Детские скороговорки. Картотека на тему: Скороговорки и игра "чайничек"

Скороговорки появились очень давно. Существуют они у многих народов. Разумеется, придумывались скороговорки не для развития речи и не для обучения. Изначально их функция была исключительно развлекательной. Во время праздников или народных гуляний люди просто собирались вместе и пытались быстро произнести сложные фразы с повторяющимися звуками. Звучало это забавно. Всем было весело.

Однако со временем основная задача скороговорок изменилась. Сейчас первоочередное значение имеет развивающая функция скороговорок. Хотя и развлекательный фактор сохранился. Ведь работать с данным вариантом народного творчества детям весело и интересно.

Что же такое скороговорка? Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.

В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений

Изначально не было различия между скороговорками и чистоговорками. Однако современные логопеды стали чётко различать два этих понятия. Чистоговорки используют в основном для отработки правильной дикции. Их необязательно говорить быстро. Главное, правильно и чётко проговаривать все звуки.

Скороговорки условно делятся на взрослые и детские. Отличия в них совсем незначительные. Для ребёнка важно, чтобы фраза имела определённый смысл и была весёлой. В противном случае он просто откажется её повторять, поскольку не будет понимать о чём этот «стишок» или ему будет откровенно скучно.

Польза скороговорок

Главная польза скороговорок заключается в том, что они способствуют развитию речевого аппарата. В результате маленький человечек начинает говорить более понятно, выразительно и чётко. Однако это не единственный плюс подобных упражнений.

Как это ни парадоксально, но скороговорки учат детей говорить более медленно, проговаривая окончания слов. Действительно, в большинстве случаев ребёнку нужно не только быстро повторить фразу, но и чётко проговорить все слоги, иначе получится бессмыслица. Благодаря этому дети и учатся «не съедать» концовки слов.

Скороговорки хорошо развивают память. Ведь малышам приходится их заучивать. Более того, произнося скороговорку, ребёнок осмысливает сказанное, а также сопоставляет между собой различные словосочетания. А это тоже очень хороший навык.

Помимо этого, в процессе изучения скороговорок ребёнок привыкает слушать других людей. Ведь очень сложно понять скороговорку, если не концентрировать внимание на сказанном. Этот навык очень пригодиться будущим школьникам, чтобы быть собранным, слушать и понимать учителя.

Ну, и наконец, игра со скороговорками – это просто весело. Очень забавно слышать свои и чужие ошибки в путь и труднопроизносимых, но достаточно простых по смыслу фразах. Такое времяпрепровождение в формате родитель + ребёнок будет очень полезным для будущих взаимоотношений.

Ну и наконец, играть со скороговорками можно где угодно: дома, по дороге в садик и даже в дальней поездке. Уместно будет такое развлечение и на любом детском празднике. Дошколята, да и школьники, с удовольствием втягиваются в подобные забавы.

Как правильно работать со скороговорками

Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.

Когда уже можно начинать учить скороговорки? Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.

Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.

Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:

  1. Выучить скороговорку . Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки. Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.
  2. Правильная артикуляция . После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу. Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.
  3. Шептание . Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.
  4. Медленное повторение . Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.
  5. Интонационные изменения . Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.
  6. Непосредственно скороговорка . И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т.д.

Работа над отдельными звуками

Скороговорки бывают разные, но все они имеют одну цель – отработку какого-либо конкретного звука. Конечно, если ребёнку надо поработать над дикцией, то работать можно с любыми произведения данного вида народного творчества.

Однако при выявлении проблем в произношении какого-то определённого звука, упор нужно делать на него. Кстати, скороговорки могут быть полезны и при работе с произношением при изучении иностранного языка. К счастью, подобные речевые забавы до сих пор «в ходу» не только у русского народа.

Скороговорки для развития речи детей от 4 до 12 лет

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте большинство детей испытывает проблемы с произношением звуков [р], [л] и [л’], а также с шипящими [ш] и [с]. Поэтому наиболее подходящими скороговорками для этого возраста являются:

Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку греку цап.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Коля колья колет. Поля поле полет.

Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

На горе Арарат растет крупный виноград.

На дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора.

Проворонила ворона воронёнка.

У мыши в норке сыра корка.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Для детей 5-6 лет

Обычно в 5-6 лет дети достаточно хорошо справляются со всеми звуками. Однако над дикцией большинства из них надо поработать. А в этом помогут такие скороговорки:

Баран буян залез в бурьян.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

Купила бабуся бусы Марусе.

Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

Оса боса и без пояса.

