Цыганы брифли. «Цыганы

Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что встретила его за курганом и пригласила в табор, что его преследует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко. Старик радушно приглашает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров.

Утром старик будит Земфиру и Алеко, табор просыпается и отправляется в путь живописной толпой. Сердце юноши сжимается от тоски при виде опустевшей равнины. Но о чем он тоскует? Земфира хочет узнать это. Между ними завязывается разговор. Земфира опасается, что он жалеет об оставленной им жизни, но Алеко успокаивает её и говорит, что без сожаления оставил «неволю душных городов». В той жизни, что он бросил, нет любви, а значит, нет веселья, и теперь его желанье - всегда быть с Земфирой. Старик, слыша их разговор, рассказывает им старинное преданье о поэте, который когда-то был сослан царем в эти края и томился душой по родине, несмотря на любовь и заботу местных жителей. Алеко узнает в герое этого преданья Овидия и поражается превратности судьбы и эфемерности славы.

Два года кочует Алеко вместе с табором, вольный, как сами цыганы, не сожалея о покинутом. Он водит по деревням медведя и тем зарабатывает на хлеб. Ничто не смущает покоя его души, но однажды он слышит, как Земфира поет песню, которая приводит его в смятение. В этой песне Земфира признается, что разлюбила его. Алеко просит её перестать петь, но Земфира продолжает, и тогда Алеко понимает, что Земфира неверна ему. Земфира подтверждает самые страшные предположения Алеко.

Ночью Земфира будит отца и говорит, что Алеко рыдает и стонет во сне, зовет её, но его любовь постыла Земфире, её сердце просит воли. Просыпается Алеко, и Земфира уходит к нему. Алеко хочет знать, где была Земфира. Она отвечает, что сидела с отцом, потому что не могла перенести вида душевных мучений Алеко, которые он испытывал во сне. Алеко признается, что видел во сне измену Земфиры, но Земфира уговаривает его не верить лукавым сновидениям.

Старый цыган просит Алеко не печалиться и уверяет, что тоска погубит его. Алеко признается, что причина его печали - равнодушие к нему Земфиры. Старик утешает Алеко, говорит, что Земфира - дитя, что женское сердце любит шутя, что никто не волен приказать сердцу женщины любить одного, как приказать луне застыть на месте. Но Алеко, вспоминая часы любви, проведенные с Земфирой, безутешен. Он сокрушается, что «Земфира охладела», что «Земфира неверна». В назидание старик рассказывает Алеко о самом себе, о том, как был молод, как любил прекрасную Мариулу и как наконец добился взаимности. Но быстро миновала молодость, ещё быстрее - любовь Мариулы. Однажды она ушла вместе с другим табором, бросив маленькую дочь, эту самую Земфиру. И с тех пор «все девы мира» постыли старику. Алеко спрашивает, как смог старик не отомстить обидчикам, как мог не вонзить кинжала в сердце похитителя и неверной жены. Старик отвечает, что ничто не в силах удержать любовь, ничто нельзя вернуть, «что было, то не будет вновь». Алеко уверяет старика, что сам он не такой, что он не может отказаться от своих прав или хоть насладиться мщением.

А в это время Земфира на свидании с молодым цыганом. Они условливаются о новом свидании нынешней ночью после захода луны.

Алеко тревожно спит и, пробудившись, не находит рядом Земфиры. Он встает, выходит из шатра, его объемлет подозренье и страх, он бродит вокруг шатра и видит едва приметный в звездном свете след, ведущий за курганы, и Алеко отправляется по этому следу. Внезапно он видит две тени и слышит голоса двух влюбленных, которые не могут расстаться друг с другом. Он узнает Земфиру, которая просит своего возлюбленного бежать, но Алеко вонзает в него нож… В ужасе Земфира говорит, что презирает угрозы Алеко, и проклинает его. Алеко убивает и её.

Рассвет застал Алеко сидящим за холмом с окровавленным ножом в руке. Перед ним два трупа. Соплеменники прощаются с убитыми и роют для них могилы. В задумчивости сидит старый цыган. После того как тела влюбленных были преданы земле, он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!» Он говорит, что цыганы не хотят жить рядом с убийцей, с человеком, который «для себя лишь» хочет воли.

Старик промолвил это, и табор скоро снялся с места и скрылся в степной дали. Лишь одна телега осталась в роковом поле. Настала ночь, но никто не разложил пред ней огня и никто не переночевал под её крышей.

