День русской словесности. День русского языка: мероприятия, посвященные празднику

Люди ведут коммуникации на многочисленных языках. Каждый из них имеет свои особенности произношения, написания и употребления слов. Речь запечатлевает изменения в культурных традициях социума и его развития. Они отражены в произведениях литературы и устном творчестве народа. Сохранить накопленное наследие достижений призывает международный праздник.

Когда отмечают

День русского языка отмечается ежегодно 6 июня. В Российской Федерации он закреплен на официальном уровне Указом Президента от 06.06.2011 года № 705 « О Дне русского языка». Документ подписан Д. Медведевым.

Кто празднует

К торжествам имеют отношение все, кто связан с изучением и передачей знаний о речи и письменности. Среди них - исследователи, учителя литературы, русского языка, сотрудники библиотек. Праздник считают своим преподаватели, студенты, аспиранты филологических факультетов высших учебных заведений. В мероприятии принимают участие все, кто получил соответствующее образование, увлекается письменностью, их родственники, знакомые, друзья и близкие люди.

История и традиции праздника

Событие берёт начало благодаря статье Ивана Клименко «Да будет День!», опубликованной в одной из газет. Он известен ещё и тем, что создал Русскую игру слов (интеллектуальная забава, сопровождаемая соревнованиями в области филологии). Автор описал в своей работе идею праздника, отдав её на суд читателей.

Инициатива, изложенная на страницах печатного издания, сначала не нашла какой-либо поддержки со стороны российских властей. Куда расторопнее оказалась Организация Объединённых Наций. В 2010 году ООН провозгласила 6 июня Днём русского языка, а уже в 2011 Президент России издал указ. Документ закрепил эту дату на государственном уровне. Она имеет символическое значение, о чём сказано в законодательном акте.

Мероприятие приурочено к рождению А. Пушкина - одной из самых значительных фигур так называемого золотого века. Выдающаяся личность считается автором современных литературных норм употребления слов, а произведения входят в число мирового культурного наследия. Некоторые исследователи считают, что вклад поэта преувеличен, а его образ возведён в ранг культа, с подачи И. Сталина.

День русского языка 2019 имеет широкую популярность в учебной и профессиональной среде. Событие отмечается за праздничным столом. Коллеги обсуждают новости, рассказывают истории из жизни и трудовых будней. Звучат поздравления, тосты, завершаемые звоном бокалов. Правительство выступает с речами, в которых говорится о поддержке языка. Собравшиеся обмениваются ценными подарками. Одним из самых желанных и распространённых является редкая книга.

В этот день принято посещать культурные мероприятия: кинопоказы, театральные спектакли, выставки, концерты песенных, танцевальных коллективов. Студенты устраивают открытые чтения. Звучат отрывки классических произведений, доклады исследователей. Особое внимание уделяется молодым авторам. Писатели презентуют свои труды, оставляют подписи всем желающим. В эфире радиостанций и телевидения транслируются передачи, посвящённые литературе и смежной тематике.

В преддверии даты или на ближайших выходных филологи выезжают на природу. Готовятся блюда на открытом огне, проводится досуг под открытым небом. Этому способствует тёплая погода летнего месяца. На пикники обычно приглашаются родственники, друзья и близкие люди.

День рождения русского языка является одним из мероприятий, направленных на его сохранение и развитие.

По предложению департамента ООН по общественным связям один из официальных языков организации получил свой отдельный праздник. Таким образом, 6 июня во всем мире отмечается Международный день русского языка. По данным ООН русским владеют около 250 миллионов жителей планеты. Не китайский, конечно, но количество впечатляет.

6 июня

Этот день невероятно важен для русского языка. Именно 6 июня родился Александр Сергеевич Пушкин, которому и ставят в заслугу появление современного русского языка, коим мы пользуемся в данный момент. Пушкин – любимый русский писатель, поэтому объяснять – почему именно 6 июня, в день его рождения, было решено сделать День русского языка, нет никакой необходимости. Просто потому, что Пушкин – это наше все.

