Дагомея в древней африке. Воительницы дагомеи

Дагомея

(Dahomey), Республика Дагомея (Republique du Dahomey), государство в Западной Африке. На Ю. омывается Гвинейским заливом. Граничит на С. с Нигером, на С.-З. с Верхней Вольтой, на З. с Того и на В. с Нигерией. Площадь 112,6 тыс. км2. Население 2,6 млн. чел. (1969). Столица ≈ г. Порто-Ново. В административном отношении делится (1970) на 6 департаментов, которые в свою очередь делятся на супрефектуры и округа.

Государственный строй. Д. ≈ республика. После отмены в декабре 1969 конституции 1968 созданный в апреле 1970 Президентский совет принял в мае хартию, которая определяет основы государственного строя Д. и действует в качестве основного закона, впредь до принятия новой конституции. Согласно хартии, высшим органом государственной власти является Президентский совет (состоит из 3 членов), который осуществляет как законодательную, так и исполнительную власть; он назначает и смещает министров, высших должностных лиц, членов Верховного суда, послов, заключает и ратифицирует международные договоры и соглашения. Президентский совет возглавляется председателем, являющимся главой государства и правительства. Каждый из членов Президентского совета занимает пост председателя в течение двух лет в порядке очерёдности, установленной хартией. Председатель Президентского совета является также верховным главнокомандующим вооруженными силами, председателем Верховного совета обороны.

Правительство Д. ≈ Совет Министров ≈ назначается Президентским советом, министры подчиняются непосредственно председателю совета. В 1971 создано Национальное консультативное собрание, состоящее из трёх секций: экономической, социальной и общей политики.

Во главе департаментов и округов стоят назначаемые правительством чиновники ≈ префекты и супрефекты. Выборных органов самоуправления нет. Хартия предусматривает создание консультативных органов на уровне департаментов городских и сельских округов.

В судебную систему входят: Верховный суд ≈ высшая судебная инстанция, апелляционный суд и суды первой инстанции.

Природа. Большую часть территории Д. занимает плато (высота до 500 м), сложенное докембрийскими кристаллическими породами, перекрытыми в сев. части миоценовыми и плиоценовыми песчаниками. Наибольшая высота 635 м (в горной цепи Атакора на С.-З.). На Ю. ≈ приморская низменность, сложенная морскими эоценовыми отложениями. Береговая линия слабо изрезана. Океан создал здесь береговой вал, закрывший постепенно все бухты прежнего берега и отчленивший лагуны. Т. о., получилось два побережья ≈ береговой вал, круто спускающийся к океану, а за ним материковый берег, изрезанный бухтами.

Климат на низменности экваториальный, с двумя сезонами дождей. температуры мало изменяются в течение года. Осадков в год от 800 до 1300 мм (в вост. части). В сев. части климат экваториально-муссонный. Средняя температура января около 24 ╟С, июля около 30 ╟С. Осадков в год от 1000 мм до 1500≈2000 мм.

Главная река ≈ Веме (впадает в Гвинейский залив), судоходна на 200 км. В почвенном покрове преобладают красные латеритные, в южной части ≈ красно-жёлтые латеритные (преимущественно ферраллитные) почвы. Растительность ≈ главным образом высокотравная саванна, на побережье ≈ влажные тропические вечнозелёные леса (около 1/5 терр. Д.). В саванне много антилоп и хищников (леопард, гиена и др.).

Население. Южные и центральные части страны населяют народы, говорящие на языках гвинейской группы: дагомейцы (их ядро составили племена фон), йоруба, аджа, тофини и др.; общая численность свыше 1,5 млн. чел. (1967, оценка). На С. живут народы, говорящие на языках группы гур: сомба, берба, билапила (330 тыс. чел.), барба (200 тыс. чел.) и др. В полупустынных районах, не занятых земледельческими народами, обитают скотоводы фульбе (130 тыс. чел.). В городах живут также европейцы (главным образом французы), сирийцы, ливанцы, хауса. Официальный язык ≈ французский. 75% населения сохраняет древние традиционные верования, свыше 13% ≈ христиане, около 12% ≈ мусульмане. Официальный календарь ≈ григорианский (см. Календарь).

Естественный прирост населения за период 1963≈69 составлял 2,9% в год. Экономически активного населения свыше 1 млн. чел. (1969), в том числе в сельском хозяйстве и рыболовстве занято 55% , в промышленности 9% , в торговле и сфере услуг 36%. Лиц наёмного труда около 35 тыс. чел., в том числе в государственном секторе 19 тыс. чел. Городское население в 1969 составляло 16%. Наиболее плотно заселены прибрежные районы (свыше 100 чел. на 1 км2), менее всего ≈ северные (1 чел. на несколько километров). Важнейшие города (в тыс. жителей): Котону (120 в 1969), Порто-Ново (85 в 1968), Абомей.

Исторический очерк. На территории Д. обнаружены следы жизни человека в эпоху палеолита и неолита. Найденные здесь развалины жилищ, каменные точила, молоты, кремневые наконечники для стрел и пр. свидетельствуют о сравнительно высоком уровне развития материальной культуры у древних обитателей Д. Раскопки свидетельствуют также о том, что на территории Д. в глубокой древности была известна плавка железа.

В 15 в. на побережье современной Д. проникли португ. работорговцы; за ними с 17 в. последовали голл., франц. и англ. работорговцы и купцы. Побережье Д. и соседние области были превращены в крупнейший район работорговли в Африке (отсюда название побережья ≈ Невольничий берег). К 17 в. относятся первые сведения о государстве Д., которое в 1-й половине 19 в. подчинило своей власти Аджаче (Порто-Ново), Ардра (Аллада) и др. более мелкие государственные объединения, распространило свои владения от моря до границ Ашанти и государств йоруба . В обшественном строе Д. пережитки патриархальных отношений тесно переплетались с элементами феодализма и рабовладения. Страна делилась на 6 провинций, управлявшихся представителями местной знати, назначенными правителем государства, который пользовался неограниченной властью.

В феврале 1890 французские колонизаторы развязали войну против Д. Народы Д. оказали стойкое сопротивление захватчикам. Только в ноябре 1892 французам удалось овладеть столицей Д. ≈ Абомеем. Правитель Д. Беханзин с остатками своей армии отступил на С., где продолжал борьбу против захватчиков (в январе 1894 он был выдан местной знатью французам). Д. была превращена в колонию, управляемую французским губернатором, в 1904 включена в состав Французской Западной Африки. Франция установила в Д. режим жестокого колониального угнетения. Д. стала страной монокультуры масличной пальмы. Д. была отдана на откуп торговым колониальным компаниям, подвергавшим население ограблению посредством скупки производимого здесь сырья по крайне низким ценам и сбыта промышленных товаров коренному населению по ценам, значительно превышающим их стоимость. В угоду колониальным компаниям власти обложили африканцев высоким денежным налогом, ввели систему принудительного труда, особенно распространённой формой которого стала контрактация африканцев для работы на строительстве железных и шоссейных дорог, на рудниках, лесоразработках.

Народы Д. не смирились с чужеземным порабощением. В 1915 ряд районов Д. охватило вооруженное восстание, жестоко подавленное колонизаторами. После 1-й мировой войны 1914≈18 возникло движение младодагомейцев, которое возглавляли представители прогрессивно настроенной местной интеллигенции (учитель Ган-Карун и др.). В 1923 произошли массовые антиимпериалистические выступления.

2-я мировая война 1939≈45 вызвала существенные сдвиги в экономике и расстановке социальных сил в стране. Разрыв экономических связей с Францией в годы войны содействовал некоторому развитию предприятий обрабатывающей промышленности (мыловаренные заводы, швейные предприятия и др.). Возросла численность рабочих, развернулась забастовочная борьба. Повысилась политическая активность национальной буржуазии, интеллигенции. Освободительное движение в стране приобретало организованный характер. Его возглавили первые созданные в стране африканские политические партии и профсоюзы. Под нажимом растущего освободительного движения, поддержанного общеафриканской борьбой за свободу и независимость, французские правящие круги вынуждены были в 1957 сформировать в Д. первый Правительственный совет с участием африканцев; в 1958 (после одобрения новой французской конституции большинством участников проведённого в Д. референдума) ≈ согласиться на провозглашение автономной республики (в составе французского Сообщества); 11 июля 1960 ≈ подписать соглашение о предоставлении Д. независимости. 1 августа 1960 Д. была провозглашена независимой республикой и вышла из французского Сообщества. 20 сентября Д. принята в ООН.

