Детские скандинавские писатели и их произведения. Лучшие шведские писатели для детей и взрослых

Либеральная шведская модель может шокировать; что ж, возможно, для шведских детских книжек следовало бы изобрести знак «18 минус» – только для несовершеннолетних. А возможно, было бы лучше снабжать эти тексты наклейкой «обязательно читать и взрослым тоже» – должны же те научиться уважать право ребенка быть не таким, как все.

1. Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»

Искрометные повести о девочке с волосами морковного цвета написаны в конце 1940-х - и по-прежнему остаются непревзойденным эталоном детской литературы нового времени, а сама Пеппи – для иностранцев, по крайней мере – и вовсе превратилась в символ Швеции, что-то вроде Марианны для Франции. Фигура в разноцветных чулках выглядит, мягко говоря, противоречиво: с одной стороны, воплощение скандинавского свободолюбия, что ни реплика - то декларация независимости, с другой, возможно, этой марианне не помешало бы внимание детского омбудсмена, особенно в те моменты, когда она начинает предлагать ровесникам попробовать, например, мухоморов. Со своей силищей Брюнгильды Пеппи похожа не то на супергероиню из комиксов (очень шведских, не марвеловских и не дисишных; хотя и в тех явно не потерялась бы), не то на бомбу - причем далеко не замедленного действия. Идею вырастить на этой в хорошем смысле шокирующей книге послушного ребенка лучше оставить в покое. Зато – почти гарантированно – на ней можно воспитать человека, который очень всерьез воспринимает идею равных прав для мужчин и женщин ; если уж на то пошло, именно после прочтения «Пеппи» даже взрослые мужчины превращаются в убежденных феминистов.

2. Свен Нурдквист Серия о Петсоне и Финдусе

Иллюстратор и сочинитель Свен Нурдквист – создатель, весьма вероятно, лучшего в мировой литературе кота: сметливого, трогательного, непослушного, похожего на ребенка-любимца, которому прощается любое хулиганство. И хотя главный поставщик сюжетов – Финдус, важнее здесь – атмосфера, за которую отвечает патрон и супервайзер кота, чудаковатый фермер Петсон. Петсон мастер на все руки, он старается не покупать ничего нового, а использует, перепридумывает и переизобретает старые вещи. Книги об этой парочке – экспедиции в уникальный по нынешним временам мир, где ручное производство бесспорно привлекательнее фабричного, массового, и где примитивные старые долгоиграющие вещи оказываются ценнее высокотехнологичных одноразовых. Книжки транслируют ощущение экологичности : деревенские технологии делают мир возобновляемым – и заслуживающим именно любви, а не просто потребления. Остроумные комментаторы нурдквистовского цикла даже назвали Петсона термином антрополога Леви-Стросса: «бриколер» – самостоятельно мыслящий, технически компетентный и не зависимый от чужого сырья человек. Мало того, он носитель многих других качеств, которые обычно приписываются как раз шведам : самодостаточность, самостоятельность, независимость мышления и способность создавать уют. Но и награда за все эти достоинства – королевская: лучший в мире кот-ребенок.

3. Матс Страндберг, Сара Эльфгрен “Круг”

Крупнотоннажный мистический роман про компанию старшеклассниц, чьи экстрасенсорные способности и компетентность в эзотерических практиках могут, по части разнообразия, сравниться разве что с их проблемами в сфере личной жизни. Обитательницы депрессивного городка, где количество употребляемого на душу алкоголя сильно выше среднего, они живут в постоянном стрессе – и вынуждены то расколдовывать древние символы, то расследовать подозрительное самоубийство своего ровесника. В книге множество моментов, когда инфернальная атмосфера сгущается до такой степени, что ее, кажется, можно нарезать кусками, как масло. Озадачивающая комбинация школьной повести, молодежного детектива и мистического триллера (с одной стороны, контрольные по химии, травля одноклассников и одержимость сексом, с другой - гадания, тренинги, пророчества, магические упражнения) выглядит яркой и освежающей. Между прочим, «Круг» (Круг Силы, куда входят Избранные) – лишь первый роман из целого цикла «Энгельсфорс», созданного дуэтом шведских писателей (Страндберг – известный журналист, Эльфгрен – сценаристка). Этим школьницам-ведьмам еще не раз придется спасать мир от гибели, и битва между добром и злом - далеко не последняя.

4. Барбру Линдгрен «Лоранга, Мазарин и Дартаньян”

Лауреат премии имени своей однофамилицы, Барбру Линдгрен обладает недюжинной фантазией, и лучшее тому свидетельство – повесть с металлофонно-звонким названием «Лоранга…». Это не столько законченная история, сколько случайно выбранный фрагмент из жизни одной веселой семейки: Мазарин – мальчик, Лоранга – его отец, а Дартаньян – дед Лоранги. «Лоранга» – мир, где размыты возрастные различия, границы между людьми и животными, одушевленными и неодушевленными предметами. Здесь водятся стада тигров и жирафы-постелееды, на хоккейном матче «Россия-Канада» играют швабрами и помидором, а персонажи обмениваются репликами вроде «Никакой я не водопроводчик, я индеец Оленья Нога» или «У меня такая высокая температура, что градусник пополам лопнул». Мир Лоранги – пространство, где большинство физических законов – не работают, формальная логика – отменяется, а противоречие перестает быть проблемой. Люди и предметы натыкаются друг на друга – именно что нарочно: раз есть противоречие – есть жизнь и движение, динамика и энергия, веселое безумие. Все это конструктивное отстранение, оказывается, отлично транслируется на русский язык, во всяком случае, благодаря переводу, где есть, к примеру, «шоколадный спундиг с взмытыми сивками» и болезнь «лайрингит» (когда все время гавкаешь по-собачьи). «Лоранга» напоминает шведскую версию «Путаницы» Чуковского; а еще, пожалуй, цветное кино, каким его увидели самые первые зрители; как выразился о нем филолог Шкловский – «взбесившийся ландрин».

5. Хеннинг Манкелль «Бегущая к звездам»

Патриарх детективного жанра, создатель серии о Курте Валландере и один из главных моральных авторитетов Швеции Хеннинг Манкелль был еще и детским писателем - замечательным. Памятник такому Манкеллю – цикл о мальчике-мечтателе Юэле Густафсоне («Бегущая к звездам», «Тени вырастают в сумерках», «Мальчик, спящий на заснеженной кровати», «Путешествие на край света»). Похожий на «крапивинских мальчиков» Юэль живет в холодном северном городке, но благодаря свойству не обращать внимание на различие между реальностью и фантазиями, он уже привык к дефициту тепла - и по части климата , и по части семейного общения. У Юэля нет матери, но есть отец и друзья – настоящие и воображаемые, а еще собственное тайное общество, вахтенный журнал и куча удивительных соседей – вроде Безносой или Каменщика Урвэдера, который по ночам катается на грузовике, вычеркивает из книг неудачные фрагменты, переписывает их и смотрит на мир сквозь «мыслительные очки». Меланхоличная проза о не слишком счастливом подростке, который испытывает фантомную ностальгию по морской романтике и развлекает себя экскурсиями в каменную расщелину – где можно вообразить себя в глубоком туннеле в центре Земли, – хороший антидот для тех, кто думает, что в шведской детской литературе вечно царит веселый кавардак, как в «Карлсоне». Исключения есть – и очень впечатляющие.

6. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

«Нильс» был написан по заказу Национальной ассоциации педагогов - как занимательное, в форме волшебной сказки, пособие по географии Швеции .

Волшебства в этой истории хватает: и гораздо сложнее объяснить не то, как мальчик мог уменьшиться до размера огурца и облететь Швецию на гусе – но каким образом такого рода сугубо локальный проект умудрился превратиться в интернациональный бестселлер, а Нильс – стать классическим персонажем мировой детской литературы.