Распространение русского языка

Наш язык входит в число крупнейших в мире и считается первым среди всех славянских языков. Поэтому когда день русского языка наступает, его отмечают и жители России, и русскоязычные иммигранты в странах мира. Более того, русский считается самым распространенным языком Европы по географическим характеристикам. Если общее число владеющих русским языком составляет 250 миллионов, то число тех, для кого русский родной около 150 миллионов. Официальный статус русский язык имеет, естественно, в России, а также ряде стран бывшего СССР.

Поехали!

Иностранные космонавты, отправляющиеся в полет в составе российских экипажей должны по инструкции учить русский язык. 6 июня и на орбите, и на Земле звучит русская речь. В стенах ООН проводятся многочисленные форумы и встречи, посвященные языку, в различных странах мира проходят дни России, в рамках которых демонстрируются российские фильмы, спектакли или проводятся научные конференции, посвященные русскому языку.

День русского языка c 2011 года отмечает весь русскоговорящий мир. Теперь 6 июня не только вспоминают годовщину рождения А. С. Пушкина, но и делятся знаниями о том средстве общения, которое он создал, - литературном русском языке. Как не превратить это начинание в формальность?

Кто отмечает Всероссийский день русского языка

Прежде всего, это праздник учителей словесности. Так сейчас уже перестали называть преподавателей русского языка и литературы, а жаль. Это вся пишущая братия, дружащая и враждующая с "Главредом", "Адвего" и "Орфограммкой" (онлайн-программы, редактирующие текст). Это работники библиотек, тихие борцы с узколобостью. Это писатели, инженеры человеческих душ. Это журналисты, солдаты пера. Это поэты, Божьи дудки.

В этот день у них немало хлопот: множество мероприятий, на которые хочется успеть. Это и выступления студенческих театров, и авторские песни бардов у костра, и игры со словами в библиотеке. Да еще нужно принять участие в диспуте после выступления исследователя-филолога о современном понимании слова «нелицеприятность».

Но не только их привлекает День русского языка. Еще не исчезли, как мастодонты, читатели - те, кто не представляет свою жизнь без книги. Кто пишет родным письма, а не СМС-сообщения. Кто сочиняет поздравительные стихи сам, а не покупает в магазине подходящую открытку.

Кто любит русский язык

Однажды в телепередаче А. Розенбаум употребил редкое слово, почти не встречающееся уже, сохраненное лишь в диалекте немногих местностей, которые принято считать глубинкой. Ведущий сразу отреагировал: «Почему вы так сказали?». Ответ маэстро: «Я люблю русский язык».

Да, слово в неправильном падеже может резать слух. Склонение несклоняемых глаголов взрывает мозг. Мат убивает наповал. Но редкий фразеологизм, изящный оборот, удачный каламбур вызывают восторг у настоящего ценителя языка.

Такой человек считает личным праздником День русского языка. С утра включает запись песни «Мой кофе и мой договор», потом слушает миниатюру М. М. Жванецкого об учителе русского языка Б. Е. Дуккере и берет томик Тэффи.

Но такие любители - один на миллион. В основной массе - людоедки Эллочки, которые со словарем в 30 слов умудряются прожить всю жизнь. Пушкин - 20 000, а тут - 30. Круто. Что же делать?

Всероссийский урок «День русского языка»

В школах проводится несколько тематических уроков, которые сильно влияют на юные сердца. Это Всероссийский заповедный урок, экологический урок, уроки ОБЖ, доброты, мира. Теперь есть и Всероссийский урок, посвященный Дню русского языка. К нему готовятся заранее.

По школе может быть объявлен турнир, включающий разные задания для ребят: лингвистические игры, шарады и подобные занятия со словами. Для каждого класса учитывается уровень полученных академических знаний, поэтому варианты усложняются для старшего школьного возраста.

