Доклад: Язык "падонкаф" или албанский язык. Олбанский язык



План:

    Введение
  • 1 Характеристики
  • 2 История
    • 2.1 Происхождение названия «Олбанский»
    • 2.2 Распространение
  • 3 Мемы
    • 3.1 Превед
    • 3.2 Бобруйск
  • 4 В популярной культуре
  • 5 Возможные прототипы
  • Источники

Введение

«Падонкаффский» , или «олбанский» йезыг - распространившийся в Рунете в начале XXI века стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но нарочно неправильным написанием слов (т. н. эрративом), частым употреблением ненормативной лексики и определённых штампов, характерных для сленгов. Чаще всего используется при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и веб-форумах. Сленг породил множество стереотипных выражений и интернет-мемов, в частности, с ним связывают мем «превед».


1. Характеристики

Жаргон падонков используется уже и в официальных документах (название товарищества)

Основная особенность стиля «падонкаф» заключается в намеренном нарушении норм орфографии русского языка (ориентированных на этимологию) при сохранении графических принципов чтения и в общем той же фонетической последовательности. Из омофонических способов записи в данной позиции выбирается то, которое не соответствует орфографической норме - употребление а вместо безударного о и наоборот, взаимозамена безударных и , е и я , цц или ц вместо тс , тьс , дс , также жы и шы , чя и щя вместо жи и ши , ча и ща , щ вместо сч и наоборот, йа , йо , йу вместо начальных я , ё , ю , взаимозамена глухих и звонких на конце слова или перед глухими (кросафчег ), причём вместо ф в этой позиции может употребляться фф (по образцу старой западноевропейской передачи фамилий вроде Smirnoff ).

Распространено также слияние слов воедино без пробела (ржунимагу ). Иными словами, это «антинорма», основанная на последовательном (или близком к таковому) отталкивании от существующего нормативного выбора написаний (то есть для того, чтобы писать на жаргоне падонков, фактически надо владеть существующей нормой). Кроме того, реже используются средства, нарушающие графические принципы чтения: взаимозамена глухих и звонких не только на конце слова (дафай ), а также твёрдых и мягких (например, медвед ). Последние явления лексикализованы (связаны с конкретными словами).

Помимо этого, язык «падонкаф» включает специфическую лексику - обычно общелитературные слова, которым приписаны особые значения/употребления (жаргон в собственном смысле слова): таково само слово падонок , а также выражения вроде жжош, аффтар, выпей йаду, аццки и т. п.


2. История

Стиль, основанный на нарочито неправильной орфографии, распространился в Интернете стихийно как гротескная реакция на многочисленные орфографические ошибки в интернет-публикациях и репликах. Непосредственным предшественником «олбанского» был жаргон пользователей компьютерной сети фидонет, а конкретно - эхоконференциях TYT.BCE.HACPEM и Ru.punk.rock, а также кащенитов , чья эхоконференция известна примерно с конца декабря 1998 года. Этот феномен Рунета близок популярному в англоязычном Интернете LOLspeak.

Можно предположить, что подобный язык был распространён в России ещё в XIX веке среди молодёжи, стремившейся выделиться. В романе «Кюхля» Ю.Тынянов рассказывает о соседе Кюхельбекера по заключению - юном разудалом князе Оболенском, впоследствии лишённом звания и сосланном в Сибирь, который, несомненно, прекрасно зная русский письменный, писал письма на языке, близком к олбанскому. Вот одно из таких писем:

Дарагой сасед завут меня княсь Сергей Абаленской я штап-ротмистр гусарскаво полка сижу черт один знает за што бутто за картеж и рулетку а главнейшее што побил командира а начальнику дивизии барону будбергу написал афицияльное письмо што он холуй царской, сидел в Свияборги уже год целой, сколько продержат в этой яме бох знает.

Считается, что появление жаргона падонкафф в Интернете произошло благодаря деятельности Дмитрия Соколовского, администратора сайта udaff.com, более известного как «Удав». В 2000 году он начал писать для сайта с говорящим за себя названием fuck.ru и fuckru.net, а потом открыл сайт udaff.com, где публикует свои и чужие тексты, в которых используется туалетный юмор и мат. Согласно самому Соколовскому, первым коверкать слова на сайте fuck.ru начал автор, выступавший под ником Линкси (Linxy). Затем он долгое время поддерживал известный сайт контркультурной направленности down-culture.ru, который в настоящее время не существует. В честь Линкси этот язык первоначально именовался Л-языг.


2.1. Происхождение названия «Олбанский»

Выражение получило массовое распространение в Живом Журнале, когда американский пользователь scottishtiger (американец из Такомы, город Вашингтон, округ Колумбия, шотландского происхождения), увидев текст на русском языке (в этой записи пользователя onepamop ), возмутился, почему на американском сайте livejournal.com кто-то пишет на «непонятном ему языке, и, вообще, что это за язык». Пользователь maxxximus назвал «неизвестный» язык албанским . На следующий день на вопрос «А почему Вы думаете, что комментарии были написаны для Вас?» scottishtiger ответил:

Почему? Это Живой Журнал. Американский сайт, а не албанский. И я же знаю, что Вы говорите на двух языках. Плюс, быть американцем означает, что остальной мир должен подстраиваться под меня. Но это лишь моя точка зрения.

В ответ в русскоязычной части ЖЖ был организован флешмоб Уроки Албанского, который ставил своей целью помочь американцу выучить русский язык. За пару дней scottishtiger получил несколько тысяч комментариев с «уроками албанского» и просто флудом. Пользователю предлагалось извиниться и написать в своем журнале пост (на русском языке) о том, что он уже выучил албанский язык, что scottishtiger , в конце концов, и сделал. Возможно, только потому, что, помимо журнала и почтового ящика, получал огромное количество SMS-сообщений и звонков на свой мобильный телефон.

Первые уроки албанского:

Урок первый. Про букву Х. Х. Это важная албанская буква русского алфавита. С неё начинается ебланское албанское национальное слово «хуй»…

Через некоторое время он снизил активность (в том числе выключил комментарии) из-за непрекращающегося неконтролируемого флуда. В 2010 году журнал был закрыт, в феврале 2011 - уже открыт.


2.2. Распространение

Стиль получил распространение в Интернете, причём нарочитая нецензурность и цинизм стиля отступили, отчего области употребления значительно расширились. Большое распространение жаргон падонков получил с появлением в Интернете блогов, в которых «падонки» оставляли свои «каменты» (комментарии). Жаргон оказал сильное влияние на развитие языковых штампов Живого Журнала, породившего ряд распространённых «каментов», таких как «первыйнах» (первый комментарий), «аффтар жжот», «убейся апстену», «выпей йаду», «йазва» (нечто нехорошее), «зачот», «аццкий сотона» и т. п. В соответствии с описанными нормами, в жаргон были включены также английские слова из общеинтернетовской лексики, элементы сленга и оригинальные выражения.

Предшественником языка падонков является язык кащенитов, особой группы людей, обитавших в эхоконференции Фидонета SU.KASCHENKO.LOCAL. Именно кащениты первыми придумали писать нарочито неправильно. В разное время язык кащенитов менялся, и в Интернет, уже под именем «язык падонков», попала уже устоявшаяся версия языка. В Интернете язык практически не развивался, однако породил множество устойчивых выражений.

Последователем языка падонков можно считать язык Упячки, хотя этот «язык» слишком специфичен: в основном он представляет собой смесь нескольких отдельных слов, не несущих по большей части смысловой нагрузки, например: «Жепь ебрило», «Чочо», «Адынадынадын» и т. д.


3. Мемы

3.1. Превед

3.2. Бобруйск

Особую известность получила падонковская фраза «Ф Бабруйск, жывотнае!». Наиболее вероятная версия происхождения этой фразы - творчество контр-культурного писателя Владимира Сорокина:

Ведь ты же русский? Ты родился в России? Ты ходил в среднюю школу? Ты служил в армии? Ты учился в техникуме? Ты работал на заводе? Ты ездил в Бобруйск? Ездил в Бобруйск? В Бобруйск ездил? Ездил, а? Ты в Бобруйск ездил, а? Ездил? Чего молчишь? В Бобруйск ездил? А? Чего косишь? А? Заело, да? Ездил в Бобруйск? Ты, хуй? В Бобруйск ездил? Ездил, падло? Ездил, гад? Ездил, падло? Ездил, бля?

