Распространенное определение примеры

Определение – это такой член предложения, который отвечает на вопрос какой? (какая? какое? какие?) и относится обычно к существительным или местоимениям.

Например:


Определения, согласующиеся с определяемым словом в роде, числе, падеже выраженные одиночными причастиями, прилагательными или оборотами, местоимениями и порядковыми числительными называются согласованными.



Определения, выраженные существительными в косвенных падежах, чаще с предлогами, называются несогласованными. Соответственно, эти определения в роде числе, числе и падеже с определяемым словом не согласуются.

По степени распространения определения бывают распространённые (при них есть зависимые слова) или одиночные (нераспространенные).

Н а обособление второстепенных членов влияет наличие при них зависимых слов; положение второстепенного члена по отношению к слову, к которому оно относится; наличие определенных предлогов; уточняющее значение одного члена предложения по отношению к другому.


§2. Знаки препинания в предложениях с обособленными согласованными определениями

Рассмотрим правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными согласованными определениями .

Распространённое согласованное определение (причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами) обособляется, если относится к существительному и стоит после определяемого слова.



Не обособляется такое определение, если относится к существительному и стоит перед определяемым словом.


Нераспространённые (одиночные) согласованные определения обособляются, если

их два и более, относятся они к существительному и стоят после определяемого слова.



Нераспространённое (одиночное) согласованное определение обособляется, если относится к существительному, стоит после него и имеет добавочное обстоятельственное значение.



Обособляются распространённые или одиночные с огласованные определения с добавочным обстоятельственным значением (причины, условия, уступки), стоящие перед определяемым словом.

Посмотрите на примеры:



Любое с огласованное определение (распространённое или нераспространённое) обособляется, если оно оторвано от определяемого слова другими членами предложения, независимо от того, стоит ли оно до или после определяемого слова.


Из этого правила есть небольшое исключение. Заключается оно в следующем: если определение относится к неопределённому, определительному или указательному местоимению, оно не обособляется:

§3. Краткие итоги по теме урока

Обособляется распространённое согласованное определение, которое относится к существительному и стоит после определяемого слова, Не обособляется такое определение, если оно стоит перед определяемым словом. Нераспространённые согласованные определения обособляются, если их два и более, относятся они к существительному и стоят после определяемого слова. Также обособляется нераспространённое согласованное определение, стоящее после определяемого существительного и имеющее добавочное обстоятельственное значение. Обособляются согласованные распространённые или одиночные определения с добавочным обстоятельственным значением, стоящие перед определяемым словом. Любое согласованные определение (распространённое или нераспространённое) обособляется, если оно оторвано от определяемого слова другими членами предложения или относится к личному местоимению. Но не обособляется определение, относящееся к неопределённому, определительному или указательному местоимению.

Литература:

1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.

2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык:Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.

5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.

6. В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман–Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. Общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И.

7. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.

8. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.

9. Богданова Г.А.Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М.: Просвещение, 2012

10. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.:Дрофа, 2000

11. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Правила и упражнения по русскому языку.5-8 класс. - «Аквариум» ГИППВ, 1997

12. Симакова Е. С. Практические задания по русскому языку для подготовки к урокам и ГИА. 8 класс. Астрель, ВКТ,2012

13. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.:ИД «Литература», 2012

14. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Тесты. Русский язык. 8-9 классы. М. «Дрофа», 2000

15. Тростенцова Г.А., ЗапорожецА.И.: Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2012

В русском языке традиционно выделяют три основных второстепенных члена:

дополнения;

определения;

обстоятельства.

Приложения рассматриваются обычно как разновид­ность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т.д.

В одной из сказок Андерсена засохший розовый куст покрывается среди жестокой зимы белыми пушистыми цветами .

