Доказать что ода фелица новаторская. Анализ оды «К Фелице» (Г

Общеизвестна поэтическая метафора: “Родина-мать”. В облике женщины-матери, в частности, на плакатах периода Великой Отечественной войны часто изображали Родину русские художники. В литературоведении данный метод именуется “олицетворением”. Например, образ Правды может появиться в облике женщины в лохмотьях, это будет являться символом ее гонимости и неприкаянность, а образ Справедливости – в обличье женщины с весами в руках и завязанными глазами, дабы подчеркнуть ее беспристрастность.
Образ Родины в поэзии Александра

Блока вырисовывается иначе. Блок, будучи поэтом-символистом, не мог опуститься до уровня дешевой аллегории. Символист всегда указывал на высшую реальность, более реальную, чем та, с которой мы сталкиваемся повседневно.
Вот его стихотворение “Россия” из цикла “Родина”:
А ты все та же – лес да поле,
Да плат узорный до бровей…
Сначала это как будто земля, страна, пространство – лес да поле. Но тут же, без перехода, без стремления к олицетворению – “плат узорный до бровей”. Перед нами женщина – и в то же время страна, это земля – и возлюбленная, это мать – и жена.
Она защищает и нуждается в защите. Она униженная и беспробудно распутная. Она разная – и всегда узнаваемая: светлая жена – и чаровница, ожидающая – и призываемая. Та, которая ждет уходящего, в вечной череде уходов и возвращений. И та, что зыбким обликом своим придает устойчивость бытию, уверенность в незыблемости среди колеблющейся реальности:
В густой траве пропадешь с головой.
В тихий дом войдешь не стучась…
Обнимет рукой, оплетет косой
И, статная, скажет: “Здравствуй, князь”.
Родина Блока также и та, что сражается вместе с витязем в цикле “На поле Куликовом”:
О Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Она – соратница и заступница:
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде, свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
Она – нищая царевна, зачарованная и вольная, она – “разбойная краса”, но она же и чудовищная маска из стихотворения “Русь моя, жизнь моя… “:
Дико глядится лицо онемелое,
Очи татарские мечут огни…
Образ ее иногда предстает как образ вполне конкретной женщины. Стихотворение “На железной дороге” включено в цикл “Родина”, но в то же время посвящено Марии Павловне Ивановой.
Стихотворение “Грешить бесстыдно, беспробудно… ” написано отчасти в полемике со стихотворением М. Ю. Лермонтова “Люблю Отчизну я, но странною любовью… “. Блок как бы отпускает те грехи, от которых отвращает свое лицо Лермонтов. Или, вернее, Лермонтов любит вопреки “славе, купленной кровью”, вопреки грехам родной страны. А Блок любит за самые грехи. Он любую ее любит больше всего на свете, она для него – единственная.
И какие бы маски ни пугали поэта, появляясь на любимом лице, чаще всего у него хватало мужества воззвать к ней же о помощи:
Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!
Блок взывал до тех пор, пока любимый лик не был искажен окончательно. Тогда поэт умер. Да, была минута, когда Блок в большевистской революции пытался увидеть начало космического преображения и Прекрасную Даму. Потом он с ужасом оттолкнулся от ее уродства.
Русский философ и публицист Николай Бердяев писал, что Александр Блок “… принадлежит вечной, преображенной России, России нового неба и новой земли, как и Пушкин. Ее уготовляют не только святые, подвижники, очистившиеся, увидавшие Божественный свет, но и тосковавшие, мучившиеся, прельщавшиеся и падавшие, но устремленные к высоте, к жизни, преображенной в красоте”.
Величие России – в ее исторических свершениях, которые еще не осознаны поэтом до конца. Прошлое взывает к будущему. Романтика этого призыва звучит в цикле стихов “На поле Куликовом”. В нем положение России, разделенной на два враждебных стана, уподобляется Руси Дмитрия Донского, вышедшей на Куликово поле, чтобы в схватке с золотоордынским ханом Мамаем отстоять свою национальную независимость. Этот цикл – одно из высших лирических достижений А. Блока, лучшее, что дала России поэзия на рубеже двух веков. Уже в первом стихотворении цикла – “Река раскинулась… ” – автор передает тревожное ощущение ожидания исторических свершений. Эта тревожность чувствуется и в пейзаже, и в ритме стиха.
Готовый разделить судьбу Родины, А. Блок принимает Октябрь как неизбежность. Типичное для русского интеллигента чувство вины перед народом за его многовековые страдания, за его темноту и дикость заставляет поэта оправдывать насилие и кровь в поэме “Двенадцать”. Его последние произведения о России противоречивы и трагичны. Чего стоит одно стихотворение “Скифы”! В этом стихотворении отчетливо виден тот кровавый отсвет, о котором писал поэт в произведении “Рожденные в года глухие… “. Но в его стихах главное – любовь к Родине, к своей России.
Как раз именно она движет всем творчеством Блока, именно она роднит творчество Александра Александровича Блока с великой поэзией XIX века. Его лирика полна тех же интонаций любви к России не только как в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Тютчева, но и в произведениях современников: изысканной и утонченной А. Ахматовой, по-русски ласковым и пламенным С. Есениным. Беззаветной и безоглядной, подвижнической, возвышающей душу любви учат всех нас эти поэты. И Александр Блок черпал силы добра в любви к Родине:
Дивись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи.