Возможно, казус Нильса показался типичным для читателей из многих стран в начале ХХ века: история про простака, который сначала не знал ничего, кроме собственного двора, а затем открыл для себя территории, принадлежащие нации-семье, в широком смысле, большому национальному государству, - и преобразился, вырос - как ментально, так и физически. Интересно что лагерлёфовская Швеция - не просто очерченное границами пространство живой и неживой природы, но еще и по сути осуществленная утопия: демократичная страна с богатым природным разнообразием, в которой существа разных биологических видов и степеней реальности: от гусей до короля, от гнома до памятника - способны находить общий язык и кооперировать друг с другом.

7. Анника Тор «Правда или последствия»

Подростковая драма о жизни девочек, родившихся в неблагополучных районах, в неполных и несчастливых семьях. Они страдают от истерик гулящих родителей и травли жестоких одноклассников, от ревности и одиночества. Название романа взято из соблазнительной, опасной и бессовестной игры подростков, участники которой либо соглашаются правдиво ответить на неудобный вопрос - либо, если отказываются, обязаны выполнить любое выдуманное для них задание, заставляющее краснеть еще больше. Эта добровольная игра детей в палачей и жертв оказывается не столько забавной, сколько душераздирающей. Игра – хорошая метафора всей жизни: уже в 12 лет героиням приходится учиться – на собственных ошибках – делать заведомо плохой выбор в обстоятельствах, где хорошего решения не существует. Некоторый избыток натуралистично описанных физиологических подробностей взросления может вызвать у читателей аллергию; ну так правда часто бывает неприятной, и иногда общество нуждается не только в веселье и развлечениях. Так было с знаменитым «Чучелом» Железникова, так и с книгой Анники Тор. Жестокая и сентиментальная разом книга: иллюстрация к реальности, в которой люди – даже дети – не слишком готовы слушать друг друга. Премия Августа Стриндберга за 1997 год.

8. Пия Линденбаум «Гиттан и серые волки»

Страшно увлекательная для детей - и вызывающая заслуженные аплодисменты у взрослых - побасенка о 4-летней девочке, которая оказывается радикально мудрее, чем это свойственно существам ее возраста. Как германмелвилловский писец Бартлби, который на все предложения отвечал «предпочел бы отказаться», Гиттан поначалу избегает любых контактов с чем-либо мало-мальски странным в мире, однако в критический момент собирается – и все делает как следует, лучше всех; и даже страшные волки рядом с ней кажутся смешными. Если не прототип, то родственница этой премудрой девочки-философа – Машенька из «Трех медведей». При этом, из сказки о Гиттан можно сделать очень «шведские» выводы: даже самые объективно неизбежные конфликты подвергаются урегулированию, а неспешные, рассудительные и уверенные в себе люди могут добиться большего, чем крикуны и хвастуны. «Гиттан» богато иллюстрирована, причем самой рассказчицей – которая, кстати, придумала, как выглядит не только ее героиня, но и, например, Цацики и его мама в книгах Мони Нильсон-Брэнстрем. В 2000-м «Гиттан» обзавелась Шведской национальной литературной премией. «Мгновенная классика» – примерно как «Груффало» в Англии.

9. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»

В образе летающего бочонка сошлись представления читателей всех возрастов о том, как должен выглядеть и вести себя идеальный воображаемый друг: эксцентрик, обладает паранормальными способностями, капризничает, способен поставить на место кого угодно – и вернуть надежду в самых отчаянных обстоятельствах. К Карлсону привыкли – а ведь он по-прежнему самая, пожалуй, необычная фантазия Астрид Линдгрен; и этот мужчина-в-самом-расцвете-сил далеко не так прост, как кажется. Он борется с домашним насилием , эффективно посредничает между отцами и детьми, остроумно высмеивает одержимость общества новыми технологиями (сцена воровства плюшек со стола при помощи пылесоса) и чрезмерную буржуазность. Его самострой на крыше - последний рубеж, где домашняя, кустарная, изолированная от мира культура держит оборону против наступающей массовой - глобализованной, многоквартирной и многоантенной. Что касается России и стран бывшего СССР, где «Карлсон» проник в фольклор и разошелся на цитаты, как «Горе от ума», то не исключено, что в советское время эта книга воспринималась еще и как завуалированная сатира на одержимость государства Большим Космическим проектом. Карлсон пусть не преодолел гравитацию, но каким-то образом перехитрил ее - и летает не с туманными научными целями, а по сугубо личным и бесспорно важным делам; всего лишь частная инициатива, да – но тоже, в своем роде, «время первых».

10. Мони Нильсон-Брэнстрём Серия о Цацики

Цацики – шведский аналог «Малыша Николя» и Грега из «Дневника слабака»: cмешная и для детей и для родителей книжка про то, как 8-9-летний ребенок ищет способ взаимодействия с миром, а взрослые и рады бы, да часто сами не знают, как ему помочь в этом - и когда они вмешиваются, выглядят еще смешнее, чем, собственно, ребенок. Цикл изобилует эпизодами один эксцентричнее другого. Мама бегает в балетной пачке, изображая умирающего лебедя, а сын носится за ней с игрушечным ружьем – для женщины, которая играет на бас-гитаре в рок-группе и называет сына, рожденного от папы-грека по имени Ловец Каракатиц, в честь греческого соуса, – эксцентрика вполне правдоподобная. «Цацики» представляет собой и чисто этнографический интерес – позволяет узнать, как устроена голова у шведских детей, как они реагируют на экстравагантных взрослых и что делают в щекотливые моменты – например, когда украли у мнимой иностранной шпионки зонт и теперь не знают, как вернуть вещь обратно, чтобы не чувствовать себя ворами. Плюс откровенность некоторых сцен здесь чисто шведская – иногда зашкаливающая: родители и дети вместе, почти вслепую, нащупывают, где проходит грань между свободой и безответственностью и как относиться к тем, кого ты не понимаешь – ведь толерантность на словах и на деле это совсем разные вещи.

11. Улоф и Лена Ландстрём «Бе и Ме. Уборка»

Современная классика категориии «ноль плюс». Главные герои - овцы (или бараны?), но живут они в нормальном человеческом доме, выглядящем, как комната из Икеи. Бе и Ме решают устроить генеральную уборку, однако в процессе осознают, что по врожденной наивности недостаточно компетентны в обращении с бытовой техникой. Их вступивший в альянс со сквозняком пылесос засасывает важные вещи - но зато и выдувает всю пыль, так что читателей ждет счастливый финал и идиллическая сцена с питьем молока. (В последней, кстати, транслируется типично шведское ощущение уюта: даже звук падения здесь передается очень особенно, не-как-у-нас – «ФЛЮПС» – слово-то какое). На сюжет об эпичном столкновении животного и техногенного мира, природы и цивилизации, можно было потратить множество слов – но, как во всяком хорошем образце нынешней детской литературы, здесь больше показывают, чем рассказывают. В этом Улоф и Лена Ландстрём – художники - знают толк.

12. Пернилла Стальфельт «Книга о любви» и «Книга о смерти»

Пернилла Стальфельт прославилась своими удивительными иллюстрированными энциклопедиями, где рассказывает детям и подросткам о тех вопросах, которые их собственные родители склонны заметать под ковер: смерть, любовь, секс и все такое. Вместо того, чтобы ходить вокруг да около, писательница называет вещи своими именами, соблюдая уместный баланс решительности и деликатности. Чем молчать про смерть в тряпочку - почему бы не вспомнить, что это еще и возможность стать страшным скелетом и пугать людей? А еще можно превратиться в вампира - как один из персонажей, чья загробная карьера была омрачена тем, что при попытке укуса некой дамы на него налетели тысячи комаров и высосали кровь из него самого. Некоторые рекомендации, касающиеся поведения в сложных случаях, выглядят небесполезными даже и для взрослых. Любовь и смерть не вписываются ни в какие схемы - но тем забавнее, рассудила Стальфельт, попробовать их составить. Отсюда смешные картинки, иллюстрирующие последствия любви (например, ревность) – или, например, варианты фраз, которые можно использовать для сообщений о смерти («Матильду Бог прибрал» – или «коньки отбросила»). Хороший, одним словом, образец шведской раскованности и неформального отношения к табуированным секторам жизни – без фамильярности, панибратства и кощунства.

