Дайте определение понятия серебряный век. Поэзия серебряного века: поэты, стихи, основные направления и особенности

На смену XIX столетию, ставшему периодом необычайного взлета отечественной культуры и грандиозных достижений во всех сферах искусства, пришел сложный, полный драматических событий и переломных моментов XX век. Золотой век общественной и художественной жизни сменился так называемым серебряным, породившим стремительное развитие русской литературы, поэзии и прозы в новых ярких течениях, а впоследствии ставшим отправной точкой ее падения.

В этой статье мы сделаем акцент на поэзии серебряного века, рассмотрим ее отличительные черты, расскажем об основных направлениях, таких как символизм, акмеизм и футуризм, каждое из которых отличалось особой музыкой стиха и ярким выражением переживаний и чувств лирического героя.

Поэзия серебряного века. Переломное время в русской культуре и искусстве

Считается, что начало серебряного века русской литературы приходится на 80-90 гг. XIX в. В это время появляются работы многих замечательных поэтов: В. Брюсова, К. Рылеева, К. Бальмонта, И. Анненского - и писателей: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Страна переживает нелегкие времена. В годы правления Александра I сначала происходит сильный патриотический подъем во время войны 1812 г., а после, в связи с резким изменением ранее либеральной политики царя, общество испытывает болезненную утрату иллюзий и тяжелые нравственные потери.

Своего расцвета поэзия серебряного века достигает к 1915 г. Общественная жизнь и политическая обстановка характеризуются глубоким кризисом, неспокойной, кипящей атмосферой. Растут массовые выступления, происходит политизация жизни и одновременно укрепляется личностное самосознание. Общество осуществляет напряженные попытки найти новый идеал власти и социального строя. А поэты и писатели идут в ногу со временем, осваивая новые художественные формы и предлагая смелые идеи. Человеческая личность начинает осознаваться как единство многих начал: природного и социального, биологического и нравственного. В годы Февральской, Октябрьской революций и Гражданской войны поэзия серебряного века переживает кризис.

Речь А. Блока "О назначении поэта" (11 февраля 1921 г.), произнесенная им в Доме литераторов на собрании по случаю 84 годовщины смерти А. Пушкина, становится заключительным аккордом серебряного века.

Характеристика литературы XIX - начала XX вв.

Давайте рассмотрим особенности поэзии серебряного века.Во-первых, одной из главных черт литературы того времени являлся огромный интерес к вечным темам: поиск смыла жизни отдельной личности и всего человечества в целом, загадки национального характера, истории страны, взаимовлияния мирского и духовного, взаимодействия человека и природы. Литература в конце XIX в. становится все более философской: авторы раскрывают темы войны, революции, личной трагедии человека, потерявшего в силу обстоятельств мир и внутреннюю гармонию. В произведениях писателей и поэтов рождается новый, смелый, неординарный, решительный и зачастую непредсказуемый герой, упорно преодолевающий все невзгоды и лишения. В большинстве работ пристальное внимание уделяется именно тому, как субъект через призму своего сознания воспринимает трагические общественные события. Во-вторых, особенностью поэзии и прозы стал интенсивный поиск оригинальных художественных форм, а также средств выражения чувств и эмоций. Стихотворная форма и рифма играли особо важную роль. Многие авторы отказывались от классической подачи текста и изобретали новые приемы, например, В. Маяковский создал свою знаменитую "лесенку". Нередко авторы для достижения особого эффекта использовали речевые и языковые аномалии, фрагментарность, алогизмы и даже допускали

В третьих, поэты серебряного века русской поэзии свободно экспериментировали с художественными возможностями слова. Стремясь выразить сложные, нередко противоречивые, "летучие" душевные порывы, сочинители стали по-новому относится к слову, стараясь в своих стихотворениях передавать тончайшие оттенки смыслов. Стандартные, шаблонные определения четких объективных предметов: любви, зла, семейных ценностей, нравственности - стали заменятся абстрактными психологическими описаниями. Точные понятия уступили место намекам и недосказанностям. Такая зыбкость, текучесть словесного значения достигалась посредством ярчайших метафор, которые часто стали строиться не на явном сходстве предметов или явлений, а на неочевидных признаках.

В-четвертых, характеризуется новыми способами передачи мыслей и чувств лирического героя поэзия серебряного века. Стихи многих авторов стали создаваться с использованием образов, мотивов различных культур, а также скрытых и явных цитат. К примеру, многие художники слова включали в свои творения сцены из греческих, римских и чуть позже славянских мифов и преданий. В произведениях М. Цветаевой и В. Брюсова мифология используется для построения универсальных психологических моделей, позволяющих постигать человеческую личность, в частности ее духовную составляющую. Каждый поэт серебряного века ярко индивидуален. Можно легко понять, кому из них принадлежат те или иные стихи. Но все они старались сделать свои произведения более ощутимыми, живыми, полными красок, чтобы любой читатель смог прочувствовать каждое слово и строчку.

Основные направления поэзии серебряного века. Символизм

Писатели и поэты, противопоставившие себя реализму, объявили о создании нового, современного искусства - модернизма. Насчитывается три основных поэзии серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм. Каждое из них имело свои ярчайшие особенности. Символизм первоначально возник во Франции как протест против обыденного отображения реальности и недовольство буржуазной жизнью. Родоначальники этого направления, в том числе Ж. Морсас, считали, что лишь при помощи особого намека - символа, можно постичь тайны мироздания. В России символизм появился в начале 1890-х гг. Основоположником этого течения стал Д. С. Мережковский, который провозгласил в своей книге три основных постулата нового искусства: символизацию, мистическое содержание и "расширение художественной впечатлительности".

Старшие и младшие символисты

Первыми символистами, позднее названными старшими, стали В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский и др. поэты. Их творчество часто характеризовалось резким отрицанием окружающей действительности. Они изображали реальную жизнь как скучную, безобразную и бессмысленную, стараясь передать тончайшие оттенки своих ощущений.

Период с 1901 по 1904 гг. знаменует собой наступление новой вехи русской поэзии. Стихи символистов пропитываются революционным духом и предчувствием грядущих перемен. Младшие символисты: А. Блок, В. Иванов, А. Белый - не отрицают мир, а утопически ждут его преображения, воспевая божественную красоту, любовь и женственность, которые обязательно изменят действительность. Именно с появлением на литературной арене младших символистов в литературу входит понятие символа. Поэты понимают его как многоаспектное слово, отражающее мир "неба", духовную сущность и в то же время "земное царство".