Петр Петрович, по прозванью Перепелович, приручил перепелку. Перепелка принесла Петру Петровичу Перепеловичу перепелят.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

Для детей 7-8 лет

В принципе, скороговорки для детей старшего возраста тоже в большей степени рассчитаны на совершенствование дикции. Единственное их отличие – увеличение сложности:

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.

Ёжик ёжится у ёлки: укололся об иголки. Ёлка ёжится, дрожа: укололась об ежа.

Красный краб кричит УРА! Резать торт пришла пора.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Мила мыла мишку мылом. Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло. Мила мишку не домыла.

По дороге топал Топаль, Топаль топал в Севастополь. Ну а рядом топал Сева, Топаль справа, Сева слева.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.

Саша шапкой шишку сшиб.

Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Три чёрных котёнка у Тёмки-кротёнка стащили три тонких картонки в потёмках.

Для детей 9-10 лет

Если для дошколят и совсем младших школьников используются простые и чаще всего короткие стишки. То школьникам постарше можно предложить выучить и проговорить сложные и забавные словосочетания или практически полноценные стихотворения:

Говорит попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Отвечает ему попугай:

– Попугай, попугай, попугай!

Граф Тото играет в лото,

А графиня Тото знает про то,

Что Граф Тото играет в лото,

Если бы граф Тото знал про то,

Что графиня Тото знает про то,

Что граф Тото играет в лото,

То б граф Тото никогда бы в жизни

Не играл бы в лото.

Ежели вы не жили возле ежевичника,

Но ежели вы жили возле земляничника,

То значит, земляничное варенье вам привычное

И вовсе не привычное варенье ежевичное.

Ежели вы жили возле ежевичника,

То значит, ежевичное варенье вам привычное,

И вовсе не привычное варенье земляничное.

Но ежели вы жили возле ежевичника,

И ежели вы жили возле земляничника,

И ежели вы времени на лес не пожалели,

То значит, преотличное варенье ежевичное,

Варенье земляничное вы ежедневно ели.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Нет абрикоса, кокоса, редиса,

Палтуса, уксуса, кваса и риса,

Компаса нет, баркаса и троса,

Термоса, пресса, индуса-матроса,

Баса нет, вкуса, веса и спроса,

Нет интереса – нет и вопроса.

Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.

Триста тридцать три корабля лавировали, лавировали, да и не вылавировали.

Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться,

Уж уж от ужаса стал уже,

Не ешь ужица ужа-мужа,

Без ужа-мужа будет хуже.

Четыре черненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно четко.

Четыре черных коня чёрту совсем не чета в четвёртый четверг ноября.

Для детей 10-12 лет

Для тренировки ребят ещё более старшего возраста можно вводить скороговорки, состоящие из абстрактных понятий:

Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.

Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,

И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.

Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,

Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.

Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой – Шах,

У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой – Шах-Шарах,

У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони – Шах-Шарах-Шарони.

Шли Струмай, Строкциг, Марнос, Прокцогцзинь и Пригноцкроз. Рядом с ними были сыны: Струмайка Процгович, Странцигка Инкогнитович, Прокцогцзинь Прозсикович и Карзациг Пригноцкроз.

Короткие скороговорки

Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются короткие скороговорки. Их легко запомнить и весело повторять. Вот только несколько примеров подобных разговорных упражнений:

А мне не до недомогания.

Ай вы, львы, не вы ли выли у Невы?

Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

Клара-краля кралась к Ларе.

Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.

Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Наша дочь речистая, у нее речь чистая.

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

Осип охрип, а Архип осип.

По семеро в сани уселись сами.

Смешные скороговорки

Разучивая скороговорки, не стоит забывать и об их развлекательной функции. Даже взрослым порой забавно произносить некоторые труднопроизносимые фольклорные присказки:

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.

Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.

Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.

Либретто «Риголетто».

Не хочет косой косить косой, говорит: коса коса.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

Скор оговор ки для детей на букву Р

Одним из самых сложных звуков для детей, да и для некоторых взрослых, является [р]. Наверное, именно поэтому скороговорки с этим звуком являются наиболее известными и популярными:

Бородатый барабашка барабанит в барабан.

Бравый корнет взошёл на корвет, корнет с корвета шлёт всем привет.

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

Испугался грома Рома.

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

Как на утренней на зорьке

Два Петра и три Федорки

Соревнуются с Егоркой

Говорить скороговоркой.

Круглов и Круглова крутили, крутили круглыми кружками круглые гири.

Подорожник по дороге

Собирал прохожий строгий.

