Цитаты из комедии "недоросль" фонвизина. Подборка цитат и высказываний героев из комедии Д

Комедию представили на суд зрителей в деревянном театре купца Карла Книппера. Автор пьесы, принимавший самое деятельное участие в постановке, с удовлетворением писал московскому знакомому: «Успех был полный...». «Недоросль» - самое известное произведение Дениса Ивановича. Он трудился над ним три года, и не напрасно, - пьеса стала самой репертуарной на русской сцене в 18 веке. Огромную популярность комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за ярких образов, живости диалога и юмор. Многие фразу стали цитатами, например «Не хочу учиться – хочу жениться». А имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.

О жизни…

Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.

Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней.

Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет.

Какое было бы несчастье, если б солнце перестало светить для того, чтоб слабых глаз не ослепить!

Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чертом.

Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни.

Льстец есть тварь, которая не только о других, о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Льстец - ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

О любви…

К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.

Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?

Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.

О деньгах…

Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Наличные деньги - не наличные достоинства.

Для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все стоит в воображении. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.

О власти…

Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.

Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

Начинаются чины - перестает искренность.

Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных.

О разуме и образовании…

Золотой болван - все болван.

В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Век живи, век учись, друг мой сердешный!

Я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих - благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы. Без нее (без души) просвещеннейшая умница - жалкая тварь. Невежда без души - зверь.

Фонвизин Денис Иванович, (1744/1745-1792 гг.), писатель, драматург

А разве тот счастлив, кто счастлив один? Вообрази себе человека, который бы всю свою знатность устремил на то только, чтоб ему одному было хорошо, который бы и достиг уже до того, чтоб самому ему ничего желать не оставалось. Ведь тогда вся душа его занялась бы одним чувством, одной боязнию: рано или поздно сверзиться. Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?

Без знатных дел знатное состояние ничто.

Без ума жить худо; что ты наживешь без него?

Береги жену, не давай ей воли.

В большом свете водятся премелкие души.

В глазах мыслящих людей честный человек без большого чина - презнатная особа.

Взятки запрещать невозможно. Как решать дело даром, за одно свое жалованье?

Возможно ли тому статься, чтоб в книгах врали?

Все равно, иметь ли мужа или быть связанной.

Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.

Всякий найдет в себе довольно сил, чтобы быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала.

В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Две тысячи душ и без помещичьих достоинств всегда две тысячи душ, а достоинствы без них - какие к черту достоинствы.

Для прихотей одного человека всей Сибири мало!

Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.

Женщины обыкновенно бывают целомудренны с людьми заслуженными, а с повесами редко.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

И сам не знаю я, на что сей создан свет!

Как можно подумать, что Богу, который все знает, неизвестен будто наш табель о рангах?

Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!

Как судьбина милосердна! Она старается соединить людей одного ума, одного вкуса, одного нрава.

Когда же то тебя так сильно изумляет,
Что низка тварь корысть всему предпочитает

И к счастию бредет презренными путьми, - Так, видно, никогда ты не жил меж людьми.

Корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь.

Корыстолюбие редко любовь побеждает.

Ленивый боится при деле труда, а праздный не терпит самого дела.

Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный больше от расположения души.

Много печатного вздору у нас не оттого, что больше стало еретиков, а разве оттого, что больше стало дураков.

Молодой человек подобен воску.

Надобно, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны.

Начинаются чины - перестает искренность.

Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.

Невежда без души - зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление.

Не все ври, что знаешь.

Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.

Нельзя не любить правил добродетели. Они способы к счастью.

Ум и наука подчиняются моде столько же, сколько сережки и пуговицы.

Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб спрятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное, а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

О Клим! дела твои велики!

Но кто хвалил тебя? Родня и две заики.

Оставлять богатство детям? Умны будут - без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван - все болван.

Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище.

Сердце человеческое есть всегда сердце, и в Париже и в России: оно обмануть не может.

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Слава Богу, что на вранье нет пошлин! Ведь куда бы какое всем было разорение!

Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами.

Счастлив, кто в старости сохраняет все свои чувства.

Ты должен посвятить отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек.

У кого чаще всех Господь на языке, у того черт на сердце.

Честь есть душа супружеского согласия.

В мое время, когда я еще был помоложе, народ был гораздо крупнее.

Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни. И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.