читать) задание и самостоятельно выполнять его.

Они должны понимать, что компьютер не может понять и исправить им ошибки, они должны научиться делать это сами.

Обо всём этом дети получают пока общие сведения , а более подробное знакомство им предстоит в следующих классах.

Литература:

1. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие по информатике для учителей 1 классов общеобразовательных школ. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009.

2. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга учителя. СПб.: БХВ-Петербург, 2007

3. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. - Лаборатория знаний, 2007.

4. Информационные технологии на уроках в начальной школе / сост. О.В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2009

5. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические

Разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр

Для младших школьников.. – М.: «ВАКО», 2008.


На сегодняшний день роль информатики как науки очень сильно возросла, поэтому современные родители должны понимать, что при подготовке ребенка к школе они должны уделять этому предмету больше значения, чем это было в годы их собственной учебы. А программа «Информатика для дошкольников» отлично им в этом поможет. Целью приложения является знакомство ребенка с основными понятиями, используемыми в информатике, посредством увлекательных игр. Малыш выучит счет, научится сравнивать числа, познакомится с логикой, комбинаторикой и алгоритмами.

Подготавливая ребенка к школе, родители обычно учат его читать, писать и считать. Более прогрессивные прививают детям азы иностранных языков. Что же касается основ информатики, то ею, к сожалению, с дошкольниками занимаются гораздо реже.

Происходит это по разным причинам. Одни считают, что эта наука не предназначена для дошкольников. А это в корне неверно, так как при грамотном подходе к этому вопросу ребенок усваивает необходимую информацию комплексно, изучая основы счета, развивая пространственное мышление, логику и многие другие навыки. Другие же родители вообще имеют смутное понятие об информатике как о науке. Частенько бывает и так, что их дети общаются с компьютером гораздо увереннее, чем они сами.

Приложение — эффективная обучающая программа, с помощью которой ребенок будет постигать азы этой важной науки с помощью набора мини-игр.

«Информатика для дошкольников» является одним из множества образовательных продуктов от компании Marco Polo Group , специализирующейся на разработке обучающих игровых приложений, интерактивных пособий, репетиторов и тому подобных полезных программ.

Структура учебного курса в рассматриваемой программе состоит из нескольких разделов, содержащих описание конкретного изучаемого материала, нескольких обучающих мини-игр по его теме и заданий, с помощью которых маленький ученик может проверить свои знания.

Интерфейс приложения разделен на две части. С левой стороны показано схематическое изображение курса, с помощью которого можно быстро переключаться между разделами и отдельными элементами. Справа находится основная часть рабочей области, в которой, собственно, и проводится обучение.

Курс разделен на несколько довольно крупных разделов, каждый из которых посвящен какому-то понятию. В принципе уроки можно произвольно запускать в любом порядке. Но лучше, конечно, проходить весь курс целиком, так как каждый последующий раздел развивает знания, полученные благодаря предыдущему.

На первой стадии обучения ребенок знакомится с цифрами и счетом, так что, как видите, начало курса практически не выбивается от обычной дошкольной подготовки, поскольку основы счета дети перед школой учат в любом случае.

Игры, используемые в процессе обучения, вначале довольно просты, но постепенно все больше и больше усложняются в соответствии с расширением объема усваиваемого материала.

Если взять для примера первый раздел, то в самой первой игре ребенок должен нажимать на цифры, название которых произносит программа. Эти цифры исчезают, постепенно открывая забавную картинку.

Затем задания становятся все более сложными. Ребенок будет считать предметы, указывать последовательность чисел и освоит знаки равенства. Может быть, кому-то это покажется слишком сложным, но на практике все это выглядит весело и привлекательно.

Например, ребенок указывает последовательность цифр, выбирая пронумерованные цветы, чтобы помочь пчелке собрать мед. Или решает несложные примеры, чтобы запустить космический корабль.

Игр очень много, и самым сложным этапом работы над этим обзором был выбор иллюстраций, поскольку игры очень красивые и показать хочется буквально все, что, к сожалению, невозможно.

На втором этапе обучения дети знакомятся с понятием свойств предметов. В играх этого раздела ребенок учится выбирать группы предметов по отдельным признакам — цвету, форме, размеру, качествам, назначению и так далее. Он учится анализировать информацию, отыскивая у предметов сходства и различия.