И в тайне ты почиешь, Русь.

Как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, которые в своих произведениях воспели великую Россию, Блок также не прошел мимо этой актуальной для всех поэтов темы. Развивая ее, А. Блок опирался на опыт предшественников, не останавливаясь на достигнутом. Он уловил наступление нового времени в истории России - времени социальных потрясений. Поэт верил, что “рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна”. Источником этой веры для него явилась Россия - “роковая” страна, затаившая в недрах своих великое мятежное начало.

Родина в творчестве А. Блока является неотделимой частью, продолжением и дополнением всей России. Образ России начинает складываться в творчестве поэта в годы реакции. В таких стихах, как “Русь”, “Россия”, “Осенний день”, “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?”, исполненных сыновней любви к родному краю, возникает образ страны со своей тайной и своей судьбой:

Ты и во сне необычайно,

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю и за дремотой тайна,

И в тайне - ты почиешь, Русь.

Русь опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями

И с мутным взором колдуна...

С какой любовью А. Блок описывает в этом стихотворении русскую природу! Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, бурные вьюги, переплетаются с горящими селами, серыми избами, тюрьмами, братскими могилами… Такова блоковская Россия. А. Блок создал свой, самобытный образ России: не матери, как у других поэтов, а красавицы, подруги, “светлой жены”:

О Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской

древней воли

Пронзил нам грудь.

В 1905 году было написано стихотворение “Осенняя воля”, в котором уже звучала патриотическая тема. Блок верил, что для России наступает новый период, что в борьбу вступили новые люди, вышедшие из “тьмы погребов”. И этому поколению принадлежит будущее:

Мы не стали искать и гадать:

Пусть заменят нас новые люди!

В тех лее муках рожала их мать.

Так псе нежно кормила у груди.

Величие России - в ее исторических свершениях, которые еще не осознаны поэтом до конца. Прошлое взывает к будущему. Романтика этого призыва звучит в цикле стихов “На поле Куликовом”. В нем положение России, разделенной на два враждебных стана, уподобляется Руси Дмитрия Донского, вышедшей на Куликово поле, чтобы в схватке с золотоордынским ханом Мамаем отстоять свою национальную независимость. Этот цикл - одно из высших лирических достижений А. Блока, лучшее, что дала России поэзия на рубеже двух веков. Уже в первом стихотворении цикла - “Река раскинулась...” - автор передает тревожное ощущение ожидания исторических свершений. Эта тревожность чувствуется и в пейзаже, и в ритме стиха. Устремленность в будущее выражается как бы убыстренным ритмом:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит стенная кобылица

И мнет ковыль...

Образ-символ коня проходит через весь цикл стихотворений. В философски сложном цикле произведений А. Блока создан прекрасный образ Родины. Поэт обращается к историческому событию, но создает произведение о современности. Блока с юности увлекала мысль о подвиге. Вот почему ему так близок образ русского воина-патриота, отделенного пятью веками, но близкого своими тревогами и надеждами. В “непробудимой тишине” Блок ясно слышит гул грядущих событий, “высокие и мятежные дни”. Из глухих лет реакции он увидел зарево пожара:

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.

