Диалог между учителем и учеником на русском языке.

Помню, как во время своей учёбы в школе, кино было разновидностью дополнительного образования. Целым классом мы ходили в кинотеатр, потому что фильм давал больше, чем урок. Можно рассказывать о войне, а можно посмотреть «А зори здесь тихие…» — фильм без назидания, после которого ясно понимаешь, что люди не зря отдавали жизнь…

Со временем оформилось новое особое направление в образовании – кинопедагогика. Кинопедагогика — это отрасль науки о закономерностях, формах и методах воспитания человека экранными искусствами. Она призвана открыть детям кино как искусство, воспитать грамотного зрителя, научить детей анализировать информацию, правильно её воспринимать, обрабатывать и делать выводы из полученной информации.Не секрет, что дети сегодня очень часто смотрят видеоролики, фильмы в интернете, по телевидению как развлекательного, так и воспитательного характера. Темпоритм жизни у современных школьников кардинальным образом влияет на их восприятие. Ребенок склонен напрямую перенимать из телепередач и фильмов модели поведения, имитирующие жизнь. Только проверяя их на практике, он приходит к выводу, что эти модели для жизни непригодны, они существуют для других целей. А иногда и не приходит, и воспринимает данные модели как единственно правильные и актуальные. Ведь не на любом фильме можно воспитать ребёнка. Существует лишь маленькая часть замечательных киношедевров, на которых выросло не одно поколение. Это фильмы, которые учили и учат дружить, любить, отличать добро от зла. Настоящие помощники для педагогов. Считаю, что коллективный просмотр фильма с дельнейшим его обсуждением пробуждает у детей любовь к киноискусству, дети охладевают к гаджетам. Кинопедагогика — это эффективный диалог учителя и ученика.

После того, как мы провели открытый урок на тему: «Произведения А.С.Пушкина» с использованием видеороликов, записанных детьми дома (читали наизусть стихотворения, отрывки из сказок А.С.Пушкина), мною сегодня в классе был организован просмотр ледового шоу «Руслан и Людмила» по мотивам одноимённой поэмы А.С.Пушкина, написанной в духе и по мотивам старинных русских сказок и былин. Ребята с восторгом приняли эту волшебную сказку в стихах, переживали за красавицу Людмилу, с замиранием сердца следили за приключениями князя Руслана и желали ему победы над злобным Черномором.

У вас может возникнуть опасение того, что мы обучим ребенка кино смотреть, он читать бросит… Не волнуйтесь, все будет отлично! После просмотра, у моих третьеклассников возникло желание перечитать поэму, выучить отрывок наизусть. Кино — тоже текст, у которого есть автор, желающий что-то сказать. Чтобы понять человека, стоящего за текстом, нужно понять киноязык. Кино — многоуровневый текст, включающий в себя знание многих текстов. Главное, чтобы у ребенка возникали вопросы, чтобы шел поиск. Обсуждение фильма может быть переведено на личностные проблемы, на мировоззренческий уровень. Дискуссионный клуб — это очень интересная форма для учеников. К письменному тексту дети привыкли, а текст кино только учимся понимать.Также хочу сказать и о здоровьесберегающих технологиях, как о совокупности форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка. Классифицируя здоровьесберегающие технологии, специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, выделяют технологию обучения здоровому образу жизни. После просмотра ледового шоу, у ребят возникло желание заниматься фигурным катанием. А после того, как мы с детьми в кинотеатре посмотрели фильм «Движение вверх», возник огромный интерес к баскетболу: родители купили детям баскетбольные мячи, нашли место для крепления колец.

Смотрите с детьми хорошие фильмы, обсуждайте их, делитесь мнениями и эффект не заставит себя ждать!

Учитель начальных классов Демченко М.И.

Диалог это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.

Обратите внимание на последовательную связь реплик, образующих диалогическое единство в следующем примере, где вопросно-ответная форма предполагает логическое следование от одной темы, затрагиваемой в диалоге, к другой. (Отрывок из книги «Домашняя лаборатория»):

Мысль об оборудовании домашней химической лаборатории Род и постарался высказать самым решительным образом.