В декабре 1960 в Д. проводились президентские и парламентские выборы. Президентом был избран первый глава правительства независимой Дагомеи Ю. Мага, за которым по конституции сохранялся пост главы правительства. На выборах в Национальное собрание победила основанная Мага в ноябре 1960 Дагомейская партия единства. 24 апреля 1961 правительство Мага подписало с Францией соглашения о сотрудничестве и военный договор, закрепляющие за бывшей метрополией важные позиции в экономике и политической жизни страны.

Правительство Мага столкнулось с большими трудностями, связанными с экономической отсталостью, межплеменными трениями и религиозными особенностями, обусловившими обострение отношений между тремя регионами страны: севером (народы барба и сомба), районом Абомея (фон) и районом Порто-Ново (йоруба). В 1961 правительство Мага установило однопартийную систему. Был принят закон, ограничивший деятельность профсоюзов и свободу печати и позволявший полиции без юридического расследования подвергать репрессиям «лиц, действия которых опасны для порядка». Однако притупить остроту политических и этнических противоречий правительству не удалось.

В октябре 1963 трудящиеся массы под руководством профсоюзов выступили против правительства (активное участие в этих выступлениях приняли учащаяся молодёжь и др. круги интеллигенции). Организованная профсоюзами всеобщая забастовка 26≈28 октября привела к отставке правительства. Власть временно перешла в руки начальника штаба дагомейской армии полковника К. Согло. В начале января 1964 была принята новая конституция, предусматривавшая разделение власти между президентом ≈ главой государства и вице-президентом ≈ главой правительства. Было восстановлено право трудящихся на забастовку, запрещено призывать иностранные войска для разрешения внутренних конфликтов. 19 января состоялись президентские и парламентские выборы. Президентом был избран С. М. Апити, вице-президентом Ж. Ахомадегбе ≈ кандидаты созданной в декабре 1963 Дагомейской демократической партии, выступившей под лозунгами укрепления единства страны и африканского единства, оздоровления экономики и повышения жизненного уровня народа, международного сотрудничества и укрепления мира. Дагомейская партия единства была распущена новым правительством. Вскоре дагомейские правящие круги, стремясь ослабить оппозиционное движение, начали постепенную ликвидацию демократических свобод, завоёванных в конце 1963. Обострились разногласия между Апити и Ахомадегбе. В такой обстановке армия при поддержке профсоюзов и учащейся молодёжи в ноябре 1965 сместила Апити и Ахомадегбе. После переворота политическое положение в стране оставалось крайне неустойчивым, что проявлялось, в частности, в многократных сменах правительства. С декабря 1965 по декабрь 1967 у власти находилось правительство генерала Согло, после смещения которого правительство возглавил подполковник Алле, провозглашенный главой государства.

В марте 1968 была принята новая конституция, предусматривавшая восстановление в Д. президентского режима. Все политические объединения были распущены. В июне 1968 военные круги выдвинули в президенты доктора Э. Зинсу, который в результате референдума, проведённого 28 июля 1968, получил большинство голосов. правительство Зинсу продолжало политический курс его предшественников, направленный на подавление всех оппозиционных сил. В мае 1969 в связи с раскрытием заговора против правительства и попыткой провести всеобщую забастовку был арестован ряд профсоюзных лидеров, закрыты газеты, выступавшие против правительства. 10 декабря 1969 президент Зинсу был смещен со своего поста группой военных во главе с начальником генерального штаба подполковником Куандете, который вошёл в состав образованной 18 декабря военной Директории из трёх человек (председатель подполковник П. Э. де Суза), сосредоточившей в своих руках всю полноту власти. Конституция 1968 была отменена. В мае 1970 Директория передала власть гражданской администрации ≈ Президентскому совету в составе Ю. Мага., Ж. Ахомадегбе, С. М. Апити. Председателем Президентского совета, главой государства и главой правительства стал Ю. Мага.

Во внешней политике все правительства Д. ориентировались на западные государства, прежде всего на Францию. Д. установила тесные отношения с США, ФРГ, Израилем, марионеточным режимом на Тайване. С 1961 Д. ≈ член Афро-Малагасийского союза (с 1965 ≈ Обшая афро-малагасийская организация; с 1970 ≈ Общая афро-малагасийско-маврикийская организация). Вместе с Верхней Вольтой, Берегом Слоновой Кости, Нигером и Того Д. входит в региональное объединение ≈ Совет согласия (основан в 1959). В 1962 Д. установила дипломатические отношения с СССР и рядом др. социалистических стран. В 1963 заключены советско-дагомейское соглашение о научном и культурном сотрудничестве и советско-дагомейское торговое соглашение.

Н. В. Пыхтунов.

Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации. Политические партии распущены.

Профсоюзы: Всеобщее объединение трудящихся Д., основано в 1961, входит в ВФП; Всеобщее объединение профсоюзов Д., основано в 1964; Дагомейская конфедерация верующих трудящихся, основана в 1952, входит в Международную конфедерацию труда; Национальная конфедерация свободных профсоюзов, основана в 1964, входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов. В стране действуют 19 автономных профсоюзов.

Национальное движение дагомейской молодёжи, основано в ноябре 1967.

Экономико-географический очерк. Д. ≈ экономически отсталая аграрная страна, занимающая по размерам национального дохода (около 61 долл. на душу населения в 1969) одно из последних мест среди независимых афр. государств. После провозглашения независимости (1960) в Д. Принимаются меры к подъёму экономики страны. В руки государства перешла важнейшая отрасль промышленности ≈ производство пальмового масла, но реализация готовой продукции производится частной французской фирмой. В сельском хозяйстве организованы производственные кооперативы, специализирующиеся на выращивании масличной пальмы, арахиса и заготовках тикового дерева, создаются опытно-показательные хозяйства, т. н. земледельческие массивы. В 1962 учреждено государственное управление по скупке с.-х. продукции (до этого всю скупку вели иностранные фирмы и торговцы-посредники), которое призвано свободно конкурировать с иностранными экспортными фирмами. Однако почти все важнейшие отрасли хозяйства находятся в руках иностранных, главным образом франц. компаний ≈ «Компани франсез де л"Африк оксиданталь», «Сосьете коммерсьяль де л"Уэст африкен» и др. Французские правящие круги оказывают Д. финансовую и техническую помощь, обусловливая её политическими и экономическими обязательствами.

Сельское хозяйство играет ведущую роль в экономике (свыше 50% валового национального продукта, 1969). Сохраняется общинное землевладение, однако под влиянием быстрого роста торгового земледелия идёт процесс разложения общин, лучшие участки присваиваются родоплеменной знатью. Развита долгосрочная аренда земли (арендаторы ≈ крестьяне-иммигранты). Преобладает примитивное мотыжное земледелие. Обрабатываемые земли занимают (1963) 13,7% территории (в т. ч. залежные 8,4%), луга и пастбища 3,9%, прочие 82,4%.

Главная отрасль сельского хозяйства ≈ растениеводство, специализирующееся на производстве экспортных культур, возделываемых в основном в хозяйствах африканцев. Ведущая экспортная культура ≈ масличная пальма. Насаждения её распространены на юге страны (от побережья до линии Абомей ≈ Загнанадо). Насчитывается около 30 млн. деревьев, занимающих площадь свыше 400 тыс. га; ежегодный сбор ядер пальмовых орехов свыше 50 тыс. т. В 1962≈65 частно-государственным национальным обществом с.-х. развития создано на вновь осваиваемых землях 200 пальмовых плантаций; создаются (1972) крупные пальмовые плантации (общей площадью 4 тыс. га) в долине р. Моно. Кокосовые пальмы выращиваются вдоль узкой прибрежной полосы на плантациях европейских капиталистов; на экспорт идут копра и орехи. Широко распространены посевы арахиса (70 тыс. га, сбор 25 тыс. т в 1970), культивируемого для местного потребления и на экспорт. 91% сбора арахиса приходится на южные районы страны. Здесь же выращивается хлопчатник как для сбыта на местном рынке, так и для экспорта. Важнейшие продовольственные культуры: на Ю. ≈ маниок (180 тыс. га, 1140 тыс. т в 1969), кукуруза (430 тыс. га, 260 тыс. т), в центре и на С. ≈ батат и яме (72 тыс. га, 580 тыс. т), просо и сорго. С конца 60-х гг. на Ю. выращиваются кофейные деревья.