Игры подобраны таким образом, что одновременно с навыками анализа осваиваются и другие полезные качества. Например, игра «Они разные!» знакомит малышей с омонимами. Ребенок узнает, что словами «Ключ», «Кисть», «Замок», «Молния» и другими могут называться совершенно разные предметы. Как у Агнии Барто: «Мы и родник зовем ключом (ключ от дверей тут ни при чем!)…»

Раздел «Описание предметов» развивает предыдущую тему и в числе прочего знакомит маленького ученика с понятием симметрии.

Игры здесь тоже соответствующие. Игроку предстоит дорисовывать картинки и выбирать симметричные рисунки из общей кучи.

Очередной этап посвящен сравнению предметов. Нужно сортировать похожие предметы по различным признакам. Например, выложить в ряд несколько карандашей по степени изношенности или деревья по убыванию высоты. Очень интересны и полезны задачки по отбору одинаковых предметов из числа нескольких, отличающихся незначительными деталями.

Тема «Объекты» посвящена свойствам разных предметов и знакомит ученика с понятием подгрупп. Например, животные делятся на диких и домашних, среди которых, в свою очередь, встречаются дикие и травоядные.

Среди заданий преобладают те, в которых ребенок отбирает предметы или их названия по какому-то одному признаку.

Попадаются задания, в которых игрок должен сам выбрать предмет, по какому-то признаку отличающийся от других. Хотя здесь не все гладко. Среди заданий этого типа встречаются такие, у которых может быть несколько различных вариантов правильных ответов, но программа принимает только один. Взгляните на следующую иллюстрацию.

Каждый из представленных предметов имеет признак, отличающий его от трех других. Например, свекла — это единственный корнеплод, перец — единственный плод не округлой формы, картинка с тыквой единственная, на которой отсутствует красный цвет. При всем этом правильный вариант ответа — арбуз. То ли потому, что только у него есть полоски, то ли из-за отрезанного куска — не знаю. Да это и не имеет значения. Как объяснить ребенку, что этот вариант — правильный, а другой, который он выбрал, — нет?

К счастью, таких спорных заданий здесь немного.

В этом же разделе ребенок знакомится с координатной сеткой и учится ориентироваться в ней.

«Последовательность событий» разъясняет такие понятия, как обратные и необратимые действия. Например, если оторванную пуговицу можно пришить, то яичницу уже нельзя превратить в яйца.

Ну и, конечно же, много внимания уделяется самой последовательности как таковой. Сеется зерно, из него растет пшеница, которую убирают, перемалывают в муку и пекут хлеб. Эта тема постепенно подводит ребенка к изучению алгоритмов, которым, разумеется, тоже нашлось место в «Информатике для дошкольников».

Во «Множествах» задания сводятся к выбору групп одинаковых рисунков и отбору их по разным признакам. Скажем, нужно выбрать все машинки на рисунках и указать, что это транспорт. Или же подобрать подходящее название для группы предметов.

Раздел «Элементы логики» рассказывает о понятиях «Истина» и «Ложь». Кроме того, здесь рассматриваются отрицания. Например, «чистый — грязный», «веселый — грустный». Заодно можно рассказать ребенку о том, что такие противоположные слова называются антонимами.

Следующий шаг в программе обучения — аналогии и закономерности, поэтому в нем преобладают задания, в которых нужно продолжить ряд, выбрав нужную фигуру или предмет. Также присутствуют игры, предлагающие ребенку расставлять идентичные объекты в ячейки так, чтобы они не пересекались в одних и тех же столбцах или строках.

А затем наступает очередь алгоритмов. На этом этапе очень много внимания уделяется последовательностям.

Завершают учебный курс «Элементы комбинаторики», развивающие тему закономерностей и знакомящие учеников со схемами.

Вот в общих чертах и все. Как видите, даже поверхностный обзор приложения «Информатика для дошкольников» получился довольно-таки объемным. На самом деле это только вершина айсберга. Если рассматривать все занятия, игры и задания, можно написать увесистый том.

Хочется отметить, что игры очень привлекательно оформлены и насыщены интерактивными элементами.

Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми 5-7 годами. Программа включает в себя 2 ступени. Разделы 1 ступени:применение компьютеров; основные устройства компьютера; мышь. указатели и стрелка; свойства, признаки и составные части предметов; множества и подмножества предметов. Разделы 2 ступени: применение компьютеров; основные устройства компьютера; действия предметов; элементы логики; развитие творческого воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Принята на Утверждаю

Заседании педагогического Директор ЦНТТ

Совета ЦНТТ ________ И.В.Щетущенко

От «____» ______________ 2016 г от «____» _________ 2016 г.

Протокол № ____

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Информатика для малышей»

Уровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы: 2 года (72 часа)

Вид программы: модифицированная

дополнительного образования

г.Армавир, 2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях информатизации детского образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. И первым шагом в их реализации является разработка метода введения информационных компьютерных технологий в систему дидактики детского образовательного учреждения как средства обогащения детской деятельности и самого педагогического процесса.

Актуальность образовательной программы обусловлена современной жизнью. Ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. “Завтра” сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе. Компьютерная грамотность становится сейчас необходимым каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам, в первую очередь, ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана с использованием в дошкольном учреждении информационных технологий. Компьютер должен использоваться в дошкольном образовании с целью совершенствования, а также обновления форм и методов работы с детьми. Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными программами.

Компьютер должен войти в жизнь ребенка через игру. Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Исследования физиологов, гигиенистов и врачей (Е. Глушкова, Л. Леонова, 3. Сазанюк, М. Степанова) показали, что оптимальная для детей 5 – 7 лет длительность игры за компьютером составляет по 10 минут не более двух раз в неделю. Лучшее время для игр с компьютером – утренние часы или вторая половина дня после дневного сна.

При соблюдении этих элементарно-гигиенических норм и правил отрицательных влияний на зрение и нервную систему детей не обнаруживается. Напротив, раннее общение с компьютером имеет много положительных сторон, оно открывает ребенку мир огромных возможностей. Красочное оформление программ, анимация активизируют внимание ребенка, развивают ассоциативное мышление. Умело подобранные задания, учитывающие возможности обучающихся, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества, вырабатывают положительные эмоции от чувства достигнутого успеха. Компьютер становится любимой игрушкой, собеседником, средством познания окружающего мира и развития ребенка.

Сам по себе компьютер не играет никакой роли без общей концепции его применения в дошкольном образовании, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребенка, а также его психофизическим возможностям. Успех приобщения дошкольника к овладению информационными технологиями возможен, когда компьютерные средства становятся средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов деятельности.

Программа соответствует Уставу ЦНТТ, не противоречит закону РФ «Об образовании»,

Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПИН) 2.4.4.1251-03- принятых МИНЮСТом России от 27.05.03 г.

Цель: введение ребенка в мир компьютера, практического применения компьютерных игр как системы дидактических средств обогащения интеллектуального, эстетического, нравственно-экологического и физического развития дошкольника.

Из поставленной цели формируются следующие задачи:

обучающие:

  • формирование логического и алгоритмического мышления;
  • формирование общих представлений об устройстве компьютера и приобретение простейших навыков работы с ним;
  • выработка стабильных навыков получения и обработки информации ориентированной на запросы личностного развития;

развивающие:

  • развитие математических способностей дошкольников;
  • развитие способностей к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде деятельности;

воспитывающие:

  • воспитание информационной культуры, расширение сознания детей через освоение более полной информации об окружающем мире;
  • воспитание интереса к современным информационным технологиям;
  • формирование потребности и умения работать в коллективе.

Принципы построения программы:

  • параллельность в прохождении основных содержательных блоков: для обеспечения целостности восприятия курса и поступательного движения в целом: основные темы изучаются из года в год с постепенным усложнением заданий;
  • включённость дошкольников в различные виды деятельности,
  • интеграция с другими занятиями.

Организационные основы программы

Программа разделена на две ступени обучения (I и II). Каждая ступень имеет теоретическую и практическую часть.

На теории учащиеся узнают основные правила общения с компьютерной техникой; получают представление о значении компьютерных терминов; выполняют задания на развитие памяти, логики, мышления, воображения, моторики и т.д.

На практике ребята овладевают элементарными приемами работы с клавиатурой, мышью, учатся самостоятельно выполнять задания за компьютером; работают с различными обучающими программами, соответствующими теме занятия и адаптированными к данной возрастной группе.