“Россия - буря” - так говорит поэт. В годы революционного подъема Россия повернулась к А. Блоку “новым ликом”:

На пустынном просторе, на диком

Ты все та, что была, и не та,

Новым ты обернулась мне ликом,

И другая волнует мечта.

Блок, видя, какой ценой обходятся России взлеты и падения, обратился с яростным призывом к своим современникам:

На непроглядный ужас жизни

Открой, скорей открой глаза.

Пока великая гроза Все не смела в твоей

Отчизне,- Дай гневу правому созреть,

Приготовляй к работе руки...

В поэме “Возмездие” А. Блок пытается предугадать будущее России и спрашивает:

Какие ж сны тебе,

Россия. Какие бури суждены?

Осознание трагизма судьбы России заставляет поэта только сильнее любить ее. А. Блок жил в трагическое время. Война сменяла войну, за революцией надвигалась революция:

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

Готовый разделить судьбу Родины, А. Блок принимает Октябрь как неизбежность. Типичное для русского интеллигента чувство вины перед народом за его многовековые страдания, за его темноту и дикость заставляет поэта оправдывать насилие и кровь в поэме “Двенадцать”. Его последние произведения о России противоречивы и трагичны. Чего стоит одно стихотворение “Скифы”! В этих стихах очень ясно виден тот кровавый отсвет, о котором писал поэт в стихотворении “Рожденные в года глухие...”. Но в них главное - любовь к России.

Именно она движет всем творчеством поэта. Именно она сближает творчество А. Блока с великой поэзией XIX века. В его лирике те же интонации любви к России, что и в стихах Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Это же чувство связывает его и с современниками: изысканной и утонченной А. Ахматовой, по-русски нежным и страстным С. Есениным. Эти поэты учат любви беззаветной и безоглядной, подвижнической, возвышающей душу. Так любил Родину и Александр Блок. В ней он черпал силы для добра:

Дивись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи.

Зинкевич Максим.

Главными критериями художественной литературы были и остаются народность, правдивость, искренность, высокая поэтическая культура, а также неразрывная диалектная связь с традициями народного творчества и богатейшим наследием русской, классической культуры. Таким образом, мотивацией данной работы явилось желание показать, что поэзия - это мир не только новой поэтической действительности, но и продолжение традиций русского поэтического стиха. Задачи данной работы: рассмотреть стихотворения поэтов 19-20 вв., посвященных Родине; рассмотреть группы наиболее активных, регулярно повторяющихся, а также и новых слов, с помощью которых понятие Родины наполняется содержанием; проследить преемственность восприятия образа России в русской поэзии 19-20 вв.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Лексика темы «Родина» в русской поэзии».

МОУ «Родниковская СОШ».

Руководитель: Безносова Н.А.,

Учитель русского языка и литературы,

МОУ «Родниковская СОШ».

Все живые языки постоянно развиваются, совершенствуются, изменяются. Они имеют свое прошлое и настоящее, в котором зарождаются элементы будущего состояния языка. Язык - хранилище человеческой мысли. Он осуществляет связь времен, поколений и их традиции.

Язык и наша речь способны не только оказывать влияние на поведение и мышление человека, они дают человеку возможность испытать эстетическое наслаждение, наслаждение прекрасным словом, его благозвучностью. Конечно, более всего такая эстетическая функция языка проявляется в произведениях художественной литературы, особенно в лирике русских поэтов.

Главными критериями художественной литературы были и остаются народность, правдивость, искренность, высокая поэтическая культура, а также неразрывная диалектическая связь с традициями народного творчества и богатейшим наследием русской, классической культуры.

Таким образом, мотивацией моей работы явилось желание показать, что поэзия – это мир не только новой поэтической действительности, но и продолжение традиций русского поэтического стиха .

Тема моего исследования: «Лексика темы « Родина» в русской поэзии».

Цель исследовательской работы:

Показать самую разнообразную по семантике лексику, раскрывающую понятие «Родина».

