Дефекты речи у детей: что должны знать родители. Как исправить произношение во взрослом возрасте

Дефект речи – неправильное произношение звуков, вызванное недостаточной развитостью артикуляционного аппарата или нарушением его работы вследствие целого ряда причин. С патологий сталкиваются и дети, и уже взрослые люди. Исправление дефектов речи – задача для профессионалов. В ходе занятий используются различные методики, которые зависят от разновидности имеющегося нарушения.

Виды дефектов речи достаточно многочисленны. Самыми распространенными являются картавость и шепелявость (виды дислалии).

Какие бывают дефекты речи? Принято выделять:

  • Дислалия. Подобное отклонение встречается у людей с хорошим слухом и развитым артикуляционным аппаратом. Это дефект, выражающийся в неверном произношении звуков, замещением другими либо полным отсутствием. Скорректировать нарушение можно при помощи специальных логопедических упражнений и регулярного произношения различных типов скороговорок для закрепления верно поставленной артикуляции.
  • Дизартрия. Причиной становится отсутствие полноценной взаимосвязи между отделами нервной системы и органами артикуляции. У больного отмечается нарушение подвижности нёбной занавески, губ и языка. Дефекты речи у детей в форме дизартрии выражаются в сложностях с написанием слов, прочтения текстов и общем речевом недоразвитии. У взрослых людей способность к восприятию устной речи, чтению и написанию слов сохранятся в полном объеме.
  • Ринолалия. Патология выражается в гнусавости, т.е. человек разговаривает так, словно у него сильнейший насморк. Причиной становится нарушение функций носоглотки.
  • Заикание. Состояние сопровождается повторным воспроизведением слогов, полных слов, их удлинением и т.д. Обусловлено развитие подобного речевого дефекта чрезмерным напряжением мышечной системы речевого аппарата. У детей формируется заикание в период двух – пяти лет, когда малыш активно учиться разговаривать. При этом патология у мальчиков выявляется в несколько раз чаще, чем у девочек. Потенциальными причинами могут выступать: сильный испуг, воздействие взрывной волны (типична для взрослых), слишком быстрая наработка словарно запаса, заикающийся родитель (в этом случае имеет место подражание), детский церебральный паралич и некоторые другие.
  • Афазия. Потеря вербальной речи после ее формирования в речевом центре при правильно функционирующем речевом аппарате.
  • Алалия. Развитие патологии обусловлено чаще всего родовыми травмами. У ребенка происходит повреждение частей мозга, отвечающих за развитие речи. При этом слух и умственное развитие не страдают.

Нарушения речи в детском возрасте – причины и лечение

Самые часто диагностируемые дефекты речи у детей – шепелявость и картавость. Это так называемые естественные нарушения, которые отмечаются практически у всех начинающих разговаривать малышей.

Появление и закрепление подобных нарушений зависит от многих факторов. В частности:

  • копирование родителями неверного звукопроизношения своего чада;
  • наличие подобных нарушений в ближнем окружении ребенка – малыш непроизвольно копирует подобную речь;
  • сильный психологический стресс.

Как мы уже писали выше эти дефекты речи логопеды и дефектологи называют по-научному дислалия. Для патологии типично нарушение в воспроизведении шипящих и свистящих звуков. Нормой признается, если малыш до исполнения трех – четырех лет не выговаривает определенные звуки. Исправление дефектов речи необходимо начинать и отправлять ребенка на логопедические занятия, если проблема не исчезла самостоятельно к 5-летнему возрасту.

Как избавиться от дефектов произношения? Прежде всего, родителям малыша необходимо проконсультироваться с логопедом и показать ребенка специалисту как можно раньше. Он сможет определить разновидность имеющего места речевого нарушения и подобрать индивидуальную программу занятий. Верно подобранные очень быстро помогут откорректировать речевое отклонение.

Например, источником речевых нарушений может выступать аномальное развитие артикуляционного аппарата – неправильно сформированный прикус, «заячья губа», короткая уздечка языка, «волчья пасть», патологии строения челюсти и другие. Некоторые виды дефектов речи формируются в результате патологий центральной нервной системы, строения носа либо голосовых связок.

Важно помнить, что шепелявость и картавость – физиологическая норма у детей 3 – 5-летнего возраста. Причиной выступает не полностью сформировавшийся артикуляционный аппарат и прикус. К тому же ребенок еще только учится правильно дышать.