В день проведения на всеобщей линейке рассказывается о создании этого праздника, награждаются победители турнира и координируются действия. Дети расходятся по классам, где учитель проводит урок «День русского языка».

Программа для проведения урока является целиком продуктом творчества учителя. В некоторых школах этот день посвящали известному литературному деятелю и рассказывали о нем. В других - проводили интересные игры со словами, где-то читали стихи русских поэтов.

Как провести урок

Урок, посвященный Дню русского языка, можно сделать комбинированным. Так ребята получат ценные знания, им не будет скучно. К тому же участие как можно большего количества учеников в заданиях только увеличит интерес к мероприятию.

Начало урока - пятиминутный просмотр подборки из кинофильмов, где звучат крылатые фразы. Затем обсуждение с учениками фраз известных писателей, которые вошли в фольклор как пословицы.

Затем учитель дает представление о салонных играх со словами, объясняет правила игры «буриме», объясняет происхождение (от французского bouts-rimés , что значит — «рифмованные концы»). Можно привести примеры творений Пушкина, который очень любил эту игру и сочинял виртуозно.

Небольшое задание - написать буриме по заданным рифмам - можно предложить ученикам, разделив класс на две-три группы. Самые удачные потом помещают в школьной стенгазете.

Рифмы можно взять из произведений М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, С.А. Есенина.

Мероприятия, посвященные празднику

В день проведения праздника вспоминают игру Ивана Клименко, который предложил «Русскую игру слов» и в которую теперь играет весь мир. Конечно, в настоящую виртуальную игру школьники вступать не будут. Но можно облегчить им задачу, создав простую версию, наподобие «Эрудита». Такой вариант игры можно предложить и младшим, и старшим школьникам.

Решается этот кроссворд на доске, а на столе учителя ребята берут недостающие карточки с буквами. После использования буквы карточка возвращается учителю и выходит из игры. В процессе составления неизбежны лингвистические споры, какое слово можно вставить в кроссворд. Это очень познавательно и расширяет кругозор.

Способные, творчески одаренные ребята могут порадовать пантомимой. Задание содержит описание известных литераторов: внешность, некоторые произведения, характер героев. Задания расписаны на карточках. Представляющий пантомиму выбирает одну из предложенных и старается, не используя речь, передать информацию отгадывающим.

Антонимы и синонимы - еще один вариант игры со словами. Схема игры: ведущий загадывает слово, например, «верность». Он говорит: «Мой антоним - предательство, мой синоним - преданность». Участники отгадывают слово. Для игры требуются карточки с заданиями.

С такими мероприятиями о Дне русского языка учащиеся будут помнить еще долго. Удачные буриме, поразившие сложностью и красотой фразеологизмы войдут в лексикон учеников. Так будет достигнута цель популяризации русского языка.

План мероприятий

Для проведения праздника следует учитывать уровень подготовки учеников. Младшие классы могут участвовать, рисуя тематические картины. Средняя школа способна выступить с исполнением стихотворений. Старшеклассники могут подготовить театральную постановку.

Начальная школа:

  • Конкурс рисунка «Иллюстрация к произведению русского писателя».
  • Конкурс стихотворений русских поэтов.

Средняя школа:

  • Сценка «Русский каламбур» в жанре стендап.
  • КВН «Непереводимая игра слов» на основе фразеологизмов.

Старшие классы:

  • Конкурс чтецов «Живые картины» по произведениям А.П.Чехова.
  • Литературно-музыкальная сценка по произведению М.А.Булгакова «Белая гвардия».
  • Диспут «Русский язык в XXI веке».
  • Песни бардов - стихи под музыку.

Костюмированный бал литературных персонажей закончит этот день. На балу - конкурс представления костюмов: каждый участник читает четверостишие-загадку о себе. Звучат мазурка, вальс, менуэт. Показательные выступления танцоров.

Заканчивается вечер награждением победителей, вручением грамот и ценных подарков. Фотограф фиксирует отдельные моменты, потом в школьной стенгазете все видят его фотообзор.

