Должно быть идеально до самой. Все должно быть идеально

Все по полочкам, стык к стыку, минута в минуту – как называется человек, который делает все идеально? Как описать человека, который любит во всем максимальный порядок и не терпит каких-либо недоработок? В чем сложность этого явления и почему такое поведение может мешать жизни.

Человек, который делается все по максимуму называется - перфекционист. Причем, люди с такой чертой стараются делать все идеально, вне зависимости от своих реальных возможностей. Иногда, вызывая негатив в жизни.

Перфекционизм - черта характера

Это скорее стиль жизни, который, иногда «выходит боком» для самого перфекциониста. Все дело в том, что главное и самое важное описание этого феномена – сделать дело максимально четко и качественно. Будь то простая уборка и расхламление шкафа с вещами или поклейка обоев в своей квартире. Так в чем проблема? Хорошо, качественно?

Порой, перфекционисты берутся за дело, которое им не по силам. Пытаясь выполнить его на все 100% - они часами «зависают» над проблемой, не имея психологической возможности делегировать ее другому человеку. Тратя время, они пытаются разобраться в нише и выполнить задачу максимально качественно. Хотя, человек, не имеющий подобной «хворобы» - просто бы сделал дело, как умеет.

Еще один характерный минус перфекционизма – частое разочарование в самом себе. Как и ко всему окружающему, такой тип людей относится к себе тоже с завышенными требованиями. Помимо внешних составляющих, люди-перфекционисты очень щепетильно «роются» в своем внутреннем мире, пытаясь довести его до совершенства.

Перфекционист в отношениях

Разумеется, и в отношениях, и в смейной жизни, человек, который привык делать все по максимуму – будет стараться выстроить все максимально «красиво». Конечно, относительно своего восприятия красоты.

Партнер перфекциониста – как правило, человек не наделенный подобной чертой характера. Напротив, подсознательно перфекционисты ищут себе пару, которую будут «доделывать до совершенства».

Несмотря на очевидные минусы, стиль жизни, когда делаешь все по максимуму – скорее преимущество, чем недостаток. В мире, когда все гонятся лишь за деньгами, плюя на качество, перфекционист – настоящая находка.

Перфекционист – это человек, который подрывает своё здоровье.
А если перфекционист с крепким здоровьем, то он портит его другим

Стремление всё делать идеально, оно же – перфекционизм, - очень вредная привычка, портящая жизнь не только своему обладателю, но и всем вокруг.

Судите сами: поскольку 100 % идеала ни в чём достичь невозможно, перфекционист вечно недоволен – он сильно устаёт от избыточной работы и своих нервов, злится на себя за то, что не может сделать дело лучше (ну и на обстоятельства, что не позволяют ему этого), его мнение о себе раз от раза становится всё хуже – он ведь не достигает идеала, а тогда за что его любить-уважать?

А тем временем, что такое идеал? Выдуманная категория, не имеющая ничего общего с реальной жизнью. Если назвать идеалом просто хорошо сделанное дело, то, вернувшись к нему через день, неделю, месяц, мы всегда найдём, что ещё надо бы доделать или изменить. Стало быть, идеально сделанным оно никак считаться не может.

Основные причины перфекционизма две – это воспитание и недостаточная любовь к себе.

Родители всегда хотят, чтобы их ребёнок был успешен, хорошо учился, выделялся из толпы, и побуждают его к этому доступными способами – где-то подбодрят, а где-то припугнут (будут тройки в четверти, лишишься прогулок с друзьями), или, ещё хуже, начнут сравнивать с другими, более успешными (посмотри, вот Маша из второй квартиры всё успевает, и маме помогает, и с подружками гуляет, и учится на одни пятёрки, не то, что ты). Зерно посеяно, теперь есть идеал (Маша), образ которого со временем обрастает какими-то сверхчеловеческими возможностями и способностями, и теперь ребёнок будет стремиться стать как эта выдуманная Маша, вместо того, чтобы быть собой.

Вторая причина стараться всё делать на «пятёрочку» кроется в нашем отношении к себе, когда нам не хватает любви и поддержки – мы недостаточно даём их сами себе, и тогда используем все способы, чтобы получить их извне, т. е. от других людей.

Как получить?

Быть идеальной дочерью, матерью, женой, хозяйкой, сотрудницей. Быть идеальной во всём, чтобы получать чужое одобрение, восхищение, признание, чтобы не нам Машу, а нас – Маше, вот тогда мы чувствуем себя вроде как неплохо. Только что-то всё равно не так. Ну правильно, чужим признанием сосуд любви не наполнить, а устаёшь-то как от этой идеальности – надо же постоянно соответствовать, а где взять сил?

