Дистанционное образование по специальности сурдопедагогика. Курс "сурдопедагогика и сурдопсихология

Сурдопедагог - педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с кохлеарными имплантантами.

Сурдопедагог (от лат. surdus — глухой.) - педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с кохлеарными имплантантами. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Сурдопедагогика - это раздел специальной педагогики (раньше её называли коррекционной педагогикой и дефектологией). Но суть сурдопедагогики - не исправление недостатка слуха, а помощь ребёнку в преодолении барьера между ним и окружающим миром. Сотни тысяч людей по всему миру не слышат звуков музыки, человеческих голосов, звуков природы и работающих машин. Этим людям сложно адаптироваться в мире. Не все из них глухи с рождения, и трудно сказать, кому приходится тяжелее: тем, кто оглох, будучи взрослым, или тем, кто не слышал никогда.

Если глохнет взрослый человек, у него есть одно важное преимущество: он умеет говорить, читать и писать, а порой он уже владеет профессией, при которой глухота - дополнительная трудность, но не катастрофа. И самое главное - он уже умеет учиться, целенаправленно нарабатывая новые умения, облегчающие жизнь.

У ребёнка - всё иначе. Глухой ребёнок должен осваивать мир только с помощью зрения, осязания и обоняния. Ему недоступны обычные школьные занятия, сказки по телевизору, непринуждённые разговоры с ребятами во дворе.

В России обучать людей с нарушением слуха начали XVIII - начале XIX века. В это же время появились и первые учителя для глухих и слабослышащих детей.

И таким детям нужна помощь сурдопедагога. Он учит малыша, который не слышит ничего или слышат плохо, правильно произносить слова, читать книги, «считывать» чужую речь по губам, обучает его азбуке жестов и дактильной азбуке (азбука, в которой буквы изображаются на пальцах).

Слабослышащему человеку может помочь слуховой аппарат. Но иногда и он уже бессилен, и тогда требуется другая помощь - кохлеарная имплантация (в ухо вживляется устройство, стимулирующее слуховой нерв).

В последнее воскресенье сентября отмечается Международный День глухих. Он учрежден по инициативе ООН в 1951 г. В России День глухих отмечается с 1998 г.

Но даже если кохлеарный имплантат установлен, человек может остаться глухим: ему ещё нужно научиться слышать. Без привычки мозг воспринимает окружающие звуки как сплошной поток шумов, не различая ни звуков речи, ни весенней капели, ни шума автомобиля. И на этом этапе ребёнку тоже нужен сурдопедагог.

Высококвалифицированный сурдопедагог выполняет ряд профессиональных задач:

  • выявляет снижение слуха у детей;
  • проводит углубленное психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха;
  • разрабатывает индивидуальные программы по тренировке остаточного слуха и по компенсации нарушений (обучение жестовой речи и пр.)
  • создает условия для всестороннего развития детей с нарушением слуха с учетом их индивидуальных особенностей;
  • консультирует детей и их родителей и т.д.

Рабочее место

Сурдопедагоги работают в школах и детских садах для детей с нарушенным слухом. В специальных классах для слабослышащих детей в обычных школах.
Также они нужны в медицинских учреждениях, в консультационно-реабилитационных центрах.

Сурдопедагог – педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с кохлеарными имплантатами.


Заработная плата

20.000–30.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Сурдопедагоги работают в школах и детских садах для детей с нарушенным слухом. В специальных классах для слабослышащих детей в обычных школах. Также они нужны в медицинских учреждениях, в консультационно-реабилитационных центрах.

Обязанности

Сурдопедагогика – это раздел специальной педагогики (раньше её называли коррекционной педагогикой и дефектологией). Но суть сурдопедагогики – не исправление недостатка слуха, а помощь ребёнку в преодолении барьера между ним и окружающим миром. Сотни тысяч людей по всему миру не слышат звуков музыки, человеческих голосов, звуков природы и работающих машин. Этим людям сложно адаптироваться в мире. Задача сурдопедагога помочь им в адаптации.

Важные качества

Терпеливость, творческий подход к работе, толерантность, настойчивость, чувство долга и ответственности, артистизм.

