Дэниел гоулман эмоциональный. Эмоциональный интеллект

Уже далеко не секрет, что добиться успехов в работе и жизни возможно не только при специальном складе ума, трудолюбии и профессиональных навыках, но и имея набор конкретных черт характера, внутреннего превосходства и искусства управления другими людьми.

Изменить жизнь в лучшую сторону получится без владения тайными знаниями, достаточно проявить инициативу, веру в лучшее, адаптивность и лидерство. Эти качества помогут человеку проявить себя как личности и выжить в современном обществе. К такому умозаключению пришел американский психолог, журналист и писатель Дэниел Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект в бизнесе».

Дэниел Гоулман родился в 1946 году, является автором более 10 книг об образовании, психологии и искусстве управления. Получил награды и мировое признание за проведенные исследования в области психологии и достижения в журналистской деятельности. «Эмоциональный интеллект в бизнесе» была выпущена в 1995 году и тут же обрела популярность во многих странах мира. Поводом для написания послужили две статьи, в которых описывалась связь интеллекта человека и эмоций.

Дэниел Гоулман к тому моменту имел опыт журналиста и докторскую степень по психологии, которую получил в Гарварде. Полученные знания помогли ему в написание труда жизни, на не терявшую до сих пор популярности тему о способах достижения успеха в работе. Книга нашла огромное количество читателей и поклонников, особую популярность она приобрела в деловом обществе.

После выхода книги Дэниел Гоулман стал получать отклики от людей на тему личных достижений. Все, кто добился успехов в работе, не имея должного уровня образования, делились с ним впечатлениями. Книга помогла понять причину их побед, в отличие от других не менее одаренных, но не столь удачливых людей.

Книга состоит из 5 частей в основе, которых лежит 25 элементов эмоционального интеллекта, с помощью которых получится добиться успеха в работе.

  • Умение общаться.

Товарищеские взаимоотношения с коллективом, поддержание близких приятельских отношений, проявленное лидерство в принятии решений. Способность находить подход к людям ради дальнейшего сотрудничества и достижения намеченных целей.

  • Эмпатия.

Дар притягательности и умение проявлять искусство управления и влияния на мнение людей. Уметь читать и уважать чувства окружающих, сопереживать им.

  • Мотив.

Саморазвитие для решения поставленных задач в работе, развитие в характере стремления и упорства. Способность отодвигать на второй план случившиеся неудачи и потери.

  • Самоконтроль.

Способность управления эмоциями, способность к самоконтролю, даже после пережитого эмоционального стресса. Добросовестность в работе, уважительное отношение к окружающим и коллегам по работе.

  • Самосознание.

Анализирование пережитых чувств и эмоций, способность использовать их в решении задач и достижении целей. Оценка своих знаний, потенциала, недостатков.

Эмоциональный интеллект помогает понять способность человека усваивать и использовать навыки, состоящие из перечисленных критериев. Он указывает на то, как люди преобразовывают способности на практике в работе и дома. Гоулман выделил также идею создания компаний с эмоционально – интеллектуальным основанием.

Когда-то работу можно было получить в соответствии с полученным образованием и профессиональными навыками. Сейчас этого мало, они считаются только первичными требованиями при устройстве на работу.

Работодатель учитывает личные качества кандидата, которые будут решающими при отборе. Внимание уделяется характеру, эмоциональной зрелости, стремлению к совершенствованию, коммуникабельности потенциального кандидата.

Эмоциональный интеллект необходим для оптимальной работы компании или организации, так считают работодатели, поэтому стараются увеличить его уровень всеми возможными способами. Гоулман считает, что популярность такого интеллекта в ограничении развития компании из-за большого количества конкурентов при создании новых товаров и услуг. Поэтому в мире конкурентных продуктов только эмоциональный интеллект способен поднять компанию.

В книге приведены результаты тестов, проведенных среди 120 организаций. Работники описывали свои профессиональные способности и черты характера, которые, по их мнению, помогли им добиться успеха в работе. Исследование показало, что 65% людей уверенны, что в основе их подъема в карьере лежит проявленное ими лидерство и искусство управления людьми. Уровень интеллекта и профессиональные знания стоят наравне с поведенческими навыками работника, которые учитываются работодателем при повышении работника.

Критерии, которые хотят видеть работодатели в подчиненных:

  • умение слушать и искусство вести диалог;
  • способность приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам;
  • умение не останавливаться на неудачах;
  • быть уверенным, мотивированным человеком;
  • уметь идти к поставленной цели, желание идти на повышение;
  • уметь работать в коллективе, находить язык с людьми;
  • проявлять лидерство, вносить свой вклад в развитие компании.