- Только этого нам в квартире не хватало,- строго сказала мама. После небольшой паузы пояснила: - Химия - это вонючие газы, взрывы, пожары и ядохимикаты.

Рут, младшая сестренка, смекнув, что «химия» - вещь интересная, радостно захлопала в ладоши.

Папа, как всегда, занял нейтральную позицию и уткнулся в газету. Правда, через минуту он выглянул из-за листа и изрек;

- Твое предложение, Род, надо хорошенько продумать и обсудить.

Рода поддержал Пал, студент химико-биологического факультета педагогического университета:

- Настоящую химическую лабораторию оборудовать дома довольно сложно. Для этого необходимы отдельная комната, сложное оборудование, посуда, химические реактивы и многое другое. Однако устроить небольшой уголок юного химика несложно.

- Если мама разрешит,- продолжал Пал,- мы сделаем рабочее место на балконе. На стене повесим старый кухонный шкафчик для реактивов и посуды. Вместо химического стола можно поставить тумбочку.

В этом примере мы можем выделить несколько диалогических единиц, объединенных общей темой. Диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование, распространение, согласие – несогласие).

Выделяются три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство. Покажем это на примерах.

Первый пример– диалог учителя и ученика во время проверки домашнего задания:

Учитель вызывает ученика (как выясняется потом, невыучившего урок) к доске:

- Коля, иди к доске, запиши уравнения реакций, характеризующие свойства серной кислоты.

- Я сегодня не выучил уроки.

- Когда уже ты, Сидоров, возьмешься за ум? Садись два!

Второй пример–разговор двух педагогов – пример диалога по типу сотрудничества (оба учителя обеспокоены слабыми результатами в учебе ученика Сидорова и стремятся разрешить проблему совместными усилиями):

- Сидоров сегодня опять отказался отвечать у доски. Как заставить его учиться нормально?


- Можно поговорить с его родителями.

- А, мне кажется, надо его заинтересовать небольшим творческим проектом. Потом после завершения проекта похвалить при всех и настроить на дальнейшую учебу в нужном русле.

Третий пример диалога представляет диалог-равенство, когда участники диалога ведут беседу, не направленную на достижение какого-то конкретного результата (как, например, в предыдущем диалоге):

- Какие опыты лучше всего использовать при изучении скорости химической реакции?

- Здесь можно показать, какие факторы влияют на скорость.

- Да, но у меня нет всех реактивов, которые рекомендованы в методической литературе.

Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также в школьной, научной, публицистической, художественной и официально-деловой речи.

В диалогической речи наиболее ярко проявляется так называемый универсальный принцип экономии средств словесного выражения. Это значит, что участники диалога в конкретной ситуации используют минимум словесных, или вербальных, средств, восполняя не выражаемую словесно информацию за счет невербальных средств общения – интонации, мимики, телодвижений, жестов. Однако для развития речи учащихся в школе следует все же учителю использовать полные предложения, а от учеников требовать по возможности полные ответы на поставленные вопросы.

Основными формами диалога в школе являются различного вида беседы.

Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица.

Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.

Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна, прежде всего, для устной формы книжной речи: устная научная речь (например, учебная лекция или доклад), судебная речь и устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой, т. е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый «внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно, прежде всего, для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен, прежде всего, учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности.

К разновидностям информационной речи относят объяснение учителя, лекции, сообщения, доклады.

Приведем пример информационной речи учителя при изучении темы «Аммиак». Учитель : И водный раствор аммиака, и соли аммония содержат сложный ион - катион аммония NН 4 + , играющий роль катиона металла. Он получается вследствие того, что атом азота, имея свободную (неподеленную) электронную пару, может образовывать еще одну дополнительную ковалентную связь с катионом водорода, переходящего к аммиаку от молекул кислот или воды. Такая связь называется донорно-акцепторной связи.

Запишите схему образования донорно-акцепторной связи на примере иона аммония (слайд):

Убеждающая речь обращена, прежде всего, к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. В качестве примера приведу вступительное слово учителя при изучении темы «Аммиак».