Символизм в годы революции

Поэзия русского серебряного века в 1905-1907 гг. претерпевает изменения. Большинство символистов, ориентируясь на происходящие в стране общественно-политические события, пересматривают свои взгляды на мир и красоту. Последняя теперь понимается как хаос борьбы. Поэты создают образы нового мира, который приходит на смену погибающему. В. Я. Брюсов создает стихотворение "Грядущие гунны", А. Блок - "Барка жизни", "Поднималась из тьмы погребов…" и др.

Изменяется и символика. Теперь она обращается не к античному наследию, а к русскому фольклору, а также славянской мифологии. После революции происходит размежевание символистов, на желающих оберегать искусство от революционной стихии и, наоборот, активно интересующихся социальной борьбой. После 1907 г. споры символистов исчерпывают себя, на смену приходит подражание искусству прошлого. А с 1910 г. русский символизм переживает кризис, отчетливо отображая свою внутреннюю противоречивость.

Акмеизм в русской поэзии

В 1911 г. Н. С. Гумилев организовывает литературную группу - "Цех поэтов". В нее входили поэты О. Мандельштам, Г. Иванов и Г. Адамович. Это новое направление не отвергало окружающую действительность, а принимало реальность такой, какая она есть, утверждая ее ценность. "Цех поэтов" стал выпускать свой журнал "Гиперборей", а также печатать произведения в "Апполоне". Акмеизм, зародившись как литературная школа для поиска выхода из кризиса символизма, объединил очень разных по идейным и художественным установкам поэтов.

Особенности русского футуризма

Серебряный век в русской поэзии породил еще одно интересное направление под названием "футуризм" (от лат. futurum, то есть "будущее"). Поиск новых художественных форм в произведениях братьев Н. и Д. Бурлюков, Н. С. Гончаровой, Н. Кульбина, М. В. Матюшина стали предпосылкой зарождения этого направления в России.

В 1910 г. в печать вышел футуристический сборник "Садок судей", в котором были собраны произведения таких ярчайших поэтов, как В. В. Каменский, В. В. Хлебников, братья Бурлюки, Е. Гуро. Эти авторы составили ядро так называемых кубофутуристов. Позднее к ним примкнул В. Маяковский. В декабре 1912 г. вышел альманах - "Пощечина общественному вкусу". Стихи кубофутуристов "Бух лесиный", "Дохлая луна", "Рыкающий Парнас", "Затычка" стали предметом многочисленных диспутов. Поначалу они воспринимались как способ раздразнить привычки читателя, но при более внимательном прочтении обнаруживались острое стремление показать новое видение мира и особая социальная вовлеченность. Антиэстетичность превращалась в неприятие бездушной, поддельной красоты, грубость выражений трансформировалась в глас толпы.

Эгофутуристы

Кроме кубофутуризма, возникло еще несколько течений, в том числе эгофутуризм, возглавляемый И. Северяниным. К нему примкнули такие поэты, как В. И. Гнездов, И. В. Игнатьев, К. Олимпов и др. Они создали издательство "Петербургский Глашатай", выпускали журналы и альманахи с оригинальными названиями: "Небокопы", "Орлы над пропастью", "Засахаре Кры" и т. д. Их стихи отличались экстравагантностью и часто были составлены из созданных ими самими слов. Кроме эгофутуристов, действовали еще две группы: "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров) и "Мезонин поэзии" (Р. Ивнев, С. М. Третьяков, В. Г. Шереневич).

Вместо заключения

Серебряный век русской поэзии был недолог, но объединил плеяду ярчайших, талантливых поэтов. У многих из них биографии сложились трагически, ведь волею судьбы им пришлось жить и творить в такое роковое для страны, переломное время революций и хаоса послереволюционных лет, гражданской войны, крушения надежд и возрождения. Многие поэты погибли после трагических событий (В. Хлебников, А. Блок), многие эмигрировали (К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Северянин, М. Цветаева), некоторые свели счеты с жизнью, были расстреляны или сгинули в сталинских лагерях. Но все они успели внести огромный вклад в русскую культуру и обогатить ее своими выразительными, красочными, оригинальными произведениями.

Серебряный век – эпоха модернизма, запечатленная в русской литературе. Это период, когда новаторские идеи захватили все сферы искусства, в том числе и искусство слова. Хоть он и длился всего четверть века (начиная с 1898 года, заканчивая примерно 1922 годом), его наследие составляет золотой форд отечественной поэзии. До сих пор стихи того времени не теряют своей прелести и оригинальности, даже на фоне современного творчества. Как мы знаем, произведения футуристов, имажинистов и символистов стали основой многих известных песен. Поэтому чтобы разбираться в нынешних культурных реалиях, необходимо знать первоисточники, которые мы перечислили в этой статье.

Серебряный век ‑ один из главных, ключевых периодов русской поэзии, охватывающий период конца XIX ‑ начала XX века. Споры о том, кто же первый употребил данный термин, идут до сих пор. Некоторые считают, что «Серебряный век» принадлежит Николаю Авдеевичу Оцупу, известному критику. Другие склоняются к версии, что термин был введен благодаря поэту Сергею Маковскому. Но также существуют варианты относительно Николая Александровича Бердяева, известного русского философа, Разумникова Васильевича Иванова, российского литературоведа, и поэта Владимира Алексеевича Пяста. Но одно известно точно: определение было придумано по аналогии с другим, не менее важным периодом ‑ Золотым веком русской литературы.

Что касается временных рамок периода, то они условны, так как сложно установить точные даты зарождения Серебряного века поэзии. Начало обычно связывают с творчеством Александра Александровича Блока и его символизмом. Конец приписывают дате расстрела Николая Степановича Гумилева и смерти ранее упомянутого Блока. Хотя отголоски этого периода можно найти и в творчестве других известных русских поэтов ‑ Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама.

Символизм, имажинизм, футуризм и акмеизм ‑ основные течения Серебряного века. Все они относятся к такому направлению в искусстве, как модернизм.

Основной философией модернизма служила идея позитивизма, то есть надежда и вера в новое ‑ в новое время, в новую жизнь, в становление новейшего/современного. Люди верили, что они рождены для чего-то высокого, у них есть свое предназначение, которое они должны воплотить. Теперь культура направлена на вечное развитие, постоянный прогресс. Но вся эта философия рухнула с приходом войн. Именно они навсегда изменили мировоззрение и мироощущение людей.

Футуризм

Футуризм ‑ одно из направлений модернизма, которое является составляющей частью русского авангарда. Впервые данный термин появился в манифесте «Пощёчина общественному вкусу», написанном членами петербургской группы «Гилея». В её состав входили Владимир Маяковский, Василий Каменский, Велимир Хлебников и другие авторы, которых чаще всего называли «будетляне».