Гоулман уверен, что эмоциональный интеллект при правильном и уместном использовании поможет вывести человека или компанию на новый уровень, достигнуть небывалых высот. Люди разных должностей должны приносить окружающим пользу и блага, вносить вклад в развитие компании.

Ученые делают работу для людей, мечтают получить популярность за счет своих открытий. Большие корпорации содержат отдельный штат сотрудников для поддержания связи с потребителями или потенциальными клиентами, для помощи в решении вопросов. Эти сотрудники помимо профессиональных знаний умеют слушать людей, направляют, мотивируют и влияют на них для достижения поставленных целей. В этом состоит смысл их работы.

Эмоциональный интеллект - это не просто приятное общение и выражение чувств, а способность выражать их правильно и уместно, переживая за неудачи, поддерживая в успехах, сотрудничая, во всех смыслах этого слова с другими людьми.

Высокий уровень интеллекта и когнитивные навыки всегда будут цениться во многих сферах деятельности человека. Но, несмотря на это установлено, что получение необходимого результата зависит от них лишь на 25%, а остальные 75% уходят на другие факторы. Поэтому лидеры общественного мнения помимо знаний и ума, наделены еще и эмоциональной и социальной компетенцией, что отличает их от других.

Дэниел Гоулман отметил зависимость занимаемой должности от уровня эмоционального интеллекта. Высокие должности, по мнению Гоулмана, со временем теряют необходимость владеть техническими навыками. Большое значение для достижения цели имеют и следующие критерии:

  • Умение мыслить «масштабно».
  • Умение проявлять лидерство в коллективе, искусство влияния на мнение окружающих.
  • Развитая интуиция. Люди, занимающие главные должности в компаниях согласно проведенным исследованиям в вопросах, касающихся работы, руководствуются своей интуицией. Они способны оперировать фактами для доказательства своей правоты и на подсознательном уровне убеждают собеседника принять необходимые им условия.
  • Уверенность в себе и своих действиях. Она поможет убедить окружающих в правильности решения.

В своей книге Гоулман приводит истории руководителей компаний, которые были уволены или понижены в должности. Автор объяснил это недостаточной компетентностью людей, которые достигли максимума и не могут дальше продолжить развитие из-за набора недостатков даже, несмотря на высокий показатель IQ. Проведенные исследования в области подбора персонала показали, что в основе таких неудач лежит упрямство, не терпение изменений и перемен, не желание общаться на равных с коллективом, высокомерие.

Напротив, успешное руководство - это спокойные, адекватные люди, у которых лидерство проявляется во всем, способные выслушать и прислушаться к чужому мнению, спонтанные, доброжелательные, отзывчивые, умеют сохранить «лицо» в неприятной ситуации. Эмоциональный интеллект автор считает фактором приобретенным, а не врожденным. Сами люди отвечают за эмоциональное и социальное развитие, всегда можно улучшить и натренировать способности к проявлению чувств и эмоций.

Для кого написана книга

Читать книгу легко, она полезна для саморазвития, повышения личных знаний и обогащения профессионального общения. Пригодится для психологов, руководителей компаний, бизнесменов. А также понравится студентам, учителям и тем, кто интересуется психологией. Читать книгу полезно тем, кто желает научиться управлять эмоциями, научится самоконтролю, понимать чувства и эмоции других людей, научится находить общий язык с окружающими.

Несмотря на то что в книге содержится много терминов, читать ее не тяжело. Приведенные примеры из жизни автора и поучительные истории из корпоративной жизни читать интересно и занимательно. Для тех, кто не любит читать или нет времени для этого есть аудиокнига «Эмоциональный интеллект».

Аудиокнига имеет такое же содержание, как и бумажная. Ее можно слушать во время поездок, или занимаясь повседневными делами. Книга поможет изменить ваше представление о работе и о своих возможностях, научит корпоративной культуре и правильному поведению в коллективе.


Хотите управлять другими – научитесь управлять собой.

В это издание включены ведущие идеи Стивена Кови, Дэниела Гоулмана, Эдгара Шейна, Кеннета Бланшара – тех, кто стал признанным и безусловным лидером по вопросам личностного и профессионального роста....

  • 23 января 2018, 15:40

Жанр: ,

+

Опыт многих людей говорит о пользе...

