Доказать, что мы живем в виртуальной реальности, невозможно. Ошибка Элона Маска: ученые доказали, что люди не живут в виртуальной Вселенной Гипотеза человек живет в виртуальном мире

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что наш реальный мир может оказаться вовсе не реальным? Что, если все, что вокруг нас, – это лишь иллюзия, придуманная кем-то? Именно об этом говорит гипотеза компьютерной симуляции. Попробуем понять, стоит ли всерьез рассматривать эту теорию или же это всего лишь плод чьей-то фантазии, которая не имеет под собой никаких оснований.

«Он – твоя иллюзия»: как появилась гипотеза симуляции

Совершенно неверно думать, что идея о том, что наш мир – это всего иллюзия, появилась только недавно. Такую идею высказывал еще Платон (конечно, в другом виде, не имея в виду компьютерную симуляцию). По его мнению, истинную материальную ценность имеют только идеи, остальное все – всего тень. Подобные взгляды разделял и Аристотель. Он считал, что идеи воплощаются в материальных объектах, следовательно, все есть симуляция.

Французский философ Рене Декарт в XVII веке заявил, что «какой-то злокозненный гений, весьма могущественный и склонный к обману», заставил человечество думать, будто все, что вокруг людей, – реальный физический мир, в действительности же наша реальность – это лишь фантазия этого гения.

Несмотря на то что сама идея теории симуляции уходит корнями в далекое прошлое, расцвет теории произошел с развитием информационных технологий. Одним из главных терминов в развитии компьютерной симуляции является «виртуальная реальность». Сам термин был придуман в 1989 году Жароном Ланье. Виртуальная реальность – это некий искусственный мир, куда индивид погружается через органы чувств. Виртуальная реальность имитирует и воздействие, и реакции на эти воздействия.

В современном мире теория симуляции все чаще становится предметом обсуждения в контексте разработок искусственного интеллекта. В 2016 году Нил Деграсс Тайсон, американский астрофизик, доктор философии по физике, провел дебаты с учеными и исследователями на тему гипотезы симуляции. Даже Илон Маск заявлял, что верит в теорию симуляции. По его словам, возможность, что наша «реальность» основная, крайне ничтожна, однако так для человечества даже лучше. В сентябре того же 2016 года Банк Америки выступил с обращением к клиентам, в котором предупредил, что с вероятностью 20-50% наша реальность – это матрица.

Marina1408 / Bigstockphoto.com

Гипотеза симуляции: как это работает

Давно ли вы играли в компьютерные игры? Пришло время освежить в памяти, как в юности вы с друзьями проходили миссии GTA. Вспомните: мир в компьютерной игре существует только вокруг героя. Как только предметы или другие персонажи исчезают из поля зрения виртуального героя, они исчезают совсем. За пределами пространства героя ничего нет. Машины, здания, люди появляются только тогда, когда есть ваш персонаж. В компьютерных играх такое упрощение делается с целью минимизации нагрузки на процессор и оптимизации игры. Сторонники гипотезы симуляции примерно таким видят и наш мир.

Доказательства теории

Шведский философ и профессор Оксфордского университета Ник Бостром в своей статье 2001 года «А не живем ли мы в «Матрице»?» предложил три доказательства, что гипотеза симуляции действительно верна. Как он говорит, минимум одно из этих доказательств однозначно верное. В первом доказательстве философ заявляет, что человечество в качестве биологического вида исчезнет, «не достигнув «постчеловеческой» стадии» (об этом читайте в нашем другом ). Второе: любое новое постчеловеческое общество навряд ли запустит большое число симуляций, которые бы показывали варианты ее истории. Третье его утверждение – «мы почти наверняка живем в компьютерной симуляции».

В своих рассуждениях Бостром постепенно опровергает первые два своих доказательства, что автоматически дает ему право говорить о верности третьей гипотезы. Опровергнуть первое утверждение легко: по мнению исследователя, человечество способно развить искусственный интеллект до такой степени, что сможет симулировать работу многих живых организмов. Верность второй гипотезы опровергается теорией вероятностей. Выводы о количестве земных цивилизаций никак нельзя относить ко всей Вселенной. Следовательно, если и первое, и второе суждения ошибочны, то остается принять последнее: мы находимся в симуляции.

В пользу теории симуляции говорит и исследование ученых Калифорнийского университета в Сан-Диего в 2012 году. Они выяснили, что все самые сложные системы – Вселенная, человеческий мозг, интернет – обладают схожей структурой и развиваются одинаково.

Одним из доказательств виртуальности нашего мира можно считать странное поведение фотонов при наблюдении за ними.

Опыт Томаса Юнга в далёком 1803 году перевернул «современную» физику с ног на голову. В своем эксперименте он выстреливал фотонами света сквозь экран с параллельной прорезью. За ним располагался специальный проекционный экран, чтобы зафиксировать результат. Выстреливая фотонами через одну прорезь, ученый обнаружил, что фотоны света выстроили на этом экране одну линию, которая была параллельна прорези. Это подтвердило корпускулярную теорию света, которая гласит, что свет состоит из частиц. Когда в опыт добавили ещё одну щель для прохождения фотонов, ожидалось, что на экране будут две параллельные линии, однако, вопреки этому, появился ряд чередующихся интерференционных полос. Благодаря этому эксперименту, Юнг подтвердил другую – волновую – теорию света, которая говорит, что свет распространяется в качестве электромагнитной волны. Обе теории, кажется, противоречат одна другой. Невозможно, что свет – это и частица, и волна одновременно.