Награждение победителей

Без поощрения не получится достойное проведение конкурсов. Похвала для ребенка значит много, особенно в школе. Почетные грамоты «Самый умный», «Самый начитанный», «Лучший иллюстратор» - недорогое исполнение награды, но очень важное для того, кто получил его.

Для участников спектакля подойдет чаепитие как приз: торт с надписью «Актерам». Это могут организовать родители в столовой. За столом будут вспоминаться отдельные эпизоды спектакля, и ребята «выпустят пар».

Пантомима - оригинальный жанр, лучший подарок - это фото сценического процесса. Фотографом может быть увлеченный старшеклассник. С цифрового аппарата можно сделать быструю распечатку на бумаге - и получится отличная память о школьном времени.

Если приложить фантазию, то все пройдет великолепно. Детям нравится, когда с ними занимаются. Поэтому не пускайте праздник на самотек и не превращайте в скучное повторение правил русского языка. И они в будущем будут вспоминать о школе с благодарностью.

6 июня, в день рождения Александра Пушкина, отмечается День русского языка — праздник, указ об учреждении которого в 2010 году подписала ООН. В России соответствующий документ был принят год спустя, 6 июня 2011 года.

Согласно данным на 2015 год, опубликованным в справочнике «Ethnologue: Languages of the World» (наиболее известный справочник по языкам мира),

русский язык занимает восьмое место в мире по общему числу владеющих им людей (177 млн человек).

Первые места распределены между китайским (1,3 млрд человек), испанским (427 млн), английским (339 млн), арабским (267 млн), хинди (260 млн), португальским (202 млн) и бенгальским (189 млн).

Русский язык постепенно перестает быть языком научных публикаций: если в 1970 году около 80% работ российских исследователей были написаны на родном языке, то к 2010 году их число сократилось примерно до 5%. На настоящий момент в базе данных научных журналов Scopus индексируется 246 издаваемых в России журналов, при этом статьи большей их части либо переводятся с русского на английский, либо публикуются сразу на английском языке. Для сравнения: только в США и Великобритании в базу данных Scopus попали 10 805 научных журналов. Если учесть, что журналы на английском языке издаются и в других странах, станет ясно, что русский язык в мире науки занимает далеко не первое место.

А вот в интернете позиции русского языка гораздо сильнее: согласно данным исследования , проведенного в мае 2016 года компанией W3Techs, 6,4% от общего числа сайтов используют русский. На первый взгляд, эта цифра не очень велика, но тем не менее это

почетное второе место после английского (который используют 53,5% сайтов).

Третье место досталось немецкому (5,5%).

Принять нельзя бороться

Русский язык, как и прочие языки мира, постоянно трансформируется, что особенно сильно чувствуется сейчас, в век господства английского языка и интернета. По мнению заместителя директора Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН Марии Каленчук, в заимствовании английских слов нет ничего страшного. По словам специалиста, в русском языке уже были две масштабные волны заимствования иностранных слов. Первая — при Петре I, когда в русский хлынул поток голландских и немецких заимствований. Вторая волна состояла из французских слов, которые активно появлялись в языке в XIX веке. В обоих случаях это было вызвано социально-экономическими причинами: новые реалии требовали появления новых средств для их обозначения.

Кроме того, Мария Каленчук уверена, что

целенаправленно бороться с заимствованиями бесполезно,

приводя в качестве примера деятельность Владимира Даля. Он не любил слова иностранного происхождения и в словарях придумывал для них русские «синонимы»: «колоземица» вместо «атмосфера», «ловкосилие» вместо «гимнастика». Искусственные слова, как мы видим, так и не прижились.

