ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 30 АПРЕЛЯ 2015 Г. N 429
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. N 429 "О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 19, ст. 2833).
2. Настоящее постановление вступает в силу с даты его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
Российской Федерации
от 23 мая 2015 г. N 496
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 АПРЕЛЯ 2015 Г. N 429
1. В пункте 2 слова "2641860 тыс. рублей" заменить словами "до 3488376,5 тыс. рублей".
2. В Правилах предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, утвержденных указанным постановлением:
а) в пункте 4:
подпункт "а" после слов "в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации" дополнить словами "и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан";
дополнить подпунктом "е" следующего содержания:
"е) по разработке проектной сметной документации на строительство жилых домов, а также на строительство и (или) восстановление объектов коммунальной и социальной инфраструктуры.";
б) в подпункте "в" пункта 5 слова "капитального строительства" заменить словами "коммунальной и социальной инфраструктуры";
в) абзац первый пункта 7 заменить текстом следующего содержания:
"7. Размер трансфертов в целях осуществления мер поддержки граждан рассчитывается исходя из предоставления гражданам жилья общей площадью по социальной норме в размере 33 кв. метра для одиноких граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи из 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилья, за исключением случаев, когда:
для семьи (вне зависимости от состава членов семьи), занимавшей жилое помещение общей площадью до 33 кв. метров, строится жилой дом общей площадью 33 кв. метра;
для семьи, состоящей из 2 и более человек, занимавшей жилое помещение общей площадью от 33 кв. метров до 42 кв. метров, строится жилой дом общей площадью 42 кв. метра;
для семьи, состоящей из 3 и более человек, занимавшей жилое помещение общей площадью от 42 кв. метров до 54 кв. метров, строится жилой дом общей площадью 54 кв. метра;
для семьи, состоящей из 4 и более человек, занимавшей жилое помещение общей площадью от 54 кв. метров, строится жилой дом общей площадью 72 кв. метра.";
г) пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. При расчете размеров трансфертов учитываются:
а) на цели строительства жилья - стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения в размере не более 40 тыс. рублей;
б) на цели приобретения жилья - стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения в размере не более 30 тыс. рублей;
в) на цели проведения капитального ремонта жилья - стоимость капитального ремонта 1 кв. метра поврежденного жилого помещения в размере не более 5 тыс. рублей.".
3. Распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, утвержденное указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 апреля 2015 г. N 429
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 23 мая 2015 г. N 496)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
В 2015 ГОДУ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ РЕСПУБЛИКИ
ХАКАСИЯ И ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН, ЖИЛЫЕ
ПОМЕЩЕНИЯ КОТОРЫХ УТРАЧЕНЫ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ПОЖАРОВ, ПРОИЗОШЕДШИХ В 2015 ГОДУ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ
ХАКАСИЯ И ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, А ТАКЖЕ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И (ИЛИ) ВОССТАНОВЛЕНИЮ ОБЪЕКТОВ
КОММУНАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В утвержденной Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что после завершения к середине минувшего десятилетия перехода Российской Федерации к рыночной экономической системе и создания системы базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений, основной задачей, стоящей на повестке дня в среднесрочной и долгосрочной перспективе, является задача повышения эффективности этих институтов.
Важно продолжить уже начатые преобразования, призванные обеспечить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной, социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитию образования, связанному с мировой и отечественной фундаментальной наукой, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности.
Реализация Программы будет происходить в условиях серьезных вызовов. К первому вызову следует отнести кризисные явления в экономике Российской Федерации, которые будут приходиться на период реализации Программы. Структурные и институциональные изменения экономики страны являются не только сопровождающими обстоятельствами реализации задач развития образования, но и формируют новые вызовы, задают новые цели. Реализация Программы должна предусматривать вариативность сценариев развития социально-экономической ситуации в стране и сохранить в приоритете долгосрочные цели.
