Чтобы взять на себя ответственность.

Если взять на себя ответственность за свою жизнь, постепенно всё начнёт меняться. Только для этого вы должны быть настроены серьёзно и решительно.

Нерешительность в данном случае, пожалуй, страшнее всего. Как часто мы плывём по течению, не распоряжаясь своей жизнью, позволяя внешним обстоятельствам определять нашу судьбу.

Вот что советует известный предприниматель и лайф-коуч Энтони Роббинс.

  1. Принимайте решение в момент прилива энтузиазма.
  2. Возьмите на себя обязательство довести дело до конца.
  3. Скажите себе, что ваше решение окончательное и всё произойдёт так, как вы запланировали.

К сожалению, большинство из нас постоянно нарушают данные себе обещания, то есть лгут сами себе. А если не доверять самому себе, просто не получится ничего изменить в своей жизни. Как же быть?

Бросьте себе вызов

Не отмахивайтесь от этой статьи. Не откладывайте всё на завтра. Примите решение сегодня . Пусть это будет то, что вы давно хотели или планировали сделать. Пообещайте себе, что на полпути. Скажите себе, что у вас уже есть все необходимые качества. Ведь иначе эта идея не мучила бы вас всё это время.

По данным исследователей, если мы берём на себя какие-то обязательства, особенно публично, само желание казаться последовательным побуждает нас действовать в соответствии с принятым решениемCan Commitment Change Behavior? A Case Study of Environmental Actions . .

Принимая какое-то решение, мы выстраиваем определённое представление о себе, соответствующее нашему новому поведению.

Мы начинаем воспринимать себя в соответствии с этим решением. Если в итоге наше поведение в течение достаточно длительного времени (около 4 месяцевCommitment, behavior, and attitude change: An analysis of voluntary recycling . ) соответствует принятому решению, меняются и наши установки.

Притворяться, пока это не станет правдой? Нет. Примите решение измениться и следуйте ему. Нужно не притворяться, а .

В заключение

Примите решение, возьмите на себя ответственность за его исполнение и сообщите об этом другим. Составьте примерный план действий. Подумайте, чего вы хотите достичь и что для этого понадобится сделать.

А затем создайте условия, в которых вы неизбежно выполните задуманное. Не оставляйте себе лазеек. Со временем ответственное отношение к жизни просто войдёт в привычку.

Сегодня много говорят о том, что для достижения успеха надо , но не все понимают, что это такое и как же ее научиться принимать на себя. Вот о том, что это такое и как брать на себя ответственность, поговорим в этом материале дальше.

Термин известен во многих языках уже давно. Он предполагает умение реагировать на какие-то внешние факторы и предполагает какие-то последствия. Сегодня способность брать ответственность на себя кроет в себе менее жесткий смысл и предполагает способность человека держать слово, самостоятельно принимать решения с учетом интересов других.

Чтобы научиться брать на себя ответственность , надо быть социальной личностью, так как это умение формируется только во время взаимодействия с другими людьми. Надо уметь быть самокритичным, чтобы развить в себе умение брать на себя ответственность. Именно эти качества присущи лидеру. Лидер – это не человек, бегущий впереди паровоза. Тек, кто так думает и действует в соответствии с этими установками, рано или поздно заканчивают неврозом или инфарктом. Любая ответственность – это социальный феномен, подкрепленный конкретными действиями, степень которого подбирается строго под конкретного человека им самостоятельно.

Как научиться брать на себя ответственность?

Прежде всего, надо понять, что научиться брать на себя ответственность может каждый, кто приложит к этому должные усилия. Стать ответственным непросто, но можно. Постарайтесь оценить себя по приведенным ниже уровням ответственности и сделать соответствующие выводы.