Грамматическая основа – куст покрывается . От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: куст (какой?) розовый; куст (какой?) засохший. Сказуемое зацвёл связано с существительным с предлогом: зацвёл (когда?) среди зимы, с цельным словосочетанием зацвёл (где?) в одной из сказок , зацвёл (как?) цветами. Далее ставятся вопросы от второстепенных членов друг к другу: среди зимы (какой?) жестокой; цветами (какими?) белыми, цветами (какими?) пушистыми; в одной из сказок (чьих? или кого?) Андерсона.

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

Определение отвечает на вопросы какой? чей? (и в разных других падежных формах)

Ответственный человек; прыгающий мячик.

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, то есть на все, кроме именительного.

Удивился встрече ; говорил об успехе

Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др.

Разговаривали громко ; произнёс шёпотом ; гулять в лесу

Обратите внимание!

К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным.

Например, в сочетании задание на дом к существительному можно задать морфологический вопрос: задание (на что?) на дом. Но существительное на дом в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: задание (какое?) на дом.

Каждый второстепенный член может быть ОБОСОБЛЕННЫМ.

Второстепенные члены могут играть роль УТОЧНЯЮЩИХ членов предложения.

Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Чаще всего определение выражается именем прилагательным, причастием, местоимением и именем числительным, то есть всеми частями речи, которые обозначают признак предмета.

1) Есть в осени первоначальной короткая , но дивная пора. Все определения выражены именами прилагательными.

2) Но далеко ещё до первых зимних бурь - и льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле. Определения выражены именами прилагательными, именем числительным и причастием.

3) Не в твои ль глаза смотрю с белых , матовых страниц? Определения выражены именами прилагательными и местоимением.

Обратите внимание : предложениях прилагательные и порядковые числительные могут являются определениями, а в могут входить в именную часть сказуемого.

1) С горы открывался чудесный вид.- Вид с горы был чудесный .

2) Утром начался сильный дождь.- Утром дождь был сильный .

3) Мы живём в первом от площади доме.- Наш дом первый от площади.

4) В лагерь вернулись усталые туристы.- В лагерь туристы вернулись усталые .

5) Доводы комиссии были очень убедительные .- Комиссия представила убедительные аргументы.

6) За полотном узкоколейки непроходимым частоколом стоит молодой сосняк. - Непроходимым он кажется только издалека.

Согласованные и несогласованные определения

Относясь к именам существительным, определения как зависимые слова связываются с ними или по способу согласования - согласованные определения, или при помощи других способов (управления, примыкания) - несогласованные определения. Сравните, например:

1) (Какой?) Автобусный маршрут изменён (согласованное определение).- Маршрут (какой?) автобуса изменён (несогласованное определение).

2) На первое подали (какой?) флотский борщ (согласованное определение).- На первое подали борщ (какой?) по-флотски (несогласованное определение).

3) (Чей?) Наш рассказ продолжался целый час (согласованное определение).- (Чей?) Его рассказ продолжался целый час (несогласованное определение).

4) Дайте мне (какую?) интересную книгу (согласованное определение).- Дайте мне книгу (какую?) поинтереснее (несогласованное определение).

Несогласованное определение может быть выражено неделимым словосочетанием, например:

1) На первой парте сидела девочка (какая?) с голубыми глазами .

2) Наши хоккеисты - игроки (какие?) высокого класса .

Распространённые и нераспространённые определения.

Если опре­де­ле­ние не имеет при себе зависимых слов, это ОДИ­НОЧ­НОЕ определение.

Если при опре­де­ле­нии есть за­ви­си­мые слова, их на­зы­ва­ют РАСПРОСТРАНЁННЫМИ. Самый яркий при­мер распространённого определения - при­част­ный обо­рот (=|ПО|) .

Машина (ГС) «скорой помощи»(какая?), |стоящая поперёк мостовой |, успе­ла при­влечь зевак.

|Всё падающий огромными хлопьями| (какой?)снег (ГС) уже засыпал все дорожки и тротуары.