Срок обучения 2 года с режимом работы – 1 час в неделю. Время обучения по каждой ступени сложности – 36 часов. Количество учащихся в группах от 10 до 12 человек в зависимости от ступени сложности, что соответствует Уставу Центра. Возраст воспитанников – от 5 до 7 лет.

На занятиях ребята рисуют, считают, печатают буквы и слова, собирают компьютерные мозаики, учатся решать логические задачи, выполняют разные задания с учителем, проводят веселые физкультминутки.

Изложенная программа для дошкольников является начальным звеном непрерывного преподавания курса информатики в ЦНТТ.

Для реализации программы необходимы

материальные условия:

  • лаборатория с мультимедийными компьютерами класса IBM PC с процессором Intel 2000 МГц с объемом оперативной памяти 128 Мбайт и выше (не менее десяти рабочих мест), локальная сеть, сканер, принтер, доска, столы, стулья;
  • программное обеспечение: операционная система Windows XP; обучающие и развивающие компьютерные игры для детей дошкольного возраста; демонстрационно-обучающие и тестирующие программы; различные слайд-фильмы и электронные учебники; клавиатурные тренажеры.
  • методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников по перечисленным в программе темам; рабочие тетради; различный раздаточный материал обучающего и развивающего содержания.

формы и методы обучения:

  • индивидуальная, парная и групповая формы организации учащихся;
  • объяснительно-иллюстративный, проблемный, творческий методы обучения;

виды дифференциации:

  • по степени трудности, по интересам, по личностно-психологическим типам, по возрастному составу.

Промежуточные результаты

По окончании обучения по 1 ступени сложности учащиеся

должны знать:

  • знать состав персонального компьютера;
  • способы выделения свойств предметов; нахождения предметов, обладающих заданными свойствами;
  • как разбивать группы на подгруппы, характеризующиеся общим свойством;
  • главную функцию (назначение) предметов;

должны уметь:

  • уметь включать/выключать компьютер;
  • использовать в своей работе клавиатуру, мышь;
  • ориентироваться в рабочем столе Windows;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;

По окончании обучения по 2 ступени сложности учащиеся

должны знать:

  • знать правила техники безопасности при работе в компьютерном кабинете;
  • основные части компьютера и их назначение;
  • простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • примеры истинных и ложных высказываний;
  • примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);
  • формулировку отрицания по аналогии;

должны уметь:

  • осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
  • находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
  • видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • находить похожее у разных предметов;
  • переносить свойства одного предмета на другие.

Конечный результат

В результате занятий по данной программе учащиеся должны:

  • знать правила техники безопасности при работе в компьютерном кабинете;
  • знать основные части компьютера, различные их модификации,
    понимать, чем могут они отличаться;
  • знать клавиши управления курсором, пробел, Enter, Esc,
    уметь их использовать в играх;
  • легко манипулировать «мышью» в освоенных компьютерных играх
    и клавишами управления курсором;
  • уметь выделять свойства предметов, находить предметы,
    обладающие заданным свойством;
  • обобщать по нескольким признакам, находить закономерность
    по заданному признаку;
  • сопоставлять часть и целое для предметов и действий;
  • расставлять события в правильной последовательности;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
  • выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
  • получить первые навыки проектной работы.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Контроль знаний учебной деятельности определяется по выполненным заданиям.

Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка при работе с обучающими программами.

Дополнительно могут использоваться тестирующие программы, соответствующие теме занятия.

Учебно-тематический план

1 ступень

Тема

Общее кол-во часов

Теор. часть

Практ.
часть

Вводное занятие

Применение компьютеров

Мышь. Указатели и стрелка

Свойства, признаки и
составные части предметов

Множества (группы) и подмножества (подгруппы) предметов

Заключительное занятие

итого

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 час )

Теория:

2. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ (2 часа)

Теория:

Практика: Отработка приемов управления мышью.

(4 часа)

Теория: О

Практика:

4. МЫШЬ. УКАЗАТЕЛИ И СТРЕЛКА. (4 часа)

Теория: Мышь. Виды манипуляторов типа Мышь. Приемы работы.

Практика: Отработка приемов управления мышью. Работа с различными обучающими и развивающими программами.