Владимир Сорокин. Дорожное происшествие.


4. В популярной культуре

Отсылки к жаргону падонков в литературе, музыке, кино - не редкость.

  • Пародийная группа «The Неподарки» исполняет песни на жаргоне падонков.
  • Группа «Аццкая Сотона», пародийный блэк-метал, образовавшаяся по мотивам сетевой легенды, исполняет песни на жаргоне падонков .
  • В песне «Бабушка спросила» группы «Ландыши» есть строки:

Об этом уникальном феномене
Я рассказал Гордону на досуге
Гордон ответил мне на модной фене:
«Жжошь, сцуко!»

  • В произведении Виктора Пелевина Шлем ужаса на языке пАдонкаф разговаривал персонаж S’liff_zoSSchitan . Также, в произведении «Empire V» главный герой, испробовав склянку "Тютчев + албанский source" пишет стихотворение на чистейшем олбанском.
  • В рассказах «Бесы в доме» и «Карьера» фантаста Александра Рудазова языком падонков пользуется гремлин Веня.

5. Возможные прототипы

Переход от ё к йо и от я к йа (йа креведко) представляет собой процесс, отчасти обратный историческому процессу возникновения этих букв: буква «ё» была введена в 1783 г. как замена «іо», а «я» (вернее, её предшественники юс малый и а йотированное) появилась как лигатуры εν и ıa соответственно. Впрочем, фонетическое значение юса малого при его появлении было иным (e носовое, а не ja), а кроме того, йотированные гласные и io использовались и после согласных (где означали один звук), что для языка падонков характерно не всегда.

Фонетически правильная, но орфографически некорректная запись (так называемое «неграмотное письмо») существовала начиная с фонетических изменений XIV-XV вв. (появления аканья, отвердения шипящих, оглушения конечных, упрощения сочетаний), которые сделали возможными графически верные записи, не соответствующие принятой в книжном письме этимологической орфографии (сколь бы широки ни были её нормы в разные периоды до стабилизации русской орфографии в середине XIX века). В бытовой письменности (грамоты, частные письма, граффити), особенно в кругу людей, не связанных с церковью или литературой (пусть даже высокопоставленных), такая графика всегда имела широкое хождение; например, Пётр I писал матери царице Наталье Кирилловне: А я, слава Богу, кроме сего натсажать себя иным не стану и поеду по мере не замешкаф; а Андурския <Гамбургские> карабли ещё не бывали. По сем, радасть моя, зравствуй, а я малитвами твоими жиф . Нарочитого характера, в отличие от языка падонков, такая графика не носит, а обычно связана с неполным владением книжной орфографической нормой; соответственно не ставится и задачи последовательного отталкивания от неё (таким образом, на конце слова при «неграмотном письме» будет гораздо чаще писаться -к , чем -г , в соответствии с реальным произношением, а специальной замены орфографического -к на -г не будет; она возможна лишь в случаях гиперкоррекции).

В белорусском языке принята фонетическая орфография, непосредственно отражающая аканье и некоторые другие фонетические изменения, имеющиеся также и в русском языке (см. Орфография белорусского языка). «О» сохраняется только под ударением, при отсутствии же ударения всегда пишется «А» (малако ), русскому тся/ться соответствует цца (баяцца ), некоторым удвоенным согласным соответствуют одиночные (рускі ) и т. д. Предложения подобных реформ для русского языка выдвигались в начале 60-х XX в, на них появлялись карикатуры в журнале «Крокодил». Белорусская система также основана на фонетическом принципе и не представляет собой нарочитого отталкивания от этимологической.

Пьеса футуриста Ильи Зданевича «Янка круль албанскай», написанная и впервые поставленная в 1916 году , написана на смеси зауми и русского языка, причём в печатном издании русский текст набран нарочито без соблюдения нормативных правил орфографии (с общей ориентацией на фонетическую запись вроде белорусской). Некоторые выдержки из пьесы:

В статье Г.Гусейнова (2000), введшего понятие эрратива, приведены ссылки на сетевые публикации Дмитрия Галковского, который уже в пьесах 1990-х годов широко применял тот стиль, к которому впоследствии стремились авторы сайтов udaff.com и fuck.ru.

Подобное явление имело (и имеет) место в американском английском языке, когда возникали стили и жаргоны с целью упрощения сильно фонетически неадекватного литературного английского - см., например, названия дисков и отдельных песен группы «Slade».


Источники

  1. Протасов П. Журнал П@утина.
  2. Журнал Афиша
  3. TUT.by
  4. Офф. сайт группы аЦЦkaya SoToNa.
  5. Письма и бумаги императора Петра Великого: Т. I. 1688-1701. - СПб., 1887.
  6. Первое издание - Тифлис, «Синдикат», 1918; перепечатана в сборнике: Поэзия русского футуризма. СПб., «Академический проект», 2001 («Новая библиотека поэта»), с. 522-531
  7. .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

" Олбанский язык " . Опыт исследования

Введение

Виртуальная коммуникация породила особый язык виртуального общения, прозванный «олбанским». Его отличительная черта - коверкание русского языка по определенным правилам. Этот особый язык стал постепенно перебираться в повседневную жизнь, тем самым обострив проблему чистоты современного русского языка. Ученые - лингвисты, учителя - языковеды, родители часто упрекают наше поколение в безграмотности, считая главной ее причиной чрезмерное увлечение общением «по-олбански». Но так ли это на самом деле?

Я выдвинула гипотезу: использование «олбанского языка» при общении в интернете не влияет на грамотность учащихся на уроках русского языка.

Цель моей работы - исследование влияния «олбанского языка» на грамотность учащихся 8-9 классов ГУО «Самохваловичская ОСШ».

Задачи работы:

Изучить информацию об особенностях общения подростков через интернет, формах виртуального общения;

Изучить часто употребляемые сленговые выражения и сокращения слов и попытаться выявить особенности их употребления в «олбанском языке»;

Исследовать представления учащихся 8-9 классов и преподавателей ГУО «Самохваловичская ОСШ» по данной проблеме.

Объект исследования: «олбанский язык».

Предмет исследования: влияние «олбанского языка» на грамотность учащихся 8-9 классов ГУО «Самохваловичская ОСШ».

Используемые методы: опрос, мониторинг, метод библиографического анализа.

1. Специфика общения в интернете

учащийся интернет олбанский язык

Коммуникация в интернете - явление сравнительно новое и потому малоизученное. С одной стороны, в интернете можно найти любую информацию на любую тему, в том числе и на тему интернет - общения. С другой стороны, исследования, посвященные этому виду общения, достаточно отрывочны и несогласованны. Тем не менее, опираясь на данные ресурса www.psychology.ru, можно выделить следующие особ енности общения через и нтернет .

Во-первых, это анонимность. Сведения, предоставляемые интернет - пользователем, недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или предоставление ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического риска в процессе общения - раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения.

Во-вторых, это добровольность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

В-третьих, это затрудненность эмоциональной составляющей общения. В то же время наблюдается стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами.

Если говорить о формах виртуального общения , то наиболее известными являются чаты, форумы, электронная почта, ICQ, блоги.

Каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения и предъявляет особые требования к языку, на котором происходит коммуникация. Кроме того, формы сетевого общения различаются не только по режиму интерактивности (Online и Offline), направленности коммуникации (моно - диа- и полилогичные), но и по степени открытости. Можно условно разделить их на «открытые» (доступные для просмотра всеми пользователями сети) и «частные» (предназначенные для конфиденциального общения).