Родоначальником футуризма считают Париж, но его основатель родом из Италии. Однако именно во Франции в 1909 году был издан манифест Филиппо Томмазо Маринетти, манкирующий место этого течения в литературе. Далее футуризм «дошёл» и до других стран. Маринетти сформировал взгляды, идеи и мысли. Это был эксцентричный миллионер, больше всего увлекающийся машинами и женщинами. Однако после аварии, когда мужчина несколько часов пролежал рядом с пульсирующим сердцем двигателя, он решил воспеть красоту индустриального города, мелодию грохочущего автомобиля, поэтику прогресса. Теперь идеалом для человека был не окружающий естественный мир, а именно урбанистический пейзаж, шум и рокот суетливого мегаполиса. Также итальянец восхищался точными науками и придумал сочинять стихи с помощью формул и графиков, создал новый размер «лесенку» и т.д. Однако поэзия его получалась чем-то вроде очередного манифеста, теоретического и безжизненного бунта против старых идеологий. С точки зрения художественности, прорыв в футуризме сделал не его основатель, а русский почитатель его открытия – Владимир Маяковский. В 1910 году новое литературное течение приходит в Россию. Здесь оно представлено четырьмя самыми влиятельными группами:

  • Московская группа «Центрифуга» (Николай Асеев, Борис Пастернак и т.д.);
  • Ранее упомянутая петербургская группа «Гилея»;
  • Петербургская группа «Московские эгофутуристы» под контролем издательства «Петербургский глашатай» (Игорь Северянин, Константин Олимпов и т.д.);
  • Московская группа «Московские эгофутуристы» под контролем издательства «Мезонин искусства» (Борис Лавренев, Вадим Шершеневич и т.д.).

Так как все эти группы имели огромное влияние на футуризм, он развивался неоднородно. Появились такие ответвления, как эгофутуризм и кубофутуризм.

Футуризм повлиял не только на литературу. Огромное влияние он оказал и на живопись. Характерная черта таких полотен ‑ культ прогресса и протест против традиционных художественных канонов. Это течение соединяет в себе черты кубизма и экспрессионизма. Первая выставка состоялась в 1912 году. Тогда в Париже показали картины, на которых были изображены различные средства передвижения (автомобили, самолеты и т.п.). Художники-футуристы верили, что техника будет занимать лидирующие позиции в будущем. Основным новаторским ходом стала попытка изобразить движение в статике.

Основные признаки данного течения в поэзии таковы:

  • отрицание всего старого: старого образа жизни, старой литературы, старой культуры;
  • ориентация на новое, будущее, культ изменений;
  • ощущение скорых перемен;
  • создание новых форм и образов, бесчисленные и радикальные эксперименты:
  • изобретение новых слов, речевых оборотов, размеров.
  • десемантизация речи.

Владимир Маяковский

Владимир Владимирович Маяковский (1893 ‑ 1930 гг.) ‑ известный российский поэт. Один из величайших представителей футуризма. Начал литературные эксперименты в 1912 году. Благодаря поэту, в русский язык были введены такие неологизмы, как «нате», «голоштанный», серпастый» и многие другие. Также Владимир Владимирович внёс огромный вклад и в стихосложение. Его «лесенка» помогает правильно расставить акценты при чтении. А лирические строки в творении «Лиличка! (Вместо письма)» стали самыми пронзительными любовными признаниями в поэзии XX века. мы подробно разобрали в отдельной статье.

К наиболее известным произведениям поэта можно отнести следующие примеры футуризма: уже ранее упомянутую « », «В.И. Ленин», « », стихотворения «Я достаю из широких штанин», «А вы могли бы? (Послушайте!)», «Стихи о советском паспорте», «Левый марш», « » и т.д.

К основным темам Маяковского относятся:

  • место поэта в обществе и его предназначение;
  • патриотизм;
  • воспевание социалистического строя;
  • революционная тема;
  • любовные чувства и одиночество;
  • целеустремленность на пути к мечте.

После октября 1917 года поэт (за редкими исключениями) вдохновляется лишь революционными идеями. Он воспевает мощь перемен, большевистскую идеологию и величие Владимира Ильича Ленина.

Игорь Северянин

Игорь Северянин (1887 ‑ 1941 гг.) ‑ известный русский поэт. Один из представителей эгофутуризма. Прежде всего, он известен своей эпатажной поэзией, где воспевается его собственная личность. Творец был уверен, что он ‑ чистое воплощение гения, поэтому часто вёл себя эгоистично и высокомерно. Но это было лишь на публике. В обычной повседневной жизни Северянин ничем не отличался от других, а после эмиграции в Эстонию и вовсе «завязал» с модернистскими экспериментами и начал развиваться в русле классической поэзии. Самые известные его работы ‑ это стихотворения « !», «Соловьи монастырского сада», «Классические розы», «Ноктюрн», «В парке плакала девочка» и сборники «Громокипящий кубок», «Victoria regia», «Златолира». мы подробно разобрали в другой статье.

Основные темы творчества Игоря Северянина:

  • технический прогресс;
  • собственная гениальность;
  • места поэта в обществе;
  • любовная тематика;
  • сатира и бичевание общественных пороков;
  • политика.

Он был первым поэтом в России, который смело назвал себя футуристом. Но в 1912 году Игорь Северянин основывает новое, собственное течение ‑ эгофутуризм, для которого характерны употребление иностранных слов и наличие чувства «себялюбия».

Алексей Кручёных

Алексей Елисеевич Кручёных (1886 ‑ 1968 гг.) ‑ российский поэт, журналист, художник. Один из представителей русского футуризма. Творец прославился тем, что принес в русскую поэзию «заумь». «Заумь» — абстрактная речь, лишенная любого смысла, которая позволяет автору использовать любые слова (странные сочетания, неологизмы, части слов и т.п.). Алексей Кручёных даже выпускает собственную «Декларацию заумного языка».

Самое известное стихотворение поэта ‑ «Дыр бул щыл», но существуют и другие произведения: «Железобетонные гири — дома», «Уехала», «Тропический лес», «В игорном доме», «Зима», «Смерть художника, «Русь» и другие.

К основным темам творчества Хлебникова можно отнести:

  • тема любви;
  • тема языка;
  • творчество;
  • сатира;
  • тема еды.

Велимир Хлебников

Велимир Хлебников (1885 ‑ 1922 гг.) ‑ известный русский поэт, один из главных деятелей авангарда в России. Он прославился, прежде всего, тем, что был основоположником футуризма в нашей стране. Также не стоит и забывать, что именно благодаря Хлебникову начались радикальные эксперименты в области «творчества слова» и ранее упомянутой «зауми». Иногда поэта называли и «председателем земного шара». Основные труды ‑ это стихотворения, поэмы, сверхповести, автобиографические материалы и проза. К примерам футуризма в стихах можно отнести:

  • «Птичка в клетке»;
  • «Времыши ‑ камыши»;
  • «Из мешка»;
  • «Кузнечик» и другие.