Задачи:

  1. рассмотреть стихотворения поэтов XIX –XX вв., посвящённых Родине.
  2. рассмотреть группы наиболее активных, регулярно повторяющихся, а также и новых слов, с помощью которых понятие Родины наполняется определенным содержанием.
  3. проследить преемственность восприятия образа России в русской поэзии XIX-XX вв.

Методы исследования:

  1. анализ поэтических произведений русских поэтов XIX-XX вв.
  2. работа с литературоведческими текстами.

В данной работе было проанализировано около 30 стихотворений поэтов XIX – XX вв. Это произведения В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского, Д. Д. Минаева, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой и других поэтов данного периода.

Тема Родины - одна из традиционных тем русской поэзии, для которой характерны такие образные параллели: Россия - мать, Россия - невеста (жена), Россия - сфинкс, Россия - огневая стихия и т. д. Традиционной является и связь образа России с образами дороги, дали, простора, ветра, песни. В то же время восприятие Родины и соответственно образ России у каждого поэта своеобразны, что отражается уже в характере номинаций и их выборе. Художественные произведения, в которых эта тема является главной, могут включать самую разнообразную по семантике лексику, среди которой выделяются группы наиболее активных, регулярно повторяющихся слов. С их помощью формируется обобщённо-отвлечённый смысл слов и словосочетаний, называющих Родину (Родина, Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов и т.д.); понятие Родина наполняется определённым содержанием.

Родина, Отчизна, Отечество, родной край, родимый дом. Этот синонимический ряд можно продолжить.

В поэзии XIX в. можно выделить несколько наиболее часто повторяющиеся лексические группы:

*существительные, обозначающие детали сельского пейзажа, называющие жителей сельской местности, элементы их материальной и духовной жизни, явления природы:

кров, очаг, дом(домик), хижина, изба, обитель, угол(уголок), приют, лес, река, ручей, холм, дуб, нивы, луга, поля, оратай, пастух, стадо, поселянин, песня, жаворонок и др.

*существительные, несущие мотивы детства, семьи, рода:

Прадеды, деды, предки;

Отец, мать, брат, семейство;

Супруг, супруга, жена;

Сын, чада, дети.

*существительные, называющие какое-либо дерево или несколько деревьев:

Лес, деревья, древо, дубрава;

Дуб, вяз, липа, берёза.

Все перечисленные существительные являлись традиционными поэтизмами и зачастую сочетались с такими же традиционными определениями-эпитетами. Назовём некоторые из них:

*Приди под кров родной,

Под кров уединенный,

Счастливый и простой.

(П.А.Вяземский).

* Оратай острый плуг увозит за собою,

И, медленной стопой идя под отчий кров,

Поёт простую песнь в забвенье всех трудов.

(К.Н.Батюшков).

* О, родина моя, о сладость прежних лет!

О нивы, о поля , добычи запустенья!

О виды скорбные развалин, разрушенья!

Унылость на холмах!

(В.А.Жуковский).

*Отчизне кубок сей, друзья!

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет,

И первых лет уроки.

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя!

Там всё – там родших милый дом,

Там наши жёны, чадо;

О нас их слёзы пред творцом;

Мы жизни их ограда.

…И царский трон, и прах царей,

И предков прах священный .

За них, друзья, всю нашу кровь!

На вражьи грянем силы;

Да в чадах к родине любовь

Зажгут отцов могилы.

(В.А.Жуковский).

Все выделенные слова и словосочетания входят в единый словарь названной темы, в ассоциативный лексический комплекс. Родина у разных поэтов почти лишена черт индивидуальности, рисуемые картины схожи. Это картины «малой родины», родины «сельской», «деревенской». Описания имели мало общего с реальной жизнью русской деревни и носили условный характер. Они выражали некое поэтическое обобщение, как элемент стиля, «определённый строй представлений, переживаний, оценок». Наличие большого количества разнообразной лексики (существительные, прилагательные, глаголы) рисуют картины запустения, передающие чувство тоски, печали и горести.

Слово дуб традиционно связано не только с темой «большой Родины», т.е. государства, но и с темой дворянского рода, символизирует мощь и силу рода, связь поколений; вяз символизирует «малую родину».

*Сокроюсь с тайною свободой,

С цевницей, негой и природой,

Под сенью дедовских лесов.