13. Астрид Линдгрен Серия о Калле Блюмквисте

Калле – наблюдательный 13-летний мальчик, настоящий академик по части криминалистики, всегда готовый продемонстрировать свое владение почерпнутыми из книг навыками на практике. Помимо бесед на разбойничьем языке, войны групп Алой и Белой Розы, слежки за взрослыми, охоты за важными уликами («следы мышьяка, прилипшие к частицам шоколада» и все такое) и прочих стандартов подросткового авантюрного романа, здесь есть и настоящие убийства, так что, в сущности, это классический процедурный детектив. Впрочем, читатель должен учитывать, что главные герои: Калле и его лучшие друзья Андерс и Ева-Лотта -которые рассуждают очень по-взрослому и прекрасно разбираются в психологии – постоянно сталкиваются с необходимостью вовремя ложиться спать, есть котлеты с компотом и соблюдать все прочие возрастные регламенты и условности. Отсюда и главный источник обаяния этого цикла: неясность, где заканчивается игра и где начинается жизнь.

14. Мартин Видмарк ”Дело о бриллиантах. Дело о мумии”

«Калле Блюмквист» для нового поколения: выглядящая более современной детективная серия про малолетних сыщиков в маленьком, герметичном городке Валлебю. Детей двое, они помладше патриарха жанра - Калле, зато у них есть свое детективное агентство «Лассе-Майя» – не в честь знаменитого грабителя XIX века, а по именам владельцев. Лассе и Майя раз за разом оказываются если не разумнее, то уж точно наблюдательнее взрослых - известный и часто эксплуатируемый детскими авторами парадокс. Только дети могут устроиться поработать в магазин, где произошло преступление, чтобы узнать всю подноготную бизнеса. Только дети могут обратить внимание на то, что настоящая египетская мумия вряд ли станет требовать 5 миллионов крон выкупа. Только у детей знают, как эффективно восстановить временно нарушенный рациональный порядок и справиться с хаосом. Именно хаосом; настоящее Зло, которое так любят авторы «взрослых» шведских детективов, здесь отсутствует напрочь. Книжки коротенькие – на один вечер чтения; и удачный вечер! Немаловажно, что выглядят «Дела» как модные в последние годы повести с комиксами для подростков – снабженные планами, смешными схемами, алгоритмами и прочими небесполезными рисунками.

15. Ульф Старк «Диктатор»

«Антиутопия для самых маленьких» в аннотации подразумевает, что перед нами – остроумная пародия на то, что крайне редко пародируется: страх общества перед словом «тоталитаризм» и озабоченность малейшими признаками политической диктатуры. Трагедия ХХ века повторяется в этом небольшом ритмизованном тексте («Потом диктатор садится на землю прислонившись к сосне. Тяжело за всех все решать») тексте не столько даже как фарс, сколько как тонко оркестрованное шуточное представление. Диктатор здесь - маленький ребенок, который ощущает себя в любящей семье центром мира - и верховным властителем: ведь это ему надо решать (за всех!), кто что должен делать, как окружающие должны ублажать его и когда устроить подушечную войну, а когда - телефонные розыгрыши. Дети, в самом деле, тираны; и раз так, почему бы не пофантазировать о проблеме защиты гражданских прав родителей - в шутку лишь отчасти; ведь, как и в случае с «настоящими» диктаторами, у людей к авторитарным властителям возникают не только ненависть, но и любовь. Пикантная политическая двусмысленность этой нехитрой истории как раз и щекочет ноздри - и превращает ее в настоящую литературу.

Сказочная Швеция… Страна викингов, троллей и… Карлсона! Именно с этим сказочным героем Швеция ассоциируется чаще всего. И именно шведским писателям так хорошо удаются . Астрид Линдгрен, Сельма Лагерлеф, Мария Гриппе – все эти известные сказочницы родились здесь. Швеция – рекордсмен по количеству обладателей премии Г.Х.Андерсена и Нобелевских лауреатов в области литературы. Поэтому в эту страну должно получиться одновременно и познавательным, и волшебным.

Шведская литература для детей

Первая женщина Нобелевский лауреат в области литературы. «Путешествие Нильса с дикими гусями» - самое известное её произведение. Но есть и много других, не менее интересных сказок: «Невидимые узы», «Королевы из Кунгахэллы», «Предание о старом поместье», «Легенды о Христе», «Сказка о сказке и другие сказки», «Дом Лильекруны», «Тролли и люди», «Морбакка», «Перстень Лёвеншёльдов», «Мемуары ребенка».

Обладательница премии Г.Х.Андерсена подарила миру Карлсона, Пеппи Длинныйчулок, Эмиля из Лённеберги, Мио и других всеми любимых сказочных персонажей. Почти все её произведения можно читать взахлеб, не останавливаясь. И каждый раз погружаться в удивительный мир, созданный автором на примере её родной страны: «Бритт-Мари облегчает сердце», «Калле Блюмквист», «Бюллербю», «Мио, мой Мио!», «Малыш и Карлсон», «Расмус-бродяга», «Мадикен», «Эмиль из Лённеберги», «Мы на острове Сальткрока», «Рони, дочь разбойника».

Мария Грипе
Ещё одна обладательница Медали Г.Х. Андерсена. Её книги для детей и подростков переведены на 29 языков, многие из них были экранизированы. К сожалению, на русском было опубликовано не так много произведений. И их, несомненно, стоит прочесть: «Эльвис Карлссон», «Эльвис! Эльвис! Просто Эльвис», «Навозный жук летает в сумерках…», «Сесилия Агнес - странная история», «Тень на каменной скамейке», «…И белые тени в лесу», «Тайник теней», «Дети теней», «Дети стеклодува».

Свен Нурдквист
Свен Нурдквист известен российским читателям своими сказками о Петсоне и его котенке Финдусе. Приключения этих забавных персонажей очень полюбились и детям, и родителям. Они невероятно уютные и такие славные. Обязательно прочтите: «Именинный пирог», «Охота на лис», «Петсон грустит», «Рождество в домике Петсона», «Переполох в огороде», «Петсон идет в поход», «Финдус переезжает» и др.

Шведская литература для взрослых

Пер Лагерквист
Значительное влияние на всю шведскую литературу в целом оказал древний скандинавский эпос. Проза и поэзия нобелевского лауреата Пера Лагерквсита тоже часто напоминает миф и иносказание: «Тоска», «Завоеванная жизнь», «Варавва», «Улыбка вечности», «Карлик». Отдельного внимание заслуживает антифашистская проза Лагерквитса, а именно повесть «Палач».

Харри Мартинсон
Харри Мартинсон – пример того, что не количество произведений приносят популярность, а их качество. Его единственная большая работа – цикл эпических поэм «Аниара» – принесла автору Нобелевскую премию в 1974 году. В «Аниаре» описывается странствие космического ковчега, на котором спаслись от атомной катастрофы несколько тысяч жителей Планеты Земля.

* * * * *
Из современной литературы особой популярностью во всем мире пользуется сегодня шведский детектив. Скандинавский нуар буквально захлестнул Европу. Познакомимся с его основными представителями.

Хеннинг Манкелль
Хеннинга Манкелля считают патриархом шведского детектива. Международную известность он получил благодаря серии полицейских романов о Курте Валландере. Почти все произведения Манкелля экранизированы. А прочесть стоит: «Безликие убийцы», «Белая львица», «Человек, который улыбался», «Глухая стена», «На шаг позади», «Путешествие на край света».

Стиг Ларссон
Знаменитая детективная трилогия шведского журналиста Стига Ларссона «Миллениум» была переведена на 40 языков и опубликована уже после смерти автора. Ажиотаж вокруг жизни и смерти Ларссона, вокруг его произведений не утихает вот уже больше 10 лет. Его проза задевает остро-политические темы и имеет антифашисткою направленность. Полагаем, это непременно стоит прочесть.