Еще одним серьезным вызовом, в условиях которого будет осуществляться Программа, станет новый этап технологического развития глобальной экономики. Этот этап будет характеризоваться наращиванием экономиками различных стран финансовых вложений в такие области, как новые материалы, нанотехнологии, информационные технологии, фармацевтика и биотехнологии, микроэлектроника, системотехника, фотоника. Высокими темпами уже обновляются и будут продолжать обновляться технологии в образовании.
В связи с этим в рамках Программы должны быть решены задачи, связанные с достижением высокого стандарта качества содержания и технологий на всех уровнях образования - профессиональном (включая высшее), общем и дополнительном, а также достижением качественно нового уровня развития молодежной политики, повышением доступности программ социализации учащихся и студентов для успешного их вовлечения в социальную практику.
Реализация ряда задач, носящих инновационный характер и затрагивающих комплексные проекты, требует задействования участников, относящихся к разным уровням бюджетной системы, а также их координации по времени, по срокам и направленности действий в рамках реализуемых мероприятий, транспарентности и единых нормативно-правовых механизмов. на 2011 - 2015 годы была призвана обеспечить организационно-финансовые условия для реализации таких проектов. Благодаря указанной федеральной целевой программе стал возможен целый ряд важнейших мероприятий, носящих комплексный характер, направленных на модернизацию и развитие системы образования, обеспечивающих выполнение системных поручений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации, в том числе связанных с развитием современной инфраструктуры системы дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, внедрением новых организационно-финансовых механизмов функционирования системы образования, повышением доступности образования для учащихся и студентов с особыми образовательными нуждами, одаренных учащихся и талантливых студентов, развитием независимой системы оценки качества образования. Использование Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы в качестве основного инструмента программно-целевого управления сделало возможным адресную целевую поддержку инициатив, направленных на инновационное развитие системы образования, внедрение новых образовательных технологий, обеспечение развития кадрового потенциала системы образования в рамках реализации скоординированных задач федеральной государственной образовательной политики.
Очевидно, что в настоящее время и в среднесрочной перспективе не существует альтернативы программно-целевым инструментам управления инновационным развитием системы образования. Федеральная целевая программа развития образования является не только этим инструментом, но также важнейшим средством координации действий Правительства Российской Федерации в сфере образования на федеральным региональным, муниципальном уровнях и уровне образовательных организаций. Гибкость программно-целевого инструмента управления в виде федеральной целевой программы позволяет своевременно менять акценты в планируемых и реализуемых проектах с учетом установок и требований, предъявляемых всеми органами государственной власти и управления в рамках декларируемых государственных приоритетов. С учетом этих факторов Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Программа) рассматривается как организационно-управленческий механизм обеспечения преемственности в реализации государственной политики в сфере образования, инструмент обеспечения непрерывности и эффективности реализации Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, важнейшее условие для поддержания антикризисных мер Правительства Российской Федерации в области обеспечения стабильности социальной политики и, наконец, определяющий фактор, обеспечивающий инновационное развитие экономики Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Задачи, которые будут решаться в рамках Программы, носят межотраслевой характер и направлены на все уровни системы образования, в том числе на образовательные организации, находящиеся в разной ведомственной подчиненности. Реализация Программы призвана также не допустить территориальных диспропорций и сохранить единое образовательное пространство в условиях инновационных изменений, носящих системный характер.
Программа будет осуществляться в условиях реализации в полном объеме "Об образовании в Российской Федерации". Указанный Федеральный закон закрепил в правовом поле большинство из тех норм, которые были изначально разработаны и экспериментально апробированы в рамках реализации развития образования на 2011 - 2015 годы. Однако выработка реальных практических механизмов для успешной реализации ряда норм Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" возможна только в рамках программно-целевых механизмов управления. Это позволит также избежать правовых коллизий и тупиков, связанных с многоуровневым распределением полномочий в сфере образования между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и образовательными организациями. Кроме того, именно федеральная целевая программа развития образования останется важнейшим инструментом для совершенствования нормативно-правовых основ функционирования системы образования в условиях изменяющегося нормативно-правового базиса экономики и социальной сферы.