Опыт Юнга, где S1 и S2 – параллельные прорези, а – расстояние между прорезями, D – расстояние между экраном с прорезями и проекционным экраном, М - точка экрана, на которую падают одновременно два луча, Wikimedia

Позже учёными было установлено, что странно ведут себя и электроны, и протоны, и другие части атома. Для чистоты эксперимента ученые решили измерить, как именно фотон света проходит через щели. Для этого перед ними был поставлен измерительный прибор, который должен был зафиксировать фотон, и поставить точку в спорах физиков. Однако тут учёных ждал сюрприз. Когда исследователи наблюдали за фотоном, он опять проявлял свойства частицы, и на проекционном экране снова появились две линии. То есть один факт постороннего наблюдения за экспериментом заставил частицы поменять свое поведение, будто фотон знал, что за ним наблюдают. Наблюдение смогло разрушить волновые функции и заставить фотон вести себя как частица. Это вам ничего не напоминает, геймеры?

Исходя из вышесказанного, приверженцы гипотезы компьютерной симуляции сравнивают этот эксперимент с компьютерными играми, когда виртуальный мир игры «замирает», если в его пределах нет игрока. Так же и наш мир, для оптимизации условной мощности центрального процессора, облегчает нагрузку и не просчитывает поведение фотонов, пока за ними не начинают наблюдать.

Критика теории

Безусловно, приведенные доказательства теории симуляции критикуются другими учеными – противниками этой гипотезы. Основной акцент они делают на том, что в научных статьях, где представлены доказательства теории, есть грубые логические ошибки: «логический круг, автореференция (явление, когда понятие ссылается на само себя), игнорирование неслучайной позиции наблюдателей, нарушение причинности и пренебрежение контролем симуляции со стороны создателей». По словам кандидата экономических наук, одного из основателей координационного совета Российского трансгуманистического движения Данилы Медведева, основные принципы Бострома не выдерживают философских и физических правил: например, правило причинности. Бостром, вопреки всей логике, допускает влияние будущих событий на события современности.

Кроме того, наша цивилизация, вероятно, вообще не вызывает интерес для симулирования. Глобальное общество, по мнению Данилы Медведева, не такое интересное, как, например, государства и локальные сообщества, а с технологической точки зрения современная цивилизация еще слишком примитивна.

Симуляция огромного количества людей не несет никаких достоинств по сравнению с небольшим числом. Такие большие цивилизации хаотичны, и симулировать их не имеет никакого смысла.

В 2011 году Крейг Хоган, директор Центра квантовой физики лаборатории Ферми в США, решил проверить, действительно ли то, что человек видит вокруг, реально и это не «пиксели». Для этого он придумал «голометр». Он провел анализ пучков света из излучателя, встроенного в устройство, и определил, что мир – это не есть двухмерная голограмма, и он реально существует.

Wikimedia

Теория симуляции в киноиндустрии: что посмотреть, чтобы быть в теме

Активно идею о жизни в матрице пытаются раскрыть режиссеры. Можно с уверенностью сказать, что именно благодаря кино эта теория дошла до массовой аудитории. Конечно, главный фильм о компьютерной симуляции – «Матрица». Братьям (сейчас уже сестрам) Вачовски довольно точно удалось изобразить мир, где человечество с самого рождения и до смерти контролируется компьютерной симуляцией. Настоящие люди в «Матрице» могут переходить в эту симуляцию, чтобы создавать «второго я» и переносить свое сознание в него.

Второй фильм, с которым нужно познакомиться тем, кто хочет узнать подробнее о компьютерной симуляции, – «Тринадцатый этаж». Именно в нем отражена идея, что в симуляции возможно перемещаться с одного уровня на новый. В киноленте воплощается вероятность нескольких симуляций. Наш мир представляет симуляцию, однако американская компания создала еще одну новую – для отдельного города. Герои перемещаются между симуляциями путем перемещения сознания в телесную оболочку реального человека.

В фильме «Ванильное небо», с молодым Томом Крузом, в компьютерную симуляцию возможно попасть после смерти. Физическое тело героя подвергают криогенной заморозке, а сознание перемещают в компьютерную симуляцию. Этот фильм – ремейк испанского «Раскрой глаза», снятого в 1997 году.

