Детская фантастическая повесть К. Булычева «Путешествие Алисы

Доктор долго стоял у ног громадных каменных капитанов и размахивал шляпой. Золотые лучи заходящих солнц освещали его, и казалось, что он тоже статуя, только поменьше остальных.

– А-а-а! – донесся вдруг до нас далекий крик.

Мы обернулись.

Доктор бежал к нам, увязая в песке.

– За-бы-ыл! – кричал он. – Совсем за-бы-ыл!

Доктор подбежал к нам и минуты две пытался отдышаться, все время начинал одну и ту же фразу, но дыхания не хватало, чтобы ее закончить.

– Ку… – говорил он. – У па…

Алиса попыталась помочь ему.

– Курица? – спросила она.

– Не-ет… ку-устики. Я… забыл про кустики сказать.

– Какие кустики?

– Стоял у этих самых кустиков и забыл про них сказать.

Доктор показал на монумент. Даже отсюда, издали, было видно, что у ног Третьего капитана скульптор изобразил пышный куст, тщательно выпилив из камня его ветви и листья.

– А я думала, что это просто для красоты, – сказала Алиса.

– Нет, это же кустик! Вы никогда не слышали о кустиках?

– Никогда.

– Тогда послушайте. Всего две минуты… Когда Третий капитан был на восьмом спутнике Альдебарана, он заблудился в пустыне. Ни воды, ни пищи – ничего. Но капитан знал, что, если он не дойдет до базы, корабль погибнет, потому что все члены экипажа лежали, пораженные космической лихорадкой, а вакцина была только на базе, на пустой, покинутой базе в горах Сьерра-Барракуда. И вот, когда силы покинули капитана и путь был потерян в песках, он услышал отдаленное пение. Сначала капитану показалось, что это галлюцинация. Но он все-таки собрал последние силы и пошел по направлению к звукам. Через три часа он дополз до кустиков. Кустики растут в тех местах вокруг небольших водоемов, и перед песчаной бурей их листья трутся друг о дружку, издавая мелодичные звуки. Кажется, что кустики поют. Вот таким образом кустики в горах Сьерра-Барракуда своим пением указали капитану дорогу к воде, дали возможность переждать страшную песчаную бурю и спасли жизнь восьмерым космонавтам, погибавшим от космической лихорадки. В честь этого события скульптор на памятнике Третьему капитану изобразил кустик. Так что, я думаю, вам стоит заглянуть на восьмой спутник Альдебарана и в горах Сьерра-Барракуда найти кустики. Кроме того, Третий капитан говорил, что вечером на кустиках раскрываются большие нежные светящиеся цветы.

– Спасибо, доктор, – сказал я. – Мы обязательно постараемся найти эти кустики и привезти их на Землю.

– А они могут в горшках расти? – спросила Алиса.

– Наверно, – ответил доктор. – Но, по правде говоря, я никогда кустиков не видел – они очень редки. И встречаются только у источника в самом центре пустыни, окружающей горы Сьерра-Барракуда.

…Система Альдебарана лежала неподалеку, и мы решили отыскать кустики и, если можно, послушать их пение.

Восемнадцать раз наш космокатер облетел всю пустыню, и лишь на девятнадцатом заходе мы увидели в глубокой ложбине зелень. Разведкатер снизился над песчаными барханами, и нашим глазам предстали кусты, окружавшие родник.

Кусты были невысоки, мне по пояс, у них были длинные, серебристые с изнанки листья и довольно короткие, толстые корни, которые легко выходили из песка. Мы осторожно выкопали пять кустов, выбирая те, на которых нашли бутоны, набрали в большой ящик песка и перенесли наши трофеи на «Пегас».

В тот же день «Пегас» стартовал с пустынного спутника и взял курс дальше.

Как только кончился разгон, я начал готовить к съемкам камеру, потому что надеялся, что на кустах вскоре распустятся светящиеся цветы, а Алиса приготовила бумагу и краски, чтобы эти цветы зарисовать.

И в этот момент мы услышали тихое, благозвучное пение.

– Что такое? – удивился механик Зеленый. – Я не включал магнитофон. Кто включил? Почему мне не дают отдохнуть?