В качестве еще одного примера стремления «очистить» русский язык можно привести деятельность литературного общества «Беседа любителей русского слова», основанного в 1811 году в Санкт-Петербурге Гавриилом Державиным и Александром Шишковым. Члены этого общества стремились заменять заимствованные слова русскими и придумывали их сами. Так, вместо слова «тротуар» они предлагали говорить «топталище», вместо «кий» — «шаротык», а «инстинкт» заменить на «побудку». Члены общества вели активную полемику с кружком «Арзамас», выступавшим против подобных нововведений. Туда входили Пушкин, Жуковский, Вяземский, Плещеев и другие. Известна также фраза-пародия на «русский» язык Шишкова: смеясь над ним,

современники предложили «перевести» предложение «Франт в галошах идет по бульвару из театра в цирк» как «Хорошилище в мокроступах идет по гульбищу из позорища на ристалище».

Помимо тенденции к заимствованию иностранных слов специалисты обращают внимание и еще на одну: взаимопроникновение письменной и устной речи. Доктор филологических наук и известный лингвист Максим Кронгауз замечает, что современные смартфоны (кстати, вот вам и еще одно заимствование из английского) все больше используются не для разговора, а для письма: мы постоянно обмениваемся сообщениями в электронной почте и мессенджерах (называть их приложениями для обмена мгновенными сообщениями, конечно, можно, но получается очень уж длинно), даже когда находимся с собеседником в соседних помещениях. При этом такая письменная речь все больше напоминает устную: мы не ставим знаки препинания, пишем слова так, как слышим, а не по правилам орфографии.

Как изучают русский

В нашей стране изучением русского языка занимаются, например, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Институт славяноведения РАН, Институт лингвистических исследований РАН (кстати, именно там составляются словари русского языка и даются описания новой лексики).

Вопрос о взаимодействии русского языка с иностранными языками был выделен в качестве одной из основных проблем, которые в ближайшем будущем предстоит изучить лингвистам.

Сделано это будет в рамках проектов, победивших в конкурсе Российского научного фонда (РНФ) на финансирование исследований в области русского языка и других языков России. Сам конкурс был инициирован президентом в конце прошлого года, а его итоги РНФ подвел 31 марта.

«Всего к проведению экспертизы конкурса было привлечено 78 экспертов, которые подготовили 324 экспертных заключения на заявки конкурса, — рассказал «Газете.Ru» доктор филологических наук Валерий Демьянков, заместитель директора Института языкознания РАН и координатор гуманитарной секции экспертного совета. — Иностранных экспертов мы на этот раз не привлекали — экспертами были видные отечественные специалисты в области русского языка и других языков народов России. У этих специалистов большое число публикаций, хороший уровень цитируемости и несомненные достижения в области лингвистики. Разумеется, эксперт не может трудиться в одной и той же организации, что и заявитель, и у него не должно быть заявки (в качестве руководителя или исполнителя проекта) на этот же конкурс».

Валерий Демьянков также сообщил, что всего в фонд поступило 112 печатных заявок. По результатам экспертизы было рекомендовано поддержать 15 из них (14%).

«Несколько проектов нацелено на выявление того, какими глазами смотрит на мир носитель русского языка, каковы особенности этого взгляда, какие свойства внешнего мира при таком взгляде высвечиваются в полной мере, а какие игнорируются.

Этой задаче посвящены проекты под руководством Валентины Апресян («Исследование русского языкового сознания на основе семантического, статистического и психолингвистического анализа лексической многозначности», Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Москва), Екатерины Лютиковой («Структура значения и ее отображение в системе лексических и функциональных категорий русского языка, Московский педагогический государственный университет). Ведущий белорусский исследователь Борис Норман приглашен в Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина для исследования интерпретации внутреннего мира человека в русском языке.

На современные реалии русского языка из глубины веков предполагается посмотреть в проекте под руководством Алексея Гиппиуса «Культурная идентичность Древней Руси в зеркале оригинальной письменности: коммуникативные стратегии и языковая вариативность» (Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Москва).

Культуре русского народа в диалектном языке и тексте посвящен проект под руководством Татьяны Демешкиной (Национальный исследовательский Томский государственный университет)», — рассказывает Валерий Демьянков.