Цветаева мы с вами разные. Любовные стихи Марины Цветаевой

Анализ стихотворения Цветаевой «Мы с Вами разные…»

Произведение датировано 1915 г. - временем цветаевской юности, изобилующей интересными знакомствами и бурными увлечениями. По признанию лирической героини, ее сердце «слишком полно», и каждый день насыщенной жизни подобен маленькой волне.

Зачин стихотворения организован антитезой, подчеркивающей разность характеров лирической пары. Идею несходства призваны передать лексическая анафора и два сравнения, иллюстрирующие степень контраста. В качестве компонентов сравнительных конструкций автор выбирает традиционные пары: земная твердь и водная стихия, солнечный свет и тень.

На фоне горячих уверений, звучащих в первых строках, неожиданным выглядит вывод, который делает лирическое «я» в конце первой строфы. Противоположность убеждений, предпочтений или привычек - не приговор или повод для разрыва, а подарок судьбы, «лучшее приобретенье» для влюбленных.

Во второй строфе субъект речи поясняет собственное парадоксальное заключение, демонстрируя глубокое знание законов психологии. Рефрен о несхожести, к которому поэтесса обращается в третий раз, в новом контексте наделяется положительным, жизнеутверждающим звучанием. Счастье в том, что разность характеров таит в себе позитивный потенциал: она обогащает отношения и передает многообразие противоречивого и прекрасного мира. Завершает небольшой текст авторский афоризм, в котором подобие отождествляется с цикличностью, напоминающей бег по замкнутому кругу, - безнадежный, бессмысленный, изматывающий душу.

Стремясь придать лирическому повествованию особую экспрессивность и изобразить непосредственность переживания, поэтесса разделяет две первые строки в каждой из строф. Усложняется и ритмический рисунок произведения, приближаясь к безыскусственной разговорной речи.

Искренняя оптимистка, цветаевская героиня желает убедить лирического адресата в самоценности высокого чувства, ради которого стоит отринуть условности. Аллегорическая картина, представляющая потребность в любви как основу для существования всего живого, изображена в стихотворении «Два дерева хотят друг к другу». Вечный закон земной жизни поэтесса облекает в лаконичную формулу: «Одно к другому».

Как известно, Петербург уже давно стал любимым действующим лицом для многих авторов. О нем слагают легенды, ему посвящают стихи, его образ чудится в картинах и романах. Этот город подчиняет себе всех, заставляя историю крутиться в нем и вокруг него. Вот и новая постановка Юрия Бутусова в театре им. Ленсовета, премьерные показы которой прошли 11 и 12 мая, посвящена Петербургу, а также писателю, воспевшему фантасмагорию этого городского образа. Речь идет о спектакле под названием «Город. Женитьба. Гоголь», в основу которого легла комедия «Женитьба» Н.В. Гоголя, одна из наиболее популярных театральных пьес. Впрочем, у Юрия Бутусова, как обычно, по жанру вышла далеко не комедия, а скорее трагикомедия - история об одиночестве и мечтах большого мегаполиса, где маленькому человеку так легко потеряться.

На первое место в названии спектакля вынесена тема города, и это, пожалуй, одна из наиболее сильных и удачных линий постановки. Здесь продолжаются темы, характерные для классических русских романов, в которых Петербург выступает самостоятельным героем. За три с половиной часа перед зрителем возникает художественный образ города, воспетого Николаем Гоголем и Федором Достоевским (звучат фрагменты романа «Идиот» и романа в стихах «Евгений Онегин»), Анной Ахматовой и Андреем Белым. Он поэтический, романтический, временами жестокий по отношению к своим жителям, не лишенный, между тем, современного духа, наполненный бесчисленными туристами и машинами. Сценографию спектакля отличает предельный минимализм с элементами легкого хаоса (художник Николай Слободяник), полностью черное пространство затягивает в себя и поглощает неосторожных зевак. Это привычное режиссерское решение дает возможность не просто видеть город, а чувствовать его, слышать, поскольку фоном звучат голоса улиц Петербурга.