Точно так же бы­ва­ют зависимые слова при имени прилагательном: На стек­ле (ГС) каком?, |се­реб­ря­ном от инея| , мороз на­ри­со­вал узоры. От при­ла­га­тель­но­го «серебряном» ста­вит­ся во­прос (от чего?) к «от инея», следовательно, при­ла­га­тель­ное и за­ви­си­мое слово со­став­ля­ют определительный оборот(=|ОО|) .

Обратите внимание : данный материал рассматривается не во всех школьных учебниках!

Приведём ещё подобные примеры:

Непохожий на других (какой?) щенок , мокрый от снега (какой?) пуховик , красное от жары (какое?) лицо

И причастный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся ОДНИМ чле­ном предложения, определением.

Определение – это такой член предложения, который отвечает на вопрос какой? (какая? какое? какие?) и относится обычно к существительным или местоимениям.

Например:


Определения, согласующиеся с определяемым словом в роде, числе, падеже выраженные одиночными причастиями, прилагательными или оборотами, местоимениями и порядковыми числительными называются согласованными.



Определения, выраженные существительными в косвенных падежах, чаще с предлогами, называются несогласованными. Соответственно, эти определения в роде числе, числе и падеже с определяемым словом не согласуются.

По степени распространения определения бывают распространённые (при них есть зависимые слова) или одиночные (нераспространенные).

Н а обособление второстепенных членов влияет наличие при них зависимых слов; положение второстепенного члена по отношению к слову, к которому оно относится; наличие определенных предлогов; уточняющее значение одного члена предложения по отношению к другому.


§2. Знаки препинания в предложениях с обособленными согласованными определениями

Рассмотрим правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными согласованными определениями .

Распространённое согласованное определение (причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами) обособляется, если относится к существительному и стоит после определяемого слова.



Не обособляется такое определение, если относится к существительному и стоит перед определяемым словом.


Нераспространённые (одиночные) согласованные определения обособляются, если

их два и более, относятся они к существительному и стоят после определяемого слова.



Нераспространённое (одиночное) согласованное определение обособляется, если относится к существительному, стоит после него и имеет добавочное обстоятельственное значение.



Обособляются распространённые или одиночные с огласованные определения с добавочным обстоятельственным значением (причины, условия, уступки), стоящие перед определяемым словом.

Посмотрите на примеры:



Любое с огласованное определение (распространённое или нераспространённое) обособляется, если оно оторвано от определяемого слова другими членами предложения, независимо от того, стоит ли оно до или после определяемого слова.


Из этого правила есть небольшое исключение. Заключается оно в следующем: если определение относится к неопределённому, определительному или указательному местоимению, оно не обособляется:

§3. Краткие итоги по теме урока

Обособляется распространённое согласованное определение, которое относится к существительному и стоит после определяемого слова, Не обособляется такое определение, если оно стоит перед определяемым словом. Нераспространённые согласованные определения обособляются, если их два и более, относятся они к существительному и стоят после определяемого слова. Также обособляется нераспространённое согласованное определение, стоящее после определяемого существительного и имеющее добавочное обстоятельственное значение. Обособляются согласованные распространённые или одиночные определения с добавочным обстоятельственным значением, стоящие перед определяемым словом. Любое согласованные определение (распространённое или нераспространённое) обособляется, если оно оторвано от определяемого слова другими членами предложения или относится к личному местоимению. Но не обособляется определение, относящееся к неопределённому, определительному или указательному местоимению.

Литература:

1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.

2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык:Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.

5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.

6. В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман–Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. Общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И.

7. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.

8. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.

9. Богданова Г.А.Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М.: Просвещение, 2012

10. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.:Дрофа, 2000

11. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Правила и упражнения по русскому языку.5-8 класс. - «Аквариум» ГИППВ, 1997

12. Симакова Е. С. Практические задания по русскому языку для подготовки к урокам и ГИА. 8 класс. Астрель, ВКТ,2012

13. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.:ИД «Литература», 2012

14. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Тесты. Русский язык. 8-9 классы. М. «Дрофа», 2000

15. Тростенцова Г.А., ЗапорожецА.И.: Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2012