Сейчас очень трудно однозначно ответить на вопрос: живем ли мы в компьютерной матрице или нет. Однако такая гипотеза имеет место: слишком много загадок и белых пятен хранит наша Вселенная. Эти тайны не может объяснить даже физика. И даже вслед за их разгадкой появляются новые, куда более сложные вопросы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Виртуальность нашего мира - религия нашего времени

Аннотация

В последнее время популярно стала говорить о том, что наш мир может быть симуляцией. Снимаются видеоролики на эту тему, пишутся заметки. При этом утверждается, что, мол, виртуальность нашего мира доказывается наукой. В качестве доказательства приводятся некоторые наблюдаемые явления, которые сложно объяснить в рамках современной науки. А вот их объяснение с точки зрения, что наш мир виртуальный, дается очень просто. В большинстве случаев на сайтах выкладываются одни и те же утверждения с небольшой вариацией. Тема непосредственно связана с эзотерикой, такими понятиями как предопределенность, судьба и т.д. Поэтому заслуживает внимание на нашем сайте. Кроме того, как человек, который любит компьютерные игры и при этом занимается наукой автор сайта www. etzell . com не мог пройти мимо такой темы. Ниже дается анализ данному мировоззрению.

Введение

То, что мир может быть иллюзией, было известно еще древним философам и не только индийским. Конечно, они говорили не о симуляции, а о том, что все, что мы видим и слышим, есть иллюзия и рано или поздно (после смерти) «туман» спадет и откроется реальный мир. В основу их образа жизни и поведения лежала данная идея. Что же касается симуляции в самом прямом ее смысле, то первыми, кто об этом начал писать и говорить, были фантасты второй половины 20 века. С тех временем появились и философские направления. Стоит отметить также, что тема стала очень популярной после съемок таких шедевров как «Матрица», «13 этаж», «Темный город». На данный момент данная троица является лучшими фильмами про симуляцию и виртуальность нашего мира по моему мнению.

Рис. 1. Кадр из фильма "13 этаж". Симуляция мира имеет границы.

Рис. 2. Кадр из фильма "Матрица". Виден исходный код мира - "Матрицы".

Рис. 3. Кадр из фильма "Темный город". Симуляцию осуществляет развитая цивилизация.

В последние годы была широко популяризирована еще статья «Живем ли мы в компьютерной симуляции?» известного шведского философа Ника Бострома. В своей философской статье он приводит доводы о том, что наш мир является компьютерной симуляцией. Помимо его статьи в интернете гуляют заметки и статьи в стиле «10 научных признаков, что наш мир виртуален». Именно этим признакам и статье Ника Бострома посвящена данная заметка. Рассмотрим все это подробно.

Виртуальность нашего мира - философские принципы

Рис. 4. Боги древних всегда имеют человеческий или животный облик.

Человеку почти всегда было присуще приписывать кому-то или чему-то свойства, которыми он наделен. Хорошо иллюстрирует эту идею утверждение «Если бы кошки имели своего бога, они приписали бы ему ловлю мышей». Боги всех народов изначально имели человеческий или животный облик, а некоторые имеют таких богов и сейчас. Человек обладает интеллектом и разумом. Поэтому неудивительно, что он пытается приписать разумность и интеллект природе и окружающему миру с момента возникновения цивилизаций на Земле. После изобретения компьютеров, появилась и тема данной статьи, а естественно не раньше. Таким образом, с точки зрения изложенного, идея виртуальности мира - это некий взгляд на сущность мира нашей эпохи, обусловленной развитием компьютерной технологии. Поэтому эта очень субъективная точка зрения, в принципе, как и любое направление в философии. При этом она тесно связана с креационизмом или теориями конспирологии, так как логически из нее следует, что симуляцию, кто-то создал Бог или развитая цивилизация. Справедливости надо сказать, что некоторые философские учения древнегреческих философов воплотились в научные достижения современности. Поэтому уделим время некоторым закономерным выводам из данной идеи.


Рис. 5. Компьютерная игра в которой генерируются тысячи миров во Вселенной.

Рис. 6. Компьютерная игра "SKYRIM" в которой вы можете делать почти все, что захотите.

1) «Чтобы моделировать наш мир - нужны мощные вычислительные машины» - главный вывод данной философской идеи. Историю развития компьютерных игр я наблюдаю с 90-х годов и вижу, как быстро развивается графика и возможности в них. Сейчас есть игры с открытым миром («делай, что хочешь»), такие как серия «Elders Scrolls» или процедурно случайно создаваемая Вселенная с тысячи мирами в игре «No man"s sky». Нет сомнения, что в дальнейшем игры будут становиться все более похожими на наш мир. Вспоминается в этой связи также одна из первых серий сериала «Махабхарата», где Шантану (шах) играет со своим сыном Девавратой в настольную игру с костями и фигурками. Отец спрашивает о том, играют ли боги в кости? Сын отвечает, что да, но фигурами являются люди, а жребий кидает время.


Рис. 7. Кадр из фильма "Махабхарата", где сын рассказывает отцу о том как играют в кости Боги.

2) Второй вывод основан на том, что любая технология склона к сбоям. Любая техника не совершена, поэтому возможны «глюки», «подвисания». «Баги» могут быть редко наблюдаемыми и непериодическими аномальными явлениями. В нашем макромире в котором мы живем, все подчиняется законам ньютоновской механики, где многие макропроцессы сильно детерминированы. Любое отклонение от них в макромире может быть объяснено данной концепцией.