Уровни ответственности

Уровень 0. На нем находятся иждивенцы, которые переложили заботу о себе на плечи других.
Уровень 1. Такие люди ленивы и делают что-то только тогда, когда жизнь заставляет что-то предпринять. Если его не подталкивать, он ничего делать не будет.
Уровень 2. На этом уровне находятся специалисты, которые умеют качественно делать свою работу, но делают ее механически, без малейшей искры. Это безинициативные люди, которые не будут брать на себя ответственность, потому что им не платят за лишние телодвижения.
Уровень 3. Этот сотрудник уже берет на себя ответственность за выполненную им работу. Если она получается недостаточно качественной, работает над собой для повышения этого качества. Со временем перерастает в профессионалы, потому что ему важны результаты работы, а не только их материальное вознаграждение со стороны начальства.
Уровень 4. На нем обычно находится мелкий руководитель. Ему так или иначе приходится брать на себя ответственность и за себя, и за других. Умеет пренаправлять выполнение задач на вверенном уму участке работы.
Уровень 5. Это руководитель предприятия, в подчинении которого находятся локальные руководители. Он уже несет ответственность за все предприятие. Но она ограничивается вверенным ему фронтом работ, престижностью должности и зарплатой.
Уровень 6. Полная ответственность владельца бизнеса. Он сам организовывал и ставил на ноги этот бизнес, а потому несет ответственность за действия каждого. При этом он мало мелькает на людях.

Обращаем внимание, эти уровни – именно уровни, а не должности. Они отражают личносно-психологическое состояние человека.

Воспитание личной ответственности

Начинается оно с того, чтобы самому научиться определять свои обязательства и выполнять их, быть готовым понести все возможные последствия. Чтобы научиться этому, можно выполнять такие шаги:

1. Перевести ответственность в разряд собственной ценности, которая улучшит вашу жизнь и которую надо постоянно повышать.
2. Задавайте себе правильные вопросы. Не спрашивайте, что вы хотите, спрашивайте себя, что вы можете сделать для того, чтобы достичь желаемого.
3. Постоянно контролируйте, что вы еще можете сделать, чтобы иметь полную ответственность за то, что делаете?
4. Найдите себе напарника, а лучше наставника, который смоет вас контролировать, поощрять или штрафовать.

Попробуйте выполнять указанные выше советы, и вы в скором времени вы сможете научиться и овладеть даром брать на себя ответственность .

Я считаю вопрос ответственности одним из самых важных для человека. Потому что от этого зависит не только его успех, но и счастье, здоровье и даже любовь. Поэтому каждому человеку очень важно определить для себя, что для него значит выражение “взять на себя ответственность ”.

Предлагаю вам сейчас задуматься над этим вопросом и обсудить его вместе в комментариях. Подумайте над следующими пунктами и ответьте на них. Как вы считаете:

    1. Всегда ли нужно брать ответственность на себя?
    2. Есть ли граница ответственности?

Дерево растет благодаря тому, что оно питается соками Земли и . А вот человек внутренне развивается только тогда, когда он размышляет над важными для себя вещами, событиями, анализирует свое поведение и поведение других людей. Не случайно, в древности мудрецы обучали своих учеников на притчах.

Я тоже с этой целью завела свою рубрику “ ”. Прекрасными инструментами также являются мини-конкурсы, расширенные опросы и хорошо развернутые комментарии.

Чтобы остановить мгновение, вам не нужно много времени. Просто подумайте немного и ответьте себе на поставленные выше вопросы. Я называю такие вопросы “ ”. Они не дают вам уйти с намеченного пути и ответы на них определяют характер течения вашей жизни.

За что можно отвечать ? За свои

    • мысли;
    • эмоции;
    • слова;
    • действия.

Все эти аспекты одинаково важны и ничего из них нельзя убрать.

Нужно ли всегда быть ответственным

Ответственность дает человеку свободу располагать своей жизнью, контролировать ее и самостоятельно принимать решения. Увы, не каждому человеку это нужно! Многие предпочитают быть , тупым орудием для исполнения чьей-то воли. Ибо понимают, что ответственность требует больших затрат энергии, а значит, чревата усталостью . Ответственность – это работа, а значит, возможен стресс . К тому же, ответственный человек часто действует на свой страх и риск. А это чревато потерями . Поэтому выбор меры ответственности зависит от амбиций человека, его целей и от того, насколько полно он осознает себя как личность.