Так и проходит жизнь в заботах о том, чтобы «держать лицо», а что внутри? Нереализованные желания, нераскрытая личность, непонятое предназначение. А ведь это – главное. Не для того, чтобы стараться нравиться всем вокруг, приходит человек на землю.

Полноценная любовь к себе делает стремление к идеалу бессмысленным, освобождает от этого вечного стресса, когда стремишься, стараешься, а результат всё равно неидеальный, недовольству собой и окружающими… Такая любовь приводит к себе и помогает жить своей собственной жизнью, перестать решать чужие задачи и достигать чужие, навязанные нам, цели. Она учит слышать и понимать себя, говорить «нет» всему, что уводит нас от радости, жить полной жизнью, а не в ожидании, кто похвалит или полюбит. Любви к себе можно научиться, это доступно каждому, мы занимаемся этим на углублённом курсе «Хочу полюбить себя», к которому вы тоже можете присоединиться.

Вернёмся к перфекционизму, почему от него важно отказаться? Стремление к идеалу зачастую мешает нам вообще начать что-либо делать. Мы слишком увязаем в мелочах, пытаемся все продумать и просчитать заранее, и в какой-то момент начинаем думать, что это нам не по силам, нечего и браться. И сколько дел остаются несделанными по этой причине!

Если у вас есть сомнения, перфекционист ли вы, ответьте на эти вопросы.
Часто ли вы сомневаетесь в своих силах?
Присутствует ли в вас чувство вины за ошибки?
Сильно ли вас задевает критика?
Если видите, что что-то сделано неидеально, вас это раздражает или нет?
Не завышены ли ваши требования к окружающим людям?
Часто ли вы затеваете дома скандалы из-за пустяков?

Теперь – что делать?
Если вы признали в себе перфекциониста, предлагаю вам следующее.

Во-первых, примите тот факт, что всегда найдётся кто-то, кому ваша работа не понравилась.

Во-вторых, начните освобождаться от привычки всё делать самому – учитесь делегировать работу. И не переделывать её потом за другими! Контролёрство имеет глубокие корни, и с ним важно работать, лучше всего вести эту работу индивидуально.

В-третьих, ставьте перед собой реальные задачи. Вам не нужно идеально сделанное дело, а нужно удовлетворение и удовольствие от своей работы. Оцените свои силы и поставьте себе оптимальную планку. Позвольте себе сделать работу неидеально! И почувствуете, что силы перестали вас покидать, и наконец-то ушло извечное недовольство.

Если поставить себе задачу сделать дело на 100 %, это будет нереальная цель, и для её достижения придётся потратить слишком много времени и сил, а результат всё равно будет неудовлетворительным.

Если поставить цель сделать дело на 80 %, то мы закончим работу в короткий срок, не успев устать, а, получив заявленные 80 %, будем искренне собой довольны.

Так ведь нам это и нужно, разве нет?
Насладитесь хорошим результатом так же, как насладились бы отличным, и всё изменится.
Если у вас появились вопросы, пишите мне.

Уже расставшаяся со своим перфекционизмом,
Юлия Соломонова

Начинали писать реферат по далеко не самому важному предмету, надеясь быстро «надергать» текста из пары книг, а в итоге сидели над работой полночи, оттачивая каждую формулировку?

Периодически слышите от друзей, что не умеете «халявить»?

Похоже, вас можно назвать перфекционистом. Этим сложным англоязычным словом называют человека, который плохо переносит, если он сам или окружающие его вещи неидеальны. Который стремится к совершенству: быть лучшим и иметь лучшее. Человека с высокими амбициями, запросами и требованиями, в первую очередь, к самому себе.

Хорошо это или плохо?

С одной стороны, перфекционизмом часто отличаются настоящие профессионалы своего дела. Показательный пример здесь — музыкант, который не может играть на инструменте, который даже чуть-чуть фальшивит. Мало того, такое вот стремление (часто граничащее для окружающих с элементарным житейским занудством) во многом и делает из человека настоящего мастера своего дела. Музыкант оттачивает свое мастерство, писатель выбрасывает в мусорную корзину очередную неудачную рукопись, чтобы в итоге выдать действительно стоящий продукт. Перфекционизм толкает людей постоянно развиваться, учиться, не стоять на месте.

Другая сторона перфекционизма — непримиримость к собственным и чужим недостаткам. Человек не дает себе права на ошибку, ругает себя за малейший промах, такие же высокие требования предъявляет и к окружающим людям. Если это качество сильно выражено, человек находится в постоянном напряжении, постоянно ограничивает себя, самооценка его неустойчива. Иначе говоря — так называемый «синдром отличника».