Поэму «Цыганы» Пушкин написал в 1824 году. Центральным персонажем произведения является юноша Алеко, наделенный автором характерными для литературы романтизма чертами байронического героя, который противопоставляется окружающему миру.

Главные герои

Алеко – юноша, изгнанник, который присоединился к цыганам, был влюблен в Земфиру; узнав о ее измене, убил цыганку и ее возлюбленного.

Земфира – молодая свободолюбивая цыганка, была влюблена в Алеко, но затем полюбила другого.

Старик – отец Земфиры.

«Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют».

Табор остановился на ночь у реки. За шатром «ручной медведь лежит на воле» . Цыганка Земфира приводит с собой юношу Алеко, который хочет быть цыганом. Юношу «преследует закон» , но Земфира решает быть «ему подругой» . Отец Земфиры разрешает Алеко остаться, он готов делить с пришедшим «и хлеб и кров» .

***

Услышав их разговор, старик отец Земфиры рассказал предание о том, как к ним в изгнанье был сослан царем (Августом) поэт (Овидий), который был «уже летами стар» . И хотя все полюбили его, поэт так и не смог привыкнуть к «заботам жизни бедной» , считая ее наказанием, и до последнего дня тосковал по родине (Риму).

***

Прошло два лета. Алеко «без забот и сожаленья ведет кочующие дни» , показывая людям в деревнях представления с обученным медведем.

***

Как-то Алеко услышал, как Земфира поет песню «Старый муж, грозный муж, Режь меня, жги меня…» о том, что ненавидит и презирает своего мужа, так как любит другого. Алеко пытался запретить девушке петь. Однако Земфира сказала, что эта песня была о нем, и ушла.

***

Ночью Земфира разбудила отца:

«О мой отец! Алеко страшен.
Послушай: сквозь тяжелый сон
И стонет, и рыдает он».

Земфира поделилась с отцом, что любовь Алеко ей постыла, «сердце воли просит» . Земфира подошла разбудить Алеко. Тот сказал, что ему приснилось, как она ему изменила. Земфира сказала ему «не верить лукавым сновиденьям» .

***

Увидев, что Алеко грустит, старик-отец сказал ему:

«Утешься, друг: она дитя.
Твое унынье безрассудно:
Ты любишь горестно и трудно,
А сердце женское - шутя».

Старик рассказал Алеко, что давно, когда он был еще молод, его любила Мариула – мать Земфиры. Но однажды они повстречали табор и женщина, оставив ему дочь, ушла с табором.

Алеко удивился, что старик не отомстил «и хищникам, и ей коварной» . Старик же ответил:

«К чему? вольнее птицы младость;
Кто в силах удержать любовь?»

Алеко же с уверенностью сказал, что не откажется от своих прав или хотя бы отомстит.

***

Ночью Алеко выходит в поле. Видит «чуть по росе приметный след» и «близкие две тени»: Земфиру и молодого цыгана. Заметив мужа, девушка говорит возлюбленному бежать, но Алеко убивает его ножом, а затем и саму Земфиру. Утром цыгане похоронили «чету младую» .

После похорон старик подошел к Алеко, наблюдавшему за всем издалека, и сказал:

«Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним -
Не нужно крови нам и стонов -
Но жить с убийцей не хотим…
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли».

«Сказал - и шумною толпою
Поднялся табор кочевой
С долины страшного ночлега».

В степи осталась только одна телега, в которой ночью «огня никто не разложил» , «до утра сном не опочил» .

Эпилог

Рассказчик вспоминает о том, как встречал «телеги мирные цыганов» , как делил с ними пищу, любил их песни.

«И долго милой Мариулы
Я имя нежное твердил».

«Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны».

Заключение

В поэме «Цыганы» Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного мира, но и из мира свободы, так как Алеко совершил преступление против общечеловеческих ценностей.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 425.

Поэма «Цыганы» была создана Пушкиным в период первой (1820-1823 гг.) в самом конце, а конечная обработка проходила в 1824 году, в Михайловском. Она входит в цикл южных поэм, которые не связаны между собой героями или содержанием, но объединены темой свободы, имеют общий смысловой стержень. Начинается поэма с описания, ночующего в степи цыганского табора кочевников. Один старый цыган не спит, волнуясь за свою дочь-красавицу, которая до сих пор не вернулась с прогулки. Земфира появляется очень поздно, но не одна, а с юношей, который хочет стать цыганом и жить в таборе. Алеко преследуют власти, ему наскучила жизнь столичного света с его пустотой, где нет свободы и присутствует только жажда денег. Старик говорит, что готов принять Алеко, предлагая заняться традиционными цыганскими ремеслами. На рассвете цыганский табор двигается в путь и вместе с ними Алеко. Идя рядом с Земфирой, уверяет ее, что лучшей участи, чем жить на свободе и любить Земфиру, он не желает.