Есть ли границы ответственности

Границы ответственности для каждого свои. Вообще их надо рассматривать не в общем понятии, а относительно конкретных проявлений этого качества. Можно выделить три глобальных вида ответственности:

    1. За свою личную жизнь.
    2. За тех, кто рядом с тобой.
    3. За всех людей.

С точки зрения достижения успеха чаще всего говорят об ответственности за свою жизнь. Все успешные люди управляют своей жизнью. Они не хотят быть марионеткой в чужих руках. С этой точки зрения границ ответственности за свою жизнь не существует. Ты отвечаешь за все. Только ты отвечаешь за свое настроение, поведение, здоровье, успехи и неудачи.

Но жизнь не ограничивается только одними достижениями. Полная гармония жизни все-таки включает и другие виды ответственности.

Человек – социальная личность. Всегда рядом с нами есть другие люди . В какой мере мы ответственны за них? Самые родные и дорогие это наши любимые, родители и дети. И судя по тому, что сейчас происходит, в мире слишком много людей, которые не считают себя ответственными за дорогих людей. Это подтверждает высокий процент разводов, неполных семей, брошенных детей и одиноких стариков.

Ответственен ли человек за того, кого он “приручил ”? Наверное, “Маленький принц” не входит в число книг, которые родители подсовывают своим детям.

Но не всегда нужно взваливать на себя полную ответственность за “прирученных”. Иначе другие люди на тебя с удовольствием навесят кучу обязательств. Жизненные примеры этого можно увидеть сплошь и рядом.

Сорокалетний верзила не работает, но прекрасно живет: старушка-мать к своей пенсии взяла еще подработку и кормит сына, его жену и его двоих детей.

Мать ни на минутку не отпускает от себя дочь, объясняя это своим слабым здоровьем. В итоге девушка остается старой девой.

Вот в таких случаях обязательно надо уметь устанавливать границы своей ответственности и учиться говорить НЕТ . Иначе ты станешь объектом чужих манипуляций.

Приглашаю вас подключиться к обсуждению этой темы и высказать свое мнение по этому поводу. Еще раз почитайте три вопроса в начале статьи и постарайтесь ответить на них в комментариях.

Здравствуйте! Я на данный момент разбираюсь со своими страхами. Поняла уже, что главный страх у меня повзрослеть, взять на себя полную ответственность за свою жизнь. Осознала причину этого -
конфликт внутреннего ребенка с внутренним родителем, внутренний ребенок боится, что ему придется умереть. Какие возможны выходы, методы примирения их?
И еще вопрос. Когда приходится себя заставлять что-то делать, работать, заниматься хозяйством, то потом я без сил, даже если занималась недолго, понимаю свою выгоду в сделанном, и есть желание дальше поделать что-то свое. Это тоже последствия моего внутреннего конфликта или нет?

Страх взять на себя полную ответственность за свою жизнь

Здравствуйте, Галина.
внутренний ребенок боится, что ему придется умереть.

Существует миф, что во взрослении и взрослости исчезает детскость и ребячество. Это не так. Точнее, можно это сделать так - так устроить свою жизнь, чтобы "убить" (а на самом деле - просто наглухо подавить) внутреннего ребенка. Но это не значит, что он перестанет существовать - просто уйдет в "подполье", проявляясь не прямо, а например, в болезнях. Наша детская часть играет важную роль в нашей жизни, она является катализатором многих приятных переживаний в ней, таких как радость, беспечность, спонтанность и прочее. Конечно, не вся радость и другие переживания исходят из детской части, но в большом количестве они "собраны" в ней. Жизнь без внутреннего ребенка представляется мне довольно унылой, как бы простонародно не звучало мое определение. Хорошим примером являются, например, дети, которые по разным причинам вынуждены ухаживать за младшими (или старшими) в семье и которые в 8 лет могут сказать что-то вроде: "Веселиться - это детские шалости!" - со всей презрительностью и надменностью. Это довольно грустное явление. Но взрослость не обязательно так несладка: как и каким быть во взрослости - выбор каждого!