Лиза Марклунд
Детективы Лизы Марклунд переведены на 30 языков и миллионными тиражами расходятся по всему миру. На родине её считают достойным продолжателем дела Стига Ларссона. Главная героиня книг Лизы пребывает в состоянии хронической паранойи, успевая при этом раскрывать ужасающие преступления шведских политиков, попутно забирая детей из садика и готовя ужин и обед. Н-да, весьма забавная женщина…
  1. 1. Авторы: Семья Бубеньщиковы Бубеньщикова Анфиса Ученица МКОУ СОШ №23 10 «Б» класса Города Сысерти
  2. 2. Скандинавские писатели в детской литературе Биографии, творчество
  3. 3. АСТРИД ЛИНДГРЕН Астрид Анна Эмилия Линдгрен (1907-2002 гг.), урожденная Эрикссон, всемирно известная детская писательница. Родилась в Швеции, в фермерской семье. На творчество Линдгрен и ее мировосприятие повлияли родители и та атмосфера любви, что царила в семье. Литературный талант Астрид Линдгрен проявился уже в школе, она начала карьеру журналиста и писала в журналы, оттачивая стилистическое мастерство. Рождение собственного ребенка стимулировало развитие писательского дара. Знаменитая книга "Пеппи Длинныйчулок" появилась благодаря ее дочери Карин, которой она рассказывала истории о рыжеволосой девочке.
  4. 4. И 40-е-50-е годы стали расцветом творческой активности сказочницы. Она записала истории о Пеппи – и родилась трилогия «Пеппи Длинныйчулок». Дети, по мнению Линдгрен, должны быть счастливы. У них должны быть своя Страна Дальняя, Страна Сумерек или остров Сильткрона. Дети должны играть, смеяться, радоваться жизни и никогда не должны болеть и голодать. Сказочное и волшебное у Линдгрен рождается из выдумки самого ребенка. Так Малыш из книг о «Малыше и Карлсоне» придумывает себе веселого друга, который живет на крыше и обожает варенье, Пеппи Длинныйчулок считает себя негритянской принцессой и воображает себя богатой, сильной и всеми любимой девочкой.
  5. 5. Все созданные ею герои – живые, подвижные и озорные дети со своими талантами и капризами, склонностями и слабостями. Именно такие они – Мио, Пеппи, Калле, Йеран, малышка Червен. Писательница правдиво и серьезно разговаривает с детьми. Да, мир не прост, в мире есть болезни, нищета, голод, горе и страдания. В ее сказке «В Стране Между Светом и Тьмой» мальчик Йеран уже год не встает с постели из-за больной ноги, но каждый вечер он попадает в волшебную Страну Сумерек - в Страну Между Светом и Тьмой. В этой стране живут необычные люди. В ней может быть все что угодно – на деревьях растут карамельки, а трамваи ходят по воде. А самое главное, в ней «не имеют ни малейшего значения» ни болезни, ни страдания. Почти все ее книги посвящены детям. «Я не писала книг для взрослых и думаю, что никогда не стану этого делать», - решительно сказала когда-то писательница.
  6. 6. В 1954 году Астрид Линдгрен написала повесть-сказку "Мио, мой мио", где затронула тему одиноких и заброшенных детей. Однажды, гуляя по скверу, писательница заметила маленького грустного мальчика, одиноко и печально сидящего на скамье. Этого оказалось достаточно. Он сидел и грустил, а Линдгрен уже перенесла его в сказочную Страну Дальнюю, которую он сам же и придумал. Окружила его цветущими розами, нашла ему любящего отца и веселых, преданных друзей, вовлекла во множество приключений. И приемыш Буссе становится в своих мечтах принцем Мио, любимым сыном короля Страны Дальней. Вот так еще один ребенок стал счастливым.
  7. 7. Но самая любимая моя книга была создана в 1955 году - это трилогия "Карлсон, который живет на крыше" о приключениях необычного человечка с моторчиком на спине. Какой восторг я испытала, слушая чтение мамы! Эта книга у нас была в прекрасном издании: три просто огромных тома, я помещалась на них полностью (мне было три года), текст был на цветных страницах с иллюстрациями. Перечитав ее уже самостоятельно, я еще больше ее полюбила. Море смешных ситуаций, изящный слог и богатая фантазия автора восхитили и покорили навсегда. Мы с мамой до сих пор иногда вместе ее перечитываем и весело хохочем. Это просто лекарство от всех болезней!
  8. 8. Еще одна потрясающая сказка – «Ронни-дочь разбойника». Старинный замок, разбойники, и все это - в волшебном лесу, в котором водятся гномы, друды и другие мифологические персонажи. Повесть рассказывает о детях двух враждующих между собой разбойничьих шаек – девочке Рони и мальчике Бирке, об их приключениях, дружбе и любви. Она прививает любовь к природе, рассказывает о настоящей дружбе, о взаимоотношениях детей и родителей. Повествование ведется от третьего лица, язык сочный, легкий, красочный. Очень хотелось бы увидеть эту сказку на экране, со спецэффектами, ведь очень многие произведения Астрид Линдгрен экранизованы еще давно, когда кинематограф не мог передать буйство фантазии автора на экране. В наше время такая возможность есть, я очень люблю фильмы –сказки, и надеюсь, что увижу Рони на экране.
  9. 9. Кроме творчества Астрид Линдгрен занималась и общественной деятельностью, разоблачая малоэффективное правительство социал-демократов и выступая за права животных. Произведения Линдгрен переведены на 70 языков и изданы в 100 странах. В Советском Союзе ее произведения стали известны благодаря переводам Лилианы Лунгиной. В 1958 Линдгрен присуждена Международная золотая медаль Х. К. Андерсена за гуманистический характер творчества. В 1967 году издательство Рабен & Шегрен (Rabén & Sjögren), издавшее первую книгу писательницы, учредило Премию Астрид Линдгрен - The Astrid Lindgren Prize (ALP) в честь 60- летия Астрид Линдгрен. Премия присуждается ежегодно за выдающиеся достижения в детской и молодежной литературе Швеции. Имя лауреата объявляется 14 ноября - в день рождения великой шведской сказочницы. Умерла Астрид Линдгрен 28 января 2002 года.
  10. 10. ТУВЕ ЯНССОН Ярчайшая представительница скандинавской детской литературы Туве Марика Янссон родилась 9 августа 1914года в богемной семье: мать - видная художница Сигне Хаммарштен, иллюстратор книг, приехавшая в Финляндию из Швеции; отец - признанный скульптор Виктор Янссон. Туве была первым ребёнком в семье. Её младший брат Пер-Улоф впоследствии стал фотографом, а другой брат Ларс - художником. В детстве каждое лето Туве проводила в Швеции у бабушки, в местечке Блидё, недалеко от Стокгольма. «Прекрасней всего было то, что море находилось совсем рядом. И хотя с лужайки у дома, где мы с друзьями играли, его видно не было, если вдруг во время игр мы внезапно затихали, до нас долетал шум прибоя», - вспоминала Туве.
  11. 11. Завершив учёбу за границей, Туве возвращается домой и начинает иллюстрировать книги и рисовать карикатуры по заказу разных изданий. Сама Туве считала себя больше художницей, а не писательницей, она рисовала комиксы, иллюстрировала книги Льюиса Кэррола и Джона Р.Р. Толкиена, но всемирную известность ей принесла ее сага о муми-троллях: очаровательных существах, обитающих в идиллической Муми-долине. Эти книги, иллюстрации к которым Янссон выполняла сама, били все рекорды по популярности в 1950-60-е годы. Они расходились многомиллионными тиражами и издавались по всему миру. К примеру, одна только «Шляпа волшебника» была переведена на 34 языка, включая японский, тайский и фарси.
  12. 12. Всего о муми-троллях Янссон написала 8 повестей («Маленькие тролли и большое наводнение», «Муми-тролль и комета», «Шляпа волшебника», «Опасное лето», «Мемуары Муми-папы», «Волшебная зима», «Папа и море», «В конце ноября»), один сборник рассказов «Дитя-невидимка», 4 книжки в картинках («Опасное путешествие», «А что потом», «Кто утешит малютку», «Мошенник в доме Муми-троллей»). Почти все они так или иначе связаны с морем. А ведь море – это символ романтики и приключений, т.е. то, что любят все дети. А еще это рассказы о родственниках и друзьях. Книги пронизаны атмосферой тёплого дома, хорошей, правильной семьи. В них очень уютно. Муми-папа - похож на человеческого папу, Муми-мама - такая же хлопотливая хозяйка, она похожа на мою маму:обо всех заботится, делает много дел одновременно и не растается со своей сумкой. Да и с Хемулем, Снусмумриком, дядюшкой Ондатром, Тофслой и Вифслой я тоже встречалась в реальности.
  13. 13. Когда маленькая Туве Марика Янссон нарисовала на стене странного бегемотика, чтобы поддразнить младшего брата, она еще не знала, что станет известной писательницей, а ее рисунок самым известным персонажем. Она вспомнила о нем во время войны в 1939 году. Молодая художница, замечая, как "умирают цвета", хотела посреди этой мрачности воссоздать то, что напоминало о ее счастливом и безопасном детстве. Так появились "Маленькие тролли и большое наводнение». Большеносый Муми-тролль скорее комический образ, так как, по мнению Янссон, посреди войны нельзя рассказать красивую или романтическую сказку.
  14. 14. Вообще эта история мне кажется чем-то вроде вступления перед более интересными и увлекательными сказками. Хотя в ней много приключений. Поиски Муми-папы, наводнение и встречи с непонятными зверюшками. В общем, за чтением этой истории явно не заскучаешь. А уж прекрасные иллюстрации! Так и хочется нырнуть в сказку, чтобы пообщаться с этими восхитительными муми-троллями! Так что иллюстрации очень хорошо дополняют сказки и без них эти истории уже просто невозможно представить. В «Большом наводнении» началось все с того, что Муми-тролль и его мама отправились искать дом. Потом оказывается, что папа Муми-тролля ушел открывать неизведанные берега вместе с хатифнаттами, потому как не мог усидеть на месте. В итоге они нашли и папу, и дом, который сам приплыл в долину, называемую потом Муми-долом. Персонажи начинают приобретать свои качества: Снифф уже обожает блестящие вещи, Муми-троль - верный и отзывчивый друг, а муми-мама уже самая добрая на свете.