Рис. 8. Известный баг в игре Скайрим, когда на вашу свадьбу приходят трупы убитых NPC(персонажи). Чем вам не аномальное явление???

3) Резонным является вопрос о целях моделирования. Если следовать формальной логике, то можно предположить следующее. Если симуляция охватывает небольшие масштабы, такие как Солнечная система, то возможными целями являются: а) искусство, развлечение, хобби; б) научное исследование - компьютерное моделирование. Здесь предполагается, что создатели симуляции не сильно ушли в личностном развитии и их разум постижим. Поэтому симуляция полностью направлена на симуляцию человечества и для этого подобраны необходимые физические параметры, чтобы возникла жизнь или продолжала существовать на Земле. Здесь можно также говорить о том, что судьба каждого человека - это есть написанный сюжет, который каждый из нас должен пройти, решив некоторые квесты. Такая концепция очень похожа на сюжет в отмеченных трех фильмах выше.

Если же симуляция охватывает целую Вселенную, и человечество не является целью, то вероятно их технология опережает нашу на миллионы, а может и миллиарды лет. Поэтому глупо даже предполагать об их истинных целях, если они даже есть. Их разум для нас непостижим.

Остальные выводы, которые также приводятся на популярных сайтах о виртуальности мира, слишком субъективны и нелогичны, они противоречат друг другу.

Физический взгляд на мир

Физика изучает явления природы и дает научное объяснение многим наблюдаемым явлениям природы. Сторонники виртуальности мира приводят доводы, которые подтверждают данную концепцию по их мнению. Такие доводы можно разделить на следующие две части:

1) Квантовые явления

Здесь обычно речь идет о том, что есть явления, которые очень странно интерпретируются в рамках современной квантовой теории. Любят в этой связи упоминать эксперимент с двумя щелями и неопределенность в квантовом мире. Справедливости надо сказать, что в настоящее время есть много интерпретаций данных экспериментов в рамках научных теорий. Однако, общепринятой является так называемая копенгагенская интерпретация. Она действительно необычная для нашего привычного взгляда на мир. В целом можно выделить два шокирующих факта из квантового мира, которые пытаются применять к нашему макромиру, что само собой неверно.

Первым главным выводом квантовой теории является то, что миру присуще случайность или она в него «вшита», поэтому однозначно определить поведение частиц в микромире мы не можем, а можем указать некоторую вероятность их поведения и определить, где и когда она будет больше или меньше. Почему именно так фундаментально мы ответить не можем, а миримся с тем, что просто так устроен микромир. И это непривычно для нашего обыденного опыта и чувств. Обусловлено это виртуальностью или нет - дело веры каждого. В популярных статьях пытаются эту случайность привязать к макромиру, что является в корне неверным, так как это прерогатива микромира.

Рис. 9. Электроны или фотоны ведут себя как волны (распределяются) при фиксации на экране, а при измерении около одной из щелей, как частицы.

Второй вывод связан с тем, что определенные свойства частиц рождаются только благодаря их измерению. До измерения они пребывают в нескольких состояниях или в суперпозиции состояний . Эта концепция и вызывает разрыв шаблона. Электрон может быть тут и там, и даже на краю Вселенной. Однако после измерения имеет распределение в определенном месте (локализируется). В эксперименте с двумя щелями электрон (или фотон) проходит через две щели и ведет себя как волны, так как на экране фиксируется интерференционная картина (свойства волн). Для этого конечно проводят серию измерений на экране (фиксируют множество электронов). Как только пытаются произвести наблюдение за одним электроном, фиксируя датчик около одной щели, электрон ведет себя как частица (проходит через одну щель локализировано). Авторы не знакомые с физикой совсем, утверждают, что, это поведение микрочастиц есть прямое доказательство виртуальности мира. В компьютерных играх для уменьшения нагрузки на систему детально прорисовывается окружение, которое игрок непосредственно наблюдает. Остальные локации, либо вообще не прорисовываются, либо прорисовываются очень грубо. Как только, вы начинаете смотреть в другую сторону, компьютер прорисовывает детали в области, куда вы начинаете смотреть. Конечно, это философская интерпретация. Однако, очень интересная. С точки зрения современной квантовой физики, измерение - это взаимодействия классического прибора с квантовой частицей. Поэтому данное взаимодействие приводит к тому, что из всего множество квантовых состояний, частица приобретает одно определенное. Это в принципе и отражает копенгагенскую интерпретацию. Как говорят функция суперпозиции квантовых состояний частицы схлопывается или происходит редукция волновой функции. Почему именно так? Ответ тот же самый, так устроен мир. В этом объяснении есть также свои проблемы (причинность), которые здесь опускаются. Именно благодаря ним в теоретической физике появляются все новые теории, которые пытаются дать данному свойству суперпозиции состояний логический последовательный вид и избежать данных проблем. Обычно в таких теориях для сравнения любят использовать мысленный эксперимент с котом Шредингера. При взаимодействии с ящиком, где находится кот, с равной вероятностью кот может быть мертв или жив. Другими словами, изначально он находится во множественном состоянии - одновременно жив и мертв. Лишь после измерения (взаимодействия) он переходит в определенное состояние (жив или мертв). Это пример снова отражает копенгагенскую интерпретацию данного квантового явления. В этой связи популярна также более метафизическая теория, в которой считается, что после измерения кот переходит в одну из Вселенных. В одной из них он мертв, а в другой жив. Такая теория носит названия гипотеза о мультивселенных. Естественно проверить ее нет возможности. Стоит отметить, что люди, плохо знающие физику думают, что эта концепция применима и к нашему макромиру. Поэтому думают, что когда мы смотрим на предмет, мы его и создаем. До этого его просто не было. Или другой пример, где авторы указывают на то, что за домом может быть что угодно (множество состояний), однако мы видим, то к чему мы склонны и, к примеру, не видим бегемотов и слонов. Такие выводы физически неверны, так как принцип суперпозиции квантовых состояний относится к микромиру, в макромире он не имеет силу.