  • 19 ноября 2016, 14:20

Жанр: ,

+

Вы когда-нибудь задумывались: почему каждый человек стремится к счастью, но достигают его единицы? Большинство из нас понимают счастье как успех или бесконечное удовольствие, однако успех всегда сменяется неудачей, а радость – печалью. Жизнь, как известно, полна несправедливости, болезней, горя и неминуемо заканчивается смертью – возможно ли вообще тут быть счастливым? По мнению буддистов – возможно, но только здесь и сейчас и только если соскочить с эмоциональных качелей успехов и неудач. Как буддистам удается осознавать тяжесть жизни, но быть счастливыми и сохранять знаменитое буддийское чувство юмора? Об этом рассказывает Далай-лама в книге, написанной в соавторстве с Дэниэлом Гоулманом. В простых историях и диалогах Далай-лама объясняет, что мы можем сделать, чтобы установить гармонию и в собственной жизни, и в окружающем мире, чтобы изменить его к лучшему для себя и будущих...

  • 27 июля 2016, 14:00

Жанр: ,

Harvard Business Review – главный деловой журнал в мире. Если вы не читали других книг из серии «HBR: 10 лучших статей», то прочтите эту, в определенном смысле саму важную. Для нее из сотен статей журнала редакторы HBR отобрали те, в которых влиятельные бизнес-эксперты рассказывают о том, как следует внедрять инновации в управление бизнесом, о роли руководителя во времена болезненных перемен; какие данные помогут распознать потребности клиента и улучшить свой продукт; какие вопросы должен себе задавать каждый хороший руководитель и что ему следует делать, чтобы подчиненные были эффективны и мотивированы на достижение лучших результатов. В книге вы найдете предельно конкретные и практические ответы на эти и другие важные для бизнесмена...

  • 7 марта 2016, 12:00

Жанр: ,

+

Harvard Business Review – ведущий мировой деловой журнал с многолетней историей. Вниманию читателей предлагается десять лучших за всю историю журнала статей о лидерстве от специалистов ведущих бизнес-школ и руководителей-практиков.

Как личность лидера и его характер влияют на стиль руководства? Какие существуют модели управления и в каких ситуациях они наиболее эффективны? Каковы основные задачи главы компании в условиях меняющейся экономики и в ситуации застоя? Эти и другие важные вопросы, ответы на которые должен знать каждый профессиональный руководитель, подробно рассматриваются авторами настоящего...

  • 26 октября 2015, 12:00

Жанр: ,

+

В книге “Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе” психолог и журналист Дэниел Гоулман предлагает новаторский взгляд на ценнейший в наше время ресурс, таящий в себе секрет успешной работы и самореализации, – внимание. Сочетая передовой теоретический поиск с примерами из практики, автор рассматривает феномен внимания в самых разных аспектах, предлагая серьезный и давно назревший разговор об этой малоизученной и недооцененной способности нашего сознания. Для того, чтобы выжить в сегодняшнем мире, полном самых разных отвлекающих факторов, способность заострять фокус крайне необходима, – убедительно показывает...

  • 21 марта 2014, 10:33

Жанр: ,

Эмоциональный интеллект в бизнесе» – это своего рода продолжение бестселлера «Эмоциональный интеллект»: развивая тему EQ – почему для того, чтобы преуспевать, так важно обладать набором компетенций, определяющих умение управлять своими чувствами, – Гоулман погружает читателя в рабочие будни. В книге множество потрясающих историй триумфов и поражений и убедительных доказательств того, как наличие или отсутствие эмоционального интеллекта определяет уровень успешности.

Что же делать, если EQ недостаточно для карьерного роста? Гоулман уверен: учиться! Он приводит практические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта, и эти главы не должен пропустить ни менеджер, ни руководитель компании.

«Эмоциональный интеллект в бизнесе» может стать самой важной из всех деловых книг, которые вы...

Но что же такое «эмоциональный интеллект»? Можно ли его измерить? Чем отличается «обычный» интеллект от «эмоционального» и почему обладатели первого зачастую уступают место под солнцем обладателям второго?

Хотите узнать ответы и научиться справляться с унынием, гневом, вспыльчивостью, депрессией и стать успешнее? Читайте эту книгу. Она будет полезна не только студентам и преподавателям, но и...

Дэниел Гоулман (Daniel Goleman, 7 марта 1946) — известный американский психолог, научный журналист.

В течение двенадцати лет писал статьи для The New York Times, специализируясь на психологии и науках о мозге. Написал более 10 книг по психологии, образованию, науке и лидерству.