К поэмам:

  • «Зверинец»;
  • «Лесная тоска»;
  • «Любовь приходит страшным смерчем» и т.п.

Сверхповести:

  • «Зангези»;
  • «Война в мышеловке».
  • «Николай»;
  • «Велик ‑ день» (Подражание Гоголю);
  • «Утёс из будущего».

Автобиографические материалы:

  • «Автобиографическая заметка»;
  • «Ответы на анкету С. А. Вегнерова».

Основные темы творчества В. Хлебникова:

  • тема революции и её прославление;
  • тема предопределения, рока;
  • связь времен;
  • тема природы.

Имажинизм

Имажинизм ‑ одно из течений русского авангарда, которое также появилось и распространилось в Серебряном веке. Понятие произошло от английского слова «image», что переводится как «образ». Данное направление является ответвлением от футуризма.

Сначала имажинизм появился в Англии. Главными представителями были Эзре Паунд и Перси Уиндем Льюис. Лишь в 1915 году данное течение дошло до нашей страны. Но русский имажинизм существенно отличался от английского. По сути, от него осталось только название. Впервые русская публика услышала произведения имажинизма 29 января 1919 года в здании Всероссийского союза поэтов в Москве. Оно предусматривает, что образ слова возвышается над замыслом, идеей.

Впервые термин «имажинизм» появляется в русской литературе в 1916 году. Именно тогда издается книга Вадима Шершеневича «Зеленая улица…»., в которой автор заявляет о появлении нового течения. Более обширного, чем футуризм.

Так же, как и футуризм, имажинизм оказал влияние на живопись. Наиболее популярными художниками являются: Георгий Богданович Якулов (художник ‑ авангардист), Сергей Тимофеевич Конёнков (скульптор) и Борис Робертович Эрдман.

Основные признаки имажинизма:

  • главенство образа;
  • обширное употребление метафор;
  • содержание произведения = развитие образа + эпитеты;
  • эпитет = сравнения + метафоры + антитеза;
  • стихотворения выполняют, прежде всего, эстетическую функцию;
  • одно произведение = один образный каталог.

Сергей Есенин

Сергей Александрович Есенин (1895 ‑ 1925 гг.) ‑ известный русский поэт, один из самых популярных представителей имажинизма, выдающийся творец крестьянской лирики. мы описали в эссе о его в вкладе в культуру серебряного века.

За свою столь короткую жизнь он успел прославиться незаурядным творчеством. Его проникновенные стихотворения о любви, природе, русской деревне читал каждый. Но также поэт был известен тем, что являлся одним их основателей имажинизма. В 1919 году он вместе с другими поэтами ‑ В.Г. Шершеневичем и А.Б. Мариенгофом ‑ впервые рассказал обществу о принципах данного течения. Главной особенностью было то, что стихотворения имажинистов можно читать снизу вверх. При этом суть произведения не меняется. Но в 1922 году Сергей Александрович понимает, что это новаторское творческое объединение очень ограниченно, и в 1924 пишет письмо, в котором объявляет о закрытии группы имажинистов.

Основные труды поэта (необходимо отметить, что далеко не все они написаны в стилистике имажинизма):

  • «Гой ты, Русь, моя родная!»;
  • «Письмо к женщине»;
  • «Хулиган»;
  • « Ты меня не любишь, не жалеешь…»;
  • «Мне осталось одна забава»;
  • Поэма « »;

Главные темы творчества Есенина:

  • тема Родины;
  • тема природы;
  • любовная лирика;
  • тоска и духовный кризис;
  • ностальгия;
  • переосмысление исторических преобразований 20 века

Анатолий Мариенгоф

Анатолий Борисович Мариенгоф (1897 ‑ 1962 гг.) ‑ русский поэт-имажинист, драматург, прозаик. Вместе с С. Есениным и В. Шершеневичем основал новое направление авангардизма ‑ имажинизм. Прежде всего, он прославился своей революционной литературой, так как большая часть его произведений восхваляет это политическое явление.

К основным трудам поэта можно отнести такие книги, как:

  • «Роман без вранья»;
  • « » (1991 году вышла экранизация этой книги);
  • «Бритый человек»;
  • «Бессмертная трилогия»;
  • «Анатолий Мариенгоф о Сергее Есенине»;
  • «Без фигового листочка»;
  • «Витрина сердца».

К стихотворениям-примерам имажинизма:

  • «Встреча»;
  • «Кувшины памяти»;
  • «Марш революций»;
  • «Руки галстуком»;
  • «Сентябрь» и многие другие.

Темы произведений Мариенгофа:

  • революция и её воспевание;
  • тема «русскости»;
  • жизнь богемы;
  • социалистические идеи;
  • антиклерикальный протест.

Вместе с Сергеем Есениным и другими имажинистами поэт участвовал в создании выпусков журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном» и книги «Имажинисты».

Символизм

‑ течение, во главе которого стоит новаторский образ-символ, пришедший на смену художественному. Термин «символизм» произошёл от французского «symbolisme» и греческого «symbolon» ‑ символ, знак.

Родоначальником этого направления принято считать Францию. Ведь именно там, в XVIII веке, известный французский поэт Стефан Малларме объединяется с другими поэтами для создания нового литературного течения. Затем символизм «перекочевал» в другие страны Европы, а уже в конце XVIII века пришел и в Россию.

Впервые данное понятие появляется в произведениях французского поэта Жана Мореаса.

К основным признакам символизма относятся:

  • двоемирие – разделение на реальность и иллюзорный мир;
  • музыкальность;
  • психологизм;
  • наличие символа как основа смысла и идеи;
  • мистические образы и мотивы;
  • опора на философию;
  • культ индивидуальности.

Александр Блок

Александр Александрович Блок (1880 ‑ 1921 гг.) ‑ известный российский поэт, один из самых главных представителей символизма в русской поэзии.

Блок относится ко второму этапу развития этого течения в нашей стране. Он «младший символист», который воплощал в своих работах философские идеи мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева.

К основным работам Александра Блока можно отнести следующие примеры русского символизма:

  • «На железной дороге»;
  • «Фабрика»;
  • «Ночь, улица, фонарь, аптека…»;
  • «Вхожу я в темные храмы»;
  • «Девушка пела в церковном хоре»;
  • «Мне страшно с Тобой встречаться»;
  • «О, я хочу безумно жить»;
  • поэма « » и многое другое.