Как исправить дефекты речи? Для улучшения произношения шипящих или других проблемных звуков можно использовать скороговорки и обязательно с буквой, которая вызывает у ребенка сложности с произношением. Но делать это нужно только после правильно выставленной артикуляции, иначе ребенок будет просто закреплять неверное положение речевых органов.

  • У нас в печурочке серебряные чурочки.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон.

Нарушения речи у взрослых

Дефекты речи у взрослых развиваются в большей части случаев после перенесенного заболевания. Например, ринолалия – гнусавость – формируется как осложнение имеющихся носовых полипов либо искривлением носовой перегородки.

Некачественное произношение звука «ш» может быть спровоцировано:

  • плохой подвижностью языка;
  • неправильно сформированным прикусом;
  • повреждением ротовой полости;
  • плохим слухом;
  • пережитой стрессовой ситуацией.

Как исправить дефекты речи? Человеку будет рекомендовано:

  • Консультация логопеда. Профессионал определит вид нарушения, а также подберет эффективные методики его устранения.
  • Лечение провоцирующих речевое нарушение патологий – заболеваний носа или нервной системы.
  • Снятия мышечного напряжения с мышц артикуляционного аппарата. В этом помогают специальные лекарственные средства, которые назначаются невропатологом после очной консультации.
  • Посещение стоматолога и исправление нарушенного прикуса.

Исправление дефектов речи – сложная задача, потребующая от человека дисциплинированности. Только методичная работа поможет добиться результата.

Причиной невнятной речи может становиться волнение и сопутствующий ему нарушенный дыхательный баланс. Для его восстановления и контроля рекомендуется научиться диафрагменному дыханию. Вот пример простого упражнения, которое нужно выполнять не более 5 минут в день. На вдохе надуваем живот, на выдохе – втягиваем.

Хорошие результаты дает миогимнастика и артикуляционные упражнения. Их предназначение – улучшение функций органов артикуляционного аппарата.

  • Заполните рот водой и держите его закрытым 15 секунд.
  • Сожмите зубы, губы сверните трубочкой. Зафиксируйте положение на 5 секунд.
  • Откройте сжатые зубы в широкой улыбке. Выдержите положение 5 секунд.
  • Надуйте щеки с закрытым ртом. Прижмите их кулаками, медленно выжимая воздух сквозь тонкую щелочку между сжатыми губами.
  • Вытяните вперед нижнюю губу и положите ее на верхнюю. Повторите упражнение, поменяв губы.

Гнусавость (ринолалия) часто развивается на фоне патологий, затрудняющих носовое дыхание. Подобное состояние типично для полипов, аденоидов, различных искривлений носовой перегородки и т.д. Нарушение касается произношения носовых звуков «м» и «н». Голос у человека звучит глухо.

Необходимый результат дают следующие упражнения:

  • Нужно озвучивать гласные звуки в последовательности – «У-О-А-Э-Ы». На последнем делаем глубокий зевок.
  • Напевайте любимые песни, но все слова заменяйте сначала звуком «У», потом «О», потом «Ю».
  • Позевайте несколько раз. Это упражнение помогает развивать правильное дыхание.
  • Налейте в стакан воды и выпейте жидкость маленькими глоточками. Это отличное упражнение для язычка.

Для исправления дефектов речи нужно совершенствовать свою дикцию. Четкого внятного произношения звуков можно достичь, внимательно следя за артикуляцией.

Хорошая дикция обеспечивается правильным произношением каждого звука. Основная рекомендация – во время разговора нужно открывать рот достаточно широко. Это сделает произношение более четким и чистым. Существуют различные комплексы на развитие дикции, которые при ежедневном выполнении помогут сделать звучание голоса чистым. читайте в нашей одноименной статье.

Важно развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, например, при малоподвижных губах и языке получить чистое звучание речи невозможно. Обязательно обратитесь к логопеду, следуйте его указаниям и шансы на полное исправление дефектов речи у вас сильно увеличатся.

В современном мире внешний облик человека напрямую связан с его успешностью в делах, личной и общественной жизни. Большинство из нас тратит немалые деньги и время на подбор качественного стильного гардероба, приобретение средств по уходу за телом, косметики. Мы получаем образование, стараемся следить за новинками кино и литературы, покупаем всё более новые гаджеты. Все эти атрибуты позволяют нам чувствовать себя более уверенно, воплощая образ успешного человека.