Отзывы о профессии

«Глухие - это особенные люди. Мне понадобилось время, чтобы это осознать. Они мыслят не так, как слышащие. У них нет образных и абстрактных понятий. В их мире все конкретно и однозначно. Каждая вещь значит то, что значит. Для них не существует предметов-заместителей - их этому надо научить. Чтобы с детьми находить общий язык, мне самой нужно помнить, что значит быть ребенком. Чтобы научиться говорить, мы с моими подопечными и мяукаем, и гавкаем, и в прятки играем. Хотя, конечно, на пути к взаимопониманию бывают и трудности. Дети злятся, когда у них что-то не получается. Помню случай, когда моя ученица очень сильно на меня разозлилась и стала бить портфелем. Проходим через эту злость, работаем, и ребенок ставит свои личные рекорды: вчера еще не говорил букву „Р”, сегодня говорит. Вчера не мог прочесть с губ, а сегодня у него получилось».

Ольга Гайдук, сурдопедагог.

Стереотипы, юмор

Если помощь сурдопедагога понадобилась, значит, скорее всего, ребёнку уже был поставлен диагноз тугоухость или же глухота. Это всегда сложно для родителей и близких маленького пациента. Но нужно понимать, что, не смотря на все сложности, люди с подобными проблемами могут замечательно адаптироваться в обществе, не отказывая себе в человеческих радостях жизни наравне с нормально слышащими.

Обучение

В Санкт-Петербурге получить профессию сурдопедагога можно в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена. В Москве — в Московском государственном лингвистическом университете.

Цель программы профпереподготовки - обеспечить быструю, качественную, разностороннюю подготовку специалистов в области судрдопедагогики и сурдопсихологии. Данное направление обучения сегодня является одним из наиболее популярных в специальной педагогике. Если вы желаете реализовать себя в многообещающей области, развиваться вместе с нашей системой образования, работать в сфере, которой сегодня уделяется максимальное внимание со стороны государства и общества - добро пожаловать на курсы профпереподготовки по специальности «Сурдопедагогика и сурдопсихология».

Основные задачи программы

Программа реализуется на основе высоких принципов: в специальной педагогике не должно быть малокомпетентных работников, эта сфера - не для случайных людей. Поэтому задачи программы:

  • Дать полное представление о деятельности специалиста в области сурдопедагогики и сурдопсихологии;
  • Сформировать у выпускников профессиональное представление о психологических особенностях детей с сурдопатологией, их возможностях и индивидуальных потребностях в процессе обучения;
  • Обучить действенным приёмам и методикам работы со слабослышащими и глухими детьми;
  • Выдать диплом, дающий право на работу в специальной педагогике.

Описание программы

Благодаря современным технологиям сегодня у нас появляется возможность дистанционно обучать даже таких ответственных специалистов как дефектологи. Программа - уникальная, очень насыщенная, концентрированная, яркая и интересная. Онлайн вы познакомитесь с опытными педагогами-психологами, посвятившими свою жизнь работе с глухими детьми, овладеете методиками и приёмами, о которых даже не подозревали, разработаете собственные планы работы, зарядитесь энтузиазмом и желанием помогать.

Весь процесс проходит на специальной платформе дистанционного обучения в интернете, организован предельно просто и доступно. Экзамены проходят в удобной форме тестирования.

Методы обучения

  • Учебники . При всей динамичности E-Learning, изучению фундаментальных трудов придётся уделить некоторое время. Все учебники в электронном формате уже находятся в базе данных.
  • Лекционный материал . Превосходное дополнение к чтению учебной литературы. Лекции можно читать, прослушивать аудиозаписи, просматривать видеосъёмки.
  • Самое интересное . Но без живого общения дистанционное обучение очень напоминало бы самообразование. Общаться с преподавателями вы сможете на вебинарах, в чате, на специальных онлайн-конференциях и прочих мероприятиях, которые проводятся довольно часто. Это очень полезно с точки зрения практического опыта.

Результат обучения

Логическим завершением процесса обучения выступает контроль. Никаких волнительных экзаменов, билетов и ответов у доски! Вы просто отвечаете на вопросы онлайн-теста. Несколько кликов - и вы дипломированный специалист. Итак,

  • Вы готовы приступать к работе;
  • Вы уверены в своём профессионализме;
  • Вы - квалифицированный специалист в узкой и востребованной сфере.