Эффективность деятельности при этом может, наоборот, серьезно снижаться. Перфекционист углубляется в детали, тратит на них время и силы, даже если это не нужно, для него не существует понятия «необходимо и достаточно». В результате часто вместо perfect-результата его нет совсем или он становится уже неактуальным.

Ясно, что в таком проявлении качество это ни к чему особо хорошему не приводит. А если уж человек будет требовать того же уровня и от других, то получит не только напряжение, стресс и постоянное недовольство собой, но и проблемы в межличностных отношениях…

Можно ли избавиться от нездорового перфекционизма, если он мешает жить?
Можно ли научиться «здоровому» перфекционизму, если его нет?

Чтобы ответить на первый вопрос, нужно, в первую очередь, разобраться, в чем причины столь жесткой требовательности к самому себе и окружающим людям. Часто перфекционистами становятся дети, родители которых дарили им тепло и любовь не безусловно (просто потому, что они есть), а за хорошее поведение, отличные отметки в школе и т. д. В итоге человек стремится постоянно достигать наивысших результатов, считая, что только так может заслужить любовь и признание близких ему людей. А любая ошибка становится трагедией и серьезно портит настроение, снижает самооценку.

Если это про вас, поступите следующим образом. Для начала разделите, в какой мере ваш перфекционизм вам помогает. Вспомните, чего вам удалось достичь, благодаря этому качеству, в каких сферах оно сыграло добрую службу для вас. После этого вспомните ситуации, когда желание все сделать идеально мешало, приносило массу негативных эмоций из-за малейших ошибок и не давало расслабиться.

А теперь вам нужно постараться сделать так, чтобы это ваша особенность приносила вам только пользу. Как минимум, пусть это качество проявляется, прежде всего, в области учебы и профессиональной деятельности, а не распространяется на все. Это непросто, но в ваших силах. Осознайте, что имеете право на ошибку так же, как имеют его и окружающие вас люди.

Перед началом каждого более-менее значимого дела проводите небольшую подготовительную работу с самим собой. Специально оцените, для чего нужна эта работа, к какому сроку, что будет зависеть от результатов ее выполнения. Решите, сколько времени и сил вы готовы ей отдать, исходя из ее реальной значимости в вашей жизни. После этого приложите все усилия, чтобы уложиться в эти рамки, даже если для этого где-то придется пожертвовать качеством выполнения каких-то деталей работы.

Если вы никак не можете приступить к какому-то делу, потому что боитесь, что все равно сделаете его плохо, то используйте следующий прием. Ответьте себе на вопрос: а что самого страшного произойдет, если у меня ничего не получится? Чаще всего ничего действительно страшного придумать в ответ не выходит. Так почему тогда хотя бы не попробовать — решиться будет уже гораздо легче.

«Я хотел бы стать артистом, но знаю, что гениальным артистом мне не стать, а на меньшее я не согласен». Типичная речь перфекциониста. Ваша задача — научиться получать удовольствие от процесса любимого дела, а не гнаться за результатом. Спросите себя, в каком деле для вас это возможно, займитесь им. И целенаправленно учитесь наслаждаться любимым делом. Всегда хотели рисовать, но «знаете, что нет способностей»? Возьмите огромную пачку бумаги и дайте себе возможность изрисовать ее всю так, как захочется, хоть исчиркать. Не останавливайтесь, пока не «поймаете» минуту удовольствия от самого процесса.

А когда человек увлечен процессом — и результат не заставит себя долго ждать. Но главное, что уже не будет той нервозности, которая не дает сдвинуться с места.

Еще одна проблема перфекционистов — неумение расслабиться, неумение отдыхать, не думая о заботах и делах. Ваша задача — целенаправленно этому учиться. Какие бы великие планы по покорению лучших вузов мира не стояли перед вами, найдите время и возможность, чуть ли не насильно заставляйте себя полностью «отключаться» хотя бы на какой-то небольшой период времени каждый день.

Ну и, наконец, почаще вспоминайте, что вы — ценность сами по себе, независимо от ваших достижений, несмотря на ваши ошибки. Учитесь любить и принимать себя любым.

Но иногда перфекционизма, наоборот, не хватает. А как мы уже разобрались выше, здоровый перфекционизм действительно помогает достигать успеха, помогает самосовершенствоваться.

Если привык все делать «тяп-ляп», а любимая фраза — «И так сойдет», можно ли что-то с этим сделать?

Во-первых, осознать, что нужно работать над собой. Чем выше ставишь цели, тем выше достижения. Чем качественнее делаешь дело, тем приятнее смотреть на результат, тем выше оценки окружающих.