Важнейшим и неотъемлемым элементом внешнего облика человека является его речь. И если в речи присутствует заметный дефект – нарушение голоса, картавость, заикание, запинки, трудность произношения определённых звуков, проблемы темпа речи – ни дорогая одежда, ни самый навороченный смартфон не улучшат общей картины. Особенно важно иметь красивую, внятную, чёткую речь для людей, работающих в сферах преподавания, управления, юриспруденции, торговли и других, где требуется постоянное общение, и где успех зависит от впечатления, которое производит человек.

Бытует мнение, что если в детстве человек не занимался с логопедом, не исправил нарушения речи, то во взрослом возрасте скорректировать речь невозможно. Это не так. Современные логопедические методики позволяют устранить нарушения речи в любом возрасте в достаточно короткие сроки.

Как выбрать логопеда для взрослого человека?

  1. Обратите внимание на образование логопеда. Лучше, если это будет логопед-дефектолог, так как такая подготовка предполагает наличие качественных знаний в области нейрофизиологии, неврологии, психофизиологии, патопсихологии речи, то есть знания не педагогические, а медицинские. Это является гарантией того, что речевая диагностика и коррекция будут осуществлены качественно.
  2. Общий опыт работы логопеда должен быть не менее 2-3 лет.
  3. Важно, чтобы логопед имел опыт работы именно с Вашим типом нарушения речи (особенно если речь идёт о заикании у взрослых или афазии, нарушении голоса).
  4. Важно, чтобы у специалиста была возможность принимать Вас в удобное для Вас время, при необходимости — возможность выезда на дом (в офис), поскольку заниматься придётся регулярно на протяжении нескольких недель.

Как проходит первое занятие с логопедом?

На первом занятии обязательно проводится речевая диагностика . Логопед собирает необходимую информацию Вашего анамнеза, исследует особенности Вашей артикуляции, дыхания, тонуса прилегающих мышц. С использованием специальных логопедических методик выявляет причину нарушения речи.

После диагностики логопед рассказывает о выявленных дефектах и необходимых мерах по их устранению, а также определяет прогноз и режим последующих занятий. После этого начинается коррекционная работа, которая включает те методики, которые оптимально подходят клиенту с учётом результатов диагностики. Кроме того, специалист может давать домашние задания для закрепления новых речевых навыков, ведь важно не только «поставить» нужный звук, но и ввести его в речь, что требует постоянной практики.

Сколько занятий с логопедом потребуется?

К сожалению, заочно нельзя определить, сколько именно потребуется занятий в каждом конкретном случае. Очень многое зависит от анатомических особенностей артикуляционного аппарата и других индивидуальных причин нарушения речи. Как правило, в среднем курс включает 5-10 занятий с логопедом для коррекции нарушений звукопроизношения. Для более сложных нарушений речи (заикание, афазия, патологии голоса) необходимо больше времени. Достоверный ответ о количестве занятий даст специалист после проведения диагностики речи.

Дефекты речи – это неправильное произношение звуков. Человек может не выговаривать определенные звуки или выговаривать их неправильно, чаще всего проблемы возникают с «р», «л», «ш», «щ» и «ч». Дефекты делают речь некрасивой, усложняют общение и публичные выступления. Взрослые люди стесняются речевых проблем, а поскольку их не скроешь, попадают в замкнутый круг: смущение и стеснительность делают их речь еще более неразборчивой, а неразборчивость порождает еще большую стеснительность. Даже если вы избежали смущения, свойственного людям с дефектами речи, вряд ли вы на 100% довольны своим произношением. Даже уверенные в себе люди с речевыми проблемами не любят говорить по телефону и время от времени сталкиваются с бытовыми трудностями. Теоретически, сейчас можно слыть блестящим оратором без идеальной дикции, но на практике дефекты создают трудности, и если есть возможность, их нужно исправить.

Какие бывают дефекты дикции

Они бывают органическими и неорганическими. Органические дефекты возникают по физиологическим причинам: человек в таком случае не способен говорить правильно. Причиной может быть короткая подъязычная связка, неправильный прикус, проблемы с зубами и многое другое, включая травмы мозга. Определить причину может только логопед, поэтому первый этап работы – найти логопеда, который работает со взрослыми, и выяснить причину дефекта речи. Самостоятельно вы это сделать не сможете. Навскидку, если вы совсем не произносите какой-то звук – наверняка причина органическая, но вы не можете быть до конца уверены, пока не проконсультируетесь с логопедом. Неорганические или функциональные дефекты не имеют физиологической основы. Вы физически способны говорить правильно, но из-за стресса, психологической травмы, детских потрясений, зажимов речевого аппарата и ряда других причин не умеете этого делать. В такой ситуации тоже лучше работать с логопедом и устранить первопричину недостатка, но с неорганическими дефектами речи вы можете работать и самостоятельно.