Однако старый цыган считает, что для человека, рожденного и жившего в неге цивилизации, не всегда просто приспособиться к жизни на воле. Отец девушки рассказывает историю об изгнаннике, певшем чудесные песни на берегах Дуная и которого все окружающие считали святым, окружали любовью и уважением. Высланный за какую-то провинность с большого города, старик страдал вдали от родины и завещал свой прах перевезти в родной город. В рассказе цыгана Алеко с удивлением узнает судьбу поэта Овидия.

Прошло два года. Алеко ведет кочевую жизнь, водя по селам медведя, исполняя песни под бубен старого цыгана. Воспоминания о прежней жизни все реже посещают юношу, и он вполне удовлетворен настоящим. Но это удовлетворение только внешнее и как только он стал сомневаться в верности Земфиры, проявилась внутренняя несвобода.

Земфира, воспитанная в духе абсолютной свободы в любовных отношениях, тяготится любовью Алеко. Земфира поет об опостылевшем муже, ненависти к нему и любви к другому. Теперь ей страшно находиться рядом с мужем, которого мучают ужасные сновидения. О том, что она его разлюбила и ей надоела его любовь, Земфира говорит отцу. Пытаясь утешить Алеко, который жалуется на охлаждение Земфиры, старый цыган рассказывает свою историю. Много лет назад, когда дочери был всего годик, ее мать Мариула бросила их и ушла к молодому цыгану из другого табора. Возмущенный Алеко не понимает, почему старик не отомстил неверной жене. По его мнению, даже спящего на берегу моря врага следует столкнуть в пучину, с наслаждением наблюдая за его гибелью. Однако старый цыган не понимает причину такой гневной реакции. Ведь удержать любовь, если она ушла, невозможно, приказать сердцу женщины любить одного так же не вольно, как приказать луне застыть на небе в одном месте.

Ночью, дождавшись, когда муж уснет, Земфира уходит на свидание. Внезапно проснувшись, Алеко обнаруживает отсутствие жены и идет на ее поиски. Объятый подозрениями и страхами, он бродит вокруг шатра и, увидев неясный след, направляется за курган. В звездной ночи он видит тени Земфиры и ее возлюбленного. Молодой цыган уговаривает возлюбленную остаться еще немного, а Земфира, боясь гнева мужа, уговаривает его вернуться в свой табор. В гневе Алеко убивает цыгана, а когда Земфира проклинает мужа и говорит о презрении его угроз, он вонзает свой нож и в нее. Утром цыгане застают Алеко с окровавленным ножом над телами двух влюбленных. Похоронив своих мертвецов, табор снимается с места. Перед уходом, старик-отец подходит к Алеко и говорит, что ему нет места среди цыган. У цыганского народа нет законов, и никто не будет мстить ему за смерти, но жить рядом с убийцей они не хотят. Цыганам не по пути с человеком, который хочет свободы только лично для себя.

Является поэма «Цыганы». Произведение появилось на свет после того, как писатель провел несколько суток в таборе бессарабских цыган.

Стихотворец работал над поэмой около десяти месяцев - с января по октябрь 1824 года. Начал писать поэму Александр Сергеевич в атмосферной Одессе, а закончил работу уже в Михайловском.

Последняя редакция «Цыган» датируется декабрем 1824 года .

Именно на сюжет пушкинских «Цыган» С. Рахманинов написал в 1892 году свою первую оперу под названием «Алеко». Поэма привлекла многих талантливых композиторов и музыкантов, благодаря ритмичному слову автора и глубокой чувственной теме.

Поэма «Цыганы» оставила значительный след в творчестве писателя. Именно в «Цыганах» А. С. Пушкин прощается с былым «байронизмом», описывая своего героя немного разочарованным и неспособным раствориться в среде «благородных дикарей» .

В поэме виден рост от ласкающего и сладкозвучного стиля к суровому и прекрасному написанию последних произведений автора.