Рассмотрим некоторые из них более подробно. В чатах по большей части практикуется общение ради самого общения. Для них характерны неподготовленные высказывания, где преобладает разговорный жанр, на который, однако, накладывает свой отпечаток специфика обмена репликами в письменной форме. Посредством чата возникла, по сути, новая форма языкового взаимодействия - симбиоз письменной и разговорной речи. Кроме того, быстрота общения в чатах наложила свой отпечаток на объем реплик: высказывания отличаются лаконичностью, средняя длина сообщения составляет 5-6 слов, тогда как объем электронных писем может достигать нескольких страниц текста.

На протяжении последних нескольких лет стали очень популярны блоги , сетевые дневники одного или нескольких авторов, состоящие из записей в обратном хронологическом порядке. Форумы - это место сетевого общения группы авторов, где записи объединены общей темой. Они ориентированы на более отсроченный по времени обмен высказываниями, чем чаты, поэтому реплики участников форума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логичны, закончены и информативны.

Потребность полноценного общения в Интернете вызвала к жизни новые знаковые системы . Невозможность использовать во время коммуникации в интернете стандартные средства передачи эмоций привела к созданию системы так называемых смайликов, с помощью которых может быть выражена достаточно разнообразная гамма чувств. В качестве заменителя модуляций голоса используются также заглавные буквы, которые вне заголовка передают повышение голосового тона.

Зачастую пользователи интернета не утруждают себя развернутыми комментариями, предпочитая расхожие фразы из сетевого жаргона. Если текст понравился, его награждают типовыми похвалами «Жжот!», «ХДДД». Если сообщение показалось скучным - «Facepalm», «Низачот», «Никатит». Такое откровенное коверкание языка - не обязательно признак тотальной безграмотности посетителей блогов и чатов. Как еще передать нюансы своих эмоции - иронию, сарказм, удивление? Вот и прибегают пользователи сети к отклонению от норм орфографии и пунктуации, использованию заглавных букв внутри слов и другим играм с алфавитом (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ).

Основная цель использования такой знаковой системы - экономия времени, отведенного на общение. Это примета современного общества в целом: темп жизни ускоряется с каждым днем, и язык, соответственно, приспосабливается к новым условиям функционирования.

Многие пользователи интернета допускают огромное количество ошибок . Эти ошибки можно разбить на следующие группы.

Неграмотность обыкновенная . Некоторые люди не выучили в школе правила орфографии и попросту не знают, как пишется то или иное слово. Они употребляют трудные для них слова так, как считают нужным, но зачастую их мнение о правильном написании не совпадает с истиной.

Неграмотность нарочитая . Неграмотность в этом случае возведена в ранг достоинства. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся, звонкие согласные меняются на глухие («дарофф»), А на О , Е на И и наоборот («превед»). Именно такое написание является своеобразной визиткой «олбанского языка». Владение «олбанским» показывает принадлежность человека к громадному сообществу интернет - общения. Он становится своим, коверкая русский язык по определенным правилам.

Опечатки . Интернет переполнен опечатками. Такое количество опечаток существует потому, что многие люди не проверяют правильность набранного текста.

2. учащимися 8 -9 классов ГУО «Самохваловичская осш»

Для исследования представлений учащихся о влиянии «олбанского языка» на грамотность мною была разработана специальная анкета. Правила составления подобного типа анкет взяты из учебника социологии под редакцией проф. Елсукова А.Н.

Анкетирование проводилось в 8 «А», 8 «Б» и 9 «А» классах. Всего было опрошено 50 учеников, подавляющее большинство которых - 36 учеников или 72% опрошенных - заявило, что участвует в интернет - общении.

Какие формы общения в интернете ты предпочитаешь?

Электронную почту

31 ученик (8 6 % ) выбрал чат, 3 (1 4 % ) - электронную почту.

Используешь ли ты «олбанский язык» в интернет - общении?

Никогда

В зависимости от ситуации

26 ученик ов (7 2 % ) ответил о «в зависимости от ситуации», 5 - «иногда», 4 (1 1 % ) - « часто » , 1 (3 % ) - « никогда » .

Используешь ли ты «олбанский язык» в устном общении с одноклассниками?

Никогда

В зависимости от ситуации

30 учеников (8 3 % ) ответило «иногда», 4 (1 1 % ) - «часто», 2 (6 % ) - «никогда».

Используешь ли ты «олбанский язык» в общении с родителями и учителями?

Никогда

В зависимости от ситуации

27 (7 5 % ) учеников ответило «никогда», 8 (2 2 % ) - «в зависимости от ситуации», 1 (3 % ) - иногда.

Почему ты используешь «олбанский язык» в интернет - общении?

Это современно (модно)

Это весело

Чтобы взрослые не поняли

Так все делают

Так быстрее

34 ученика (9 4 % ) ответило «так быстрее», 2 (6 % ) - «это весел о».

Применяешь ли ты правила орфографии при общении в интернете?

Никогда

В зависимости от ситуации

35 учеников (9 7 % ) ответили «в зависимости от ситуации», 1 (3 % ) - «всегда».

Применяешь ли ты правила пунктуации при общении в интернете?

Никогда

В зависимости от ситуации

30 (8 3 % ) учеников ответили «в зависимости от ситуации», 6 (1 7 % ) - «иногда».

Какие слова ты чаще всего видоизменяешь?

Плз - пожалуйста.

Позязя - пожалуйста.

Лю тя оч сина - люблю тебя очень сильно.

Мона - можно.

Сё-нить - что-нибудь.

Ку - привет.

Споки ноки - спокойной ночи.

Ток - только.

Мб - может быть.

Спc - спасибо.

Намана - нормально.

How a u - how are you?

Влияет ли использование «олбанского языка» при общении в интернете на твою грамотность на уроках?

32 ученика (8 9 % ) ответило «нет», 4 (1 1 % ) - «не знаю».

Итак, ответы учащихся достаточно категоричны: 89% тех, кто участвует в интернет - общении (или 64% от всех опрошенных - напомню, всего в опросе принимало участие 50 человек), считает, что использование «олбанского языка» не влияет на их грамотность в школе. Вот наиболее распространенные аргументы.

«Я использую сленг в зависимости от ситуации общения, в первую очередь, от того, кем является мой собеседник».

«Сейчас в чатах все разговаривают на «олбанском языке», но в реальной жизни я стараюсь его не использовать».

«Я везде пишу не очень грамотно. Специально ошибок не делаю, но и не слишком из-за них переживаю».

Подобная позиция подтверждается и ответами на предыдущие вопросы. Напомню, что, отвечая на вопросы №6 «Применяешь ли ты правила орфографии при общении в интернете?» и №7 «Применяешь ли ты правила пунктуации при общении в интернете?», 97% и 83% учащихся соответственно выбрали ответ «в зависимости от ситуации».

Наглядные примеры переписки в интернете с соблюдением норм русского языка приведены в ПРИЛОЖЕНИЯХ 2 и 3 .

Такой же четкий ответ дан и на вопрос о причинах использования «олбанского языка» при общении в интернете: «так быстрее» (94% опрошенных). В свою очередь, этот результат подтверждается ответами на вопрос №8 «Какие слова ты чаще всего видоизменяешь?». Приведенные в качестве ответа выражения - это главным образом сокращения слов и словосочетаний.

Для дальнейшей проверки объективности полученных результатов я провела опрос среди 8 учителей - языковедов нашей школы. Вопрос был поставлен следующим образом: «Влияет ли использование «олбанского языка» при интернет - общении на грамотность учащихся на уроках русского, белорусского и английского языка?». Варианты ответа: «да», «нет», «не знаю».

2 учителя (25%) ответили «да», 6 (75%) - «нет».

Заключение

Общение в интернете выделяется многими современными исследователями в особый вид общения со своими специфическими характеристиками : анонимностью, добровольностью контактов и затрудненностью эмоциональной составляющей общения.

Наиболее известными формами виртуального общения являются форумы, электронная почта, ICQ, блоги, чаты.

Посредством чата возникла новая форма языкового взаимодействия - симбиоз письменной и разговорной речи . Основная причина ее использования - экономия времени, отведенного на общение.

При общении в чатах пользователи интернета допускают огромное количество ошибок . Эти ошибки можно разбить на три группы:

неграмотность обыкновенная, неграмотность нарочитая («олбанский язык»), опечатки. Согласно распространенному мнению, именно использование «олбанского языка» является главной причиной снижения грамотности учащихся.