Выбирал себе прохожий

Подорожник подороже.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

И последний совет родителям. Прежде чем бежать к логопеду, выберете время, отложите свои дела, оторвитесь от компьютеров / планшетов и позанимайтесь с ребёнком самостоятельно. Ведь малышу гораздо интереснее проводить время с папой и мамой.

Видео — детские скороговорки «Повтори»

СКОРОГОВОРКИ

Скороговоркой называется труднопроизносимое сочетание слов, в котором повторяются в различном порядке одни и те же звуки или целые группы звуков (слоги).

Упражнение в произношении скороговорок не только веселое и интересное занятие. Оно очень полезно как средство исправить плохую дикцию.

Вначале скороговорку нужно произносить очень медленно и отчетливо, особенно те места, на которых язык «спотыкается». Потом она произносится быстрее и, наконец, очень быстро несколько раз подряд.

Можно организовать среди ребят конкурс на лучшее, наиболее быстрое произношение скороговорок. Для этого нужно написать или напечатать каждую скороговорку на отдельном листке, раздать листки ребятам. На выучивание скороговорок дается 5-10 минут. После этого каждый должен громко и внятно прочесть свою скороговорку. Участники конкурса, которые трудную скороговорку произнесут лучше всех, считаются победителями. Приводим некоторые из скороговорок, которые можно использовать для разучивания и для различных игр.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

На дворе трава, на траве дрова, у дров детвора.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

Сшит колпак, да не поколпаковски, надо колпак переколпаковать.

Наш Полкан попал в капкан.

Курочка шустра пестра, уточка с носка плоска.

Водовоз вез воду от водопровода.

Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

Вшила шелковый отворот швея в «Москвошвее» без швов в шевиот.

Милая Мила мылась мылом, намылилась, смыла - так мылась Мила.

Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать - зарапортовался.

Грабли - грести, метла - мести, весла - везти, полозья - ползти.

Наша река широка, как Ока, так, как Ока, широка наша река.

Во поле-поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Курьера курьер обгоняет в карьер.

Все тот же бег и та же стужа, но только снег слежался туже.

Архип осип, Осип охрип.

Везет Сенька с Санькой Соньку на санках.

Семеро саней, по семеро в сани уселись сами, все с усами.

Мокрая погода размокропогодилась.

Ткет ткач ткани на платок Тане.

Три свиристели еле-еле свистели на ели.

Щетинка - у чушки, чешуя - у щучки.

Ушел косой козел с козой.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Пришел Панкрат с домкратом.

Сшила Саша Сашке шапку.

Пекарь Петр пек пироги.

Полпогреба репы, полколпака гороха.

Нисколько не скользко, не скользко нисколько.

Шел Флор по шоссе к Саше в шашки играть.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень: искала булавку весь день.

Собирала Маргарита маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

Расскажу вам про покупки, про крупу да про подкрупки.

Угольки поставили в уголки, в угол и поставили угольки.

Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.

Летела овсянка на овес, а Иван овес унес.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.

У пеньков опять пять опят.

У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку.

Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.

Хвала халве.

Жужжит над жимолостью жук,

Зеленый на жуке кожух.

Звала по малину Марина Галину.

Марину Галина звала по калину.

Рыбак увидел судака.

Судак! - сказал рыбак. Судак услышал рыбака.

Чудак, - сказал судак.

Мы ели, ели ершей у ели...

Их еле-еле у ели доели.

В поле полет Фрося просо, Сорняки выносит Фрося.

ИГРЫ СО СКОРОГОВОРКАМИ

Кто быстрее!

Руководитель выбирает из числа скороговорок наиболее трудную и произносит ее вслух медленно и внятно. Затем, обращаясь к играющим, он спрашивает: кто берется прочесть ее быстрее? Одному из желающих дается возможность это сделать. Вслед за этим выясняется, кто может прочесть скороговорку еще быстрее. Играющие один за другим сменяют друг друга, соревнуясь в быстроте и правильности произношения скороговорки. Выигрывает тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех.

Гонки скороговорок

Играющие выстраиваются в ряд. Руководитель распределяет между всеми играющими 5 - 10 скороговорок (примерно равной степени сложности) так, чтобы играющие, получившие разные скороговорки, чередовались. Затем тот, на кого укажет руководитель, должен сделать шаг вперед и быстро три раза подряд сказать полученную им скороговорку. Если задание выполнено хорошо, он остается впереди шеренги, если плохо - возвращается на свое место.

Победителями считаются все те, кто окажется к концу игры впереди шеренги.