Получил мировое признание после выхода книги «Эмоциональный интеллект», которая продержалась в списке бестселлеров «Нью-Йорк таймс» более полутора лет.

Гоулман имеет множество наград за свои исследования, в том числе награду за достижения в сфере журналистики от Американской психологической ассоциации. Он был избран членом Американской ассоциации содействия развитию науки в знак признания его деятельности в сфере популяризации науки. Дважды номинировался на Пулитцеровскую премию.

Книги (6)

Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе

В книге «Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе» психолог и журналист Дэниел Гоулман предлагает новаторский взгляд на ценнейший в наше время ресурс, таящий в себе секрет успешной работы и самореализации, — внимание.

Сочетая передовой теоретический поиск с примерами из практики, автор рассматривает феномен внимания в самых разных аспектах, предлагая серьезный и давно назревший разговор об этой малоизученной и недооцененной способности нашего сознания.

Для того, чтобы выжить в сегодняшнем мире, полном самых разных отвлекающих факторов, способность заострять фокус крайне необходима, — убедительно показывает Гоулман.

Эмоциональный интеллект

Связан ли он с коэффициентом интеллекта (IQ), определяющим степень умственного развития человека?

Почему люди со средним IQ часто добиваются успеха в жизни и карьере, а те, чей коэффициент интеллекта очень высок, не могут реализовать себя?

Какие существуют методики измерения уровня эмоционального интеллекта?

Эмоциональный интеллект на работе

Что такое эмоциональный интеллект (EQ)?

Связан ли он с коэффициентом интеллекта (IQ), определяющим степень умственного развития человека? Почему люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом быстрее и легче делают карьеру и достигают финансового благополучия, чем те, чей коэффициент интеллекта очень высок? Как повысить уровень эмоционального интеллекта?

На эти и многие другие важнейшие вопросы отвечает в своем супербестселлере знаменитый психолог Дэниел Гоулман - основоположник теории эмоционального интеллекта.


Жанр:

Описание книги: Эта книга создана одним из самых известных американских психологов. Он говорит о том, что некоторые люди не дооценивают роль эмоций в жизни. А ведь именно благодаря ним мы способны добиваться успехов во многих сферах нашей жизни. Это касается семьи или даже карьеры. В данной книге автору удалось объяснить то, что собой представляет эмоциональный интеллект и какую роль он выполняет в нашей жизни. Многие задаются вопросом по поводу отличий между обычным интеллектом и эмоциональным. И почему люди которые обладают эмоциональным интеллектом добиваются больших успехов. Ответы в данной книге.

В теперешние времена активной борьбы с пиратством, большинство книг в нашей библиотеки имеют только краткие фрагменты для ознакомления, в том числе и книга Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Благодаря чему, вы можете понять, нравится ли вам данная книга и стоит ли вам её вам в дальнейшем приобретать. Таким образом, вы поддерживаете труд писателя Дэниел Гоулман путем легальной покупки книги в случае если вам понравилось её краткое содержание.

Широкое распространение, в том числе в России и странах СНГ, понятие «эмоциональный интеллект» получило именно благодаря работам Дэниэла Гоулмана, который вывел феномен ЭИ за рамки научного сообщества, популяризовал этот конструкт, и впервые сделал акцент на тот значительный вклад, который теория ЭИ может внести в развитие бизнеса, обучение руководителей, рекрутинг, оптимальное распределения персонала, изменение организационной культуры компаний и т.д. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26-27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. С. 22-26.

Научные интересы, царившие во времена обучения Дэниэля Гоулмана на психологическом факультете Гарвардского университета, во многом определили его научную деятельность. Работа с Дэвидом МакКлеландом, который в 1973 году был в группе исследователей, занимающихся вопросом, почему классические тесты познавательного интеллекта мало говорят нам о том, как стать успешным в жизни и карьере, сильно повлияла на научные интересы Д. Гоулмана.

В 1995 была опубликована книга Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект». Именно эта публикация вывела понятие ЭИ за рамки академической науки и привлекла внимание к человеку успешному, прежде всего, в отношениях между людьми, эффективному за счет этого в управлении, и как следствие, в карьерном росте, величине доходов и удовлетворенному жизнью. Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ? -- N.Y.: Bantam Books, 1995 Это привлекло всеобщее внимание к роли эмоциональной сферы человека в его жизни и профессиональной деятельности.