Для проверки этого утверждения мною и было проведено данное исследование.

Анкетирование проводилось в 8 «А», 8 «Б» и 9 «А» классах. Всего было опрошено 50 учеников, подавляющее большинство которых - 36 учеников или 72% опрошенных - заявило, что участвует в интернет - общении. Далее вопросы задавались тем, кто положительно ответил на предварительный вопрос, т.е. 36 учащимся.

Ответы оказались достаточно однозначными.

Ответы на вопрос №5 «Почему ты используешь «олбанский язык» в интернет - общении?» подтвердили предположения авторов ресурса www.psychology.ru о том, что основная причина использования сокращений - экономия времени при общении.

Отвечая на вопрос №9 «Влияет ли использование «олбанского языка» при общении в интернете на твою грамотность на уроках?», 89% тех, кто участвует в интернет - общении, заявило, что использование «олбанского языка» не влияет на их грамотность в школе. Подобная позиция была подтверждена и ответами на контрольные вопросы (№6 и №7).

Для дальнейшей проверки объективности полученных результатов был проведен опрос среди учителей - языковедов нашей школы. 75% учителей также согласилось с утверждением, что использование «олбанского языка» не влияет на грамотность учащихся на уроках.

Таким образом, полученные при исследовании данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности состояния современного русского языка в сфере общения. Проблема грамотности и культура в сети Интернет. Распространение социальных сетей и специфика языка их пользователей. "Олбанский язык" и его популярность для виртуального общения.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2013

    Отличительные черты реального и виртуального общения. Особенности и основные способы общения в Интернете: электронная почта, форумы (ICQ), чаты, социальные сети. Анализ мнения современной молодежи по поводу вреда или пользы общения подростков в Интернете.

    презентация , добавлен 13.05.2013

    Разнообразие видов социального взаимодействия, социальных контекстов участников общения. Формирование речевой способности. Язык как элемент культуры. Функции естественного языка и речи. Контексты вербальной коммуникации. Формы вербальной коммуникации.

    реферат , добавлен 23.12.2014

    Сущность институционального подхода в социологии. Критерии, определяющие качество образования. Результаты прикладного исследования, направленного на анализ оценок качества образования учащимися школ города Челябинска, мотивация обучения в школе.

    дипломная работа , добавлен 14.03.2013

    Психолого-педагогические особенности учеников 9-11 классов. Теоретические особенности понятия "профессиональный интерес". Особенности города Нарьян-Мара в формировании профессиональных интересов учеников. Опрос учащихся 9-11 классов школ № 1 и № 5.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2015

    Язык как основное средство коммуникации современного города. Факторы, влияющие на формирование речи жителей мегаполиса. Анализ влияния урбанизации на специфику городского общения. Роль массовых информационных коммуникаций в жизни современного города.

    реферат , добавлен 19.08.2010

    Массовые коммуникации в обществе и их функции. Влияние социальных факторов на язык. Воздействие информационных технологий на общение. Анализ развития коммуникативных технологий как фактор языковых изменений. Особенности общения в социальных сетях.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2013

    Критерии классификации молодежных субкультурих и их разновидности. Особенности взаимодействия социального работника с представителями молодежи. Особенности культурной компетентности социального работника в области языка и символов молодежных субкультур.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    Особенности социально-психологических взглядов людей разных поколений и классов на понятие престижного социального статуса, возможности и способы его достижения. Составление программы социологического исследования. Анализ анкетных данных опроса.

    реферат , добавлен 18.03.2015

    Специфические черты визуальной социологии, история ее зарождения. Фотография как инструмент исследования в социологии. Определение базовых характеристик метода символического анализа фотографии и опыт его применения в социологических исследованиях.

Способов записи в данной позиции выбирается то, которое не соответствует орфографической норме - употребление а вместо безударного о и наоборот, взаимозамена безударных и , е и я , цц или ц вместо тс , тьс , дс , также жы и шы , чя и щя вместо жи и ши , ча и ща , щ вместо сч и наоборот, йа , йо , йу вместо начальных я , ё , ю , взаимозамена глухих и звонких на конце слова или перед глухими (кросафчег ), причём вместо ф в этой позиции может употребляться фф (по образцу старой западноевропейской передачи фамилий вроде Smirnoff ). Распространено также слияние слов воедино без пробела (ржунимагу ). Иными словами, это «антинорма», основанная на последовательном (или близком к таковому) отталкивании от существующего нормативного выбора написаний (то есть для того, чтобы писать на жаргоне падонков, фактически надо владеть существующей нормой). Кроме того, реже используются средства, нарушающие графические принципы чтения: взаимозамена глухих и звонких не только на конце слова (дафай ), а также твёрдых и мягких (например, медвед ). Последние явления лексикализованы (связаны с конкретными словами).

Почему? Это Живой Журнал. Американский сайт, а не албанский. И я же знаю, что Вы говорите на двух языках. Плюс, быть американцем означает, что остальной мир должен подстраиваться под меня. Но это лишь моя точка зрения.

В ответ в русскоязычной части ЖЖ был организован флешмоб Уроки Албанского , который ставил своей целью помочь американцу выучить русский язык. За пару дней scottishtiger получил несколько тысяч комментариев с «уроками албанского» и просто флудом. Пользователю предлагалось извиниться и написать в своем журнале пост (на русском языке) о том, что он уже выучил албанский язык, что scottishtiger , в конце концов, и сделал. Возможно, только потому, что, помимо журнала и почтового ящика, получал огромное количество SMS-сообщений и звонков на свой мобильный телефон.

Первые уроки албанского:

Урок первый. Про букву Х. Х. Это важная албанская буква русского алфавита. С неё начинается ебланское албанское национальное слово «хуй». Слово в народе любимо и часто употребимо. …
А - самая важная буква Алфавита. C нее начинается название не менее ебланской страны чем Албания - а именно Америка.

Через некоторое время он снизил активность (в том числе выключил комментарии) из-за непрекращающегося неконтролируемого флуда , а потом и вовсе прекратил свое существование (решение удалить свой блог к акции «Учи албанский» отношения не имело). На данный момент блог scottishtiger восстановлен старым владельцем, хотя и начат с чистого листа (то есть все старые записи удалены). Изначально выражение «учи албанский» никакого отношения к так называемым «падонкам » не имело, оно было заимствовано позже.

Албанский в блоге Мадонны

Выучить «албанский» также призывали Мадонну , после того как она, используя программу-переводчик, поприветствовала своих русских фанатов , назвав их «вентиляторами» (англ. fan - вентилятор/веер/фен, болельщик/фанат):

Для моих русских вентиляторов. Я хочу лично приветствовать вас к моему blog. Я люблю вас ванты! Вы самые лучшие! Не забудьте купить мои новые исповеди альбома на поле танцульки. Выразьте. Не подавите. Я замечал ваше присутствие здесь. Я вспомню ваше мягкосердечие.

Позже ей помогли исправить перевод.

Исторические совпадения

История

Стиль, основанный на нарочито неправильной орфографии, распространился в Интернете стихийно как гротескная реакция на многочисленные орфографические ошибки в интернет-публикациях и репликах. Считается, что появление жаргона падонкафф в интернете произошло благодаря деятельности Дмитрия Соколовского, администратора сайта udaff.com, более известного как «Удав». В 2000 году он начал писать для сайта с говорящим за себя названием fuck.ru и fuckru.net, а потом открыл сайт udaff.com, где публикует свои и чужие тексты, в которых превалируют секс, еда и испражнения, а также широко используется мат . Согласно самому Соколовскому, первым коверкать слова на сайте fuck.ru начал автор, выступавший под ником Линкси (Linxy). Затем он долгое время поддерживал известный сайт контркультурной направленности down-culture.ru, который в настоящее время не существует. В честь Линкси этот язык первоначально именовался Л-языг.