Целью Программы является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Задача 3 "Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей";
В рамках решения будет осуществлена институциональная модернизация системы среднего профессионального и высшего образования, в том числе посредством разработки, апробации и внедрения новых моделей вузов, создания условий для профессионального развития, в том числе с использованием ранее созданных инфраструктурных элементов - межрегиональных отраслевых ресурсных центров, межрегиональных центров прикладных квалификаций, центров оценки сертификации квалификаций.
Реализация обеспечит совершенствование моделей обучения по программам аспирантуры и магистратуры, модернизацию образовательных программ, технологий и содержания образовательного процесса в среднем профессиональном и высшем образовании через внедрение новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий, а также технологий проектного обучения. Не менее важным условием эффективного решения поставленной задачи станет успешная реализация мероприятий, направленных на развитие современной инфраструктуры образования, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Задача 2 предусматривает реализацию мероприятий, направленных на обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это подразумевает создание условий для развития современной образовательной среды как средствами поддержки внедрения новых образовательных технологий и обновления содержания образования, так и через сопровождение совершенствования инфраструктуры образования, которое будет поддержано с помощью механизмов частно-государственного партнерства, распространение инновационного опыта посредством стимулирования создания инновационных методических сетей и консорциумов образовательных и научных организаций. Кроме того, важным элементом данной задачи станет поддержка инноваций в сфере образования по актуальным проблемам, в том числе в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Будет продолжена работа по поддержке органов управления образованием субъектов Российской Федерации в организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта также подразумевает комплекс мероприятий, направленных на сопровождение школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях, с одной стороны, а также поддержку лидеров - школ с высокими результатами обучения, которые могут стать ресурсными центрами. Будет обеспечена реализация Концепции развития математического образования в Российской Федерации, а также концепций развития других предметных областей.
В рамках задачи 3 будет реализован комплекс мер, направленных как на поддержку институтов дополнительного образования детей, в том числе региональных систем дополнительного образования, так и на распространение успешного опыта реализации современных востребованных образовательных программ дополнительного образования. Важным приоритетом в рамках данной задачи станет развитие и внедрение новых организационно-экономических и управленческих механизмов функционирования системы дополнительного образования детей. Будет обеспечено совершенствование кадрового потенциала системы дополнительного образования детей.
В рамках задачи 4 предполагается создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность образования независимо от места проживания обучающихся, повышение конкурентоспособности российского образования, обновление кадрового потенциала преподавательского и административного состава, обеспечение реализации индивидуальных траекторий обучающихся и их участия в территориально-распределенных сетевых образовательных программах, социальную ориентированность мероприятий, связанных с обеспеченностью доступа детей с ограниченными возможностями здоровья или детей и молодежи из социально слабозащищенных групп населения к получению общего, профессионального и дополнительного образования, в том числе в образовательных организациях, расположенных в различных субъектах Российской Федерации.
В рамках задачи 5 будут осуществлены мероприятия по развитию независимой системы оценки качества в среднем профессиональном и высшем образовании, в том числе посредством создания новых механизмов системы оценки качества функционирования образовательных организаций посредством механизмов профессионально-общественной и общественной аккредитации образовательных программ. Будут поддержаны меры по развитию системы сертификации квалификаций.
При решении указанной задачи будет обеспечено формирование качественно нового отношения обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и к получаемым по его итогам компетенциям, процедурам и механизмам их измерения и оценки. В рамках Программы в этой связи будет создана национально-региональная система независимого мониторинга и оценки качества образования на всех его уровнях. Под национально-региональной системой независимого мониторинга и оценки качества образования нужно понимать систему внешней оценки результатов образования в интересах личности, общества, рынка труда, государства и непосредственно самой системы образования. Предполагается обеспечить создание новых инструментов и оценочных процедур (включая международные исследования качества образования) как в общем, так и в профессиональном образовании, а также развитие контрольно-надзорных механизмов на всех уровнях образования.