Учитель: Ребята, вы, вероятно, знаете, что стратегические запасы продовольствия государства на случай чрезвычайных ситуаций хранятся на огромных складах-холодильниках. В качестве хладагента там применяется аммиак. Аммиак – важнейшее соединение азота, имеющее широкое практическое применение и в других отраслях производства, в медицине и даже в быту. Поэтому знать свойства этого вещества, уметь применять его на практике должен каждый грамотный человек. Запишите тему урока: "Аммиак. Соли аммония".

Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. В школе этот вид речи имеет особое значение, так как педагоги практически на всех этапах учебно-воспитательного процесса побуждают учащихся к определенным действиям.

В качестве примера привожу фразы учителя при подведении итогов объяснения и закрепления знанийна уроке.

Учитель: -Запишите формулы следующих веществ: сульфат аммония, фосфат аммония, гидрофосфат аммония, дигидрофосфат аммония.

- Запишите уравнения реакций следующих превращений: Азот → аммиак → монооксид азота → диоксид азота → азотная кислота → нитрат аммония.

Монолог учителя на уроке – это форма речи, всегда стремящаяся к диалогу, в связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации, например обращения, риторические вопросы, вопросно-ответную форму речи, т. е. все то, что может повысить коммуникативную активность учащихся, вызвать их ответную реакцию, активизировать мышление и внимание.

Рассмотрим особенности построения монологической речи учителя химии при объяснении нового материала на конкретном примере (предполагаемые ответы учащихся даны в скобках, подчеркнуты).

Учитель: Прежде всего, изучим строение молекулы аммиака NH 3 , которая состоит из атомов азота и водорода.

Еще раз рассмотрите схемы строения атома и молекулы азота (в тетради зарисовали на прошлом уроке).

- Какое число электронов содержится на внешнем энергетическом уровне атома азота? (Пять ).

- Назовите число валентных электронов, принимающих участие в образовании химической связи в молекуле азота. (Три электрона ).

Рассмотрим электронное строение молекулы аммиака (слайд ).

Запишите схему в тетради:

- Каков вид химической связи в молекуле аммиака? (Ковалентная полярная связь ).

- К какому атому в молекуле аммиака будет смещена электронная плотность и почему? (Три общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома азота, в результате смещения электронных пар возникает полярная ковалентная связь ).

Таким образом, монолог и диалог рассматриваются как две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения. Диалог как способ обмена мыслями между коммуникантами в виде реплик является первичной, естественной формой речи в отличие от монолога, представляющего собой развернутое высказывание одного лица. Диалогическая и монологическая речь могут существовать как в письменной, так и в устной форме, однако в основе письменной речи всегда лежит монологическая, а в основе устной – диалогическая.

Ответ взят из стенограммы решения педагогической ситуации, которое приводит академик РАО Ш.А.Амонашвили участикам Международных чтений по гуманной педагогике в Московском государственном педагогическом университете.

Я не люблю ябед, если среди вас сидит учитель, который любит ябед, это не учитель, скажем так, нашего склада, склада нашей школы-семинара. Нет, я люблю детей, которые не справились с случившимся, и чтобы не усугублялось это обстоятельство, призывают умного взрослого. Вот они идут ко мне: "Помогите". Они дерутся, девочки-то дерутся. Вот сейчас, повторяю, я хочу чтобы вы посмотрели насколько я правильно вел творческий диалог с детьми. Я зову этих девочек: "Подойдите ко мне". Они идут, обе надутые друг на друга.

Но я говорю детям: "Знаете, ребята, я сейчас закрою глаза и буду для себя размышлять. А вы слушайте". И вокруг меня образовался круг детей. Они стоят: что сейчас произойдет? Я опускаю голову закрываю глаза, и говорю: "Я сейчас Элочка, я Элочка", - и размышляю, - "Ну почему я так сделала? Русико хотела яблоко, а я взамен взяла брошь, золотую брошь. А сейчас мама Русико наверное ищет в доме эту брошь и не найдет. Неужели я эту брошь возьму? А кому я еще буду показывать? А что моя мама скажет мне? Ой как стыдно, ой как стыдно. Русико бери обратно свою брошь - бери-бери. И прости, что я не поделилась с тобой яблоком" - я для себя так шепчу.