Будущее выпускников

Вас ожидает работа в специализированных учебных заведениях, где обучаются дети с ослабленным слухом, глухотой, глухонемые дети. Также сегодня наблюдается тенденция к инклюзивному образованию, поэтому сурдопедагоги востребованы и в общеобразовательных школах, садах, интернатах. В зависимости от вашего основного профиля образования возможно профессиональное обучение людей с нарушениями слуха.

Специальная педагогика и психология относится к наиболее высоко оплачиваемым направлениям педагогической деятельности, поэтому материальная сторона вашей работы будет достойной.

Требования к слушателям

Требования к образованию слушателей:

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

  • Лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование
  • Лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование

Документы, необходимые для зачисления:

  • Диплом с приложением (СПО или ВО) или справка об обучении (для студентов)
  • Документ, удостоверяющий личность и гражданство (паспорт, удостоверение личности и т.п.)
  • Свидетельство об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости)
  • Фото 3х4

Остались вопросы? Заполните форму ниже, и специалисты Приёмной комиссии вас проконсультируют.

Профессия «Сурдопедагог»

Профессия «Сурдопедагог» - значимая профессия в области педагогики. Это многосторонняя профессия. Сурдопедагог - учитель, воспитатель, музыкальный работник, учитель индивидуальных занятий, который работает с ребятами, имеющие нарушения слуха.

Сурдопедагог в первую очередь учит слушать устную речь и говорить. Он дает знания, развивает умения и навыки, формирует качества личности, раскрывает таланты и способности детей, направляет в «нужное» русло интересы и энергию учеников. Но, чтобы это всё осуществить, нужно пройти нелегкий путь. Чтобы стать сурдопедагогом с большой буквы, нужно знать всю педагогику (общую, специальную и сурдопедагогику), психологию (общую, возрастную, специальную и сурдопсихологию), различные методики преподавания и многое другое. Сурдопедагог должен иметь.

ь отличный слух, чтобы слышать дефекты детей;

ь отличную речь. Речь сурдопедагога - образец для подражания для учеников.

ь Теоретический и практический багаж знаний о возможностях и особенностях лиц с нарушениями слуха. Так как при работе с лицами, имеющие нарушение слуха нужно сначала определить причину, выявить возможности ученика и спланировать работу по его обучению и воспитанию;

ь иметь память, внимание, гибкость и креативность мышления, терпеливость, дисциплинированность.

Сурдопедагог должен быть эмоциональным, у него должна быть яркая мимика лица, выразительные естественные жесты. Сурдопедагог должен быть активным, твердым в своих решениях, понимающим и сострадающим.

Сурдопедагог должен любить детей и свое дело. Для получения положительного результата сурдопедагогу приходиться полностью отдаваться своей работе. Быть всегда на позитиве и нести только энтузиазм, потому что сурдопедагог вселяет силы в детишек с нарушениями слуха. Поэтому, как только сурдопедагог переступил порог детского сада, школы, центра, должен забыть о своих проблемах и нести детям только улыбку и спокойствие.

Как и в любой специальности, сурдопедагог должен проявлять творчество. Каждый урок, занятие должны проходить на одном дыхании, в сотрудничестве детей. Ученик с каждого урока, занятия профессионального сурдопедагога должен не только усвоить знания, но и развить какие-либо умения, навыки, способности и качества личности. На каждом уроке для детей должны раскрываться «двери» в жизнь.

При выборе данной профессии человек не должен иметь грубых внешних дефектов. Это связанно с тем, что первое время дети с нарушениями слуха воспринимают информацию зрительно и слухозрительно, т.е. огромную роль играет зрение. Человек должен быть спокойным и уравновешенным.

При работе с лицами, имеющие нарушения слуха развивает у профессионала:

ь терпеливость;

ь творческий подход к работе;

ь толерантность

ь настойчивость

ь чувство долга и ответственности

ь артистизм

Сурдопедагог может работать в детском саду, школе, реабилитационном центре. Обычно у сурдопедагогов пятичасовой - шестичасовой рабочий день. Сурдопедагог в своей работе тесно контактирует с родителями детей и другими специалистами (врачами различных профилей, сурдологом, психологом, социальным работником и т.д.).