Темы творчества Блока:

  • тема поэта и его места в жизни общества;
  • тема жертвенной любви, любви-поклонения;
  • тема Родины и осмысление ее исторической судьбы;
  • красота, как идеал и спасение мира;
  • тема революции;
  • мистические и фольклорные мотивы

Валерий Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 ‑ 1924 гг.) ‑ российский поэт — символист, переводчик. Один из самых известных представителей Серебряного века русской поэзии. Стоял у истоков русского символизма наряду с А.А. Блоком. Успех творца начался со скандала, связанного с моностихом «О, закрой свои бледные ноги». Затем, после публикаций еще более вызывающих произведений, Брюсов оказывается в эпицентре славы. Его приглашают на различные светские и поэтические вечера, а его имя становится настоящим брендом в мире искусства.

Примеры стихов символиста:

  • «Все кончено»;
  • «В прошлом»;
  • «Наполеон»;
  • «Женщине»;
  • «Тени прошлого»;
  • «Каменщик»;
  • «Мучительный дар»;
  • «Облака»;
  • «Образы времени».

Основные темы в творчестве Валерия Яковлевича Брюсова:

  • мистика и религия;
  • проблемы личности и общества;
  • уход в вымышленный мир;
  • история отечества.

Андрей Белый

Андрей Белый (1880 ‑ 1934 гг.) ‑ российский поэт, писатель, критик. Так же, как и Блок, Белый считается одним из самых известных представителей символизма в нашей стране. Стоит отметить, что творец поддерживал идеи индивидуализма и субъективизма. Он считал, что символизм представляет собой определённое миропонимание человека, а не просто течение в искусстве. Язык знаков он считал высшим проявлением речи. Также поэт придерживался мнения, что все искусство — это некий дух, мистическая энергия высших сил.

Свои произведения он называл симфониями, среди которых «Драматическая», «Северная», «Симфоническая» и «Возврат». К известным стихотворениям можно отнести: «А вода? Миг ‑ ясна…», «Асе (Лазурь бледна»), «Бальмонту», «Безумец» и другие.

Темы в творчестве поэта это:

  • тема любви или страсть к женщине;
  • борьба против мещанской вульгарности;
  • этические и моральные аспекты революции;
  • мистические и религиозные мотивы;

Константин Бальмонт

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 ‑ 1942 гг.) ‑ российский поэт-символист, литературный критик и писатель. Прославился своей «оптимистической самовлюбленностью». По словам известного русского поэта Аннинского, он ставил важнейшие философские вопросы в своих произведениях. Главные работы поэта ‑ это сборники «Под северным небом», «Будем как солнце» и «Горящие здания» и всем известные стихотворения «Бабочка», «В синем храме», «Нет дня, чтоб я не думал о Тебе…». Это весьма показательные примеры символизма.

Основные темы в творчестве Бальмонта:

  • возвышенное место поэта в обществе;
  • индивидуализм;
  • тема бесконечности;
  • вопросы бытия и небытия;
  • красота и таинственность окружающего мира.

Вячеслав Иванов

Вячеслав Иванович Иванов (1866 ‑ 1949 гг.) ‑ поэт, критик, драматург, переводчик. Он хоть и намного пережил расцвет символизма, все равно остался верен своим эстетическим и литературным принципам. Творец известен благодаря своей идее о дионисийском символизме (он был вдохновлен древнегреческим богом плодородия и вина Дионисом). В его поэзии преобладали античные образы и философские вопросы, поставленные древнегреческими философами вроде Эпикура.

Основные труды Иванова:

  • «Александру Блоку»;
  • «Ковчег»;
  • «Вести»;
  • «Весы»;
  • «Современники»;
  • «Долина ‑ храм»;
  • «Небо живет»

Темы творчества:

  • тайна природной гармонии;
  • тема любви;
  • тема жизни и смерти;
  • мифологические мотивы;
  • истинная природа счастья.

Акмеизм

Акмеизм ‑ последнее течение, которое составляло поэзию Серебряного века. Термин произошёл от греческого слова «acme», что значит рассвет чего-либо, вершина.

Как литературное проявление, акмеизм образовался в начале XX века. Начиная с 1900 года, в квартире поэта Вячеслава Иванова в Петербурге стали собираться молодые поэты. В 1906 ‑ 1907 году небольшая группа отделилась ото всех и образовала «кружок молодых». Он отличался рвением отойти от символизма и образовать нечто новое. Также большой вклад в развитие акмеизма внесла литературная группа «Цех поэтов». В неё входили такие поэты, как Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Адамович, Владимир Нарбут и другие. Возглавляли «Цех..» Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Спустя 5 — 6 лет из этой группы отделилась ещё часть, которая и стала называть себя акмеистами.

Акмеизм нашёл свое отражение и в живописи. Взгляды таких художников, как Александра Бенуа («Купальня маркизы» и «Венецианский сад»), Константина Сомова («Осмеянный поцелуй»), Сергея Судейкина и Леона Бакста (все они входили художественную группу конца XIX века «Мир искусств») были схожи с взглядами писателей-акмеистов. На всех картинах мы можем увидеть, как современный мир противостоит миру прошлому. Каждое полотно представляет собой некую стилизованную декорацию.

Основные черты акмеизма:

  • отказ от идей символизма, противопоставление им;
  • возвращение к истокам: связь с прошлыми поэтами и литературными течениями;
  • символ больше не способ влияния/воздействия на читателя;
  • отсутствие всего мистического;
  • соединение физиологической мудрости с внутренним миром человека.
  • Стремление к простоте и предельной ясности образа, темы, стиля.

Анна Ахматова

Анна Андреевна Ахматова (1889 ‑ 1966 гг.) ‑ российская поэтесса, литературовед, переводчик. Она же номинант на Нобелевскую премию в области литературы. Как талантливую поэтессу, мир узнал ее в 1914 году. Именно в этом году вышел сборник «Чётки». Далее ее влияние в богемных кругах лишь усиливалось, а поэма « » обеспечила ей скандальную известность. В советском союзе критика не жаловала ее талант, преимущественно ее слава ушла в подполье, в самиздат, зато работы из под ее пера переписывались от руки и заучивались наизусть. Именно она покровительствовала Иосифу Бродскому на ранних этапах его творчества.

К значимым творениям можно отнести:

  • «Я научилась просто, мудро жить»;
  • «Сжала руки над тёмной вуалью»;
  • «Я спросила у кукушки…»;
  • «Сероглазый король»;
  • «Я не любви твоей прошу»;
  • «А ты теперь тяжелый и унылый» и другие.

Темами стихотворений можно назвать:

  • тема супружеской и материнской любви;
  • тема истинной дружбы;
  • тема сталинских репрессий и страдания народа;
  • тема войны;
  • место поэта в мире;
  • размышление о судьбе России.

В основном лирические произведения Анна Ахматовой написаны в направлении акмеизма, но иногда наблюдаются и проявления символизма, чаще всего на фоне какого-либо действия.