Играющих должно быть не более 15 - 20 человек, для того чтобы игра не была утомительной.

«КТО БЫСТРЕЕ»
Ведущий произносит скороговорку вслух медленно и внятно. Затем предлагает желающим прочесть её быстрее. Играющие, сменяя друг друга, соревнуются в быстроте и правильности произнесения скороговорки. Выигрывает тот, кто, не сбиваясь, простеет скороговорку быстрее всех.
«ГОНКИ СКОРОГОВОРОК»
Играющие выстраиваются в две колонны. Руководитель между играющими командами скороговорки. Затем первый стоящий в колонне должен сделать шаг вперед и как можно быстрее, три раза подряд, сказать полученную им скороговорку. Если задание выполнено хорошо, впереди стоящий встает в конец, а если плохо остается на месте. Выигрывает та команда, кто быстрее закончит проговаривать скороговорку.
«ТЕЛЕФОН»
Аналогично с игрой «телефон». Играющие рассаживаются в один ряд. Ведущий подбирает скороговорку и тихо сообщает её первому игроку. Игрок начинает передавать скороговорку второму, второй – третьему, и так, до последнего игрока. Последние, получив «телефонограмму», встают и громко произносят её.
«ВЫСТАВКА СТАРИННЫХ ВЕЩЕЙ»
Цель: Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам. Учить детей сопереживать успехам и неудачам сверстников.
Игровое правило: Интересно и понятно для других описать предмет.
Правила игры: Рассказать о назначении предмета. Участвовать в конкурсе.
Материал: карточки с изображением экспонатов музея.
Игра: Дети делятся на посетителей и экскурсоводов. Экскурсовод должен так описать предмет, чтобы посетитель должен так описать предмет, чтобы посетитель сразу догадался, о чем речь.
Картинку получает тот, кто угадает «вещь» по описанию.
«УЗНАЙ, ЧТО ЭТО»
(Узнай предмет по контуру)
Цель: развитие внимания, воображения.
Правила: Узнать предмет из музея по контурному изображению на карточке.
Материал: Карточки с контурным изображением из музея.
Игра: Каждый ребенок получает карточку со схематичным изображением предмета быта. Воспитатель предлагает узнать этот предмет и назвать его.
«ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ МАТРЕШКА?»
Цель: Учить детей пользоваться планом помещения.
Материал: План комнаты, в которой проводится игра, выполненной в определенном масштабе. На плане начерчены стены комнаты, обозначены окна и двери, изображены проекции всех предметов мебели. Маленькая матрешка, которую легко спрятать. Красный кружок, с помощью которого можно отметить на плане, где спряталась матрешка.
«НАЙДИ ВЕЩЬ»
Цель: Совершенствовать умение описывать предмет, разные предметы.
Игровое задание: совместно описать предмет.
Правила игры: описать предмет как можно точнее.
Игра: предложить ребенку описать предмет старины, не называя его, например: «ручка длинная деревянная, сам из металла, длинный, острый как нож». Тот, кто правильно отгадал, получает фишку. Следующий предмет описывает другой ребенок.
«ОДЕНЬ КУКЛУ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ»
Цель: Закрепить знания детей о предметах русского национального костюма.
Игровое задание: Правильно одеть куклу.
Материал: картонные плоские куклы и одежда из плоской бумаги.
Игра: Детям предлагается одеть кукол в национальные костюмы. Воспитатель задает вопросы на закрепление обобщающих понятий «одежда», «обувь», «головные уборы».
«РАСПУТАЙ ПОСЛОВИЦУ»

Цель: закрепить знание малых фольклорных форм – пословиц, понимание их смысла.

Игровое задание: Все пословицы почему-то перепутались, их нужно распутать – каждому началу дать его продолжение.

– Скучен день до вечера.........

– Терпение и труд.....................

– Без труда не вытащишь и............

– Семь раз отмерь...........................

– Как аукнется так и........................

– Родной матушки не послушаешь.................

– Любишь кататься...............

– Любишь есть калачи..........