Виды дефектов речи

  • Алалия – недоразвитие речи из-за поражения коры головного мозга.
  • Афония или дисфония – патологическое изменение речевого аппарата, из-за которого человек неправильно произносит отдельные звуки.
  • Афазия – частичная или полная потеря возможности говорить из-за поражений нервной системы.
  • Брадилалия – замедление темпа речи.
  • Дизартрия – нарушение речи из-за поражения нервной системы.
  • Дислалия – фонетические нарушения при нормальном слухе и правильно построенной речи.
  • Заикание – нарушение ритма и темпа речи из-за мышечных судорог речевого аппарата.
  • Тахилалия – противоположность брадилалии: слишком быстрый темп разговора, который не поддается осознанному контролю.
  • Ринолалия – недостатки тембра и звукопроизношения, которые могут появляться из-за анатомических нарушений.
Проблемы с произношением возникают в детстве, но бывают исключения: они могут появиться после травмы, операции, проблем с зубами. Такие проблемы могут быть временными: например, пока вы привыкаете к брекетам, будете шепелявить и пришептывать, но это быстро пройдет. Однако проблемы могут стать и постоянными, поэтому обращайтесь к логопеду, как только заметите изменения в собственном произношении.

С какими проблемами сталкиваются взрослые и как их решить

Итак, если вы не выговариваете звук «р» или шепелявите, помочь вам может только логопед. Конечно, вы можете попытаться что-то делать самостоятельно: изучить физиологическую основу звука, сесть перед зеркалом и сделать несколько попыток, но зачем усложнять самому себе задачу? Пока вы не знаете причин своей картавости или шепелявости, усилия будут напрасными. Не исключено, что самостоятельно исправить дефект вам не по силам, нужна операция и специальная программа лечения. Но есть проблемы, которые вы можете решить самостоятельно, без помощи логопеда. Проблема 1: невнятная быстрая речь. Когда вы поднимаетесь на сцену, мысли путаются, голос дрожит, и от этого начинаете говорить невнятно. Знакомая картина? Ситуацию можно исправить. На занятиях я учу слушателей, сцены и почувствовать себя уверенно во время выступления или общения в незнакомой компании, но вы можете решить проблему и своими силами. Решение: дыхательные упражнения. Тренируйте диафрагмальное дыхание: надувайте живот, как барабан, на глубоком вдохе, а затем сильно втягивайте на глубоком выдохе. Это поставит правильное дыхание. На сцене такого делать, конечно, не надо. Заранее продумайте речь, отрепетируйте ее и контролируйте темп. Как только почувствуете, что волнуетесь, говорите медленнее, а не быстрее. Это будет вызывать дискомфорт и психологическое сопротивление, но не идите на поводу у страха. Если справиться с ним не получается, возьмите короткую паузу, сделайте глубокий вдох – и начинайте медленно говорить на выдохе. Проблема 2: Гнусавость. Она возникает, когда носовая полость не участвует в дыхании и формировании звуков. Причиной могут быть заболевания дыхательных путей: полипы, аденоиды и прочее, поэтому имеет смысл обратиться к лору. Но если физиологических причин для гнусавости нет или они успешно устранены, вы можете самостоятельно исправить дефект. Решение: дыхательная гимнастика и логопедические тренировки. Работайте над правильным дыханием и дикцией, и проблема постепенно отойдет в прошлое. Контролируйте носовое дыхание. Упражняться несложно, но делать это нужно регулярно: поочередно зажимайте ноздри и вдыхайте только одной из них, делайте вдох носом и выдох ртом. Проблема 3: Невнятная дикция. Дикция – это четкое и внятное произношение согласных и гласных звуков. Правильная дикция обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого отдельного звука. Далеко не все взрослые могут похвастать правильной дикцией: многие глотают отдельные звуки, произносят их нечетко или неправильно. Но при систематическом подходе это несложно исправить. Решение: Чтобы поставить речь, рекомендую прочитать описание или найти на видео правильное произношение каждого отдельного звука и проконтролировать его. Многие пропускают этот этап, потому что он кажется им очевидным: зачем с нуля учиться произносить звуки «п», «м» и прочие? Но на практике невнятная дикция складывается из небольших погрешностей, которые непрофессионалы даже не слышат. Для развития дикции репетируйте звуки по группам: гласные и согласные, сонорные и шипящие. Прорабатывайте отдельные звуки и их сложные сочетания. Используйте пробку или препятствие для языка: камешки, орешки, гальку, которые набирают в рот. Сначала у вас не получится внятно произносить отдельные звуки или читать стихотворения с пробкой, но по мере развития дикции это будет все проще и проще. Не забывайте и про такой классический инструмент для улучшения дикции, как скороговорки. Но не спешите читать их быстро, прорабатывайте произношение сначала медленно, потом чуть быстрее, быстрее и так далее. Многие недостатки невозможно услышать, если вы не профессионал. Поэтому я рекомендую заниматься дикцией с наставником. Приходите на мои групповые или в школу ораторского искусства «Ораторис»! Я послушаю вас и составлю специальный план занятий с учетом ваших особенностей и потребностей. Записаться на занятия в Москве и Санкт-Петербурге можно по телефону или через сайт!