Первый этап - 2016 - 2017 годы. В результате реализации этого этапа будут апробированы и внедрены модели и комплексы мер, начатые в рамках развития образования на 2011 - 2015 годы. В ходе данного этапа необходимо обеспечить гибкое и эффективное обновление и корректировку внедряемых моделей и проводимых мероприятий с учетом изменений нормативно-правовой базы в сфере образования и складывающейся правоприменительной практики, а также завершено строительство объектов, начатое ранее в рамках указанной федеральной целевой программы.
Второй этап - 2018 - 2020 годы. В результате реализации этого этапа произойдут принципиальные изменения структуры образовательных организаций в системе среднего профессионального и высшего образования и будут внедрены в практику новые механизмы их функционирования, ориентированные на перспективные среднесрочные и долгосрочные прогнозы экономического и социального развития Российской Федерации. Получат широкое распространение новые образовательные программы магистратуры и аспирантуры и технологии их реализации. Будет обеспечено распространение и практическое внедрение новых содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения учащихся и студентов в социальную практику. Начнет эффективно функционировать общероссийская независимая система оценки качества образования и образовательных результатов, основанная на принципах профессионально-общественного участия. Будет обеспечено эффективное управление системой образования в ее новых качественных параметрах, достигнутых в ходе реализации мероприятий Программы, будут реализованы инвестиционные проекты по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, физкультурно-спортивной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры.
Мероприятие 1.2 "Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса";
«Доказательства исторического развития растений»
I . Проверка знаний.
Вопросы №1
Время возникновения планеты Земля? (5 млрд.)
Время возникновения первых живых организмов? (2,5 – 3 млрд.) Но это были доклеточные формы жизни – мелкие микроскопические комочки слизи.
Время возникновения первых одноклеточных организмов? (1,5 – 2 млрд.)
Как питались первые живые организмы?
Место возникновения живых организмов?
Укажите какой тип питания возник первым: гетеротрофный или атотрофный?
При каких изменениях в строении клетки появилась возможность перейти к автотрофному типу питания?
Что такое фотосинтез?
Какие изменения в Космосе произошли после возникновения процесса фотосинтеза? (атмосфера)
Место возникновения многоклеточных организмов, как растительных, так и животных? (вода)
Вопросы №2
Назовите организмы, давшие начало первым многоклеточным водорослям.
Какие изменения на Земле повлекли за собой необходимость выхода на сушу? (колебания земной коры, приливы и отливы, осушение)
Назовите самую древнюю группу растений, первыми вышедших на сушу.
Назовите приспособления в строении первых наземных растений, помогавшие им жить на суше.
Назовите организмы, которые, вероятно, произошли от псилофитов?
Какой климат был на Земле во время господства папоротникообразных? (влажный)
Почему воздух обязательно должен быть влажным?
Назовите организмы, давшие начало покрытосеменным растениям.
Какие особенности строения обеспечили покрытосеменным растениям господствующее положение на Земле?
Проверка д/з
Псилофиты – первые наземные растения, жили 420-400 млн. лет назад. Вымерли. Росли по берегам водоемов. Зеленые. Многоклеточные.
Не было еще органов, были ризоиды.
Были ткани: покровная (кожица), проводящая (древесина, луб)
Размножение спорами.
Работа с таблицей на доске.
Изменение условий существования | Изменения в строении организма |
Истощение питательных веществ в первичном океане | Хлорофилл (фотосинтез) атмосфера |
Колебания земной коры | Ткани (выход растений на сушу) |
Теплый и влажный климат | Органы (расцвет папоротникообразных) |
Смена климата | Семя (семенные папоротники – голосеменные) |
Работа с текстом *89
Какая наука доказывает, что растительный мир эволюционировал?
Что такое окаменелости?
Что такое отпечатки?
Их значение для науки?
Почему араукарию, гинго, древовидные папоротники мы теперь называем живыми ископаемыми?
III . Д/з *89,90, подготовиться к с/р по теме.