– Это поют наши кусты! – закричала Алиса. – Надвигается песчаная буря?

– Что? – удивился Зеленый. – Откуда в космосе может быть песчаная буря?

– Пошли к кустам, пап, – потребовала Алиса. – Посмотрим.

Алиса побежала в трюм, а я немного задержался, заряжая камеру.

– Я тоже схожу, – сказал механик Зеленый. – Никогда не видел поющих кустов.

Я заподозрил, что на самом деле ему хочется выглянуть в иллюминатор, потому что он опасается, а вдруг и в самом деле надвигается песчаная буря. Только я кончил заряжать камеру, как услышал крик. Я узнал голос Алисы.

Я бросил камеру в кают-компании и побежал скорее вниз, к трюму.

– Папа! – кричала Алиса. – Ты только посмотри!

– Спасите! – шумел механик Зеленый. – Они идут!

Еще несколько шагов – и я подбежал к двери в трюм. В дверях я столкнулся с Алисой и Зеленым. Вернее, я столкнулся с Зеленым, который нес на руках Алису. Вид у Зеленого был испуганный и борода развевалась, словно от ветра.

В дверном проеме показались кустики. Зрелище было и на самом деле ужасное. Кустики вылезли из полного песка ящика и, тяжело переступая на коротких уродливых корнях, двигались на нас. Они шли полукругом, покачивая ветвями, бутоны раскрылись, и среди листьев горели, словно зловещие глаза, розовые цветы.

– К оружию! – крикнул Зеленый и протянул мне Алису.

– Захлопните дверь! – сказал я.

Но было поздно. Пока мы толкались, стараясь разминуться, первый из кустов миновал дверь, и нам пришлось отступить в коридор.

Один за другим кустики последовали за своим предводителем.

Зеленый, нажимая по пути все кнопки тревоги, побежал на мостик за оружием, а я схватил стоявшую у стены швабру и попытался прикрыть Алису. Она смотрела на наступление кустиков зачарованно, как кролик на удава.

– Да беги же! – крикнул я Алисе. – Мне их долго не сдержать!

Кустики упругими, сильными ветвями схватились за швабру и вырывали ее из моих рук. Я отступал.

– Придержи их, па! – сказала Алиса и убежала.

«Хорошо, – успел подумать я, – что хоть Алиса в безопасности». Мое положение продолжало оставаться опасным. Кустики старались загнать меня в угол, а шваброй я уже не мог действовать.

– Зачем Зеленому огнемет? – услышал я вдруг в динамике голос капитана Полоскова. – Что случилось?

– На нас напали кустики, – ответил я. – Но огнемета Зеленому не давай. Я постараюсь запереть их в отсеке. Как только я отступлю за соединительную дверь, я тебе дам знать, и ты тут же закроешь трюмный отсек.

– Тебе не грозит опасность? – спросил Полосков.

– Нет, пока я держусь, – ответил я.

И в тот же момент ближайший ко мне куст сильно дернул за швабру и вырвал ее из рук. Швабра отлетела в дальний конец коридора, и кусты, будто ободренные тем, что я безоружен, двинулись ко мне сомкнутым строем.

И в этот момент я услышал быстрые шаги сзади.

– Ты куда, Алиса! – крикнул я. – Сейчас же назад! Они сильные, как львы!

Но Алиса проскользнула у меня под рукой и кинулась к кустам.

Что-то большое, блестящее было у нее в руке. Я кинулся за ней следом, потерял равновесие и упал. Последнее, что я увидел, была Алиса, окруженная зловещими ветвями оживших кустов.

– Полосков! – крикнул я. – На помощь!

И в ту же секунду пение кустов прервалось. Сменилось тихим журчанием и вздохами.

Я поднялся на ноги и увидел мирную картинку. Алиса стояла в самой гуще кустиков и поливала их из лейки. Кустики раскачивали ветвями, стараясь не упустить ни капли влаги, и блаженно вздыхали… Когда мы загнали кусты обратно в трюм, убрали сломанную швабру и вытерли пол, я спросил Алису:

– Но как же ты догадалась?