Тогда вопрос начинает звучать по-другому: как организовать свою жизнь так, чтобы принять свою взрослую часть, взяв ответственность на себя за свою жизнь, не "убивая" при этом внутреннего ребенка? Вопрос индивидуальный: вы можете сами поисследовать пути решений для себя. Например, вы можете работать, но посещать какие-то дополнительные кружки, которые приносят вам радость и где вы можете раскрыться.

Хочется заметить:

конфликт внутреннего ребенка с внутренним родителем,

- по Эрику Берну есть 3 эго-состояния - Родитель, Ребенок и Взрослый. И Родитель ≠ Взрослый. Вкратце: Родитель отвечает за автоматизмы и долженствования (совесть); Ребенок - за спонтанность, эмоциональность, новизну; Взрослый - взвешенная часть сознания, принимает решения, адаптируется в происходящем. Можете подробнее изучить разницу и особенности в книге "Люди, которые играют в игры" (Эрик Берн).

Про "заставлять себя что-то делать" и связь со внутренним конфликтом Ребенок-Родитель. Учитывая, что вы спрашиваете это в контексте вашей темы, вполне вероятно, что это связанные вещи. У меня даже есть ощущение, что вы их уже связываете, но ищите подтверждение вовне. Учитывая, что ваша взрослая/родительская часть ассоциируется с некоторой сухостью и отсутствием детскости и сама по себе вызывает сопротивление, то ничего удивительного в том, что из вас "все соки выжимает" "взрослая" (или бытовая) деятельность. Я вот думаю: возможно ли в повседневные "взрослые" занятия добавить детскости? Может, это станет хорошим мостиком между вашими частями себя. Получится, что вы будете выполнять взрослые дела, но использовать при этом креативность и ресурс своей энергичной детской части - все будет задействовано.

У меня есть еще и другое предположение: возможно, вы боитесь не этого конфликта, а по другим причинам не хотите взрослеть... Вполне вероятно, что одна составляющая страха взросления есть в этом конфликте, но у меня есть ощущение, что есть и другие... Но это необходимо дополнительно исследовать.

Если у вас есть желание безопасно попрактиковать себя в совмещении разных частей себя в одной деятельности, поискать пути, как можно быть взрослой, не "убивая" Ребенка в себе, а также поисследовать, что еще может стоять на пути взросления, кроме конфликта Ребенок-Родитель (или Ребенок/Взрослый), то я готов с вами сотрудничать на платной основе. Мне кажется, со всем выше перечисленным вполне можно практиковаться самостоятельно в своей жизни, но с психологом процесс усвоения информации, осознавания, приобретения желаемого опыта может пойти значительно быстрее. Выбор оставляю за вами! :)

С уважением, психолог Зиненко Александр.

Чтобы понять, почему люди избегают ответственности, в первую очередь стоит задать себе следующие вопросы: «А что такое ответственность?» и «Как понять, где человек ее на себя берет, а где нет?»

Я бы назвал ответственностью сферу контроля человека. Ответственность на себя мы берем в тех ситуациях, где осуществляем контроль над происходящим, принимаем в нем участие, совершаем какие-то действия, способствующие получению результатов, которые нужны нам.

Получается, что избегание ответственности – это отказ по той или иной причине влиять на ситуацию, ожидание, что ситуация изменится сама, или ее кто-то изменит за нас. Когда кому-то говорят: «Возьми на себя ответственность за свою жизнь», обычно подразумевают: «Начни уже наконец-то что-то делать, чтобы твоя жизнь стала такой, как ты хочешь, вместо того, чтобы жаловаться на обстоятельства, продолжая «плыть по течению».

Здесь стоит вспомнить такое известное в психологии понятие как локус контроля . Это свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам. Обычно если человек больше привык считать себя причиной тех вещей, которые с ним случаются в жизни – считается что у него внутренний локус контроля (интернальный). Если человек считает, что он в общем особо ни на что в жизни не влияет, а то, что происходит, определяется судьбой, кармой, Богом, инопланетянами, разными людьми или любыми другими обстоятельствами, тогда считается, что он обладает внешним локусом контроля (экстернальным).