Цель краткого пересказа

Краткое содержание поэмы «Цыганы» помогает читателю:

  • познакомиться с сюжетом поэмы или рассказа, романа;
  • узнать основную мысль и тему произведения;
  • ознакомиться с характерами главных героев, их переживаниями и способностями.

Для кого нужен краткий пересказ?

  • для студентов и учеников;
  • для литературных блогеров, которые выбирают произведение для прочтения;
  • для филологов и учителей, который с помощью краткого описание могут по-новому взглянуть на написанное известным писателем.

Начало поэмы

П о степям Бессарабии кочует цыганский табор. Обычная цыганская семья готовит ужин у костра. Недалеко пасутся кони, а за шатром отдыхает дрессированный медведь. Постепенно шум и песни угасают, табор поглощает сон.

Только в одном шатре не спит старый цыган. Он ждет свою дочь Земфиру, которая ушла гулять в поле. И тут неожиданно возвращается его дочка вместе с неизвестным юношей.

Земфира рассказывает отцу, что встретила парня за курганом и пригласила в табор, ведь его преследует закон, и он мечтает стать цыганом, сбежать от городской суеты и стать по-настоящему свободным.

Парня зовут Алеко. Старик любезно позволил молодому человеку остаться в таборе столько времени, сколько будет нужно. Он сказал Алеко, что готов делить с ним и кров, и хлеб.

Середина произведения

Наутро старый цыган разбудил дочь и юношу. Табор собирается отправиться дальше в путь. И сердце Алеко сжимается от грусти при виде опустевшей равнины.

Почему же он тоскует? Почему ему так горько? Земфире любопытно узнать, о чем грустит ее любимый. Они начинают разговаривать. Земфира переживает, что Алеко скучает по прежней жизни, от которой он решил отказаться. Но парень успокаивает ее и утверждает, что счастлив оставить в прошлом «неволю душных городов».

В прошлой, брошенной им жизни, не было любви и веселья, а теперь он желает всегда быть рядом с Земфирой.

Старик услышал их разговор и рассказал старое как мир предание про поэта, которого отправил в ссылку царь. Но сердце поэта скучало по родным краям, даже невзирая на гостеприимство и заботу местного населения. Алеко угадывает в герое рассказа Овидия, он поражен эфемерности славы и превратностями человеческой судьбы.

Два года Алеко живет в таборе и кочует вместе с ним. Он чувствует себя свободным и счастливым и совсем не тоскует о прошлой жизни. Зарабатывает на хлеб тем, что водит по деревням дрессированного медведя и веселит местное население.

Ничего не нарушает покой его души. Пока в один обыденный день Алеко не слышит песню Земфиры «Старый муж, грозный муж, режь меня, жги меня».

Песня вызвала в душе Алеко смятение. В этой песне девушка поет о том, что разлюбила его. Парень просит прекратить петь, но девушка продолжает. И в этот момент Алеко осознает, что Земфира своим поведением и пением подтверждает самые скрытые его страхи - она неверна ему. Она разлюбила!

Этой же ночью девушка будит своего отца и говорит, что Алеко зовет ее во сне и горько плачет. Но ее сердце просит воли, любовь Алеко уже надоела ей. Парень просыпается, и Земфира подходит к нему. Юноша интересуется, где была его возлюбленная? И она отвечает, что была у отца, так как не могла выдержать душевных терзаний Алеко во сне. Парень рассказывает, что ему приснилось будто Земфира изменила ему с другим. Но девушка просит не верить лукавости сновидений.

Алеко отправляется поговорить со старым цыганом. И старик просит парня не предаваться сильно грусти, ведь она способна погубить душу. В этот момент парень признается, что причина его душевных мук - это равнодушие возлюбленной. Цыган утешает Алеко, утверждая, что Земфира, словно ребенок. А сердце женщины любит, играя, и никто не волен приказать женскому сердцу, любить или нет. Но юноша вспоминает дни и часы любви и страсти, он безутешен в своих страданиях.

Парень накручивает себя, что Земфира к нему охладела и, скорее всего, нашла другого. Плюс ко всему старый цыган рассказывает разбитому горем юноше свою историю.

Его история о том, как он в молодости любил прекрасную и неземную Мариулу, как с трудом добился взаимности. Но молодость прошла быстро, а еще быстрее закончилась любовь Мариулы. И в один прекрасный день Мариула ушла с другим табором, а ему оставила маленькую дочь Земфиру и разбитое сердце.