  15. 15. Долина Муми-троллей - такое место, где может случиться все что угодно. Но когда там появилась шляпа Волшебника, весь народ растерялся. Никто не знал, чего от нее ожидать. Ни Снифф, ни Муми-тролль, ни Снусмумрик не могли придумать, что им делать с этой шляпой. Муми-тролля она превратила в ушастое страшилище на тонких ножках, скорлупка от яиц обернулась мягкими упругими облачками, а во что превратились вставные зубы Выхухоля - просто смотреть страшно. И только когда ужасная Морра явилась в долину Муми-троллей за своим чемоданом, шляпе Волшебника тут же нашлось настоящее дело. Как легко догадаться из названия, все события начинаются с необычной находки – Шляпы Волшебника, которую тот случайно потерял в своих бесплодных поисках Королевского рубина. Эта обыкновенная с виду Шляпа обладала одним пренеприятнейшим свойством – преобразовывать все, что туда попадало.
  16. 16. У мамы Муми-тролля выдалось трудное утро. Так начинается «Опасное лето». Вначале ей необходимо было сделать для сына берестяной кораблик, а это вовсе не шуточное дело. Потом в коробку с нитками и иголками влезла малышка Мю, и нужно было побеспокоиться, чтобы непоседа не укололась. И в довершение ко всему в воздухе опять начали кружиться хлопья сажи от Огнедышащей горы. А потом ворчливый и вечно всем недовольный Хемуль запер в тюрьму фрекен Снорк, Муми-тролля и его подругу Филифьонку. Но неприятности на этом не закончились. Муми-папа решил написать пьесу, и обитателей долины ждет еще одно испытание - генеральная репетиция в плавучем театре и премьера пъесы. Из этой книги можно узнать для себя еще много интересного. Например, как нырять, чтобы раздобыть завтрак, и о том, почему опасно ночевать на дереве. В общем, книга так насыщена событиями, что хватило бы на большой сериал. Это, наверное, самая любимая моя книга о муми-троллях.
  17. 17. Еще одна моя любимая сказка. Всем известно, что зимой муми- троллям положено спать. Долго-долго, набив животы хвойными иголками, до прихода весны. Но что же делать, если внезапно пришло пробуждение, а вокруг все сладко посапывают и никак не хотят просыпаться ни после звонка будильника, ни после настойчивых просьб Муми-тролля?! Единственный бодрствующий зимой друг - Снусмумрик - совершает очередное странствие в поисках приключений, еще и Муми-дом засыпало снегом. Одиноко и тоскливо... Остается только выйти в зимнюю стужу и попытаться найти что-то интересное. А ведь стоит только захотеть, и новые знакомые, пусть немножко загадочные и странные, сами найдут тебя! А шкодная Малышка Мю, разбуженная глупеньким бельчонком, не даст скучать никому! И даже лютый холод, вьюга, нашествие голодных существ могут открыть дверь в чудо - зима волшебна, надо только научиться видеть ее прелесть! А не за горами весна, пробуждение и новые, но приятные хлопоты!
  18. 18. Однажды в августе Муми-папа понял, что больше всего хочет жить не в Долине, а на островке с маяком, среди бушующего моря. Когда лодка с семейством муми-троллей приплыла на остров, оказалось, что там их никто не ждет, маяк закрыт, из соседей только угрюмый Рыбак, и вообще более скучного места не сыскать. Но скоро выяснилось, что остров хранит столько тайн, загадок и неожиданностей, что приключений действительно хватит на целый год. В этой сказке почти нет того уюта, тепла, благополучия, которыми были наполнены страницы предыдущих книг. Наверное, она написана больше для взрослых, чем для детей. Она говорит о том, как важно ценить друг друга, не забывать друг о друге. Она говорит о том, что некоторые становятся злыми только потому, что на них никто не обращает внимания, о том, что внешней красоты совершенно недостаточно для любви, о том,что и холодные будут танцевать, если почувствуют, что кому-то небезразличны. И все-таки, несмотря на кажущуюся мрачность
  19. я люблю эту книгу. И здесь случаются чудеса. Возможно, без чудес истории про Муми-троллей уже не были бы историями про Муми- троллей. Это морские лошади, которыми так восхищается Муми-тролль и с которыми он мечтает поиграть. Это и Морра, которая подходит все ближе к Муми-троллю, держащему в руках фонарь, хотя обычно Морре такое поведение не свойственно. Эта книга – в каком-то смысле напоминание о том, что далеко не всегда все будет хорошо. Даже в семье Муми-троллей бывают ссоры, и несмотря на то, что все вместе, каждый по-своему одинок. Но «Папа и море» также не дает забыть о том, что совместными усилиями все это можно преодолеть. Ведь разве кто-то из нас в детстве не мечтал отправится в приключение, жить в маяке, изучать что-то, находить свои тайные места и чудесных существ, о которых никто не знает… И пусть у муми-папы и муми-мамы депрессия, муми-тролль не знает куда себя деть, наверное, он начинает взрослеть. Но ведь это написала Туве Янссон, значит неработающий маяк снова загорится.
  20. 20. Хотя многие воспринимают Туве Янссон исключительно как детского автора, я узнала, что Янссон было создано несколько блестящих "взрослых" произведений, которые вошли в сборники "Дочь скульптора", "Лодка и я". Книга "Дочь скульптора" состоит из самых известных повестей Янссон, таких как "Летняя книга", "Честный обман", "Каменное поле", а так же автобиографической повести "Дочь скульптора». Я обязательно прочту эти книги.
  21. 21. Летом 1966 года финская писательница и художница Туве Марика Янссон получила Международную Золотую Медаль Ханса Кристиана Андерсена за свои книги о муми-троллях. Эта высшая награда присуждается писателям и художникам, которые пишут и рисуют для детей. У Туве Янссон будет потом много наград и премий, но эта медаль станет для нее наиболее ценной. Последняя книга муми-серии «В конце ноября» появилась в 1970 году. На протяжении всей жизни Туве Янссон профессионально занималась живописью, в основном придерживаясь принципов фигуративного искусства, а также проводила свои персональные выставки, несмотря на то, что рисунки муми-троллей отнимали у нее много времени. В 2014году отмечался 100-летний юбилей со дня рождения Янссон. Умерла Туве Марика Янссон 27 июня 2001года.
  22. 22. СЕЛЬМА ЛАГЕРЛЕФ Сельма Оттилия Лувиса Лагерлёф родилась 20 ноября 1858 года в родовой усадьбе Морбакка (лен Вермланд). Отец - Эрик Густав Лагерлёф (1819-1885), отставной военный, мать - Элизабет Ловиса Вальрот (1827-1915), учительница. Величайшее влияние на развитие поэтического дарования Лагерлёф оказала среда её детства, проведенного в одной из самых живописных областей центральной Швеции - Вермланде. Сама же усадьба Морбакка - одно из ярких воспоминаний детства писательницы, она не уставала описывать её в своих произведениях, особенно в автобиографических книгах «Морбакка» (1922), «Мемуары ребенка» (1930), «Дневник» (1932).
  23. 23. попытки детского творчества. Но, встав на ноги, Сельма должна была задуматься о том, как зарабатывать на жизнь. Семья к тому времени совсем обеднела. В 1881 году Лагерлёф поступила в лицей в Стокгольме, в 1882 в Высшую учительскую семинарию, которую и закончила в 1884 году. В том же году она стала учительницей в школе для девочек в Ландскруне на юге Швеции. В 1885 году умер отец, а в 1888 любимая Морбакка была продана за долги, и в усадьбе поселились чужие люди. . В автобиографической новелле «Сказка о сказке» (1908) Лагерлёф описала свои В 3 года будущая писательница тяжело заболела. Она была парализована и прикована к постели. Девочка сильно привязалась к своим бабушке и тете Нане, которые развлекали ее множеством народных сказок, местных преданий и родовых хроник. После смерти бабушки, казалось, захлопнулась дверь в сказочный мир. И когда в специальной клинике в Стокгольме ей вернули способность двигаться, она уже лелеяла мысль о собственном литературном творчестве. Ей было 9 лет.
  24. 24. Центральное произведение Сельмы Лагерлёф - сказочная книга «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (1906-1907) вначале задумывалась как учебная. Она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, её географии и истории, легендах и культурных традициях. Книга построена на народных сказках и легендах. Вместе со стаей гусей, ведомой старой мудрой Аккой Кнебекайзе, на спине гуся Мартина Нильс путешествует по всей Швеции. Но это не просто путешествие, это и воспитание личности. Благодаря встречам и событиям во время путешествия в Нильсе Хольгерссоне просыпается доброта, он начинает волноваться о чужих несчастьях, радоваться успехам другого, переживать чужую судьбу, как свою. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек - не человек. Защищая и спасая своих сказочных попутчиков, Нильс полюбил и людей, понял горе своих родителей, страдания сирот Оосы и Матса, трудную жизнь бедняков. Из путешествия Нильс возвращается настоящим человеком.
  25. 25. Нобелевская премия позволила Лагерлёф выкупить её родную Морбакку, куда она переехала и где жила уже до конца жизни. Так мальчик Нильс помог девочке Сельме воплотить свою мечту и вернуться домой. Сельма Лагерлёф, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе, удостоилась этой награды в первую очередь как автор "Удивительного путешествия Нильса с дикими гусями". Между прочим, свою золотую медаль она пожертвовала Шведскому национальному фонду помощи Финляндии на войну с СССР.