Потому нужно постараться брать себя в руки. Разработайте сами для себя систему вознаграждения за работу, сделанную по-настоящему качественно. Уделяйте время тому, чтобы насладиться собственным качественным результатом. Заранее продумайте критерии качества выполненной работы и ориентируйтесь на них, чтобы не было возможности «халтурить».

Есть еще один оригинальный способ. Попросите кого-то из вашего окружения контролировать и оценивать качество вашей деятельности. Хорошо, если этим человеком будет самый настоящий перфекционист, у которого высокие требования и критерии. И постепенно учитесь сами смотреть на себя его глазами.

Помните, что, только поставив высокую планку, вы сможете добиться многого.

Стремление к совершенству — это, на самом деле, замечательно, главное — на нем не зацикливаться!

Часто приходится слышать такую фразу: "Чего ты возишься? Да и так сойдет!" Эта фраза режет слух, вызывает внутренний дискомфорт и негодование. Как можно сделать кое-как? Кажется, что себя перестанешь уважать, если допустишь такое! Все должно быть аккуратно, чисто. Надо сделать, а потом еще себя перепроверить, чтобы ошибки не вышло.

А вот когда себя несколько раз перепроверишь, тогда можно и людям показывать. И так во всем.

К сожалению, сделать что-то идеально получается далеко не всегда. И тогда подолгу мучаешься от ощущения собственной криворукости. Иногда заранее знаешь, что у тебя не получится. И тогда откладываешь до последнего, лишь бы не делать, лишь бы не опозориться. Но обстоятельства вынуждают. И вот в последний момент ты стараешься изо всех сил, но ничего не успеваешь. И еще больше винишь себя в том, что у тебя опять не получилось.

Жизнь под давлением обстоятельств

Современный мир устанавливает временные рамки, в которые мы должны укладываться на работе, в учебе и даже в личной жизни. Ощущая, что за имеющееся время сделать идеально не получится, мы часто вообще ничего не делаем, потому что мы живем по правилу "делай, как следует - или не делай вовсе". Так мы упускаем возможности карьерного роста, сдаем позиции в личной жизни, отказываемся от реализации желаний.

Бывает, откладываем дела "на потом", "на завтра", "на понедельник", ожидая более благоприятной обстановки для начинаний. Порой излишне углубляемся в детали, разбиваем все чуть ли не на атомы – и впадаем в ступор от масштабов работы, которую сами себе придумали.

Как перестать откладывать дела на потом? Как перестать обвинять себя? И что делать, если ты перфекционист?

Все должно быть идеально

Чтобы ответить на все эти вопросы, обратимся к Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

В основе системно-векторной психологии лежит распознавание людей по врожденным свойствам и особенностям психики – векторам. Существует 8 векторов: мышечный, уретральный, кожный, анальный, зрительный, звуковой, оральный и обонятельный.

Желание сделать все идеально бывает не у всех, а только у 20% людей. Перфекционизм - характерная черта людей с . Это настоящие профессионалы своего дела, которые стремятся довести все до совершенства. Нам нет равных, когда необходимо глубоко разобраться в каком-то сложном вопросе.

Обладая аналитическим умом, мы очень внимательно относимся к деталям. Для нас «дьявол кроется в мелочах». Именно такое усиленное внимание к деталям позволяет нам найти малейшую ошибку там, где другой человек ее пропустит.

Потребность доводить до конца

Медлительные, но обстоятельные, мы не способны быстро переключиться с одного занятия на другое. Для нас крайне важно довести сначала одно дело до конца, а потом уже начинать другое. И совершенно не важно – будет ли это какой-то пустяк или дело всей жизни.


Взялся за дело – доведи его до конца. Для нас «до конца» значит идеально во всех отношениях. Каждый элемент работы мы проецируем на результат: плохо сделана какая-то мелочь – всё сделано плохо. Мы требовательны к себе – готовы жертвовать свободным временем, материальными ресурсами, здоровьем, чтобы быть лучшими в своей сфере деятельности. Это про нас говорят: «Вкладывают душу в работу».

Ничто не может сравниться с ощущением завершенности, внутреннего комфорта, которое мы испытываем, когда добиваемся цели, результата. Нами восхищаются, нас уважают и ценят. Пусть делаем все немного дольше, но такова цена качества нашего труда.

Опыт – сын ошибок трудных

Наши ценности устремлены в прошлое – мы чтим традиции и опыт предыдущих поколений. Это помогает накапливать различного рода информацию и передавать её во времени. И в анальном векторе есть такая потребность – такие люди становятся преподавателями, писателями, историками. Запоминаем и плохие моменты нашей жизни. Случается, обжигаемся – и этими тропами больше не ходим. К новому относимся с подозрением – доверие еще надо заслужить.