И с того дня все женщины мира постылы ему. Алеко спросил, почему он не отомстил обидчику? Почему не вонзил кинжал в грудь неверной жены и ее любовнику? Но старик ответил, что любовь удержать или вернуть невозможно. Что было, то утеряно! Алеко сказал старику, что сам он не настолько благороден и жаждет мести.

В это время Земфира находится на свидании с молодым и красивым цыганом. И они договариваются о новой встрече сегодня ночью, когда взойдет луна. Алеко очень беспокойно спит и, проснувшись, не находит рядом Земфиры. Он поднимается и выходит из шатра. Его окутывает страх, тревога и подозрения. Алеко ходит вокруг шатра, размышляет и тут замечает едва заметные следы, идущие из кургана.

И парень решает пойти по следам. Неожиданно он видит перед собой две тени и слышит голоса влюбленных, которые никак не могут расстаться. Он узнает в одном из голосов Земфиру. Девушка просит своего нового возлюбленного бежать, но тот не успевает защитить себя - и Алеко вонзает нож в его спину. В полном ужасе Земфира кричит, что ненавидит и проклинает Алеко. И в этот миг он убивает ее.

Новый день встретил Алеко, сидящего на холме с окровавленным ножом в руке. Перед ним лежали два трупа. Соплеменники прощаются с убитыми и роют для них могилы, готовятся к церемонии.

В каком-то трансе, задумчивости сидит старый цыган, отец Земфиры. После погребения убитых он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!». Он говорит, что цыгане не могут и не хотят жить рядом с убийцей, который только для себя хочет воли.

Как только старик промолвил свой монолог, табор отправился в путь. И лишь одна телега осталась в поле. Пришла ночь, но никто не разложил перед ней огонь, и никто не пришел туда переночевать.

Эпилог

В эпилоге произведения автор рассказывает о том, как сам жил в степи с цыганским табором. И автор был влюблен в ту самую цыганку Мараулу (по сюжету мать Земфиры). Он говорит о том, что несмотря на кочевой образ жизни и скитания, жизнь цыган полна страсти и любви, горя и ненависти, житейской мудрости. А еще автор пишет о том, что человек не может в принципе обрести полное счастье - ни в городе, ни в таборе цыган.

Про публикации и успех поэмы в свое время

  • в 1825 году в альманахе «Северные цветы»;
  • в 1827 году вышел полный текст поэмы отдельным изданием;
  • в 1835 году песню Земфиры перевели на английский язык Джордж Борроу;
  • а в 1852 году издали «Цыган» на французском языке.

Согласно литературному анализу поэмы основная ее идея - это неспособность социально цивилизованного человека контролировать свои страсти и чувства, особенно чувство собственности по отношению к своей любимой женщине. С первого взгляда можно сказать, что поэма «Цыганы”-это трактат о свободе женщины по отношению к мужчине и осуждение социального мщения и наказания под воздействием сильных страстей.

1824 год. Россия. Александр Пушкин находится в кишиневской ссылке и именно в этот период своего творчества пишет «Цыганы». Суть сюжета «Цыган» в том, что главный герой Алеко молод и глубоко несчастен. Он попадает в цыганский табор, чтобы получить свободу. В таборе он встречает Земфиру и влюбляется в нее. В скором времени чувство Земфиры угасает, она увлечена другим. Алеко ревнует и в порыве страсти убивает любовников.

Главная мысль бессмертного текста «Цыганы» в том, что Пушкин Александр Сергеевич заостряет внимание читателя на таких чертах как самодовольство и эгоизм, для того, чтобы стало понятно, что подобные качества не заслуживают одобрения.

Очень кратко рассказ Цыганы Пушкина

В кочующем цыганском таборе вечер, старый цыган ждёт свою дочь, которая отправилась гулять по полям. Земфира возвращаетсяне одна, а с молодым человеком по имени Алеко. Она сообщает отцу, что он решил оставить прежнюю жизнь и стать цыганом. Старик тепло приветствует Алеко в таборе.

Начинается кочевая жизнь юноши, он полюбил Земфиру и привык к цыганской жизни. Но спустя два года молодой человек слышит песню своей цыганки и понимает, что Земфира разлюбила его. Ночью молодая цыганка слышит рыдания и стоны Алеко, но она уходит к отцу и рассказывает ему, что её сердце по отношению к Алеко остыло, что она хочет воли.

Позже молодой человек, беседуя с отцом Земфиры, узнаёт, что её мать сбежала от него с любовником в другой табор. Алеко поражён тем, что старик не захотел мстить обидчикам.