  26. 26. Портрет писательницы с 1991 года изображается на банкноте в 20 шведских крон. Сельма Лагерлеф умерла 16 марта 1940 года. Памятники ей и ее героям стоят в городах Скандинавии: Карлстаде, Ландскруне, Осло и др.
  27. 27. Знаменитый норвежский писатель и драматург Турбьёрн Эгнер родился 12 декабря 1912 ТУРБЬЕРН ЭГНЕР. в Кристиании в семье торговца Магнуса Эгнера и был младшим из трёх его детей. Магнус Эгнер владел бакалейным магазином, и его семья считалась довольно зажиточной. Однако, помимо торговли, у отца будущего писателя были и другие увлечения, связанные с музыкой и театром. Он и его старший сын играли на скрипке, а мать Турбьёрна Анна и его сестра – на фортепиано.
  28. 28. Сам писатель впоследствии вспоминал, что с того момента, как он помнил себя, его самым большим желанием было сочинять стихи, музицировать, ставить пьески и рисовать. Как и полагалось сыну торговца, он с детских лет работал посыльным, а летние каникулы проводил на отцовском хуторе в Ромерике. Именно детские воспоминания легли в основу его последующего творчества. С юных лет важным увлечением для Эгнера стал театр. Ещё будучи студентом, Турбьерн писал и ставил небольшие сценки. Впоследствии Эгнер поставил на театральной сцене многие из своих произведений для детей. Вначале он только иллюстрировал произведения известных писателей. Но постепенно эта работа отходит на второй план, уступая место детской литературе, которая становится его основным, хотя далеко не единственным, занятием.
  29. 29. Эгнер создал новый, синтетический жанр повести для детей, когда текст, иллюстрации и песни становятся единым целым. В этом опять же проявляется многогранность его таланта. Ведь по своей самой знаменитой книге писатель написал пьесу, которая без остановки (!!!) идет с 1965года(!!!) в Национальном Театре в Осло. Это самый долгоиграющий спектакль в истории Норвежского театра. Речь идет, конечно, о самом известном и любимом читателями разных стран произведении: лирической фантазии «Люди и разбойники из Кардамона». Сказка до сих пор регулярно переиздается. Кардамон - это крохотный городок, а находится он так далеко, что о нем знают только бабушка и дедушка, ну может быть, еще мама с папой. Наверное, они тоже мечтали в детстве жить в городе, где пекут ароматные пряники, все жители вежливые-превежливые, поют песни и катаются на стареньком двухэтажном трамвайчике, где вагоновожатый эти самые пряники бесплатно раздает..
  30. 30. Вся жизнь этого города с его праздниками, учреждаемыми человечнейшим блюстителем порядка Бастианом, похожа на сказку, хотя ничего фантастического и сказочного не происходит. Но ведь не во всяком городке можно встретить ручного льва, говорящего верблюда, да и самый добрый полицмейстер живет, наверное, только в Кардамоне. Правда, иногда в Кардамон наведываются разбойники, но от этого жизнь там становится только интереснее! Разбойники Каспер, Еспер и Юкотан только счастливы попасть в тюрьму в Кардамоне, где они создадут настоящий оркестр. Жена тюремщика весь день хлопочет, чтобы получше накормить заключенных, а тюремщик волнуется, хорошо ли живется разбойникам у него в тюрьме. Разбойники, пожив в такой тюрьме, не ходят уходить из нее. И сами они больше похожи на непослушных детей.
  31. 31. Кардамон так полюбился норвежцам, что они построили его в натуральную величину - с башней, трамваем и почтой. Он пользуется таким же успехом, что и Муми-Дол в Финляндии, и Хоббитон в Новой Зеландии, где снимались трилогии «Властелин колец» и «Хоббит». Этот «Кардамон-парк» - памятник доброму сказочнику. Но, конечно, настоящим памятником являются его произведения. В нашей стране в разное время вышло четыре сказки Турбьёрна Эгнера: «Приключения в лесу Елки-на-Горке», «Как Уле Якоп побывал в городе», «Люди и разбойники из города Кардамона» и «Кариус и Бактериус»(в разных изданиях – «Подарок тролля»).
  32. 32. В каждой своей книге Эгнер создает новый сказочный мир: лес, город, хутор. Эти «миры» населены вполне узнаваемыми героями, о которых, казалось бы, писали уже не раз: в лесу живут мыши, лисы, медведи; в городе мы встречаем кондуктора, городового и других обычных горожан; на хуторе видим уток, коней, собак... Но Эгнер легко и незаметно ломает читательские стереотипы. В его книгах нет хороших и плохих героев. Каждый персонаж описывается с неизменной любовью. Но добрые и трудолюбивые иногда испытывают злость, страх и беспомощность. Вредные и капризные оказываются ловкими и смелыми, и в случае опасности именно они первыми приходят на помощь. Воришки-разбойники превращаются в талантливых музыкантов, а хищный Лис… в вегетарианца! И постепенно привыкаешь к тому, что нет героев «черных» и «белых», что свои ошибки можно исправлять, а чужие недостатки принимать.
  33. 33. В лесу Елки-на-Горке живет множество зверей: вежливый и трудолюбивый Мышонок Мортен, бездельник и певец Лазающий Мышонок (очень похожий на автора песенки «Какой чудесный день!»), Зайка-пекарь, старый мудрый Ворон Пер, хитрый Лис Миккель. С ними происходят самые разные истории, веселые и грустные, звери ссорятся и мирятся, учатся уважать и не мешать друг другу, придумывают лесные законы. Но вдруг случается настоящая беда: Медвежонок Ворчунишка попадает в руки людей, которые хотят продать его в цирк. И тут весь лесной народ бросается на помощь: составив план спасения и преодолев немало опасностей, они освобождают Ворчунишку. Большую известность в нашей стране получила сказочная повесть «Приключения в лесу Елки-на-Горке».
  34. 34. 2012 год в Норвегии был объявлен годом Эгнера. По всей стране прошли и до сих пор проходят мероприятия, посвящённые его 100- летнему юбилею, жизни и творчеству. Вышла в свет новая большая монография Андерса Хегера, по-новому открывающая личность и дарование юбиляра. Творчество Эгнера стало поистине золотой страницей в истории норвежской детской литературы, и его жизнерадостный пафос и оптимизм очень нужны в нашу эпоху. Он был и остаётся в сердцах маленьких и взрослых добрым волшебником, готовым перенести в сказочный мир, ободрить, утешить и развеселить, и более того - дать важный урок. Сказочник Эгнер прожил долгую и счастливую жизнь, его четверо детей тоже были счастливы, живя в сказке, которую их отец, писатель, поэт, композитор, драматург и художник,создавал каждый день. Турбьерн Эгнер умер 24 декабря 1990 года
  35. 35. ЯН ЭКХОЛЬМ Шведский писатель Ян Улоф Экхольм родился 20 октября 1931года в Авесте. Экхольм больше известен как автор детективных романов. Его книги переводились на множество языков. К сожалению, детскую литературу он обогатил небольшим количеством произведений. Знаменитым его сделала сказка «Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.»), которая легла в основу советского кинофильма «Рыжий,честный, влюбленный», а также мультфильмов «Как лисы с курами подружились» и «Маленький Рыжик».
  36. Эта книга восхитительна! Тут есть и добро и зло, и хитрость, и поучительная история. Она учит быть справедливым, выбирать себе друзей, расскажет, что такое сплетни, и почему сплетничать плохо. А так же раскроет всю тему дружбы с не такими как мы. Из книги можно узнать, как важно иметь своё мнение, особенно, при выборе друзей. Как важно слушать не окружающих, а своё сердце. «Ты знаешь Ларссонов? Нет, не тех Ларссонов, что иногда заходят в гости к Перссонам. Я говорю о хитрых Ларссонах. А если я еще добавлю, что эти хитрые Ларссоны живут в норе, то ты сразу догадаешься, что я хочу тебе рассказать о самой большой и самой хитрой во всем лесу семье.» Так начинается чудесная сказка про лисенка, который не хотел быть хитрым, а хотел дружить с теми, с кем дружить вовсе и не положено!
  37. 37. Так и хочется залезть в эту нору, такую удобную и уютную, посидеть за столом с Ларссонами. Даже интересно, откуда Ян Экхольм знает, как устроена лисья нора, не иначе, он там побывал и познакомился со всем семейством. А оно не маленькое: мама, папа, заводила Лабан, Леопольд, Лаге, Лассе старший, Лассе младший, Луиза, Лилия, Лотта и. т. д, и, наконец, Людвиг Четырнадцатый. Главный герой знакомится с цыпленком Туттой Карлссон, и они становятся верными друзьями. Вместе с курами они спасают семейство лис в курятнике, отплатив им добром за зло. Цепочка зла прервалась – да здравствует добро! Не стоит задавать себе вопрос, прочитать или нет эту сказку. Каждый родитель должен, просто обязан, прочитать своему ребенку историю о лисах и курах. И может мир станет лучше.
  38. 38. Несмотря на колоссальный успех сказки о дружбе лис и кур, выдержавшей несколько переизданий в Швеции и других странах, Экхольм долгое время работал только в жанре детектива. В последние годы писатель вновь обратился к детской литературе. В 2005-2008 годах он выпустил серию повестей для школьников о приключениях мальчика Лассе, помогающего отцу-полицейскому расследовать преступления. В 1979 году писатель получил премию за лучшую документальную книгу Шведской Академии детективных писателей за книгу «Mälarmördaren» В 2000 году - премия имени Туре Свентона в области детективной литературы для детей и подростков за книгу «Tomten till salu».