25 05.2016

Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Давно ли вы просматривали видеозаписи с вашими детками, когда им было около 3 лет? Помните, как потешно было слушать их собственные слова, отдаленно напоминающие оригинал, и переводить для знакомых смешные выражения, которые могли понять только вы. Тогда вы этим умилялись, а когда малышу исполнилось 5-6 лет, вы занервничали. Его сверстники уже давно говорят чисто и понятно, а ваш карапуз коверкает слова, переставляет звуки, а некоторые вообще не выговаривает.

К сожалению, родители часто сталкиваются с такой проблемой, как дефекты речи у детей. Некоторых пугает сама формулировка – дефект. Мы привыкли вкладывать в это слово все самое плохое, что может быть. Давайте разберемся. Дефект – это некоторое нарушение целостности, чего-то присутствующего. Что касается речи, не будем усугублять положение своими домыслами. Это хорошо, что она (речь) есть в принципе. А устранить дефект – это работа по коррекции наличия, а не борьба за возникновение.

Дефекты речи чаще всего имеют место в дошкольном детстве, это возраст от 2,5 до 5 лет, когда у ребенка уже есть необходимость выражать свои мысли словами.


N . B . Прислушайтесь, как вы разговариваете с малышом. Чиста ли ваша собственная речь настолько, чтобы требовать от ребенка воспроизведения ваших слов верно с точки зрения фонетики? Если родители говорят на машину «масина», то ребенок и узнает ее как «масину». А машина становится новостью для него.

Характеристика дефектов речи

Не будем утверждать, что вина за развитие дефектов речи заключена только лишь в родительском лепете. Конечно, многие и сами понимают, что для ребенка речь близких – пример, на который они равняются. Но есть случаи, когда у крохи развиваются дефекты речи по другим причинам. Рассмотрим, какие бывают дефекты речи у детей и их виды.

  • Дислалия или косноязычие. Это нарушение относят к возрасту более 4 лет. Оно характеризуется заменой звуков в словах при хорошем словарном запасе и отсутствии нарушений слуха. Такой малыш вместо «рыба» скажет «лыба» или, как маленькая героиня известного фильма, «селедка».
  • Ринолалия. Этот дефект связан с физиологическими нарушениями артикуляционного аппарата. Такое может случиться при расщеплении неба, мягкого или твердого, травмах носоглотки. При этом звуки как будто доносятся из глубины колодца, звучат гнусаво, слова трудно разобрать, изменен тембр голоса. Подобный дефект может быть установлен, если у малыша аденоиды, полипы или искривление перегородки носа.
  • Дизартрия. Из-за того, что мышцы лица малыша не обладают достаточной подвижностью, речь его замедленна, язык неповоротлив. Ему трудно произнести слово. Основой подобного дефекта считается нарушение центральной нервной системы и двигательных функций. Заболевание требует комплексной терапии.
  • Алалия. Такой дефект характеризуется частичным или полным отсутствием речи, при этом малыша отменный слух о ин проявляет желание общаться. Ведущую роль у такого ребенка играют жесты и мимика. Специалисты связывают это с нарушением речевых центров в левом полушарии головного мозга, которые имели место еще в период внутриутробного развития или в самом раннем младенчестве. Причем, течение подобной ситуации может разворачиваться по двум сценариям:
  1. Когда кроха понимает речь окружающих, но у него не получается воспроизвести ее – моторная алалия
  2. Когда понимание речи взрослых отсутствует, соответственно, воспроизведение исключено – сенсорная алалия