5. СВОЙСТВА, ПРИЗНАКИ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПРЕДМЕТОВ (12 часов)

Теория: Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством. Формирование понятия «функция». Выделение признаков предметов. Обобщение по признаку. Сравнение признаков предметов. Закономерности в значении признаков у заданных предметов. Формирование понятий «часть-целое».

Практика: Элементарные приемы работы с клавиатурой. Работа с различными обучающими и развивающими программами.

6. ГРУППЫ И ПОДГРУППЫ ПРЕДМЕТОВ (12 часов)

Теория: Разбиение группы на подгруппы. Выделение подгруппы в группе. Соотнесение элементов двух групп между собой. Упорядочение предметов.

Практика: Работа с различными обучающими и развивающими программами.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 час)

Практика: Конкурс на скорость выполнения заданий в обучающих программах.

Учебно-тематический план

2 ступень

Тема

Общее кол-во часов

Теор. часть

Практ.
часть

Вводное занятие

Применение компьютеров

Основные устройства компьютера

Действия предметов

Элементы логики

Развитие творческого воображения

Заключительное занятие

итого

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 час )

Теория: Знакомство с программой, целями и задачами курса. Техника безопасности. Правила работы за компьютером (включение и выключение компьютера).

2. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ (2 часа)

Теория: Применение компьютеров в современной жизни. Виды компьютеров.

Практика:

3. ОСНОВНЫЕ УСТРОЙСТВА КОМПЬЮТЕРА (8 часов)

Теория: О сновные устройства ПК. Принцип действия основных устройств ПК.

Практика: Элементарные приемы работы с клавиатурой и мышью. Работа с различными обучающими и развивающими программами.

4. ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ (12 часов)

Теория: Упорядочение предметов. Закономерность в расположении предметов. Последовательность действий, заданная устно. Последовательность действий, заданная графически. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам. Разбиение действий на этапы. Формирование понятия «алгоритм». Кодирование действий условными знаками.

Практика: Работа с различными обучающими и развивающими программами.

5. ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ (8 часов)

Теория: Истинные и ложные высказывания (правда и неправда). Отрицания (слова и фразы «наоборот», «не»). Разрешающие и запрещающие знаки. Логическая операция «И».

Практика: Работа с различными обучающими и развивающими программами.

6. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ (4 часа)

Теория: Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение позитивных и негативных сторон одних и тех же свойств предметов.

Практика: Работа с различными обучающими и развивающими программами.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 час)

Практика: Конкурс.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Блохина И.В. Подготовка к школе. Развитие логики: загадки, игры, ребусы. – Мн.: ООО «Харвест», 2006.
  2. В. Агафонова «Мой друг – компьютер», М., «Новая школа», 1996.
  3. Гаврина С.Е. и др. Большая книга тестов. Для детей 5-6 лет. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Логика. – М.: ЗАО «ЭКСМО-Пресс», 2000.
  5. Горячев А.В., Ключ Н.В. Всё по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. - М.: «Баласс», 1999. - 64 с., ил.
  6. Горячев А.В., Ключ Н.В. Всё по полочкам. Пособие по информатике для дошкольников 5-6 лет. - М.: «Баласс», 1999. - 64 с., ил.
  7. Жукова О.С. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. 5+ – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2007. – 64 с.: ил. – (Ступеньки к школе).
  8. Колесникова Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения. Дети 3 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.
  9. Колесникова Е.В. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет «Я решаю логические задачи».
  10. Краснощекова Н.В. 70 игровых занятий для подготовки к школе: задания для самостоятельного выполнения: внимание, память, мышление, воображение, чтение, подготовка руки к письму. – Ростов н/Д: Эделника, 2008. – 79 с.: ил. – (Расту и развиваюсь).
  11. Маврина Л., Налетова О. Рисуем по клеточкам. Мир животных. – М.: ООО «Стркоза-Пресс», 2006.
  12. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 128с.: ил.
  13. Новоселова C.JI. Проблемы информатизации дошкольного образования //Информатика и образование. - 1990. - № 2.
  14. Осипова Т.Г «Компьютерные программы для детей дошкольного возраста» // Детский сад от А до Я научно-методический журнал для педагогов и родителей, 2003, №1 (01), С. 149-161.
  15. Пенкина О.Б., Подосенова И.П. Школа тетушки совы. – «Омега», 2006.
  16. Под редакцией Ю.М. Горвица «Новые информационные технологии в дошкольном образовании», ассоциация «Компьютер и детство», Линка-Пресс, М., 1998.
  17. Рогалевич Н.Н. 282 задания для успешной подготовки детей к школе. – М.: АСТ, Мн.: «Харвест», 2005.