Любим прямые линии, геометрические формы, близкие к квадрату. Любим, когда все ровно, начиная от картины, висящей у нас над диваном, заканчивая отношениями с людьми. Только человек с анальным вектором может быть хорошим другом – честным, преданным и справедливым. Мы обижаемся, когда чувствуем, что с нами обошлись несправедливо. Ощущаем вину, если незаслуженно причинили боль другому человеку. Для нас это как «искривление» квадрата.

Мы постоянно возвращаемся к этим «перекосам» и застреваем в прошлом, поэтому не можем начать нового. Если не находим адекватных способов снять накопившееся в душе возмущение, делаем это «грязными приемами» - мстим, вплоть до физического насилия, очерняем виновника наших страданий.

Все дело в том, что у нас хорошая память от рождения. Такая память как раз и необходима, чтобы передавать свой опыт другим. Будучи первоклассным специалистом, помогать совершенствоваться подрастающему поколению. А мы неправильно направляем свою память – застреваем в обидах и откладывая дела на потом.

Внутри – перфекционисты, снаружи – прокрастинаторы

Мы мыслим категориями «чистое-грязное». Насколько правильно оперируем этими понятиями, зависит от полученного в детстве опыта. В первые годы жизни, когда анальный малыш учится понимать свое тело, стремление к чистоте проявляется у него как обстоятельный акт дефекации. Такие дети любят посидеть на горшке. Если по какой-то причине ему не удается завершить начатое, он терпит, а потом делает это через физические страдания. Формируется негативный опыт – облегчение через боль.

То же самое происходит на уровне психики. Осознавая важность текущих дел, игнорируем их, вместо этого занимаемся глупостями, какими-то второстепенными мелочами. А когда жизнь начинает требовать от нас результатов, мы второпях, с опозданием делаем «кое-как». Делаем через стыд, терзающее чувство вины за себя. А в результате своего труда вместо удовольствия получаем облегчение.

Внутри – перфекционисты, снаружи – прокрастинаторы, мы не проживаем жизнь – мы откладываем её «на потом».