– А ничего особенного, пап. Ведь кустики – растения. Значит, их надо поливать. Как морковку. А мы ведь их выкопали, посадили в ящик, а полить забыли. Когда Зеленый схватил меня и старался спасти, я успела подумать: ведь они у себя дома живут у самой воды. И Третий капитан по их пению отыскал воду. А поют они, когда надвигается песчаная буря, которая сушит воздух и засыпает песком воду. Вот они и волнуются тогда, что воды им не хватит.

– Так чего же ты сразу не сказала?

– А ты бы поверил? Ты с ними воевал, как с тиграми. Ты совсем забыл, что они – самые обыкновенные кустики, которые надо поливать.

– Ну уж самые обыкновенные! – проворчал механик Зеленый. – Гоняются за водой по коридорам!

Тут уж наступила моя очередь как биолога сказать свое последнее слово.

– Так эти кусты борются за существование, – сказал я. – Воды в пустыне мало, родники пересыхают, и, чтобы остаться живыми, кустам приходится бродить по песку и искать воду.

С тех пор кусты мирно жили в ящике с песком. Только один из них, самый маленький и непоседливый, часто вылезал из ящика и подстерегал нас в коридоре, шелестел ветками, напевал, выпрашивал воду. Я просил Алису не перепаивать малыша – и так уж вода сочится из корней, – но Алиса его жалела и до самого конца путешествия таскала ему воду в стакане. И это еще бы ничего. Но как-то она напоила его компотом, и теперь кустик вообще никому прохода не дает. Топает по коридорам, оставляя за собой мокрые следы, и тупо тычется листьями в ноги людям.

Разума в нем ни на грош. Но компот любит до безумия.

Представляю методическую разработку внеклассного занятия из авторской программы «Вдумчивое чтение», 3 класс, с использованием учебного пособия «Читательский портфель для 3 класса» . В статье представлены материалы и фотографии с занятия по внеклассному чтению в МБОУ СОШ №49 г. Новоуральска Свердловской области (занятие провела педагог первой квалификационной категории Булатова Татьяна Юрьевна).

Тема занятия:

Фантастическая повесть «Путешествие Алисы» К. Булычева (заключительное занятие).

Цель занятия:

Обобщение представлений обучающихся об особенностях фантастической повести Кира Булычева «Путешествие Алисы».

Планируемые результаты:

Личностные: самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации (хочу иметь такого друга, как Алиса, хочу быть таким, как Алиса);

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из текстов; определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Коммуникативные: формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.

Регулятивные:

  • формирование умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
  • развитие способности регулировать свою деятельность;

Предметные:

  1. Формировать понятие «фантастическая повесть».
  2. Находить признаки фантастической повести в тексте (в частности, фантастические существа).
  3. Формировать умение характеризовать образ главной героини.

Предварительная подготовка к уроку: Чтение повести «Путешествие Алисы» и просмотр мультфильма накануне урока, чтение текста «Кустики» в качестве домашнего задания.

Оборудование: для каждого ученика пособие «Вдумчивое чтение» для 3 класса.

Для учителя: компьютер, экран, презентация, выставка книг писателя, иллюстрации, запись музыки из мультфильма «Тайна третьей планеты», отрывки из мультфильма для иллюстрации ответов, листы с заданиями группам.

Задачи использования ИКТ:

  • переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
  • активизиция познавательной сферы обучающихся;
  • повышение положительной мотивации обучения;
  • повышение уровня знаний.

Ход занятия

Звучит музыка из м.ф. «Тайна третьей планеты».

Педагог: Почему на занятии звучит такая музыка? Вы узнали ее? У нас сегодня необычное занятие. Девизом его я хочу взять слова: «Космос порой загадывает загадки. Чьи это слова? «Космос порой загадывает загадки, которые простому земному биологу не по зубам…» (Профессора Селезнева).

А вы любите загадки, готовы разгадывать их? Мы разделились на 2 команды: программисты и исследователи. Программисты приступают к заданию, и скоро они его нам покажут. Исследователи готовы? Посмотрите на доску.

