Дифференциация ч ц на письме упражнения. Тема: дифференциация согласных ц, ч

Как правильно прикладываться к иконам

Иконы - это средоточие реального присутствия. Святой Иоанн Златоуст советует перед тем, как начать молиться, встать перед иконой и закрыть глаза. Он говорит: «Закрой очи твои», потому что не от рассматривания иконы подается нам от нее помощь для молитвы.

Вы попробуйте закрыть глаза - и поймете, насколько легче идет молитва, сосредоточеннее, и сами сможете почувствовать присутствие Святого Духа, которое с открытыми глазами вы не чувствовали.

Чествование, воздаваемое иконе, возводится к лицу, изображенному на ней, так что, целуя ее (прикладываясь к ней), мы прикасаемся мысленно к этому лицу.

Икона - святыня, и к ней следует подходить не спеша, без суеты. Обращение к иконе должно быть уважительным, т. к. на ней изображен святой лик. Произнесите мысленно молитву, перекреститесь дважды с поясными поклонами, приложитесь к иконе, в третий раз осените себя крестным знамением и вновь поклонитесь.

В таком же порядке следует подходить к любым святыням: иконам, Святому Евангелию, Кресту, святым мощам.

Прикладываясь к иконе Спасителя, следует целовать Его ноги;

на иконе Божией Матери и святых - руку;

прикладываясь к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - волосы.

Не следует целовать лик на иконах!

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить молитву: «Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятилище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице. Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна.

Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иные помощи разве Тебе, ни иные предстательницы, ни благая утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрывши во веки веков. Аминь».

Или такую молитву: «О Всепетая Мати, роджшая всех святых Святейшее Слово, приими ныне малое сие моление и, величия ради благости Твоея и бездны щедрот Твоих, не помяни множества грехов наших, но исполни во благих прошения наша, подавающи телу здравие, души спасение, избавляющи от всякия нужды и печали и Царствия Небесного наследники сотворяющи всех верно вопиющих Богу: Аллилуиа».

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

Из книги Азы православия автора Слепинин Константин

Как правильно креститься «Перекрестись, сынок», – негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. «Во имя Отца, и

Из книги Исцели свою жизнь молитвами автора Золотухина Зоя

Глава 2 Молитвы, обращенные к иконам Пресвятой Богородицы Икона Пресвятой Богородицы Казанская Пресвятая Дева Мария родилась в Галилейском городе Назарете, от родителей праведных и богоугодных Иоакима и Анны.Праведные Иоаким и Анна дожили до старости, не имея детей, но

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Как важно правильно слушать В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки:- Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему…

Из книги Жития Святых - месяц август автора Ростовский Димитрий

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

2. Почему люди в храме покланяются иконам? Вопрос:Почему люди в храме покланяются иконам? В Ветхом Завете во Второзаконии 5 глава 8-ой стих Исход 20 глава: 4 и 5 стих, сказано; " Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Почему люди в храме покланяются иконам? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряПриведенное место из книги «Исход» относится к историческому Израилю - народу, который более 400-х лет жил в Египте среди язычников и был заражен идолопоклонством.

Из книги Как реагировать на несправедливость автора Бивер Джон

3. Как реагировать правильно Мы с вами говорили о том, что Бог хочет, чтобы мы позволили Ему Самому разобраться со случаями несправедливого отношения. Но как же нам реагировать на подобные ситуации? Пытаться разобраться самим - неправильно. А как поступить

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Слово преподобного Иоанна Дамаскина о поклонении святым иконам Так как некоторые порицают нас за то, что мы поклоняемся и почитаем образ Спасителя нашего и образ Матери Божией, а также и образа (иконы) прочих святых рабов Христовых , то пусть знают таковые, что

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Из книги Главные молитвы о здравии и избавлении от бед. Как, в каких случаях и пред какой иконой молиться автора Глаголева Ольга

Как правильно молиться 1. Избери молитвенное правило – утреннее, дневное, вечернее.2. Правило небольшое сначала, чтобы не отвратить непривыкшего к этому деланию и труду духа.3. Совершать его должно всегда со страхом (с благоговением), тщанием (старанием) и