Рис. 10. Кот Шрединера в суперпозиции двух состояний - жив и мертв


Рис. 11. Ложки которой нет - кадр из фильма "Матрица".

2) Экзотичные современные физические теории

В настоящее время существуют множество загадок мира, которые наука еще не в силах однозначно и достоверно объяснить. Проблем хватает с микромиром, а также и с макромиром (темная материя, темная энергия и т.д.). Поэтому постоянно выдвигаются физические теории, которые пытаются решить данные проблемы. Некоторые из них являются весьма экзотичными. К примеру, есть теории, в которых мир создается многомерными колебаниями струн или суперструн, неких математических объектов. В других теориях мир является проекцией или голограммой и т.д. А некоторые известные физики теоретики в своих работах находят аналогию с работой компьютерных браузеров, таких как «Опера», «Мозилла» и т.д. С точки зрения психологии такие аналогии легко объясняются, так как современные ученые могут использовать неосознанно принципы работы компьютеров в своих теориях, а потом находить их и удивляться этому. В связи с этим надо иметь в виду, что сейчас существует много теорий, которые невозможно проверить экспериментально или как-то подтвердить. Я их называю «виртуальными» теориями. Большинство из них явно неверны и будут опровергнуты в будущем, а некоторые могут подтвердиться. Однако, в настоящее время нет никакой проблемы интерпретировать явления физики логически, а интерпретация, основанная на «виртуальности мира» является метафизической и философской. И она большей степени философская, чем гипотеза о мультивселенных.


Рис. 12. Абстрактное изображение мультивселенных и переходов между ними.

Главный вывод

Рис. 13. Сравнение размеров пространственных структур.

Идея виртуальности мира является чисто философской. Она очень красивая, но при этом сильно субъективная. Да, можно считать, что «квантованность» или зернистость пространства (10^-48м) аналогична пикселям из которых построены картинки в компьютерных изображениях. Предел скорости света или распространения сигналов с конечной скоростью во Вселенной - это ограничение, связанное с мощностью технологии симуляции. Набор определенных многомерных колебаний струн или других математических объектов в теории струн или суперструн соответствует исходному коду, на котором строится симуляция. Нет никакой суперпозиции состояний, просто при конкретных взаимодействиях система симуляции затрачивает большие или меньше мощности ресурсов. Однако, все это лишь философская интерпретация , которая никак не связана с физикой, математикой. Это некий взгляд на мир, который в большей степени метафизичен, чем современные общепринятые и проверяемые физические теории. Эта концепция возникла в наше время, когда виртуальные миры может посетить (поиграть) каждый из нас. Отмечу, что до нашей эры, представления о нашем мире и потустороннем были очень просты и для нашего понимания совершенно примитивны и курьезны. В раю вы живете в саду, не работаете совсем, и все удовольствие заключается в том, что вы едите национальную еду, совокупляетесь с молодыми девушками и т.д. Вариации были очень незначительными в удовольствиях. Земля стояла на трех китах и т.д. Для нас эти представления кажутся сейчас очень примитивными. Никакой технологии в виде телевизоров и компьютеров в раю древние философы не описывали. Аналогично возможно в будущем теория виртуальности мира покажется примитивной и смешной. Тем не менее, в настоящее время теория симуляции мира является лучшей религиозной концепцией. Она полностью отражает уровень развития нашего общества.

С уважением, Etzell

«Проснись, Нео… Ты увяз в Матрице…» - уверен, большинство из наших читателей вспоминает именно эти слова, когда речь заходит о виртуальной реальности, которая в действительности окружает всех нас от мала до велика.

Но мировая история знает далеко не только этот один пример размышлений на тему нереалистичности всего вокруг.

Например, Питер Уоттс в романе «Ложная слепота» подчеркивает, что «мы так и не смогли доказать себе, что реальность существует» .

Происходящее вокруг нас - иллюзия.

Мы решили разобраться, почему такие мысли вообще возникают .

Откуда взялись мысли о виртуальной реальности

Размышлять о виртуальной реальности, которая нас окружает, начали далеко не вчера и даже не в прошлом или позапрошлом веке - гораздо раньше.

С появлением индуизма тысячи лет тому назад возникло так называемое «покрывало Майи» - богини обмана. И эта же религия считает, что «все мы лишь снимся Будде» .