Разделы: Биология
Цели:
- обобщить знания учащихся об основных отделах растений, выявить этапы усложнения строения растений и факторы эволюции растительного мира;
- подвести школьников к выводу о родстве и единстве всего живого на Земле, продолжить формирование у учащихся умений анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации;
- провести проверку знаний учащихся ранее изученного материала.
Ход урока
1. Орг. момент.
Приветствие учеников, настрой на работу.
II. Постановка целей и задач урока.
– Сегодня урок я хочу начать со слов С.Я. Маршака (слайд 1)
Человек – хоть будь он трижды гением –
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдитесь этого родства!
Прочитайте эти строчки внимательно еще раз и скажите, какие мысли возникли у вас при чтении.
Ответы учеников (примерные):
- Клеточное строение имеют все живые организмы.
- Человек-это часть природы.
- Каким бы умным человек не был, он не должен считать себя царём природы.
- Человек, деревья, трава – это всё живые организмы.
- Единство происхождения животных и растений.
Итак, жизнь существует на нашей планете миллиарды лет. Она заполняет все её уголки: озёра, реки, горы, пустыни, и даже воздух населен живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле существовало 4,5 млрд. видов растений и животных. Но с глубокой древности лучшие умы человечества интересовали вопросы: как возникла и развивалась жизнь на нашей Земле? Всегда ли растения и животные были такими, как сейчас? Кто был первый на Земле – растения или животные?
– А вас эти вопросы волнуют?
– А какие именно?
(Уточняю у детей, что их больше всего интересует.)
– Так давайте сегодня на уроке попробуем найти ответы хотя бы на некоторые из них.Расставьте слова основные , развития, мира, этапы, растительного , записанные на табличках, в нужном порядке, чтобы получилось осмысленное предложение. Это и будет тема нашего урока. (Приложение 1 )
(Дети из слов составляют предложение и сообщают тему урока.)
Тему урока “Основные этапы развития растительного мира” запишем в тетради. (слайд 2)
И перед всеми нами встают общие задачи: (слайд 3)
- Определить основные этапы развития растений;
- Выявить признаки их усложнения в процессе исторического развития;
- Назвать причины (движущие силы) эволюции растений;
- Убедиться в многообразии растительного мира.
III. Проверка знаний учащихся.
– Но прежде, чем приступить к этой исследовательской работе, проведем небольшое тестирование, доказывающее, что все вы готовы к изучению нового раздела в учебнике.
Проверка знаний учащихся проводится дифференцированно, с учётом уровня подготовки. Учащиеся со средним и низким уровнем подготовки работают на карточках (Приложение 2 и Приложение 3 соответственно).
Ученики с более высоким уровнем подготовки работают вместе с учителем:
Выдан гербарий: 1 ряд – водоросли и мхи, 2 ряд – мхи и папоротники, 3 ряд – папоротники и голосеменные растения.
Задание: Сравните отделы растений. Где они обитают? Укажите их отличия в строении. Как размножаются? Как питаются? Какие из растений более прогрессивны?
Приготовьте карточки. Если ваш сигнал не сходится с моим ответным сигналом, в тетрадях ставите (-) , ответ верный – (+) (Приложение 4 )
Карточки имеют определённый цвет и обозначают различные классы растений:
- водоросли – голубой цвет;
- мхи – зеленый цвет;
- папоротники – коричневый цвет;
- голосеменные – желтый цвет;
- все отделы – разноцветная карточка.)
Вопросы:
- Кукушкин лен. (папоротники, коричневый)
- Хлорелла. (водоросли)
- Подсолнечник. (покрытосеменные)
- Ель. (голосеменные)
- Сфагнум. (мхи, зелёный)
- Поглощают углекислый газ и выделяют кислород. (все)
- Сформировали на Земле месторождения каменного угля (папоротники)
- Орган размножения – шишка. (голосеменные)
- Исключительно наземные, чаще вечнозёлёные (Голосеменные)
- кукушкин лён (мох)
- Улотрикс. (водоросли)
- Ламинария (водоросли)
- Органы размножения: пестик и тычинка.(покрытосеменные)
- Земноводные в мире растений. Имеют коробочку со спорами.(папоротник)
- Орляк. (папоротники)
– Кто не сделал ни одной ошибки – оценка “5”, до 3-х ошибок – “4”, свыше 3-х – “3”.