У этой проблемы есть решение. Понимая врожденные свойства своей психики, осознавая свои желания, прислушиваясь к себе, мы становимся способными выстраивать действия в соответствии с нашими внутренними ценностями. Уходят противоречия, появляется желание жить и делать это достойно.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Запах рисовой пудры кружил в воздухе. Привкус металла на губах – яда страшнее не придумаешь. Этот яд отравлял все – природу, дом, жизнь дорогих сердцу людей. Его уже не изгнать из сознания. И боль, бьющаяся в венах… Молочно- серое небо плачет, и его слезы, сползающие по стеклу, отливают красным. Кривые развалины… Ветер поднял облачко сухой пыли и понес навстречу. Горький запах гари еще сохранился, но теперь к нему примешался сладковатый запах цветов… Это было в какой-то другой, совсем не реальной жизни.
Кира резко открыла глаза.
Белая занавеска тревожно колыхалась на ветру, билась и трепетала, словно испуганная птица. Кира, боязливо оглядев комнату, ожидая, что из угла вылезет что-то неведомое и страшное, встала с дивана. Ступая босыми ногами по ледяному полу, она думала только об одном – ночные кошмары никогда не становятся реальностью, иначе это было бы слишком страшно.
Это все настроения последних дней сказываются: усталость, бессонница, нервозность. Это все они виноваты. Надо как-то перебороть все это, лечь спать и забыть… забыть… На пол со стуком упала книжка, и девушка испуганно оглянулась. На мгновение показалось странным, что у неё валяется пошлый любовный роман, но тут же она вспомнила – роман ей дала Женя или Лиза, или кто-то другой. Она пристально посмотрела на обложку и с отвращением отвернулась.
Она захлопнула окно, не глянув во влажную темноту ночи, которая пахнула тмином и чуть подвявшей травой. Кажется, только прошел дождь- мокрый холод пробрался по её ногам под рубашку, и кожа покрылась мурашками. Инстинктивно включила свет, но легче на стало- слабое мерцание ночника придавало стенам какой-то больничный цвет, словно в сумасшедшем доме. Казалось, что маленькие цветочки жимолости на обоях кривятся и усмехаются. За окном проехала машина, и тени от фар пробежали по стенам и потолку.
Девушка подошла к зеркалу и посмотрела на свое отражение. Она выглядела совсем больной из-за осунувшегося, желтовато-блеклого лица и каких-то слишком больших, лихорадочных глаз. Кира собрала темно-русые волосы в пучок и распустила их водопадом по плечам.
- Ой, страшная я… страшная, - прошептала она, проводя пальцами по щекам.
Это было каким-то кошмаром. Уже несколько дней она не знала покоя из-за непонятной, смутной тревоги, которая то засыпала беспокойным и жалким сном в глубине души, то просыпалась и начинала тянуть из Киры жилы. Иногда казалось, что все кончилось, улетучилось отравленной дымкой с рассветом… Но проходило пару дней, и все начиналось сначала…
Звонкая трель дверного звонка разлилась по квартире. Девушка вздрогнула и несколько секунд не двигалась. Потом пошла к двери.
- Кто там? – собственный голос показался ей чужим и неприятным – каким-то надтреснутым т звенящим. –Кто там?
- Девочка моя, это папа, - тихий голос за дверью заставил девушку вздрогнуть. – Кира…
Она открыла дверь и молча пропустила в коридор отца. Он похудел за последние дни и выглядел усталым. Его большие глаза – они достались по наследству и Инне, - смотрели испуганно и сонно, словно его только что подняли с постели каким-то страшным воплем. Одежда на нем была мятая и местами грязная. Пахло от него дешевым коньяком и рыбой. Маленький ручки мелко тряслись.
- Папа, что случилось? –девушка повела его в комнату. – Ты так плохо выглядишь.
- Не спал три ночи.
- А что случилось? Опять мама? – девушка присела на край подлокотника, нерешительно обхватив шею отца. - Что у вас там стряслось?
- Ничего, милая моя, ничего. Просто я вдруг понял, отчего ты от нас сбежала.