В конце 16 века Рене Декарт размышлял, что есть какой-то злой гений, который заставил нас думать, что все вокруг - это реальный физический мир. На самом же деле он лишь создал симуляцию, по которой мастерски расставил ловушки.

Раньше люди воспринимали мир как иллюзию из-за недостатка знаний и технологий, сегодня - из-за избытка.

Яркий современный пример - фильм «Начало» 2010 года режиссера Кристофера Нолана. В нем главный герой, которого играет Леонардо Ди Каприо, мастерски проникает в сны даже на несколько уровней вглубь. И их грань с реальностью постепенно стирается .

В прошлом году популярный западный журнал New Yorker писал, что вся Кремниевая долина сегодня озабочена идеей нереалистичности мира вокруг. И пара IT-миллиардеров уже успела профинансировать исследования по спасению человечества из «Матрицы».

Развитие виртуальной реальности сегодня переживает настоящий бум. И первую реалистичную симуляцию мира может очень скоро представить Марк Цукерберг вместе с Facebook и технологиями Oculus Rift. Но это может быть уже симуляция в симуляции…

Известный философ и трансгуманист Ник Бостром в 2003 году опубликовал работу «Мы живем в компьютерной симуляции?». В ее рамках он предположил, что наш мир - виртуальная реальность, которую придумала какая-то развитая цивилизация.

В данном случае он оперирует строением и работой человеческого мозга, который напоминает компьютер - набор электрических импульсов и здесь непрерывно перемещается между точками.

Ник предположил, что нечто подобное на определенном этапе развития технологий можно создать без привязки к биологическому организму. Достаточно просто сложной программы, которая эмулирует историческое развитие нашего вида.

«Мы и весь мир, который мы видим, слышим и чувствуем, существует внутри компьютера, построенного развитой цивилизацией» (Ник Бостром)

За всю историю планеты на ней жило около 100 млрд. человек и мозг каждого в среднем обрабатывал чуть больше 100 бит информации в секунду.

А для работы всего этого вместе с процессами во вселенной потребуется компьютер, который сможет ворочать 1090 бит даных в секунду. Это была бы очень мощная система, которая в 2017 году не снилась даже военным.

Но, если верить закону Мура, который утверждает, что вычислительная мощность при сохранении габаритов растет в два раза каждые два года, подобной производительности человечество сможет достичь уже через пару веков . Поэтому все реально.

Мы не знаем об окружающем мире практически ничего

Современная наука считает, что 99% Вселенной состоит из некой пустоты , которую еще называют темной энергией или темной материей.

«Темными» их называют не потому, что в них недостаточно света, а из-за того, что у современной науки о них практически нет хоть каких-то данных. Другими словами, мы не можем говорить что-либо о Вселенной хоть с какой-то уверенностью.

Что интересно, аналогичная Вселенной структура у того же человеческого мозга, а также атомов, из которых, как мы считаем, состоит все вокруг. Такая же неведомая нам структура.

Мы знаем только 1% Вселенной, человеческого мозга и атомов, поэтому не можем на 100% утверждать их реальность.

Ученые всеми силами пытаются доказать, что мы действительно живем в реальном мире - надо же осваивать гранты всеми возможными и невозможными способами.

Например, Крейг Хоган создал специальный голометр, который подтвердил, что все вокруг нас - это точно не двумерная голограмма, которая состоит из отдельный пикселей. Молодец.

Тем не менее, все это все еще не дает четкого представления об окружающем нас пространстве. Мы просто не видим, не можем потрогать или учуять носом большинство мира вокруг.

Мы самостоятельно придумываем реальность вокруг

Почти в каждом исследовании на аналогичную тему, которые наши коллеги-журналисты делали до этого, есть упоминания Платона и его «мифа о Пещере». Я решил не нарушать традиции, тем более в моих размышлениях он очень кстати.

Известный философ сравнивает людей как вид с узниками в крохотной пещере с небольшим отверстием в мир, через которое можно наблюдать происходящее вокруг.

Оно настолько маленькое, что в большинстве случаев человечеству удается рассмотреть лишь тени. А вот кому они принадлежат - это можно предположить только с помощью своей безграничной фантазии.

Большинство информации о мире вокруг - это выдумка нашего пытливого мозга, не более.

Даже наши сны кажутся нам реальностью, когда мы находимся внутри них. Поэтому нет большего жулика в этом мире , чем мы же сами - нас бессовестно обманывает наш же мозг.

Неизвестный ученый в рамках мыслительного эксперимента «Мозги в колбе» когда-то предполагал, если вытянуть мозг из черепной коробки, подключить к нему провода и посылать специальные электрические импульсы, его хозяин будет думать, что живет.

Примерно такой же принцип описывает все та же «Матрица». Только сценаристы этого фильма пошли немного дальше. Кроме электрических импульсов они сохранили и биологическую капсулу для жизни мозга - человеческое тело.

Где выход из Матрицы? И насколько глубока кроличья нора?

Практически все мы думаем, что у нас есть самая прямая связь с материальным миром, но это просто иллюзия, которую создает наш мозг.