Кто из нас в детстве не зачитывался сказками? Лично я обожала их читать. Ну, а когда докопалась в библиотеке на полке до богатейшего пласта литературных сказок, случилось то, что случилось. Время остановилось, а мир вокруг меня замер, я читала и читала!

Я считаю, что лучшие детские книги – это литературные сказки скандинавских писателей Астрид Линдгрен, Турбьерн Энгер и Туве Янссон.

Первый восторг я испытала, прочитав трилогию «Малыш и Карлсон» шведской писательницы Астрид Линдгрен . Море смешных ситуаций, изящный слог и богатая фантазия автора восхитили и покорили. Затем пришло время сказки «Пеппи Длинныйчулок» . Но навсегда пленила мое сердце сказка. Я грустила и плакала вместе с маленьким Буссе, мечтала о такой же прекрасной лошади как у Мио и совершать подвиги во имя добра вместе с ним. Астрид Линдгрен стала моей самой любимой писательницей. Почти все ее книги посвящены детям. «Я не писала книг для взрослых и думаю, что никогда не стану этого делать», — решительно сказала когда-то писательница. Все созданные ею герои – живые, подвижные и озорные дети со своими талантами и капризами, склонностями и слабостями. Именно такие они – Мио, Пеппи, Калле, Йеран, малышка Червен.

Писательница правдиво и серьезно разговаривает с детьми. Да, мир не прост, в мире есть болезни, нищета, голод, горе и страдания. В ее сказке «В Стране Между Светом и Тьмой» мальчик Йеран уже год не встает с постели из-за больной ноги, но каждый вечер он попадает в волшебную Страну Сумерек, или как она еще называется, в Страну Между Светом и Тьмой. В этой стране живут необычные люди. В ней может быть все что угодно – на деревьях растут карамельки, а трамваи ходят по воде. А самое главное, в ней «не имеют ни малейшего значения» ни болезни, ни страдания.