Девушка отшатнулась от него и подошла к окну. Машинально взяла со стула красивую малиновую шаль и судорожным движением накинула её на плечи. Шаль была мамина и пахла её сладковатыми духами. Еще той мамы, которую так обожал отец и боготворила Кира.
- Иногда мне кажется, что Софья сошла с ума. Все время что-то бормочет, - прошептал её отец, наблюдая за дочерью, а потом вдруг словно опомнился.- Тетя Лена нашла тебе работу. Сказала, хорошую. Вроде, даже в богатом дом. Хотя мама не одобрила бы.
- Ха! – вырвалось у Киры. – Неужели наша богатая тетушка вспомнила о нас, отец? Или мама опять на поклон ходила? Неужели опять ходила, да?
- Ну зачем ты так, доченька! Мы же ради тебя стараемся. Ты же у нас одна дочка-то…
Кира задрожала и прижалась щекой к стеклу. Длинная прядь прилипла к стеклу. Она некоторое время молчала, судорожно сглатывая рыдания. Её отец хотел было подойти к ней, но что-то удерживало его на расстоянии. Потом вдруг девушка резко повернулась к нему, и он увидел, как бешено блестят её глаза. Бледные губы пытались что-то выговорить, но с первого раза не выходило – в горле стоял ком. Она подошла к нему и замерла.
- Единственная дочка, говоришь? А как вы меня хотели продать Борису? А? Как вы радовались любой его подачке? – слезы брызнули у неё из глаз, и она оттерла их ладонями. – Отец, я могу многое вспомнить.
Отец испуганно заморгал глазами, казалось, задыхается. Но отвести взгляда от дочери он не мог.
- Кирочка… Кирочка… Мы же хотели, как лучше… -прошептал он.
- Лучше? – мрачная улыбка проступила на её губах. – Папа, как же это могло быть лучше, если я ему нужна была только для того, чтобы свое тщеславие удовлетворить… Еще бы… Он же за мной еще с восьмого класса ухаживал, - девушка принялась ходить по комнате, теребя бахрому шали. – Я его всегда ненавидела. Всегда!!! За то, что он был такой мерзкий и двуличный. Я не могла даже представить, чтобы он поцеловал меня, чтобы обнял. Меня от него тошнило! Он столько зла сделал. Еще в школе… Он же Максима сдал, и его из школы выгнали! А потом… потом…– сердце девушки сжалось от боли. –Лишь из-за того, что я любила его! Это он виноват… А вы…вы же это знали. Я говорила вам. Я говорила: «Нет, нет! Только не Борис! Только не он!» А вам было все равно… все равно.
-Кира! Ну что ты, дочка, – беспомощно шептал отец. –Мы же любим тебя.
- А потом он появился. На машине. С цветами. И все. Вы растаяли, -голос девушки взвился до потолка, и она опустилась на стул совершенно без сил. - Вы меня хотели ему продать… Какие вы были счастливые, папа. А меня тошнило от одного лишь его прикосновения! Липкие, похотливые, гадкие руки! Холодные губы. Папа! Я не знала, что уже делать…
Отец подошел к ней и тихо обнял. Мокрая щека дочери прижалась к его животу.
- Борис приходил к нам. Он хочет вернуть тебя. Очень. Он раскаивается. Ему хочется, чтобы ты вернулась. Кирочка, может быть, ты подумаешь немножко…
- И мама тоже этого хочет? Да? И ты пришел меня уговаривать, папа, - прошептала девушка помертвевшими губами. –Папочка… папочка… неужели же и ты тоже хочешь, чтобы я с Борисом… опять? Папа…
- Нет, нет, что ты, дочка, - залепетал отец, отмахиваясь от неё руками. – Я… того… хотел…
Девушка отшатнулась от него и прошла к дивану. Её нежное личико исказила гримаса боли и страха. Она закусила кончик шали.
- Папа… а я думала, что ты меня любишь, - выдавила она из себя, сжав вспотевшими ладонями подушку. - А ты просто… просто хочешь меня продать, как и мама. Сплавить поскорее… Да еще и барыш неплохой получить на старость и белые тапочки!
Слезы хлынули по её щекам, солоновато- горькие, с привкусом полыни и засахаренного варенья. Она принялась оттирать их и не заметила, как тихонько вышел отец, осторожно прикрыл дверь.
Ветер, ворвавшийся в комнату, поднял к потолку бумажку со стола.