«Албанским» его стали именовать после интернет-флэшмоба, спровоцированного американским пользователем Живого журнала , имевшего неосторожность спросить русскоязычного пользователя ЖЖ, «что это за язык», на котором тот ведёт записи на страницах своего онлайн-дневника, а затем потребовать от него, чтобы тот вёл записи по-английски на том основании, что Живой журнал, мол, - это «американский сайт». Данный пост в сообществе быстро набрал огромное количество комментариев, большая часть из которых была откровенно саркастического содержания (в том числе знаменитый ответ на вопрос американца про язык упомянутого дневника - «албанский»). Русские пользователи ЖЖ в рамках флэшмоба также стали оставлять множество подобных комментариев к постам американского автора, и в конечном итоге он был вынужден временно удалить свой журнал.

Предшественником языка падонков является язык кащенитов, особой группы людей, обитавших в эхоконференции Фидонета SU.KASCHENKO.LOCAL. Именно кащениты первыми придумали писать нарочито неправильно. В разное время язык кащенитов менялся, и в Интернет, уже под именем «язык падонков», попала уже устоявшаяся версия языка. В Интернете язык практически не развивался, однако породил множество устойчивых выражений.

Последователем языка падонков можно считать язык Упячки , хотя этот «язык» слишком специфичен: в основном он представляет из себя смесь нескольких отдельных слов, не несущих по большей части смысловой нагрузки, например: «Жепь ебрило», «Чочо», «Адинадинадин» и т. д.

Распространение

Стиль получил распространение в Интернете, причём нарочитая нецензурность и цинизм стиля отступили, отчего области употребления значительно расширились. Большое распространение язык падонков получил с появлением в интернете блогов , в которых «падонки» оставляли свои «каменты» (комментарии). Жаргон оказал сильное влияние на развитие языковых штампов Живого Журнала , породившего ряд распространённых «каментов», таких как «первыйнах» (первый комментарий), «аффтар жжот», «убейся апстену», «выпей йаду», «зачот», «аццкий сотона» и т. п. В соответствии с описанными нормами, в жаргон были включены также английские слова из общеинтернетовской лексики, элементы сленга и оригинальные выражения.

В настоящее время жаргон «падонков» постепенно переходит из виртуальной жизни в реальную. Все чаще его можно встретить в рекламе и на витринах магазинов (не говоря уж про граффити). И даже в заголовках аналитических статей, напр.: Среди сторонников чистоты речи сленг крайне непопулярен и подвергается обструкции .

В популярной культуре

Отсылки к жаргону падонков в литературе, музыке, кино - не редкость.

  • Пародийная группа «The Неподарки» исполняет песни на жаргоне падонков.
  • В песне «Бабушка спросила» группы «Ландыши » есть строки:

Об этом уникальном феномене
Я рассказал Гордону на досуге
Гордон ответил мне на модной фене:
«Жжошь, сцуко!»

  • В произведении Виктора Пелевина Шлем ужаса на языке пАдонкаф разговаривал персонаж S"liff_zoSSchitan .

Возможные прототипы

Переход от ё к йо и от я к йа представляет собой процесс, отчасти обратный историческому процессу возникновения этих букв: буква «ё» была введена в 1783 г. как замена «іо», а «я» (вернее, её предшественники юс малый и а йотированное) появилась как лигатуры εν и ıa соответственно. Впрочем, фонетическое значение юса малого при его появлении было иным (e носовое, а не ja), а кроме того, йотированные гласные и io использовались и после согласных (где означали один звук), что для языка падонков характерно не всегда.

Фонетически правильная, но орфографически некорректная запись (так называемое «неграмотное письмо») существовала начиная с фонетических изменений XIV-XV вв. (появления аканья, отвердения шипящих, оглушения конечных, упрощения сочетаний), которые сделали возможными графически верные записи, не соответствующие принятой в книжном письме этимологической орфографии (сколь бы широки ни были её нормы в разные периоды до стабилизации русской орфографии в середине XIX века). В бытовой письменности (грамоты, частные письма, граффити), особенно в кругу людей, не связанных с церковью или литературой (пусть даже высокопоставленных), такая графика всегда имела широкое хождение; например, Пётр I писал матери царице Наталье Кирилловне : А я, слава Богу, кроме сего натсажать себя иным не стану и поеду по мере не замешкаф; а Андурския <Гамбургские> карабли ещё не бывали. По сем, радасть моя, зравствуй, а я малитвами твоими жиф . Нарочитого характера, в отличие от языка падонков, такая графика не носит, а обычно связана с неполным владением книжной орфографической нормой; соответственно не ставится и задачи последовательного отталкивания от неё (таким образом, на конце слова при «неграмотном письме» будет гораздо чаще писаться -к , чем -г , в соответствии с реальным произношением, а специальной замены орфографического -к на -г не будет; она возможна лишь в случаях гиперкоррекции).

Источники

Ссылки

Публикации

  • Лера Жан. ЭФФЕКТ «ПРЕВЕД». // Журнал «Я» , № 7 (31) 27 марта - 9 апреля, 2006. Статья, полностью раскрывающая историю создания картинки с «ПРЕВЕД»ом. Интервью с авторами.
  • Сергей Вильянов «Полный превед» // «Компьютерра» , № 11 (631), 21 марта 2006.
  • Гасан Гусейнов «Берлога веблога». Введение в эрратическую семантику // «Говорим по-русски» , март 2005 - первая попытка определить культурную функцию «языка падонков» (которых автор также неточно называет «гоблинами» и «удавами»). Впервые предложен термин для определения типичного для «языка падонков» словоискажения - эрратив. Впервые в бумажной печати тема эрративов рассмотрена в статье:
  • Гасан Гусейнов Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей // НЛО, № 43, 2000
  • А. Вернидуб «У языка есть афтар» // «Русский Newsweek» , № 17 (47), 16-22 мая 2005 - первая статья о «языке падонков» в бумажной прессе. Весьма точно отражает историю и происхождение языка.
  • П. Протасов. «П@утина, выпуск 25» // Русский журнал , 23 мая 2005 - статья о роли Фидонета в возникновении «языка падонкаф».
  • С. Белухин. «Аффтары сказали Newsweek’у своё „кг/ам“» // Ytro.Ru, 17 мая 2005. Изобилует неточностями и неоправданными обобщениями.
  • С. Голубицкий «„Креатифф“ и Bit Torrent» // «Компьютерра» , № 21 (593), 7 июня 2005.
  • «Арфаграфия или Аффтар, пеши ищо!» // «Лучший Город», статья о том, что русский язык велик и могуч.
  • Игорь Белкин, Александр Амзин. «ПОЛНЫЙ ПРЕВЕД» , Лента. Ru, 28 февраля 2006. // Интернет-сленг все чаще выходит за пределы виртуального пространства.

Введение.

Актуальность выбранной для исследования темы и личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.

Современные школьники, в том числе и я - активные пользователи интернета, в частности, социальных сетей, различных форумов, блогов. Очень часто, читая публикации и комментарии, сталкиваешься с искаженными словами и выражениями, многие из которых совершенно непонятны («превед», «аффтор жжот», «фтопку», «ржунимагу», «ИМХО», «в Бабруйск, жывотное!» и др). Такие варианты написания обладают частотностью и системностью, с их использованием активно создаются тексты, ведутся диалоги и переписка. Этот своеобразный язык имеет свое название («олбанский»), свою историю, сайты и даже свой манифест (так называемый «манифезд антиграматнасти»). Писать на «олбанском» стало очень модно, особенно в молодежной среде, хотя многие школьники, активно употребляющие варианты «олбанского» написания ничего не знают об этом явлении. Возникает проблема: в школе мы стараемся соблюдать нормы орфографии и грамматики, пишем, как требуют учителя, а в интернете – отступаем от орфографических правил, чтобы не выглядеть белой вороной или не показаться несовременным, тем более что слова на «олбанском» очень прилипчивые, не захочешь, а запомнишь и напишешь сам. Я решила изучить это явление, чтобы понять, что это: безобидная игра или серьезная угроза нашему языку, ведущая к потере грамотности.

Объект исследования.

Слова и выражения «олбанского языка».

Предмет исследования.

Влияние «олбанского языка» на современный русский литературный язык.

Гипотеза.