(А.С.Пушкин).

*О, суждено ли мне увидеть край родной,

Друзей оставленных, друзей всегда любимых,

И сердцем отдохнуть в тени дерев родимых?

(Е.А.Баратынский).

* В стране моих отцов, под сенью древ знакомых….

(В.А.Жуковский).

*Ветвями голыми махая, древний дуб

Чернел в лесу пустом…

(П.А.Вяземский).

* И старый вяз в конце селенья

Шумит, столетний часовой…

(Н.Некрасов).

Ассоциативный комплекс, который нёс в себе словарь темы Родины в поэзии первых десятилетий XIX в. постепенно разрушается. Этот процесс уже наблюдается в поэзии А.С.Пушкина. Именно в его поэзии художественное слово приобретает конкретизацию, индивидуальность, его «непоэтичная» , не освящённая традициями поэтического употребления, лексика стала основой обобщения, формируемого индивидуальным контекстом. Так тема Родины смыкается с темой человеческой судьбы, дороги. Образ дороги очень выразителен, дорога большая, длинная, проходящая через всю Россию, поэтому позволяет увидеть страну в различных проявлениях и в разные временные периоды. Описывая действительность, А.С.Пушкин всё же опирается на традиционную лексику, но вводит и новые слова в словарь темы Родины:

Долго ли мне гулять на свете,

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,

Не средь отческих могил ,

На большой мне, знать, дороге

Умереть господь судил….

А.С.Пушкин.

В данном стихотворении вместо традиционных слов дом, обитель, хижина, кров мы читаем ироническое – берлога.. Традиционные лексические единицы в контексте стихотворения приобретают конкретное национальное, историческое и психологическое содержание. Отсюда эмоциональное состояние лирического героя называют традиционные для поэзии чувства, вызываемые реальной российской действительностью – тоска, скука .

Так на основе лексики, уже освоенной, формируется новый словарь темы Родины, называющий наиболее характерные признаки русского пейзажа, климата, русского быта и общественной жизни.

Традиционная лексика, связанная с темой Родины, продолжает использоваться в поэзии Пушкина и в поэзии послепушкинского периода, но в составе этой лексики происходят некоторые изменения. Традиционный поэтизм иногда заменяется синонимом, не характерным для поэзии XIX в. Например, слово хижина заменяется словами изба(избушка), хата ; Вместо слов селянин, оратай начинают использоваться слова мужик, пахарь:

*Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа …

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.

(С.Есенин).

*Каждый труд благослови, удача!

Рыбаку – чтоб с рыбой невода,

Пахарю – чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года.

(С.Есенин).

*Десятиной скудной

Тащится мужик,

За работой нудной

Над сохой поник.

(Д.Д.Минаев).

Можно привести ещё ряд слов, тесно связанных с темой Родины. Широкое употребление таких слов: снег, мороз, холод, туман, болота, метель, буран, зима дают традиционное представление о России как северной стране, лишенной тепла и солнца. Обращение к реальной русской действительности вызвало употребление таких слов, как даль, ширь, простор, раздолье, пространства, равнины. Ассоциативно близкими этим словам являются слова поля, степи, дорога, конь, тройка. С темой Родины связаны слова дым, дымка, журавли . Приведём ряд примеров:

* Поле, русское поле.

Светит луна или падает снег.

Счастьем и болью вместе с тобою.

Нет, не забыть тебя сердцу вовек.

(И.А.Гофф).

*Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои…

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл…

(Н.Рубцов).

*Стаи птиц.

Дороги лента.

Повалившийся плетень.

С отуманенного неба

Грустно смотрит тусклый день.

(К.Бальмонт).

*И те неяркие просторы,

(А.Ахматова).

Тесная связь таких слов с темой Родины ведёт к их частой повторяемости в тех поэтических произведениях, в которых тема Родины играет большую роль. Эту тесную связь мы наблюдаем и в поэтических произведениях уральских поэтов, которые не только продолжают традиции поэтов XIX в., но и вносят изменения в состав художественной семантики. Приведём примеры:

*Окликаю по имени рощу

И по отчеству поле зову.

Ничего нет, наверное, проще,

Чем любить это всё наяву.