В 1969/70 насчитывалось (в тыс. голов): крупного рогатого скота 570 (в основном малопродуктивный), овец 570, коз 600, свиней 360; домашней птицы 1700 (куры). Преобладает отгонно-пастбищная система животноводства. В тропической части Д. ≈ стада круглый год на подножном корму. 30% всего поголовья крупного рогатого скота сосредоточено на С., главным образом в африканских хозяйствах.

Прибрежные воды, лагуны и реки изобилуют рыбой. Улов рыбы (1968) 22,6 тыс. т.

В лесах, богатых ценными тропическими породами деревьев (главным образом махагони), заготавливается свыше 100 тыс. м3 древесины, потребляемой в стране.

Промышленность Д. развита слабо. На её долю приходятся около 10% валового национального продукта (1969). Обрабатывающая промышленность представлена в основном предприятиями по первичной переработке с.-х. сырья. Пальмовое масло вырабатывают заводы в гг. Побе, Котону и др., оно используется как для питания, так и для производства мыла на заводах около Порто-Ново и Котону (каждый мощностью по 1 тыс. т). Хлопкоочистительные заводы находятся в гг. Бохиконе, Савалу, Ндали, Параку и др. Текстильные фабрики в Бохиконе (изготовление мешковины) и Котону. Имеются предприятия по переработке продуктов кокосовой пальмы и карите. В г. Канди ≈ завод по очистке капока. Два лесопильных завода и предприятия по изготовлению мебели находятся в Котону. Производство пиломатериалов в 1967 составляло 10 тыс. м3. В Котону работают небольшие предприятия по производству жидкого кислорода, пива и безалкогольных напитков. Имеются заводы: автосборочный фирмы «Ситроен» (около 1200 автомобилей в год), велосипедов и мотоциклов фирмы «Пежо», цементный. Ремесленное производство: ткачество, крашение тканей, кузнечное и гончарное ремёсла, резьба по дереву.

Горнодобывающая промышленность развита весьма слабо. Кустарным способом в районе Нати-тингу добывается золото. Американскими компаниями ведётся разведка месторождений нефти (в открытом море), железной руды (близ Канди), хромитов. Имеется 4 небольшие тепловые электростанции (в 1968 установленная мощность около 10 тыс. квт, производство электроэнергии 28,4 млн. квт.ч в 1970) в гг. Котону, Порто-Ново, Бохиконе, Параку.

Транспорт. Протяжённость железных дорог около 600 км, автомобильных ≈ 6,2 тыс. км, дорог с битумным покрытием ≈ 790 км (1968). Железные дороги (метровой колеи) соединяют Котону с Параку (438 км), Паху с Сегборуэ (на озере Ахеме, 34 км), Котону с Побе (107 км). В 1969 насчитывалось 17,1 тыс. автомобилей, в том числе 6,5 тыс. грузовиков. В перевозках грузов в северной части страны (к С. от Параку) преобладает автотранспорт.

В Котону ≈ аэродром международного значения и морской порт (грузооборот около 550 тыс. т в 1969), через который проходит весь внешнеторговый оборот Д. и Нигера.

Внешняя торговля. Внешнеторговый оборот носит дефицитный характер. С.-х. продукция по стоимости в экспорте составляет (1968) около 79%, в том числе продукты масличной пальмы 53%. Ввозятся преимуществено хлопчато-бумажные ткани (15,6%) и др. предметы широкого потребления, а также промышленное оборудование. Главные внешнеторговые партнёры ≈ Франция (доля в экспорте и импорте по 54,8% в 1965 и соответственно 36,5% и 41,5% в 1968), США (21,6% и 3,8% в 1968) и ФРГ. Денежная единица ≈ афр. франк = 0,02 франц. франка. Государственный долг превышает 14 млрд. афр. франков (1969).

Н. А. Смирнов.

Вооружённые силы. Вооруженные силы Д. возглавляются председателем Президентского совета. В 1970 они насчитывали около 3 тыс. чел. Их основу составляют сухопутные войска (около 1700 чел.), имеющие 3 пехотных батальона и подразделение парашютистов. ВВС (около 100 чел.) состоят из 1 смешанной эскадрильи (6 самолётов). В состав вооружённых сил входит также жандармерия. Армия комплектуется на основе закона о всеобщей воинской обязанности (1963) и путём набора добровольцев. Призывной возраст ≈ 18 лет, продолжительность действительной военной службы ≈ 12 мес.

Медицинское обслуживание населения осуществляют больницы, лечебные центры и передвижные отряды, на которые возложена борьба с малярией и др. инфекционными болезнями. Внебольничную помощь оказывают в городах частнопрактикующие врачи.

В 1969 в Д. было 3 общие больницы на 733 койки, 6 больниц для прокажённых, 30 медицинских центров на 908 коек и 46 родильных домов на 1,2 тыс. коек. Общая обеспеченность в стационарах составляла 1,3 койки на 1000 жителей. Функционировали 11 амбулаторий и 154 диспансера. В 1969 работали 81 врач (1 врач на 32 тыс. жителей), 6 зубных врачей, 19 фармацевтов и около 1,1 тыс. лиц среднего медицинского персонала. В сельской местности 1 врач обслуживает до 45 тыс. жителей. Существует 1 школа по подготовке медицинских сестёр. Врачи проходят подготовку за границей. Расходы на здравоохранение в 1970 составляли 11,9% бюджета страны.

Т. А. Кобахидзе, И. Б. Савваитова.

Ветеринарное дело. Распространены трипаносомоз рогатого скота (809 вспышек за 1969, переносчик ≈ муха цеце), перипневмония крупного рогатого скота (144 вспышки за 1959≈69), чума рогатого скота (28 вспышек, 1959≈67), болезнь Ньюкасла (631 вспышка за 1959≈69), гельмиптозы животных, резко снижающие их продуктивность. Установлены афр. чума свиней, бешенство, сибирская язва (очаги вдоль скотопрогонных дорог), эпизоотический лимфангоит однокопытных, пастереллёз и некоторые др. инфекции. Ветеринарная служба только организуется; имеются карантинные станции на С. страны и вдоль скотопрогонных дорог.

Просвещение. Ко времени получения независимости Д. (1960) лишь 20% детей школьного возраста было охвачено начальным обучением. Высших учебных заведений не существовало. После провозглашения независимости страны народное образование стало развиваться быстрыми темпами (ассигнования на нужды образования достигли в 1970 свыше 19% расходов национального бюджета). Однако в сельских местностях охват школьным обучением остаётся ещё незначительным. Руководство просвещением осуществляет министерство национального образования. Учебные заведения принадлежат как государству, так и частным организациям (католическим и протестантским миссиям). По закону 1964 частные школы поставлены под контроль государства и обязаны работать по программам государственных школ.

Система народного образования включает 6-летнюю начальную школу, неполную среднюю школу ≈ общеобразовательные коллежи (4 года обучения), и полную среднюю школу ≈ лицеи (7 лет). Право поступления в вуз даёт только окончание лицея, выпускникам которого после сдачи экзамена выдаётся диплом бакалавра. В 1968/69 уч. г. в начальных школах обучалось 146,2 тыс. учащихся, в средних школах ≈ 14,3 тыс. учащихся.

Профессиональное образование осуществляется на базе начальной школы в техническом лицее (7 лет), коллеже технического образования (4 года) и с.-х. центрах ученичества (3 года), готовящих технические кадры для сельского хозяйства. В 1968/69 -уч. г. профессионалной подготовкой было охвачено 1190 чел. В сельских местностях создаются т. н. кооперативные школы (5 лет), в которых даётся общеобразовательная и с.-х. подготовка.

Учителей начальных школ готовят педагогическая школа (4 года) и 1-годичные педагогические курсы (дают право преподавания в первых 4 классах начальной школы) на базе общеобразовательного коллежа. В 1967/68 уч. г. в педагогических учебных заведениях обучалось 322 чел.

Первое высшее учебное заведение Д. ≈ юридический институт в Порто-Ново открылся в 1962. В 1967/68 уч. г. в нём училось 115 студентов. В институте Бенина (Д. ≈ Того) обучалось в 1968/69 уч. г. 70 студентов-дагомейцев; около 600 студентов из Д. обучалось за границей.

В Порто-Ново находится Национальная библиотека (7,5 тыс. тт.). Крупнейший музей Д. ≈ Исторический музей в г. Абомей, столице древнего Дагомейского государства.

В. П. Борисенков.