  • Тахилалия. Ребенок с таким дефектом обладает очень высоким темпом речи, он тараторит слова. При этом не допускает критичного количества ошибок в словах и предложениях.
  • Брадилалия. Антипод тахилалии. Речь малыша замедленная, он растягивает звуки, особенно гласные. Брадилалия отмечается у детей с общим нарушением некоторых познавательных процессов, мышления, внимания, нередко это случаи с отставанием в моторном развитии.
  • Заикание или логоневроз. К подобным проявлениям склонны дети в возрасте от 2 лет, когда овладение речью начинает стабильно набирать темп. Возникновение подобного симптома может быть результатом психологических проблем и нарушением комфортного климата в семье. Речь малыша характеризуется сложностью проговаривания всего слова целиком, вместо этого ребенок как будто застревает на первом слоге и повторяет его несколько раз, пока у него получится произнести слово полностью. Это еще связано с напряжением речевого аппарата. В спокойной обстановке заикание у ребенка пропадает, а некоторые жизненные ситуации заставляют малыша волноваться, и логоневроз проявляется снова.
  • Дисграфия и дислексия. Этот дефект может присутствовать у детей 5-6 лет, когда овладение письменной речью и чтением затруднено или не приносит никакого результата.
  • Афония и дисфония. Когда органы голосового аппарата подвергаются изменениям, у ребенка может наблюдаться полное отсутствие или значительное изменение голоса.

N . B . Не примеряйте все на своего карапуза. Диагностику должен проводить только человек со специальным образованием, ваши диагнозы могут усугубить ситуацию. Если вы хотите оценить развитие речи вашего ребенка, воспользуйтесь услугами логопеда. Опасайтесь делать скоропалительные выводы и принимать необдуманные решения.

Чтобы не упустить драгоценное время, родителям следует знать, каковы особенности речи у детей разного возраста, и когда обратиться за консультацией к узкому специалисту.

Пора посетить логопеда

Развитию речи родители должны уделять должное внимание, начиная с первых дней жизни крохи.

Период раннего детства – это фундамент, который является основополагающим фактором для дальнейшего развития речевых навыков. В возрасте 12 месяцев малыш должен произносить несколько двусложных слов, как правило, до 10.

Но нередки случаи, когда малыши в 3 года практически не говорят. Этот факт обязательно должен насторожить родителей, ребенка необходимо показать специалисту с целью согласования дальнейших действий.

Чаще всего дефекты речи у малышей 3-4 лет возникают на фоне особенностей строения артикуляционного аппарата ребенка – короткая уздечка языка, высоко расположенное небо или неправильно сформировавшийся прикус. Выявить причины и назначить курс коррекции родителям поможет визит в логопедический кабинет.

N . B . Какие смешные слова свои или своего ребенка вы можете вспомнить? Занимались ли вы лично с логопедами в детстве? В каком возрасте обратились за консультацией?

Также не стоит пренебрегать посещением логопеда, когда в возрасте 4-5 лет у вашего малыша отмечаются дефекты речи, которые выражаются в плохом произношении отдельных звуков или некоторые из них отсутствуют в речи вовсе. Обычно у детей возникают проблемы с произношением шипящих, свистящих и сонорных звуков, в формировании которых участвуют небо, зубы и кончик языка.

Логопед решает задачу постановки звуков, а родителям предстоит поддержка и закрепление материала, проведение упражнений ежедневно и контроль выполнения всех требований специалиста.

Если у ребенка в 5-6 лет возникают дефекты речи, то это повод задуматься родителям о существующей проблеме. Конечно, время несколько упущено, но попытаться наверстать стоит. Ведь малышу предстоит поступать в 1 класс, а там будут новые знакомства, новый коллектив, новые требования. И вряд ли некоторые дети смогут промолчать, чтобы не поддразнить вашего ребенка за неправильное произношение.