На доске слова в 3 строки:

Джидай, Склисс, Говорун
Автолет, автобот, ушаны
Блук, Шелезяка, Эндор

Педагог: Определите жанр сегодняшнего произведения. (Фантастическая повесть). Посмотрим по словарю: фантастика: то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. Согласны ли вы, что здесь слова из фантастической повести? А нет ли чего-то лишнего?

Ребята, кто сформулирует тему урока? (Фантастическая повесть «Путешествие Алисы» К. Булычева.)

2. Формирование понятия «фантастическая повесть»

Педагог: Продолжаем разгадывать загадки. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете героев повести. Работаем в группах. (Каждой группе выданы листы с заданиями).

Игра «Найди пару» (вторая часть таблицы перепутана, листы по отдельности). Расставьте цифры.

Проверка правильности выполнения. Фронтальный опрос .

Педагог: В чем особенность повести Путешествия Алисы? Докажите, что это фантастическая повесть.

Примерный план ответа учащихся:

1) Действия повести происходит на разных планетах Солнечной системы и Галактики. Неизвестные, выдуманные планеты. Все они обжиты. На некоторых есть искусственная атмосфера.

2) Необычный транспорт: автолет, космокатер.

3) Необычные существа (группа «Программисты» подготовила презентацию, дети рассказывают про птиц Крок и Говоруна, ушанов, Громозеку. (Каждая команда заранее готовит рассказ по плану: на какой планете живут, в чем их особенности).

4) Выдуманные растения: поющие кустики, зеркальные цветы.

5) Необычные космические профессии: космозоолог, космоархеолог.

Викторина «Узнай героев по описанию» . Работа в группах. Каждой группе выданы листы с заданием.



1) Он невысокого роста, беленький, молчаливый и очень деликатный, никогда не теряет присутствия духа, и его очень уважают в космофлоте, часто бывает у нас дома и особенно дружит с Алисой. (Капитан Полосков ).

2) Это мужчина большого роста, с пышной рыжей бородой. Он хороший механик и раз пять летал с Полосковым на других кораблях. Главное для него удовольствие — копаться в двигателе и что-нибудь чинить в машинном отделении. Это вообще-то отличное качество, но иногда он увлекается, и тогда какая-нибудь очень важная машина или прибор оказываются разобранными именно в тот момент, когда они очень нужны. (Механик Зеленый )

3) Когда он кончил университет, то знал о животных столько, что смог написать о них свою первую книжку. С тех пор прошло двадцать лет, и космических зоологов стало очень много. Но оноказался одним из первых. Он облетел множество планет и звезд и незаметно для себя самого стал профессором. (Профессор Селезнёв ).

4) С ней всегда что-нибудь случается, но все ее приключения пока кончались благополучно. Она полезный в экспедиции человек - она умеет ухаживать за зверями и почти ничего не боится. (Алиса ).

Проверка правильности ответов викторины.

Просмотр отрывка из мультфильма «Тайна Третьей планеты» (Союзмультфильм, 1981 г., режиссер Роман Качанов, автор сценария Кир Булычёв).

3. Характеристика образа главной героини

Беседа по воспросам:

Педагог: Итак, повесть называется «Путешествие Алисы». Поэтому главная загадка на сегодня: Кто такая Алиса и почему ей посвящена повесть? Расскажите, что мы знаем о ней.

Дети: Алиса закончила 2 класс, она дочь профессора Селезнева, она добрая, хороший друг.

Педагог: Дома вы прочитали отрывок из повести «Кустики». Вспомните, кто рассказал Алисе и ее друзьям о кустиках? Чем были знамениты эти кустики?

Дети: О кустиках героям рассказал доктор Верховцев. Они были необычны - могли передвигаться и всегда находили воду.

Педагог: Как повели себя кустики,оказавшись на борту космического корабля «Пегас»?

Дети: Кустики издавали звуки, похожие на пение, на кустиках распустились цветы (выборочное чтение отрывка из главы). Они пытались зайти в трюм.

Педагог: Почему кустики пели?

Дети: Так они передавали свое желание найти воду.