Кира поправила волосы и огляделась. Дом, в который её направила заботливая тетушка, был очень красивый, большой, окруженный золотистым, нежным садом. Пушистые астры напоминали праздничные шары – душистые, нежные, очаровательные. К свеженькой, чистенькой двери вела аккуратная дорожка, обсаженная цветочками.
Внутри дом был просто великолепен. В большом холле почти не было мебели, только тумбочка для писем у двери и очень красивая, орехового дерева вешалка для вещей. На ней висело черное мужское пальто, от которого исходил терпкий запах дорогих сигарет. Пол устилала темно-шоколадный, как Кира заметила, ковер. В центре комнаты располагалось несколько диванов, обитых светлой кожей и стеклянный столик. Вдоль стены тянулись темные книжные шкафы –их было великое множество. В этой комнате не было ничего лишнего. Все предельно просто и от того стильно. И кресло, и торшер с красной бахромой. Такой уютный уголок уединения на огромном оазисе суетливости. Все было дорого, красиво и аристократично.
Справа от входа располагалась кухня, плавно преходящая в столовую. При всей своей современности она была настолько уютной, домашней, даже какой- то деревенской, что невольно сразу же хотелось начать готовить – эти забавные связки лука, перцев, душистых трав, распространяющих острый, приятный запах, эти деревянный ложки, большой стол и красивые стулья...
Кира провела рукой по дорогой отделке камина – резные ангелочки, цветы и фрукты. В камине весело потрескивали дрова, распространяя мягкий яблоневый аромат. В эффектном шкафу стоял позолоченные фолианты, к которым, наверное, даже страшно было прикоснуться.
Она была невысокой, пухленькой, но очень милой женщиной лет пятидесяти со очень светлыми, волосами, уложенными в кудряшки. Белоснежный костюм подчеркивал пышность и мягкость форм. Очаровательная улыбка притаилась в ямочках. Синие глаза искрились смехом, она едва сдерживалась – видно, что-то очень сильно рассмешило её. Её губы то и дело складывались в яркую розочку, словно для поцелуя. Кира смущенно улыбнулась. Девушка какое-то время смотрела на её ухоженные руки с безупречным маникюром, а потом перевела взгляд на её мужа.
Он был довольно симпатичен, определенно, но было в нем что-то непонятное, размытое, тщательно завуалированное, загримированное. Он был, возможно, старше жены, но держался необычайно прямо и величественно, да и выглядел моложаво. Лицо с крупными чертами обрамляли каштановые волосы с серебристыми прядями. Рот был чувственный, красиво очерченный, как у женщины. Зеленые глаза смотрели холодно, яркие льдинки в обрамлении густых, каких –то по-девичьи мягких ресниц. Взгляд этих глаз производил какое-то тягостное впечатление. Наверное, все дело в этих глазах. Они были не очень подвижные, мрачные и холодные.
- Вас прислала Елена Кирилловна? – мелодичным голосом произнесла хозяйка, подходя ближе.
- Да. Я от неё.
- Я- Жанна, - она улыбнулась. – А вы хорошенькая, - это было сказано без ревности или оценки, она просто констатировала факт. – Это мой муж. Владимир Львинский.
Она подняла глаза на него и встретилась взглядом с его холодными глазами. Выражение этих глаз не изменилось, и Кира неожиданно смутилась. Предательская краска разлилась по щекам и шее, хлынула к ушам. И тут Владимир улыбнулся – вернее, растянул свои губы в подобии улыбки. Глаза же его не улыбались, в них только забегали странные огоньки. Он посмотрел на жену.
- Я очень рад. Как вас зовут? – низким, рокочущим голосом сказал он.
- Кира… - выдавила она, окончательно смешавшись.
Неожиданно Жанна рассмеялась серебристым смехом и легонько ударила мужа по руке.
- Прекрати, Вова! Ну что ты за мальчишка еще! – она повернулась к девушке. – Ничего, милая, это его любимая игра – смущать новеньких. На прочность проверяет. Все ему еще игрушки.
Но Кира почему-то подумала, что это какая-то другая игра. Не очень хорошая, наверное.
Дальше была стандартная беседа. Кира отвечала спокойно, как прилежная, но туповатая ученица, отвечающая экзамен. И все это была из-за спокойного взгляда хозяина дома, который смотрел на неё на протяжении всей беседы. Он слушал её чрезвычайно внимательно, хотя казалось, то и дело уходил в свои собственные мысли. Иногда хмурил густые золотистые брови.
Жанне требовалась помощница по дому, так как через несколько недель к ним должны были переехать дочь и сын. Девочка училась в каком-то платном пансионате в Лондоне, но сейчас на неё напала осенняя хандра, и маленькая плакса попросилась домой. Молодой человек был подающим надежды художником и учился с сестрой, но уже заканчивал школу, брал уроки в модной студии.
Жанна гордилась детьми и почти каждую минуту вставляла в свою речь что-нибудь об их выдающихся талантах. Владимир пару раз кивнул, но, кажется, все это ему жутко надоело и уже раздражало. Он все время о чем-то думал.
Неожиданно зазвонил телефон, и Жанна, окутанная волной дорогого парфюма, выпорхнула из комнаты. Кира напряженно сидела в кресле, боясь сделать лишнее движение. Хозяин дома пружинсто поднялся и подошел к окну.
- Вы не против, если я закурю? – спросил он.
- Нет, конечно.
Он достал красивую темно-вишневую трубку, ловко набил её табаком и закурил. Он задумчиво смотрел в окно, выпуская легкие колечки дыма.
- Вам нужна работа? – мягко развернувшись на каблуках, сказал Владимир. – Вы выглядите очень усталой. Плохо спите, как я понимаю…
- Да… то есть нет. Почему вы спрашиваете? –напряглась Кира в мягком кресле.
- Я не люблю бледных женщин. Это ни кого не красит, а тем более такую юную девушку. Круги вон под глазами… Простите мою не учтивость, барышня, - хрипло рассмеялся он, - просто я врач, и сразу могу определить что не так. Вот у вас бессонница да еще и невроз. Вы так напряжены. Расслабьтесь. Есть вас тут не собираются, - все это было проговорено спокойным, менторским тоном, с чуть вкрадчивыми интонациями, как будто он говорил с сопливым ребенком, которого надо было успокоить и отвлечь от гнетущих мыслей.
У него был мягкий, теплый, сочный баритон с бархатистыми переливами. Обволакивающий, нежный водопад сладкого елея. Кира почувствовала, как на её плечи навалилась усталость прошедших дней, и со вздохом откинулась в кресле. Несколько волнистых прядей выбились из тщательно уложенной прически, и она заправила их за ухо.
- Нервы, нервы, нервы… Вам бы отдохнуть на природе, воздухом подышать, поспать хорошенько. Понежиться на солнышке. Это я вам, как доктор говорю.
Солнышко ласково припекало, золотистые пылинки грациозно кружились в тонких лучах, что просачивались в комнату сквозь шторы. Они танцевали, прыгали, искрились.
Кира закрыла глаза, расслабленно положив руки на подлокотники кресла.
Наваждение развеялось, когда в комнату вошла Жанна. Какое-то время она стояла в дверях, задумчивая и даже немного погрустневшая. Она закусила свою пухлую губку белыми зубами и нахмурилась. Но потом она кашлянула, и Кира резко выпрямилась в кресле, ошарашено хлопая ресницами. Владимир так и стоял у окна, наблюдая за бликами солнца. Только вот лицо у него на какое-то мгновение стало злым и мрачным, но потом снова- безмятежным и задумчивым. Он вздохнул и повернулся к жене. Она нежно улыбнулась ему.
- Звонил Сашенька. Они приедут на пять дней раньше. Поэтому я думаю, - она внимательно посмотрела на Киру, - вы нам подходите. Жду вас завтра в восемь утра. С вещами. Ведь вы согласитесь жить здесь? До города добираться далеко. Да и первое время у вас на поездки просто не будет ни сил, ни времени. Мне бы хотелось, чтобы вам было комфортно жить и работать здесь.
- Да, конечно.
Приехало такси, Кира отпаривалась домой. Уезжала она с тяжелым чувством.