Печать и радиовещание. Выходят ежедневно правительственная газета «Дао-Экспресс» («Daho-Express»), с 1969, тираж 10≈12 тыс. экз. (1970) и бюллетень агентства печати «Бюльтен котидьен де л"Ажанс Даомеэнн де пресс» («Le Bulletin Quotidien de l"Agence Dahomeenne de Presse»), с 1961, тираж более 2 тыс. экз. (1969). Один раз в 2 недели выходит правительственный орган «Журналь офисьель де ла Репюблик дю Даоме» («Journal Officiel de la Republique du Dahomey»), ежемесячно ≈ католическая газета «Круа дю Даоме» («La Croix du Dahomey»), с 1946, тираж 3 тыс. экз. (1970). Имеется информационное агентство Д. ≈ Дагомейское агентство печати.

Государственная радиостанция в Котону ведёт передачи на французском и местных языках.

Литература. Африканские народности, населяющие Д., создали богатый и разнообразный фольклор. Наиболее изучено устное народное творчество фонов. Помимо сказок, пословиц, поговорок, большое место занимают легенды, отражающие историю государства Д. начиная со 2-й половины 17 в. В фольклоре народов севера Д. история прослеживается с середины 19 в. Языки народов Д. ≈ бесписьменные, современная литература создаётся на французском языке. Становление её началось в 20 в. сначала в журналистике (печать Д. зародилась в 30-х гг.; до 1960 в разные периоды выходило до 50 наименований различных периодических изданий) и исторических исследованиях. Писатель П. Хазуме (р. 1890) является автором работ о древних анимистических обрядах, а также первого исторического романа «Доги-сими» (1937) о событиях в Д. 1-й половине 19 в. М. Кенум написал книги «В стране фон» (2 изд., 1938), «Три африканские легенды» и др. Позднее выступили историки и литераторы К. Агбо («История Уиды», 1959), А. Акенделе и С. Агесси («Вклад в изучение древнего королевства Порто-Ново», 1953).

В годы подъёма национально-освободительного движения наиболее выдающимися произведениями литературы Д. явились публицистическая, резко антиколониальная книга А. Тевоёджра (р. 1929) «Возмущённая Африка» (1958), роман О. Бели-Кенума «Вечная западня» (1960), стихи известного журналиста и одарённого поэта П. Жоакина, автора сборника «Рассказывает негр» (1954). После провозглашения независимости ведущим жанром является поэзия: продолжает печататься Жоакин; из молодых поэтов выделяются Р. Хазуме (сборник стихов «Африканские цветы», 1967) и Р. Догбе. Для стихов Догбе (сборники «Воды Моно», 1963, и «Берега смертных», 1964) характерны гражданственность, патриотические мотивы, антивоенный пафос. Наиболее яркое явление драматургии ≈ историческая драма Ж. Плия «Кондо-Акула» (1967), посвященная борьбе дагомейского правителя Беханзина против французских колонизаторов.

Л. О. Низская.

Народное искусство Д. обладает большими традициями. Издавна развиваются различные художественные ремёсла (до 20 в. существовала специализация отдельных семей на тех или иных видах искусства). По восковым моделям отливаются бронзовые и серебряные изображения людей и животных, необычные по пропорциям (вытянутые суховатые фигуры с очень тонкими длинными конечностями), или целые группы (охотничьи, бытовые, придворные сцены), объединённые единым ритмом движения, переданного с большой достоверностью. Распространены условные по композициям яркие вышивки-аппликации на знаменах, драпировках, зонтах и головных уборах. Широко представлены художественная резьба по дереву и слоновой кости, орнаментация сосудов из тыквы ≈ калебасов. Сложные многофигурные резные композиции украшают деревянные скипетры правителей, культовые чаши, скамьи. По характеру стилизации они резко отличаются от бронзовых изделий (укороченные пропорции, массивные тщательно моделированные головы). Встречаются керамические сосуды с фигурными ручками и крышками. Полихромные глиняные рельефы, изображающие исторические события, львов (символы царской власти), украшают входы сохранившихся глинобитных храмов и дворцов правителей. В народное жилище Д. преобладают прямоугольные или круглые в плане обмазанные глиной каркасные хижины с 4-скатными или коническими крышами.

Театр. В основе современного театрального искусства Д. ≈ религиозные обряды и ритуалы (колдовские заклинания, похоронные песни и др.), народно-бытовые танцы, выступления акробатов, а также пантомима и танцы, исполнявшиеся танцовщицами во дворцах феодалов. Народные театральные представления Д. были показаны в парижском «Театре наций» (1962), на Всемирном фестивале негро-африканского искусства в Дакаре (1966), на Панафриканском фестивале культуры в Алжире (1969).

Значительным этапом в развитии любительского театра Западной Африки стала постановка драмы «Сокаме» (1933) на сюжет национального предания, осуществленная дагомейцами, учившимися в Дакаре (Сенегал). В 1937 спектакль был показан на Всемирной колониальной выставке в Париже, в 50≈ 60-е гг. эта пьеса ставилась и в Д.

Становление национальной драматургии связано с пьесами Ж. Плия («Кондо-Акула» о борьбе против французских захватчиков конца 19 в. и сатирическая комедия «Личная секретарша»). Театральный коллектив из Экпе (близ Котону) в 1965≈68 выезжал в соседние страны со спектаклем на историческую тему ≈ «Дан Гомей» М. Меле. В 1966 ансамбль артистов Д. выступал в СССР с танцами и музыкальными сценками «Свадьба» и «Воскрешение».

Н. И. Львов.

Лит.: Новейшая история Африки, 2 изд., М., 1968; Гаврилов Н. И., Западная Африка под гнётом Франции (1945≈1959), М., 1961; D " Albeca A., La France au Dahomey, P., 1895; Foa Ed., Le Dahomey, P., 1895; Dahomey. Un an d"independance 1 aout 1960- 1 aout 1961, P., 1961; Dahomey, Porto Novo, 1963; Cornevin R., Le Dahomey, P., 1965; Чёрч Р. Дж. Г., Западная Африка, пер. с англ., М., 1959; Сванидзе И. А., Проблемы развития сельского хозяйства Африки, М., 1969; Страны Африки. Политико-экономический справочник, М., 1969; Connaissez-vous le Dahomey?, P., 1962; «L"Aube Nouvelle», Porto-Novo, 1967 (в ряде номеров печаталась пьеса J. Pliya ≈ «Kondo le Roquin»).

Википедия

Дагомея

Дагоме́я - африканское государственное образование, существовавшее на протяжении 280 лет на побережье Западной Африки. Располагалось на территории современных Бенина и Того.

Примеры употребления слова дагомея в литературе.

Читатель знает, так же как это знал Робур, что королевство Дагомея - одно из наиболее могущественных на западном побережье Африки.

Он знал каждый закоулок этого самого замка и был уверен, что Арней, Гро и Карнеги сейчас находятся в трех дальних комнатах правого крыла, а герцог Инци скорее всего дует пиво в знаменитом погребке под не менее знаменитым обеденным залом вместе с Гербом Коллайти, который приходился ему троюродным братом, хотя вся Дагомея твердит, что это сказки.

В 16 веке на территории современного западноафриканского Бенина были различные мелкие государства, которые затем объединились в удивительную страну Дагомея, которая прославилась своей мощью, торговлей людьми и религией Вуду. Понятно, что такое сочетание проявилось в очень диковинных традициях и образе жизни, поэтому сохранившиеся постройки и сейчас интересны туристам.

В те времена возле мест обитания народа появляются племена фон (ставшие предками дагомейцев) и эве. Именно представители фон создали маленькие государства: Аллада, Абомей, Аджаче.

Абомей появился в 1625 году, с этого года обычно и ведут историю Дагомеи, хотя некоторые учёные называют поздние даты. Жители этого государства стали заядлыми врагами с йоруба, на то время они победили, но столкновения продолжались постоянно.

Название Дагомея появилось уже в начале 17 века, когда Абомей покорил Алладу и Уиду. Подобное расширение влияния длилось два ближайших века, при этом площадь мало увеличивалась, она только немного превышала современные земли имеющие весьма малые размеры.

Имеются противоречия по поводу значения слова «Дагомея»:

  • изначально оно звучало Дан-хоме, что можно перевести как «Чрево змея», подобное объяснение логично, так как среди местных культ змей очень почитался, в Уиде по сей день сохранился Храм питонов;
  • другой вариант происхождения связан со словом «дан», означающим по верованиям фон жизненную энергию.

Захват Аллады случился в 1724 году, тогдашние дагомейцы это город полностью разрушили вместе с жителями, впрочем, позже объявили его священным. В следующем году успехом закончился поход на королевство Айюду, где удалось взять и крупный порт Уида. Это место было особенным на гвинейском побережье - отсюда направлялся огромный поток кораблей с рабами. Теперь здесь на берегу в современной Африке имеются «Врата невозврата», ставшие грустным памятником прошлого расцвета работорговли.