Информатика в начальной школе

Современная жизнь становит более и более высокие интеллектуальные требования, навыки которых необходимо прививать ребенку с ранних лет. Широкое использование на практике информационных технологий заставляет задуматься о том, что информатика в начальной школе стает необходимым предметом, ведь именно этот предмет дает необходимые знания и навыки, которые способны удовлетворить поставленные на сегодняшний день требования.

Необходимость раннего освоения информационных технологий помогает ребенку получить азы компьютерных систем и технологий, что позволит сформировать у ребенка научно-технический потенциал. Выработка у ребенка навыков работы с основным программным обеспечением позволит Вашей крошке не только развить потенциал, но и выработать стойкие навыки в использовании ПК.

Информатика в школе, тем более начальной, становится все популярнее и занимает почетное место среди изучаемых наук. Для этого имеется большое количество причин, среди которых основными являются: возможность организации обучения школьников младших классов в игровой форме, что значительно облегчает и ускоряет процесс обучения; применение навыков логического мышления на практике; системный подход к решению поставленных задач.

Информатика в начальных классах помогает расширить кругозор Вашего школьника, познакомить его с множеством новых и интересных фактов, а также научит с помощью компьютерных технологий решать простые задачи. Основным заданием курса является развитие у ребенка навыков логического мышления и умения анализировать ситуацию, с целью выбора наилучшего метода для решения поставленного задания.

Изучение информатики в младшей школе должно соединять в себе две цели: общеобразовательную и прикладную. В основе общеобразовательной цели знакомство младших школьников с основами современной информатики, формирование навыков алгоритмического мышления, восприятие компьютера, как современного средства для приема и обработки информации. Прикладная цель заключается в освоении компьютерных технологий и выработку навыков работы с ПК.

На нашем сайте собраны наилучшие учебные пособия по информатике в начальных классах. К каждому из них приведено краткое описание, что позволит выбрать именно то пособие, которое будет Вашим наилучшим помощником в нелегкой задаче обучению малыша премудростям компьютерных технологий и особенностям работы с различными программами ПК.

    Для коррекции методической схемы урока и выявления картины успешности четвероклассников необходимы проверочные комплексные задания. Подборка индивидуальных работ по ИТК и информатике поможет педагогу провести качественную проверку ЗУН всего класса.

    Цель проверочных работ по информатике – обобщение знаний по предмету, подведение итогов освоения новых материалов, проверка и корректировка процесса обучения основным правилам и понятиям компьютерной тематики. Для контроля успеваемости третьеклассников целесообразно использовать подборку к курсу Матвеевой Н.В.

    Для наиболее эффективного изучения принципиально нового для детей курса по ИТК и информатики, педагог должен использовать все составляющие УМК. Тетрадь для 4 класса продолжает темы, по которым проводились занятия на уроке, и дает возможность практического использования теории.

    Тетрадь для практического закрепления стандартного набора знаний по информатике в 3 классе включает достаточно объемные задания. Выполняя упражнения, дети учатся размышлять логически и осваивают начала компьютерной грамотности.

    Курс информатики в 4 классе являет пропедевтическим к освоению предмета в средней школе. «Компьютерное мышление» во многом непривычно не только для детей, но и для родителей, не знакомых с началами программирования. Проверить домашние работы и адекватно оценить все элементы решения можно с помощью решебника к курсу Горячева А.В.

    Олимпиадный конкурс по информатике в 4 классе отличается трудными заданиями и необходимостью соблюдать особенную атмосферу в кабинете во время соревнований. Подобрать вопросы для школьников, а также подготовить класс к олимпиаде можно с помощью подборки заданий, составленных преподавателями по информатике.

    Тестирование знаний четвероклассников имеет определяющее значение для учащихся, их родителей и педагогов 4 и 5 классов. Получив картину успеваемости всех учащихся или отдельных учеников, взрослые могут убедиться насколько продуктивным является методическое наполнение уроков и какова база знаний детей, переходящих в среднюю школу.