Если я исследую причины, историю возникновения, правила, по которым существует современный интернет-язык, то смогу дать свою оценку этому явлению. «Олбанский язык» негативно влияет на орфографическую грамотность школьников.

Цель.

Определить собственную позицию по поводу использования интернет-языка и оценки возможных последствий его употребления.Выяснить, влияет ли активное использование «олбанского» на орфографическую грамотность школьника.

Задачи работы.
1. Изучить причины и историю создания «олбанского языка».

2. Выявить особенности этого языка.

3. Собрать словарик «олбанских» слов и выражений.

4. Рассмотреть неоднозначные точки зрения на существование и использование интернет-языка.

5. Провести лингвистический эксперимент.

5. Сделать выводы об этом явлении.

Методы исследования.

Теоретические: исследование, анализ, обобщение.

Практические: наблюдение, сравнение, эксперимент.

Глава 1. Информация о языке.

1.1. История возникновения олбанского языка.

В 2004 г. в своем блоге в Живом журнале один из пользователей выложил фотографии, сопроводив их подписями. Другой пользователь, американец, заинтересовался фотографиями и текстами к ним и спросил, почему в международной системе livejournal.com кто-то пишет на непонятном ему языке и что это за язык. В ответ он получил: «Это албанский». К диалогу подключилась русскоязычная часть Живого журнала, которая устроила акцию, в результате чего американец получил бесчисленные комментарии с призывом «учить албанский». Благодаря этой истории в обиход вошло название «албанский язык». Под албанским понимается специфический русский язык, который используется в интернете. Для него характерны нарушения правил орфографии, но нарушены они таким образом, что слово, написанное необычным способом, звучит привычно, поэтому и закрепилось искаженное название «олбанский». По мнению некоторых лингвистов, такое название закрепилось из-за созвучия со словом "болван". Ведь первоначально остроумные и хорошо знающие грамматику пользователи Интернета весело пародировали многочисленные ошибки и опечатки, которые наводнили самые различные сайты и в первую очередь те, на которых есть возможность живого обмена мнениями. Это история возникновения названия, а само явление зародилось еще в конце 90-х годов.

1.2. Причины возникновения и распространения.

По мнению лингвистов и психологов, можно выделить следующие причины возникновения «олбанского» интернет-сленга:

Желание отдельной группы закрыться от окружающего мира. Особой формой общения они выражают свой протест не только против языковых, но и против социально-общественных норм;

Установка на создание раскованной атмосферы общения;

Желание выразиться оригинально, модно, ярко;

Следование моде, желание быть таким, как все;

Желание создать нечто новое, свое, личное;

Желание молодежи выговориться, произвести так называемую эмоциональную «разрядку» во время агрессий или стрессовых ситуаций;

Интернет-сленг, по мнению людей, которые его употребляют, экономичнее и удобнее, чем литературный язык. Сленг, в отличие от нормы, способен ярче, гибче и конкретнее выразить мысль;

Активное использование SMS (принято сокращать слова и выражения, используя аббревиатуры, что характерно и для интернет-сленга);

Олбанский язык – письменная разговорная речь - может объединить возможности письменной речи (общение на расстоянии) и устной (яркая эмоциональность).

1.3. Этапы развития интернет-языка.

М ожно выделить несколько этапов развития этого лингвистического явления:

Массовое освоение Интернета русскоязычным контингентом, во время которого допускаются многочисленные ошибки.

У многих грамотных пользователей это вызвало негативную реакцию. Но, у «новой орфографии» появились сторонники. Аргументы:

Грамотно писать долго (надо учитывать, что Интернет был исключительно «текстовым», никаких скайпов и лайков). Написать «Дарова» (6 символов) - быстрее, чем «Здравствуйте» (12 символов).

При печатании по принципу «пишу, как слышу» не тратится время на проверку грамотности.

Грамотные люди развернули кампанию под названием «стеб». Именно на этом этапе появились всякие слова типа «кросавчег» , «выпей йаду» , «креведко» , «аффтар жот» и т.д.

- Явление стало популярным. Его поддержали не очень грамотные школьники; взрослые люди, тоже имеющие проблемы с грамотностью; сторонники «экономии»; «текстовые панки», для которых неграмотность - форма протеста против «ханжества и лицемерия» общества; «модники», которые поддерживают все, если «это сейчас модно»; люди, просто испытывающие желание иногда похулиганить.

1.4. Правила «олбанского языка».

На первый взгляд «олбанский» отличается от русского лишь обилием орфографических ошибок. Но ошибки эти намеренные, а не случайные. Правила орфографии нарушаются таким образом, чтобы слово, написанное необычным способом, звучало привычно. Проанализировав слова, можно выявить правила, по которым оформляется «олбанское» письмо.

-«и» в безударном положении превращается в «е», «а» в «о»: прИвет – прЕвед, крАсавчик – в крОсавчег;

Меняются местами безударные «о» и «а», «и» и «е»: девАчкО, блАндинкО, смИшно;

Вместо «тс» и «тьс» употребляются «цц»: деруЦЦа, смеяЦЦа;

- «жи» - «ши» переходят в «жы» - «шы»: жЫвотное;

- «щ» заменяется на «сч» и наоборот: еСЧо, Щастье;

- «я», «ю» меняются на «йа», «йу»: ЙАд, пачитаЙУ;

Глухие согласные в конце слова и перед другими глухими согласными в середине слова превращаются в звонкие: пуШкин - пуЖкен, участниК - учаснеГ;

Суффикс «чик» в суффикс «чег»: стульЧЕГ.

Слияние слов: ниасилил.

1.4. Сфера употребления.

Наиболее часто «олбанский» используется при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и форумах. На сегодняшний день существуют разнообразные социальные сети, общение в которых является ведущим средством коммуникации: «Вконтакте», «Мой Мир», «Одноклассники», «Facebook». Кроме того, этот язык постепенно переходит из виртуальной жизни в реальную. Все чаще его можно встретить в рекламе, на витринах магазинов, отдельные фразы можно иногда услышать на ТВ или радио, прочитать в журналах и газетах.

1.5. Особенности «олбанского языка».

После анализа интернет-текстов и реплик были выявлены следующие особенности:

Форма существования «олбанского языка» - письменная;

Главный принцип – «как слышу, так и пишу», с незначительными отклонениями;

На уровне лексики можно отметить бедность «олбанского языка», состоящего в основном из устойчивых выражений. Кроме того, наблюдается многозначность: многие выражения имеют по нескольку значений, часто очень далеких друг от друга, например: «как страшно жить» в значении прямом и переносном («надоела ваша тема, переключитесь»). Обилие просторечной лексики;

На уровне морфологии можно увидеть следующие закономерности: часто используюся наречия со значением оценки, наречия в функции междометия («гламурно», «готично»), глаголы в повелительном наклонении («пеши есчо»), употребление глаголов в третьем лице вместо первого(«бьеццо в истерике»), несогласование глагола и существительного «киса абиделось»), звукоподражательные слова в несвойственном им значении («кисакуку» в значении «неадекватно»);

На уровне синтаксиса наблюдается однообразность и бедность предложений, чаще всего состоящих из подлежащего, сказуемого и редко дополнения и обстоятельства. Используется много назывных предложений и предложений с обращениями, которые не выделяются запятыми. Очень много восклицательных предложений (выражение оценки).

Подведем предварительные итоги: что же представляет собой «олбанский язык»?