Он без зазрения совести подкладывает нам модели материального мира, совмещая сигналы, поступающие от органов чувств, и наши ожидания - все это мы и осознаем как окружающий мир.

Если умножить все это на наше непонимание мира, прибавить сюда схожесть нашего мозга с компьютером далеко не самой высокой мощности (по крайней мере, для недалекого будущего), то получается, что мы вполне можем жить в простой симуляции.

«Или мы создадим подобные реальности симуляторы, или цивилизация погибнет» (Илон Маск)

Цитата выше - ответ на вопрос, хорошо это или плохо. Учредитель Tesla и SpaceX Илон Маск уверен, что нам было бы даже лучше , если бы все разговоры по поводу виртуальной реальности, которая окружает нас, были бы правдой.

Сегодня мир высоких технологий и виртуальной реальности так тесно переплетается с нашей жизнью, что все чаще появляются предположения, что планета, на которой мы живем, является не реальностью, а частью огромной симуляции. Причем говорят об этом не только обычные люди, но и известные ученые-физики, космологи.

Стоит ли задумываться над вопросом, что мы живем в виртуальной реальности, серьезно? Или предположения относятся к разряду фантастики?

Ты на самом деле настоящий? А я?

Еще недавно эти вопросы являлись чисто философскими. Многие ученые ставили перед собой цель понять устройство мира и роль человека в нем. Сейчас же эти запросы приобрели иное значение. Ученые многих направлений предполагают, что наша вселенная – виртуальная реальность, масштабная компьютерная модель. Человек в ней является лишь небольшой частью матрицы. Это может означать, что мы действительно живем в воображаемом мире, истинно полагая, что он настоящий.

Естественно, наша интуиция не хочет с этим соглашаться. Как поверить в ложное впечатление, если мы ощущаем кружку с горячим чаем в руке, чувствуем запах ароматного напитка, слышим звуки, витающие вокруг нас. Разве можно воспроизвести такие ощущения?

Но здесь стоит вспомнить о том, какой скачок произошел в области компьютерных технологий в течение последних 10-15 лет. Компьютерные игры стали настолько реальными, самостоятельные герои игр способны воспроизводить любые наши движения и поступки. И, окунаясь в этот мир, мы непроизвольно убеждаемся в возможной нереальности происходящего в жизни.

Жизнь или кино?

Впервые сюжет об обитании людей в вымышленной действительности был представлен в блокбастере голливудского происхождения. История людей, ограниченных рамками придуманной реальности, выглядит настолько убедительной, что герои, да и зрители, воспринимают ее как действительность.

После появились и другие фильмы, пытающиеся ответить на вопросы, где правда, а где вымысел. Какая половина человечества права: считающая Вселенную вымыслом, или убежденная, что все мы – часть большой игры?

Например, известный бизнесмен в области компьютерных технологий Элон Маск считает, что соотношение вымышленного мира и реальности примерно 1 000 000:1.

А не менее знаменитый Рэй Курцвейл, исследователь искусственного разума, делает предположение, что Вселенная – это не что иное, как большой научный эксперимент, который проводит один из юных ученых другой Вселенной.

Интересен тот факт, что некоторые ученые согласны с такой возможностью. Этот вопрос даже стал предметом обсуждения одного из собраний в нью-йоркском музее естественной истории.

А есть ли доказательства?

Теория виртуальной реальности имеет минимум два доказательства в пользу своего существования:

  1. Алан Гут, известный ученый и космолог, выдвигает версию, что наша планета может быть реальной, но одновременно – это что-то наподобие лабораторного эксперимента. Он считает, что создание нашего мира похоже на действия биологов по выращиванию микроорганизмов. И занимается таким экспериментированием некто с суперинтелектом. Он не исключает вероятность появления мира в результате масштабного взрыва, вызванного искусственно. При этом планету, прародительницу нового мира, не уничтожили полностью. Всего лишь воспроизвели новый шаблон пространственно-временного отсчета. После чего появилась возможность отщипнуть его от первоисточника Вселенной и разорвать с ним все контакты. Такой сюжет мог иметь разные варианты развития. Например, новый мир мог зародиться в каком-то эквиваленте пробирки.
  1. Существует и еще одно доказательство, которое способно разрушить представления человека о действительности.Смысл теории содержит предположение, что мы не реальные люди, а выдуманные, смоделированные кем-то существа. Это может означать, что человечество – это лишь небольшая строка в огромной компьютерной программе. И она манипулирует нами, как героями в игре.

Стоит ли верить в виртуальный мир?

Стоит ли верить, что наш мир виртуальная реальность – вопрос абстрактный. Но имеет аргументы в свою пользу.

Ведь мы же производим моделирование. Мы создаем вымышленные модели не только ради игры, но и для научных исследований. Многие ученые создают модели мира на разных уровнях. Это и модели субатомного мира и создание огромных обществ и галактик.

Мы проектируем модели животных. С помощью компьютерного моделирования появилась возможность узнать об их развитии, повадках.Другие стимуляторы дают нам шанс разобраться в вопросе образования планет, галактик, звезд.