Дети, по мнению Линдгрен, должны быть счастливы. У них должны быть своя Страна Дальняя, Страна Сумерек или остров Сильткрона. Дети должны играть, смеяться, радоваться жизни и никогда не должны болеть и голодать. Сказочное и волшебное у Линдгрен рождается из выдумки самого ребенка. Так Малыш из книг о «Малыше и Карлсоне» придумывает себе веселого друга, который живет на крыше и обожает варенье, Пеппи Длинныйчулок из одноименной сказки, считает себя негритянской принцессой и воображает себя богатой, сильной и всеми любимой девочкой.

Повесть-сказка «Мио, мой Мио!» родилась в 1954 году. Однажды, гуляя по скверу, писательница заметила маленького грустного мальчика, одиноко и печально сидящего на скамье. Этого оказалось достаточно. Он сидел и грустил, а Линдгрен уже перенесла его в сказочную Страну Дальнюю, которую он сам же и придумал. Окружила его цветущими розами, нашла ему любящего отца и веселых, преданных друзей, вовлекла во множество приключений. И приемыш Буссе становится в своих мечтах принцем Мио, любимым сыном короля Страны Дальней. Вот так и получилась моя любимая сказка, полная поэзии и очарования.

Особое явление в норвежской литературе составляет Турбьерн Эгнер . Он не только писал интересные книжки для детей, но и перевел для норвежских ребятишек знаменитую английскую сказку А.А. Милна о плюшевом медвежонке Налле Пу (известного российским детям как Винни Пух). Эгнер не только познакомил своих маленьких соотечественников с английским игрушечным медвежонком, но и написал для них сказку , о живом медвежонке Ворчунишке, Мышонке Мортене, Лазающем мышонке, Домашней Мышке, Лисе Миккеле, бельчатах и других обитателях леса Елки-на-Горке. В сказке звери разговаривают и ведут себя как люди. Есть хорошие и добрые звери – медведь Бамсе, его семья и многие мелкие зверушки, есть хитрые и злые – Миккель-Лис и Петер-Ежик. Сердитые на Лиса и Ежика, нападающих на мелких зверушек, обитатели леса собрались все вместе и дали обещание жить в дружбе и согласии. Лису не хочется есть траву и ягоды, но он вынужден это сделать и в знак согласия поднять заднюю лапу. Лис постепенно исправляется и даже спасает медвежонка Ворчунишку. Книжка «Приключения в лесу Елки-на-Горке» очень веселая и жизнеутверждающая сказка. А смысл ее в песенке зверей, решивших жить в мире и дружбе:

Все поделим пополам —
Радости и беды
И вкусные
Превкусные,
Превкусные обеды.

В сказке множество песенок зверей, которые сочинил Энгер. А еще он не только пишет интересные сказки и сочиняет песенки, но и иллюстрирует свои книги.

Летом 1966 года финская писательница и художница Туве Марика Янссон получила Международную Золотую Медаль Ханса Кристиана Андерсена, за свои книги о необыкновенных сказочных существах – муми-троллях, хемулях, филифьонках, хомсах, снорках, моррах и др. Эта высшая награда присуждается писателям и художникам, которые пишут и рисуют для детей. У Туве Янссон будет потом много наград и премий, но эта медаль станет для нее наиболее ценной. В 1938 г. Туве Янссон написала и проиллюстрировала книжку «Маленькие тролли и большое наводнение» . Потом еще 11 книг о муми-троллях: «Прилетает комета» (1946); «Шляпа волшебника» (1949); (1950); «А что было потом?» (1952); «Опасное лето» (1954); « Волшебная зима» (1957); «Кто утешит малютку?» (1960); «Дитя-невидимка» (1962); «Папа и море» (1965); «В конце ноября» (1970); «Мошенник в доме муми-троллей» (1980). Все эти книги были переведены на 25 языков, в том числе и русский. Каждое произведение Янссон – это воплощение тех или иных стремление ребенка: страсти к таинственному и волшебному («Прилетает комета», «Шляпа волшебника»), к строительству и изобретательству («Мемуары папы Муми-тролля»), доброты и любви к слабым (« Волшебная зима», «Дитя-невидимка»), любознательности и склонности к игре и перевоплощениям («Опасное лето»).

Астрит Линдгрен, Турбьерн Эгнер и Туве Янссон внесли в литературную сказку целую страну детства со всеми ее психологическими оттенками, желаниями, стремлениями и фантазиями. И сделали это так талантливо, что заставили всех признать: есть детские книги, принадлежащие настоящей литературе. А многие согласятся с моим мнение, что лучшие детские книги принадлежат перу именно этим великолепным скандинавским писателям.

Приятного вам чтения!

Итак, первые восемь детских писателей, которые вспоминаются, когда мы произносим "Скандинавия". Ганса Христиана Андерсена не считаю:)

Разумеется, под номером один будет Астрид Линдгрен. Думаю, представлять ее никому не надо:)
Кстати, столь популярный у нас Карлсон вовсе не так любим в других странах. Даже на родине его считают взбалмошным эгоистичным врунишкой, поэтому слова автора о том, что в этом герое "есть что-то русское" не могут не насторожить.

Пройдемся по Швеции дальше?
Сельма Оттилия Лувиса Лагерлёф, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе, и третья женщина, вообще ее удостоившаяся, знакома нам в первую очередь как автор "Удивительного путешествия Нильса с дикими гусями". Между прочим, свою золотую медаль она пожертвовала Шведскому национальному фонду помощи Финляндии на войну с СССР.
Портрет писательницы с 1991 года изображается на банкноте в 20 шведских крон:

Ян Олаф Экхольм, известный нам сказочной повестью «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.» , ставшей основой советского фильма «Рыжий честный влюблённый», в основном писал детективы. В 1975 году он был избран председателем Шведской академии детектива, а два года спустя стал одним из основателей Ассоциации детективных писателей Стокгольма.

Другой швед, Свен Нурдквист, писатель и художник, известен своей серией про старого фермера Петсона и его умного котёнка Финдуса. В самом начале своей карьеры Свен решил принять участие в конкурсе иллюстраторов, но рисовать картинки к чужим произведениям не захотел и сам сочинил книгу.

Анника Тор, чья тетралогия про сестер-евреек, бежавших из нацистской Вены в Гетеборгские шхеры, только недавно (и не полностью - пока нет последней книги) была переведена на русский, по праву занимает место среди шведских писателей, авторов лучших книг для детей и юношества. Ее произведения рассказывают про жизнь в военной Европе без излишней сентиментальности, но одновременно трогательно и объективно.

Обратим свои взоры чуть севернее, на Норвегию.
Ее уроженка Анне-Катрина Вестли не только писала книги (56 произведений, которые были переведены на 16 языков), но и снималась в кино. Кстати, она сыграла бабушку в экранизации своего же цикла "Мама, папа, восемь детей и грузовик", после чего получила ласковое прозвище "бабушка всех норвежцев".

Другой сосед Швеции, Финляндия, когда-то входила в состав Российской империи. Поэтому следующий автор немного, но наш:)
Перечислять награды, полученные создательницей муми-троллей, Туве Янссон, слишком долго, но нельзя не сказать, что она всегда подчеркивала, что является художником, а к писательской деятельности относилась довольно несерьезно. Однако место выпускницы Шведской Художественной Академии в истории метко определил на ее похоронах (из-за которых был объявлен национальный траур) президент страны: «Творчество Туве Янссон — самый большой вклад Финляндии в мировую сокровищницу культуры после Калевалы и Сибелиуса».

Говорят, что доходы от реализации продукции, эксплуатирующей образ муми-троллей, составляют такую же часть государственного бюджета Финляндии, что и налоговые отчисления корпорации Nokia.

Соотечественник Янссон Маркус Маялуома, лауреат премии ЮНИСЕФ, известен у нас меньше. Он тоже не только писатель, но и художник-иллюстратор.

Из его произведений для детей больше всего известна серия книг про папу — Пентти Розохолмайнена — и его троих детей, Осси, Вейно и Анну-Мари. Две из них ("Папа, когда придёт Дед Мороз?" и "Папа, пойдём за грибами!") были переведены на русский язык.

Кого-то не хватает? Ждем ваших вариантов!