Николай Гумилев

Николай Степанович Гумилев (1886 ‑ 1921 гг.) ‑ российский поэт, критик, прозаик и литературовед. В начале XX века он входил уже в известный вам «Цех поэтов». Именно благодаря этому творцу и его коллеге Сергею Городецкому и был основан акмеизм. Они возглавили это новаторское отделение от общей группы. Стихи Гумилева понятны и прозрачны, в них нет напыщенности и зауми, поэтому их до сих пор перепевают и воспроизводят на сценах и музыкальных дорожках. Он просто, но прекрасно и возвышенно говорит о сложных чувствах и мыслях. За свою связь с белогвардейцами был расстрелян большевиками.

К основным трудам можно отнести:

  • «Жираф»;
  • «Заблудившийся трамвай»;
  • «Ещё не раз вспомните»;
  • «Из букета целого сирени»;
  • «Утешение»;
  • «Побег»;
  • «Я сам над собой смеялся»;
  • «Мои читатели» и многое другое.

Основная тема поэзии Гумилева ‑ преодоление жизненных неудач и препятствий. Также им были затронуты философская, любовная, военная темы. Любопытен его взгляд на искусство, ведь для него творчество – всегда жертва, всегда надрыв, которому отдаешься без остатка.

Осип Мандельштам

Осип Эмильевич Мандельштам (1891 ‑ 1938 гг.) ‑ известный поэт, литературовед, переводчик и прозаик. Он является автором оригинальной любовной лирики, много стихов посвятил городу. Его творчество отличает сатирическая и явно оппозиционная направленность по отношению к действующей на тот момент власти. Он не боялся затронуть злободневные темы и задать неудобные вопросы. За свое едкое и оскорбительное «посвящение» Сталину он был арестован и осужден. Тайна его смерти в трудовом лагере остается нераскрытой до сих пор.

Примеры акмеизма можно найти в его работах:

  • «Notre Dame»;
  • «Мы живем, под собою не чуя страны»;
  • «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»;
  • «Silentium»;
  • «Автопортрет»;
  • «Вечер нежный. Сумрак важный…»;
  • «Ты улыбаешься» и многое другое.

Темы в творчестве Мандельштама:

  • красота Петербурга;
  • тема любви;
  • место поэта в общественной жизни;
  • тема культуры и свободы творчества;
  • политический протест;
  • поэт и власть.

Сергей Городецкий

Сергей Митрофанович Городецкий (1884 ‑ 1967 гг.) ‑ российский поэт ‑ акмеист, переводчик. Его творчество характеризует наличие фольклорных мотивов, он увлекался народным эпосом и древнерусской культурой. После 1915 года стал крестьянским поэтом, описывая нравы и быт деревни. Работая военным корреспондентом, он создал цикл стихов, посвященный геноциду армян. После революции занимался преимущественно переводами.

Значимые произведения поэта, которые можно считать примерами акмеизма:

  • «Армения»;
  • «Береза»;
  • цикл «Весна»;
  • «Городок»;
  • «Волк»;
  • «Мое лицо ‑ тайник рождений»;
  • «Помнишь, вьюга налетала»;
  • «Сирень»;
  • «Снег»;
  • «Череда».

Основные темы в стихотворениях Сергея Городецкого:

  • природное великолепие Кавказа;
  • тема поэта и поэзии;
  • геноцид армян;
  • тема революции;
  • тема войны;
  • любовная и философская лирика.

Творчество Марины Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева (1892 ‑ 1941 гг.) ‑ известная российская поэтесса, переводчица, прозаик. Прежде всего, она известна своими любовными стихотворениями. Ей также было свойственно размышлять об этических аспектах революции, причем в ее работах прослеживалась ностальгия по старому времени. Возможно, именно поэтому она вынуждена была покинуть страну советов, где ее творчество не ценилось. Она блестяще знала другие языки, и ее популярность распространилась не только на нашу страну. Дарованием поэтессы восхищаются в Германии, Франции и Чехии.

Главные работы Цветаевой:

  • «Идешь, на меня похожий»;
  • «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес..»;
  • «Тоска по Родине! Давно…»;
  • «Мне нравится, что Вы больны не мной»;
  • «Я бы хотела жить с Вами»;

Основные темы в творчестве поэтессы:

  • тема Родины;
  • тема любви, ревности, разлуки;
  • тема дома и детства;
  • тема поэта и его значимости;
  • историческая судьба отечества;
  • духовное родство.

Одной удивительной особенностью Марины Цветаевой является то, что её стихотворения не принадлежат ни одному литературному течению. Все они находятся за пределами любых направлений.

Творчество Софии Парнок

София Яковлевна Парнок (1885 ‑ 1933 гг.) ‑ российская поэтесса, переводчик. Известность она получила благодаря скандальной дружбе с известной поэтессой Мариной Цветаевой. Дело в том, что общению между ними приписывали что-то большее, чем приятельские отношения. Так же Парнок была удостоена прозвища «русская Сапфо» за свои заявления о праве женщин на нетрадиционную любовь и равные права с мужчинами.

Основные труды:

  • «Белая ночь»;
  • «В земле бесплодной не взойти зерну»;
  • «Еще не дух, почти не плоть»;
  • «Люблю тебя в твоем просторе»;
  • «Как светел сегодня свет»;
  • «Гадание»;
  • «Слишком туго были сжаты губы».

Главные темы в творчестве поэтессы – свободная от предрассудков любовь, духовная связь между людьми, независимость от общественного мнения.

К определенному направлению Парнок не принадлежит. Она всю жизнь пыталась найти свое особенное место в литературе, не привязанное к определенному течению.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Конец XIX – начало XX вв. – период, вошедший в историю под названием Серебряного века русской культуры. Ярче всего это проявилось в русской поэзии, литературе и искусстве. Этот стремительный взлет во всех областях культуры Н. А. Бердяев назвал “русским культурным ренессансом”.

Состояние общества в последние годы Российской империи

В конце XIX – начале XX вв. развитие России происходило крайне неравномерно. Огромные успехи в развитии науки, техники, промышленности переплетались с отсталостью и неграмотностью подавляющего большинства населения.

XX век провел резкую грань между “старой” и “новой” культурой. Еще больше усложнила ситуацию Первая мировая война.

Культура Серебряного века

В начале XX века ведущим направлением в литературе остается критический реализм. В то же время поиски новых форм приводят к возникновению абсолютно новых течений.

Рис. 1. Черный квадрат. К. Малевич. 1915.

Творческая элита видела в Первой мировой войне предзнаменование близкого конца света. Популярными становятся темы мировых катаклизмов, печали, тоски, бесполезности жизни.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Многие поэты и писатели, действительно, очень правдоподобно предсказывали будущую Гражданскую войну и победу большевиков.