Дефекты в речи 7 летних детей уже не поддаются слишком глубокой коррекции, ведь артикуляционный аппарат уже достаточно сформирован, и переустановить язычок довольно сложно.

N . B . Не допускайте насмешек со стороны детей или взрослых, если ваш ребенок заикается или не выговаривает все звуки. Будьте поддержкой для своего чада, он должен знать, что в любой ситуации может к вам обратиться за помощью и советом. И это не будет воспринято как ябедничество.

Тренируем речевой аппарат

Чтобы исправить дефекты речи у детей, логопедами разработаны общие рекомендации и упражнения, призванные помочь детскому речевому аппарату стабилизировать состояние и наладить процесс передачи речи.

Самые распространенные проблемы у детей возникают, как уже говорилось, с произношением свистящих, шипящих и носовых звуков. Рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно исправить дефекты речи вашего малыша.

Чтобы эффект закрепился, ежедневно делайте с ребенком артикуляционную гимнастику. Упражнения проводятся в форме игры, чтобы малыш ожидал от упражнений интересного времяпрепровождения, а не скучных сухих заданий.

Дудочка . Это полезное занятие, когда вы вытягиваете губы вперед как можно дальше, а потом расслабляете их. Зубы при этом должны быть сомкнуты.

Лопатка . Пусть малыш представит свой язычок в виде лопатки, вытянет его изо рта и уложит на нижние зубки. Нужно постараться продержаться около 10 секунд.

Съел варенье . Попросите ребенка облизать верхнюю губу расправленным язычком, будто на губе осталось варенье. Для начала можно действительно нанести немного варенья или меда на нужное место.

Красим пещеру . Язык – это кисть, а щеки и неба – пол и потолок. Нужно выкрасить кисточкой всю пещерку. Пусть малыш водит во рту языком в произвольном порядке, а вы подсказывайте ему, где он пропустил.

Посмотрите это небольшое видео, где наглядно увидите описанные выше и другие несложные упражнения.

N . B . Вы можете придумать много разных упражнений для тренировки речевого аппарата. Лучше всего, если вы будете это делать вместе с малышом. Обязательно практикуйте игры перед зеркалом. Это хороший помощник. А также будьте зеркалом друг для друга. Это интересно, полезно и весело.
Такой дефект речи, как заикание, тоже исправляется с помощью простых упражнений. Но, в любом случае, не забывайте, что любую проблему легче предупредить, чем потом исправлять. Так и с логоневрозом. Есть некоторые особенности, которые следует учитывать родителям, если вы замечаете, что ваш малыш иногда делает запинки, похожие на заикание:

  1. Вы должны говорить не спеша, отчетливо произнося каждый;
  2. Следите, чтобы в окружении ребенка не было людей, которые заикаются;
  3. Дети тяжело переживают ссоры родителей, если вам непременно нужно поспорить, сделайте это в отсутствии ребенка;
  4. Обеспечьте малышу безопасность с точки зрения травматизма, как физического воздействия (особенно это касается головы), так и психологического;
  5. Не давайте малышу слишком много информации, следите, чтобы психика не подвергалась перегрузке;
  6. Не увлекайтесь использованием методик раннего развития, позвольте малышу развиваться в удобном темпе;
  7. Избегайте физического наказания и психологического прессинга;
  8. Читайте с малышом добрые сказки с позитивными героями. Если в истории присутствует нечистая сила, пусть ее побыстрее победит добро;
  9. Не используйте в качестве наказания действия, которые наверняка испугают малыша (закрытое пространство, темное помещение и пр.)

Чтобы облегчить малышу задачу, начните заниматься с ребенком, пока ему еще не исполнилось 3 года. Придумывайте разные игры, в которых участвуют губы, зубы и язык. Это различные дыхательные упражнения (мыльные пузыри, игра на дудочке, на трубе, вертушки и пр.), игры на повторение и воспроизведение звуков, музыкальные разминки, песни и стишки для детей. Все эти меры будут полезны каждому ребенку в будущем, и это поможет ему преодолеть или вовсе избежать проблем с нарушением артикуляции и речи, в общем.

Купить водяную дудочку для игры в ванной в «Жили-были », музыкальную дудочку в « », в «My-shop », на «Ozone »

Не забывайте хвалить ребенка после каждого занятия. Вы-то знаете, что это было занятие, а для малыша ваша похвала – это стимул еще больше стараться и учиться выговаривать все слова и звуки так, как это делают взрослые.