Это можно делать на листах и сразу сдать (Приложение 4)
Работа с таблицей №1 (слайд 4)
– Что можете сказать, глядя на эту табличку?
– А у таблицы нет названия – как бы вы назвали? (Эволюция растительного мира.)
– А что такое “эволюция”? (Обращение к словарю).
Дети зачитывают варианты ответов из словаря В.И.Даля, из БСЭ, из толкового словаря Ожегова. – Слово “эволюция” латинское и в переводе означает “развертывание”, а в широком смысле – всякое изменение, развитие, преобразование. В биологии слово “эволюция” было впервые использовано в 1762 г. швейцарским естествоиспытателем и философом Шарлем Бонне.
– Где приходилось слышать вам это слово?
– А можем ли мы использовать его сегодня на уроке?
– Верно, ведь тему нашего урока “Основные этапы развития растительного мира” мы можем записать и так – “Эволюция растительного мира”.
IV. Объяснение нового материала.
– Итак, повернем стрелки часов назад. (учитель крутит стрелки часов, вместо цифр у которых термины)
Крутим стрелки часов, и повторяем термины: прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы .
Ученик: 3,5 млрд. лет назад древнейшая Земля весьма мало напоминала планету, на которой мы живем. Ее атмосфера состояла из водяных паров, углекислого газа и, по одним данным, – из азота, по другим – из метана и аммиака. Кислорода в воздухе безжизненной планеты не было. И, надо сказать, отсутствие кислорода было необходимо для возникновения жизни. Земля покрыта водой. На планете веками свирепствуют ливневые дожди, сопровождающиеся разрядами молний. И в этом “теплом разбавленном бульоне” уже встречаются первые живые организмы (коацерваты). Эту гипотезу возникновения жизни на Земле впервые высказал в 1922г советский биолог Александр Опарин. Образовавшиеся студенистые комочки организмами называть трудно, это сложные органические белковые соединения. Строение коацерватов постепенно усложнялось – так появились первые простейшие одноклеточные организмы.
Учитель: Верно! По словам Опарина расстояние от этих “сгустков” до самых примитивных бактерий ничуть не меньше, чем от амебы до человека. Но, давайте предположим, кто они – эти первые живые организмы:
- Прокариоты или эукариоты
- Каков способ питания им был присущ (автотрофы или гетеротрофы)
- Кто они: животные или растения? (Идёт обсуждение).
Вывод: Первыми живыми организмами, появившимися на Земле, были безъядерные клетки, которые питались готовыми органическим веществами, и их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных.
Наши познания мы будем записывать в таблицу (лежит на столах) (Приложение 5 )
Прошло около 1 млрд. лет…
Земля все еще голая пустыня. Но в воде появляется новый газ – кислород. О чем это свидетельствует? Как вы думаете, кто их древних организмов мог быть виновником появления кислорода?
Ученик: Это были первые простейшие организмы, которым не стало хватать питательных веществ, которые были на Земле и некоторые клетки приспособились к использованию солнечного света для превращения воды и углекислого газа в органические вещества, т.е. возник процесс фотосинтеза . А в результате фотосинтеза стал накапливаться кислород. – Какой способ питания организмов появился? Ответ ученика: Эти клетки, содержащие хлоропласты, являются автотрофами , т.е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счёт энергии света. Так появились первые растения. – Другие живые существа сохранили прежний способ питания – гетеротрофный , пищей им стали служить первичные растения. Это были первые животные. Это произошло в докембрийский период. Он длился свыше 3 млрд. лет. В этот период строение живых существ всё более совершенствовалось. Первые одноклеточные растения сине-зеленые водоросли научились расщеплять воду. Они совершили настоящий подвиг – в атмосферу стал выделяться кислород. Состав воздуха постепенно приближался к современному, т.е. состоял из азота, кислорода, углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни. Первичные одноклеточные водоросли дали начало многоклеточным водорослям.