Вопросы:

1. Чем отличается специальность «Логопед» от специальности «Сурдопедагогика»?

Логопед - специалист, который занимается речевыми нарушениями детей и взрослых. В основном это дети с нормальным психофизическим развитием, имеющие только нарушение речи.

Сурдопедагог - специалист, который занимается людьми, имеющими проблемы со слухом. Его специализация шире, он может быть и логопедом, потому что при работе с людьми, имеющие нарушение слуха, он должны поставить и скорректировать их речь.

2. Чем отличается бакалавриат и специалитет?

Бакалавриат -- базовый уровень законченного высшего образования, который длится 4 года. Основная характеристика: студент получает знания по выбранной специальности и направлению, получает звание. Все, кто закончил бакалавриат могут идти дальше учиться в магистратуру по своему направлению или любому другому. Выпускники бакалавриата могут поступить в магистратуру за рубежом.

Специалитет - (дипломированный специалист) -- квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения. В конкретных специальностях имеет собственное название (например, физик, химик, инженер, врач, учитель).

3. В качестве кого могут работать выпускники с нарушениями слуха после окончания университета?

Выпускники с нарушениями слуха могут работать на равных с другими выпускниками. Всё зависит от индивидуальных возможностей выпускника.

Наши выпускники с нарушениями слуха работают в качестве воспитателя в детских садах, школах, учителя в школах, тренера, психолога и др.

4. Возникают ли сложности при трудоустройстве на работу?

Сложности возникают при трудоустройстве на любую работу. Каждый год учебным учреждениям требуются сурдопедагоги. В большинстве случаев, все выпускники, которые хотели работать по специальности, трудоустроены.

На факультете все чаще студенты на III, IV, V курсах стали трудоустраиваться в образовательные учреждения на неполный рабочий день, а после окончания университета, как правило, остаются там работать.

5. Есть ли ограничения, по которым могут отказать выпускнику в работе при трудоустройстве?

Выпускнику могут отказать в том случае, если у него имеются грубые дефекты в речи, если его речь маловнятная, и непонятна окружающим. И если человек с нарушением слуха хочет претендовать на место, сурдопедагога, который занимается развитием слухового восприятия и формированием произношения. нарушение слух сурдопедагог логопед

6. Предметы, каких профилей преподаются на специальности «сурдопедагог»?

Большое внимание уделяется общепрофессиональным дисциплинам: специальной психологии и педагогике, психолого-педагогической диагностике, основам нейрофизиологии и высшей нервной деятельности, возрастной анатомии, физиологии и гигиене, невропатологии и психопатологии, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения, психолингвистике и др, а самое главное читаются лекции по педагогике и психологии детей с нарушениями слуха, сурдологии, дактильной и жестовую речь, специальным методикам обучения неслышащих и слабослышащих детей (русскому языку, формированию произношения, математики, естествознания, развития слухового восприятия) и др.

Читая эти строки, прислушайтесь к окружающему миру: вы слышите, как рядом кто-то разговаривает, гремит посудой, кашляет, ходит по коридору или набирает текст на компьютере . А теперь задумайтесь, каково это - плохо слышать или не слышать вообще. Обычному человеку сложно, почти невозможно осознать это состояние. А ведь множество людей не слышат звуков музыки, голосов любимых, шелеста листьев и щебета птиц. Только в Украине согласно официальным данным таких людей более 52 тысяч человек, и всем им очень сложно адаптироваться в мире.

Если слух теряет взрослый человек , у него есть одно важное преимущество: он уже умеет говорить, читать и писать, а порой даже владеет профессией, при которой глухота - дополнительная трудность, но не катастрофа. И самое главное - он уже умеет учиться, целенаправленно нарабатывая новые умения, облегчающие жизнь.

У ребёнка - всё иначе. Глухой или слабослышащий ребёнок вынужден осваивать мир только с помощью зрения, осязания и обоняния. Ему недоступны обычные занятия в садике или школе, мультики по телевизору, непринуждённые разговоры с родителями или друзьями. Из-за потери слуха происходит нарушение речи , и чем раньше ребенок перестал слышать, тем хуже он говорит. Ребенок ничего не может сказать просто потому, что он не знает, что такое речь и как она звучит.