Конечно же, в обычной ситуации у большинства людей этот показатель будет находиться где-то между двумя крайностями, сдвинутым больше к одному или другому полюсу.

Люди, у которых локус контроля очень сильно сдвинут к внешнему – обычно играют роль жертвы обстоятельств. Все у них не так, они не на что не влияют, во всем виноваты окружающие. Они совсем не несут ответственность за свою жизнь, они движутся туда, куда их несет поток. Как малые дети, которые испытывают беспомощность перед возникающими проблемами и в вместо решения могут только обижаться или обвинять других.

К примеру у человека нет друзей, но он обвиняет в этом других, обижается на них и даже злится за то, что они его не понимают, не хотят понять, не ценят и не любят, вместо того, чтобы разобраться в реальной причине, и что-то изменить в себе, предпринять какие-то действия, чтобы построить желаемые взаимоотношения с окружающими.

Люди, у которых локус контроля очень сдвинут к внутреннему, часто берут на себя ответственность даже за то, на что они повлиять по сути не могут. Например, за чужие эмоции или решения. Эти люди склонны к сильному чувству вины и самообвинениям, когда что-то идет не так.

Хорошим примером будет работа с парнем, который испытывал ряд неприятных эмоций, если при знакомстве девушка ему отказывала. Любой отказ он всегда принимал на свой счет, считая, что он делает что-то не так, при этом веря, что если бы делал все правильно, то обязательно получил бы позитивный ответ. Он никак не мог понять, что есть другие обстоятельства, на которые он повлиять не может при всем желании и при всей «правильности» его действий. Когда мы начали разбираться, оказалось, что нечто похожее у него происходит в других сферах – убежденность, что все всегда зависит от него. Но это, конечно, же не так. Всегда есть еще ряд факторов, которые влияют, особенно когда идет взаимодействии с любой другой живой системой: животным, человеком, группой людей. Мне когда-то очень понравился замечательный пример, который привел Роберт Дилтс: если мы ударим ногой по мячу, имея определенный опыт и навык, мы можем просчитать траекторию полета мяча, где он приземлится. Если мы ударим ногой собаку, мы никогда не знаем наверняка, где окажется собака через несколько секунд.

Конечно, если мы уже какое-то время знакомы с человеком, нам известны его привычки и осообенности, то в этом случае уже можно более или менее просчитать, как он отреагирует на наше действие. Но тоже далеко не всегда. Тем более мы не можем управлять всем и всегда в этом мире. Многие вещи так или иначе происходят помимо нашей воли, и ничего с этим не поделать.

Помните молитву о спокойстии? «Господи, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить, дай мужество изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого» – это как раз об уравновешенном локусе контроля. Очень важно уметь брать на себя ответственность и предпринимать действия там, где это возможно и просто отпускать контроль, принимать неизбежность там, где возможности что-либо изменить нет.

Еще стоит заметить, что когда говорят о локусе контроля человека, высчитывается некий общий показатель, путем усреднения уровня контроля в разных ситуациях. То есть общую тенденцию человека брать ответственность за события в разных сферах его жизни на себя или перекладывать ее на внешний мир. Но, что интересно, несмотря на общий знаменатель, в некоторых сферах человек может иметь совершенно противоположный локус контроля. Например, в сферах бизнеса, здоровья, саморазвития, человек берет на себя ответственность за результаты (интернальный локус контроля), а в сфере личных отношений убежден, что от него ничего не зависит (экстернальный локус контроля).

Мой опыт говорит о том, что это во многом связано с убеждениями человека, которые сформировались в процессе взросления. К примеру экстернальный локус контроля в сфере отношений у человека может быть, потому что на каком-то этапе своей жизни он сформировал убеждение, что «вторую половинку» ему пошлет Бог или судьба, что все должно произойти само по себе, поэтому никаких особо действий не предпринимает в этой сфере.