Именно в таких художественных рамках разворачивается сама «Женитьба» - гоголевская история о невесте Агафье Тихоновне в исполнении заслуженной артистки России Анны Ковальчук и сватающегося к ней служащего Подколесина (Олег Федоров). Эти двое мечутся, мучаются, постоянно выбирают и что-то выгадывают, не могут понять, что делать со своими жизнями, и как их соединить воедино. В общем, следуют всем смыслам из известного стихотворения Марины Цветаевой, также нашедшего место в спектакле:

«Мы с Вами разные,
Как суша и вода,
Мы с Вами разные,
Как лучик с тенью.
Вас уверяю - это не беда,
А лучшее приобретение
Мы с вами разные, какая благодать!
Прекрасно дополняем мы друг друга.
Что одинаковость нам может дать?
Лишь ощущенье замкнутого круга…»

Этот трогательный, пронзительный, сатирический, местами безумно смешной, но чаще грустный рассказ развивается достаточно вольно, время от времени возвращаясь к уже сыгранным эпизодам. Повторы текста и нарочито медленное пережевывание их по нескольку раз, хаотичный порядок сцен, меняющая несколько раз амплуа Агафья Тихоновна - эти традиционные режиссерские приемы Бутусова, к сожалению, в этот раз не производят привычно сильного впечатления на зрителей, чье внимание рассеивается уже с середины первого действия. Возможно, сказывается премьерное волнение, и именно поэтому спектакль идет довольно тяжело и не совсем органично, местами он сильно затянут и иногда разваливается на отдельные эпизоды. Первая часть постановки гораздо более плотная, насыщенная, разнообразная по настроению, в отличие от второй, где сцена за сценой, словно в спешке, набегают друг на друга, разрывая всю стройность композиции.

К третьему гоголевскому смыслу спектакля относится большинство остроумных и сатирических этюдов, которые намеренно выбиваются из трагической ритмики повествования. К примеру, очаровательно выглядит трио сватающихся к Агафье Тихоновне женихов. Яичница, Анучкин и Жевакин (Сергей Мигицко, Евгений Филатов и Александр Новиков), словно пригорюнившись в рюмочной, поют а капелла известные советские песни про ромашки, лютики, пилотов, девушек и самолёты. Эта и другая музыка становится еще одним полноправным героем спектакля, солнцем, вокруг которого все вращается. И если некоторые драматические эпизоды вызывают вопросы, то музыка наряду с идеальной актерской пластикой чутко и щедро дают возможность прочувствовать всю глубину трагической истории двух взрослых людей, снова и снова напоминая зрителям, как важно любить и быть любимым.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии, предоставленные Театром им. Ленсовета

Марина Ивановна Цветаева

Мы с Вами разные,
Как суша и вода,
Мы с Вами разные,
Как лучик с тенью.
Вас уверяю — это не беда,
А лучшее приобретенье.

Мы с Вами разные,
Какая благодать!
Прекрасно дополняем
Мы друг друга.
Что одинаковость нам может дать?
Лишь ощущенье замкнутого круга.

Произведение датировано 1915 г. — временем цветаевской юности, изобилующей интересными знакомствами и бурными увлечениями. По признанию лирической героини, ее сердце «слишком полно», и каждый день насыщенной жизни подобен маленькой волне.

Зачин стихотворения организован антитезой, подчеркивающей разность характеров лирической пары. Идею несходства призваны передать лексическая анафора и два сравнения, иллюстрирующие степень контраста. В качестве компонентов сравнительных конструкций автор выбирает традиционные пары: земная твердь и водная стихия, солнечный свет и тень.

На фоне горячих уверений, звучащих в первых строках, неожиданным выглядит вывод, который делает лирическое «я» в конце первой строфы. Противоположность убеждений, предпочтений или привычек — не приговор или повод для разрыва, а подарок судьбы, «лучшее приобретенье» для влюбленных.