Педагог: Давайте сравним поведение героев отрывка. Найдите в тексте и подчеркните, к ак повели себя взрослые и Алиса в этот момент (выборочное чтение и пересказ отрывка из главы).



Дети: Взрослые посчитали, что поведение кустиков опасно, они пытались защищаться, и прежде всего спасти Алису (выборочное чтение отрывка из главы).

Педагог: Как вела себя Алиса?

Дети: Алиса, в отличие от взрослых, не испугалась. Она сообразила, что нужно полить растения, и они успокоятся. Побежала за лейкой с водой (выборочное чтение отрывка из главы). Алиса оказалась более сообразительной, она умеет посочувствовать даже кустикам.

Педагог: Итак, сделайте вывод: Какие качества позволили Алисе стать героиней фантастической повести?

Дети: Алиса смелая, она не знает страха, как взрослые, именно поэтому она и спасла трех капитанов. Она открыта и дружелюбна, хороший товарищ, готова всегда помогать друзьям. О на добрая, умеет посочувствовать даже кустикам. Алиса верит в чудеса, именно поэтому ей подарили шапку-невидимку.

Педагог: Хотели ли вы иметь такого друга, как Алиса, и почему?

Дети: Да, хотели бы.

Педагог: Ребята, а вы знаете, как писатель придумал эту героиню? Оказывается, первая из повестей «Девочка, с которой ничего не случится», была напечатана в 1965 году. И серьезный ученый Игорь Можейко придумал ее для своей дочери Алисы, которая была тогда еще дошкольницей и просила, чтобы папа рассказал ей сказку. Вот так и появились повести о девочке, похожей на Алису, дочку писателя. Вы можете продолжить читать книги из серии о приключениях Алисы (выставка книг писателя).

Подборка книг Кира Булычева

4. Рефлексия

Педагог: Понравилось ли вам повесть? Продолжите предложение «После занятия мне захотелось…»

Дети: После занятия мне захотелось... в космос полететь... другие книги Булычева прочитать... посмотреть мультфильм... нарисовать рисунки к книге...

Мы продолжим знакомство с удивительной научно-фантастической историей «Кустики» Кира Булычева. А если точнее с 6 главой повести «Путешествие Алисы»

Над чем будем работать?

  1. Над содержанием текста.
  2. Наблюдать за развитием сюжета.
  3. Постараемся доказать, что это научно-фантастическая история.

*** Предлагаю отправиться в космическое путешествие. Результат полета оределим по звездочету.
*красная звездочка(было интересно, понятно, захотел фантазировать)

*зеленая звездочка (полетал хорошо, но остались вопросы)

*желтая звездочка (пытался летать, но не все получилось)

  1. Дома вы познакомились с историей.

От чьего имени ведется рассказ?

Он писатель фантаст. * фантаст

Работа со словарем. (фантаст, фантастика) у каждого ученика на столе распечатка с нужными словами.

***Просмотр видео сюжета, нарезка про Кира Булычева.

Вывод: Кир Булычев - фантаст, киносценарист, скромный человек. Настоящее имя: Можейко Игорь Всеволодович.

адо разделить текст на смысловые части, определить границы частей.

План. (учитель дал названия, а ученики ищут границы смысловых частей под руководством учителя)

1.Находка

2.звуки.

3.Наступление

4.Оборона

5.Решение

6.Мирная жизнь.

Работать будем дружно, взяли простой карандаш.(ученики ставят точки простым карандашом, а после проверки ставят квадратные скобки)

6. Наблюдение за героями, как менялась ситуация на корабле.

1.Часть «Находка»

***Выборочное чтение.

А) Докажите, что экипаж был настойчивый и упорный.

Б) Чем поразили кусты?

Обстановка: ***загадочная, необычная.

2. Часть « Звуки»

***Выборочное чтение

А) Что произошло на корабле? (кусты запели) эпитеты и олицетворение

Б) Как ведет себя Алиса? (волнуется)

В) Папа и Зеленый? (не спешат)

Обстановка на корабле:*** беспокойная, тревожная.

3.Часть « Наступление»*** Чтение по ролям.