А потом - пауза. Милые мои, творческий диалог и пауза - это великое таинство педагогики. Это есть то таинство, которое на ухо передавали мастера-учителя. Это есть истинная наука устраивать паузы именно тогда, когда мысль ученика работает, мысль становится созвучной с вашими мыслями. Вот и возникает творческий диалог. Даже молчание есть великий диалог.

А потом, спустя несколько секунд, начинаю размышлять как Русико: "Ой, мамина брошь. Неужели я не могла воздержаться? Подумаешь, яблоко. А брошь? Мама же не знает, что я взяла её брошь. Ищет. Вернусь домой, что будет? Вернёт мне Элочка или не вернёт? Вернёт или не вернёт? Ой как стыдно, ой как стыдно." Опять пауза. А потом говорю: "Ну-ка, ребята, я сейчас открою глаза и должен увидеть как Русико и Элочка помирились, пожали друг другу руки, обнялись и брошка возвращается снова своему владельцу. Ну как, открыть мне глаза или нет?" И тут все дети своими руками нажимают мне на голову. "Нет-нет-нет, еще нет. А вы помиритесь, быстро-быстро, обнимитесь". И давят меня, не отпускают. А в конце концов: "Да, можно-можно, открывайте". Открываю глаза: "Ну давайте сейчас начнём урок математики".

Вот это вариант творческого диалога с детьми. Зачем нам нужны вообще творческие диалоги? Что они делают в нашей жизни? Этот диалог должен породить в ребенке великолепные образы общения, образы красоты, образы доброты, образы сочувствия, образы науки. Если в диалоге не зарождаются великолепные, подчеркиваю, великолепные образы, которые должны заполнять духовный мир ребенка, то этот диалог не состоятельный.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Тема: «Организация учебного диалога на уроке»
Л.С. Выготский говорил: «Наш ребенок бы и знал, и умел, и мог, но главное, что он прежде всего не хочет». Нет мотивации ничего не получится. Поэтому мотивацию развития личности ставят во главу всего понимания новых образовательных стандартов. Ученик будет иметь положительную мотивацию если на уроке ему будет интересно.

Современная школа стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться - это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества».

Для достижения данных целей незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как форма организации обучения.

Диалог (от греческого разговор, беседа) - форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

Обучение учащихся ведению диалога в начальной школе включает в себя 3 этапа:
- Обучение учащихся постановке вопросов:
- Обучение учащихся работе в группе, парах;
- Обучение учащихся ведению групповой и общеклассной дискуссии.

Организация данной работы начинается на кружках внеурочной деятельности, где детей учат работать в паре, группах, умению задавать вопросы, вести беседу и т.д «Я учусь в школе», «Маленький исследователь».

Практическая работа.
- Какие слова мы обычно используем, задавая вопрос? (Кто? Что? Где? Как? Почему?) (слайд)
- Давайте проверим, умеете ли вы задавать вопрос.

Задание 1.
Какие вопросы помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе? (На слайде появляется предмет... Нужно задать к нему как можно больше разных вопросов.) (слайды)
Задание 2.
Найди загаданное слово.
Учитель загадывает слово, которое он держит в тайне. Учащиеся задают вопрос, который предусматривает ответ «да», «нет».
Цель: показать детям логическую связь, объединяющую все вопросы.
Например: это животное? Оно живет в доме? Оно любит молоко? Оно мурлычет? С помощью этих вопросов дети угадывают задуманное учителем слово - это кошка. (Слова могут быть взяты из разных областей.)

Правила работы в диалоге:
. Отвечать на поставленный вопрос
. Каждый имеет право на свою гипотезу
. Каждый имеет право критиковать гипотезу другого
. Каждый имеет право поддерживать гипотезу другого

Учебный диалог имеет свои особенности:
. наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;
. наличие двух и более собеседников;
. возможности свободного изложения материала, отстаивание своей точки зрения;
. наличие обратной связи;
. наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом,учителем и учеником.

Учитель в учебном диалоге выступает в трех функциях:
. Он ставит учебную задачу
. Он является активным участником диалога
. Он помогает детям в формулировке ответа.

В школьном обучении возможны разные виды учебного диалога:

Учитель-класс (вопросно-ответный диалог) - характерен для беседы.