Можно воспроизвести человечество при помощи простых агентов, способных делать свой выбор, руководствуясь четкими инструкциями. Это дает нам возможность понять, как совершается сотрудничество человека и компании, как происходит развитие городов, работают ПДД и экономические законы.

С каждым днем сложность моделей повышается. Ученые делают все больше выводов о функционировании нашего мозга. Проводится значительное количество квантовых вычислений. Все это говорит о том, что, возможно, однажды мы сможем создать виртуальный персонаж с явными признаками сознания. Это позволит сотворить большое количество моделей, которые станут работать на пользу человека. Постепенно их может быть гораздо больше, чем реальных обитателей нашей планеты.

Если человечество медленно идет к созданию масштабной виртуальной реальности вокруг себя, так что мешает предположить, что это уже сделал другой разум вселенной, и мы – часть данной компьютерной реальности?

И все-таки о реальности

Конечно, утверждение космолога Курцвейла о юном гении, который с помощью программирования создал нашу планету, можно считать шуткой. Но многие утверждения теорий о виртуальном мире основаны на том факте, что мы живем в 21 веке и способны создавать компьютерные игры с эффектом реальности, так почему тем же самым не может заниматься кто-то другой?

Сомневаться в том, что большинство сторонников масштабного моделирования – большие любители фильмов с научно-фантастическим сюжетом, не приходится. Но где-то в потаенных уголках души каждый из нас знает, что реальность – это не вымышленный мир, а то, что мы испытываем.

Сегодня человечество живет в мире высоких технологий, но над разгадкой вопроса о реальности философы бились столетиями. Еще Платон сомневался, а не является ли реальность лишь тенью, которая падает на стены пещеры.

Иммануил Кант был убежден, что мир – не что иное, как вещь, которая является основой того, что мы видим.

Рене Декарт однажды сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Этой фразой он пытался доказать, что способность к осмысленным действиям является единственным существенным критерием бытия, который человек может зафиксировать. Эта философская идея стала основой идеи о том, что наш мир – всего лишь смоделированная игра.

Не стоит бояться новых технологий и появления гипотез. Это лишь часть философских загадок, которые заставляют нас посмотреть по-другому на наши убеждения и предположения. Но на сегодняшний день нет стопроцентных доказательств, что наша Вселенная виртуальна. А потому никакие новейшие идеи не способны кардинальным образом изменить наши взгляды на реальность.

А в доказательство ее существования можно привести пример поступка Сэмюэля Джонсона, английского писателя. В 1700 году на утверждение философа Джорджа Беркли, что мир – это всего лишь обман, иллюзия, он пнул камень и сказал: «Я опровергаю это вот так!

Гипотеза о компьютерной симуляции нашей вселенной была выдвинута в 2003 году британским философом Ником Бостромом, но уже получила своих последователей в лице Нила Деграсс Тайсона и Илона Маска, которые высказались, что вероятность гипотезы равна почти 100%. В её основе лежит идея о том, что всё существующее в нашей вселенной является продуктом симуляции, наподобие экспериментов, проводимых машинами из трилогии «Матрица».

Теория симуляции

Теория полагает, что при наличии достаточного числа компьютеров, обладающих большой вычислительной мощностью, становится возможным симулировать детально весь мир, который будет настолько правдоподобным, что его обитатели будут обладать сознанием и интеллектом.

Опираясь на эти идеи, можно предположить: а что мешает нам уже жить в компьютерной симуляции? Может быть, более развитая цивилизация проводит подобный эксперимент, получив необходимые технологии, и весь наш мир является симуляцией?

Многие физики и метафизики уже создали убедительные аргументы в пользу идеи, ссылающиеся на различные математические и логические аномалии. Основываясь на этих аргументах, можно предположить существование космической компьютерной модели.

Математическое опровержение идеи

Однако, двое физиков из Оксфорда и Еврейского университета в Иерусалиме, Зохар Рингель и Дмитрий Коврижин, доказали невозможность существования подобной теории. Свои находки они опубликовали в журнале Science Advances.

Проведя моделирование квантовой системы, Рингель и Коврижин выяснили, что для симуляции всего нескольких квантовых частиц потребуются огромные вычислительные ресурсы, которые из-за природы квантовой физики будут возрастать экспоненциально с увеличением количества симулируемых квантов.

Для хранения матрицы, описывающей поведение 20 спинов квантовых частиц, потребуется терабайт ОЗУ. Экстраполировав эти данные всего на несколько сотен спинов, мы получим, что для создания компьютера с таким объёмом памяти потребуется больше атомов, чем их общее число во вселенной.

Другими словами, учитывая сложность квантового мира, который мы наблюдаем, можно доказать, что любая предложенная компьютерная симуляция вселенной потерпит неудачу.

А, может, всё-таки симуляция?

С другой стороны, продолжая философские рассуждения, человек быстро придёт к вопросу: «Возможно ли, что более развитые цивилизации специально вложили в симулятор эту сложность квантового мира, чтобы сбить нас с пути?» На это Дмитрий Коврижин отвечает:

Это интересный философский вопрос. Но он вне поля действия физики, поэтому я предпочёл бы его не комментировать.