Дарья снежная. Дарья Снежная (1988)

«…Что такое талант вообще? Это дополнительная энергия, которая ищет выхода. И находит. Энергия чужого таланта распространяется и на меня. Я ее чувствую. Гениальность – несколько другое. Гений – проводник между Создателем и людьми. Создатель через гения передает свои послания.

Я стою перед фресками Джотто и через семьсот лет принимаю сигнал».

В. Токарева

Виктория Токарева

Немножко иностранка

Рассказы

С лицом осетра

От Инны Рогожкиной ушел любовник. Бросил. Без объяснения причин. Так легче.

А какой был роман… Не роман даже, целая жизнь. Все это продолжалось десять лет. Инне казалось: вот они – две половинки целого, но… он нашел себе другую половинку.

Инна знала эту женщину. Моложе, но ненамного. На пять лет всего. Сейчас популярна разница в двадцать и тридцать лет. Появилось словечко «папик», это значит – папа, отец. Мужики женятся на дочках, а дочки – на деньгах.

А здесь, в случае Инны, – ничего не понятно. Соперница по имени Василиса была похожа на трансвестита, как будто сделана из мужика. Мужик натянул платье, отрастил кудри и отрезал пенис. А может, не отрезал, а оставил как было. Василиса – плечистая, разворотистая, но главное – в другом. Василиса была богатая, в отличие от Инны, которая сводила концы с концами.

При социализме учили, что деньги – зло. А деньги – это как раз благо, свобода, возможности. Зло – это отсутствие денег. Но стране было выгодно держать людей в бедности, поэтому бедность воспевали: «А я еду, а я еду за туманом, за туманом и за запахом тайги». Эти слова переиначили: «А я еду, а я еду за деньгами, за туманом едут только дураки».

Любовник – его имя Владик – ушел к богатой. Есть даже термин «золотая мамка». Владик ушел к золотой мамке. Она поможет ему выпустить альбом, даст золотой пинок. А от Инны какая польза? Только слова и объятия. За десять лет объятия износились. Впереди – изматывающий труд художника-карикатуриста, постоянное перенапряжение – карикатуру в каждый номер газеты, боязнь халтуры, боязнь повтора.

Инна знала себя. Она десять лет любила, теперь ей понадобится десять лет, чтобы изжить это чувство. Итого двадцать лет псу под хвост. Как раз – вся молодость и зрелость.

Что останется впереди? Перезрелость и обида на все человечество.

Справедливости ради надо сказать: первые десять лет – не под хвост. Это не были вырванные годы, как говорят. Это был рассвет над Москвой-рекой, «весенняя гулкая рань, счастье, настолько ощутимое, что его можно было потрогать руками, прикоснуться губами, испить до дна».

Сейчас счастье отобрали, нагло выхватили и еще облили помоями с ног до головы. Все ходят мимо и усмехаются.

Инна покрылась красной сыпью. Врач сказал: на нервной почве. Кожа реагирует на стресс.

Далее врач сказал, что надо намазаться болтушкой и не мыться три дня. Желательно нигде не появляться, поскольку болтушка вонючая, с примесью дегтя. А через три дня можно будет все смыть под душем и посмотреть результат. Возможно, кожа очистится. А если нет – намазать снова на новые три дня.

Инна решила уехать из Москвы. У журналистов был свой дом в Прибалтике, туда не пускали посторонних. Хотя зимой путевки продавали всем желающим, чтобы помещение не пустовало, а приносило доход.

Инна купила две путевки – себе и дочке. У нее была восьмилетняя дочка Настя – любимая толстая девочка с круглым смуглым личиком. Инна называла ее «Блинок» (от слова «блин»). Впереди у дочки зимние каникулы, пусть девочка подышит соснами и морем. К тому же возле Инны будет родная душа, будет о ком заботиться, кого любить. Тяжело оказаться одной в обнимку со своим горем, а так все же втроем: она, дочка и горе.

Инна приехала на поезде. Ночью не переодевалась в пижаму, осталась в свободном индийском платье. Платье – не дешевая марлевка, а из плотного хлопка с вкраплением ярких квадратов. Глядя на Инну, сразу становилось понятно, что барышня не хухры-мухры, а вполне продвинутая, модная, но не веселая. Даже можно сказать – грустная. Подавленная. Не хотелось к ней приставать. От нее не исходило зовущих сигналов. Наоборот, шел сигнал: «Отстаньте все от меня, я вас всех ненавижу, чтоб вы сдохли в страшных мучениях».