Он имеет следующую структуру:
1. Сообщение темы.
2. Постановка учебной задачи.
3. Совместный поиск решения учебной задачи; выслушивание разных точек зрения собеседников; корректировка.
4. Получение совместного окончательного решения.
5. Обобщение.

Постановка учебной задачи (Фрагмент урока Бегишевой Галины Николаевны)

Учитель: Один ученик придумал задачу и утверждает, что ее можно внести в «Сборник задач». Прочитайте ее. Стоит ли вносить эту задачу в «Сборник»? Ответ покажите сигнальными карточками («да» - зеленый цвет, «нет» - красный цвет, сомневаюсь - желтый цвет.)
У каждого ученика на парте имеется карточка с текстом.

Текст задачи. Выехали одновременно две машины. Одна красная, а другая зеленая, одна машина - маленькая, другая большая. Красная машина ехала со скоростью 600 км/ч, а большая зеленая машина со скоростью 800 км/ч. Пассажиры ехали, весело разговаривали и не заметили, как проехали 4 часа. Куда приехали пассажиры, и сколько их было?
Учитель: Я вижу, что среди вас много сомневающихся. Почему?
Ученики: Вряд ли это задача - ее текст очень длинный.
И в нем много лишних слов.
Какая разница, какого цвета машины!
И почему нужно знать, что пассажиры весело разговаривали!
И скорости у машин ненастоящие: с такими скоростями летают только самолеты.
И вопрос задачи какой-то странный…

Учитель: У многих из вас возникли сомнения. Давайте внимательно исследуем текст задачи. (Дети соглашаются.)
Учитель: Что должно быть в любой задаче?
Ученики: Условие и вопрос, на который надо найти ответ.
Учитель: Данный текст похож на задачу на движение?
Ученики (неуверенно): Наверное, похож, ведь в тексте говорится о скорости, о времени…
Но ничего не говорится о расстоянии, которое прошли машины…
Учитель: Что еще вы заметили в условии задачи?
Ученики: В условии есть лишние данные - цвет и размер машин. А от этого ведь решение задачи не зависит.
Есть и недостающее данное - не сказано, в каких направлениях движутся машины.
Еще - странные скорости машин.
Учитель: Что скажете о вопросе задачи?
Ученики: На такой вопрос по данным условия нельзя ответить.
Вопрос не соответствует условию задачи.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Ученики: Такую задачу в «Сборник» записать нельзя.
Ее надо исправить.

Ученик - класс. Ученик обобщает, систематизирует полученные на предыдущих уроках знания и выступает как носитель информации (дискуссия, групповой диалог).

Пример организации учебного диалога.
- Дайте характеристику слова стекло!
- Все ли согласны с данной характеристикой? Коллизия (Стекло имя сущ., стекло глагол)

Задание для работы в группе.
Придумайте еще слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное грамматическое значение. (пила - пила)

Ученик-ученик (внутриструктурный диалог) - применяется при работе в парах, группах, коллективном диалоге, споре.

Учебное задание для коллективного диалога в группах.

Даны картинки с животными: Белый медведь, бурый медведь, заяц, мышь, чайка, пингвин.
Распределите данных животных по природным зонам.

Что произойдет если мышь поселить в арктическую пустыню, а пингвина на берег Азовского моря?

Распределите в группе кто будет отвечать на первый вопрос, кто на второй.
Постарайтесь, чтобы ответ был кратким, но доказательным.

Учитель-ученик - беседа, дискуссия.
Люди говорят: «Там, где есть вода, есть жизнь».
Почему? (Потому, что без воды не будут расти растения, не будет животных и людей)
Около рек, озер и других водоемов растут растения, поселяются животные.
А почему же встречаются растения в горах, на лугах, в пустынях, в местах далеких от водоемов?
(потому, что растения растут везде, потому, что в земле есть вода, от дождей).