Почти все лигвисты сходятся во мнении о том, что основным принципом его создания была игра и что игры подобного рода уже были в истории русского языка. М.Кронгауз говорит в одном из интервью: « Я приводил пример известных лингвистов, которые играли в такую игру. Они предлагали своим коллегам записывать слова с максимально возможным количеством ошибок, не влияющих на произношение, например, «озпиранд». Если читать его по правилам русского языка, оно читается как неправильная запись «аспирант». То есть максимально неправильная запись этого слова, это то, что в школе называется орфограмма. Надо выделить все орфограммы и сделать в каждой орфограмме ошибку. Так вот оказалось, что лингвисты в это играли, но они с помощью этой игры не ставили целью общаться. А в начале 20 века Илья Зданевич написал произведение «Янко Круль Албанскый», где экспериментировал с написанием слов».
В лингвистических терминах «олбанский» язык - это сленг. Он не развивается, происходит только закрепление существующих слов и выражений. Лингвист Александр Бердичевский считает, что для определения сути «олбанского языка» подходит понятие, введенное британским лингвистом Майклом Хэллидеем, - «антиязык». Свое мнение по поводу «олбанского языка», по нашей просьбе, высказал забайкальский поэт, прозаик и журналист Максим Стефанович. С его точки зрения «Олбанский» язык – это абсолютно никакая не новинка в языковой системе. «Олбанский» язык является проявлением сленговой культуры, берущей своё начало в неосознанном желании людей создать свою собственную систему координат в противовес уже существующей. Сленг - это всегда протестное явление. Никто и никогда не говорит на сленге, он лишь используется в отдельно взятых случаях и ситуациях как средство опознания по типу «свой-чужой» и как способ самоутвердиться в своих или чужих глазах как уникальная и непохожая на других личность. Сленг – это часть некой субкультуры. Рассматривать оба этих понятия в отрыве друг от друга невозможно. Приобщение к сленгу характерно людям ведомым, чувствующим

необходимость примкнуть к основной массе носителей сленговой культуры. Это не язык, как таковой, а лишь форма коммуникативного приспособления в одной и той же среде, своеобразная словесная игра и словесный жонгляж, способ развлечься и получить удовольствие от самой игры в «мальчишей-кибальчишей». «Олбанский» язык, как и любая иная форма сленга, держится на ассоциативной привязке к чему-то «новому», «необычному», «крутому», «модному» и «прикольному». Люди, применяющие в своём общении друг с другом сленг, испытывают настоящее удовольствие, которое они получают в момент встречи с этим языковым явлением. Человек запоминает это «шоковое удовольствие» и хочет разговаривать на сленге. Максим Кронгауз считает, что «Олбанский» следует отличать от языка «падонков», так как в последнем присутствуют матерные слова и выражения, чего не скажешь об «олбанском».

Глава 2. Неоднозначные точки зрения на «олбанский язык» как явление.

Изучив различные источники, мы увидели совершенно различные мнения по данному вопросу: от крайне отрицательных до положительных. Представим некоторые из них.

2.1. Положительные оценки существования и использования интернет-языка.

Виталий Костомаров, академик Российской академии образования, президент Института русского языка и литературы им. А.С.Пушкина, член совета Федеральной целевой программы по русскому языку, считает, что с русским языком все в порядке, он развивается по своим сокровенным внутренним законам, и никаких угроз от интернет-сленга для языка нет, ведь идет поиск новых возможностей орфографии. Ныне действующий свод правил орфографии и пунктуации, утвержденный в 1956 году, перестал удовлетворять молодежь. Она и выдумала своеобразную лингвистическую игру. Молодые люди сознательно нарушают правила, они ведут любопытный поиск. В. Костомаров высказывает предположение о том, что многое можно пересмотреть безо всякой потери для языка. Например, пишем - «цыпленок», «цирк», но произношение - одинаково твердо. Вполне можно упростить, исключив «и» после «ц». «Позволю себе сравнить правила орфографии и пунктуации, скажем, с правилами дорожного движения. Незнание последних может привести к трагедии. А правила орфографии? Если кто их не знает, то над ним разве что посмеются. В то же время правила дорожного движения, при желании, можно выучить и за неделю. А вот правила орфографии и пунктуации у нас учат 10 лет и все равно знают скверно. Пора задать вопрос: в чем тут дело? Видимо, что-то мешает их усваивать? «Олбанский язык» как раз и указывает на то, что идет поиск более рациональных правил», - делает вывод академик В.Костомаров.
Литературный критик Вячеслав Курицын тоже не видит ничего страшного в использовании «олбанского языка», говоря о том, что, в сущности, это поэзия, радостное детское желание играть со словом и такой легкости обращения с языком можно только позавидовать.

2.2 Нейтральные оценки существования и использования «олбанского языка».

Первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев придерживается нейтральной позиции: «Контролировать изучение в стране этого «альтернативного» русского языка, использующегося в интернете, невозможно. Я думаю, что с этим надо считаться, как минимум. Эта языковая среда может нравиться или не нравиться, кто-то может говорить, что это изменение норм и правил русского языка, но это существующая, развивающаяся языковая среда, которая, кстати сказать, все-таки основана на русском языке".

Максим Стефанович считает, что пугаться этого явления не стоит. Как любой сленг, «олбанский язык» очень скоро заменится чем-то иным, другой формой общения, поскольку фактор привыкания и синдром «заезженной пластинки» неизбежно сделают своё дело. Некоторые ошибочно относят носителей сленговой культуры к «малообразованным недоумкам». Такие, несомненно, встречаются в сленговом сообществе, но, как правило, сленг не является показателем интеллекта человека. Наоборот – он говорит об особенном типе сознания личности и характере человека.

Мнение Анатолия Вассермана тоже является интересным. Он придерживается позиции, что «олбанский язык» как субкультура интернета не опасна для языка, для культуры в целом, а гораздо опаснее, по его мнению, излишний пессимизм.

2.3. Отрицательные суждения на проблему существования и использования «олбанского языка».

Писатель Михаил Лифшиц считает, что «олбанский язык» - это продолжение малограмотной речи. Пользоваться этим «новоязом» удобнее и проще, чем правильным русским языком. Для простых мыслей, которые этим языком выражаются, иногда и буквы не нужны - достаточно плюсов, цифр, скобок. И агрессию легко показать, и мат легко вставить. «Если человек до 25 лет не понимает «олбанского языка», то он отстал от жизни, а если после 25 лет человек пользуется этим языком, он… не повзрослел».

Молодые люди, которые предпочитают изъясняться на «олбанском», себя обкрадывают, считает Марина Дегтярева, доктор филологических наук. «Невозможно ежедневно писать "превед" и "медвед", а потом с легкостью перейти на научный стиль реферата или диплома. Невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью речевых клише, а потом, когда того потребуют обстоятельства, заговорить красиво, грамотно, свободно. Человек с глазами, намозоленными "ашипками", не воспримет всю прелесть классической литературы. И, конечно, нельзя будет ждать от него грамотности при письме. Коверканье слов неизбежно усугубит ситуацию с грамотностью. Рука, привыкшая к неправильному написанию, потом автоматически "выдаст" ошибку. Кому-то это может стоить и кАрьеры"

Марина Дегтярева считает, что «бить в колокол» просто необходимо. Если на уроках русского языка подростки еще как-то стараются контролировать свое письмо, то на других уроках их тексты чудовищно безграмотны. Мало того, у них формируется мнение, что грамотность – это атавизм, потому что они вполне сносно понимают друг друга, когда пишут на «своем» языке. Орфография тянет за собой грамматику. Не в лучшую сторону изменился и синтаксис. Таким образом, игра с русским языком и речью ведет к серьезным последствиям: разрушению грамматической системы русского языка и к поголовной безграмотности среди молодежи.

Подавляющее большинство учителей и преподавателей ВУЗов единодушны в своем мнении и говорят об интернет-сленге как об очень агрессивном явлении, ведь неправильный образ слова расшатывает представление о норме, особенно у тех, у кого с этим и так не все в порядке. Дети будто живут в ситуации двуязычия: в Интернете пишу как хочу, а в школе (если получается) – как требуют.

М.Кронгауз, серьезно занимающийся проблемой «олбанского языка», считает, что интернет-порча орфографии - это игры очень грамотных людей - интеллектуалов. Но эти игры выгодны неграмотным людям. А неграмотных, как известно, больше, поэтому правила орфографии могут быть утеряны безвозвратно. Проблема в том, что дети эпохи интернета читают с экрана больше, чем с бумажного листа. Это означает, что у поколения, выросшего в эпоху популярности интернет-сленга не сформирован единый графический облик слова и вариативность написания слов для них естественна, а значит, это поколение неграмотно. Страшно, что писать неграмотно сегодня не стыдно. Хорошо, если этим языком пользуется человек со сложившимися навыками грамотного письма, для него это действительно игра. А для детей использование интернет-сленга грозит тем, что постепенно он станет для них нормой, и мы получим совершенно неграмотное поколение.