(Н.И.Година).

*…В туманной мгле , в осенних ливнях

Под жёлтым яростным дождём –

Гори, гори, моя Россия!

…Я – стебелёк в костре твоём…

(И.Банников).

*Не страшен, Русь, тебе Наполеон,

Страшней они – заезжие Дантесы!..

…Ушла заря.

И сполз туман с холмов,

И дуб обнял соседские берёзы.

И мужики так звонко у домов

По всей округе отбивают косы !..

(В.Богданов).

* Мои пути, костры, палатки

Издалека – увидя вблизь,

Учись терпению солдатки –

Как наши матери звались, -

Тоску достойно пересилив,

Разлуки гордо пережив,

Когда

Годами по России

Отцы держали рубежи.

(Б.Ручьёв).

Итак, тема Родины в русской поэзии характеризуется своим традиционным лексическим фондом, который на протяжении XIX в. претерпел ряд изменений. Основные изменения в лексическом составе темы Родина соответствуют общим тенденциям в изменении норм поэтической речи: наблюдается яркий переход от стилевого слова с устойчивой ассоциативностью условного характера к слову с конкретным смыслом. Слово приобретает «историческую конкретность и бытовую подвижность», что делает поэтическую речь демократичной.

Свою работу мне хочется завершить стихотворением уральского поэта Н.И.Годины «Родина».

Взглянул, будто вынул занозу,

Серебряной рощи кольцо,

Где каждую с детства берёзу

Я знаю не только в лицо.

Колодец у бани; как буки,

Два пугала по-над межой…

Здесь родина с маленькой буквы,

Здесь Родина с буквы большой.

Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX века:

Изба крестьянская,
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет,
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

Талант Есенина питала родная земля. Он был далек от всяких литературных традиций, ни у кого не учился, никому не подражал. Как поэт он сложился самостоятельно, вырос на творчестве народа. В его стихотворениях своя индивидуальная ритмика:

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.

Бережно, с любовью поэт относится к своей малой родине. В стихотворении «В хате» перечисляются родные предметы крестьянского быта, причем не так, как они видятся со стороны, а изнутри, глазами крестьянина:

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.

Темой первых сборников поэта «Радуница» и «Голубень» была родная деревня, родная земля:

Опять передо мною голубое поле.
Качают лужи солнца рдяный лик.

Слово «радуница» означает «блестящая», «просветленная», Так называли первые весенние дни. Эпитеты «голубой», «синий» наиболее часты при описании родины.
Лучезарный образ святой Руси со временем становится сложнее и многограннее. Сквозь сияющий лик проступает нищая, пьяная, бесприютная Русь:

Оловом светится лужная голь.
Грустная песня, ты – русская боль.

Лирический герой Есенина теперь отождествляет себя с родиной в стихотворении «За темной прядью перелесиц…»:

И ты, как я, в печальной требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И голубиных облаках.

Для Есенина родина стала храмом души, ради нее он готов отказаться даже от небесного рая:

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
……….
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

В 1920 году происходит изменение мировоззрения поэта. Есенин не знает, куда ведут исторические пути страну. Тема покинутого дома теперь осложняется конфликтом. Есенин опасался, что техника разрушит деревню, боялся власти неживого над живым, утраты связи человека с природой.
Поэт пишет два стихотворения «Русь советская» и «Русь уходящая». Он дает высказаться своим односельчанам, матери, деду, сестрам, которые в стихотворении «Русь уходящая» говорят о жизни при новой власти большевиков:

Я слушаю. Я в памяти смотрю,
О чем крестьянская судачит голь.
«С Советской властью жить нам по нутрю…
Теперь бы ситцу… Да гвоздей немного…»

В стихотворении «Русь советская», написанном через 10 лет, поэт славит Россию:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Поэт чувствовал родную землю, разговаривал с ней, в ней одной черпал вдохновение и силу. Он слышал шум овса, голоса берез, песни птиц, понимал душу животных. Всем сердцем он любил прекрасный мир, воспевал любовь к женщине, к матери. Природа для него неотделима от понятия родины. В конце жизни, устав метаться и сомневаться, он приходит к мудрому выводу: «Счастлив тем, что я дышал и жил».