Тайга бы не была тайгой, если бы заросли леса не перемежались болотами.
Раньше в природе все было одушевленно. Болото имело своих духов Идешь по лесу никого … и вдруг тебе кажется, что кто-то окликает тебя, зовет - уж не леший ли? Леший - лесной дух, очень любят лешие прятаться в стволах деревьев. С виду дерево как дерево, а в стволе леший сидит.
Самые переувлажненные участки болота называются топи. Немало людей и животных погибло - не сумев выбраться из топей, что породило предания и суеверия, страхи перед болотами, лешими, кикиморами и другой нечестью.
Люди пытались задобрить духов, оставляя хлеб, ягоды.
- Почему так происходило? (ответы детей)
- Если люди не могли объяснить многие явления происходящие на болоте. Откуда в темноте появляются огни, Слышны стоны. Почему исчезают люди на болотах, почему тогда люди селились рядом с болотами?
С одной стороны болото беда, а с другой кладезь добра.
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Выделяют еще один вид диалога ученик-учебный материал - встреча субъекта и учебного материала. «Мне это известно…», «Мне это знакомо … интересно или неинтересно»

Диалог нельзя просто оборвать со звонком на перемену. Завершение обсуждения должно быть связано с подведением содержательных итогов, обобщением сказанного. Выводы фиксируют как по ходу, так и по окончании разговора. Желательно, чтобы они были краткие, но емкие, охватывали весь спектр идей-мнений.

Для проведения итоговой рефлексии можно использовать такие вопросы.
1. Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале диалога?
2. В чем мы не достигли успеха и почему?
3. Отклонялись ли мы от темы?
4. Все ли принимали участие в обсуждении?
5. Были ли факты нарушения порядка во время ведения диалога? Кем и когда?

В системе уроков-дискуссий выводы предыдущего урока могут стать отправной точкой для перехода к следующей теме. Тогда отдельный урок становится составной частью педагогической деятельности диалогического типа.

КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ ДЕТЬМИ
И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

Занятие для подростков

Цель: развивать умение понимать причины конфликтов и способы их разрешения.

Материал: анкеты для каждого ученика, тетрадные листы и ручки.

Ход занятия

Учитель. Давайте послушаем диалог ученика с учителем.
Диалог читают два ученика.
- Кирилл, почему ты ударил его?
- Он первый ударил меня.
- А он говорит, ты ударил его первым.
- Нет, не я. Он первый ударил меня.
- Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?
- Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.
- И поэтому ты его ударил?
- Он первый меня ударил...
Учитель. Что произошло?
Ученики. Драка, выяснение отношений между ребятами, учитель выясняет, хочет понять: кто прав, кто виноват.
Учитель. Итак, произошел конфликт, и мальчики выбрали далеко не самый лучший путь его разрешения. Что означает слово «конфликт» лично для вас? Попробуйте написать «на скорую руку» список некоторых ассоциаций, образов, воспоминаний, связанных со словом «конфликт» (в классе).
Ученики пишут на тетрадных листах, а потом читают вслух: слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике, вызов родителей в школу.
Учитель. Возможно, перед вами всплыли картины разбитых носов, «кучи-малы» в коридоре, заплаканные глаза. Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте, какое у вас настроение?
Учащиеся пишут на тетрадных листах, а затем читают вслух: гнев, страх, расстройство, раздражение, возмущение, слезы.
Учитель. А теперь, закрыв глаза, представьте себе абсолютно бесконфликтный класс. Какой он?
Учащиеся. Восхитительный, скучный, трудноуправляемый, неинтересный.
Учитель. Скажите, а нужны ли конфликты?
Учащиеся:
- Ой, ну зачем они нужны?
- Да, без них невозможно найти истину.
- Нет, всегда лучше найти приемлемое решение без ссоры.
- Конфликты причиняют боль и страдание людям.
- Без конфликтов в классе нельзя, настоящая жизнь такая же.

Учитель. Конфликт может привести или к улучшению климата в классе, к взаимопониманию, или, наоборот, к большей несправедливости. К сожалению, невозможно прожить жизнь без конфликтов. Но разрешение конфликта во многом зависит от нашего поведения.
Давайте посмотрим, как мы реагируем на конфликт. Чтобы разобраться в этом, ответьте на вопросы анкеты.
Детям раздается анкета.

Учитель. Если утверждение описывает привычные для вас действия в ходе конфликта - поставьте цифру «3»; если вы реагируете таким образом от случая к случаю, иногда - «2»; если редко или никогда - «1».
Учащиеся работают с анкетой (анкета и бланк для ответов приведены в приложении).
Учитель. Перенесите в бланк для ответов соответствующие каждому вопросу баллы. Подсчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.