Бывает, наоборот, человек верит, что на нем «венец безбрачия» и тоже ничего не делает, а ходит по экстрасенсам, в надежде «снять» проклятье, вместо того, чтобы проанализировать причины неудач и что-то изменить в себе. Получается, что здесь он перекладывает ответственность за результат в этой области своей жизни на других.

Теперь, когда стало более понятно с ответственностью, попробуем разобраться с теми причинами, по которым люди избегают ответственности в разных сферах своей жизни.

Несколько основных причин, которые приходят в голову:

1. Убежденность, человека в том, что от него это не зависит, что он не может на это повлиять. Когда по тем или иным причинам появились убеждения, что это изменить нельзя. Один пример я уже привел выше, но можно добавить еще. Например, убеждение «В этой стране ничего никогда не изменится». С таким убеждением человек даже не пытается ничего менять.
В таком случае необходима работа с этими убеждениями, расширение представления о конкретной сфере, помощь в поиске методов изменения ситуации и достижения результатов.

2. Избегание ответственности из-за неумения и незнания как сделать что-то , и как результат ожидания, что кто-то сделает вместо меня.

Обычно такая проблема возникает у несамостоятельных людей, тех, о ком с детства проявляли сверхзаботу и не давали ничего делать самому. Такие люди просто не умеют и не привыкли напрягаться, чтобы что-то получилось. Их с детства приучили, что если что-то попробовал и не получилось с первого раза, прибежит мама и все устроит. Обычно такие люди и во взрослом возрасте, если сразу что-то не получилось, не стремятся самостоятельно найти решение, приложить усилия. Они делают растерянный беспомощный вид и ждут, когда придет мама, или кто-то взрослый, кто маму заменит. А если им не помогают, они искренне не понимают почему, и обижаются на плохих людей вокруг, которые их не любят, потому что не хотят помогать. Часто проблема усугубляется тем, что поскольку много лет все проблемы и задачи решались другими, человек не сформировал достаточно навыков и личного опыта, на который он сможет опереться. Объем работы очень большой. Когда человек хочет что-то делать, все это наваливается сразу, кажется неподъемным, и ему проще вернуться к привычным паттернам поведения. Кстати, часто у таких людей есть внутреннее ощущение, что они как бы все еще маленькие и сами не знают, как правильно, а вот остальные взрослые и лучше знают, как поступить.

Я, конечно, описал крайний случай, но и такие крайности встречаются. У некоторых это проявлено частично или в отдельных сферах жизни. У кого-то во всех сразу.

Терапевтическая работа с такими людьми будет заключаться в последовательном обучении самостоятельности, выработке стратегий поиска решений и достижения результатов, в формировании навыков и уверенности, что он сам знает, как поступить. Все это в конце концов должно привести к постепенному взрослению личности или той части личности, которая застряла в детстве.

3. Избегание ответственности из-за страха ошибиться. Обычно эта причина сбрасывания с себя ответственности проявляется у людей, которых постоянно наказывали, критиковали за ошибки и неудачи, которым выставляли завышенные требования. Иногда просто показывали, как то, что он с чем-то не справился плохо и ужасно, как сильно расстраивает маму. В общем, если проще, то неудачи/ошибки у человека проассоциировались с чем-то страшным и болезненным, поэтому он старается любыми способами их избежать. Обычно такие люди являются перфекционистами, потому что как еще можно избежать ошибок? Правильно, делать все идеально, быть идеальным. Но в мире нет ничего идеального и быть не может. А тем более человек не может не совершать ошибок, потому что это нормальная часть любого обучения. Поэтому, как правило, те сферы, где идеально сделать не получится, человек избегает, старается не брать на себя ответственность за результаты, потому что любая неудача будет для него болезненной. На удивление такие люди сверхответственны и могут чувствовать свою вину даже там, где они ничего сделать не могут. Но в то же время тех ситуаций, в которых они не уверены, что справятся на 100%, перфекционисты постараются избежать. Они часто играют с собой в игру «да не очень-то и хотелось». То есть просто не делают чего-то, в чем могут потерпеть неудачу, тем самым сохраняя иллюзию идеальности. Обычно такие люди не склонны к экспериментам и редко выходят за рамки привычного. Любые попытки делать что-то новое у них сопровождаются сильной тревогой и сопротивлением, пока они наберут должной степени , чтобы не делать ошибок. Часто еще одной проблемой является стремление все сделать с первого раза. Если сразу не получилось, человек расстраивается и больше не пытается. Даже один раз очень больно переживать неудачу.