Проблемы в Дагомее начались незадолго до Африки, и дело было в том, что здешнее процветание зависело в основном от массовой торговли рабами, эти земли были центром Невольничьего берега, поэтому отмена рабства ударила по положению страны, которая постепенно стала гаснуть.

Европейские колонисты (французы, немцы), которые раньше вели здесь торговлю, стали проявлять иной интерес, с их помощью начали отделяться разные провинции. В результате государственная независимость полностью утратилась, и республика Дагомея стала из которой со временем образовался Бенин.

Рабовладельческая республика Дагомея

Общая история независимой первоначальной Дагомеи насчитывала менее 300 лет, однако этот период в истории Западной Африки весьма занятный, ведь местная культура имеет особенные традиции и уникальный колорит.

Здесь, как и на большей части Чёрного континента, повсеместно рьяно придерживались уважение к предкам являлось основой религии. Даже в королевском дворце постоянно заботились об умерших правителях, им в мир мёртвых посылали слуг, для этого умерщвляли челядь, а вместе с ними «отправлялся» кто-то их знати, последний становился загробным послом.

Когда же умирал король, то его похороны сопровождались торжественными и массовыми ритуалами - множество людей становилось жертвами. Умершие обычные люди хоронились под собственными кроватями, на которых до этого умирали, причём тогда могли даже положить в могилу и убитого ребёнка погибшего в качестве жертвы.

Ещё одним развитым и почитаемым в южных районах был культ Змея, это даже подтверждается существующим ныне Храмом питона. По этим традициями жертвы также приносились, но намного меньшие и не человеческие, повсеместно по поселениям имелись соответствующие фетиши.

Все эти традиции и ритуалы стали основой для религии которая тут встречается и в современном мире. Этот культ являлся основным для республики Дагомея, и сейчас многие бенинцы сохраняют в той или иной степени эту веру.

В государстве была монархия, правитель назывался королём, которого считали божественным существом, поэтому практически никто его не видел. Его трон стоял на черепах тех, кого он победил в боях. Помимо официальной жены он имел гарем, но власть и признание имели только законные дети.

В городе Абомея с каждым правителем отстраивались Королевские дворцы, которые теперь отреставрированы и охраняются ЮНЕСКО, ведь эти строения красочно рассказывают об истории исчезнувшей небольшой африканской державы.

В королевстве существовала особенная охрана - сотни невинных девушек, подобно усердно и жесткого защищали короля. Они были отличными воинами, но могли покинуть такую службу и выбрать в дальнейшем семейную жизнь.

Однако были войска и более традиционные - мужские, несколько тысяч стрелков отменно владели ружьями. При необходимости оборонные силы практически мгновенно увеличивались в разы, поэтому древняя республика Дагомея так умело захватывала соседние племена. Только подобных масштабов оказалось недостаточно для противостояния колонистам.

Сперва королевство активно торговало лишь рабами, затем к нужному заграничным покупателям грузу добавилось и пальмовое масло. Со временем европейцы перестали мирно торговать с Дагомеей, они просто захватили её.

В течение более двухсот лет тысячи женщин сражались и умирали, расширяя границы своего западно-африканского королевства. Даже французы, завоевавшие их, признавали необыкновенное мужество этих воительниц.

"Если воительница идет воевать, она должна победить или умереть"
- девиз дагомейских амазонок

“Дагомейские амазонки”, или “Мино” (“наши матери” на языке народности Фон) составляли женские полки армии королевства Дагомея (ныне государство Бенин), в которой служили представители народа Фон. Женские отряды существовали до конца 19-го столетия. Название “дагомейские амазонки” было присвоено им европейцами по аналогии с полу-мифическим воинственным племенем амазонок, которые, по легендам, населяли древнюю Анатолию и побережье Черного моря.

Дагомейские амазонки - это единственные в мировой истории официально и исторически документированные армейские подразделения, состоящие из одних женщин. Жестокие, безжалостные и кровожадные женщины, вооруженные мачете и мушкетами, всецело преданные разрушительному делу войны, эти терминаторши в течение 250 лет наводили ужас на жителей Западной Африки - не только своей фанатичной доблестью, но и абсолютным упорством и нежеланием отступать или сдаваться пока король не прикажет им.



Воительницы-амазонки Дагомеи. Рисунок французского полковника Диннаманена-Дора. 1890
Автор фото: Анри Фрей, 1847-1932. Нью-Йоркская Публичная Библиотека
Wikimedia Commons

Считается, что впервые привлек женщин к боевому ремеслу третий король Дагомеи, Хоугбаджа, правивший с 1645 по 1685 год. Он организовал чисто женский корпус, который специализировался в охоте на слонов. Эти женщины, которых называли гбето, заменяли мужчин на охоте, позволяя тем посвятить себя военному делу.

Сын Хоугбаджи, король Агадья (правил с 1708 по 1732) создал отряд женщин-телохранителей, вооруженных мушкетами, что отражено в дневниках европейских купцов. Согласно преданию, Агадья преобразовал отряд телохранительниц в милицию, которая в 1727 году помогла ему победить соседнее королевство Сави. Мужчины-солдаты дагомейской армии стали нахывать женщин-солдатов ‘Мино’.

При короле Гхезо (правил с 1818 по 1858) милитаризация Дагомеи достигла небывалого уровня. Гхезо сделал армию своей важнейшей опорой, значительно увеличил ее бюджет, упорядочил ее структуру, усилил военную подготовку и усложнил церемонии. В то время как европейцы называли дагомейских воительниц амазонками, сами они величали себя Ахоси (жены короля) или Мино (наши матери).

Гхезо набирал в свою армию мужчин и женщин из покоренных и плененных племен, но многих женщин он рекрутировал из свободных дагомеянок, причем некоторых готовили к военной карьере с 8 лет. Согласно другим свидетельствам, некоторых Мино рекрутировали из т.н. ахоси (королевских жен). Некоторые женщины шли в армию добровольно, а некоторых забирали насильно, если их мужья или отцы жаловались королю на их плохое поведение.

Единственной целью воспитания и тренировок воительниц Мино являлись нужды войны. В течение своей службы в армии, они не имели права иметь детей или вести супружескую жизнь (хотя многие были официально женами короля). Многие Мино оставались девственницами до конца службы. Женский полк имел полубожественный статус, связанный с традиционной западно-африканской языческой религией Вуду. Воительницы постоянно интенсивно тренировались. Важнейшей составляющей армейской жизни являлась дисциплина. В то же время, служба в армии позволяла женщинам повысить свой социальный статус и влияние в обществе.

Женщины-солдаты проходили суровую военно-физическую подготовку, носили униформу и были вооружены датскими ружьями (приобретенными в процессе продажи рабов). Согласно сообщениям гостей Дагомеи, к середине 19-го столетия женщины составляли около трети всей дагомейской армии - от 1000 до 6000 человек. По сведениям нескольких независимых источников, боеспособность и мужество женских частей всегда оценивалась выше мужских, несмотря на несколько поражений, которые они потерпели.

Женщины-солдаты обычно составляли единые подразделения, параллельные мужским. Они располагались в центре, около короля, а также на каждом фланге, причем у каждого подразделения была своя командирша. Есть сведения, что у каждого солдата-мужчины была символическая боевая партнерша.

В поздний период, воительницы Мино были вооружены винчестерами, булавами и ножами. Пленным, попавшим в руки Мино, обычно отрубали голову.



Военная тренировка Ахоси (Мино).
Atlanta Black Star

…Полдень влажной субботы осени 1861 года. Миссионер по имени Франческо Борджеро приглашен на парад в Абомее, столице небольшого западноафриканского государства Дагомея. Он сидит на краю огромной квадратной площади в центре города. Королевство Дагомея теперь стала “Черной Спартой”, жестко милитаризированным обществом, нацеленным на завоевания, чьи солдаты наводят ужас на соседние племена, живущие вдоль так называемого Невольничьего Берега. Маневры омрачены сильным ливнем, но король Глеле жаждет показать европейскому гостю лучие свои воинские подразделения.

Пока отец Борджеро обмахивает себя веером, на площадь заходят три тысячи тяжело вооруженных воинов, и начинаются военные маневры, имитирующие штурм вражеской столицы. Дагомейские войска производят устрашающее впечатление: босоногие воины, ощетинившиеся булавами и ножами. Некоторые из воинов, которых называют жнецами, вооружены блестящими двуручными лезвиями длиной два фута (60см), с помощью которых можно запросто разрезать человека пополам.