А - трезвый подход - вы стараетесь быть порядочными по отношению к ребятам, но при этом считаете, что ими необходимо жестко руководить и ребята должны знать, что «можно», а что «нельзя».

В - проблемно-разрешающий подход - вы пытаетесь совместно разрешить конфликт и принять творческое решение.

С - компромиссный подход - вы выслушиваете ребят и помогаете им выслушать друг друга, а затем убеждаете их в том, что от чего-то всегда надо отказываться, что мы не можем иметь все, что хотим, и что «немножко» лучше, чем «ничего».

D - затушевывающий (сглаживающий) подход - вы стараетесь сохранить и поддержать мир и спокойствие, насколько это возможно, тем более что многие конфликты не так уж важны и лучше не обращать на них внимания.

Е - игнорирование - вы предоставляете ребятам самим разобраться во всем и сделать соответствующие выводы для себя.

Учитель. Но, конечно же, в зависимости от ситуации и от типа конфликта подходят разные способы поведения из перечисленных выше. Как вы думаете, что нужно делать, для того чтобы разрешить тот или иной конфликт?
Учащиеся. Сначала нужно узнать, почему он возник, из-за чего.
Учитель. Да, чтобы конфликт принес пользу, надо узнать сначала, из-за чего он возник. Существует три вида конфликтов. К первому виду можно отнести конфликты из-за того, что не удалось что-то приобрести или получить. Приведите примеры.
Учащиеся:
- Когда я была маленькой, я часто капризничала, если мне что-то не покупали.
- А я совсем недавно устроил родителям скандал, когда они не захотели купить мне компьютер. Сказал, что учиться не буду.
- А я не отдал своему другу диск (уж очень игра мне понравилась), мы даже поссорились и «раздружились».

Учитель. Можно ли эти конфликты уладить?
Учащиеся. Да, их очень легко уладить.
Учитель. Второй вид конфликтов - это конфликты потребностей: сталкиваются различные интересы людей. Приведите примеры.
Учащиеся:
- Я помню, как переживала, что ко мне ребята из класса относились хуже, чем к той девочке, которая училась намного хуже меня. Я считала, что она недостойна такого отношения ребят к ней.
- А я до сих пор не могу понять, почему меня в том классе невзлюбили. Я и дискотеки устраивал, и к себе домой водил ребят, чтобы на компьютере позаниматься, и палатку приносил на турслет. А ребята в классе все равно меня не уважали, даже били, часто издевались, совсем на переменках не общались со мной.

Учитель. Такой конфликт сложнее, так как причины не так просто выяснить. Третий вид конфликтов - это конфликт ценностей, то есть когда человек видит угрозу своему благополучию и поэтому с особым жаром отстаивает свои позиции.
Все мы преследуем те или иные цели, а степень упорства при этом свидетельствует о том, какую ценность представляет для нас каждая из наших целей.
Как вы думаете, к какому типу относится следующий конфликт: двое ребят смотрят и не могут решить, чья очередь кинуть мяч.

Учащиеся. Потребность во власти, в силе, оба претендуют на ограниченные ресурсы.
Учитель. Скорее всего - и то, и другое. Различия иногда очень трудно обнаружить. Но если мы обозначим вид конфликта (то есть найдем причину его возникновения), то нам это поможет выбрать подходящие способы его разрешения.
А вот еще пример: Коля, весьма популярный ученик, подозревает Мишу, не пользующегося среди ребят симпатией, в том, что...
(послушаем их разговор).
Ребята читают диалог.
К. Ты взял мои деньги на завтрак!
М. Твои деньги пропали, и ты предполагаешь, что их взял я?
К. Да.
М. Почему ты думаешь, что это я?
К. Ты должен был остаться в классе. Света проходила мимо двери и видела тебя около моей парты. Все знают, что ты воруешь.
М. Нет, не все. Я этого не знаю. Я не брал твои деньги.
К. Но ты же был возле моей парты?
М. Да, но только потому, что проходя мимо, задел парту, упали бумаги и я их поднял. Вот и все.
К. Надо обыскать тебя.
М. А ты хорошо искал в своей парте, в портфеле?
К. Я не делал этого. Деньги лежали сверху.
М. Почему бы не поискать деньги еще раз?
(Коля ищет и находит у себя деньги.)
М. Так, что теперь ты должен делать?
К. Прости меня, Миша.
М. Хорошо, но ты обвинил меня перед всем классом.
Учитель. Итак, здесь уже конфликт потребностей перерос в конфликт ценностей. Почему?
Учащиеся. Была затронута честь, доброе имя
Учитель. Конфликт завершится на этом? У мальчика и так неважный авторитет. Что должен еще сделать Коля?
Учащиеся. Извиниться, чтобы слышали другие ученики. А иначе может быть большая драка.
Учитель. Как вы думаете, а в этой песне есть конфликт?