Во многом они конечно берут на себя ответственность и получают результаты. Но в сферах, где они могут не справиться, где может быть критика в их адрес, они будут избегать брать на себя ответственность любой ценой.

Терапевтическая работа с такими людьми будет заключаться в убирании страха неудачи/ошибки, прорабатывании чувства вины, в обучении принимать свою неидеальность и любить себя такого, какой есть, в не зависимости от своих достижений или неудач.

4. Нежелание брать на себя ответственность из-за неверия в собственные возможности. Человек перестает верить в то, что сможет справиться с чем-либо в том случае, когда было очень много неудач в прошлом. В результате множественных неудачных опытов у него формируется убеждение о том, что он ничего не сможет или с ним что-то не так. И с этим убеждением он уже даже не пытается пробовать, потому что заранее ожидает неудачи. Более того, каждая новая неудача «цепляет» и поднимает наверх боль прошлых неудач, заставляя человека еще сильнее убеждаться в том, что с ним что-то не так и он ни на что не способен. Тогда человек просто даже не пытается что-то делать и чем-то управлять, он избегает любой ответственности. Зачем, если все равно в результате ничего не получится кроме боли и разочарования?

Терапевтическая работа с таким человеком будет заключаться в поиске внутренних ресурсов, в переоценке прошлого опыта и выяснении реальных причин неудачи, в формировании эффективных стратегий достижения результатов, формировании позитивных убеждений вместо негативных по поводу своих способностей и подкрепление их успешным опытом. Ему нужно будет постепенно простраивать “фундамент успешности”, сперва достигая результатов в малом, а потом опираясь на эти достижения, как на ресурс, постепенно добиваться большего в своей жизни.

Конечно, здесь описаны «чистые варианты», но в реальной жизни они часто перемешаны, поэтому работа идет по нескольким разным направлениям. И такую работу стоит проводить, она может очень сильно изменить жизнь. Исследования показывают, что люди с интернальным локусом контроля более счастливы, чаще реализовывают себя в различных сферах жизни, менее тревожны. Неудивительно, что живут такие люди значительно лучше, чем те, кто обладает экстернальным локусом контроля. Вторые, не имея достаточно влияния на то, что с ними происходит, часто становятся жертвами обстоятельств, испытывают тревогу в связи с невозможностью влиять на происходящее и вынуждены полагаться на других, что делает их зависимыми. Под гнетом внешних событий они принимают не те решения, идут не в том направлении, и, в конце концов, просто проживают не свою жизнь. Но работа над собой позволяет из «жертвы обстоятельств» превратиться в «хозяина жизни», который планирует, действует, принимает решения, достигает результатов, сам строит свою жизнь. В конце концов, это не что-то магическое, а набор поддерживающих убеждений и эффективных паттернов мышления, которым можно обучить человека. И это не пустые слова. Например, когда я проходил программу по работе с наркозависимыми у Фрэнка Пьюселика, он рассказывал как в его центрах из, по-сути конченных людей, личность которых разрушена наркотиками и тем образом жизни, который они вели, делают вполне успешных членов общества. Не всех конечно, только тех, кому хватило сил и желания пройти длительную программу (от полутора лет). И я видел этих ребят, общался с ними. Они открыты, у них чистая речь, они уверены в себе, работают, растят детей, они никак не похожи на бывших наркоманов. С такими людьми хочется дружить. Глядя на них, понимаешь, какой на самом деле потенциал к позитивным изменениям заложен в человеке, нужно только помочь ему раскрыться. Это не просто, но вполне возможно.