А) Что произошло? (кусты пошли в наступление)

Обстановка: ***паническая, суматошная.

  1. Часть « Оборона» ***выборочное чтение

А) Чем оборонялись герои от кустов?

Г) Как вела себя Алиса?

Д) Как наступали кусты?

Обстановка на корабле: ***страшная, ужасная.

5.Часть. « Решение»

А) Что придумала Алиса? (она решила полить кустики)

Б) Рассмотрите картинку. Подтвердите словами из текста.

В) Какой вывод сделала Алиса?

Г) Какой вывод сделал папа?

Обстановка: *** душевная, спокойная.

6.Часть. « Мирная жизнь

Докажите, что жизнь кустиков была прекрасна?

Обстановка: *** мирная, спокойная.

А) Кто нашел выход из трудной ситуации?

Б) Какой была Алиса?

В) Кому понравилась история? Чему научились?

Д) Какие выразительные средства он использовал, чтобы получилась такая необычная история?

Ж) Докажите, что «Кустики» научно-фантастическая история.

Д.з. подготовить пересказ от лица Алисы, творческое задание по желанию: составить свою фантастическую историю про загадочную планету. (Планету нарисовать мелом на полу и разложить обитателей планеты, которых ученики нарисовали на уроке изо по теме «Загадочная планета»)

Чем вас поразил урок?

О чём заставил задуматься?

Чему вы научились на уроке?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Сегодня не так легко привить ребенку любовь к чтению. За его внимание сражаются мультфильмы, телепередачи и компьютерные игры. Заставлять же читать из-под палки - однозначно не выход. Мудрые родители используют совсем другой метод, поскольку достаточно всего лишь однажды заинтересовать ребенка занимательным сюжетом рассказа или повести, чтобы он сам захотел подружиться с книгами. А опыт свидетельствует о том, что дружба эта затягивается на годы.

Однако какую именно книгу выбрать? В этой статье в качестве примера мы рассмотрим произведение, которое написал Кир Булычев - «Путешествие Алисы». Краткое содержание повести не только позволит составить общее представление о книге, но и приоткроет особенности художественного стиля автора. А ведь именно это позволило Булычеву создать внушительный цикл произведений, объединенных одной героиней, который уже на протяжении нескольких десятилетий продолжает пользоваться популярностью и у детей, и у взрослых.

Повесть состоит из 24 глав, каждая из которых, по сути, является небольшим самостоятельным законченным рассказом. Из первой главы читатель узнает о подготовке к межзвездному путешествию по сбору редких инопланетных животных профессора Селезнева и его дочери Алисы, которую он пообещал взять с собой. Участие в экспедиции второклассницы Алисы ставится под сомнение из-за неприятного инцидента в школе. Однако верные друзья приходят на помощь, и все заканчивается благополучно.

В следующей главе по вине Алисы чуть не срывается старт космического корабля «Пегас». Из-за того, что она тайком провела на борт без малого полсотни своих школьных друзей, чтобы они смогли попасть на футбольный матч на Луне, случился перегруз, и «Пегас» просто не смог оторваться от Земли. Однако любимице экипажа прощают и эту выходку.

Новый персонаж

В третьей главе появляется новый весьма колоритный персонаж - космический археолог Громозека. Этот добродушный великан еще не раз встретится в разных рассказах цикла про Алису Селезневу. Чаще всего для того, чтобы убедить профессора Селезнева позволить дочери ввязаться в очередную авантюру, именно к его помощи будет прибегать автор Булычев. «Путешествие Алисы», краткое содержание которого мы рассматриваем, дает достаточно полное представление о характере Громозеки и его склонностях. Так что в других рассказах его появление воспринимается уже как встреча с близким другом.

Ну а пока он предлагает своему другу Селезневу обратиться к дневникам знаменитых Трех капитанов, которые избороздили на своих звездолетах всю Галактику. Их записи должны помочь экспедиции найти действительно редких и уникальных инопланетных животных. С этого невинного разговора и завязывается главная интрига повести.