    Основная задача уроков информатики в 3 классе — выработка мышления, которое необходимо для работы на компьютере. Поскольку некоторые задания подразумевают строгое следование определенным правилам, родители должны быть уверены, что видят решение правильно. Решебник к учебному курсу Горячева А.В. даст им верную подсказку.

    Информатика в младшей школе вызывает определенные трудности и для учителя также – работа с теоретическим материалом, который сложно связать с учебным опытом детей, требует постоянного контроля успешности, а также глубины понимания терминологии, действий и смысла обучения. Для того чтобы не допустить пропуски в ЗУН третьеклассников, методисты рекомендуют проводить текущий контроль с помощью тестов.

    Основное назначение олимпиадных конкурсов – оптимизация всего комплекса знаний по предмету и активизация учебной активности третьеклассников. Поскольку олимпиадные задания проверяют в большей мере теоретическую сторону программы, конкурс самым положительным образом сказывается на мотивации к изучению «научной основы» информатики.

    Логические задания, из которых состоит информатика во 2 классе (Горячев А.В.) являются базой для компьютерной грамоты. Помочь решить задания в нужном ключе и выстроить ход рассуждений родители могут, воспользовавшись сборником с ответами ко всем заданиям.

    Контроль успеваемости в начальной школе решает несколько больше обучающих задач, чем в старшей. Выполняя проверочные работы, школьники обучаются заполнять бланки тестовых заданий, проводить самоконтроль, оценивать свои знания объективно. Хорошая оценка мотивирует маленьких школьников к старательности, аккуратности, настойчивости.

    Информатика во 2 классе начинает знакомить ребенка с компьютерной грамотой и основами программирования. Практическая тетрадь Матвеевой Н.В. на интересных примерах объяснит принципы работы компьютеров, построения простейших алгоритмов, познакомит с терминами и понятиями.

    Проверочные работы – обязательный элемент для обучающего процесса, цель которого – выявление недостатков и оценивание эффективности полученных знаний школьников. Наиболее объективным методом педагоги и методисты называют тестирование. Подборка готовых тестов для 2 класса сократит время на подготовку проверочного урока и позволит выполнить контроль методически грамотно.

    Обучение информатике в младшей школе достаточно мотивировано – все дети любят компьютеры и хотят научиться на них работать. Однако существует обратная сторона обучения – начальные профессиональные знания, освоение которых может оказаться нелегким делом. Повысить желание учиться можно с помощью проведения олимпиадных конкурсов во 2 классе.


Наш игровой портал предлагает вашему вниманию отличный шанс интересно и велело провести свободную минутку. Скачивайте и наслаждайтесь игрой из категории . Вы получите массу позитива, окунетесь в океан положительных эмоций. Невероятные приключения, увлекательный сюжет и прекрасные качественные характеристики. Ищите игру у нас и скачивайте совершенно бесплатно.


Если вы решили отдохнуть от дел и разнообразить свой досуг игровым процессом, то, нажав на ссылку в блоке скачать игру в разделе , ваша цель будет достигнута в самые короткие сроки. В обмен на это вас ждет фееричное приключение в мир занимательных головоломок, которые зарядят вас бодростью и подарят много минут прекрасного настроения!
Программа-тренажер "Информатика" - эффективное средство для уяснения, повторения и закрепления начальных понятий информатики. Дети узнают, что такое линейный и разветвляющийся алгоритм, научатся составлять алгоритмы и блок-схемы, угадывать алгоритм работы "черного ящика", работать с системой координат и т.д. Задания систематизированы в соответствии со школьным курсом информатики. Это своеобразный электронный репетитор, который следит за каждым вашим шагом, мгновенно реагирует на ошибки, выводит на экран подсказки и "шпаргалки", подводит итоги каждого выполненного варианта и выставляет оценку. Подробные результаты работы сохраняются также в текстовом файле.

Системные требования: операционная система Windows 95/98/2000, процессор Pentium 100 МГц, 32 МБ ОЗУ, 10 МБ свободного места на жестком диске, разрешение экрана 640x480 с глубиной цвета 8 бит, мышь.
Размер архива 1.4 Мб