Именно таким детям необходима помощь сурдопедагога . Кто же этот человек и чем он может помочь малышу с нарушениями слуха, давайте постараемся выяснить.

Сурдопедагог - кто это

Сурдопедагог (от латинского surdus - глухой)- это специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, который проводит работу по их реабилитации и социальной адаптации. Одна из основных задач сурдопедагога - научить глухого или слабослышащего ребенка полноценно разговаривать , ведь без овладения речью работать над интеллектуальным развитием ребенка крайне сложно, также большие трудности у малыша возникают с социальной адаптацией.

Именно сурдопедагог научит малыша, который не слышит ничего или слышат плохо, правильно произносить слова, читать книги, «считывать» чужую речь по губам, обучит его азбуке жестов и дактильной азбуке (азбука, в которой буквы изображаются на пальцах).

Суть работы сурдопедагога , не исправить недостатки слуха, а помочь ребёнку в преодолении барьера между ним и окружающим миром.

Индивидуальная и групповая работа, подготовка детей с нарушениями слуха к обучению в школе, диагностика готовности к школьному обучению, проведение уроков в школах для глухих и слабослышащих и обучение языку жестов - все эти и многие другие функции выполняет сурдопедагог .

Когда нужно обращаться к сурдопедагогу

У ребенка нарушился слух после перенесенного заболевания или проблема со слухом носит врожденный характер? Именно в таких случаях родителям необходимо обратиться за помощью к сурдопедагогу , который сможет выполнить следующие задачи:

  • проведет диагностические исследования и выявит снижение слуха у ребенка;
  • проведет углубленное психолого-педагогическое обследование;
  • разработает индивидуальную программу тренировки остаточного слуха и компенсации нарушений (обучение жестовой речи и т.д.);
  • создаст условия для всестороннего развития речи и слухового восприятия с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
  • в случае необходимости подберет звукоусиливающую аппаратуру;
  • проконсультирует родителей по всем возникшим вопросам.

Наша мама- Doll е рассказывает : «У меня плохо слышащий ребенок, он не разговаривал до 4,5 лет, плюс у нас еще были другие проблемы. По наводке форума нашла отличный коррекционный центр, в котором работают сурдопедагоги-профессионалы. В других центрах у нас ничего не получалось, нам даже предлагали лечиться медикаментозно. От занятий с сурдопедагогом в нашем садике как-то тоже ничего не двигалось с мертвой точки, а тут буквально пару месяцев занятий и у ребенка огромный прогресс, нам буквально осталось 2 буквы поставить, чему я очень рада. В центре много деток с различными проблемами и я вижу, как сурдопедагоги работают, мотивируют, заинтересовывают. Я понимаю, что с проблемными детками сложно, но никогда не слышала там криков или чего-то такого. Педагоги высшего класса, за что им огромное спасибо!»

Слабослышащему ребенку может помочь слуховой аппарат , но иногда и он уже бессилен, и тогда требуется другая помощь - кохлеарная имплантация , процесс, когда в ухо вживляется устройство, стимулирующее слуховой нерв.

Но даже если кохлеарный имплантат установлен, ребенок все еще может оставаться глухим: его необходимо научить слышать . Без привычки мозг маленького человека, который никогда не слышал окружающих звуков, воспринимает их как сплошной поток шумов, не различая ни звуков речи, ни весенней капели, ни шума автомобиля. Главным помощником для ребенка на этом этапе становится сурдопедагог .

Отоларинголог рассказывает : «Потерю слуха у ребенка следует обязательно компенсировать, иначе он не сможет вести нормальный образ жизни, полноценно учиться и общаться. После полного аудиологического обследования, подбора слухового аппарата и адаптации к нему, для ребенка с проблемами слуха обязательны занятия с сурдопедагогом. Именно этот специалист поможет ребенку в развитии речи и научит различать и дифференцировать поступающие звуки. И чем раньше начнется процесс адаптации ребенка с помощью сурдопедагога, тем лучше».