Надо сказать и о том, что далеко не все интернет-сообщество перешло на «олбанский». В течение последних лет прошло несколько акций, смысл которых объединяет девиз: «Я умею говорить по-русски!». Таблички «Пишу по-русски», «Аффтарам» просьба не беспокоить», «Хочу читать тексты на правильном русском языке» украсили многие дневники живых журналов и персональные странички пользователей социальных сетей.

Итак, мы убедились, что мнения самые разные. Подведем некоторые итоги. Сторонники «олбанского языка» выдвигают следующие аргументы в пользу этого явления:

Практикуя «олбанский язык», его носители находят неожиданные сочетания и написания, что развивает язык и подсказывает его дальнейший путь развития. Такой эксперимент уже был: футуристы в начале ХХ в. экспериментировали с языком и очень вольно с ним обходились, например, Велимир Хлебников;

- «олбанский язык» - всего лишь игра, позволяющая отдохнуть от повседневных дел и забот. Ничего страшного в этой игре нет;

- «олбанский» предоставляет значительно больше возможностей для выражения эмоционального состояния;

Часто употребление «олбанского» вызывает комический эффект, что очень забавно;

Писать вне правил значительно проще, это раскрепощает, так как человек не боится сделать ошибки и значительно точнее и полнее выражает свои мысли.

Противники приводят следующие доводы:

Футуристы создавали новые слова и неожиданные сочетания слов с целью изменения взгляда читателя на мир. В чем смысл использования «олбанского»? Посмеяться? Поиграть? Их произведения были произведениями искусства, то есть имели цель – создать образ;

Если играет взрослый образованный человек, то ничего страшного в этом нет: он всегда знает, где границы игры. А если играет ребенок или подросток? Это опасно;

Эмоции и экспрессия в «олбанском» в основном сводится к двум состояниям: хорошо или плохо. Нет оттенков для выражения эмоций;

Письмо без правил – основная причина нарушения коммуникативной функции языка (старшее поколение не понимает младшее).

Глава 3. Практическая часть. Проведение эксперимента.

Эксперимент проводился среди учащихся 7 класса. Вначале испытуемым было предложено несколько вопросов:

Знаете ли вы, что такое «олбанский язык»?

Пользуетесь ли вы при переписке в интернете искаженными словами типа «превед», «красавчег», «жжот» и т.п.?

Как часто вы общаетесь в интернете (каждый день, 1-2-раза в неделю, очень редко).

Результаты опроса представлены в диаграмме.

Таким образом, опрос показал, что никто из учащихся не слышал об «олбанском языке», но чел. активно используют «олбанизмы». семиклассников общаются ежедневно, 1-2 раза в неделю, а - очень редко.

После опроса участников эксперимента попросили написать небольшой диктант. С диктантом справились на «5» - чел., на «4» - , на «3» - , на «2» -

Затем испытуемым был предложен тот же текст, но уже на «олбанском» - с искажениями. Ребята должны были писать его ежедневно в течение 5 дней. На 6 день им вновь был продиктован тот же текст, семиклассники должны были записать его на правильном русском.

Результаты первого и второго диктантов представлены в таблице.

Результаты проверки показали, что орфографическая грамотность ухудшилась у участников, у осталась на прежнем уровне. С текстом хуже справились ребята, у которых слабые орфографические навыки. В словах, которые они в течение 5 дней писали с искажениями, были допущены ошибки. Дети с хорошо развитыми орфографическими навыками отмечали, что писали медленнее, чем обычно, им приходилось останавливаться и думать, как пишется слово, в то время как раньше они это делали автоматически. Эксперимент показал, что «олбанский язык» негативно влияет на грамотность учащихся.

Заключение.

Итак, в работе мы попытались проанализировать речь пользователей социальных сетей, различных форумов. Выявлено, что «олбанский язык» используется в речи представителей разных возрастных групп (11-45 лет) и служит для общения, оценки и как экспрессивное средство выразительности. Из приведенных примеров ясно, что точки зрения на это явление весьма неоднозначны. Одно становится для меня совершенно понятным: языком следует пользоваться очень осторожно, необходимо научиться разграничивать различные по стилистической окраске лексические пласты, правильно выбирать языковые средства, адекватные конкретной ситуации общения, учитывать при этом «фактор адресата», для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь. Считаю, что «олбанский язык» нельзя «выпускать» из интернета в реальную жизнь. Запрещать его бесполезно, ведь запрет рождает только раздражение и агрессию. Но бороться с ним можно и нужно. Прежде всего, это должна быть борьба с самим собой, которая проявляется в стремлении к самосовершенствованию. Необходимо читать настоящую поэзию, настоящую прозу, только тогда можно будет ощутить всю красоту нашего прекрасного языка и уж точно не захочется его коверкать.

Данная работа потребовала от меня изучения большого числа источников с разными мнениями людей, но эта работа была проделана не напрасно. Она заставила меня изучить языковое явление, которое существует в настоящее время и вызывает у людей жаркие споры. Это подчеркивает актуальность рассматриваемого вопроса, а также его значимость для современного поколения, ведь именно от нас зависит, как будет развиваться наш язык.

Моя исследовательская работа не означает окончание исследования современного интернет-языка, интересно будет проследить его дальнейшую историю, будет ли «олбанский язык» использоваться еще несколько лет, или же утратит свое существование, возможно, на смену ему придет какой-то новый «язык», ведь в современном мире все очень быстро меняется.
Материалы работы могут быть использованы учителями русского языка и классными руководителями для проведения уроков, дискуссий и классных часов по проблемам современного русского языка. Работу можно использовать для оформления школьных стенгазет или для написания статьи в районную газету «Петровская новь», ведь материал этот очень интересен не только для молодежи, но и более старшего поколения. Словарик «олбанских» слов и выражений я планирую оформить в виде буклета и раздать ребятам, возможно, они пересмотрят свое отношение к этому явлению, ведь словарь этот так похож на немудреный словарь Эллочки Людоедки из «12 стульев» И. Ильфа и Е.Петрова, которой, как известно, для общения хватало всего тридцати слов и которая выглядит смешно и жалко.

P . S . В одном из пунктов Американской военной доктрины есть указания на счет системы образования. В ней говорится, что разрушение системы образования есть одна из составляющим успешной победы над Врагом. И если Американские военные так серьезно выделяют этот пункт, то любому государству стоит задуматься над его "фундаментом" - культурой и ее наследием для будущих поколений.

Приложение 1.

Словарик «олбанских» слов и выражений.

Аффтар жжот - Выражает восхищение, один из наиболее известных штампов.
Аццкий (от «адский») - обычно по-адски хороший, сильный.

«Выпей йаду» - низкая оценка творчества автора.
Жызненна - положительная оценка, подчеркивающая жизненность ситуации.
Зачот - высокая положительная оценка.

Йа - я (личное местоимение).
Кросафчег - восхищение одушевленным предметом обсуждения с элементом иронии.
Моск - мозг.
Нипадеццки - «очень», «по-серьезному», наречие. Используется для усиления выражения.

Пацталом - говорит о том, что читатель от смеха упал под стол и в данный момент пишет из-под него.
Ржунимагу - комментарий к смешному или нелепому посту/комментарию.
Убейсибяапстену - низкая оценка творчества автора.
Фтопку - крайне отрицательная оценка.
Хундерстандить (от англ. understand - понимать) - понимать по-албански, в совершенстве владеть албанцким изыком.
Ще десь? - вопрос «Еще здесь?».
Ъ -символ албанского языка, который нуждается в отдельном выделении. Обозначает истинность, реальность, неподдельность чего-либо. Используется отдельно: «Ъ!!!» - «я поражен, у меня просто нет слов от переполняющих меня чувств», либо как окончание в некоторых словах (например, «йа плакалъ»), что подчеркивает их усиленную эмоциональную нагрузку, то есть что это действительно «трудъ».