Кратко о Серебряном веке русской культуры рассказывает следующая таблица:

Таблица “Серебряный век русской культуры”

Область культуры

Направление

Ведущие представители

Особенности творчества

Литература

Критический реализм

Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн.

Правдивое изображение жизни, обличение существующих общественных пороков.

Символизм

Поэты-символисты К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Андрей Белый

Противопоставление “пошлому” реализму. Лозунг “искусство для искусства”.

Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам

Главное в творчестве – безупречный эстетический вкус и красота слова

Революционное направление

А. М. Горький

Острая критика существующего государственного и общественного строя.

Футуризм

В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский

Отрицание всех общепризнанных культурных ценностей. Смелые эксперименты в стихосложении и словообразовании.

Имажинизм

С. Есенин

Красота образов.

Живопись

В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. И. Левитан

Изображение социальной действительности и быта, сюжеты из русской истории, пейзажная живопись. Основное внимание уделяется мельчайшим деталям.

Модернизм

Группа “Мир искусства”: М. Н. Бенуа, Н. Рерих, М. Врубель и др.

Стремление создать совершенно новое искусство. Поиск экспериментальных форм выражения.

Абстракционизм

В. Кандинский, К. Малевич.

Полная отрешенность от реальности. Произведения должны порождать свободные ассоциации.

Смешение различных стилей

С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин.

Мелодизм, народная певучесть в сочетании с поиском новых форм.

Рис. 2. Богатырский скок. В. М. Васнецов. 1914.

В эпоху Серебряного века больших успехов достигает русский театр и балет:

  • В 1898 г. был основан Московский Художественный театр во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
  • “Русские сезоны” за рубежом с участием А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, М. И. Фокина стали настоящим триумфом русского балета.

Рис. 3. А. П. Павлова. 1912 год.

Серебряный век в мировой истории

Серебряный век имел огромное значение для развития мировой культуры. Россия доказала всему миру, что по-прежнему претендует на роль великой культурной державы.

Тем не менее эпоха “культурного ренессанса” стала последним завоеванием разрушающейся Российской империи. Октябрьская революция положила конец Серебряному веку.

Что мы узнали?

Золотой век русской культуры в конце XIX века сменился Серебряным. Эта эпоха, длившаяся до октября 1917 г., ознаменовалась появлением огромного количества гениальных деятелей культуры и искусства. Культурные завоевания Серебряного века пользуются огромным уважением во всем мире.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 344.

Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем “серебряного века”. На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Начало “серебряного века” пришлось на 90-е годы XIX столетия, его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В. Брюсов, И. Анненский, К. Бальмонт. Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 год - время его наивысшего подъема.
Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что-то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного отображения мира. На смену классике XIX века приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.
Одним из первых альтернативных литературных течений стал символизм, объединивший таких поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и других. Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроения, чувства и мысли поэта при помощи образов-символов. При этом художник познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе литературного творчества - в момент ниспосланного ему свыше творческого экстаза.

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене...
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…

Так описывал ощущение зарождения творческой идеи наиболее яркий представитель символизма В. Брюсов. Он сформулировал в своем творчестве идеи этого литературного направления. В стихотворении “Юному поэту” мы находим такие строки:

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета.
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Но эти заветы не означают, что поэт не должен видеть жизни, создавать искусство ради искусства. Это доказывает многогранная поэзия самого Брюсова, отображающая жизнь во всем ее разнообразии. Поэт находит удачное сочетание формы и содержания. Он пишет:

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Для символистов характерна сосредоточенность на внутреннем мире поэта. У К. Бальмонта, например, внешний мир существовал лишь для того, чтобы поэт мог выразить в нем свои собственные переживания:

Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Мое единое отечество -
Моя пустынная душа.

Это видно и на примере следующих строк, где обращенность Бальмонта к внутреннему миру отражена не только содержанием, но и формой (частое использование местоимения “я”):

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

В поэзии К.Бальмонта можно найти отражение всех его душевных переживаний. Именно они, по мнению символистов, заслуживали особого внимания. Бальмонт старался запечатлеть в образе, в словах любое, пусть даже мимолетное, ощущение. Поэт пишет:

Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

В споре с символизмом родилось новое литературное течение “серебряного века” - акмеизм. Поэты этого направления - Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам - отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать. А посредством отображения реальности художник-акмеист становится причастным к ней.
И действительно, в творчестве Николая Гумилева мы находим в первую очередь отражение окружающего мира во всех его красках. В его поэзии мы находим экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта. Об этом говорят такие строки:

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слигаком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере
Чад Изысканный бродит жираф
.
Каждое стихотворение Гумилева открывает новую грань взглядов поэта, его настроений, видения мира. Например, в стихотворении “Капитаны” он предстает перед нами как певец отваги, риска, смелости. Поэт поет гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям:

Быстрокрылых ведут капитаны -
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал малъстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий -
Солъто моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.

Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни. Они являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности.
К миру прекрасного приобщает нас и поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи поражают внутренней силой чувства. Поэзия Ахматовой - это и исповедь влюбленной женской души, и чувства человека, живущего всеми страстями XX века. По словам О. Мандельштама, Ахматова “принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века”. И действительно, любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются многие человеческие судьбы. Но чаще всего мы встречаем образ женщины, жаждущей любви, счастья:

Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!

Пришедшее на смену акмеизму новое литературное течение “серебряного века” - футуризм - отличалось агрессивной оппозиционностью традиционным стихам поэтов-классиков. Первый сборник футуристов назывался “Пощечина общественному вкусу”. С футуризмом было связано раннее творчество Владимира Маяковского. В ранних стихах поэта чувствуется желание поразить читателя необычностью своего видения мира. Например, в стихотворении “Ночь” Маяковский использует неожиданное сравнение. У поэта освещенные окна ночного города вызывают ассоциацию с веером карт. В представлении читателя возникает образ города-игрока:

Багровый и белый отброшен и скомкан,
В зеленый бросали горстями дукаты,
А черным ладоням сбежавшихся окон
Раздали горящие желтые карты.

Поэты-футуристы В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский противопоставляли себя классической поэзии, они старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.
Поэзия “серебряного века” открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами “серебряного века” новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.

Предварительный просмотр:

С ЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ.

Серебряный век - термин, которым, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначают искусство (прежде всего поэзию модернизма, т.е. новую, современную) России рубежа 19–20 вв. или начала 20 в.