Первое открытие Алисы

Четвертая глава ознаменовывается переполохом на корабле. Первые найденные неизвестные животные - головасты - стремительно превращаются в чудовищ, а потом и вовсе неожиданно исчезают. С этой тайной, оказавшейся неподъемной для троих взрослых членов экипажа, с легкостью справляется неординарное детское мышление Алисы.

Это ее первое открытие в целой череде будущих загадок и головоломок. Далее следует еще один эпизод, который, без сомнения, заслуживает того, чтобы попасть в краткое содержание («Путешествие Алисы»). Кустики - существа, которые выглядят, как растения, за что и получили свое название, но ведут себя, как животные. Они терроризировали всю команду, пока изобретательная Алиса не поняла, чего же кустики добиваются на самом деле.

Говорун

Профессору Селезневу не удалось лично увидеть дневники капитанов, он получил лишь их устное и весьма краткое содержание. Путешествие Алисы Селезневой могло бы и не стать столь захватывающим, если бы ей не посчастливилось приобрести говоруна, принадлежавшего одному из капитанов.

Говорун - удивительная птица, способная самостоятельно летать между планетами. К тому же он обладает прекрасной памятью и способен воспроизводить любые услышанные звуки. Второй капитан, попав в ловушку, послал его, чтобы вызвать подмогу. Но полностью извлечь заложенную в птицу информацию мог только знающий человек. Так что нашим героям пришлось довольствоваться лишь отрывочными подсказками.

Встреча с космическими пиратами

На самой окраине Галактики, вдали от патрульных кораблей, в противоборство с командой «Пегаса» вступают самые неуловимые из космических пиратов - Весельчак У и Крыс. Но и здесь смелость и смекалка Алисы позволяет одержать полную победу над искушенными негодяями. Их арестовывают, а пленных капитанов освобождают.

Знаменитые капитаны выражают благодарность своим спасителям. Они расспрашивают о последних новостях с Земли и получают рассказ о них. Путешествие Алисы Селезневой подходит к концу, но капитаны обещают взять ее с собой на экскурсию в соседнюю Галактику. Отец обещает отпустить дочь при условии, что она еще немного подрастет.

Возвращение домой

Заканчивается повесть описанием того, как вся команда направляется в родную Солнечную систему. Во время экспедиции удалось собрать не очень много экземпляров редких животных. Но эти виды станут достойным пополнением коллекции московского космического зоопарка.

О самых же удивительных приключениях Алису просят особо не распространяться. Она с готовностью соглашается, понимая, что в большинство из них друзья все равно не поверят. К тому же бортовой журнал и так хранит их краткое содержание. Путешествие Алисы, совершенное во время летних каникул, завершается с началом нового учебного года.

Тайна Третьей планеты

По мотивам своей повести Булычев написал сценарий для мультфильма «Тайна Третьей планеты». Как и сама книга, он получился задорным и динамичным. Однако эту работу стоит воспринимать в лучшем случае лишь как краткое содержание сказки «Путешествие Алисы». Она ни в коей мере не передает полную историю про девочку Алису, описанную в книге.

Поэтому, если по школьной программе вам понадобится прочитать эту повесть, не думайте, что просмотра мультфильма будет достаточно. Хотя, если постараться, можно написать краткое содержание «Путешествие Алисы». 5-6 предложений для этого будет достаточно.

Вариант описания для дневника читателя

По ходу экспедиции небольшой экипаж встречается со многими неординарными ситуациями, выход из которых часто помогает увидеть находчивая Алиса. Благодаря ее любознательности команде удается обнаружить след давно пропавших героев - знаменитых капитанов. Несмотря на козни космических пиратов, экипаж «Пегаса» обнаруживает тайное убежище злодеев и освобождает пленных капитанов.

Из своего путешествия профессор Селезнев привозит в зоопарк головастов, которые во время своего развития вырастают до гигантских размеров, а потом превращаются в маленьких амфибий; кустики, умеющие в поисках воды бегать на корнях за людьми, и дерущиеся между собой за компот. Среди находок - камушки, превращающиеся в героев, о которых думает находящийся неподалеку человек. Привезли исследователи и Склисса, выглядящего как обыкновенная корова, но обладающего прозрачными крыльями, и еще пару-тройку других животных.