Благодарю вас за то, что отнеслись к нашей теме со вниманием и дочитали статью до конца. Надеюсь, наши советы помогут вам и вашим детям с достоинством и радостью оставить позади период коррекции, и вступить в новый этап с чистой и красивой речью, богатым словарным запасом.

Чтобы вы не пропустили важные особенности на каком-то возрастном этапе развития вашего карапуза, предлагаем вам подписаться на обновления блога. Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях, там вы сможете обсуждать волнующие вас вопросы со своими знакомыми и друзьями.

В надежде на скорую встречу, сегодня прощаюсь с вами и благодарю всех за внимание.

Согласно статистике, около 30% людей в той или иной мере страдают нарушениями дикции . Дефекты речи бывают врожденными, являясь следствием генов или внутриутробного развития, но чаще всего нарушение дикции это приобретенная особенность: дефекты появляются и развиваются с момента рождения и в течение жизни, основная их причина – ослабление мышц речевого аппарата . В таких случаях, исправлением дефектов речи можно заниматься самостоятельно, без вмешательства хирургов. Мы рассмотрим самые распространенные из них. Итак, как можно подкорректировать и улучшить свою дикцию и побороть дефекты речи .

Как исправить картавость

Логопеды насчитали около 30 вариантов искажения звука «р», но чаще всего – это его отсутствие в произношении. Этот дефект речи очень редко бывает врожденным , но иногда его причиной может быть слишком короткая подъязычная связка. Единственное решение такой проблемы – хирургическая помощь. В остальных случаях причина картавости кроется в слабости языка .

Упражнения для дикции

Для разработки мышц языка потребуется сделать следующее:

1. Распластайте язык по периметру нижней губы и проговаривайте звуки «пя-пя-пя». Нужно достичь эффекта, когда язык сможет лежать расслабленно во время упражнения. Если получилось, переходите к следующему этапу.

2. Попытайтесь накрыть языком всю ширину верхней губы, от одного уголка рта до другого. После чего, сохраняя ширину языка,передвиньте его под верхние зубы и потренируйтесь произносить звук «д-д-д». Если мышцы языка слишком слабые, подстраховывать его положение первое время можно ложкой.

Через некоторое время, если чередовать упражнения со скороговорками, звук «р» начнет прорываться.

Как исправить шепелявость

Если все находятся на своих местах, а прикус правильный, то причиной шепелявой речи опять же выступает слабость языковых мышц . Тем, кто хочет бороться с этим дефектом, желательно как можно больше читать вслух: и для дикции полезно, и приятно.

Упражнения для дикции

1. Растяните рот в широкой улыбке так, чтобы видны были зубы. После чего нужно подуть на кончик языка, до тех пор, пока не извлечется свистящий шум, характерный для звука «с».

2. Не убирайте улыбку: пройдитесь кончиком языка с внутренней стороны по верхнему ряду зубов, от начала в конец, после чего переходите к нижнему ряду. Челюсть при этом должна быть неподвижной.

3. Расположите язык между верхними и нижними зубами и произнесите слог «са». На звуке «а» рот должен раскрываться.

Отметим также, что перед тем как избавляться от шепелявости, стоит удостовериться, что у вас нет проблем с проходимостью воздуха через нос . Дело в том, что при затрудненном дыхании носом, человек привыкает дышать только через рот, от чего мышцы языка обмякают и слабнут.

Как исправить невнятную речь

Следующий распространенный дефект речи выражается в невнятном произношении слов, «проглатывании» целых кусков звуков . Если вместо слова «человек» вы произносите «чек», а «короче говоря» слышится как «кочевря», вам пригодятся следующие советы:

1. Скандируйте периодически стихотворения, отбивая при этом ритм рукой. Для этого отлично подойдут творения Маяковского.

2. Создайте коллекцию из слов, в которых встретите изобилие рядом стоящих согласных и периодически зачитывайте список. Несколько таких мы уже подобрали: контрреволюция, постскриптум, бодрствовать, сверхъестественный, партвзнос и безвозмездность.

Эти упражнения и советы помогут вам улучшить и исправить дикцию , но если проблема слишком уж серьезная, обращайтесь к логопеду – профессионал подберет методику и упражнения исключительно под ваш случай. Помните о том, что с дефектами речи можно и нужно бороться , даже если вы не мечтаете о карьере радио-ведущего. Успехов.