Количество игроков: любое
Дополнительно: карточки со скороговорками
Ведущий предлагает играющим померяться силами в скороговорках, он раздает всем карточки, на которых напечатано по одной скороговорке. Затем вызывает соревнующихся. Сначала каждый из играющих медленно и громко читает слова текста, чтобы его смысл был понятен всем, после чего по команде ведущего произносит скороговорку в быстром темпе. Выигрывает тот, кто не пробалтывал слова и не допустил ни одной ошибки.
Скороговорки:
Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок - Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши поплоше шумливо шарят гроши.
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких курчавеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
Чрезвычайно чисто.
Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала.
Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал, а говорил, что у гусыни усов поищи - не ищи - не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинки у чушки, что около кола колокола, что у осы не усы, а усики.
Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.
Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Вот и наступил долгожданный Новый год! Отведав понемногу всех яств с праздничного стола хлебосольных хозяев, гости начинают скучать. Значит, пришло время предложить им заняться чем-нибудь интересным. Вспомните застольные игры, в которые вы играли в детстве. Новогодняя обстановка даже взрослых людей ненадолго возвращает в детские годы. Предложите гостям поиграть. Пусть всем будет весело и смешно.

Напомню несколько простых, но забавных игр.

Ураган

На стол поставить бутылку, на которую сверху положить колоду карт. Задача участников по очереди сдувать с колоды карты. Кто сдует оставшуюся колоду (последние карты), тот проиграл и выбыл. Игра проводится до тех пор, пока не определится один победитель.

С листком календаря - застольная игра

Количество игроков: любое
Дополнительно: перекидной календарь
Каждый участник получает листок перекидного календаря. Девушка - четное число, юноша - нечетное. По ходу вечера обладателям календарных листков предлагаются разнообразные задания: собраться по месяцам, собраться по дням недели, составить число 2002.
Или: сформировать команду из 12 вторников, сред, четвергов и т. д. (число значения не имеет, но каждый из 12 месяцев должен быть представлен); найти «вчерашний день» (например, 25 сентября, ищет 24 сентября и т. д.).

Вы убиты, сэр - застольная игра

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Лучше всего играть большой компанией за длинным столом. Можно даже совмещать эту игру с процессом принятия пищи. Аппетита она не отбивает, зато позволяет снять проблему "светской беседы". Игра не требует разговоров, она требует только ваших взглядов.
Правила игры таковы. Все рассаживаются за столом так, чтобы каждый мог видеть глаза всех остальных игроков. Каждый из вас является "убийцей". Для того чтобы застрелить свою жертву, вам надо всего-навсего посмотреть ей в глаза и два раза подмигнуть. "Убитый" человек прекращает играть и сообщает об этом остальным игрокам условным сигналом - он кладет левую руку на стол ладонью вниз.

Игры

Со скороговорками

Из наследия Ефима Минскина

Скороговорки - словесный жанр, прекрасно тренирующий дикцию, развивающий слух и живое чувство слова.

Одну – две скороговорки полезно включать в занятия по развитию речи с детьми предшкольного возраста. А игры со скороговорками помогут организовать игровые динамические паузы, позволяющие снимать утомление. А также организовать шутливые состязания во время детско-родительских праздников.

Кто быстрее?

Педагог (ведущий) произносит скороговорку, доступную для воспроизведения детям пяти-шести лет, и просит кого-нибудь из играющих повторить её. Время проговаривания засекается с помощью песочных часов или секундомера.

Затем выясняют, есть ли кто-то, желающий сказать скороговорку быстрее.

Играющие сменяют друг друга. Результаты фиксируются. Выигрывает тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех.

Мобильная связь

Участники игры делятся на две группы (как в игре «Испорченный телефон»).

Двум первым в ряду игрокам ведущий на ушко говорит какую – нибудь скороговорку. (Скороговорки должны быть примерно одинаковыми по сложности.) По сигналу ведущего игроки, получившие «информацию», начинают передавать её шепотом игроку, стоящему (сидящему) рядом. И так – по цепочке. Последний игрок, получив «телефонограмму», должен сделать шаг вперед (встать) и быстро, четко и громко произнести скороговорку.

Выигрывает та команда, которая передаст скороговорку по цепочке за более короткое время и воспроизведет её наиболее точно.

Препятствия со скороговоркой

Для игры организуется маршрут с препятствиями, которые требуется перешагивать. Препятствиями могут служить кубики, невысоко привязанная к стульям верёвка, обручи маленького диаметра и т.п.

Участники игры делятся на две команды. Выбирается короткая скороговорка.

По сигналу ведущего начинает двигаться первый игрок команды. Перед тем как преодолеть препятствие, он должен произнести скороговорку. Преодолев весь маршрут, он бежит к своей команде и становится в её конец. Начинает двигаться следующий игрок.

Суммарное время движения команды фиксируется.

Затем на маршрут выходит другая команда. Её игрокам предлагается другая скороговорка.

Скороговорки должны быть примерно одинаковыми по сложности.

Выигрывает та команда, которая пройдет маршрут за более короткое время.