Из книги Догматические сочинения автора Грек Максим

XXIII. Против лютеран - слово о поклонении Святым Иконам Сказал Господь Моисею: не сотвори себе всякого подобия (Исх. 20, 4), но не сказал: не сотвори никакого подобия, а всякого, какие делают еллины, изображая подобия и лица волхвов, прелюбодеев и убийц, зверей и птиц и гадов,

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

Как правильно верить? Шалом, уважаемые раввины! У меня вопрос об уровне веры. В двух историях в Торе наши праотцы были наказаны за недостаток веры: Аврам, когда получил обещание от Всевышнего унаследовать землю Израиль и не поверил в это, спросив: «Как я узнаю, что унаследую

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Как правильно молиться Эти вопросы часто задают себе люди, приступающие к чтению молитв: как правильно читать их – вслух или про себя, оставаться ли всегда в рамках канонических текстов, приведенных на страницах молитвословов, или же позволить молитвенным просьбам

Из книги За помощью к Богу. Как молиться и что делать в храме автора Измайлов Владимир Александрович

Как правильно одеваться? Правила для женщинКонечно, в церковь нужно надевать лучшие вещи, но при этом выглядеть скромно и ни в коем случае не вызывающе. Строгая одежда ко многому обязывает и с хорошей стороны характеризует моральный облик человека.Для храма

Из книги Религиозные практики в современной России автора Коллектив авторов

Как правильно прикладываться к иконам? Прежде всего нужно зажечь и поставить свечу, затем обратиться с молитвой, дважды перекреститься.К иконам нужно подходить, оставив объемные сумки в стороне, лучше под чьим-то присмотром, подходить степенно и не торопясь, с

Из книги автора

Поклонение святым и иконам «Специализация». В среде прихожан широко распространено убеждение, что святые имеют определенную «специализацию» и в каждой конкретной нужде следует обращаться именно к «специальному» святому, поскольку только он может помочь в данном

Целование икон – форма богопочитания – приветствие и выражение любви тому, кто на иконе изображен – Господу, Божией Матери или святым. Веруя в вездесущие Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что этот поцелуй принимает тот, кто на иконе изображен. То же самое и в отношении мощей святых.

Кто истинно благочестив, тот не может не ощущать потребности выражать движение благочестивого чувства во внешних знаках.

Совершая почитательный поклон иконе, целуя икону, мы воздаем уважение тому лицу, которое на ней изображено. Можно сказать: это похоже на то, как ты целуешь фотографию любимого человека. Целуя руку архиерея, священника, изображающих Христа мы словно целуем руку Самого Христа.

Чествование, иконе воздаваемое, возводится к лицу, изображённому на ней. Целуя святыню, мы можем перейти к живому сознанию своего недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит нас от страстей. Целуя икону, мы свидетельствуем о нашем Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры. «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня» (Мф. 15:8-9).

Пройдя вглубь церкви следует приложиться (т.е. поклониться и поцеловать) к праздничной иконе и к наиболее почитаемым святыням храма. До этого можно приобрести на свечном ящике свечи, чтобы поставить их перед святынями.
При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует проходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона перед целованием и один после целования святыни.

Целование икон следует совершать с благоговением – не целовать священные образы непосредственно в лик (правила благочестия предписывают совершать целование в руку или ногу изображения). На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

Не следует обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон – это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Миссионерский отдел Одесской епархии

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ И МОЩАМ СВЯТЫХ

Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.

Целование икон — это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим — то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем — получает Божью благодать.

Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после — крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.

В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении — в ручку); Божию Матерь и святых — в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — в волосы.

На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное — мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего .

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот — излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон — это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным догматом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу — Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: «Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному».

Мирские люди часто путают икону — образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом — обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

Икона, в своём идеале, — трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Икона — это книга о вере. Через, так называемое, «богословие в красках» раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.

О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа» (Прп. Ефрем Сирин).