М. Исаковский

И КТО ЕГО ЗНАЕТ

На закате ходит парень
Возле дома моего.
Поморгает мне глазами
И не скажет ничего.
И кто его знает,
Чего он моргает.

Как приду я на гулянье,
Он танцует и поет,
А простимся у калитки -
Отвернется и вздохнет.
И кто его знает,
Чего он вздыхает.

Я спросила: Что не весел?
Иль не радует житье?
Потерял я, - отвечает, -
Сердце бедное свое.
И кто его знает,
Зачем он теряет.

А вчера пришло по почте
Два загадочных письма:
В каждой строчке -
только точки, -
Догадайся, мол, сама.
И кто его знает
На что намекает.

Я разгадывать не стала, -
Не надейся и не жди, -
Только сердце почему-то
Сладко таяло в груди.
И кто его знает
Чего оно тает.

Учащиеся:
- Мальчик любит, а она им играет.
- У нее есть другой.
- Да нет. Он ей тоже нравится.
- Они не могут высказать словами свои чувства, это бессловесная игра, а конфликта нет.
- Раз мальчик не может сказать, то девочка могла бы сказать, что понимает его.

Учитель. Это тоже своеобразный конфликт, но отличается от других тем, что происходит внутри человека и называется внутриличностным конфликтом. Молодой человек не находит в себе смелости произнести нужные слова и написать их тоже не решается. Девушка, может быть, очень гордая или самолюбивая и не хочет первая помочь парню. А может быть, ей нравится видеть терзания другого человека. Как может закончиться эта история?
Учащиеся. Никуда не денутся, будут вместе. Но если девочка гордячка, а парень стеснительный, будут только намеками говорить, то их отношения «затормозятся» и ничего не будет. А потом будут всю жизнь жалеть об этом.
Учитель. А теперь я попрошу вас еще раз посмотреть ваши записи. В начале занятия вы записывали свои воспоминания, связанные со словом «конфликт», и свои эмоциональные реакции на конфликт. Прочитайте. Представьте, что эти записи исчезают. А теперь зачеркните их. Удалось ли вам увидеть, как исчезают те эмоции, которые там записаны? Что приходит им на смену? Какие чувства вы испытываете?
Учащиеся. Радость, облегчение, успокоение, как будто груз свалился с плеч.
Учитель. Иногда можно уменьшить свои переживания следующим способом. Нужно написать слова, обозначающие наше отрицательное настроение, а потом эту бумажку сжечь или разорвать. Можно писать слово столько раз, сколько длится чувство обиды или злости: «Я злюсь, я злюсь, я злюсь...» И постепенно (а иногда вдруг) чувство это проходит и приходят успокоительные мысли: «Чего я злюсь? Все это глупости. Я уже успокоился и внимания больше обращать на это не буду». На следующих занятиях мы попробуем найти другие способы улучшения своего состояния.Хотелось бы вам узнать о приемах разрешения конфликтов? Почему?
Учащиеся:
-
Было бы хорошо, если бы мы научились правильно реагировать на конфликтные ситуации, научились разрешать конфликты.
- Нам это поможет в любой жизненной ситуации.
- Мы могли бы поменьше ссориться с друзьями, с родителями.
Учитель. Знания о приемах разрешения конфликтов укажут нам на безопасный путь смягчения отрицательных эмоций.
Наше занятие мне хочется закончить словами из песни Булата Окуджавы: «Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова...»