Воины двигаются в полном молчании, стараясь быть невидимыми противнику. Первое препятствие - огромная куча из веток акации с торчащими из них шипами, представляющая собой баррикаду длиной 440 ярдов (400 метров). Войска яростно бросаются на крепость, не обращая внимания на раны от двухдюймовых (5см) шипов. Взобравшись на баррикаду, воины изображают рукопашный бой с воображаемым противником, падают назад, вновь взбираются на колючее препятствие и штурмуют скопление хижин, откуда тащат группу извивающихся “пленников” к тому месту, где стоит король Глеле, наблюдающий за действиями своей армии. Самые отважные воины награждаются поясами, сделанными из шипов акации. Гордые своим мужеством воины опоясываются колючими поясами, не выказывая никаких признаки боли.

Затем выходит генерал, командовавший штурмом селения, и произносит длинную речь, сравнивая доблесть дагомейских воинов с европейцами. Он заявляет, что такие равные по силе стороны никогда не должны быть врагами. Борджеро слушает, но при этом ощущает некоторое отклонение разума. Он очарован генералом: стройный, но плотный, держится с достоинством, но без всякой наигранности. Не очень высокий и не излишне мускулистый. Да, ведь генерал - женщина, как и все три тысячи ее воинов. Отец Борджеро наблюдал маневры знаменитого “корпуса амазонок”, как современные ему писатели называли воинские формирования, состоящие из одних женщин.

Не совсем ясно, когда, а главное, зачем дагомейцы решили призывать женщин в армию. Стенли Алперн, автор единственного англоязычного исследования дагомейских воительниц, предполагает, что это произошло в 17-м столетии, вскоре после того как Дако в 1625 году основал королевство из представителей народа Фон. Согласно одной из теорий, женские войска возникли из отрядов охотниц на слонов, которых называли “гбето”, а Дагомея с давних времен была знаменита своими женщинами-охотниками. Французский морской врач Репен сообщал в 1850е годы, что группа из двадцати гбето атаковала стадо слонов численностью в 40 голов и убила трех из них. Но при этом нескольких охотниц слоны затоптали, схватив и приподняв своими хоботами. Согласно дагомейским легендам, когда король Гезо (1818-1858) воспевал хвалу мужеству своих гбето, кто-то из охотниц дерзко сказал, что “хорошая охота на людей лучше подошла бы им”. С тех пор король стал призывать их в армию. Но Алперн утверждает, что не существует доказательств того, что такого рода событие имело место. Он склоняется к альтернативной версии о том, что предшественницами дагомейских воительниц были женщины, составлявшие дворцовую стражу в 1720е годы.

Дагомейские женщины имели преимущество перед мужчинами, поскольку по законам гарема мужчинам воспрещалось находиться во дворце в темное время суток, в то время как женам - дозволялось. Согласно Алперну, стража дворца была создана из “третьеклассных” жен короля, которые были недостаточно красивы, чтобы разделять с ним супружеское ложе и, следовательно, не могли иметь детей. Вопреки слухам, ходившим в 19-м веке о том, что они обладают неистовым сексуальным аппетитом, дагомейские воительницы лишь формально считались женами короля и большинство из них сохраняли девственность.



Групповой портрет "Дагомейские амазонки, посетившие Европу". Февраль 1891

Wikimedia Commons

У теории Алперна есть по крайней мере, одно историческое подтверждение. По свидетельству французского работорговца Жана-Пьера Тибо, который посетил дагомейский порт Уида в 1725 году, он видел группы “третьестепенных королевских жен”, вооруженных длинными шестами, которые исполняли роль полицейских. Также существует письменное свидетельство о том, что спустя четыре года дагомейские женщины-воины помогли отвоевать этот самый порт после неожиданной атаки гораздо более многочисленого племени Йоруба, проживавшего восточнее и считавшегося главным врагом Дагомеи.

Дагомейские женские воинские формирования не были уникальными в то время. Есть несколько примеров успешных королев-воительниц, живших примерно в те же времена. Вероятно самой известной из них была Нзинга из Матамбы, жившая в 17м веке, - одна из самых влиятельных правителей Анголы, времен борьбы с португальцами. Она пила кровь людей, приносимых в качестве священных жертв и содержала гарем, состоящий из 60 мужчин, которых она одевала в женские одеяния. Истории известны и женщины-стражницы, напримерм в середине 19-го века король Сиама Монгкут нанял стражу, состоящую из четырехсот женщин. Тем не менее, стража Монгкута исполняла лишь церемониальные функции, и ему не приходило в голову посылать их сражаться на войну. Что сделало дагомейских воительниц уникальными - это их участие в сражениях и их массовая гибель в боях за короля и страну. Даже по самым скромным подсчетам, в течение четырех больших военных походов в конце 19-го века формирования дагомейских воительниц потеряли 6 тысяч убитыми. Возможно, что потери достигали 15 тысяч. В самых последних битвах с гораздо лучше вооруженными французами участвовало около полутора тысяч воительниц, а после окончания кампании их осталось лишь пятьдесят.

Ни один из приведенных выше фактов все-таки не объясняет, почему женские подразделения возникли именно в Дагомее и только там. Историк Робин Ло из Университета Стирлинга, который исследовал этот вопрос, не соглашается с мнением о том, что у народа Фон мужчины и женщины были равными в какой-то области. Считалось, что женщина, натренированная как воин, становится мужчиной, в частности, после того как убьет первого врага и вспорет ему внутренности. Возможно, наиболее убедительным педположением является тот факт, что племя Фон было гораздо малочисленнее окружающих племен, например, десятикратно уступало племени Йоруба. В этом возможная причина, по которой они компенсировали нехватку воинов-мужчин женщинами.

Эту гипотезу подтверждают дневники британского морского офицера Ирдли Билмота, который приплыл в Дагомею в 1862 году и обнаружил, что женская городская популяция значительно певышает мужскую. Это явление он объяснял комбинацией военных потерь и работорговли. Примерно в это же время западные визитеры в Адомей отмечали значительный рост числа женщин-военнослужащих. По оценкам, с 1760х до 1840х годов (время правления короля Гезо) дагомейский женский корпус возрос с 600 до 6000 воительниц.

Не сохранилось никаких свидетельств, объясняющих, почему король Гезо увеличил численность своих амазонок, возможно, это связано с жестоким поражением, которое он потерпел от Йоруба в 1844 году. Согласно устной традиции, обозленные набегами дагомейцев, объединенные племена, называемые Эгба, предприняли неожиданную атаку на короля Гезо и были близки к его пленению, захватив много королевского добра, включая ценный зонтик и священный табурет. Алперн пишет, что “до этого набега у короля было только два подразделения амазонок, а после него он добавил к ним еще шесть”.

На самом деле, призыв в дагомейскую армию женщин не представлял большого труда, несмотря на необходимость преодолевать колючие препятствия и высокий риск быть убитой или лишиться конечности. Большинство западноафриканских женщин были вынуждены выполнять самые тяжелые каторжные работы. По свидетельству сэра Ричарда Буртона, посетившего Дагомею в 1860х годах, женские подразделения короля Гезо располагались в специальных казармах, их снабжали табаком, алкоголем, и они даже владели рабами - до пятидесяти рабов на каждую воительницу. Как отмечает Алперн, "когда амазонки покидали наш дворец, впереди них шла рабыня с колокольчиком. Звук колокольчика означал, что каждый мужчина должен отойти на определенное расстояние и смотреть в другую сторону." Даже дотрагиваться до этих женщин запрещалось под угрозой смерти.

Призыв в армию дагомейских женщин производился несколькими путями. Некоторые женщины добровольно поступали на военную службу - женщины из бедных слоев желали избавиться от тягот повседневной жизни и прославить себя на полях сражений, а некоторые "третьесортные" наложницы короля предпочитали разрезать людей пополам ради короля, чем рожать для него мальчиков. Еще одну категорию женщин, рекрутированных в дагомейское войско, составляли те, кого послали туда отцы или мужья за “плохое поведение”. Для того, чтобы услать жену или дочь в армию, мужчина аппелировал к его величеству с просьбой призвать ее на военную службу. Как только женщина попадала в амазонки, она становилась “неприкасаемой” - ей запрещалась вступать в половые связи (поскольку будучи беременной она не могла бы сражаться), а мужчина, даже пальчиком дотронувшийся до амазонки, подвергался смертной казни.