Дом отдыха был огромный, гулкий. Им досталась комната на седьмом этаже. Этот этаж считался престижным. Хороший вид из окна: сосны, заснеженное море.

В столовой также достался уютный столик у окошка на четыре человека. Напротив сидела молодая женщина, существенно моложе Инны, с пятилетней девочкой.

Девочка Даша – маленькая разбойница: верткая, тощенькая, дикая. Волосы – черные до синевы, как у китайца. Челка до зрачка. Постоянно чем-то недовольна. Очень милая. Смешная. На нее хотелось смотреть и смотреть. Настя прозвала ее «Дикареша».

(Пока оценок нет)

Имя: Дарья Михайловна Гром (Дарья Снежная)
Дата рождения: 21 февраля 1988 года
Место рождения: Россия, г. Кострома

Дарья Снежная — биография

Дарья Снежная — псевдоним современной писательницы-фантастки родом из России (сейчас автор проживает с семьей во французском городе Бордо). Ее настоящее имя — Дарья Михайловна Гром. Будущая романистка появилась на свет 21 февраля 1988 года в городе Кострома, там же прошли ее детство и юность. После школы Даша поступила в Костромской университет иностранных языков. Выпустившись из стен Альма-матер в 2010 году, девушка сразу же уехала во Францию, чтобы получить хорошую языковую практику, но пока не думает приезжать в Россию. Несмотря на то, что она находится вдали от родины, ее произведения регулярно печатаются крупнейшими российскими издательствами “Эксмо” и “Альфа-книга” и не сходят с верхних позиций читательских рейтингов.

Дарья — очень увлекающаяся и творческая натура. Начиная с детства, она никогда не сидела без дела, постоянно пробуя себя в различных видах творчества. Она шила и вышивала, занималась изобразительным искусством и бальными танцами. Однако писательская деятельность всегда являлась главным увлечением девушки.

Тяга к литературному творчеству проявилась у Даши еще во время учебы в школе — девочка пробовала создавать фэнтезийные рассказы под влиянием работ любимых писателей этого жанра. Серьезная писательская работа Дарьи Снежной началась в 2014 году — она взялась за создание первой части дилогии “Агентство “ТЧК” — романа “Нечисть в помощь”. В 2015 году это произведение вышло из печати и сразу же было замечено любителями городского фэнтези. После успеха первой книги автор стала усиленно работать над продолжением этой истории. Роман под названием “Война с Астралом” увидел свет в следующем году.

Параллельно с эпопеей о магическом агентстве Дарья начала работу над другим двухтомным циклом “Хроники Дариола” (последовательность книг серии — “Дела эльфийские, проблемы некромантские” и “Основные правила разведчика”). Эту сагу современная фантастка создала в творческом дуэте с российской писательницей Ольгой Шермер. Пестрое научное фэнтези с нестандартными героями, лихо закрученным сюжетом и многочисленными юмористическими вставками пришлось по вкусу ценителям современной литературы, и они с нетерпением ждали продолжения. Через год появилось завершение этой истории — роман “Основные правила разведчика”.

Плодовитости талантливой фантастки можно только позавидовать — только в 2015 году Дарья издала три крупных романа и несколько рассказов. Внецикловое произведение “Янтарь и Льдянка. Школа для наследников” покорило сердца читателей не только динамичной и волнующей магической историей, но и проникновенной романтикой. Еще один внесерийный роман с ярко выраженной любовной линией “Артефактика. От теории к практике”, написанный в соавторстве с Любовью Ремезовой, был опубликован в 2016 году.