Границы обозначаемого периода определяются разными исследователями по-разному. Начало «серебряного века» большинство ученых датируют 1890-ми, некоторые – 1880-ми. Расхождения по поводу его конечной границы велики: от 1913–1915 до середины 20 в. Однако постепенно утверждается точка зрения, что «серебряный век» подошел к концу в начале 1920-х.
Вадим Крейд, русский поэт и литературовед считал: «Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было. В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Еще живы были большинство поэтов, писатели, критики, художники, философы, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых был создан серебряный век, но сама эпоха кончилась. По инерции продолжались еще и некоторые объединения - как, например, Дом искусств, Дом литераторов, «Всемирная литература» в Петрограде, но и этот постскриптум серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Гумилева (поэт был расстрелян в 1921 году).
Серебряный век эмигрировал - в Берлин, в Константинополь, в Прагу, в Софию, Париж... Но и в русской диаспоре, несмотря на полную творческую свободу, несмотря на изобилие талантов, он не мог возродиться. Ренессанс нуждается в национальной почве и в воздухе свободы. Художники-эмигранты лишились родной почвы, оставшиеся в России лишились воздуха свободы.»

Серебряный век был представлен различными течениями:

СИМВОЛИЗМ –– одно из модернистских течений в русской поэзии рубежа веков (1890-1910)

–– Искусство, с точки зрения поэтов-символистов, –– это «постижение мира иными, не рассудочными путями», возможность увидеть за миром внешним «мистически прозреваемую сущность» .

–– Символ (греч. symbolon –– условный знак) –– это поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления. «Символ –– окно в бесконечность» (Ф.Сологуб). «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении» (Вяч. Иванов).
Так, "Незнакомка" Блока может быть прочитана как рассказ в стихах о встрече с обворожительной женщиной. В то же время Незнакомка - это символ, в котором и авторская тревога о судьбах красоты в мире земной пошлости, и разуверение в возможности чудесного преображения жизни, и мечта о мирах иных, и драматическое постижение нераздельности "грязи" и "чистоты" в этом мире…

НЕЗНАКОМКА
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Для поэзии символистов характерна
☺ недосказанность, утаенность смысла;

 передача тончайших движений души, музыка стиха, максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии.

 Элитарность. Творчество символистов изначально было обращено к избранным, посвященным. Поэт рассчитывал на читателя-соавтора, не стремясь быть понятым всеми.
Издательство «Скорпион»; альманах «северные цветы»; журналы «Весы», «Золотое руно».
«Старшие символисты» - их произведения отражали уныние, неверие в человеческие возможности, страх перед жизнью.

Гиппиус Зинаида Николаевна (1869–1945)

Мережковский Дмитрий Сергеевич

Брюсов Валерий Яковлевич (1873–1924)

Бальмонт Константин Дмитриевич

Сологуб Федор (Федор Кузьмич Тетерников) (1863–1927)

«Младшие символисты» - в их поэзии стремление к высшему идеалу, вера в высшее предназначение искусства.

Белый Андрей (Борис Николаевич Бугаев)

Блок А.А. (1880–1921)

Иванов Вячеслав Иванович (1866–1949)


АКМЕИЗМ (греч. akme – высшая степень чего- либо) –– модернистское течение, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Главное значение в поэзии приобретает, по мысли теоретиков акмеизма, художественное освоение многообразного и яркого земного мира . С. Городецкий писал: "Борьба между акмеизмом и символизмом... есть, прежде всего, борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время..."

Основные принципы акмеизма.

–– Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности.

–– Предметность и четкость образов, отточенность деталей.

–– Перекличка с минувшими литературными эпохами.

Литературное объединение «Цех поэтов», журнал «Аполлон»,

Ахматова Анна Андреевна (Горенко) (1889-1966)

Гумилев Николай Степанович (1886–1921)

Городецкий Сергей Митрофанович

Зенкевич Михаил Александрович(1891–1973)

Мандельштам Осип Эмильевич (1891–1938)

ФУТУРИЗМ (лат. futurum – будущее) –– авангардистское течение начала ХХ века (1910 годы).

Основные признаки футуризма.

–– Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы.

–– Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее.

–– Экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат.

–– Поиски «раскрепощенного», «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.
В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия: "Чукурюк" - для картины; "Дохлая луна" - для сборника произведений; "Идите к черту!" - для литературного манифеста. Давались уничижительные отзывы предшествующей культурной традиции и современному искусству. Например, "презрение" к намеренно сваленным в одну кучу Горькому, Андрееву, Брюсову, Блоку выражалось в манифесте "Пощечина общественному вкусу" таким образом: "С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!" Еще более оскорбительной могла показаться оценка Д. Бурлюком выдающихся художников-современников: "Серов и Репин - арбузные корки, плавающие в помойной лохани". Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский - в "женской" по тогдашним критериям желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку и т. п.

Бурлюк Давид Давидович (1882–1967)

Каменский Василий Васильевич (1884–1961

Крученых Алексей Елисеевич (1886–1968)

Маяковский В.В. (1893–1930)

Хлебников Велимир (1885–1922) (Виктор Владимирович Хлебников)

Старшме символисты
Ф. К. Сологуб «Чертовы качели»
В тени косматой ели,

Над шумною рекой

Качает черт качели

Мохнатою рукой.

Качает и смеется,

Вперед, назад,

Вперед, назад,

Доска скрипит и гнется,

О сук тяжелый трется

Натянутый канат.

Снует с протяжным скрипом

Шатучая доска,

И черт хохочет с хрипом,

Хватаясь за бока.

Держусь, томлюсь, качаюсь,

Вперед, назад,

Вперед, назад,

Хватаюсь и мотаюсь,

И отвести стараюсь
От черта томный взгляд.

…………

В тени косматой ели

Визжат, кружась гурьбой: –

Попался на качели,

Качайся, черт с тобой!

Я знаю, черт не бросит

Стремительной доски,

Пока меня не скосит

Грозящий взмах руки,

Пока не перетрется

Крутяся, конопля,

Пока не подвернется

Ко мне моя земля.

Взлечу я выше ели,

И лбом о землю трах!

Качай же, черт, качели,

Все выше, выше… ах!

Дыр бур шил

убещур

скум

вы со бу

р л эз

Футуризм
Велимир Хлебников

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй пился облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

Акмеизм. Н.Гумилев «Жираф»

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Младшие символисты.
А.Блок.
Отворяются двери –– там мерцанья,

И за ярким окошком –– виденья.

не знаю –– и не скрою незнанья,

Но усну –– у потекут сновиденья.

В тихом воздухе –– тающее, знающее…

Там что-то притаилось и смеется.

Что смеется? Мое ли, вздыхающее,

Мое ли сердце радостно бьется?

Весна ли за окнами –– розовая, сонная?

Или это Ясная мне улыбается?

Или только мое сердце влюбленное?

Или только кажется? Или все узнается?