Пока Гезо готовился к реваншу против племен Эгба, его новобранки проходили интенсивные тренировки. По своей интентивности тренировки амазонок существенно превышали предел, который могли бы выдержать мужчины. Они практиковались друг с другом в борьбе и в рукопашном бое без оружия, выполняли сложнейшие гимнастические упражнения и ежедневно бегали до изнеможения на огромные расстояния. Для воспитания стоического отношения к боли они должны были залезать на тридцатифутовую (10м) стену, покрытую колючками, не подавая вида, что испытывают нестерпимую боль. Рекрутов посылали на девять дней в лес, где они должны были выживать, добывая пропитание с помощью мачете. Они проходили боевую подготовку на живых вражеских пленниках, вооруженных булавами, которые располагались за частоколом. Воительницы должны были пробиться через частокол и убивать всех, кого сумели поймать и одолеть. Это звучит ужасно, но так было: амазонки постоянно соревновались в боевых достижениях с мужскими подразделениями, они знали - для того, чтобы к ним относились серьезно - на полях сражений или дома - они должны были быть в два раза искуснее других в военном деле. И они-таки были лучшими воинами. Они содержали оружие и униформу в чистоте и порядке, умело маршировали. Когда эти босоногие женщины первыми бросались в бой под магическими боевыми знаменами, сделанными из кожи и костей поверженных врагов, остальные воины воодушевлялись и шли за ними.

Но больше всего удивляла европейцев тренировка дагомейских воинов в ”бесчувственности” - созерцание бескровной казни пленников. На ежегодной церемонии, новобранцы обоего пола должны были соорудить платформу высотой 16 футов (5м), поднять туда корзины, в которых находились связанные вражеские пленники с кляпами во рту, и бросить их вниз через парапет, к ногам толпы зрителей, находящихся внизу. Существуют свидетельства того, что в этой казни женщины бывали не только зрителями, но и участниками. Жан Бейол, французский морской офицер, посетивший Абомей в декабре 1889 года, стал свидетелем посвящения в воительницы юной девушки, еще не убившей ни одного врага. Ее подвели к корзине, в которой сидел связанный пленник. “Она бойко подошла к нему и, держа обеими руками меч, трижды взмахнула им, а затем спокойно отрубила ему голову, упавшую в корзину. После этого она слизнула кровь с клинка и проглотола ее”.



"Тренировка бесчувственности": Человеческие жертвоприношения в Королевстве Дагомея.
Девушки-новобранцы наблюдают как дагомейские воины бросают вниз, в толпу, связанных пленников.
Из книги Фредерика Форбса "Дагомея и дагомейцы", 1849-1850.
Pre Colonial Africa

Эта жестокость особо обескураживала европейских наблюдателей и, конечно, вселяла ужас в африканских врагов Дагомеи. Тем не менее, не все соглашались с высокой оценкой боеспособности дагомейской армии; европейские наблюдатели были невысокого мнения об умении женщин обращаться с кремниевыми ружьями - многие из них стреляли от бедра вместо того, чтобы прицелиться, прижав приклад к плечу. Но даже французы соглашались, что в рукопашном бою женщины действуют выше всяких похвал.

Наибольшего успеха укрупненные женские подразделения короля Гезо добивались в неожиданных предрассветных атаках на вражеские селения. И только дважды они потерпели жестокие поражения - в битвах за столицу Эгба Абеокуту. Две яростные осады города, предпринятые дагомейцами в 1851 и 1864 годах провалились - частично из-за излишней самоуверенности дагомейцев, но главным образом потому, что Абеокута представляла собой мощную крепость - огромный город с населением 50 тысяч, окруженный стеной, сложенной из грязевых кирпичей.

К концу 1870х годов Дагомея умерила свои военные амбиции. Большинство иностранных наблюдателей сходятся на том, что к этому времени количество воительниц в дагомейской армии сократилось до 1500, хотя их нападения на племя Йоруба продолжались. Женский корпус еще существовал двадцать лет спустя, когда королевство в последний раз вступило в “борьбу за Африку”, в которой различные европейские державы боролись за просоединения кусков этого континента к своим империям. Дагомея попала в сферу влияния Франции. В 1889 году там уже существовала небольшая колония в Порто-Ново, где при участии женских воинских формирований произошел инцидент, приведший к полномасштабной войне. Согласно устным преданиям, искрой явилась атака дагомейцев на селение, находившееся под контролем французов. Вождь селения пытался успокоить односельчан, уверяя их, что трехцветный флаг их защитит. "Так вы любите этот флаг?" - спросил дагомейский генерал, подошедший к селению. "Ладно, он вам послужит". И, по сигналу генерала, одна из его воительниц тут же обезглавила вождя одним взмахом своего мачете и принесла отрубленную голову, завернутую во французской флаг, своему королю, Беханзину.

Во время Первой Франко-Дагомейской войны, начавшейся в 1890 году, произошли две крупные битвы, одна из которых началась на рассвете во время сильного дождя, около Котону, в бухте Бенин. Армия Беханзина, в которые входили женские отряды, напала на лагерь французов, и две стороны вступили в упорную рукопашную схватку. В один из моментов сражения Жан Байол увидел как командир французских стрелков был обезглавлен дагомейской воительницей, в которой он узнал Наниску, молодую женщину, которая за три месяца до этого у него на глазах обезглавила пленника. И лишь обладание современным огнестрельным оружием в конце концов позволило французам одержать победу в этот день. После битвы Байол обнаружил Наниску мертвой. "К ее левому запястью был привязан боевой топорик с изогнутым лезвием, на котором были нанесены магические символы",- писал он "В правой руке она сжимала ствол карабина, украшенный раковинами каури".

После последующего заключения кабального мира Беханзин приложил огромные усилия, чтобы вооружить свою армию современным оружием, но дагомейцы так и не смогли сравняться по боевой мощи с огромной французской армией, которая завершила завоевание двумя годами позже. Эта вторая семинедельная война была еще более жестокой, чем первая. В течение этой войны произошло 23 битвы, и опять в авангарде войск Беханзина сражались женщины. Женщины сдавались последними, и даже - по крайней мере, по слухам, распространяемом во французской армии - выжившие в боях воительницы жестоко мстили врагам: они незаметно заменяли женщин, находящихся в лагере французов для их ублажения. Безоружные дагомеянки соблазняли французских офицеров, а когда те засыпали, резали им горло с помощью их же собственных штыков



Битва при Догбе между французскими войсками и жженским подразделением армии Дагомеи. Сентябрь 1892
Нью-Йоркская Публичная Библиотека. Автор Александр д"Альбека (1858–1896)
Wikimedia Commons

Последние враги дагомейцев (французы) высоко ценили их мужество. Офицер Иностранного Легиона по имени Берн восхищался ими: "эти воительницы сражаются с отчаянной доблестью и всегда находятся впереди своего войска. В бою они проявляют выдающеся мужество, они превосходно тренированы и образцово дисциплинированы”. Французский десантник, Анри Мориенваль охарактерисовал дагомейских воительниц как "удивительно смелых и свирепых... бросающихся на наши штыки с неописуемым мужеством”.

Большинство специалистов предполагают, что последняя дагомейская воительница умерла в 1940х годах, хотя Стенли Алперн с этим не согласен, считая, что женщине, сражавшаяся с французами в юном возрасте, в 1943 году могло быть 69 лет, так что, вполне вероятно, кто-то из них смог дожить, например, до 1960 года, когда их страна добилась независимости. Уже в 1978 году, один бенинский историк обнаружил в селении Кинта очень пожилую женщину, которая утверждала, что сражалась с французами в 1892 году. Ее имя было Науи, и она скончалась в ноябре 1979 года, когда ей было далеко за сто лет. Вероятно, это была последняя дагомейская воительница.