За три года литературных трудов у начинающей писательницы набрался вполне солидный багаж — более десяти произведений, из них восемь крупных романов. Многие работы автор объединяет в небольшие циклы, состоящие из двух-трех книг. Серии произведений часто дополняются небольшими рассказами, являющимися приквелами или сиквелами и раскрывающими некоторые нюансы сюжетной линии. На сегодняшний день Снежная работает сразу над несколькими проектами: пишет продолжение серии “Хроники Дариола”, трудится над новым циклом “Роли леди Рейвен” и создает внесерийный роман “По Ту сторону”. По мнению читателей, лучшими книгами фантастки являются произведения “Янтарь и Льдянка. Школа для наследников”, “Агентство “ТЧК”. Нечисть в помощь”, “Артефактика. От теории к практике”.

Все книги Дарьи Снежной — это волшебные сказки, которые помогают утвердить в жизни окружающих веру в чудеса. Ее произведения легки и запутанны, забавны и чувственны, атмосферны и многомерны. В них детективные линии перемежаются с учебой в магической академии, мистика разбавляет путешествия во времени и пространстве, а обычные девушки борются с целыми армиями оборотней, демонов и вампиров, выходя на новый уровень спасения человечества. Автор строго придерживается одного правила: ее истории должны заканчиваться хэппи-эндом, чтобы читатели не переставали мечтать и жить в сказочных реалиях. Современная писательница считает себя романтической натурой и отмечает, что часто “скатывается” к чувственным сценам и историям красивой любви. Однако это не мешает автору включать в свои произведения подробные описания устройства колоритных фэнтезийных миров, яркие эпизоды экшена и целые лабиринты запутанных интриг.

Поступая на криминалистический факультет, леди Эрилин Рейвен мечтала о том, о чем и положено мечтать одаренному криминалисту: о раскрытых преступлениях, о звонкой славе первой леди в отрасли и всеобщем уважении. Вот только начальство упорно желает поставить на этих планах крест, маньяк отказывается ловиться, а связь с главой департамента вместо того, чтобы облегчать леди работу, только добавляет проблем. Впрочем, ей ведь не привыкать преодолевать препятствия самого разного толка, верно?

Тяжела работа капитана лидийской стражи верфольфа Вольфгера Лейта - то кражи, то мошенничество, то убийства, то пропажи. Назначенное из столицы новое начальство лютует и устанавливает авторитет. Кипа нераскрытых дел растет, а представители дружественных Управлений не торопятся идти навстречу. Особенно представительницы. Особенно блондинистые, высокомерные и стервозные. Вот эту - вообще убил бы! Да ведь тогда еще одно нераскрытое дело появится.

Однотомник.

Не одну сотню лет в школу магии Тарос отбирают самых одаренных детей со всей Закатной Империи. Здесь не имеют значения ни происхождение, ни родовитость, ни богатство. Даже истинные имена остаются тайной. Но и за высокими стенами Тароса нельзя спрятаться от судьбы. Дарел - будущий повелитель огня. Анаис - наследная властительница ледяной стихии. Двое, с детства предназначенные друг другу и с детства ненавидящие друг друга. Им предстоит победить в ожесточенной борьбе, и в одиночку сделать это невозможно. И только сердце может подсказать, кто друг, а кто враг. Только любовь способна усмирить бушующее пламя и растопить холодный лед.

В юности леди Эрилин Рейвен мечтала о том, о чем и положено мечтать леди: о балах, нарядах и удачном замужестве, которое случится, конечно же, по большой и светлой любви. Но косвенное участие почтенного виконта Рейвена в заговоре против короны поставило крест на всех этих мечтах, оставив его дочери выбор между двумя ролями: старой девы, мирно доживающей свой век за вышиванием и сплетнями, или жены торговца средней руки, из тех, кто мог бы польститься на ее титул и более чем скромное приданое. Впрочем, есть ещё путь, но ведь леди так не поступают, верно?

Не одну сотню лет в школу магии Тарос отбирают самых одаренных детей со всей Закатной Империи. Здесь не имеют значения ни происхождение, ни родовитость, ни богатство. Даже истинные имена остаются тайной.

Но и за высокими стенами Тароса нельзя спрятаться от судьбы.

Дарел - будущий повелитель огня. Анаис - наследная властительница ледяной стихии. Двое, с детства предназначенные друг другу и с детства ненавидящие друг друга. Им предстоит победить в ожесточенной борьбе, и в одиночку сделать это невозможно.

И только сердце может подсказать, кто друг, а кто враг. Только любовь способна усмирить бушующее пламя и растопить холодный лед.