– Продолжим заполнение таблицы.
– С течением времени климат на Земле изменился. Из-за колебаний земной коры, на месте некоторых морей и океанов возникла суша. Первичные моря стали мелеть. А благодаря кислороду в верхних слоях атмосферы возник слой озона, смягчивший ультрафиолетовое излучение. Что же стало происходить с некоторыми древними водорослями под влиянием новых условий жизни?
Ученик: некоторые водоросли стали более совершенными и приспособились жить во влажных местах суши по берегам водоемов. Начался переход некоторых растений от водного образа жизни к наземному. Это произошло ~ 350-400 млн. лет назад. Это самая древняя группа наземных растений – псилофиты и риниофиты. Эти растения покрывали берега зеленым ковром высотой до 25 см. Они не имели корней, стеблей, листьев, а представляли собой ветвящиеся оси, на подземных частях которых развивались ризоиды. У риниофитов произошла дифференциация тканей: покровная ткань (кожица) и проводящие пучки (древесина и луб). Размножение проходило с помощью спор.
Занесем эти сведения в таблицу.
– Обратить внимание кто такие риниофиты. Это растения, которые жили на суше, но тем не менее были похожи на водоросли.
А ещё где мы можем использовать это значение – риниофиты?
– Верно. Это слово мы поместим в пустующую рамку таблицы №1 (слайд 4).
Это первые высшие растения, которые появились на Земле.
Ответ ученика:
– Риниофиты стали предшественниками растений Папоротникообразных и мхов. Среда обитания наземная, влажная. У папоротникообразных появились стебель, листья и корни. Достигли расцвета папоротникообразные в каменноугольный период 300 млн. лет назад.
Сплошным ковром расстилались плауны – каламиты, ветвились папоротники, целыми рощами возвышались гигантские хвощи, зеленели лепидодендроны…
Запишем в табличке следующий этап развития растений.
Физминутка.
Если верно приседаете, не верно – руки вверх.
- Риниофиты – первые наземные растения.
- Жизнь впервые зародилась на суше. (нет)
- Папоротники – наземные растения. (да)
- Первыми на Земле появились безъядерные клетки) (да)
В конце каменноугольного периода климат на Земле стал суше и холоднее, и на смену древовидным папоротникам пришли первые примитивные голосеменные растения – семенные папоротники, семена развивались у них на листьях.
Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние споровые вымирали и появлялись древние голосеменные.
Ученик: Голосеменные растения относятся к семенным растениям. Размножаются они семенами, которые не защищены стенками плода (цветков и плодов у голосеменных растений нет). Появление семени – важные этап в эволюции растения. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных факторов среды. Эти эволюционные приобретения и независимость оплодотворения от наличия воды (в отличии от споровых растений) послужили причиной широкого распространения голосеменных на суше.
Занесем эти данные в таблицу.
– 120 млн. лет назад
Какое событие произошло в этот период времени?
Ученик: Покрытосеменные происходят от голосеменных, но какие семейства более древние и ближе к голосеменным, точно не определено наукой. Одни ученые считают древнейшими покрытосеменными серёжковые (береза, ольха, ива), другие – многоплодниковые: магнолии и лютиковые. Покрытосеменные отличаются от голосеменных наличием цветка,плодов, чашелистиков, лепестков, а также формированием пестика, через который пыльцевая трубка прорастает до семяпочки и яйцеклетки. Семена покрытосеменных растений развиваются внутри плода и хорошо защищены околоплодником.
Покрытосеменные господствуют на Земле уже более 60 млн. лет. Это единственная группа растения образующая сложные многоярусные сообщества. Это способствует более интенсивному использованию среды и успешному завоеванию новых территорий.
Завершим составление нашей таблички.