Как же они выглядели, эти выжившие в жестоких битвах бойцы легендарных женских полков? Некоторые отставные воительницы остались гордыми, но бедными, некоторые вышли замуж, другие сохранили бодрость и решительность - согласно Алперну, "они были способны физически наказать мужчин, оскорбивших их". И, по крайней мере, есть свидетельство об одной пожилой ветеранше, которая так и не смогла преодолеть моральную травму от военной службы (что вообще-то характерно для многих военнослужащих). Один дагомеец, росший в Котону в 1930-х годах, вспоминает как он с дружками регулярно дразнил старуху, которая прошаркивала по дороге, согнувшись вдвое от старости и усталости. Он сообщил французской писательнице Элен Альмейде Топор, что однажды один из его дружков кинул камень, который громко ударился о другой камень, что вызвало неожиданный эффект. "Мы неожиданно увидели, что старуха выпрямилась, а её лицо – преобразилось. И она гордо зашагала вперёд… Дойдя до стены, она легла на живот и стала ползти вокруг стены. Они изображала, что держит в руках ружье, и у нее резко дергалось плечо как при отдаче от выстрела. Она перезаряжала ружье и продолжала стрелять, имитируя звуки выстрела. Затем она резко вскочила и бросилась на воображемого врага, кувыркаясь по земле в рукопашной схватке. Похоже было, что она одолела его, припечатала к земле и несколько раз заколола его. Она сопровождала свои действия воинственными кличами. Она изображала как она отрезает врагу голову и поднялась, потрясая своим военным трофеем.

Она стала пританцовывать и распевать победную песню:

Кровь течёт,
Ты мертв!
Кровь течёт,
Мы победили!
Кровь течёт, течёт, течёт,
Кровь течёт,
Нет больше врага!

Она внезапно прекратила, ошеломленная. Она снова сгорбилась в три погибели и стала выглядеть старше, чем прежде! И она поковыляла прочь нерешительной походкой.

Взрослые объяснили нам, что она - вывшая воительница... Сражения давно закончились, но в её голове они продолжались.”

Свирепые и мужественные дагомейские воительницы прошлого до сих пор вызывают удивление, восхищение и... ужас. Дагомейские амазонки изображены в известном кинофильме 1987 года немецкого режиссера Вернера Херцога “Зеленая кобра“ (Cobra Verde). Амазонки короля Гхезо также описаны в омане Джорджа Макдональда "Бросок к свободе" (Flash for Freedom!)



Армия женщин, возглавляемая их королем, отправляется в поход. 1793
История африканского королевства Дагомея. Нью-Йоркская Публичная Библиотека.
Иллюстрация Арчибада Далзела

К:Появились в 1620 году К:Исчезли в 1900 году

История

Дагомея была основана в XVII веке и просуществовала до XIX века, когда была завоёвана французскими солдатами из Сенегала и присоединена к Французской Западной Африке .

Истоки Дагомеи прослеживаются до племени аджа из прибрежного королевства Аллада , которые переселились на север и осели среди жившего там народа фон . Начиная с 1650 года пришельцы стали господствовать над фон и соседним народом уэгбаджа и провозгласили одного из своих представителей королём. Столица Абомей стала центром централизованного государства с глубоко укоренённым и священным культом короля. При этом предкам королевского рода приносились человеческие жертвы. Всё в стране принадлежало непосредственно королю, который взимал налог на всю сельскохозяйственную продукцию.

Однако больше всего экономика Дагомеи выигрывала от работорговли на побережье. Продавая европейцам рабов для Америки , короли Дагомеи закупали ружья и другое огнестрельное оружие, с помощью которого они проводили политику экспансии. В эпоху правления короля Агаджи с по 1732 год Дагомея сумела завоевать Алладу, из которой происходила её правящая элита, получив прямой доступ к побережью. Однако соседнее государство Ойо , являвшееся главным конкурентом в торговле рабами, так и не было завоёвано, и само сумело навязать Дагомее обязанность платить ему дань . Несмотря на это, Дагомея сохранила независимость и продолжала расширять свои владения благодаря торговле рабами, а позднее и торговле пальмовым маслом с плантаций. Король и дальше владел монополией на всю страну и всю торговлю.

Окончательно Дагомея была завоёвана в 1894 году французскими войсками, преимущественно африканского происхождения.

Культура

См. также

Напишите отзыв о статье "Дагомея"

Литература

  • Robert Cornevin: Histoire du Dahomey . Editions Berger Levrault, Paris 1962
  • Auguste Le Hérissé: L’Ancien Royaume du Dahomey . H. Charles-Lavauzelle, Paris 1911
  • Melville J. Herskovits: Dahomey, an Ancient West African Kingdom . J. J. Augustin, New York 1938

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дагомея

– Давно вы знаете этого молодого человека, княжна? – сказал он.
– Какого?
– Друбецкого?
– Нет, недавно…
– Что он вам нравится?
– Да, он приятный молодой человек… Отчего вы меня это спрашиваете? – сказала княжна Марья, продолжая думать о своем утреннем разговоре с отцом.
– Оттого, что я сделал наблюдение, – молодой человек обыкновенно из Петербурга приезжает в Москву в отпуск только с целью жениться на богатой невесте.
– Вы сделали это наблюденье! – сказала княжна Марья.
– Да, – продолжал Пьер с улыбкой, – и этот молодой человек теперь себя так держит, что, где есть богатые невесты, – там и он. Я как по книге читаю в нем. Он теперь в нерешительности, кого ему атаковать: вас или mademoiselle Жюли Карагин. Il est tres assidu aupres d"elle. [Он очень к ней внимателен.]
– Он ездит к ним?
– Да, очень часто. И знаете вы новую манеру ухаживать? – с веселой улыбкой сказал Пьер, видимо находясь в том веселом духе добродушной насмешки, за который он так часто в дневнике упрекал себя.
– Нет, – сказала княжна Марья.
– Теперь чтобы понравиться московским девицам – il faut etre melancolique. Et il est tres melancolique aupres de m lle Карагин, [надо быть меланхоличным. И он очень меланхоличен с m elle Карагин,] – сказал Пьер.
– Vraiment? [Право?] – сказала княжна Марья, глядя в доброе лицо Пьера и не переставая думать о своем горе. – «Мне бы легче было, думала она, ежели бы я решилась поверить кому нибудь всё, что я чувствую. И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!»
– Пошли бы вы за него замуж? – спросил Пьер.
– Ах, Боже мой, граф, есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, – вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья. – Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом), не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?…
– Что вы, что с вами, княжна?
Но княжна, не договорив, заплакала.
– Я не знаю, что со мной нынче. Не слушайте меня, забудьте, что я вам сказала.
Вся веселость Пьера исчезла. Он озабоченно расспрашивал княжну, просил ее высказать всё, поверить ему свое горе; но она только повторила, что просит его забыть то, что она сказала, что она не помнит, что она сказала, и что у нее нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном.
– Слышали ли вы про Ростовых? – спросила она, чтобы переменить разговор. – Мне говорили, что они скоро будут. Andre я тоже жду каждый день. Я бы желала, чтоб они увиделись здесь.
– А как он смотрит теперь на это дело? – спросил Пьер, под он разумея старого князя. Княжна Марья покачала головой.
– Но что же делать? До года остается только несколько месяцев. И это не может быть. Я бы только желала избавить брата от первых минут. Я желала бы, чтобы они скорее приехали. Я надеюсь сойтись с нею. Вы их давно знаете, – сказала княжна Марья, – скажите мне, положа руку на сердце, всю истинную правду, что это за девушка и как вы находите ее? Но всю правду; потому что, вы понимаете, Андрей так много рискует, делая это против воли отца, что я бы желала знать…
Неясный инстинкт сказал Пьеру, что в этих оговорках и повторяемых просьбах сказать всю правду, выражалось недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке, что ей хотелось, чтобы Пьер не одобрил выбора князя Андрея; но Пьер сказал то, что он скорее чувствовал, чем думал.
– Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, – сказал он, покраснев, сам не зная от чего. – Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про нее сказать. – Княжна Марья вздохнула и выражение ее лица сказало: «Да, я этого ожидала и боялась».
– Умна она? – спросила княжна Марья. Пьер задумался.
– Я думаю нет, – сказал он, – а впрочем да. Она не удостоивает быть умной… Да нет, она обворожительна, и больше ничего. – Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой.
– Ах, я так желаю любить ее! Вы ей это скажите, ежели увидите ее прежде меня.
– Я слышал, что они на днях будут, – сказал Пьер.
Княжна Марья сообщила Пьеру свой план о том, как она, только что приедут Ростовы, сблизится с будущей невесткой и постарается приучить к ней старого князя.

Женитьба на богатой невесте в Петербурге не удалась Борису и он с этой же целью приехал в Москву. В Москве Борис находился в нерешительности между двумя самыми богатыми невестами – Жюли и княжной Марьей. Хотя княжна Марья, несмотря на свою некрасивость, и казалась ему привлекательнее Жюли, ему почему то неловко было ухаживать за Болконской. В последнее свое свиданье с ней, в именины старого князя, на все его попытки заговорить с ней о чувствах, она отвечала ему невпопад и очевидно не слушала его.