Согласно Д. Гоулману эмоциональный интеллект есть «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей». Д. Гоулман рассматривает ЭИ с позиции социального или даже лидерского интеллекта Там же.. Д. Гоулман основал свою модель на ранних представлениях Сэловея и Мэйера, но добавил к выделенным ими компонентам ещё несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками, образовав так называемую смешанную модель. Конкретная структура эмоционального интеллекта, по Д. Гоулману, включает набор разнокачественных и даже разнонаправленных параметров:

Идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием;

Управление эмоциональными состояниями - контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными;

Способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха;

Способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ? -- N.Y.: Bantam Books, 1995.

Структура эмоционального интеллекта Д. Гоулмана иерархична. Так, идентификация эмоций является предпосылкой управления ими. В то же время одним из аспектов управления эмоциями является способность продуцировать эмоциональные состояния, приводящие к успеху. Эти три способности, обращённые к другим людям, являются детерминантом четвёртой, принципиально важной: входить в контакт и поддерживать хорошие взаимоотношения.

В дальнейшем Д. Гоулман доработал структуру эмоционального интеллекта. В настоящее время она включает две группы навыков, состоящих их двух компонентов:

Личностные навыки, в которые входит самосознание и самоконтроль.

Самосознание: эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций, осознание их воздействия и использование интуиции при принятии решений; точная самооценка: знание своих сильных сторон и пределов возможностей; уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности; самомотивация; настойчивое желание соответствовать высоким внутренним стандартам;

Самоконтроль: обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы; открытость: проявление честности и прямоты; адаптивность: способность подстраиваться под меняющиеся обстоятельства; воля к победе: упорное продвижение к намеченной цели; инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности; оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.

Социальные навыки, состоящие из социальной чуткости (или, как ее еще называет Гоулман, эмпатии) и собственно социальных навыков.

Социальная чуткость: сопереживание: способность чувствовать и понимать позицию другого человека и умение проявлять участливое отношение к его проблемам; деловая осведомленность: понимание текущих событий и правильное их проецирование на организационную политику и иерархию ответственности; предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных и клиентов;

Социальные навыки: воодушевление: умение вести за собой; влияние: владение тактикой убеждения; наставничество: действенное участие в самосовершенствовании сотрудников, поощрение развития их способностей с помощью отзывов и наставлений; предприимчивость: способность инициировать преобразования и совершенствовать методы управления; миротворчество: умение урегулировать конфликты, разрешать разногласия и достигать консенсуса; сотрудничество: контактность в отношении сослуживцев и умение работать в команде; корпоративность и поддержание сети социальных связей Там же..

Самосознание и самоконтроль определяют, насколько хорошо мы понимаем себя, умеем управлять собой и контролировать свои чувства. Социальная чуткость и управление отношениями отражают нашу способность распознавать эмоции окружающих, управлять ими и на этой основе налаживать отношения с людьми. В каждый момент времени мы через вербальные каналы коммуникации сообщаем друг другу массу сведений о своем психологическом состоянии, тщательно отслеживая реакции других людей, мы начинаем лучше понимать их чувства и более точно можем интерпретировать их мысли и мнения. Это приводит к правильной оценке окружающей социальной обстановки и оптимальному способу реагирования на не, принятию верных решений. По мнению А. И. Дрогобыцкого, подобное общение по эмоциональным каналам позволяет воспринимать чужие переживания напрямую, не пропуская их через фильтры социальных клише, предрассудков и субъективных представлений, что имеет особую значимость Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. С. 301..

Среди структурных компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых Гоулманом, можно обнаружить не только эмоциональные способности, но и волевые качества, характеристики самосознания, социальные умения и навыки. Автор считает, что в успешной управленческой деятельности когнитивной составляющей принадлежит второстепенная роль. Эмоции, считает автор, обладают большей силой при принятии решений в экстремальной ситуации и подчиняют себе мыслительную деятельность Орме Г. Эмоциональное мышление как инст-румент достижения успеха. М: КСП+, 2003. С. 272.

Несомненной и признанной заслугой Д.Гоулмана является стимулирование людей к развитию личностных качеств, способствующих достижению успехов в тех или иных сферах деятельности. Автор впервые вывел теорию эмоционального интеллекта на эмпирический уровень, наглядно продемонстрировал, как она может быть полезна в управленческих структурах.

Д.Гоулманом был разработан тест ECI, замеряющий ЭИ руководителей. В настоящий момент продолжается разработка и проверка надежности и валидности этого теста. На сегодняшний день не существует опубликованных данных о возможности использования опросника в научной деятельности.

эмоциональный интеллект руководитель управленческий