Итоговая таблица «Развитие растительного мира на Земле» (слайд 5)
Физминутка для глаз:
Когда верно открываете глаза, не верно – зажмуривайте.
- Оплодотворение голосеменных по прежнему сильно зависит от воды. (нет)
- Голосеменные полностью сухопутные растения (Да)
- Покрытосеменные ничем ни отличаются от голосеменных (нет)
- Покрытосеменные возникли около 120 млн лет назад.(да)
- Голосеменные возникли около 10 млн лет назад. (нет)
А что за слово написано на доске? (Палеоботаника.) Что оно обозначает?
Ответ ученика: Палеоботаника – это наука, занимающаяся исследованием растений прошлых эпох. (слайд 6)
По ископаемым остаткам растений ученые установили, что чем древнее организмы, тем они проще устроены. Чем ближе к нашему времени, тем организмы становятся сложнее и всё более похожими на современные.
– Итак, в результате развития органического мира появились высшие растения и высокоорганизованные животные, а так же человек мыслящий, который старается получить ответ на вопрос: “Когда и как возникла жизнь на Земле?” И пытливый ум находит эти ответы (Слайд 7)
Работа с учебником стр. 260 (методы изучения древнейших растений).
Разделом какой науки является палеоботаника. Что это за наука?
V. Закрепление.
VI. Домашнее задание.
параграф 58, вопросы устно. (слайд 8)
Итог урока, оценки
Поздняков Алексей Петрович
г. Санкт-Петербург
«Доказательства исторического развития растений»
I. Проверка знаний.
Вопросы №1
Время возникновения планеты Земля? (5 млрд.)
Время возникновения первых живых организмов? (2,5 – 3 млрд.) Но это были доклеточные формы жизни – мелкие микроскопические комочки слизи.
Время возникновения первых одноклеточных организмов? (1,5 – 2 млрд.)
Как питались первые живые организмы?
Место возникновения живых организмов?
Укажите какой тип питания возник первым: гетеротрофный или атотрофный?
При каких изменениях в строении клетки появилась возможность перейти к автотрофному типу питания?
Что такое фотосинтез?
Какие изменения в Космосе произошли после возникновения процесса фотосинтеза? (атмосфера)
Место возникновения многоклеточных организмов, как растительных, так и животных? (вода)
Вопросы №2
Назовите организмы, давшие начало первым многоклеточным водорослям.
Какие изменения на Земле повлекли за собой необходимость выхода на сушу? (колебания земной коры, приливы и отливы, осушение)
Назовите самую древнюю группу растений, первыми вышедших на сушу.
Назовите приспособления в строении первых наземных растений, помогавшие им жить на суше.
Назовите организмы, которые, вероятно, произошли от псилофитов?
Какой климат был на Земле во время господства папоротникообразных? (влажный)
Почему воздух обязательно должен быть влажным?
Назовите организмы, давшие начало покрытосеменным растениям.
Какие особенности строения обеспечили покрытосеменным растениям господствующее положение на Земле?
Проверка д/з
Псилофиты – первые наземные растения, жили 420-400 млн. лет назад. Вымерли. Росли по берегам водоемов. Зеленые. Многоклеточные.
Не было еще органов, были ризоиды.
Были ткани: покровная (кожица), проводящая (древесина, луб)
Размножение спорами.
Работа с таблицей на доске.
Изменение условий существования | Изменения в строении организма |
Истощение питательных веществ в первичном океане | Хлорофилл (фотосинтез) атмосфера |
Колебания земной коры | Ткани (выход растений на сушу) |
Теплый и влажный климат | Органы (расцвет папоротникообразных) |
Смена климата | Семя (семенные папоротники –> голосеменные) |
II. Доказательства эволюции
Работа с текстом *89
Какая наука доказывает, что растительный мир эволюционировал?
Что такое окаменелости?
Что такое отпечатки?
Их значение для науки?
Почему араукарию, гинго, древовидные папоротники мы теперь называем живыми ископаемыми?
III . Д/з *89,90, подготовиться к с/р по теме.