Одной лунной ночью Земфира условилась о свидании со своим тайным возлюбленным, молодым цыганом. Но их выследил ревнивец. В приступе злости он лишает жизни цыгана и свою любимую. И остаётся сидеть над их окровавленными телами до утра.

Утром цыгане находят их, хоронят убитых. Отец Земфиры изгоняет Алеко из табора. Он обвиняет его в том, что он гордый человек, и жаждет воли исключительно для себя.

Табор снимается с места и уходит. Остаётся лишь повозка Алеко.

Перед читателем простираются бескрайние степи Бессарабии. По этим степям кочует табор цыган. Вечер. Горит костер. Пасутся кони. За шатром лежит ручной медведь. Близится ночь. Почти все засыпают. Только старик не спит: он ждет свою дочь Земфиру, гуляющую в поле. Наконец Земфира возвращается, но не одна, а с юношей. Земфира объясняет отцу, что этого молодого человека встретила она на прогулке, что он хочет жить по законам цыган. Старик-отец радушен и приглашает юношу пожить в таборе, сколько тот захочет.

Наступает утро. Все просыпаются и отправляются в путь. Юноше почему-то тоскливо. Он не может понять причину грусти. Земфира пытается понять причину угнетенного состояния своего спутника. Она разговаривают. Земфира думает, что ее спутник тоскует об оставленной жизни. Но Алеко успокаивает девушку. Он говорит, что главное в его жизни – это она, Земфира.

Старик-отец слышит разговор молодых и рассказывает им предание о поэте, который был изгнан из Родины, но постоянно тосковал по ней. Алеко невольно узнает в поэте себя.

Проходит два года. Алеко кочует с цыганским табором. Он ощущает волю, чувствует единение с табором. Однажды он слышит, как Земфира поет песню, в которой речь идет об очень неприятном событии для Алеко. Оказывается, девушка его разлюбила. Алеко пытается прервать пение возлюбленной, но она упорно продолжает пение. Алеко осознает, что в их отношениях появился некто третий. Земфира, не таясь, подтверждает это.

Наступает ночь. Земфира будит своего отца и рассказывает ему о том, что Алеко во сне бредит ею. Алеко проснулся, и Земфира уходит к нему. Алеко подозревает Земфиру в измене. На что Земфира говорит, что беседовала со своим отцом. Тогда Алеко рассказывает девушке свои сны и подчеркивает, что в стране грез Земфира изменила ему. Земфира пытается убедить Алеко, что нет смысла верить во сны.

Отец Земфиры разговаривает с Алеко. Убеждает его не тосковать, потому что печаль может привести к смерти. Также он говорит о ветреной женской натуре Земфиры. Алеко непреклонен: он вспоминает «мгновения любви», проведенные с Земфирой и терзает свое сердце больше и больше.

Чтобы утешить Алеко старый цыган рассказывает историю о себе и красавице Мариуле. Что эта история любви несчастна. А плод этой страсти – Земфира. С той поры женщины для старика «умерли». Алеко не понимает, как старик мог простить измену любимой. Сам он говорит, что обязательно отомстил бы в подобной ситуации.

В это время Земфира идет на свидание.

Ночь. Алеко просыпается и не находит Земфиры рядом. Тогда он выходит на улицу и в свете звезд угадывает след Земфиры. Он идет по следу. Внезапно видит два силуэта – это Земфира и ее новый возлюбленный. Алеко захлестывает ревность, и он убивает ножом молодого цыгана. Земфира проклинает Алеко, а он убивает и ее.

Рассвет. Алеко сидит за курганом и передним «два хладных тела». В его руках окровавленный нож. Цыгане прощаются с убиенными и хоронят их. После похорон отец Земфиры просит Алеко, чтобы тот оставил их табор. Цыгане не хотят быть рядом с убийцей.

Финал поэмы: табор ушел. В поле осталась лишь одна телега. Никто не разложил ее на ночь и не развел перед ней костра.

Картинка или рисунок Цыганы

Сегодня даже совершенно далекие от религии люди знают историю двух братьев Каина и Авеля. Оно и неудивительно - данный библейский сюжет не раз экранизировался в художественных фильмах, упоминался

  • Краткое содержание Лем Солярис

    Где-то в далеком будущем, когда будет хорошо развит космос. Мужчина по имени Кельвин вдалеке от земного шара перелается с космолета на при планетную станцию. Станция с виду пуста, чем-то грязна, психолога никто не встретил