Во второй строфе субъект речи поясняет собственное парадоксальное заключение, демонстрируя глубокое знание законов психологии. Рефрен о несхожести, к которому поэтесса обращается в третий раз, в новом контексте наделяется положительным, жизнеутверждающим звучанием. Счастье в том, что разность характеров таит в себе позитивный потенциал: она обогащает отношения и передает многообразие противоречивого и прекрасного мира. Завершает небольшой текст авторский афоризм, в котором подобие отождествляется с цикличностью, напоминающей бег по замкнутому кругу, — безнадежный, бессмысленный, изматывающий душу.

Стремясь придать лирическому повествованию особую экспрессивность и изобразить непосредственность переживания, поэтесса разделяет две первые строки в каждой из строф. Усложняется и ритмический рисунок произведения, приближаясь к безыскусственной разговорной речи.

Искренняя оптимистка, цветаевская героиня желает убедить лирического адресата в самоценности высокого чувства, ради которого стоит отринуть условности. Аллегорическая картина, представляющая потребность в любви как основу для существования всего живого, изображена в стихотворении «Два дерева хотят друг к другу». Вечный закон земной жизни поэтесса облекает в лаконичную формулу: «Одно к другому».

Мотивы сходства или противоположности психологических портретов находят отражение в произведении «Мы с тобою лишь два отголоска…». Духовное родство влюбленных обнаруживает дисгармоничную сторону, несущую печаль, муки, тяжесть в отношениях.

«Мы с Вами разные…» Марина Цветаева

Мы с Вами разные,
Как суша и вода,
Мы с Вами разные,
Как лучик с тенью.
Вас уверяю - это не беда,
А лучшее приобретенье.

Мы с Вами разные,
Какая благодать!
Прекрасно дополняем
Мы друг друга.
Что одинаковость нам может дать?
Лишь ощущенье замкнутого круга.

Анализ стихотворения Цветаевой «Мы с Вами разные…»

Произведение датировано 1915 г. - временем цветаевской юности, изобилующей интересными знакомствами и бурными увлечениями. По признанию лирической героини, ее сердце «слишком полно», и каждый день насыщенной жизни подобен маленькой волне.

Зачин стихотворения организован антитезой, подчеркивающей разность характеров лирической пары. Идею несходства призваны передать лексическая анафора и два сравнения, иллюстрирующие степень контраста. В качестве компонентов сравнительных конструкций автор выбирает традиционные пары: земная твердь и водная стихия, солнечный свет и тень.

На фоне горячих уверений, звучащих в первых строках, неожиданным выглядит вывод, который делает лирическое «я» в конце первой строфы. Противоположность убеждений, предпочтений или привычек - не приговор или повод для разрыва, а подарок судьбы, «лучшее приобретенье» для влюбленных.

Во второй строфе субъект речи поясняет собственное парадоксальное заключение, демонстрируя глубокое знание законов психологии. Рефрен о несхожести, к которому поэтесса обращается в третий раз, в новом контексте наделяется положительным, жизнеутверждающим звучанием. Счастье в том, что разность характеров таит в себе позитивный потенциал: она обогащает отношения и передает многообразие противоречивого и прекрасного мира. Завершает небольшой текст авторский афоризм, в котором подобие отождествляется с цикличностью, напоминающей бег по замкнутому кругу, - безнадежный, бессмысленный, изматывающий душу.

Стремясь придать лирическому повествованию особую экспрессивность и изобразить непосредственность переживания, поэтесса разделяет две первые строки в каждой из строф. Усложняется и ритмический рисунок произведения, приближаясь к безыскусственной разговорной речи.

Искренняя оптимистка, цветаевская героиня желает убедить лирического адресата в самоценности высокого чувства, ради которого стоит отринуть условности. Аллегорическая картина, представляющая потребность в любви как основу для существования всего живого, изображена в стихотворении «Два дерева хотят друг к другу». Вечный закон земной жизни поэтесса облекает в лаконичную формулу: «Одно к другому».